Ресурсный центр образования в области прав человека и мира
Ресурсный центр образования в области прав человека и мираЧто такое права человека?
Что такое образование в области прав человека?
Общие вопросы об образовании в области прав человека
«Может быть, мы все родились, зная, что у нас есть права — нам просто нужно напомнить»
Румынский тренер по правам человека
Что такое права человека?
Права человека можно определить как те основные стандарты, без которых люди не могут жить достойно как люди. Права человека являются основой свободы, справедливости и мира. Их уважение позволяет личности и сообществу полностью развиваться.
Развитие прав человека связано с борьбой за свободу и равенство во всем мире. Основу прав человека, таких как уважение человеческой жизни и человеческого достоинства, можно найти в большинстве религий и философий.
Они провозглашены во Всеобщей декларации прав человека. Такие документы, как Международные пакты о правах человека, определяют, что правительства должны делать и чего они не должны делать для соблюдения прав своих граждан.
Характеристики прав человека
Права человека не нужно покупать, заслужить или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они человеческие — права человека присущи каждому человеку.Права человека одинаковы для всех людей независимо от расы, пола, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения. Мы все рождаемся свободными и равными в достоинстве и правах — права человека универсальны».
Права человека нельзя отнять, никто не имеет права лишать их другого человека по любой причине. Люди все еще имеют права человека, даже когда законы их стран не признают их или когда они их нарушают — например, когда практикуется рабство, рабы все еще имеют права, даже если эти права нарушаются.
Права человека неотъемлемы.Чтобы жить достойно, все люди имеют право одновременно на свободу, безопасность и достойный уровень жизни. Права человека неделимы.
Категории прав
Права можно разделить на три категории:
1. Гражданские и политические права (также называемые правами первого поколения). Они «ориентированы на свободу» и включают права на жизнь, свободу и безопасность личности; свобода от пыток и рабства; политическое участие; свобода мнения, выражения, мысли, совести и религии; свобода ассоциаций и собраний.
2. Экономические и социальные права (также называемые правами второго поколения). Это права, ориентированные на безопасность, например право на работу; образование; приемлемый уровень жизни; еда; приют и медицинское обслуживание.
3. Права на окружающую среду, культуру и развитие (также называемые правами третьего поколения). К ним относятся права жить в чистой и защищенной от разрушения окружающей среде, а также права на культурное, политическое и экономическое развитие.
Когда мы говорим, что у каждого человека есть права человека, мы также говорим, что у каждого человека есть обязанности уважать права человека других.
Наиболее широко признанным заявлением о правах человека в мире является Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ). Его основная идея — неотъемлемая ценность каждого человека. Декларация была единогласно принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года (хотя 8 стран воздержались). Он устанавливает перечень основных прав для всех людей в мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса. В нем говорится, что правительства пообещали соблюдать определенные права не только для своих граждан, но и для людей в других странах. Другими словами, национальные границы не являются препятствием для помощи другим в реализации их прав.Всеобщая декларация прав человека
Юридический статус
Несмотря на то, что ВДПЧ является источником вдохновения для большинства международных законов о правах человека, она сама по себе не является юридически обязывающим документом. Однако, как общее изложение принципов, оно имеет силу в мире общественного мнения. Его принципы получили юридическую силу в виде Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). Страны, ратифицировавшие эти Пакты, обязуются принимать законы в своей стране для защиты этих прав человека. Однако более половины стран мира не ратифицировали МПГПП или МПЭСКП. Существуют также региональные документы по правам человека, вдохновленные ВДПЧ, такие как Африканская хартия прав человека и народов; Европейская конвенция о правах человека и Американская конвенция о правах человека. Многие национальные правовые кодексы также гарантируют права человека.
Чтобы помочь себе подумать о правах человека, запишите то, что, по вашему мнению, должно быть правами человека. Если вы в группе, сделайте это индивидуально, а затем поделитесь своими идеями. Посмотрите на Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ) в пятой части этого руководства. Сравните свой список прав человека с ВДПЧ. Включены ли перечисленные вами права во Всеобщую декларацию?Первые мысли о правах
Что такое образование в области прав человека?
Образование в области прав человека – это образование в области прав человека, но также и в области прав человека. Например:
Обучение людей тому, как уважать и защищать права, — это обучение правам человека.
Целью образования в области прав человека является помощь людям в развитии до уровня, когда они понимают права человека и чувствуют, что они важны и должны уважаться и защищаться.
Это руководство может помочь вам в обучении правам человека, а также в вопросах прав человека. Занятия дают детям НАВЫКИ, ЗНАНИЯ и ОТНОШЕНИЯ, которые им понадобятся, чтобы работать над созданием мира, свободного от нарушений прав человека. Эти аспекты заключены в каждом из мероприятий с помощью интерактивной образовательной МЕТОДОЛОГИИ. Педагоги по правам человека пришли к выводу, что методология участия является наиболее эффективным и действенным способом развития навыков и отношений, а также знаний как у детей, так и у взрослых. Диаграмма на странице 7 может помочь вам визуализировать взаимосвязь между навыками, знаниями, отношением и методологией. (См. также стр. 38 для дальнейшего объяснения этой модели и рекомендаций по созданию и анализу учебных мероприятий по правам человека.)
НАВЫКИ: Например, слушать других, проводить моральный анализ, сотрудничать, общаться, решать проблемы и подвергать сомнению статус-кво. Эти навыки помогают детям:
— анализировать окружающий мир
— понимать, что права человека — это способ улучшить свою жизнь и жизнь других
— принять меры для защиты прав человека
ЗНАНИЕ: Например, знание того, что существуют документы по правам человека и какие права они содержат, и что эти права универсально применимы ко всем людям и неотъемлемы.
УСТАНОВКИ: Например, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям, что права следует уважать, что сотрудничество лучше, чем конфликт, что мы несем ответственность за свои действия и что мы можем улучшить наш мир, если мы пытаемся. Эти установки помогают детям развиваться нравственно и готовят их к позитивному участию в жизни общества.
МЕТОДОЛОГИЯ: Совместная интерактивная методика полностью вовлекает детей в процесс обучения. Вместе со своим учителем они становятся активными исследователями окружающего мира, а не пассивными получателями опыта учителей. Эта методология особенно уместна при рассмотрении вопросов прав человека, когда часто существует множество различных точек зрения на вопрос, а не один правильный ответ.
Принципы игры:
Возможно, вам будет полезно выполнить следующее упражнение, которое поможет вам подумать о правах. Лучше всего работает в группе. Каждая группа должна рассмотреть десять статей Всеобщей декларации прав человека (см. стр. 157). Например, одна группа может изучать статьи 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28. Вторая группа может изучать статьи 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29. А третья группа может изучить статьи 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30. Попытайтесь определить принципы, лежащие в их основе. Поделитесь результатами каждой группы. Обсудите, почему эти принципы важны. Как изменилась бы ваша страна на практике, если бы эти принципы уважались всеми? Например, как изменится участие в местном самоуправлении? Принципы, которые вы могли бы определить, включают:
Ответственность
Справедливость
Свобода
Равенство
Терпимость
Солидарность
Безопасность
Идентичность
Общие вопросы об образовании в области прав человека
Следующие вопросы часто задают учителя, которые думают о включении прав человека в свое обучение. Ответы, данные здесь, короткие, но могут помочь с некоторыми из ваших забот.
Вопрос: «Детей нужно учить ответственности, а не правам».
Ответ: В этом пособии одинаковое внимание уделяется правам и обязанностям. Занятия призваны показать, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека, и что каждый обязан уважать права других.
Вопрос: «Не напугают ли школьников темы прав человека?»
Ответ: Преподавание прав человека является положительным, а не отрицательным, потому что учащиеся узнают о своих неотъемлемых правах и о важности человеческого достоинства. Конечно, предоставления учащимся информации о нарушениях прав человека недостаточно, и это может вызвать беспокойство у маленьких детей. Однако преподавание прав человека отличается тем, что, хотя оно основано на знании того, что плохие вещи случаются, оно также дает учащимся навыки, которые им необходимы, чтобы иметь возможность что-то делать с этими вещами, и отношение к тому, что они могут действовать, чтобы изменить плохую ситуацию.
Вопрос: «Что, если мои ученики зададут вопрос, на который я не смогу ответить?»
Ответ: При обучении правам человека ответы редко бывают простыми. На сложные моральные вопросы нельзя ответить да или нет. Постановка вопросов важнее, чем поиск одного «правильного» ответа. Знакомя детей с этими сложными проблемами и позволяя им подумать о них, мы можем вооружить их, чтобы справляться с ними в дальнейшей жизни. Во второй части этого пособия объясняются методы обучения, которые могут помочь вам изучить вопросы прав человека со своими учениками, не имея при этом «правильного» ответа на каждый вопрос.
Вопрос: «Какова цель использования игр?»
Ответ: Мы учимся и запоминаем вещи лучше, делая их, чем просто слушая о них. Хотя задания в этом пособии забавны, они преследуют серьезные цели, обычно разъяснение концепции прав человека. Эти цели объясняются в начале каждого занятия. См. также стр. 5.
Вопрос: «У нас нет ксерокса или материалов».
Ответ: Большинство действий в этом руководстве составлены таким образом, что для них не нужны дорогие материалы или копировальный аппарат.
Вопрос: «Мы занимаемся гражданскими и юридическими науками, а не правами человека».
Ответ: На практике навыкам, знаниям и отношениям, связанным с правами человека, можно обучать по многим различным предметам. (см. стр. 21)
Вопрос: «Я тоже хочу учить взрослых».
Ответ: Это пособие предназначено для школ. Однако многие упражнения можно использовать и со взрослыми. Часть вторая содержит идеи для развития вашей собственной деятельности, а организации, перечисленные в части шестой, могут дать совет по обучению взрослых правам человека.
Вопрос: «Родители, учителя и директор говорят, что преподавание прав человека является политической индоктринацией.»
Ответ: Права человека позволяют учащимся лучше участвовать в жизни общества и в политике своей страны. Однако важно различать эти политические навыки и партийную политику. Учителя несут большую ответственность за то, чтобы не подталкивать учащихся к определенной политической партии или политической идеологии.
Вопрос: «В чем разница между обществоведением, нравственным воспитанием, воспитанием гражданственности, межкультурным воспитанием, воспитанием мира и разрешением конфликтов? Какое место занимает образование в области прав человека?»
Ответ: Все эти темы охватывают немного разные, частично совпадающие темы (см. Диаграмму 1 на стр. 10). Например, задание по уважению друг друга можно использовать в любом из этих предметов, а задание, посвященное только документам по правам человека, можно использовать только при обучении правам человека.
Однако для обучения всем этим предметам используется одна и та же методика активного обучения с участием. Как вы можете видеть на диаграмме 2 на стр. 10, эта методология почти полностью перекрывается. Важно помнить, что все эти предметы имеют одну и ту же цель: помочь учащимся развить навыки, взгляды и знания, которые им понадобятся, чтобы помочь им принимать обоснованные моральные решения относительно своего мира и своего места в нем.
Каковы мои права человека?
Права человека — это основные права и свободы, которые принадлежат каждому человеку в мире просто потому, что он человек.
Права человека распространяются на вас независимо от того, откуда вы родом, сколько вам лет, во что вы верите или как вы решили прожить свою жизнь.
Правительства не могут выбирать, какие права уважать. Их нельзя отнять, хотя иногда их можно ограничить – например, если человек нарушает закон, в интересах национальной безопасности или для защиты прав и свобод других людей.
Все органы государственной власти Шотландии, включая шотландских министров, должны уважать и защищать ваши права человека при планировании услуг, разработке политики и принятии индивидуальных решений.
Если вы считаете, что ваши права человека были нарушены, вы можете сообщить об этом разными способами.
Договоры Организации Объединенных Наций (ООН), подписанные Великобританией, защищают права человека на международном уровне. Их можно разделить на 2 категории.
«Гражданские и политические» права, такие как:
- право на жизнь
- право на справедливое судебное разбирательство
- право на неприкосновенность частной жизни
- право голоса
- свобода слова
- свобода религии или совести
- свобода собраний
- свобода от пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и рабства
«Экономические, социальные и культурные» права, такие как:
- право на достаточный жизненный уровень
- право на максимально возможный уровень физического и психического здоровья
- право на образование
- право на труд и достойные условия труда
- право на социальное обеспечение
- право участвовать в культурной жизни и пользоваться плодами научного прогресса
В Шотландии гражданские и политические права защищены Законом о Шотландии 1998 г. и Законом о правах человека 1998 г.
Существует несколько договоров ООН по правам человека и договоров Совета Европы по правам человека, которые в настоящее время применяются к Шотландии.
За ходом выполнения Великобританией своих обязательств в области прав человека следят международные и европейские организации. Шотландия участвует в этих процессах обзора, и шотландское правительство взяло на себя обязательство изучить, как убедиться, что права человека лежат в основе всего, что оно делает.
Последствия выхода из Европейского Союза
Великобритания остается частью Организации Объединенных Наций (ООН) и подписала до 7 ее основных договоров по правам человека. Кроме того, Великобритания остается стороной, подписавшей Европейскую конвенцию о правах человека, которая является договором Совета Европы и напрямую не связана с членством в ЕС.
Есть проблема
Спасибо за отзыв
Было ли это полезно? Да Ваши комментарииВаши отзывы помогают нам улучшить этот сайт.