Тормозная система. Виды тормозных систем
Тормозная система — это совокупность устройств, предназначенных для регулирования скорости движения, ее снижения до необходимого уровня или полной остановки машины.
Современные автомобили и колесные тракторы оборудуют рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной автономными тормозными системами.
Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения с желаемой интенсивностью вплоть до полной остановки машины вне зависимости от ее скорости, нагрузки и уклона дорог, для которых она предназначена.
Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения или остановки машины в случае полного или частичного выхода из строя рабочей тормозной системы (например, в автомобиле КамАЗ-4310).
Эффективность рабочей и запасной тормозных систем машин оценивают по тормозному пути или установившемуся замедлению при начальной скорости торможения 40 км/ч на прямом и горизонтальном участках сухой дороги с твердым покрытием, обеспечивающих хорошее сцепление колес с дорогой.
Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижной машины на горизонтальном участке пути или уклоне даже при отсутствии водителя. Эффективность стояночной тормозной системы должна обеспечивать удержание машины на уклоне такой крутизны, который она сможет преодолеть на низшей передаче.
Вспомогательная тормозная система предназначена для поддержания постоянной скорости машины при движении ее на затяжных спусках горных дорог и регулирования ее самостоятельно или одновременно с рабочей тормозной системой с целью разгрузки тормозных механизмов последней. Эффективность вспомогательной тормозной системы должна обеспечивать без применения иных тормозных систем спуск машины со скоростью 30 км/ч по уклону 7 % протяженностью 6 км.
Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов (тормозов) и тормозного привода.
Торможение машины достигается работой сил трения в тормозном механизме, которая превращает кинетическую энергию движения машины в теплоту в зоне трения тормозных накладок с тормозным барабаном или диском.
В зависимости от типа привода различают тормозные системы с гидравлическим, пневматическим и пневмогидравлическим приводом.
Тормозные механизмы (тормоза) бывают дисковые и колодочные, а в зависимости от места установки — колесные и трансмиссионные (центральные). Колесные устанавливают непосредственно на ступице колеса, а трансмиссионные — на одном из валов трансмиссии.
На большегрузных автомобилях и мощных тракторах чаще всего применяют системы торможения с пневматическим приводом и колодочными тормозами.
Колодочный тормоз затормаживает шкив 9 двумя колодками 5 с фрикционными накладками, которые прижимаются к шкиву 9 изнутри разжимным кулачком 4. При этом верхние концы колодок 5 поворачиваются вокруг неподвижных шарниров (осей) 7. Если отпустить педаль 1, то стяжные пружины 8 растормозят шкив 9.
Дисковый тормоз трактора МТЗ-80 имеет диски 14 и 16 с фрикционными накладками, установленные на вращающемся валу 6 возможностью передвижения в осевом направлении. Между ними размещены два нажимных диска 12 и 15, соединенные серьгами 11 с тягой 10 и тормозной педалью 1. Между нажимными дисками в углублениях со скосами установлены разжимные шарики 13. При торможении шарики раздвигают нажимные диски, которые прижимают вращающиеся диски с фрикционными накладками к неподвижному картеру 17 и затормаживают вал 6.
Posted in Тормозная системаTagged Тормозная системаРисунок. Схемы колесных тормозов: а — колодочного; 6 — дискового; 1 — педаль; 2 — тяга; 3 — рычаг; 4 — разжимной кулачок; 5 — колодка; 6 — затормаживаемый вал: 7 — оси повороти колодок; 8 — стяжные пружины; 9 — тормозной шкив; 10 — тяга с регулировочной гайкой; 11 — серьга; 12, 75 — нажимные диски; 13 — шарик; 14, 16 — диски с фрикционными накладками; 17 — картер.
Велосипедные тормоза, их виды и отличия.
Движение на транспортном средстве напрямую связано с изменением скорости и возможными препятствиями на пути. Чем выше скорость, тем опаснее последствия экстренных ситуаций, независимо от того, на каком транспортном средстве вы передвигаетесь.
Само собой, для велосипедиста вопрос безопасности всегда будет в приоритете, так как средняя скорость достигает 20-25 км/ч, а на ровных дорогах шоссейный велосипед способен разогнаться до 50км/ч. Согласитесь, что без дополнительной защиты даже падение на минимальной скорости доставляет много неприятностей. Именно поэтому тормозная система велосипеда так важна и отвечает за безопасность велосипедиста.
Но если просмотреть доступные варианты на разных моделях велосипедов, то легко можно запутаться. Названия «V-brake», «клещевые», «гидравлика» и тд. звучат пугающе для новичка в велосипедной теме и не дают понятия о том, что из всего подойдёт больше или меньше.
Сегодня мы поможем разобраться в теме тормозной системы велосипеда и расскажем, в чём разница между типами тормозов, какие плюсы и минусы присущи каждому из них, какой уход необходим для эффективности.
Барабанные (педальные) тормоза
Используются в велосипедах с давних времен и известны многим пользователям. Работают они по принципу автомобильных, но только без гидравлического управления. Пара колодок прижимаются к внешней части корпуса ступицы колеса в тот момент, когда вы прокручиваете педали в обратную сторону (против движения). Отсюда и название «ножной», которое можно увидеть с таким же значением.
Тормоза такой конструкции можно встретить чаще всего в классических городских велосипедах с фиксированной скоростью или в детских велосипедах. Механизм их работы очень простой и незамысловатый. Все детали спрятаны внутри втулки заднего или переднего колеса (в зависимости от того, где установлен тормоз).
Своеобразная герметичность не даёт возможности попадать внутрь различной грязи, песку и воде, что полностью исключает необходимость какого-то дополнительного ухода и по праву считается одним из самых явных плюсов барабанных тормозов. Долговечность системы также вне конкуренции, вряд ли придётся чинить или менять раньше, чем выйдет из строя сам велосипед. Различные искривления и «восьмёрки» не влияют на эффективность тормозов. Можно смело прислонять велосипед или класть на колесо, не боясь что-то повредить.
Барабанный тормоз часто устанавливают на велосипед в связке с ободным тормозом на другом колесе, что является отличным сочетанием и дополнительным пунктом безопасности.
К минусам такого тормоза можно отнести невозможность установки на многоскоростной велосипед из-за конструкции задней втулки и вероятность остаться без тормоза в том случае, если слетела цепь. Решается эта проблема установкой дополнительного тормоза на другое колесо.
Ободные тормоза
Следующий тип тормозов, которые встречаются чаще всего в велосипедах начального уровня. Такие тормоза работают по принципу «сжимания обода» тормозными колодками. Существует несколько разновидностей ободных тормозов.
- V-brake – наиболее распространенный вариант ободных тормозов с низкой стоимостью и лёгким весом, которые можно встретить в любом магазине. Очень простая конструкция, не требует отдельного упора троса на раме велосипеда. Заменить такие тормоза или поменять колодки не составит никакого труда во всех смыслах.
- U-brake — встречаются реже предыдущих и увидеть можно чаще на шоссейных и BMX велосипедах.
- Клещевые – практически не используются в современных моделях велосипедов, раньше преобладали в шоссейниках. Конструкция такого ободного тормоза напоминает клещи, отсюда и название. Очень просты в настройке, но имеют больший вес и ограничены толщиной покрышки.
- Кантеливерные – предшественник V-brake тормозов. Механизм состоит из двух рычагов и колодок, которые передвигаются с помощью пары тросиков. Нуждаются в частой настройке и не обладают высокой мощностью торможения. Крепятся всего на один болт, что снижает надёжность таких тормозов.
Ободные тормоза обладают рядом преимуществ. Они достаточно лёгкие, недорогие, простые в уходе и обслуживании. Тормозные колодки – сменный элемент ободных тормозов, который периодически нужно осматривать на предмет износа и менять при необходимости.
Настройка тормозов производится по мере износа колодок, так как при этом теряется их центрирование, что может повлиять на качество торможения.
Есть у ободных тормозов и свои недостатки.
Прежде всего, они плохо работают на колёсах с «восьмёрками» из-за неровностей обода и, если тормоза недостаточно хорошо настроены.
Не любят такие тормоза и плохие погодные условия, связанные с большим количеством грязи и воды. Тормоза теряют сцепление с загрязнённой поверхностью обода, что может сильно усложнить ситуацию в экстренный момент торможения. Рекомендуется притормаживать короткими нажатиями на рычаг, чтобы подсушить обод от попавшей влаги.
Также свойственно таким тормозам нагревание при длительном торможении, что приводит к повреждению покрышек и износу колодок.
Все эти недостатки весьма условны и устранимы, необходимо только вовремя менять изношенные элементы и следить за исправностью механизма. Да и условия, перечисленные выше объективно редко встречаются на пути велосипедиста – любителя, приобретающего бюджетный велосипед начального уровня
Дисковые тормоза
Третий тип тормозной системы, у которого есть примерно равное количество преимуществ и недостатков, но при этом он остаётся «любимчиком» многих велосипедистов.
Встречаются на горных, гибридных, туристических, а также на гоночных велосипедах и всех других велосипедах для скоростного спуска.
Дисковый тормоз состоит из металлического диска, установленного на втулку колеса, а слева от него находится специальный механизм, прижимающий тормозную колодку к диску.
Размер диска (ротора) напрямую влияет на эффективность торможения. Чем он больше, тем лучше тормозная функция и выше максимальная нагрузка. Для велосипедистов весом 100кг и более рекомендуется устанавливать ротор с диаметром 180 мм и более.
Торможение происходит при помощи нажатия рычагов на руле и существует двух типов:
1. Механический – тормозные рычаги соединены с тросиками, ведущими к самому тормозу. Такой механизм отличается невысокой стоимостью, но требует обслуживания, связанного с открытым тросиком.
2. Гидравлический- тормозные рычаги приводят в действие тормозную жидкость, которая находится в шланге под большим давлением и перемещает поршни, прижимая колодки к диску. Наиболее эффективная система торможения, но с высокой стоимостью и требует специального оборудования для ремонта. Гидравлический механизм закрыт и поэтому меньше подвержен проблемам, связанных с загрязнением.
Из преимуществ дисковых тормозов отметим их высокую эффективность по отношению ко всем остальным, быстроту срабатывания и износоустойчивость. Достаточно лёгкого нажатия на рычаг и велосипед тут же останавливается.
Также дисковым тормозам не страшны «восьмёрки» колеса, так как они не соприкасаются напрямую с ободом. Сложные погодные условия, грязь, слякоть или сильный дождь – не преграда для такого типа тормозной системы.
Минусом дисковых тормозов может стать значительная стоимость системы, если сравнивать с предыдущими вариантами и больший вес. Таким тормозам противопоказано любое попадание смазочных веществ, так как тормозные колодки потеряют свои свойства соприкосновения с ротором и их, скорее всего, придётся заменить.
Следует быть внимательными при транспортировке или хранении велосипеда с дисковыми тормозами, избегать повреждений ротора, так как выпрямить его крайне сложно, а ехать с повреждённым будет невозможно.
Какую тормозную систему выбрать
Здесь всё зависит от того, в каком стиле вы планируете кататься на велосипеде.
Для плавной неторопливой езды по городу можно рассматривать велосипеды с ножным тормозом, если там всего одна скорость или ободные тормоза, которые просты в обслуживании и не требуют больших финансовых вложений.
Для экстремальных условий, быстрых спусков или сложно проходимых местностей лучше останавливаться на дисковых тормозах. Несмотря на их дополнительный вес и высокую стоимость – это наиболее оптимальный вариант, обеспечивающий быстрое торможение.
Существуют и другие тормозные системы, на которых мы не будем останавливаться, так как они не используются в настоящее время или используются крайне редко.
Рекомендуем перед каждой поездкой внимательно осматривать тормоза на наличие дефектов и работоспособность, вовремя менять изношенные элементы и очищать от загрязнений. В случае необходимости – обращайтесь за помощью в сервисное обслуживание для устранения неполадок.
Тормоза и типы тормозов. -knowledge-swami.com Тормоза и типы тормозов.
Можете ли вы представить автомобиль или велосипед без тормозной системы? Без тормозной системы трудно управлять транспортным средством. Тормозная система является важнейшей системой безопасности автомобиля. В этом блоге вы узнаете о функциях автомобильной тормозной системы и типах тормозных систем.
Содержимое : Тормозная система Анимация о неуправляемом автомобиле (отказ тормозов)
Этот блог посвящен автомобильной тормозной системе.
Типы тормозной системы
1. Механическая тормозная система
2. Гидравлическая тормозная система
3. Пневматическая тормозная система
Механическая тормозная система
Механическая тормозная система, обычно используемая в мотоциклах и велосипедах. Механическая тормозная система подходит для легкового автомобиля. Механическая тормозная система неэффективна для контроля скорости автомобиля или тяжелого коммерческого транспорта. Он хорошо работает для управления одним колесом. Задействовать тормоз на нескольких колесах с помощью механической тормозной системы сложно.
Сейчас современные велосипеды оснащаются дисковыми тормозами, работающими от гидравлической системы.
Барабанные тормоза работают от механической тормозной системы. механическая тормозная система работает с помощью рычага и тросов.
Механическая тормозная система работает от рычага и тросов. В механической тормозной системе тормозные механизмы подвергаются релаксации суставов, поэтому после каждых 400–500 километров люфт педали тормоза и регулировка тормозов необходимы.
Гидравлическая тормозная система
Гидравлические тормозные системы более эффективны для управления транспортными средствами по сравнению с механической тормозной системой. Гидравлическая тормозная система далее классифицируется как
Drum brake
Disk brake
Difference between drum brake and disc brake
Drum Brake | Disc Brake |
Construction: Consist of brake shoes and drum . Барабан является вращающимся элементом, а тормозные колодки неподвижны. | Конструкция: Тормозной суппорт в сборе, тормозная колодка и диск.![]() |
Принцип работы : Тормоз срабатывает, тормозные колодки расширяются и оказывают давление на внутреннюю окружность барабана, что останавливает барабан (колесо). Радиальная сила приложена к барабану. | Принцип работы: При нажатии на педаль/рычаг тормоза (переднего дискового тормоза велосипеда) тормозная колодка срабатывает и перемещается в осевом направлении диска, оказывая давление (силу трения) на диск. Это действие снижает скорость вращения диска и включает тормоз. |
Материал: Тормозные колодки изготовлены из фрикционного материала, а барабан из чугуна. диск изготовлен из стали. | |
Минусы: Громоздкий по конструкции и более склонный к затуханию при торможении.![]() | Плюсы: Компактный дизайн. Менее склонен к затуханию при торможении, так как возможен лучший отвод тепла. Лучшее управление по сравнению с барабанным тормозом. |
Плюсы: Дешевле по сравнению с дисковым тормозом. Барабанные тормоза могут управляться механической рычажной системой. | Минусы: Дорого по сравнению с барабанным тормозом. Не может управляться рычагом или тросом, требуется гидравлическая система. |
Обязательно посмотрите интересное видео о двухдисковой системе (диск 360 мм). Конечно, это не настоящий дисковый тормоз, это одно из трендовых видео переделки велосипеда.
2 Дисковая система Отличие барабанного тормоза в гидравлической системе от механической тормозной системы заключается в приведении в действие тормозных колодок. В гидравлической тормозной системе тормозные колодки приводятся в действие тормозным цилиндром.
Принцип работы гидравлической тормозной системы
Внимательно просмотрите следующую анимацию, чтобы понять принцип работы гидравлической тормозной системы.
Принцип работы дискового тормоза (Анимация )Ключевые компоненты гидравлической системы
Основные компоненты | Subomponders |
Master Cylinder Assure | |
Master Cylind | |
Гидравлический трубопровод | Гидравлический трубопровод, шланг |
Тормозной суппорт в сборе | Тормозной цилиндр, тормозная колодка (в барабанном тормозе), тормозная колодка (в дисковом тормозе). |
Главный цилиндр в сборе состоит из бачка с тормозной жидкостью, педали тормоза, подпружиненного поршня. При нажатии на педаль тормоза поршень главного цилиндра толкается. Движение золотника/поршня главного тормозного цилиндра внутри главного тормозного цилиндра закрывает впускное отверстие для жидкости. Закрытие впускного отверстия резервуара для жидкости создает замкнутую систему в тормозном контуре. Тормозная жидкость внутри тормозной системы, толкаемая поршнем главного цилиндра, создает гидравлическую силу (поскольку жидкость не может быть сжата) во всей системе.
После отпускания педали тормоза шток поршня главного цилиндра вытягивается (поскольку шток поршня главного цилиндра механически соединен с рычагом педали тормоза). Пружина сжатия внутри главного цилиндра также обеспечивает герметичность системы между впускным и компенсационным портами.
Когда поршень главного цилиндра достигает нормального положения, впускное отверстие бачка с тормозной жидкостью открывается, что снижает давление внутри тормозной системы.
Поршень колесного цилиндра также достигает нормального положения, при котором сохраняется зазор между диском/барабаном и тормозной колодкой/колодкой.
Основные конструктивные параметры тормозной системы
- Поршень тормозного суппорта прикладывает большее усилие, так как площадь поверхности поршня главного цилиндра меньше площади поршня тормозного суппорта.
- Продольное перемещение поршня главного цилиндра больше, чем поршня тормозного суппорта.
Гидравлический домкрат тоже работает по тому же принципу, маленький поршень поднимает весь автомобиль.
Гидравлический домкратГидравлическая тормозная система. Функциональные требования
- Герметичная конструкция. Надежная тормозная система.
- Гидравлическая жидкость должна выдерживать высокие рабочие температуры внутри моторного отсека и хорошо работать при температуре окружающей среды ниже нуля градусов по Цельсию.
- Тормозная система должна работать во влажных и сухих условиях.
- Тормозная система должна быть разделена на рабочую тормозную систему.
В случае отказа одного гидравлического контура вторичные контуры все равно должны работать.
- Тепло, выделяемое из-за трения между тормозной колодкой/колодкой и диском/барабаном, должно предотвращать износ тормозов.
Пожалуйста, посмотрите следующее видео на YouTube о дизайне – FMEA тормозной системы.
Никогда не регулируйте ход педали тормоза. Все современные автомобили оснащены системой экстренного торможения.
Эту настройку необходимо выполнять у авторизованных поставщиков услуг.
Если вы чувствуете чрезмерный ход педали тормоза, это может быть связано с низким уровнем тормозной жидкости в тормозной системе.
Пневматический тормоз
Пневматический тормоз чаще всего используется в тяжелых коммерческих автомобилях.
- Воздушный фильтр
- Воздушный компрессор (с приводом от коленчатого вала двигателя)
- Осушитель воздуха и блок охлаждения
- Предохранительный клапан и регулятор давления
- Ресивер/резервуар
- Шланг и трубка
- Тормозной привод (пневматический цилиндр)
- Рычаги для управления тормозными колодками
- Индикатор давления и утечки воздуха в пневматической тормозной системе
- Стояночная тормозная система
Пневматические тормоза наиболее подходят для многоосных транспортных средств и там, где тормозная система прицепа должна быть соединена с тележкой.