Что делать при заносе автомобилей разных типов приводов
Даже самые опытные водители не всегда в состоянии предотвратить такое явление как занос транспортного средства. И если уже автомобилист оказался в подобной ситуации, нужно уметь правильно из неё выбраться.
Некоторые автошколы учат справляться с заносом автомобиля, хотя на практике подобные уроки редко проводятся. Чтобы получить навыки такого плана, рекомендуется отдельно от автошколы пройти несколько уроков экстремального вождения.
Занос может возникнуть в любое время года, в различных ситуациях и с каждым автомобилистом. И здесь главное не паниковать, не отпускать руль, а постараться сделать всё, чтобы спасти положение, и хотя бы минимизировать возможные повреждения машины и исключить ущерб собственному здоровью.
Сначала важно понять, что такое занос автомобиля и каковы его основные причины. Знание факторов, способствующих изменению заданного движения машины, позволит минимизировать вероятность возникновения опасной ситуации. Человек будет учитывать причины, а потому не совершит распространённые ошибки.
Что это
Заносом называется движение автотранспортного средства, которое обусловлено боковым скольжением именно задней оси.
Зачастую занос встречается в ситуациях, когда водитель поворачивает, параллельно сильно нажимая на педаль акселератора или резко вдавливая в пол педаль тормоза. Если такие действия совершаются, задние колёса автомобиля тут же теряют нужное сцепление с дорожным покрытием. Отсюда и возникает скольжение, поскольку автомобиль цепляться за поверхность уже не может.
Стоит запомнить, что занос и снос являются двумя разными понятиями. Сносом называют иные ситуации, при которых возникает недостаточная поворачиваемость. Как результат, при вхождении в поворот сносит уже передние колёса, то есть переднюю ось.
Двигаясь прямолинейно, машина также способна легко уйти в занос, если имеются соответствующие провоцирующие факторы. Такое возможно, когда одна из сторон (правая или левая) автомобиля движется по поверхности, отличной от поверхности с другой стороны. Это можно наблюдать особенно часто зимой. Одной стороной автомобиль едет по асфальту, а другой цепляет снег, снежную кажу или лёд. Разница в степени сцепления становится причиной заноса.
Причины
Прежде чем учиться предотвратить такие ситуации, следует разобраться в причинах заноса автомобиля. Такие знания крайне важны для каждого автомобилиста. Даже теории порой достаточно, чтобы заранее предусмотреть потенциальные риски, и не совершать опасные манёвры.
Если вовремя не начать исправлять ситуацию, машина войдёт в так называемый неуправляемый или неконтролируемый занос. Тогда автомобиль будет закручиваться вокруг своей оси. В самой лучшей ситуации вас покрутит, и машина остановится. Но всегда есть вероятность вылететь с дороги, столкнуться с другими транспортными средства и спровоцировать серьёзное дорожно-транспортное происшествие.
Статистика наглядно показывает, что чаще остальных заносит машины с задними приводными колёсами. Но исключать такую вероятность на переднеприводных автомобилях также не стоит.
Что же касается того, почему заносит заднюю часть автомобиля, то существует несколько основных причин:
- лопается и разрывается покрышка;
- машина движется на слишком высокой скорости при плохом дорожном покрытии;
- протекторы шин имеют высокую степень износа;
- автомобилист слишком резко включает сцепление;
- под колёсами оказывается песок, гравий и иные сыпучие материалы;
- водитель наезжает на лёд или камень;
- автомобилист совершает резкий поворот рулевого колеса;
- давление в колёсах разное и сильно отличается от требуемых параметров;
- вышла из строя или некорректно работает тормозная система;
- водитель неправильно работает педалями;
- руль дёргается из стороны в сторону и пр.
Причин действительно много. И большинство из них связаны непосредственно с ошибками самих водителей. Они недооценивают дорожную ситуацию, выезжают за пределы асфальта, пытаясь обогнать или совершить какой-то манёвр.
Любое резкое изменение коэффициента сцепления с дорожным покрытием практически наверняка приводит к возникновению скольжения с последующим заносом задней или передней оси. Помимо заноса и сноса передней оси, нельзя исключать потерю контроля сразу над двумя парами колёс. Выйти из такой ситуации уже куда сложнее.
Базовые рекомендации
Некоторые водители уверены, что после изучения теории о заносах и выходе из них они точно знают, как правильно действовать, и с ними такое не произойдёт.
Но практика показывает, что водитель уже обрекает себя на потерю контроля, только оказавшись за рулём. Есть базовые правила, о которых водители забывают. Именно их нарушение не позволяет применить все свои теоретические навыки.
- Посадка. Водитель должен принять максимально удобное положение в транспортном средстве. Не зря современные машины оснащаются специальными приводами и рычагами, позволяющими настроить кресло под свой рост, вес, длину рук и ряд других параметров. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности. Чем удобнее водителю, тем меньше он будет отвлекаться на боли в спине или затекающие руки. А потому основное внимание уделяется ситуации на дороге.
- Положение рук. От этой привычки пафосно руль одной рукой нужно избавляться всем и сразу. Да, если вы стоите в пробке и постепенно передвигаетесь, имея в распоряжении коробку автомат, тогда одной рукой рулить ещё допускается. Но когда вы движетесь на высокой скорости, по плохой дороге, то обе руки обязаны находиться на руле. Причём располагать их следует максимально удобно и правильно. Чтобы вернуть контроль в заносе, важно каждое мгновение. А если руки расположить неправильно, повернуть в нужный момент и на требуемый градус вы попросту не сможете.
- Концентрация. Когда дорога скользкая, наблюдается плохая видимость, то отвлекаться от управления и контроля дорожной ситуации нельзя ни в коем случае. Постарайтесь сосредоточиться. Тогда вы значительно снизите вероятность потери управления.
Начните с этих базовых советов. Если их придерживаться, тогда вероятность вхождения в неконтролируемый занос существенно снизится.
Когда требуется быть начеку
Тут стоит принять тот факт, что в подавляющем большинстве случаев занос возникает по вине самого водителя. Очень редко вдруг лопается шина, и водитель теряет контроль над транспортным средством.
Есть несколько основных рекомендаций касательно того, когда следует быть наготове:
- на дороге плохая видимость;
- дорожное полотно утром покрыто инеем;
- имеется лёгкое обледенение на дороге;
- дорога усыпана снегом;
- зимой снег постепенно таит, из-за чего превращается в снежную кашу;
- вы знаете про сильную стёртость протектора;
- есть проблемы с тормозной системой;
- нарушена правильная работа рулевого колеса;
- на машине не заменены сезонные шины.
Если автомобиль находится в состоянии, которое не позволяет уверенно передвигаться на высокой скорости и проходить все возникающие препятствия, сбавьте обороты двигателя, и не спешите.
Бывает так, что водитель не успел перейти на зимние шины, поскольку было тепло, и вдруг выпал снег. Приходится ехать на СТО на летней резине. А это крайне опасно. То же самое касается стёртого протектора, неисправных тормозов и рулевого управления. В таких ситуациях лучше обратиться за помощью к службам эвакуации. Они погрузят автомобиль на платформу и доставят в автосервис для последующего ремонта.
Но и полностью исправный автомобиль с новыми покрышками не всегда защищает от заносов. Здесь речь идёт сугубо об ошибках самого водителя, который не учитывает дорожную ситуацию, слишком полагается на электронику и забывает, что ездить по льду, мокрым листьям или лужам на высокой скорости, либо заезжая на них одной стороной машины, потенциально очень опасно.
Защита от заносов начинается с обучения правильного поведения за рулём. Чем лучше вы контролируете ситуацию, соблюдаете ПДД и учитываете состояние дороги, тем меньше вероятность столкнуться с необходимостью выходить из заноса.
Занос на переднеприводных автомобилях
Если вы эксплуатируете автомобиль, где привод приходится на заднюю пару колёс, здесь есть своя определённая последовательность действий при возникновении неконтролируемого заноса.
- Выжмите до упора сцепление, параллельно сняв ногу с педали газа.
- Если машина оборудована автоматической коробкой переключения передач, то тут будет вполне достаточно просто отпустить ногу с педали газа. Ведь педали сцепления в конструкции таких машин не предусмотрено.
- Работа ногами помогает вернуть сцепление на задние колёса. Так вы постепенно пытаетесь вернуть сцепку между дорожным покрытием и шинами автомобиля.
- Параллельно следует вывернуть роль в направлении совершаемого заноса.
- Если машину начинает разворачивать в направлении движения часовой стрелки, тогда рулевое колесо вращается в противоположную сторону.
Работа в заносе с заднеприводными автомобилями не такая сложная. Но зато машина с задним приводом заносит намного чаще. Потому при сложных дорожных условиях следует быть предельно внимательным.
Если у вас возник занос задней оси вашего заднеприводного автомобиля, старайтесь действовать строго в заданной последовательности. При заднем приводе машина менее устойчива к заносам на скользкой поверхности. На правильные и последовательные действия помогут избежать аварий или вылетов за пределы дорожного полона. А вот для переднеприводного автомобиля алгоритм действий несколько отличается.
Занос на переднеприводных автомобилях
Чтобы в завершении манёвра занос автомобиля не привёл к печальным последствиям, его нужно направить в нужную сторону. Тут есть свой способ по прекращению заноса, если привод идёт на переднюю пару колёс.
При работе передней оси, когда возник занос на повороте, для вашего переднеприводного автомобиля актуальными будут следующие действия:
- Выкручивайте руль. Вращать рулевое колесо следует в сторону, куда направлен занос.
- Особенностью переднеприводного автомобиля при заносе является то, что здесь не нужно поднимать ногу с педали газа. Нужный манёвр заключается в несколько иных шагах.
- В некоторых случаях, в зависимости от соизмерения усилия, требуется немного добавить тягу на передние колёса, то есть нажать на газ.
- Сила, прикладываемая к педали акселератора, напрямую зависит от степени нарастания заноса.
- Если вы только начали в него входить, более чем на 30% от хода педали давить на газ не нужно.
- Если это уже глубокий занос, тогда педаль акселератора придётся выжать в пол.
Чтобы ваши действия дали положительный результат, на внештатную ситуацию следует реагировать максимально быстро. Когда вас уже развернуло, это заносом считать вряд ли стоит. Вы перешли необходимую черту, позволяющую ещё выйти из заноса.
При правильных, последовательных и молниеносных действиях зачастую на переднеприводных машинах удаётся вытащить переднюю ось из возникающего заноса. Чем быстрее вы отреагируете на опасность, тем выше вероятность справиться с ней.
Полноприводные машины и их занос
Большинство простых автомобилистов и экспертов по экстремальному вождению сходятся во мнении, что выход из заноса на переднеприводных машинах является самой сложной задачей.
Главная проблема заключается в том, что педаль газа воздействует сразу на все 4 колеса транспортного средства. И на каждое из колёс приходится определённая доля крутящего момента, идущего на них от двигателя.
Здесь учитывается несколько важных характеристик:
- тип используемого полного привода;
- особенности настроек дифференциала;
- выбранный режим управления полным приводом;
- наличие или отсутствие системы стабилизации;
- использование электронных систем безопасности и пр.
Потому можно с уверенностью говорить, что каждый полноприводный кроссовер или внедорожник требует индивидуального подхода к поиску оптимальных решений и действий для выхода из заноса.
Невозможность дать советы, которые наверняка помогут водителю справиться с заносом, если на машине предусмотрен полный привод. Но существует одно правило для всех. Заключается оно в том, чтобы вращать руль в сторону самого заноса. Что касается педали газа, то здесь приходится быть предельно внимательными и осторожными. Специалисты советуют выжимать педаль акселератора до того момента, чтобы не утратить тягу. Выжимать газ в пол, как в случае с переднеприводными автомобилями, либо снимать ногу с неё полностью, как на заднеприводных машинах, в случае с полным приводом нельзя.
Забудьте про тормоза
Многие автомобилисты, не обладая необходимыми навыками, либо просто по причине паники, при заносе сразу же пытаются спасти ситуацию путём нажатия на педаль тормоза.
Запомните одну вещь навсегда. Ни в коем случае при возникновении нельзя делать только одно действие. Это как раз нажатие на педаль тормоза.
Но логично спросить, почему это нельзя делать, ведь задача заключается в том, чтобы остановить машину и вернуть на нормальную траекторию движения. Ответ простой. Когда машину заносит, задние колёса разгружаются, то есть теряется сцепление. Если выжать тормоз, сцепление станет ещё хуже, поскольку такое действие увеличивает разгрузку.
Статистика упрямая штука. Она наглядно показывает, что примерно 90% водителей, которые сталкиваются с заносом, инстинктивно нажимают на педаль тормоза. Действительно сложно это не сделать, когда машину уводит с траектории впервые.
Чтобы не сделать ситуацию ещё хуже, опытные водители и специалисты по экстремальному вождению рекомендуют периодически напомнить себе про это важнейшее правило. А ещё лучше намеренно спровоцировать занос на пустом участке для тренировок, чтобы разработать навыки. Есть специальные площадки, позволяющие создавать занос автомобиля, тем самым учиться из него выходить. Такому учат на соответствующих курсах, посетить которые никогда не будет лишним.
Занос действительно достаточно страшное явление. Особенно для тех, кто впервые сталкивается с потерей управления. Тут главное не паниковать, не бросать руль и не пытаться затормозить. Всё это лишь усугубит и без того сложную ситуацию.
Всегда помните о том, какой привод используется на вашем автомобиле. Это позволит чётко понимать последовательность правильных действий в случае возникновение внезапного заноса.
Ключевым условием успеха считается практика. Даже если вы закончили автошколу и успешно сдали практические занятия по езде в городе, прекращать тренироваться не стоит. Вам нужно учиться чувствовать и ощущать свою машину, прислушиваться к инерции, её поведению в поворотах, правильно работать педалями и коробкой передач.
Если вы хотите потренироваться и развить навыки контроля машины в заносах и сносах, рекомендуется делать это в зимний период. При летних заездах и искусственных заносах высока вероятность того, чтобы автомобиль начнёт быстрее изнашиваться. Подберите пустой участок, где ваши манёвры никому не смогут помешать. А если есть такая возможность, запишитесь на специализированные курсы. Там вам научат всем тонкостям экстремального вождения. Даже при постоянной эксплуатации автомобиля в городе подобные навыки точно лишними не будут.
Как действовать во время заноса автомобиля
Занос автомобиля, который часто происходит зимой, на обледенелой дороге, способен привести к трагическим последствиям. Что такое занос и как действовать водителю в таких случаях? Обо всём этом будет подробно написано в статье.
Содержание
- Действия водителя при заносе
- Понимаем занос теоретически
- Тяжело в учении — легко в бою
- Как спровоцировать занос искусственно
Действия водителя при заносе
Если заносит на переднеприводном авто, нужно нажать на педаль газа. При заносе переднеприводного автомобиля (учиться управлять которым придётся заново, если до этого водитель ездил на заднеприводном), нужно быть готовым ко всему. Другими словами, переднеприводный автомобиль более чутко реагирует на возникновение такой ситуации на дороге, особенно на мокрой или скользкой дороге. Незначительный поворот руля и лёгкое, но резкое торможение способно увезти авто в сторону.
Что касается заднеприводного автомобиля, то, если начинает заносить его, не рекомендуется нажимать педаль газа. Таким образом, можно запросто перевернуть автомобиль или машина закрутится вокруг своей оси. Если автомобиль заднеприводный заносит, только постепенное уменьшение подачи топлива может помочь. Другими словами, водитель не резко, а постепенно должен опускать педаль газа, а рулевое колесо желательно немного повернуть в сторону заноса.
Кроме этого, если заносит в ситуации с резким ускорением, то в этом случае ясно — нужно постепенно убавить подачу топлива. Если же нарушение движения авто вызвано бывает резким торможением — следует опустить педаль тормоза.
Все эти советы помогут, но лишь немного. Удастся уменьшить влияние поперечной силы, о которой было написано выше.Если заносит на полноприводном автомобиле, нужно сначала отпустить, а потом нажать на педаль газа. При управлении полноприводным автомобилем на скользкой дороге доминирует вектор тяги, но никак не реакция руля. И в таком случае бросать педаль газа ни в коем случае нельзя. Если сбросить газ на полноприводном автомобиле, закроются дроссельные заслонки и машина начнёт скользить на всех четырёх колёсах.
А вот поворачивание руля в сторону заноса способно его полностью ликвидировать. Центробежная сила, возникающая при таких ситуациях, начинает разворачивать автомобиль в сторону, противоположную боковому скольжению оси авто. И когда автомобиль начинает возвращаться в исходное положение, опять же при помощи рулевого колеса водитель обязан регулировать движение колёс, чтобы автомобиль не перевернулся. Грамотное управление автомобилем при заносе — единственная возможность его избежать.
Так, опытные водители могут ликвидировать возникшую ситуацию одним эффективным приёмом. Они советуют, что, если после возвращения машины в исходное положение она начинает разворачиваться в противоположную сторону, опять же поворотом руля следует погасить занос. Главное здесь, утверждают профессионалы, не суетиться и сохранять хладнокровие. Только так можно избежать переворачивания.
Кроме того, причинами заноса могут стать:
- попадание под колёса камней или мёрзлых кусков грунта;
- резкие манипуляции на извилистой дороге, особенно если автомобиль высокий;
- неравномерный износ протектора шин;
- неравномерное распределение груза в багажнике или на крыше автотранспортного средства, что вызывает нагрузки на одну сторону;
- высокая скорость на извилистой и неровной дороге;
- торможение, тем более резкое и неравномерное;
- разрыв шины.
На видео показан управляемый занос полноприводного автомобиля:
youtube.com/embed/2In00wCYOlY?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Конечно же, причина такого нарушения движения, его суть, может быть понята теоретически, но действия отработать только лишь в голове не получится. Нужны тренировки, способствующие тому, что движения водителя в экстренных ситуациях становятся автоматическими. Почему у новичков-водителей во время заноса нога нажимает инстинктивно на педаль газа? Они ведь прекрасно знают и не раз читали, что делать это нельзя! Всё дело в потере самоконтроля. Так и здесь. Водитель должен быть готов к возникновению такой ситуации и на практике суметь всё сделать правильно. Опыт приходит с годами, и его ничем не заменишь. Но всё же.
Первое, чему должен научиться водитель — это перебороть страх перед заносом. Это поможет ему легче действовать во время такой ситуации. Он обязан заставить себя возвращать руль в те напряжённые секунды, когда автомобиль крутит. Естественно, что в такие моменты не до управления. Но от этого зависит жизнь — самое драгоценное, что есть у человека.
Понимаем занос теоретически
Итак. Заносом называют такое движение автомобиля, при котором происходит скольжение его осей (передней или задней). Почему оно возникает? Из-за того, что теряется сцепление колёс с дорогой, происходящее по многим причинам.
На видео показывается, что нужно делать при заносе переднеприводного авто:
В большинстве случаев наблюдается скольжение колёс задней оси автомобиля. Кузов автомобиля изменяет свою ориентацию во время движения и поворачивается на дороге. При этом передняя ось продолжает движение прямо, но задние колёса выплясывают танец кабардинца в сторону. Из-за того, что направление у обеих осей неодинаково, возникает ещё и вращательное движение. Центробежная сила, что соединяется при этом с боковыми силами, по причине которых был вызван занос, усиливает их.
Одной из самых распространённых причин такого нарушения движения автомобиля является резкое торможение. Водитель нажимает резко на тормоза и колёса блокируются. В этот момент не обязательно даже ехать по обледенелой дороге. Даже на сухом асфальте при таком торможении на высокой скорости происходит занос.
Другой причиной может стать неравномерный износ шин и несвоевременное посещение СТО. Бывает и так, что на одну ось устанавливают колёса с одним типом протектора, а на другую — с совершенно иным. Это тоже может стать причиной. Да, и правилами дорожного движения это строго запрещено.
Воспрещается также проводить различные резкие движения за рулём. Нельзя на скорости неожиданно поворачивать влево или вправо, особенно на скользкой дороге.
Интересно, что переднеприводные автомобили гораздо реже подвержены заносу на прямой дороге, чем остальные машины. Руль автомобиля в этом случае нужно повернуть на угол, равный величине заноса.
Тяжело в учении — легко в бою
Видео о том, что нужно делать при заносе заднеприводного автомобиля:
youtube.com/embed/sqvyyjexWzI?feature=oembed» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>С целью повысить навыки управления при экстренных ситуациях рекомендуется проводить тренировки. Ясно, что место для проведения должно быть выбрано подальше от людных мест и участков дороги, где ездят машины. В таких местах можно искусственно устраивать мини-заносы и выравнивать их. Можно постепенно усложнять задачи, и так называемый управляемый занос будет ликвидирован эффективнее. «Тяжело в учении — легко в бою», — так говорил и учил жить великий полководец Суворов. И в этом случае его слова смотрят в корень проблемы.
Как спровоцировать занос искусственно
Сделать это несложно, даже на скорости 20 км/ч. Следует только резко затормозить и перед самым торможением руль резко вывернуть в сторону. Существует целая система приёмов, которые помогут искусственно спровоцировать занос. Вот очерёдность действий:
- Учимся для начала определять время, когда сцепление колёс с поверхностью дороги уменьшается.
- Учимся мгновенно реагировать на занос или, другими словами, гасить его. Это навык, который приходит после нескольких тренировок и становится автоматическим со временем — занос/руль.
- Учимся определять момент, когда поворот рулевого колеса вызывает ответную реакцию — гасим занос.
- Учимся, не дожидаясь конца заноса, поворачивать руль в обратную сторону. Такой рефлекс требует многих повторений, чтобы срабатывал автоматически.
- Учимся согласовывать скорость вращения рулевого колеса с характером гашения заноса. Действия при заносе автомобиля, таким образом, становятся полностью автоматизированными.
На видео рассказывается про управляемый занос:
Если водитель не станет тренироваться для борьбы с заносами, то в критические моменты управлять автомобилем ему не удастся, даже если он в себе полностью уверен. Нередко в экстремальных ситуациях даже самые смелые и «рисковые» водители терялись и отпускали руль. Некоторые люди продолжают в такие моменты нажимать на педаль тормоза в надежде, что это поможет. И самым опасным в такой момент становится психологический ступор, в который попадает неопытный водитель.
Чтобы всего этого не произошло, воспользуйтесь советами, приведёнными выше. И помните — за рулём вы в ответе не только за свою жизнь!
Что делать, если в автомобиле с передним, задним или полным приводом что-то идет не так
  Показать все 6 фотографий
Резюме
Если сомневаетесь…
Резюме
Если сомневаетесь…
То, что должно было стать долгим, но без происшествий, путешествием в Детройт, превратилось в напряженный восьмичасовой исход через пробки и заснеженные громады брошенных машин. На обочины валялись разбросанные остатки стекла и стали, и время от времени мои фары выхватывали застрявший в канаве или окаймляющем поле остов тягача с прицепом.
Конечно, натиск мокрого снега и снега сделал шоссе и большую часть дорожной сети юго-восточного Онтарио довольно опасными. Но большую часть столпотворения, задержку и огромное количество несчастных случаев, как мелких, так и драматических, можно было предотвратить.
Независимо от того, находитесь ли вы в переднеприводном хэтчбеке, полноприводном кроссовере или полноприводном автомобиле с блокировкой дифференциалов, ваша лучшая страховка от несчастных случаев — вооружиться навыками, необходимыми для безопасного вождения зимой. В Канаде есть много школ повышения квалификации водителей, предлагающих курсы зимнего вождения, начиная от элементарных основ и заканчивая курсами повышения квалификации, которые преподают профессиональные водители.
То, что вы там узнаете, может спасти вам жизнь или, по крайней мере, сэкономить ваши деньги, избежав дорогостоящих счетов за ремонт.
За последние пару десятилетий автомобильные технологии стремительно развивались, а системы безопасности водителей на световые годы опережают то, что было даже поколение назад. Настолько, что мы склонны к самоуспокоенности, когда дело доходит до вождения, полагаясь на системы безопасности, которые проверяют наши слепые зоны, предварительно загружают наши тормоза и даже удерживают нас в полосе движения. Благодаря Канадскому стандарту безопасности транспортных средств, принятому в 2012 году, все новые автомобили, продаваемые в Канаде, должны быть оборудованы электронной системой контроля устойчивости, которая кардинально меняет правила игры в области безопасности транспортных средств и может снизить смертность при одиночных авариях на 30–50 %. и до 70 процентов для внедорожников.
Но было бы ошибкой позволять слепой вере в технологии безопасности убаюкивать вас ложным ощущением бессмертия. Загруженный немецкий полноприводный кроссовер на льду ничем не лучше недорогого хэтчбека, если не знать азов буксования — а с хорошей зимней резиной дешевая машина будет вести себя лучше, чем лучший кроссовер на всех дорогах. сезонные шины.
И, рискуя прозвучать как заезженная пластинка, мы неоднократно заявляли о своей позиции в отношении абсолютной необходимости зимних шин.
Учитывая количество автомобилей, которые я видел, выезжая или въезжая в шлагбаумы и часами тормозя движение, можно с уверенностью предположить, что многие водители до сих пор не осознают преимущество, которое обеспечивают надлежащие составы с точки зрения сцепления. Съехав с шоссе, чтобы объехать еще одну аварию, я обнаружил, что городские улицы на несколько кварталов заблокированы автомобилистами, которые не смогли подняться в гору. Слегка нажимая на педаль газа, я легко объехал тех, кто застрял на полпути, а шины бесполезно вращались.
Физика заноса
Существует ошибочное мнение, что заднеприводные автомобили не годятся для снега. Это не совсем так; однако для многих людей переднеприводный автомобиль является лучшим выбором. Как и многие другие факторы, влияющие на работу автомобиля, все сводится к физике. Несмотря на все сложности и вариации современной автомобильной техники, самое главное в управлении автомобилем — это четыре прямоугольные области, известные как пятна контакта, т. е. места, где ваши шины соприкасаются с землей. Без сцепления, контроля устойчивости, векторизации крутящего момента, ABS и прочих современных достижений в тяге не с чем работать.
Автомобиль наиболее устойчив, когда его вес равномерно распределяется между всеми четырьмя пятнами контакта. Автомобиль с задним приводом уже находится в невыгодном положении, поскольку большая часть веса приходится на передние колеса, прижимая эти шины к тротуару и создавая гораздо большие пятна контакта и лучшее сцепление с дорогой, чем сзади. Поэтому более легкая задняя часть более склонна к скольжению. Решение заключается в переносе веса: перенос большего веса на заднюю часть автомобиля, чтобы выровнять сцепление и создать большую устойчивость.
Существует два основных типа заноса: недостаточная поворачиваемость (когда автомобиль едет прямо вперед, несмотря на то, что колесо провернуто) и избыточная поворачиваемость (когда задняя часть автомобиля раскачивается). В бессмертных словах покойного великого Дейла Эрнхардта: «Избыточная поворачиваемость — это когда ты бьешься задницей о стену, недостаточная поворачиваемость — когда ты бьешься об нее лицом».
Из-за того, как распределяется вес и откуда берется тяга, автомобили с задним приводом более склонны к избыточной поворачиваемости, в то время как автомобили с передним приводом, как правило, имеют недостаточную поворачиваемость.
Как избежать заноса в автомобиле с задним приводом?
В начале скольжения первой реакцией неопытных людей является резкое нажатие на тормоза, что, к сожалению, увеличивает нагрузку на передние колеса, еще больше облегчая задние и уменьшая сцепление с дорогой. В автомобиле с задним приводом это часто может вызвать избыточную поворачиваемость или ситуацию «рыбьего хвоста». Часто просто плавное увеличение дроссельной заслонки поднимает нос, переносит некоторый вес на задние колеса и увеличивает сцепление с дорогой, достаточное для того, чтобы автомобиль мог скорректироваться. Гонщики и раллийные гонщики фактически вызывают избыточную поворачиваемость, опуская дроссельную заслонку, чтобы более резко проходить повороты.
В условиях недостаточной поворачиваемости вращающиеся передние колеса превысили свои возможности сцепления с дорогой. Если 100-процентная производительность шины делится 50/50 между сцеплением и поворотом, а затем ее просят дать больше — она просто скользит вперед. Многие пытаются исправить это, еще больше проворачивая руль и тормозя, что только ухудшает ситуацию, блокируя колеса. Решение кажется нелогичным и звучит как «Тачки» Дока Хадсона «повернуть направо, чтобы пойти налево».
Поворот руля в другую сторону или встречное руление с устойчивым дросселем поможет передним колесам вырваться из пробуксовки, перенеся часть веса на ведущие колеса. Это одна из фундаментальных основ зрелищных дрифт-шоу таких горячих башмаков, как Кен Блок и фанаты Fast N’ Furious. Автомобиль должен перестать скользить и вернуться в поворот.
Как избежать заноса в автомобиле с передним приводом?
Автомобили с передним приводом гораздо реже склоняются к «рыбьему хвосту», поскольку тяга создается передними колесами, которые имеют наибольшую нагрузку на них. Они по своей природе более склонны к недостаточной поворачиваемости, что безопаснее и легче контролировать, чем рыбий хвост. Следовательно, более распространенные легковые автомобили, как правило, имеют передний привод, а задний привод чаще встречается в автомобилях с высокими характеристиками.
На дороге недостаточная поворачиваемость может быть вызвана несколькими причинами: торможением на повороте, ускорением перед поворотом, слишком быстрым вхождением в поворот или попаданием масла или льда на тротуар.
Как и прежде, сцепление шин с дорогой ограничено между ускорением и торможением. Но в этом случае плавного снижения газа (в отличие от резкого, которое может сорвать автомобиль) при небольшом раскручивании колеса должно быть достаточно, чтобы исправить занос.
Как предотвратить занос полноприводного автомобиля?
Мы любим наши полноприводные автомобили в Канаде со страстью, граничащей с пылом. И по большей части для этого есть веская причина. Большинство из них имеют какую-то систему распределения крутящего момента, которая перенаправляет мощность от вращающегося колеса туда, где еще есть сцепление. Нет ничего лучше, чем проехать по глубокому снегу и не застрять. К сожалению, это дает многим водителям ложное чувство безопасности, и в плохую погоду они склонны перегружать машину, что приводит к печальным последствиям. Когда дело доходит до скользких поверхностей и тормозного пути, нет никакой разницы между полным приводом и любой другой конфигурацией.
Если автомобиль теряет сцепление с передним колесом при повороте и вмешивается система полного привода, передачи мощности на заднюю часть, сброса газа и плавного раскручивания колеса должно быть достаточно, чтобы устранить занос.
Последнее, что вам нужно сделать в этой ситуации, это резко затормозить или перекорректировать рулевое управление, что может привести к перегрузке шин и ухудшению заноса. Если задняя часть начинает скользить, легкое противодействие и легкое нажатие на педаль газа должны вернуть ее обратно.
Полностью избегайте заноса: помедленнее!
Во время безумной поездки в Детройт я поймал себя на том, что задерживаю дыхание или ругаюсь в отчаянии из-за недальновидности, отсутствия элементарных навыков и того, что граничило с преступной небрежностью со стороны некоторых других водителей. Несмотря на плохую видимость и скользкое дорожное покрытие из-за мокрого снега, все еще были те, кто предпочитал мчаться с превышением ограничения скорости, что намного превышало их способность осознавать и останавливать безопасность в случае аварии. И слишком многие из более осторожных водителей сразу же нажимали на тормоза при спуске с холма, не осознавая, что запускают те самые скольжения, которых пытались избежать. В такой ситуации гораздо лучше снизить передачу и не держать ноги на педалях или держать педали и рулевое управление плавными и модулированными. Если вы не знаете, что делать, во многих продвинутых академиях зимнего вождения преподают ценную мантру «если сомневаетесь, обе ноги вперед».
Благодаря сочетанию этих простых навыков, приобретенных в ходе обучения водителей, и хорошего комплекта специальных зимних шин, я в конце концов прибыл в Город Моторов в целости и сохранности.
Лесли Вимбуш
Лесли Вимбуш
Узнать больше
В 5-м классе Лесли променяла рисунки маслкаров на шоколадные батончики, и с тех пор ничего особо не изменилось.
Как управлять заносом автомобиля: Как справиться с проскальзыванием передних и задних колес на снегу и льду и как избежать заноса
Эксперт по вождению дает советы о том, как оставаться в безопасности на скользкой дороге, в том числе о том, что делать, если вы потеряли контроль над автомобилем
Мэтт Аллан
Опубликовано 7 декабря 2021 г., 10:52 BST
Обновлено 12 декабря 2022 г., 16:29 BST
Водители по всей Великобритании столкнулись с хаосом на дорогах после того, как снег и лед создали коварные условия.
900:02 Основные маршруты были закрыты из-за погодных условий, а в некоторых местах полиция призвала водителей избегать любых второстепенных поездок, поскольку отрицательная температура затрудняет дорожные условия. Социальные сети также наводнены кадрами, на которых водители теряют контроль над своими автомобилями на заснеженных поверхностях, иногда с серьезными последствиями.Advertisement
Advertisement
Поскольку желтые предупреждения о погоде все еще действуют, а водителей предупреждают о сложных дорожных условиях, важно быть готовым к снегу и льду, понимать, как они могут повлиять на управляемость вашего автомобиля, и знать, что делать, если ваш автомобиль начинает заносить. Итак, мы поговорили с экспертами по заносу Knockhill Racing Circuit о том, как справиться с заносом и, что более важно, избежать его в первую очередь.
Минимизируйте рискВо-первых, гораздо лучше избежать заноса, чем выпутываться из него самостоятельно, поэтому предпримите простые шаги, чтобы уменьшить шанс быть пойманным. Хорошим первым шагом является установка зимних или всесезонных шин. Эти шины обеспечивают лучшее сцепление, чем обычная резина, в холодную и влажную погоду благодаря более агрессивному рисунку протектора и специальным составам, которые лучше работают при более низких температурах. Они могут существенно сократить тормозной путь и улучшить сцепление автомобиля на скользкой дороге.
После этого манера вождения будет иметь огромное влияние на вероятность того, что вы потеряете управление. Одним из ключевых факторов является сохранение гладкости. Внезапные действия, такие как ускорение, рулевое управление или торможение, с большей вероятностью могут привести к потере управления, поэтому при движении по снегу, льду или воде соблюдайте плавность и осторожность. И сбавь скорость. Тормозной путь может увеличиться в 10 раз в условиях гололеда, поэтому чем медленнее, тем безопаснее.
Инструктор Кнокхилла Билл Уордлоу объясняет, что наблюдение и предвидение также жизненно важны в плохую погоду. Он говорит: «Правильная концентрация водителей может снизить вероятность попадания в затруднительное положение. Сцепление колес меняется каждые несколько метров, каждый поворот может быть разным, особенно в это время года. Поэтому важно всегда быть в курсе дорожных условий.
Advertisement
Advertisement
Наблюдая за дорогой впереди и ища признаки изменения поверхности, вы, надеюсь, сможете обнаружить и избежать потенциальных опасностей, таких как лужи, ледяные пятна или снежные заносы, а также такие вещи, как повороты и перекрестки, которые потребуют вам замедлить или остановиться. Даже если вы не можете их избежать, обнаружение их раньше даст вам больше времени, чтобы среагировать, а ваше торможение и рулевое управление будут более плавными и постепенными. То же самое касается наблюдения за тем, что делают другие водители. Предугадывая их действия, вы можете свести к минимуму необходимость изменения скорости или направления, что снижает вероятность потери контроля.
Обеспечьте большее расстояние до других транспортных средств и притормозите на снегу и льду Поймите свой автомобильСовременные автомобили оснащены множеством технологий, разработанных для предотвращения потери управления, включая антиблокировочную систему торможения (ABS) к системам контроля тяги (TCS) и электронной системы контроля устойчивости (ESC). Во многих случаях эти системы способны изменять торможение или мощность автомобиля, чтобы избежать заноса или скольжения или вернуть автомобиль под контроль. Тем не менее, системы различаются между автомобилями, и то, какие системы оснащены вашим автомобилем, может повлиять на то, как ведет себя ваш автомобиль и как вам нужно реагировать на занос. Некоторые производители также используют торговые марки для описания таких систем, поэтому ознакомьтесь с тем, какие из них установлены на вашем автомобиле и как они представлены на приборной панели.
Сохраняйте спокойствие, но реагируйте быстроИногда, несмотря на все усилия водителя и работу бортовых компьютеров, автомобиль все же уходит в занос, поэтому важно знать, как реагировать. Первый совет Билла — не паниковать. Легче сказать, чем сделать, но даже в такой ситуации важно, чтобы ваши действия были плавными и контролируемыми. Резкие или внезапные действия могут ухудшить скольжение.
Однако очень важно реагировать быстро и решительно. Билл говорит: «Первое, что нужно сделать, это нажать на сцепление — оно моментально отключит мощность — и отпустить педаль газа». Чего делать нельзя, так это жать на тормоз. В большинстве случаев это просто ухудшит ситуацию. Билл объясняет: «Для некоторых людей это самая трудная вещь в мире. Вы хотите остановиться, но все, что вы делаете, это еще больше скользите и выводите машину из равновесия».
Вы должны реагировать плавно, но быстро, если ваш автомобиль начинает скользить.Объявление
Объявление
Дальнейшие действия зависят от того, какие средства помощи водителю есть в вашем автомобиле и какие колеса буксуют. При заносе передних колес, когда передняя часть автомобиля широко скользит, раньше советовали рулить в занос. Тем не менее, с современными системами ESC рекомендуется, чтобы вы удерживали положение руля в направлении движения и позволяли системе управлять торможением, чтобы вернуть нос автомобиля в исходное положение. Билл поясняет: «Если система ESC обнаруживает пробуксовку переднего колеса, она мгновенно притормаживает внутреннее заднее колесо, в результате чего нос автомобиля поворачивается в правильном направлении. Так что в машине с ESC продолжайте рулить как обычно».
В старых автомобилях без системы контроля устойчивости небольшой поворот руля в противоположном направлении перед возвратом руля в желаемое направление иногда может помочь шинам получить некоторое сцепление с дорогой.
Занос, при котором задние колеса потеряли сцепление с дорогой, сложнее исправить, поэтому очень важно быстро реагировать. Если у вас есть ESC, продолжайте рулить в нужном вам направлении. Если, однако, ваш автомобиль не имеет ESC, вам нужно начать плавно поворачивать в занос, поворачивая передние колеса, чтобы противодействовать попыткам задних колес раскачиваться.