28Июл

Втягивающее устройство стартера: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

принцип работы, как проверить, замена

Практический каждый второй автовладелец на практике встречался с ситуацией ремонтно-восстановительных манипуляций над автомашиной. И чаще всего проблема обозначалась проблемами с пуском силовой установки. Узнайте, как проверить и заменить втягивающее реле стартера.

Однозначно, если подобная проблема не устраняется стандартным «оживлением» АКБ или зачисткой контактов, сомнения падают на реле.

Как проверить втягивающее реле стартера, знает не каждый. Из этой статьи вы узнаете, как это сделать, а после выявления конкретной причины по мере сил починить деталь в домашних условиях. Помните, что если нормально работает втягивающий пускового механизма, сложностей с запуском силовой установки больше не будет.

Диагностика своими силами

Перед непосредственной диагностикой втягивающего стартера, рекомендуется проверить сам пускач. В данном случае есть особые приемы, которые важно провести грамотно, чтобы узнать, какой элемент точно не работает.

После включения замка и проворачивания в нем ключа, рабочий пускач мгновенно попытается запустить силовой агрегат. Напротив, неисправный механизм пуска будет издавать характерные щелчки.

Внимание, механизм можно диагностировать на то, работает он или нет, старым и проверенным «дедовским» методом. Достаточно взять длинный штырь или отвертку и перемкнуть два контакта. Последние представляют собой металлические штыри сзади реле втягивающего. Если пусковой механизм после перемыкания контактов заработает, причина неисправности уже во втягивающем автомобильного стартера.

Диагностировать пускач, конечно же, можно и сняв его. По крайней мере, так делают многие специалисты. Только в этом случае, проверяя деталь, нужно быть крайне осторожным. Вращение узла может быть настолько сильным, что стартер легко выскочит из рук и способен нанести травмы.

Характер работы

Для полного анализа проблем втягивающего реле надо понимать, как оно функционирует. Характерно, что катушка стартера, получая ток от АКБ, создает магнитное поле. Последнее воздействует на якорь детали.

В свой черед, якорь стартера двигается, сжимая возвратную пружину. При этом одновременно задействуется бендикс, соединенный с маховиком.

После перемыкания контактов на обмотку более не поступает ток, но якорь еще держит катушку внутри.

Причины выхода из строя

Втягивающее реле стартера чаще всего портится из-за следующего:

  • Подгорают контакты или залипают.
  • Перегорает обмотка.
  • Наблюдается механические дефекты, или детали повреждаются из-за естественных причин.

Узнать, что втягивающее реле стартера повреждено, можно по следующим признакам:

  • Стартер продолжает функционировать, даже после пуска мотора. Вращается он при этом на очень высокой скорости, о чем свидетельствует характерный жужжащий гул.
  • После проворачивания ключа в замке, издается щелчок, но стартер не срабатывает.

Втягивающее реле стартера, устанавливаемое на отечественные ВАЗы, имеет схожую конструкцию. Отличаться втягивающий элемент стартера может только по размерам или вариантам фиксации. В редких случаях, возможна и разница в устройстве сердечника.

Ремонт

  • В обязательном порядке обесточивается АКБ.
  • Механизм демонтируется, очищается от грязи и масла.
  • Гайка щеточной системы откручивается с болта втягивающего.
  • Контакт снимается с болта.
  • Реле фиксируется стяжными винтами к массе, их надо снять.
  • Снять нужно также с торца гайки, а затем разобрать на части.
  • Снять отработанный сердечник и заменить.
  • Сборка аналогична, но проделывается в обратной последовательности.
  • Проверить, как все работает.

Как проверить втягивающее реле стартера

Вопрос как проверить реле стартера отнюдь нельзя назвать праздным, поскольку от состояния втягивающего реле оказывается зависит возможность автомобиля вообще сдвинуться с места. 

Cтартер авто – это тяговый двигатель постоянного тока, раскручивающий коленвал, для последующего пуска двигателя автомобиля. Для раскручивания используется шестерня, стоящая на роторе стартера. При выполнении запуска силового агрегата, она зацепляется с венцом маховика, прерывая сцепление после старта ДВС. При непрерывном зацеплении, пусковое устройство бы просто долго не протянуло. По этой причине в его конструкции имеется, так называемое, втягивающее реле, обеспечивающее сцепление шестерни с маховиком, при пуске мотора, и их разрыв, когда он заработал.

Втягивающее реле имеет достаточно простую конструкцию, что во многом способствует его надежности и долговечности. Но и оно иногда отказывается работать, из-за чего двигатель невозможно или очень сложно запустить.

Причины поломок втягивающего реле

Проблемы с пуском ДВС возникают по разным причинам. В том числе, и из-за поломок тягового переключателя, замена которого может обойтись существенно дешевле, чем ремонт стартера или его полная замена. И в этом случае, распознать проблемы может помочь проверка втягивающего реле, позволяющая найти поломку, которая может быть связана с:

  • износом компонентов;
  • подгоранием контактных пластин, размещенных под крышкой изделия;
  • порывом либо перегоранием обмотки катушек устройства;
  • стопорением якоря.

Последствиями данных проблем могут быть:

  • слишком малые для раскрутки маховика обороты стартера;
  • продолжение функционирования запускающего устройства даже после старта двигателя;
  • несрабатывание пускового механизма.

Обычно, втягивающее реле не ремонтируется, а меняется полностью. Однако, проверка втягивающего реле стартера позволит обнаружить истинные причины проблем. Возможно с ним все в полном порядке, и поломку нужно искать в ином месте.

Но, для эффективного выявления проблемы, стоит понять, как устроено втягивающее реле и по какому принципу оно функционирует.

Конструктивные особенности втягивающего реле

В корпусе устройства размещены 2 катушки. Одна из них втягивающая, а другая удерживающая. Одну сторону корпуса прикрывает полимерная либо эбонитовая крышка, с внешней стороны которой имеются три клеммы для «плюса» от аккумулятора, снабжения электромотора и подсоединения к замку зажигания. Внутри крышки предусмотрено размещение контактных пластин «плюсовых» клемм.

В самом корпусе, помимо катушек, имеется подпружиненный якорь и шток стартерного реле. На внешнем конце якоря предусмотрено ушко для зацепления вилки, которая включает бендикс с шестеренкой.

Проверка втягивающего реле на стартере позволяет «прощупать» всю схему, определив уровень функциональности.

Как функционирует втягивающее реле?

Изделие функционирует довольно просто. Когда двигатель выключен, то якорь, под давлением пружины, выдвинут из корпуса, не воздействуя на обгонную муфту (бендикс) с шестеренкой, который также удерживает пружина. То есть, в этом состоянии, сцепление отсутствует. Однако, при повороте ключа, на катушку электрореле подается ток, способствуя формирования в корпусе магнитного поля. Оно оказывает воздействие на якорь, который втягивается внутрь корпуса, преодолевая сопротивление пружины. В этот момент происходит отключение втягивающей катушки, но удержание якоря продолжается другой катушкой, удерживающей. Одновременно происходит и перемещение бендикса с шестеренкой, которая зацепляется с маховиком. Кроме того, при вхождении якоря в корпус, он перемещает шток реле стартера, замыкая пластины на «плюсовых» клеммах. В результате от аккумулятора начинает подаваться электропитание на электромотор, начинающий вращение уже зацепленного маховика.

Когда ДВС авто запущен, выполняется поворот ключа в обратную сторону, что прекращает питание удерживающей катушки и якорь опять выходит из корпуса, расцепляя бендикс и отключая всю систему запуска.

Признаки проблем со втягивающим реле

Проверка реле стартера производится при появлении любых признаков неисправности. Распознать их достаточно просто. Так, когда:

  • при активации зажигания не слышно характерного щелчка, сопровождающего подтягивание якоря и сцепление шестерни. Это может говорить о заедающем якоре, отсутствии электропитания или обрыве в одной из катушек;
  • щелчок есть, но не наблюдается срабатывание стартера или он очень «вяло» крутится. Возможно, это связано с подгоранием пластин контактов;
  • что-то неприятно жужжит. В этом случае, возможно втянутый якорь клинит, и он продолжает удерживать зацепление шестерни и замыкание пластин контактов.

При проявлении одного из этих признаков, стоит подумать о том, как проверить втягивающее реле на стартере, чтобы сразу отвергнуть или подтвердить необходимость его замены и понять, как восстановить полную функциональность транспортного средства. 

Методы тестирования втягивающего реле

В первую очередь, если при задействовании ключа ничего не происходит, стоит выполнить проверку на обрывы электропроводки. Если она в норме, то стоит заняться тяговым переключателем. Причем, в большинстве случаев, можно проверить втягивающее реле стартера не снимая его.

Сначала стоит убедиться в наличии щелчка срабатывания. Если в момент поворота ключа его нет, то однозначно устройство нужно менять. Но если он есть, но стартер не крутит, то возможно проблема в подгоревших контактных пластинах. Чтобы их проверить, следует отсоединить клемму от замка зажигания, и, посредством отвертки, замкнуть ее с клеммой от аккумуляторной батареи, обеспечив прямое соединение источника питания с электромотором. Если мотор начал работать, то значит поломка именно в переключателе.

Проверка с помощью мультиметра

Возможна также проверка втягивающего реле стартера мультиметром. Прежде всего, его можно использовать для получения данных о напряжении, поступающем на пусковое устройство. 

Для выполнения тестирования следует подсоединить мультиметр к «плюсу» тягового переключателя, на который идет ток от АКБ, а также «минус» к массе. При повороте ключа, мультиметр должен показать не менее 12,5 Вольт. Если показатель меньше, значит батарея сильно разряжена и ее возможностей достаточно для функционирования втягивающего реле, но мало для раскрутки стартера.

Чтобы получить более точные результаты, с помощью мультиметра, придется проверить втягивающее реле без стартера, демонтировав устройство с транспортного средства. 

Тестирование выполняется путем прозвонки, на предмет обрывов на обеих обмотках, а также силовых болтов, задвинув якорь внутрь корпуса для соединения всех контактов.

О целостности соединений информирует звуковой сигнал мультиметра, а о проблемах – появление на дисплее цифр, говорящих о наличии большого сопротивления.

Если тест показал, что цепи функциональные, но устройство не работает, то, возможно, причина в межвитковом замыкании в катушках.

В некоторых случаях, для вынесения вердикта по состоянию втягивающего реле, может быть достаточно визуального осмотра, позволяющего обнаружить явные повреждения компонентов либо значительный износ.

Выводы

В любом случае, если тесты показали, что проблемы с запуском двигателя связаны именно с втягивающим релле, его следует заменить, так как с вероятностью 95% оно не подлежит ремонту. Правда, многие автолюбители не оставляют попыток отремонтировать реле. Хотя, иногда и удается вернуть функциональность устройства, путем его очистки от грязи или заменой отдельных компонентов, восстановленные реле вряд ли будут эффективней и долговечней новых.

Ручные инструменты — для собак и кошек — губной ретрактор — iM3

Поиск

Ретрактор для губ