Система курсовой стабилизации ESP, все подробности
Раньше удержать транспортное средство на положенной траектории было довольно трудно и проблематично.
Рулевое управление было тяжелым, и даже опытные водительские руки порой были явно недостаточным способом точного управления.
Технологии не стоят на месте
Сегодня ездить стало лучше – и шины появились продвинутые, и рули усилителями оснастили. Но главное – на вооружении водителей сегодня есть система курсовой стабилизации, называемая ESP.
Что такое ESP, когда изобрели ее? Почему так долго ее внедряли? Из чего состоит система? Как это работает? Какова роль данного электронного помощника? В каких случаях машина теряет свою курсовую стабильность?
На все эти вопросы вы получите ответы читая статью дальше.
Обладателями иномарок с ESP успели стать уже многие люди, а еще многие желают совершить такую покупку.
И это не удивительно, ведь благодаря действию умной электроники траектория езды автомобиля стабилизируется, а потом сохраняется в нужном параметре.
Чаще всего систему курсовой устойчивости ESP необходимо активировать в критических случаях.
Год создания
Придумали данного помощника немцы, когда шел далекий 1995 год. Этот год признан годом разработки, но на машинах ESP появилась еще не скоро.
Эксперименты длились долго, специалисты из Германии давали лишь приблизительные подсчеты, а потому разработка существенно задерживалась.
Устройство и принцип работы
Функциональными частями ESP являются многочисленные датчики, задача которых – контролировать положение автомобиля в пространстве.
Помимо этого, электроника системы ведет контроль за работой всей автомобильной электроники, гидравлики тормозного контура, а также модулей помпы.
Согласно этому, ESP позиционируется как система обеспечения активной безопасности.
Датчики, которые производители располагают на каждом из колес машины, собирают необходимую информацию.
В частности, они фиксируют угловую скорость колес автомобиля, а потом отправляют информацию на обработку в электронный блок управления.
Помимо колесных датчиков, есть еще датчик и на рулевом колесе – он призван следить за поворотом последнего.
Информация об этом, естественно, тоже идет на электронный модуль.
После получения всех требуемых данных начинается сравнение информации и, если надо, регулировка подачи топлива.
Если ситуация экстремальна, то подача топлива будет ограничиваться очень существенно, а также каждое колесо начнет независимое торможение.
Пара микропроцессоров стабилизирующей системы обеспечивает фактически мгновенный сбор информации и быструю ее обработку.
Можно сказать, что реакция ESP на усложнившуюся обстановку будет молниеносной.
Читайте также:Когда эффективна система
Нарушение курсовой стабилизации машины происходит лишь в двух случаях:
- Занос — машина потеряла сцепление, и ее задние колеса заскользили по дорожной поверхности.
- Снос — тут скользить начинают уже передние шины, но сцепление с дорогой тоже теряется.
Заносы и сносы могут привести к ДТП, к опрокидыванию автомобиля под трассу и другим нежелательным последствиям.
Система курсовой стабилизации ESP предотвратила уже немало аварий, а сколько людей выживет еще, благодаря ее действию?
Поэтому выбирая автомобиль обязательно обращайте внимание на наличие данной системы в понравившейся
Грубое вмешательство. В каких случаях ESP вредит управляемости машины? | Практические советы | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 3 минуты
4145
Shutterstock.com
На подавляющем большинстве новых автомобилей с 2016 года устанавливаются так называемые системы стабилизации Electronic Stability Program (ESP), которые включают в себя массу иных устройств различного назначения. Там есть ABS с распределением тормозных усилий в поворотах, противобуксовочные алгоритмы, а также электронные имитаторы блокировок дифференциала. На разных автомобилях они называются по-разному — ASR, A-TRAC, ETS, — но все выполняют похожие функции: работают на удержание автомобиля на траектории. Между тем для эксплуатации в снегу эти программы не подходят и ESP начинает раздражать водителей.
Как работает ESP?
ESP предназначена для предотвращения срыва автомобиля в занос и компенсации бокового скольжения. Поэтому ESP еще называют «системой поддержания курсовой устойчивости» или «противозаносной системой». Она помогает сохранять курсовую устойчивость и стабилизирует автомобиль в поворотах на скользких дорогах.
Блок управления ESP связан через главную электронную шину с блоком управления двигателем и может ограничивать крутящий момент на ведущих колесах при возникновении риска сноса передней оси. Определение опасных перегрузок и угловых скоростей колес происходит при помощи датчиков ABS, а также сенсоров продольных и поперечных ускорений.
На сухом асфальте в случае развития аварийного скольжения электроника убирает газ и заставляет машину сбрасывать скорость, нагружая передние рулевые колеса. Машина мгновенно выправляет траекторию.
Однако на заснеженных участках дорог преимущества системы курсовой устойчивости превращаются в недостатки. Автомобили вязнут в снегу и не реагируют на педаль газа.
В каких случаях ESP начинает вредить?
Чаще всего ESP мешает на невысоких скоростях при движении по заснеженному двору или по нерасчищенным участкам. Если колеса буксуют, то электроника тут же убирает газ, воспринимая его как начало сноса. Однако без небольшой пробуксовки преодолеть глубокий сугроб на дороге невозможно. Водитель видит на приборной панели моргающую лампочку ESP, и автомобиль вязнет.
Тяга потребуется и в других ситуациях, в том числе и при спортивном прохождении поворотов, когда автомобиль вытягивается из виража газом. Делается это следующим образом: перед скользким поворотом водитель сбрасывает скорость до 40-45 км/ч, проходит вершину виража без рывков под сброс газа, прижимаясь к внутреннему краю дороги, а дальше давит на педаль газа и ускоряется, постепенно выправляя траекторию. В этот момент колеса немного буксуют и тянут автомобиль за собой, позволяя кузову немного сползать боком. Если электроника начнет «душить» мотор, то машина теряет стабильность.
В общем, для движения по заснеженным дорогам машина должна иметь избыточную тягу.
Как отключать ESP?
Инженеры знают об особенностях езды по скользким дорогам, поэтому предусмотрели отключение ESP специальной кнопкой на центральной консоли.
Делается это в два этапа. Сначала при однократном нажатии на кнопку перестает действовать противобуксовочная система: ограничитель тяги снимается, и водитель получает возможность на скользком покрытии тянуть машину небольшим газом.
Если нажать на кнопку повторно и удерживать ее еще около трех секунд, то ослабляет хватку ESP. Электроника позволяет машине скользить и не вмешивается в работу тормозов. Делать это не рекомендуется, так как в повседневном трафике открывающийся потенциал машины использовать невозможно. Он пригодится разве что в раллийных гонках или в дрифте.
Правда, на многих машинах стабилизация не отключается совсем и при возникновении опасного заноса грубо вмешивается в управление.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев кнопка отключения ESP понадобится тем, кто пытается выбраться из снежных сугробов. Главное — после прохождения препятствия вновь активировать электронику.
безопасное вождение
Следующий материал
Новости СМИ2
ESP — электронный контроль устойчивости автомобиля. ESC против ESP.
Все дело в том, чтобы держать себя в руках, но это не одно и то же.
Читайте в этой статье:
- Что такое электронный контроль устойчивости или ESC в автомобиле?
- Контроль устойчивости и контроль тяги
- Что такое система ESP — или ESC, DSC, VSA или VSC?
- Плюсы и минусы TCS и ESC
- Вывод
- Часто задаваемые вопросы
Что такое электронный контроль устойчивости или ESC в автомобиле?
ESC расшифровывается как Electronic Stability Control — общий термин, широко используемый в отрасли, и термин по умолчанию, который мы будем использовать для всех типов контроля устойчивости в этой статье. Но что такое ESC — или электронный контроль устойчивости — в автомобиле? Это система управления, считывающая входные данные, такие как скорость автомобиля, угол поворота рулевого колеса, рыскание и скорость отдельных колес, полученные от различных датчиков. Если входные данные предполагают, что водитель теряет контроль над направлением движения автомобиля и может занести — другими словами, не ехать в том направлении, в котором он хочет двигаться и в котором находится рулевое колесо, — он может вмешаться, чтобы вернуть автомобиль на курс.
Наиболее распространенные типы потери управляемости:
- Блокировка колес.
- Недостаточная поворачиваемость.
На повороте машина едет прямо, передние колеса проскальзывают, а не разворачиваются так резко, как хотел водитель. ESC подтормаживает внутреннее заднее колесо, которое втягивает нос в поворот и уменьшает недостаточную поворачиваемость.
- Избыточная поворачиваемость. Заднюю часть автомобиля заносит наружу, и машина поворачивает круче, чем предполагал водитель, при этом нос направлен внутрь поворота, а не вниз по дороге. ESC притормаживает внешнее переднее колесо, чтобы предотвратить вращение автомобиля, останавливая избыточную поворачиваемость.
Возможны различные комбинации этих трех сценариев. Иногда вмешательство ABS — это все, что необходимо для предотвращения заноса при торможении, а иногда ESC также должна вмешаться, чтобы сохранить курсовую устойчивость на повороте. Эти системы работают без сбоев и в тандеме, чтобы поддерживать устойчивость автомобиля. Более простые системы ESC управляют только тормозами, а более совершенные могут также снижать крутящий момент двигателя, чтобы отвести избыточную мощность от ведущих колес для более точного контроля.
Контроль устойчивости и контроль тяги
Возможно, вы слышали о системе контроля тяги (TCS) и думаете, что это то же самое, что и контроль устойчивости. Это не так. Когда дело доходит до сравнения контроля тяги и контроля устойчивости, TCS оказывается гораздо более простой системой. Но что означает TCS на автомобиле? И что на самом деле делает контроль тяги? Он использует систему ABS в обратном направлении, чтобы проверить, не вращается ли колесо под нагрузкой, вызывая потерю сцепления с ускорением. Если он идентифицирует вращающееся колесо, он тормозит это колесо, чтобы восстановить его сцепление с дорогой. Он не может обнаружить рыскание, избыточную или недостаточную поворачиваемость, в отличие от ESC, только пробуксовку колес.
Поскольку это гораздо более простая система, она есть во многих старых автомобилях, даже если у них нет ESC. Обратное неверно, и в основном считается, что если в автомобиле есть ESC, контроль тяги тоже будет присутствовать. Таким образом, сказать, что в вашем автомобиле есть ESC или ESP, имея в виду TCS, обычно правильно, а наоборот — нет.
Что такое система ESP — или ESC, DSC, VSA или VSC?
Это синонимы ESC. Так что же такое ESP и что означает ESP? Это расшифровывается как Electronic Stability Program, просто другое название системы контроля устойчивости. Автомобильная промышленность и разные автопроизводители дают своим фирменным версиям или типам систем ESC/ESP разные названия.
Вот несколько примеров, которые использовались на протяжении многих лет:
- ESC означает электронный контроль устойчивости (распространенный общий термин)
- ESP означает электронную программу стабилизации (часто, но не всегда, версия на базе Bosch)
- DSC означает динамический контроль устойчивости (обычно система BMW Bosch/Teves) 90 008
- VSA означает систему стабилизации автомобиля (Acura/Honda)
- VSC означает систему стабилизации автомобиля (Toyota/Lexus)
- VDC означает систему динамического контроля автомобиля (Alfa Romeo, Infiniti)
- DSTC означает Dynamic Stability and Traction Control (Volvo)
- MSP означает Maserati Stability Program
- PSM означает Porsche Stability Management
- StabiliTrak (GM/Delphi)
- AdvanceTrac (Ford/Lincoln) 900 08
Плюсы и минусы TCS и ESC
Рассмотрим основные преимущества TCS и ESC:
- Сохранение контроля над автомобилем
- Предотвращение аварий
- Снижение тяжести аварий при их возникновении
- Меньшее количество аварий означает меньший ущерб имуществу
- Спасение жизней пешеходов и велосипедистов благодаря лучшему уклонению
- Уменьшение износа шин
У этих систем очень мало недостатков:
- Они не улучшат время прохождения пути опытными водителями 90 008
- Иногда они могут мешать вождению по бездорожью
- Они повышают цены на новые автомобили, но эффект масштаба минимизирует эффект
Вывод
Все новые автомобили, продаваемые в США с 2012 года, должны быть оснащены ESC в стандартной комплектации.
Просто помните, что эти системы не могут преодолеть законы физики, и безопасное вождение в первую очередь является обязанностью водителя. Техническое обслуживание автомобиля также важно, и изношенные компоненты подвески или изношенные амортизаторы могут привести к потере контроля независимо от того, и могут привести к тому, что эти системы будут чаще включаться, чтобы удерживать вас на дороге, уменьшая ваш запас на ошибку.
Часто задаваемые вопросы
Что означает индикатор контроля тяги?
Если индикатор противобуксовочной системы кратковременно мигает во время движения, это означает, что система активировалась и остановила пробуксовку колеса. Если индикатор горит постоянно, это означает, что с системой что-то не так, и ее необходимо починить. Хорошим примером является горящий индикатор VSA в некоторых моделях Honda Accord.
Что означает «Обслуживание системы контроля тяги» и как исправить индикатор контроля тяги?
Если появится сообщение Service Traction Control, загорится сигнальная лампа в качестве индикатора и напоминания о том, что в системе возникла неисправность, она может не работать и ее необходимо отремонтировать. Единственный способ заставить свет погаснуть — это отремонтировать систему у авторизованного механика, предпочтительно у одного из дилеров вашего OEM-производителя. Они диагностируют проблему, заменят необходимые детали и переустановят свет, чтобы он не выключался. Не игнорируйте загоревшуюся лампочку контроля тяги или контроля устойчивости.
Если с ним что-то не так, можете ли вы сказать мне, как починить мою систему контроля тяги?
В системе контроля тяги практически нет обслуживаемых деталей, с которыми обычные владельцы транспортных средств могли бы работать. Вы можете посмотреть на предохранители и заменить перегоревший, если проблема в нем. Если датчик скорости вращения колеса ABS загрязнился, он может отключить контроль тяги и ABS, а иногда его можно очистить путем тщательной промывки колес и тормозов. Это примерно столько, сколько вы можете сделать. Лучше всего доверить диагностику и ремонт этих систем профессионалам.
Могу ли я отключить ESP в автомобиле?
На некоторых автомобилях ESP можно отключить. В большинстве случаев это спортивные автомобили, такие как Toyota Supra или GR 86. Владельцы таких специализированных автомобилей хотят довести свои автомобили до предела возможностей на гоночной трассе и не хотят, чтобы электронные системы мешали управлению, поскольку они пытаются улучшить свои собственные навыки управления автомобилем. В таких автомобилях обычно есть кнопка на приборной панели для выключения ESC, и обычно она постоянно включает индикатор ESC OFF, чтобы напомнить водителю, что система отключена. Этот светящийся значок зависит от автомобиля и может представлять собой предупреждающий треугольник или изображение транспортного средства, заносящего автомобиль, или и то, и другое.
Была ли эта статья полезной?
Пожалуйста, оцените
Оценка этой статьи 4,5 182 читателями
Теги: #Новости Тойоты #Honda Новости #автомобильные технологии
Кобус Ф. Потгитер
Старший редактор
Предыдущий постЧто такое тест на лося?
Следующая записьChevy Silverado Код ошибки P0101: как диагностировать и ремонтировать
Система контроля устойчивости Mercedes-Benz ESP® обязательна для всех автомобилей
Федеральное правительство США требует, чтобы система контроля устойчивости ESP®, впервые разработанная Mercedes-Benz, была установлена на все будущие автомобили. Делая объявление, Национальное управление дорожного движения и безопасности (NHTSA) процитировало свой анализ, который убедительно показывает, что автомобили, оснащенные системой контроля устойчивости, на 35 процентов реже попадают в аварию.
Кроме того, внедорожники с системой контроля устойчивости попадают в аварии на 67 % реже, чем внедорожники без этой системы. Внедорожники обычно имеют более высокий центр тяжести, и было обнаружено, что ESP особенно эффективна в снижении опрокидывания.
НАБДД проанализировало более 40 000 столкновений за шесть лет, сосредоточив внимание на аналогичных транспортных средствах с системой контроля устойчивости и без нее. Поразительные результаты включают в себя аналогичное сокращение несчастных случаев со смертельным исходом. У автомобилей с ESP было на 30% меньше аварий со смертельным исходом, а у внедорожников с ESP вероятность смертельного столкновения была на 63% ниже.
В настоящее время системы контроля устойчивости, используемые другими производителями, снижают вероятность всех несчастных случаев со смертельным исходом на 43 процента, а одиночных аварий со смертельным исходом — на 56 процентов, согласно другому исследованию несчастных случаев, проведенному Страховым институтом безопасности дорожного движения (IIHS). Когда IIHS недавно обновил результаты своего исследования дорожно-транспортных происшествий 2004 года, они обнаружили, что контроль устойчивости обеспечивает еще больше жизненно важных преимуществ для внедорожников.
Хотя система безопасности обеспечивает значительные преимущества как для легковых автомобилей, так и для внедорожников, сообщается, что внедорожники с системой контроля устойчивости переворачиваются на 80% реже, чем автомобили без этой системы. Исследование также пришло к выводу, что риск всех типов аварий с участием одного транспортного средства на внедорожнике снизился на 49%.процент.
Анализ NHTSA и IIHS подтверждает исследование Mercedes-Benz, проведенное в 2002 году, которое выявило 40-процентное сокращение аварий с потерей контроля после того, как компания сделала ESP стандартным оборудованием для всех моделей. Исследования других автопроизводителей и Университета Айовы показали аналогичные результаты.
Система курсовой устойчивости ESP Создана Mercedes-Benz в 1995 году
После того, как вВ 80-х Mercedes-Benz в сотрудничестве с Bosch изобрел систему контроля устойчивости ESP и представил ее в 1995 году. Система безопасности дебютировала на седанах и купе S-класса 1996 года, затем стала стандартным оборудованием для большинства моделей к 2000 модельному году и является стандартной для всех моделей Mercedes-Benz сегодня.
Как работает система стабилизации?
ESP может почувствовать надвигающуюся потерю контроля. Система срабатывает за долю секунды, подтормаживая отдельные колеса и/или уменьшая избыточную мощность двигателя, чего не может сделать даже самый опытный водитель. ESP можно сравнить с наличием четырех отдельных педалей тормоза, по одной на каждое колесо, с мощным компьютером, который определяет, какую педаль следует нажимать, когда и как долго.
Система Mercedes-Benz ESP помогает водителям поддерживать устойчивость, особенно на скользких дорогах, помогая предотвратить избыточную поворачиваемость («рыбий хвост») или недостаточную поворачиваемость («вспахивание» передней части). Даже аббревиатура «ESP» помогает подчеркнуть преимущества системы — она работает незаметно, казалось бы, интуитивно, помогая автомобилю двигаться туда, куда указывает водитель, в то время как без системы условия могут привести к потере управления и возможной аварии.
Используя электронные датчики (в первую очередь для рыскания и поперечного ускорения) и молниеносную компьютерную логику, система постоянно отслеживает фактический путь транспортного средства относительно его намеченного пути. Если есть какая-либо разница между тем, что водитель «спрашивает» (в основном через рулевое колесо), и тем, что на самом деле делает автомобиль, система подтормаживает отдельные колеса, чтобы нейтрализовать избыточную или недостаточную поворачиваемость, даже до того, как водитель почувствует какие-либо изменения.
Другая система безопасности Использование ESP
Как активная система удержания полосы движения, так и активная система помощи при слепых зонах включают функцию вмешательства, при которой торможение ESP автоматически помогает скорректировать курс автомобиля, если водитель не прислушивается к первоначальному предупреждению. Являясь частью дополнительной системы DISTRONIC PLUS, Active Lane Keeping Assist предупреждает водителя, имитируя вибрацию на рулевом колесе, если автомобиль съезжает с полосы движения без включенных сигналов поворота. он работает на скорости выше 37 миль в час с помощью системы, которая распознает разметку полосы движения благодаря небольшой камере на лобовом стекле и компьютеру, который анализирует видеоизображения. DISTRONIC PLUS также включает в себя активную систему помощи при слепых зонах, которая отслеживает слепые зоны как сзади, так и сбоку от автомобиля. Всякий раз, когда включается сигнал поворота, когда автомобиль находится в мертвой зоне, водитель получает визуальные и звуковые предупреждения.
Тормоз с векторизацией крутящего момента AMG
AMG, высокопроизводительное подразделение Mercedes-Benz, разработало функцию векторизации крутящего момента для системы ESP, чтобы еще больше улучшить управляемость некоторых моделей. Стандартная для S63 AMG и S65 AMG функция векторизации крутящего момента корректирует недостаточную поворачиваемость во время динамичного вождения или соревнований по автоспорту. Когда во время поворота ощущается недостаточная поворачиваемость или «вспахивание», короткие импульсы торможения на внутреннем заднем колесе уменьшают недостаточную поворачиваемость и улучшают активную устойчивость управления.