Какой аккумулятор выбрать: обслуживаемый или необслуживаемый?
Появление необслуживаемых аккумуляторов на белорусском рынке вызвало немало вопросов у водителей. Многих смущала невозможность обслуживания АКБ. Этот факт вызывал сомнения и в плане надёжности батарей. Специалисты сервисного центра по обслуживанию аккумуляторов «РИМБАТ» решили разобраться в вопросе, какую аккумуляторную батарею лучше всего покупать в 2022 году для своего автомобиля: обслуживаемую или необслуживаемую.
Что представляют собой необслуживаемые АКБ?
Сегодня большинство производителей АКБ перешли на производство необслуживаемых моделей. Их конструкция подразумевает, что во время эксплуатации в устройство не придётся доливать дистиллированную воду. Это стало возможным, благодаря использованию технологий, которые обеспечивают минимальные потери жидкости во время работы батареи:
-
Используется легированная кальцием решётка.
-
Устанавливается двойная лабиринтная крышка.
-
В пасте присутствуют специальные добавки и т.д.
Благодаря двойной крышке, образовавшиеся по ходу работы газы, не выходят наружу напрямую. Они проходят сквозь ходы лабиринтов. Там они превращаются в воду – и возвращаются по специальным каналам обратно в банку. Система газоотвода в таких моделях центральная. Сбоку на АКБ есть отверстие в крышке, где находится специальная газоотводная трубка. Такая технология минимизирует процесс потери воды.
Ещё одна «фишка» необслуживаемых АКБ – бОльший уровень электролита по сравнению с обслуживаемыми моделями. Использование современных технологий даёт возможность обойтись без доливки дистиллированной воды в течение всего периода эксплуатации.
Необслуживаемые аккумуляторы в нештатных ситуациях
Что происходит с такими АКБ при форс-мажорных ситуациях? К примеру, при поломке реле-регулятора случается полный перезаряд батареи, что приводит к кипению электролита в баках.
Это процесс необратимый. Уровень электролита в устройстве снизится до критической отметки. Восстановить его не получится. Поэтому к ремонту электрики добавится ещё и замена АКБ.Гаражные умельцы проводят различные эксперименты по восстановлению таких батарей. Они сверлят дырки в крышке для получения доступа к «внутренностям» АКБ. При этом нарушается их заводская целостность и структура, «ломаются» лабиринты, что приведёт к изменению количества возвращаемой воды в баки.
Мы занимаемся обслуживанием аккумуляторов уже долго. Гарантировать успех такого мероприятия вам не сможет никто. Вы заплатите деньги за проделанную работу, эффект от которой не гарантирован. К тому же, непонятно, к каким негативным последствиям может привести установка такого аккумулятора. Как минимум, вас может ждать неприятность в виде «мёртвой» машины даже при минимальном морозе на улице.
Почему производители перешли на необслуживаемые АКБ?
Если верить исследованиям, которые в разное время проводили многие компании, то от АКБ закрытого типа по ходу эксплуатации наблюдается гораздо меньше проблем, чем от обслуживаемых батарей. Это связано с проявлением самодеятельностью и низкой квалификацией специалистов, которым водители доверяют обслуживание аккумулятора. По этой причине мы рекомендуем обращаться только в профильный сервис «РИМБАТ», где будет проведено не только ТО автомобильного аккумулятора, но и полная его диагностика, которая покажет потенциальные проблемы, с которыми вы можете столкнуться в ближайшее время.
Необслуживаемые аккумуляторы используются в автомобилях, когда устройство располагается не в подкапотном пространстве, а внутри салона или в багажнике. Они позволяют отводить отработанные газы за пределы салона, что делает поездку гораздо комфортнее. Ещё одно преимущество моделей – наличие встроенного гасителя пламени, что делает использование батарей гораздо безопаснее.
Какой аккумулятор выбрать для личного или коммерческого использования?
Возможно, вас удивит наш ответ, но глобальной разницы в этом выборе нет. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, поскольку где-то важно наличие возможности восстановления, а в каких-то вариантах альтернатив нет, когда АКБ устанавливается в салон.
-
Для сложных или экстремальных условий больше подходят классические аккумуляторы (с пробками).
-
Для спокойных условий эксплуатации можно покупать необслуживаемую батарею.
-
Необслуживаемые АКБ чуть дороже классических.
-
ТОПовые модели могут обладать преимуществами батарей обоих видов. Например, АКБ KRAFT.
У некоторых моделей этого производителя корпус сделан прозрачным. Это позволяет водителям контролировать уровень электролита без лишних телодвижений (не открывая пробки). При этом конструкция крышки – двойная с центральным газоотводом. Ещё одна «фишка» моделей – наличие пробки, установленной в банках. Всё это – позволяет наделить АКБ всеми преимуществами необслуживаемого аккумулятора, но при этом при необходимости у специалиста будет доступ к банкам.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор правильно
Производители аккумуляторных батарей не стоят на месте и стараются упростить задачи по их обслуживанию со стороны автовладельцев. Если раньше можно было встретить только обслуживаемые АКБ, в которые приходилось доливать дистиллированную воду или электролит, то сейчас в большинстве своём аккумуляторы относятся к необслуживаемому типу.
И тут закономерно возникает вопрос о том, как с ними правильно работать и что необходимо знать о процессе заряда. Ведь следить за закипанием электролита откровенно проблематично. Плюс не предусмотрено откручивающихся пробок, через которые при необходимости можно было бы долить жидкость.
Если вы имеете дело с необслуживаемой АКБ, обязательно разберитесь, как их заряжать.
Содержание
- В чём особенности АКБ
- Когда может потребоваться зарядка
- Как проводится зарядка
- Проверка уровня электролита
- Время заряда
- Что будет в случае перезаряда
В чём особенности АКБ
Думаю, не сложно будет вспомнить или представить себе классический аккумулятор обслуживаемого типа. В процессе его обслуживания приходилось сталкиваться с такими явлениями:
- Проверка уровня и состояния электролита. Тут легко было получить травму из-за искры или самой жидкости.
- Доливка смеси. Добавляли обычно воду либо готовый электролит. А это опасная кислота, способная спровоцировать химические ожоги.
Разобрав необслуживаемые аккумуляторные автомобильные батареи, взглянув на их достоинства и недостатки, вы сделаете для себя соответствующие выводы.
Выбор в пользу рассматриваемого типа означает, что вы думаете о собственной безопасности и здоровье.
Необслуживаемыми АКБ называют аккумуляторы, у которых нет прямого доступа к внутренним пластинам и банкам. Такие батареи обычно кальциевые или гибридные.
Зная и понимая, что значит необслуживаемый автомобильный аккумулятор, стоит перейти к рассмотрению его сильных и слабых сторон.
Во многом они становятся определяющим фактором при покупке новой АКБ.
Логично предположить, что необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи имеют не только достоинства, но и недостатки.
К числу положительных качеств можно отнести:
- способность долгое время удерживать заряд;
- усовершенствованная конструкция пластин;
- не испаряется вода;
- для выхода пара предусмотрены специальные клапаны;
- электролит обладает не жидкой, а скорее гелеобразной формой;
- увеличенный срок службы;
- способность работать с современными и требовательными автомобилями.
Да, срок службы в отношении необслуживаемого аккумулятора является одним из главных оснований для выбора в его пользу. У автомобильного обслуживаемого аккумулятора интервал между заменами меньше.
К условному недостатку можно отнести наличие непроницаемого корпуса. То есть открыть его не получится. Но нужно ли его открывать, когда есть возможность заряжать АКБ, — вопрос спорный.
А главным минусом называют стоимость. Она выше в сравнении с обслуживаемыми аналогами. Но будет справедливо сказать, что такие затраты себя в полной мере оправдывают. Тут главное — изначально взять устройство проверенного производителя и убедиться, что это не подделка.
Сопоставьте достоинства, которыми обладают необслуживаемые аккумуляторные батареи, и их недостатки, сделав для себя выводы.
Когда может потребоваться зарядка
Автомобилисты интересуются, можно ли им заряжать свои необслуживаемые аккумуляторы, если производитель заявляет об отсутствии такой необходимости.
В действительности заряжать их можно. А иногда это даже необходимо.
Изготовители утверждают, что их АКБ автономные, самостоятельные. Но это только при идеальных условиях эксплуатации. Если с генератором всё хорошо, регулятор тока отлично справляется со своими обязанностями, потребность в зарядке вряд ли возникнет. Ведь АКБ будет получать необходимый заряд и компенсировать все потери на стартер, работу магнитолы и пр.
На практике неплохие АКБ необслуживаемого типа служат без каких-либо нареканий первые 2-3 года.
Но есть факторы, из-за которых может потребоваться зарядка.
- Городская езда. Множество автомобилистов передвигаются по городу и только. Причём пробеги небольшие, поездки короткие. Генератору попросту не хватает времени, чтобы компенсировать заряд. Для полного заряда требуется проехать порядка 50-100 км. без остановок. В городе обычно проезжают по 30-40 км. в день, но постоянно останавливаясь при этом. Примерно 50% заряда АКБ будет недополучать.
- Реле-регулятор. Это устройство, которое контролирует подачу корректного и стабильного напряжения через генератор к батарее. Если реле или сам генератор работают неправильно, имеются поломки или сбои, тогда АКБ может также недополучать заряд.
- Заморозки. Низкие отрицательные температуры также способствуют снижению заряда в батарее.
Если необслуживаемая АКБ полностью разрядится, восстановить её будет практически невозможно.
Доступ к содержимому корпуса закрыт, поэтому дополнить АКБ токопроводящей жидкостью нет возможности. А если электролит выкипает, что негативно влияет на ёмкость.
Вот и получается, что в плане ухода и контроля состояния подобные аккумуляторы можно считать даже более требовательными, нежели их обслуживаемые аналоги. Допустив глубокий разряд, восстановить АКБ может и не получится. А это означает необходимость покупки нового устройства.
Поскольку автомобилист не в состоянии контролировать абсолютно всё, порой логичнее и правильнее просто поставить АКБ на зарядку.
Как проводится зарядка
Теперь непосредственно о том, как правильно зарядить свой необслуживаемый аккумулятор и что для этого потребуется узнать.
Процедуру можно выполнять 2 способами.
- Постоянный ток. Здесь параметры начального тока меняться не будут. Зато потребуется менять подачу напряжения. К примеру, постоянный ток составит 2 А, а напряжение сначала 14,8, а к концу процедуры снижается до 14,3 В.
- Постоянное напряжение. Здесь начальное напряжение меняться не будет, но корректируется значение по току. К примеру, изначально выставляется напряжение 14,4 В, а то будет 10 А. К концу заряда ток падает до 0,2 А.
Устанавливать зарядное напряжение выше 15 В в случае с необслуживаемыми АКБ из-за герметичного закрытого корпуса ни в коем случае нельзя.
Самостоятельная зарядка необслуживаемого аккумулятора от автомобиля, проводимая в домашних условиях, при использовании современных зарядных устройств особых проблем вызывать не должна.
Можно дать примерную инструкцию о том, как правильно заряжать необслуживаемые автомобильные аккумуляторы:
- Батарея ставится на ровную поверхность. Но можно оставить и в подкапотном пространстве, соблюдая технику безопасности.
- Далее подключаются крокодилы от зарядного устройства с соблюдением полярности.
- Сделайте замеры текущего напряжения от батареи. Если заряд упал до 11 В, заряжать уже бессмысленно. Это указывает на глубокий разряд, после которого восстановить устройство невозможно.
- Рассчитайте время для заряда, опираясь на данные по выдаваемому напряжению.
- Подайте напряжение, равное 12,6 В. В первые 30 минут наблюдайте за АКБ. Если электролит не начал кипеть, напряжение можно поднять до 14,4 В.
- Параллельно следите за тем, как падают показатели на амперметре. Как только они достигнут нижнего предела 0,5-1 А, ЗУ можно выключать.
Это позволит понять, как правильно зарядить свой необслуживаемый аккумулятор, если пользоваться обычным зарядным недорогим устройством для АКБ. Современные зарядки усовершенствовали, и тут требуется лишь подключить клеммы, включить в розетку и запустить процесс. Автоматика сама выключит заряд, когда он достигнет нужных значений.
Отталкиваясь от представленной инструкции, вы сможете подзарядить свой необслуживаемый аккумулятор самостоятельно. Если процедура выполняется без снятия с автомобиля, убедитесь в том, что все потребители энергии отключены.
Оптимальным решением будет использование автоматического ЗУ. С его помощью заряжать дома севший необслуживаемый аккумулятор одно удовольствие.
В первый час работы такие АКБ дают максимальный ток, на второй час снижают его в 2-3 раза, а после 5 часов процесс протекает на минимальных значениях.
Применение автоматических ЗУ позволяет сделать правильный заряд и предотвратить вскипание электролита.
Так что при возможности используйте именно такие зарядные станции.
Проверка уровня электролита
Многих интересует, как же обслуживать свой необслуживаемый аккумулятор, если крышек там нет, доступ к банкам отсутствует.
Фактически в обслуживании подобные АКБ могут и не нуждаться, если придерживаться всех правил, а также своевременно заряжать батарею.
Но иногда возникает необходимость долить воду или электролит, чтобы необслуживаемый автомобильный аккумулятор продолжил исправно работать.
Прежде чем заливать дистиллированный состав, важно понять, как вообще тут можно проверять уровень жидкости.
Производители это предусмотрели. И предлагают 2 способа.
- Отметки Max и Min. Находятся на корпусе и указывают на уровень заряда. Наносятся на специальном окошке. Если меток нет, то можно встретить АКБ с прозрачной частью корпуса.
- Индикаторы. У некоторых производителей имеются индикаторы, позволяющие узнать примерный уровень. Выполнены они в виде нескольких цветов. Чаще всего зелёный означает полный заряд, белый — средний, а красный или чёрный — критический.
Достоверными такими методы проверки назвать нельзя.
Не совсем понятно, как быть, если долить дистиллят нужно, а отверстий для этого не предусмотрено. Есть опять же 2 варианта. Пойти на хитрость или просто купить новую АКБ.
Долить жидкость в необслуживаемую АКБ можно таким образом:
- с помощью прозрачных участков найти банки и перегородки;
- определить места для заливки жидкости или проверки плотности;
- шилом сделать аккуратное отверстие;
- через него, где имеется индикатор плотности, по 5 мл заливается дистиллят;
- удобнее всего это сделать шприцам;
- когда индикатор станет белым или зелёным, добавьте ещё 20 мл.
Если прозрачных участков нет, придётся действовать вслепую. Для этого вставляется в корпус шприц до определённой глубины, вытягивая шток на себя. Когда жидкость начнёт заполнять шприц, делается отметка. Уже потом по этой метке доливается состав.
Время заряда
Если автоматического ЗУ у вас нет, придётся проводить расчёты для определения времени, потраченного на заряд. Тут потребуется знать степень разряда и ёмкость.
- Когда АКБ полностью заряжена полностью, напряжение будет 12,6-12,7 В. У разряженных батарей это 116,-11,7 В. Когда заряд средний, это 12,1-12,2 В.
- То есть между полным зарядом и полным разрядом разница около 1 В. Нужно взять 10% от этого значения, то есть 0,1 В.
- Если ёмкость АКБ 60 Ач, уровень разряда при 12,1-12,2 В составит 50%. А это 30 А.
- Необслуживаемые АКБ заряжают током 10% от ёмкости. Если это 60 Ач, ток составит 6 А.
- Чтобы компенсировать потраченные 30 А, требуется минимум 5 часов.
Условно, ёмкость на 60 Ач заряжается за 10 часов, поскольку идёт подача тока 6 А. За каждый час восполняется заряд на 6 Ампер. Поскольку потеря составила, предположим, 30 А, тогда тут потребуется 5 часов.
Расчёт провести не сложно, поэтому каждый должен справиться с этой задачей.
youtube.com/embed/Jxa3zQM4hRs?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Что будет в случае перезаряда
Допускать перезаряд необслуживаемых АКБ нельзя.
В противном случае это может привести к таким последствиям:
- электролит закипит, в результате чего внутренние элементы начнёт разъедать;
- кислота будет распространяться по клеммам, окислять и создавать налёт;
- если жидкость окажется вне батареи, оголятся пластины, а затем произойдёт их осыпание;
- вероятность разрыва корпуса АКБ не исключена;
- потребуется замена батареи.
Последствия вполне очевидные и предсказуемые. Поэтому тут важно соблюдать осторожность, придерживаться правил заряда и эксплуатации.
Являются ли необслуживаемые аккумуляторы действительно необслуживаемыми?
Рамеш НатараджанРамеш Натараджан
Автор книги-бестселлера Amazon «Демистификация аккумуляторов» | Эксперт по производственным процессам и машинам для свинцово-кислотных аккумуляторов
Опубликовано 11 ноября 2020 г.
+ Подписаться
Термин «необслуживаемые аккумуляторы» на самом деле является неправильным.
Свинцово-кислотная батарея имеет положительные электроды, отрицательные электроды и электролит. Электролит также принимает участие в реакции. Следовательно, удельный вес уменьшается по мере разрядки аккумулятора и увеличивается по мере заряда аккумулятора.
Таким образом, электролит также является активным компонентом свинцово-кислотного аккумулятора.
В герметичной необслуживаемой батарее, также известной как батарея SMF или батарея VRLA, т. е. свинцово-кислотная батарея с регулируемым клапаном, электролиту не хватает. Этот истощенный электролит задерживается в порах сепаратора AGM, т.е. абсорбирующего стекломата.
Ниже приводится таблица, показывающая основные различия между трубчатыми батареями с положительной пластиной с залитым электролитом и герметичными необслуживаемыми батареями.
Таким образом, вы видите, что батареи с залитым электролитом выгодны во всех аспектах, за исключением того факта, что ориентация при хранении должна быть только вертикальной в случае батарей с залитым электролитом. Единственным преимуществом аккумуляторов SMF является то, что их можно хранить в любом положении.
Когда продавец аккумуляторов SMF говорит, что его аккумулятор не нуждается в обслуживании, на самом деле он имеет в виду, что его аккумулятор нельзя обслуживать, даже если вы этого захотите. Тот факт, что срок службы этих аккумуляторов SMF не так велик, как у аккумуляторов с залитым электролитом, а надежность также меньше в случае аккумуляторов SMF, должен понимать каждый пользователь аккумуляторов.
Для получения более подробной информации об аккумуляторах и аккумуляторных машинах посетите сайты www.UnikAutomation.com и www.UnikBatteries.com.
#Batteries #Power # MaintenanceFreeBattery #SMFBattery #Energy #ArticlesOnBattery 9002 9 #BatteryExpert #Электротранспорт #Чистая энергия #Часто задаваемые вопросы #ClimateChange #Окружающая среда #RameshNatarajan
Разгадка опасений, связанных с лидом: что вам нужно знать
12 июня 2023 г.
Изюминка загрязнения: преувеличенное обещание электромобилей
2 июня 2023 г.
Аккумуляторы для электромобилей
25 января 2023 г.
Безопасны ли электромобили в случае аварии?
12 сентября 2022 г.
Что произойдет, если в свинцово-кислотном аккумуляторе закончится вода?
19 августа 2022 г.
Сульфатация в свинцово-кислотных батареях — явление менее изученное!
13 января 2021 г.
Свинцово-кислотные батареи против литиевых батарей — споры бушуют на …
30 декабря 2020 г.
Могут ли взорваться свинцово-кислотные батареи и почему такие взрывы обычно происходят — если вообще происходят?
16 декабря 2020 г.
Почему не рекомендуется менять одну или несколько ячеек тяговой батареи, особенно когда ей около 2 лет?
9 декабря 2020 г.
Основные преимущества залитых электролитных аккумуляторов по сравнению с герметичными необслуживаемыми аккумуляторами
2 декабря 2020 г.
Увидеть все
Основные типы свинцово-кислотных аккумуляторов Аккумуляторы AJC®
Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы используются и сегодня, поскольку они являются недорогим и надежным источником питания. За 140 лет, прошедших с момента изобретения свинцово-кислотного аккумулятора, были внесены различные модификации и усовершенствования.
Батареи с жидкостными элементамиБатареи с жидкостными элементами представляют собой самую старую версию свинцово-кислотных батарей, которые либо ремонтопригодны, либо не требуют обслуживания. Исправные аккумуляторы имеют вентилируемые съемные крышки, поэтому электролит можно и нужно регулярно проверять. Этот тип батареи является наименее дорогим и может прослужить дольше при правильном обслуживании. Однако они должны быть установлены в определенной ориентации и могут представлять опасность утечки кислоты в случае повреждения.
Аккумуляторы, не требующие технического обслуживания, герметизированы на весь срок службы, и, как следует из названия, уровень воды не нужно поддерживать или контролировать. Эти батареи намного безопаснее, но их все же следует устанавливать вертикально, и в случае повреждения они могут представлять опасность утечки кислоты.
Оба типа аккумуляторов с жидкостными элементами несколько чувствительны к температуре, поскольку раствор электролита может замерзнуть или испариться. Они также склонны к газовыделению, что означает, что они производят сероводород, ядовитый, легковоспламеняющийся газ, если они перезаряжены.
Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторыСвинцово-кислотные аккумуляторы с клапанным регулированием (VRLA) или герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы (SLA) более безопасны и более устойчивы к изменениям температуры окружающей среды, чем аккумуляторы с жидкостными элементами. Они предназначены для предотвращения испарения электролита, что продлевает срок службы батареи и снижает газообразование. Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы бывают двух типов: абсорбированные стекломаты (AGM) и гелевые аккумуляторы.
Гелевые батареи были разработаны в 1950-х годах в Германии и были популярны в 1970-х. Гелеобразующий агент кремнезема добавляется в жидкий электролит серной кислоты, чтобы превратить его в пасту, делая электролит гелеобразным и неподвижным, а аккумулятор не требует технического обслуживания. В основном они используются для систем бесперебойного питания (ИБП). Они надежно работают при более высоких температурах, чем другие батареи, и их можно устанавливать в любом направлении. Они служат дольше, чем другие батареи, и они работают на максимальной мощности в течение более длительного времени, пока быстро не сядут.
Батареи AGM, также называемые сухими батареями или герметичными свинцово-кислотными батареями, получили широкое распространение в 1980-х годов, потому что они были легче и надежнее, чем аккумуляторы с жидкостными или гелевыми элементами для конкретных применений. Аккумулятор AGM аналогичен аккумулятору с жидкостным электролитом, за исключением того, что электролит удерживается рядом с пластинами в матах из стекловолокна, а не свободно заливает пластины. Подобно гелевым батареям, это делает батарею AGM защищенной от проливания, поскольку кислота содержится в технологии матирования. Они более устойчивы к вибрации и могут выдерживать более низкие температуры, чем обычные аккумуляторы с жидкостными элементами.