27Апр

Затяжка гбц ока – — Oka (1111)

Ремонт ВАЗ 1111 (Ока) Замена прокладки головки блока цилиндров

1. Выньте оболочку тяги привода воздушной заслонки из кронштейна и отсоедините тягу от рычага, ослабив болты крепления (см. подраздел 10.10.6.).

2. Отсоедините наконечник промежуточной тяги от промежуточного рычага привода дроссельной заслонки.

3. Отверните две гайки крепления кронштейна промежуточного рычага.

4. Обратите внимание: под гайками установлены пружинные шайбы.

5. Снимите кронштейн со шпилек.

6. Отсоедините провода от клапана ЭПХХ.

7. Снимите шкив с распределительного вала (см. подраздел 10.4.2., операции 1–5).

8. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. подраздел 10.2., операции 1–10).

9. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора датчика момента искрообразования.

10. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования, снимите его со шпилек и отведите в сторону, не отсоединяя от него колодку с проводами.

11. Снимите топливный насос со шпилек корпуса привода вспомогательных агрегатов (см. подраздел 10.10.3.) и отведите его в сторону, не отсоединяя от него шлангов.

12. Отверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов.

13. Обратите внимание: под головкой болта установлена пружинная шайба.

14. Снимите корпус привода вспомогательных агрегатов со шпилек.

15. Проверьте и замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо, установленное в корпусе привода вспомогательных агрегатов.

16. Отверните гайку верхнего крепления задней крышки ремня привода распределительного вала.

17. Отверните шесть гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала.

18. Обратите внимание: гайки имеют зубчатые буртики.

19. Снимите корпус подшипников распределительного вала.

20. Выньте распределительный вал и снимите с него сальник.

21. Ослабьте затяжку гайки крепления генератора к натяжной планке.

22. Отверните гайку крепления натяжной планки к блоку цилиндров и снимите плоскую шайбу, установленную под ней.

23. Снимите со шпильки рым.

24. Снимите со шпильки натяжную планку.

25. Снимите натяжной ролик и дистанционное кольцо (см. подраздел 10.3.1.).

26. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините три шланга от патрубка рубашки охлаждения.

27. Сдвиньте защитный колпачок и отсоедините провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

28. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините от штуцеров впускной трубы вакуумный шланг 1 (к вакуумному усилителю) и шланг 2 подогрева впускной трубы.

29. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса к карбюратору.

30. Отверните с левой стороны головки две гайки крепления приемной трубы глушителя.

31. Отверните с правой стороны головки две гайки крепления приемной трубы.

32. Отверните шесть болтов крепления головки блока цилиндров.

33. Выньте болты с шайбами.

34. Отожмите заднюю крышку ремня привода распределительного вала до выхода шпильки из ее отверстия.

35. Снимите головку с блока цилиндров, выведя шпильки из отверстий фланцев приемной трубы глушителя.

36. Снимите прокладку.

37. Очистите привалочные поверхности блока цилиндров и головки.

38. Удалите масло из резьбовых отверстий в блоке цилиндров под болты крепления головки.

39. Продуйте сжатым воздухом жиклер в масляном канале блока цилиндров.

40. Продуйте сжатым воздухом цилиндры блока.

41. Тщательно вытрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и привалочную поверхность блока цилиндров.

42. Установите на блок цилиндров новую прокладку. Она должна быть чистой и сухой.

43. Тщательно вытрите чистой тряпкой привалочную поверхность головки блока.

44. Установите головку на блок, надев на шпильки головки фланцы приемной трубы глушителя.

45. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как они вытягиваются при многократном использовании. Замените болты, длина которых превышает 135,5 мм, на новые.

46. Смажьте болты крепления головки блока вместе с шайбами тонким слоем моторного масла.

47. Затяните болты крепления головки в указанной последовательности в четыре этапа:

1-й – моментом 20 Н/м (2 кгс/м)
2-й – моментом 69,4–85,7 Н/м (7,1–8,7 кгс/м)
3-й – доверните на 90°
4-й – окончательно доверните на 90°

48. Тщательно вытрите чистой тряпкой распределительный вал.

49. Смажьте шейки и кулачки распределительного вала тонким слоем моторного масла.

50. Установите распределительный вал в головку блока цилиндров так, чтобы кулачки привода клапанов первого цилиндра были направлены вверх от толкателей клапанов.

51. Нанесите герметик на поверхность головки блока в местах прилегания корпуса подшипников.

52. Установите корпус подшипников распределительного вала.

53. Затяните гайки крепления корпуса подшипников в указанном порядке в два этапа:

1-й – затяните гайки до касания корпуса подшипников поверхности головки блока; 2-й – окончательно затяните гайки моментом 21,6 Н/м (2,2 кгс/м).

54. Запрессуйте сальник распределительного вала (см. подраздел 10.4.2.). Установите на головку детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию. Установите ремень привода распределительного вала (см. подраздел 10.3.2.). Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов (см. подраздел 10.2.).

automend.ru

Замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 1111 1988-2003

1. Выньте оболочку тяги привода воздушной заслонки из кронштейна и отсоедините тягу от рычага, ослабив болты крепления (см. подраздел 10.10.6.).

2. Отсоедините наконечник промежуточной тяги от промежуточного рычага привода дроссельной заслонки.

3. Отверните две гайки крепления кронштейна промежуточного рычага.

4. Обратите внимание: под гайками установлены пружинные шайбы.

5. Снимите кронштейн со шпилек.

6. Отсоедините провода от клапана ЭПХХ.

7. Снимите шкив с распределительного вала (см. подраздел 10.4.2., операции 1–5).

8. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. подраздел 10.2., операции 1–10).

9. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора датчика момента искрообразования.

10. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования, снимите его со шпилек и отведите в сторону, не отсоединяя от него колодку с проводами.

11. Снимите топливный насос со шпилек корпуса привода вспомогательных агрегатов (см. подраздел 10.10.3.) и отведите его в сторону, не отсоединяя от него шлангов.

12. Отверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов.

13. Обратите внимание: под головкой болта установлена пружинная шайба.

14. Снимите корпус привода вспомогательных агрегатов со шпилек.

15. Проверьте и замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо, установленное в корпусе привода вспомогательных агрегатов.

16. Отверните гайку верхнего крепления задней крышки ремня привода распределительного вала.

17. Отверните шесть гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала.

18. Обратите внимание: гайки имеют зубчатые буртики.

19. Снимите корпус подшипников распределительного вала.

20. Выньте распределительный вал и снимите с него сальник.

21. Ослабьте затяжку гайки крепления генератора к натяжной планке.

22. Отверните гайку крепления натяжной планки к блоку цилиндров и снимите плоскую шайбу, установленную под ней.

23. Снимите со шпильки рым.

24. Снимите со шпильки натяжную планку.

25. Снимите натяжной ролик и дистанционное кольцо (см. подраздел 10.3.1.).

26. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините три шланга от патрубка рубашки охлаждения.

27. Сдвиньте защитный колпачок и отсоедините провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

28. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините от штуцеров впускной трубы вакуумный шланг 1 (к вакуумному усилителю) и шланг 2 подогрева впускной трубы.

29. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса к карбюратору.

30. Отверните с левой стороны головки две гайки крепления приемной трубы глушителя.

31. Отверните с правой стороны головки две гайки крепления приемной трубы.

32. Отверните шесть болтов крепления головки блока цилиндров.

33. Выньте болты с шайбами.

34. Отожмите заднюю крышку ремня привода распределительного вала до выхода шпильки из ее отверстия.

35. Снимите головку с блока цилиндров, выведя шпильки из отверстий фланцев приемной трубы глушителя.

36. Снимите прокладку.

37. Очистите привалочные поверхности блока цилиндров и головки.

38. Удалите масло из резьбовых отверстий в блоке цилиндров под болты крепления головки.

39. Продуйте сжатым воздухом жиклер в масляном канале блока цилиндров.

40. Продуйте сжатым воздухом цилиндры блока.

41. Тщательно вытрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и привалочную поверхность блока цилиндров.

42. Установите на блок цилиндров новую прокладку. Она должна быть чистой и сухой.

43. Тщательно вытрите чистой тряпкой привалочную поверхность головки блока.

44. Установите головку на блок, надев на шпильки головки фланцы приемной трубы глушителя.

45. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как они вытягиваются при многократном использовании. Замените болты, длина которых превышает 135,5 мм, на новые.

46. Смажьте болты крепления головки блока вместе с шайбами тонким слоем моторного масла.

47. Затяните болты крепления головки в указанной последовательности в четыре этапа:

1-й – моментом 20 Н/м (2 кгс/м)2-й – моментом 69,4–85,7 Н/м (7,1–8,7 кгс/м)3-й – доверните на 90°4-й – окончательно доверните на 90°

48. Тщательно вытрите чистой тряпкой распределительный вал.

49. Смажьте шейки и кулачки распределительного вала тонким слоем моторного масла.

50. Установите распределительный вал в головку блока цилиндров так, чтобы кулачки привода клапанов первого цилиндра были направлены вверх от толкателей клапанов.

51. Нанесите герметик на поверхность головки блока в местах прилегания корпуса подшипников.

52. Установите корпус подшипников распределительного вала.

53. Затяните гайки крепления корпуса подшипников в указанном порядке в два этапа:

1-й – затяните гайки до касания корпуса подшипников поверхности головки блока; 2-й – окончательно затяните гайки моментом 21,6 Н/м (2,2 кгс/м).

54. Запрессуйте сальник распределительного вала (см. подраздел 10.4.2.). Установите на головку детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию. Установите ремень привода распределительного вала (см. подраздел 10.3.2.). Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов (см. подраздел 10.2.).

mashintop.ru

ВАЗ 1111 | Снятие и установка головки блока цилиндров

1. Перед установкой очистить подходящим шабером сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. Обращать внимание на то, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров. Отверстия закрыть ветошью.
2. Проверить отсутствие масла в отверстиях для винтов крепления головки блока цилиндров, при необходимости удалить. Для этого ввести в отверстия чистую ветошь и собрать масло.

Предупреждение

Если масло останется в отверстиях, то при затяжке болтов блок цилиндров может быть поврежден.


3. Проверить стальной линейкой головку блока цилиндров на неплоскостность. Неплоскостность проверяется стальной линейкой и лепестковым щупом по всей поверхности головки блока цилиндров. Неровности не должны превышать 0,1 мм.

Предупреждение

Если уплотнительные поверхности головки блока цилиндров будут дорабатываться, то минимально допустимый размер по высоте не должен быть занижен (см. подраздел 2.10.3).


4. Головки блока цилиндров с разрывами между седлами клапанов и кольцами седел клапанов, а также первых заходов резьбы под резьбовую нарезку свечи зажигания, могут эксплуатироваться дальше без сокращения срока службы и переборки, если разрывы не превышают максимально допустимой величины а = max 0,5 мм.
5. Прокладку головки блока цилиндров заменять всегда.
6. Подпись "oben" должна указывать на головку блока цилиндров. Прокладку головки блока цилиндров установить без герметика так, чтобы ни одно отверстие не было закрыто.
7. Провернуть коленвал за ременный шкив так, чтобы все поршни стояли примерно на одинаковой высоте.
8. Установить головку блока цилиндров, обращая внимание при этом на направляющие штифты блока цилиндров. При необходимости установить в оба внешних отверстия с впускной стороны новые направляющие штифты. Обращать внимание на то, чтобы распредвал находился в положении ВМТ для 1 цилиндра (см. подраздел 2.5.2.1).
9. Установить все 10 болтов головки блока цилиндров с подкладочными шайбами и затянуть от руки. Болты головки блока цилиндров заменять всегда.

Предупреждение

Затяжку болтов головки блока цилиндров производить с большой предусмотрительностью. Перед затяжкой болтов необходимо проверить точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягивают на холодном двигателе.


10. Болты головки блока цилиндров затягиваются динамометрическим ключом в последовательности от 1 к 10 в два приема: вначале с усилием 40 Н·м, а затем – 60 Н·м. После этого производится дополнительная затяжка жестким ключом: 1/2 оборота (180°). Допускается дополнительная затяжка 90°х2 (за два раза по 90° каждый).
11. При затяжке болтов головки блока цилиндров можно оценивать угол поворота. Установить рукоятку ключа вдоль двигателя и одним движением повернуть ключ до положения рукоятки поперек двигателя (1/4 оборота, 90°). Повернуть ключ дальше – до положения рукоятки снова вдоль двигателя.

Предупреждение

Подтягивание болтов головки блока цилиндров на теплом двигателе в рамках обслуживания или после ремонта не допускается.

При замене головки блока цилиндров с установленным распредвалом, необходимо после установки головки блока цилиндров смазать маслом поверхности контакта между тарельчатыми толкателями и поверхностью кулачков.


12. Установить коленвал в положение ВМТ для 1 цилиндра.
13. Привинтить задний кожух зубчатого ремня.
14. Привинтить зубчатое колесо распредвала и натяжной ролик зубчатого ремня.
15. Установить зубчатый ремень.
16. Установить крышку головки блока цилиндров с маслоотбойником и новыми уплотнителями и затянуть моментом 10 Н·м.
17. Установить верхний кожух зубчатого ремня.
18. Привинтить опору генератора к головке блока цилиндров.
19. Натянуть клиновой ремень (см. подраздел 2.12.1).
20. Установить выхлопную трубу на выхлопной коллектор (см. подраздел 2.19.1).
21. Установить брызговик моторного отсека.
22. Снять машину с подпорок.
23. Привинтить трубу отбора отработанных газов к выхлопному коллектору и головке блока цилиндров.
24. Привинтить кожух выхлопного коллектора.
25. Надеть воздушный шланг подогрева приемного воздуха на кожух.
26. Установить воздушный шланг между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки вместе с клапаном стабилизации холостого хода.
27. Навесить тросик управления дроссельной заслонкой на дроссельную заслонку и на упор.
28. Протянуть жгут проводов двигателя через впускной коллектор.
29. Подсоединить электропроводку:
      – штекер потенциометра СО;
      – штекер потенциометра дроссельной заслонки;
      – многоконтактное соединение впрыскивающих клапанов;
      – штекер клапана стабилизации холостого хода;
      – штекер клапана холодного старта;
      – штекерное соединение лямбда-зонда под машиной, на кронштейне навесных агрегатов справа;
      – штекер датчика давления на рулевом механизме усилителя руля, если имеется;
      – штекер датчика давления масла на левой торцевой стороне головки блока цилиндров;
      – провод "массы" от крышки головки блока цилиндров к впускному коллектору.

Предупреждение

Электропровода закрепить на прежних местах и новыми кабельными зажимами.


30. Надеть свечные провода.
31. Надеть вакуумные шланги:
      – на дроссельной заслонке подогрева приемного воздуха, магнитного клапана бачка с активированным углем, прибора управления Digifant;
      – на обратном клапане усилителя тормозов.
32. Надеть трубопровод подачи топлива (черный) на клапан запуска холодного двигателя и распределения топлива, закрепить хомутами.
33. Надеть трубопровод возврата топлива (голубой) на распределитель топлива и закрепить хомутом.
34. Привинтить штуцер охлаждающей жидкости со шлангами к головке блока цилиндров.
35. Залить охлаждающую жидкость. Охлаждающую жидкость заменять всегда.
36. Подсоединить провод "массы" (-) к аккумуляторной батарее. Ввести противоугонный код, запрограммировать радиостанции и установить время на часах.

Предупреждение

Аккумуляторную батарею подсоединять только при выключенном зажигании, в противном случае блок управления системой впрыска топлива выйдет из строя.


37. Проверить уровень масла в двигателе. Если прокладка головки блока цилиндров была дефектна, произвести замену моторного масла и фильтра.
38. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Снова проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность соединений.
39. Проверить момент зажигания (см. подраздел 2.14.6).
40. Проверить холостой ход и содержание СО (см. подраздел 2.18.1).
41. Проверить давление компрессии (см. подраздел 2.11).

automn.ru

ВАЗ 1111 | Головка блока цилиндров

1. Перед установкой тщательно очистите разъемные поверхности головки и блока цилиндров.
2. Соскребите нагар и остатки материала прокладки. Разъемные поверхности головки и блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми, чтобы обеспечить надежное уплотнение.
3. Промойте разъемную поверхность головки цилиндров растворителем лаков или ацетоном. Если на плоскости блока цилиндров сохранились следы масла, то прокладка головки не будет уплотнять место стыка головки и блока и при эксплуатации начнут развиваться течи масла. При выполнении работ на блоке цилиндров натолкайте в цилиндры чистой ветоши, чтобы предотвратить попадание твердых частиц при очистке. Грязь, попавшую в цилиндры, удалите пылесосом или с помощью другого подходящего аппарата.
4. Проверьте наличие на разъемных плоскостях головки и блока цилиндров задиров, сколов, выбоин и других повреждений. Незначительные повреждения можно устранить надфилем, при наличии серьезных повреждений головка или блок подлежат перешлифовке.
5. Закройте клейкой лентой резьбовые отверстия в головке цилиндров и продуйте сжатым воздухом все каналы и отверстия. Убедитесь в чистоте отверстий. При работе со сжатым воздухом оденьте защитные очки.
6. Прогоните резьбу каждого болта плашкой, зажав болт в тиски, чтобы удалить коррозию и восстановить поврежденную резьбу. Грязь, ржавчина, остатки уплотнения и поврежденные нитки резьбы затрудняют заворачивание болта и могут явиться причиной ошибочных показаний момента при затяжке.
7. Установите на место все детали, снятые при разборке головки.
8. Положите на блок цилиндров новую прокладку, ориентируя по штифтам. Обратите внимание на метку "UP" ("верх") на прокладке.
9. Осторожно положите головку на блок цилиндров, не нарушая положения прокладки.
10. Перед заворачиванием болтов смажьте упорные поверхности головок болтов маслом для двигателя.
11. Заверните от руки болты головки цилиндров на их прежние места. Короткие болты заверните на стороне впускных клапанов, а длинные - со стороны выпускных. Затяните болты с заданным моментом в указанной последовательности (см. рис. Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров (двигатели 1,3 л) и рис. Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров (двигатели 1,6 л и 1,8 л)). На двигателях 1,3 л болты головки цилиндров затягивайте в два приема, а на двигателях 1,6 и 1,8 л – в три приема. Значение момента затяжки указано в в подразделе 3.1.1.1). На 2 и 3-м этапах затяжки болты доворачиваются на 1/4 оборота (90°). При отсутствии на вашем динамометрическом ключе угловой шкалы можно нанести краской риски на головку каждого болта и довернуть так, чтобы риска повернулась на 90°от первоначального положения (этап 2). На двигателях 1,6 л и 1,8 л доверните болты еще на 90°, т.е. каждый болт должен повернуться относительно 1-го этапа затяжки на 180°.
12. Остальные операции по сборке выполняются в обратном порядке.

Предупреждение

Если при разборке удалялась полукруглая заглушка распредвала впускных клапанов на головке цилиндров, то перед установкой на место смажьте заглушку герметиком типа RTV.


13. Перед установкой крышки головки блока цилиндров проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов (см. подраздел 2.1).
14. После окончания работ заправьте систему охлаждения жидкостью и восстановите уровень масла в двигателе (см. подраздел 2.3).
15. Запустите двигатель, проверьте, есть ли течи. Установите момент зажигания (см. подраздел 3.3.7) и проведите испытание ходовых качеств автомобиля, совершив поездку.

automn.ru

ВАЗ 1111 | Затяжка болтов головки блока цилиндров

Затяжка болтов головки блока цилиндров

(2) ДВИГАТЕЛЬ D7F

Предварительная усадка уплотнительной прокладки

Затяжка всех болтов с моментом 2 даН.м, затем доворот на 90° в указанном ниже порядке. Выдержка 3 минуты

Затяжка болтов головки блока цилиндров

- Отверните болты 1 и 2 до их свободного вращения.

- Затяните болты 1 и 2 с моментом 2 даН.м, затем доверните их на 200°.

- Отверните болты 3-4-5-6доих свободного вращения.

- Затяните болты 3-4-5-6с моментом 2 даН.м, затем доверните их на 200°.

- Отверните болты 7-8-9-10 до их свободного вращения.

- Затяните болты 7-8-9-10с моментом 2 даН.м, затем доверните их на 200°.

Порядок затяжки

(3) ДВИГАТЕЛЬ E7J

Предварительная усадка уплотнительной прокладки

Затяжка с моментом 2 даН.м, затем доверните на 100°±6° в указанном порядке:

- затяжка болтов 1-2,

- затяжка болтов 3-4-5-6,

- затяжка болтов 7-8-9-10.

Усадка уплотнительной прокладки.

Выдержка 3 минуты.

Затяжка

- Отверните болты 1-2.

Повторная затяжка болтов 1-2 с моментом 2 даН.м, затем доверните их на 100°±6°.

- Отверните болты 3-4-5-6.

Повторная затяжка болтов 3-4-5-6 с моментом 2 даН.м, затем доверните их на 100°±6°.

- Отверните болты 7-8-9-10.

Повторная затяжка болтов 7-8-9-10 с моментом 2 даН.м, затем доверните их на 100°±6°.

Подтяжка резьбовых соединений головки блока цилиндров не производится.

Порядок затяжки

(4) ДВИГАТЕЛЬ E7J

Предварительная усадка уплотнительной прокладки Затяжка с моментом 3 даН.м, затем доверните на 100°±4°.

Выдержка 3 минуты.

Затяжка

Затяжка соединений головки блока цилиндров выполняется поэтапно, последовательность затяжки болтов: 1-2, затем 3-4, 5-6, 7-8 и, наконец, 9-10.

Отверните поочередно болты до их свободного вращения, затем выполните:

-Iю повторную затяжку с моментом 2,5 даН.м.

- 2ю повторную затяжку на 213°±7°.

Порядок затяжки

Двигатель

Емкость заправки маслом * (л)

Минимальное давление масла (бар) при 80° С

Картер

Картер + Фильтр

Холостой ход

1000

об/мин

3000

об/мин

4000

об/мин

D7F

3,5

3,7

0,8

-

-

3,5

E7J

2,7

2,9

1

-

-

3

F8Q

4,7

5,2

-

1,2

3,5

-

Качество используемого масла см. в главе "Общие сведения".

* Количество после смены масла (проверяется с помощью щупа).

automn.ru

ВАЗ 1111 | Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров

Элементы механизма клапанного газораспределения на 1,8-литровом двигателе

Элементы механизма газораспределения дизеля

Механизм клапанного газораспределения 16V-двигателя

Для выполнения работ по ремонту и обслуживанию головки блока цилиндров у Вас должен быть, по меньшей мере, один помощник. Для описанных ниже работ Вам необходимо иметь динаметрический ключ (ключ с измерителем крутящего момента).

Разборка распределительного вала

Двигатели типа «F», кроме 16-клапанного

Если распределительный вал снимается на неснятой головке блока цилиндров, то к проводимым работам добавляется снятие зубчатого ремня. Кроме того, у дизеля нужно отрегулировать момент впрыска топливного насоса высокого давления заново. На 16-клапанном двигателе работы проводятся точно так же, но с большим объемом и степенью сложности по сравнению с F-двигателем, поэтому 16-клапанный двигатель лучше всего ремонтировать в автомастерской.

  1. Зафиксируйте шкив зубчатого ремня распределительного вала с помощью вставленного в одно из отверстий шкива торцового ключа № 10 или отвертки.
  2. Открутите центральный болт крепления шкива распределительного вала.
  3. Легкими ударами пластмассового молотка отделите шкив зубчатого ремня от конусообразного седла распределительного вала.
  4. Снимите пружинную шайбу распределительного вала.
  5. Снимите распределитель зажигания (для бензиновых двигателей) или, соответственно, вакуумный насос усилителя тормозного привода (для дизеля).
  6. Пронумеруйте крышки подшипников распределительного вала накерниванием или мелом (для последующей сборки).
  7. Снимите крышки подшипников 1, 3 и 5.
  8. Открутите попеременно крест-накрест гайки крышек подшипников 2 и 4.
  9. Выньте распределительный вал из головки блока цилиндров.
  10. Когда Вы снимаете толкатели клапанов, помечайте их вместе с относящимися к ним регулировочными шайбами (необходимо также записать размеры регулировочных шайб). Это очень важно для последующей сборки!
  11. Перед сборкой смажьте рабочие поверхности.
  12. Установите распределительный вал таким образом, чтобы кулачки цилиндра № 1 симметрично смотрели вверх.
  13. Установите крышки подшипников согласно отмеченной при разборке последовательности. Затяните 6-мм болты моментом в 10 Нм, а 8-мм болты моментом 20 Нм.
  14. Установите звездочку зубчатого ремня распределительного вала — не забудьте установить сегментную шпонку и затяните центральный болт моментом в 50 Нм.
  15. Дальнейшие работы проводятся в обратной последовательности относительно процесса разборки.
  16. Проверьте зазор в клапанном механизме и при необходимости отрегулируйте его.

 Рекомендация: на более темные места крышек подшипников 1 и 5 нанесите герметик (например, «Курил» (Curil)).

Следите за тем, чтобы рабочие поверхности подшипников распределительного вала и крышек подшипников не были повреждены.

Гидрокомпенсаторы 16-клапанного двигателя

Стук клапанов

Стук клапанов в 16-клапанном двигателе указывает на неисправность одного или нескольких гидрокомпенсаторов. Стук клапанов может появиться и у исправно работающих гидрокомпенсаторов, если:

  • после пуска двигателя не сразу поступает масло в гидрокомпенсатор;
  • двигатель длительное время работал на больших оборотах при высокой температуре окружающего воздуха, и моторное масло стало жидким;
  • машина долгое время не эксплуатировалась. После прогрева двигателя стук должен прекра-
    титься.

Определение неисправности гидрокомпенсаторов

  • запустите двигатель и оставьте его работать до тех пор, пока не включится электрический вентилятор системы охлаждения двигателя;
  • увеличьте частоту вращения до 2000 об/мин;
  • если стук клапанов не прекратится, то выключите двигатель и снимите крышку головки блока цилиндров;
  • установите 1-й цилиндр (как при регулировке зазора в клапанном механизме) в положение ВМТ. Кулачки распределительного вала должны смотреть налево и направо вверх;
  • нажмите на проверяемый гидрокомпенсатор деревянным стержнем. Если продавливается больше чем на 0,1 мм, то его нужно заменить.

Разборка головки блока цилиндров

  1. Все двигатели: отсоедините провод «массы» от клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снимите воздушный фильтр.
  3. Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость, см. главу Система охлаждения.
  4. Слейте масло из двигателя.
  5. Отсоедините электрические провода от клемм и пометьте их для последующей сборки.
  6. Отсоедините переднюю выпускную трубу от выпускного коллектора глушителя и от основного глушителя.
  7. Бензиновые двигатели: отсоедините топливные шланги от системы впрыска и заткните их. Будьте внимательны! Система питания находится под давлением.
  8. Снимите шланг разрежения тормозного механизма с впускного коллектора. При последующей сборке замените обжимной хомутик на шланге.
  9. Дизель: отсоедините шланги рециркуляции топлива, идущие к топливному насосу высокого давления от форсунок.
  10. Отсоедините топливопроводы от топливного насоса высокого давления и форсунок и сложите их на чистом куске ткани.
  11. Заткните отверстия топливного насоса высокого давления и форсунок маленькими заглушками из мягкого материала.
  12. Снимите вакуумный насос усилителя тормозного механизма.
  13. Снимите фильтр с нагревательным устройством. Отсоедините от двигателя шланги подачи нагретого воздуха с кронштейном.
  14. Отсоедините провод «массы» двигателя.
  15. Открутите нижние болты кожуха генератора.
  16. Дизель с газотурбинным наддувом: отсоедините трубопроводы, идущие к радиатору и охладителю наддува.
  17. Снимите с двигателя кронштейны воздушных патрубков турбокомпрессора.
  18. Снимите кронштейны подачи и отвода воздуха с выпускного коллектора глушителя и турбокомпрессора.
  19. Снимите воздушные патрубки с охладителя наддува.
  20. Если установлена распорка между стойками амортизаторов, то ее необходимо снять.
  21. Дизель и дизель с турбокомпрессором: установите двигатель на опору. Для этого в автомастерских, специализирующихся на Renault, используется распорочное приспособление (Мот. № 1159-02), которое устанавливается перед правым приводным валом между лонжероном и выступом отливки корпуса двигателя. При отсутствии этого приспособления установите двигатель на подходящую опору.
  22. Также для подпорки двигателя устанавливается лист железа, имеющий 2 отверстия, через которые крепится рядом с водяным насосом между корпусом двигателя и правым лонжероном. В автомастерских с этой целью используется инструмент Мот. 1159.
  23. Двигатели типа «F»: снимите крышку головки блока цилиндров.
  • снимите зубчатый ремень, как было описано.
  • снимите задний кожух зубчатого приводного ремня.
  • открутите крепление термостата на головке блока цилиндров.
  • снимите термостат, см. главу Система охлаждения.
  • Бензиновый двигатель типа «F» с многоточечным впрыском: снимите сборный всасывающий патрубок с впускного коллектора. Для этого открутите 5 гаек и осторожно снимите распределительный трубопровод. При этом не повредите прокладку.

Головка блока цилиндров двигателя типа «С». Чтобы избежать перекоса головки блока цилиндров, сделанной из легкого металла, при установке необходимо точно соблюдать последовательность затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров. Необходимое усилие затяжки достигается при этом в несколько этапов (см. таблицу).

  1. Выдвиньте сборный всасывающий патрубок вперед из рабочей зоны. При этом следите за тем, чтобы не отсоединились подводящие шланги.
  2. Снимите тягу дроссельной заслонки (газцуг).
  3. Снимите радиатор, см. главу Система охлаждения.
  4. Дизель и дизель с турбокомпрессором: отсоедините электрические провода свечей накаливания.
  5. Открутите крепления балансированной подвески от самоустанавливающегося подшипника и корпуса двигателя. При этом пометьте положение резьбовых соединений для облегчения последующей сборки.
  6. Турбодизель: разъедините резьбовые соединения подводки масла к турбокомпрессору.
  7. Снимите шланги подводки охлаждающей жидкости к турбонагнетателю.
  8. Двигатель типа «С»: отсоедините шланги системы охлаждения от водяного насоса и пометьте их для последующей сборки.
  9. Снимите трехфазный генератор переменного тока, см. Генератор.
  10. Снимите провода высокого напряжения со свечей зажигания.
  11. Снимите распределитель зажигания, см. главу Система зажигания.
  12. Снимите воздушные шланги с впускного коллектора.
  13. Снимите тягу дроссельной заслонки.
  14. Снимите крышку головки блока цилиндров (3 гайки).
  15. Снимите ось коромысла. Для этого снимите крепление подшипников (2 винта с шайбами и 2 распорных болта).
  16. Выньте клапанные рычаги и сложите по очередности снятия таким образом, чтобы не перепутать их порядок при сборке.
  17. Выкрутите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, противоположной их затяжке, кроме болта № 2 (находится рядом с распределителем зажигания) из головки блока цилиндров.
  18. Сдвиньте головку блока цилиндров, вращая в горизонтальной плоскости вокруг болта №2.
  19. Если головка блока цилиндров прикипела, сдвиньте ее с места сильными ударами деревянного молотка.
  20. После этого выкрутите болт № 2 и осторожно снимите головку блока цилиндров вместе с впускным и выпускным коллекторами.
  21. Для защиты гильз цилиндров от задиров в автомастерских используется фиксатор гильзы цилиндра (Мот. 521-01).
  22. 16-клапанный двигатель: снимите тепловую защиту выпускного коллектора глушителя с передней стенки. Выкрутите 2 болта выпускного коллектора глушителя.
  23. Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров (TORX-Stecknuв E12 и, соответственно, E 55) в 2 этапа в последовательности, обратной затяжке. При этом сначала ослабьте болты крепления до половины и лишь затем полностью выкрутите их.
  24. Двигатель типа «F»: снимите головку блока цилиндров.
  25. Если головка блока цилиндров прикипела, то вставив клин из древесины твердой породы и слегка ударяя по нему, отсоедините головку блока.
  26. Все двигатели: после снятия установите головку блока цилиндров таким образом, чтобы не допустить повреждения открытых клапанов.
  27. Снимите старую прокладку головки блока цилиндров.
  28. Поверхности соприкосновения корпуса двигателя и головки блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми. Не повредите мягкую поверхность головки блока цилиндров и ее прокладку.
  29. После очистки поверхности удалите заусенцы с краев камер сгорания. Для этого можно воспользоваться наждачной бумагой. Не повредите края камеры сгорания жестким инструментом. Зачищенная поверхность не должна иметь повреждений.

 Рекомендация: при снятии головки блока не повредите места уплотнения гильз цилиндров.

На двигателе типа «С» штанги толкателя со стороны регулировочных болтов и со стороны толкателя клапана должны иметь однообразную поверхность. Если места сопряжения повреждены, то штанги толкателя должны быть заменены.

Проверка головки блока цилиндров

  1. Проверьте, имеются ли в головке блока цилиндров трещины на седых клапанах или на резьбе свечей зажигания.
  2. Не влияют на срок эксплуатации трещины толщиной не более 0,5 мм или сорванные начальные витки резьбы свечей зажигания.
  3. Проверьте головку блока цилиндров на перекос, если имел место перегрев двигателя, для чего:
  4. Установите жесткую металлическую линейку на поверхность соприкосновения головки блока с корпусом двигателя.
  5. При проверке щупом прогиб не должен превышать 0,05 мм. В противном случае головка блока цилиндров должна быть заменена, так как торцовое шлифование является недопустимым.

 Рекомендация: при работе по очистке головки блока цилиндров необходимо следить за тем, чтобы в смазочные каналы осей коромысла не попали остатки уплотнительной прокладки. Это относится также и к каналам в корпусе двигателя. Остатки уплотнительной прокладки ни в коем случае не удаляйте ножом или скребком, так как царапины могут повредить поверхность головки блока цилиндров. В автомастерских Renault для этого используется чистящее средство «Decap-joint». При применении этого средства размягченные остатки прокладки удаляются деревянным шпателем.

Установка головки блока цилиндров

  1. Резьба болтов крепления головки блока цилиндров и резьба в отверстиях для них в корпусе двигателя не должна быть повреждена.
  2. Если резьба повреждена, то вкручивайте новые болты крепления головки блока цилиндров.
  3. Во избежание раскручивания в отверстиях под болты корпуса двигателя ни в коем случае не должно быть масла или воды.
  4. Если коленчатый вал после разборки головки блока провернулся, то поверните его таким образом, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, иначе открытый клапан при установке головки блока может столкнуться с поршнем.
  5. Используйте центрирующие гильзы.
  6. Установите новую прокладку головки блока цилиндров без нанесения герметика таким образом, чтобы не были закрыты каналы смазки.
  7. Установите головку блока, предварительно проверив, правильно ли расположены центрирующие гильзы в корпусе двигателя, и вкрутите смазанные маслом болты рукой.
  8. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, указанном на рисунке, с предписанным моментом.
  9. Двигатель типа «С»: Установите смазанные с обоих концов маслом штанги толкателей в направляющие втулки. При необходимости замените изношенные штанги толкателей.
  10. Установите ось коромысла, при этом регулировочные болты клапанов должны войти в направляющие втулки.
  11. Затяните болты стойки оси коромысла с моментом 15—20 Нм.
  12. 16-клапанный двигатель: При отсутствии центрирующих гильз вкрутите два старых болта крепления головки блока в отверстия болтов №№ 8 и 10 (предварительно отпилите головки у этих болтов и прорежьте шлиц под отвертку). После установки головки блока вкрутите оставшиеся 8 болтов. После этого замените центрирующие болты на два новых.
  13. Двигатель типа «F»: Установите задний кожух зубчатого ремня.
  14. Установите зубчатый приводной ремень и отрегулируйте его натяжение.
  15. Все двигатели: Отрегулируйте зазор в клапанном механизме.
  16. Остальные работы выполняются точно так же, как и при демонтаже, только в обратном порядке.

 Рекомендация: болты крепления головки блока цилиндров используются только один раз.

У дизеля, в зависимости от того, насколько выходят поршни, применяются три вида уплотнительных прокладок, имеющих различную толщину. Чтобы отличить разные виды прокладок, они имеют в верхнем левом углу маркировку, состоящую из одной, двух или трех точек. Следите за тем, чтобы новая прокладка головки блока цилиндров имела ту же маркировку, что и старая.

Если прокладка головки блока цилиндров имеет клейкий слой, то после ее снятия необходимо установить новую прокладку.

Моменты затяжки головки блока цилиндров

Двигатель

1,4-литровый двигатель (C3J)

1,7-литровый двигатель (F3N)
1,8-литровый двигатель (F3P)
дизель (F8Q)

16-клапанный двигатель (F7P)

1. Ступень

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1—10 затянуть моментом 55—65 Нм

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1—10 затянуть моментом 30 Нм

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1—10 затянуть моментом 30 Нм

2. Ступень

№1—10 затянуть моментом 70 Нм
после не менее чем 3-х минутной
паузы, болты:

№1—10 затянуть моментом 50 Нм

3. Ступень

№1—10 полностью ослабить

после не менее чем 3-х минутной паузы, болты:

4. Ступень

№1—10 затянуть моментом 25 Нм

№1—10 полностью ослабить

5. Ступень

№1—10 провернуть дальше на 123 2°

№1—10 затянуть моментом 20 Нм

Затяжка болтов крепления головки блока, измеряемая в угловых градусах, должна выполняться угломерным ключом. Ключ без угломера необходимо оснастить самодельной картонной шкалой, на которой должны быть нанесены угловые градусы.

automn.ru

Порядок затяжки ГБЦ динамометрическим ключом

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) —  важный процесс, который определяет работу двигателя и автомобиля. А затяжка ГБЦ – это один из ключевых моментов общего ремонта узла. От качественной и правильной затяжки головки блока цилиндров зависит надежная, правильная и экономная работа мотора.
Затяжка ГБЦ

На что влияет затяжка головки блока цилиндров

Подобную работу (затяжку) делают, когда проводят обратный процесс по сборке мотора автомобиля. И то, насколько правильно, надежно и крепко затянуты болты головки блока цилиндров, может сильно повлиять на работу камеры сгорания, газораспределительного механизма и мотора в целом.

В случае, если головка блока цилиндров затянута неправильно, или не в той последовательности, или слабо, это может повлечь за собой пробитие прокладки, которая устанавливается между ГБЦ и блоком цилиндров. После повреждения прокладки последствия трудно предсказать правильно. Чаще всего после такого вода из системы охлаждения попадает в моторное масло. Получается эмульсия, которая намного хуже моторного масла смазывает детали двигателя, а потому мотор может быстро «заклинить».

Кроме попадания воды в моторное масло, может резко снизится мощность двигателя, резко возрасти звук мотора, и т.д. В любом случае – ничего хорошего после неправильной затяжки головки блока цилиндров не будет.

Чтобы с достаточным усилием затянуть болты головки блока цилиндров, обязательно пользуйтесь специальным инструментом, в данном случае это динамометрический ключ. У него есть специальная шкала, которая позволит определить усилие, с которым нужно делать затяжку болтов ГБЦ. Для каждого мотора существуют свои параметры затяжки, их узнаете из руководства по ремонту мотора данной машины.

Далее мы постараемся подробно объяснить и продемонстрировать на фото ключевые моменты, как правильно и надежно затянуть болты головки блока цилиндров, чтобы обеспечить надолго надежную и правильную работу двигателя  автомобиля.

Инструкция по затяжке болтов ГБЦ

Как уже упоминалось выше, для затяжки головки блока цилиндров пользуемся исключительно динамометрическим ключом.  Рожковым или накидным ключами невозможно затянуть ГБЦ с нужным усилием, даже если воспользоваться дополнительными  инструментами, ломиком или трубой.

динамометрический ключ

Находящийся возле ручки динамометр показывает, какое усилие было применено при затяжке, а это требование должно быть выполнено точно. Допускается небольшое отклонение от требований, порядка 0,5 кг/м.

После того как взяли динамометрический ключ, запомните второе требование – порядок затяжки болтов (гаек) головки блока цилиндров. Порядок представляет собой определенную схему, которую нужно неукоснительно выполнять.

Первыми затягиваются центральные гайки (болты), а потом постепенно переходим к краю ГБЦ.

затяжка центральных гаек ГБЦ

Существует несколько схем затяжки головки, и все они правильные. Главное — соблюдать «железное» правило: затягивать болты (гайки) парами от центра к краям. И не старайтесь сразу затягивать полностью, так можно перекосить головку. Затяжку проводите в три этапа: сначала болты (гайки) слегка подтяните, потом сильно подтяните, а затем окончательно сильно затяните. Для первой затяжки динамометр ключа  выставите в положение 3 кг/м, дальше-больше. Промежуточная затяжка должна быть «озвучена» характерным потрескиванием. Этот звук означает, что гайка (болт) дотянут правильно. Опытные слесари рекомендуют  делать затяжку болтов (гаек по диагонали).

диагональная затяжка

После этого окончательно затяните ГБЦ, и мотор можно эксплуатировать. Динамометрический ключ выставляется в максимальное положение, которого требует руководство по ремонту данного автомобиля.

Важно! После щелчков, при окончательной затяжке, тянуть болты (гайки) дальше нельзя! Это приведёт к срыву резьбы.

инструмент должен быть качественным

После затяжки головки блока цилиндров  дайте ей «отстояться». Чтобы не терять зря время, можно пока прикрутить коллектора, и другое снятое при разборке оборудование, натянуть цепь и т.д.  Подождав 30-40 минут,  сделайте контрольную затяжку.

Дело в том, что прокладка, которая ставится между головкой блока цилиндров и самим блоком двигателя, имеет свойство «усаживаться», т. е заполнять неровности и канавки, которые есть на поверхностях ГБЦ и блока, хотя невооруженным глазом они не заметны. Если контрольную затяжку проигнорировать, то в скором будущем прокладку «продавит», и ремонт двигателя придется повторить.

И еще! После небольшого пробега на отремонтированном двигателе (не более 100 км), следует еще раз подтянуть болты (гайки ГБЦ), это нужно обязательно сделать, потому что «на горячую», т. е прогреется, прокладка может еще раз «усесться».

Вот и все инструкции, которые помогут автолюбителю самостоятельно затянуть головку блока цилиндров автомобиля. Главное — не перепутать последовательность затяжки и не допускать рывков при работе динамометрического ключа.

Если следовать нашим советам, то затяжка головки блока цилиндров автомобиля пройдет быстро, сэкономит вам деньги (не придется обращаться на СТО) и обеспечит долгую и надежную работу двигателя автомобиля.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Затяжка ГБЦ

>

topmekhanik.ru