Почему возникает биение руля и когда это опасно
Биение руля может возникать при наборе скорости автомобиля, при резком торможении, иногда даже на стоячей машине. Читайте статью до конца, и мы разберём, действительно ли это так опасно и какими причинами вызвано.
Нарушение балансировки и повреждения шин
Сильно изношеные и плохо сбалансированные шины, могут быть причиной биения в руль обычно это происходит на более высоких скоростях от 60 до 120 км/ч. Поэтому при смене колёс с зимы на лето и обратно, нужно следить за этим. Регулярно проверять грузики, делать балансировку колёс. Если вы заметили это в дороге, то нужно срочно обратиться в ближайшую шиномонтажную станцию. Потому что, это влечет за собой более серьёзные проблемы, которые потребуют вложений, а именно:
- Повлияет на управляемость автомобиля и безопасность движения;
- Если ничего не предпринимать, рулевое ещё сильнее разболтается;
- Постоянно биение выведет из строя стойки;
- Так как ступичные подшипники держат колесо, они принимают на себя максимальную нагрузку от биения, соответственно изнашиваются в первую очередь;
- Пострадает и более мелкие элементы подвески такие как стойки стабилизатора и втулки.
Все эти неисправности происходят из-за того, что по всему кузову идёт вибрация, а возникает она от колеса.
Помимо плохой балансировки проблема может возникать из-за дефектов диска самой покрышки:
- это повреждение корда;
- появление грыжи на резине от сильного удара.
Неправильная затяжка крепления колеса или ее ослабление
Неправильная затяжка колеса также ведет к вибрациям. Прикручивать колесо нужно в приподнятом состоянии, затягивать болты нужно крест-накрест. После того как прикручены все болты, машина опускается и заново всё протягивается. Отметим что это причина в неопытности водителя, она менее распространена, но также возможна.
Износ или деформация тормозных дисков
Тормозные диски делают из высокопрочной стали, обычно они разной толщины, изначально они имеют идеальную поверхность. Когда автомобиль тормозит, диски испытывают колоссальное трение и давление, впоследствии чего, сильно нагреваются.
Резкие перепады температур, например когда диск сильно раскалён и на него попадает вода, способствуют появлению волнистых деформаций. После этого поверхность диска уже не совсем гладкая и на нём появляются микроскопические волны, они-то и вызывают вибрации.
Неисправность ступичного подшипника
Биение может возникать из-за износа ступичного подшипника. Их делают из высокопрочной стали с расчётом на болшие нагрузки, но со временем или при жёсткой эксплуатации эта деталь изнашивается. По мере износа появляется люфт колеса, возникают вибрации и биения.
Срок его службы могут сократить следующие действия:
- колесо часто попадает в яму на большой скорости;
- недостаток или отсутствие смазки;
- при замене подшипник неправильно установили.
Смазка подшипника очень важна, она снижает трение, но при повреждении защитных пыльников, смазка вытекает из его внутренней части и он разрушается.
Неисправное состояние приводов
На автомобили с передним приводом установлены шарниры равных угловых скоростей, они же шрусы. Когда они изношены, то на скорости, при повороте, возникает биение в руль. Износ детали вызывает люфт, он же способствует вибрации. Заметим, что этот пункт касается только переднеприводных автомобилей.
Износ рулевого карданчика
Рулевой карданчик соединяет рулевую рейку с рулевой колонкой и по мере износа, также может стать причиной биения.
Подведя итог всех размышлений скажем, что все неполадки, связанные с биением, зависят от:
- халатности ремонта – неправильно запрессовали, закрутили не с тем моментом;
- от способа эксплуатации автомобиля – постоянное попадание в ямы на дорогах, при скорости более 30 км/ч;
- от износа детали – деталь может быть, как заводская, так и дубликат, обе имеют разный износ.
Все перечисленные причины очень важны и требуют особого внимания автовладельца. Бережное отношение к машине и своевременное техническое обслуживание, сводит риски биения руля к нулю.
- Автор: Пелагея Журавлёва
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Причины и симптомы выхода из строя подшипника ступицы автомобиля
- Что такое подшипник ступицы?
- Как проверить подшипник ступицы?
- Причины поломки подшипника ступицы
Что такое подшипник ступицы?
Подшипник ступицы — это центральный элемент ходовой части, от которого зависит как работоспособность автомобиля, так и безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Ступичный подшипник отвечает за плавное и равномерное вращение колеса без подтормаживаний и отклонений в вертикальной плоскости. Во время движения эта деталь испытывает очень большие нагрузки, поэтому для обеспечения максимальной надежности изготавливается из высокопрочных материалов.
Обычно проблемы с ними начинаются где-то после 100-120 тысяч километров пробега. Хотя для качественных ступичных подшипников при аккуратном вождении и 150 тысяч — это далеко не предел. С другой стороны, бывает, что недавно установленные детали начинают разваливаться после пробега в две-три тысячи километров. И дело не всегда в качестве самого подшипника.
Вначале возникает гул в районе колес. Часто он исчезает или усиливается при повороте. Тональность звука может меняться в зависимости от скорости. Возможен увод машины в сторону из-за постоянного подклинивания одного из колес.
В некоторых диапазонах скоростей гул первое время может отсутствовать, но постепенно станет постоянным, а затем сменится характерным хрустом и вибрацией, которая может давать ощутимую отдачу в руль и корпус машины. Такой симптом говорит о том, что ступичный подшипник практически разрушен и продолжать движение уже просто опасно. Нужно срочно малой скоростью отправляться на СТО.
Разбитый подшипник в какой-то момент может заклинить, вместе с ним заклинит и колесо. При этом возможно повреждение шаровой опоры рычага подвески и деформация полуоси. Если такое случится на высокой скорости, машина может оказаться на обочине и даже перевернуться. А в случае вылета на встречную полосу при оживленном движении серьезное ДТП гарантировано.
Как проверить подшипник ступицы?
Существует четыре основных метода, с помощью которых любой автовладелец может проверить состояние ступицы.
Проверка плоскостей. С помощью этого метода можно проверить подшипник ступицы прямо возле гаража или подъезда. Так, для этого надо загнать машину на ровную асфальтированную (бетонированную) площадку. Далее берем рукой за проблемное колесо в его верхней точке и изо всех сил пытаемся раскачать его движениями от себя и на себя. Если при этом имеют место металлические щелчки — значит подшипнику пришел конец, и его нужно менять!
Когда явных щелчков при выполнении подобной операции не слышно, но подозрения остались — нужно поддомкратить машину со стороны исследуемого колеса. После этого нужно вручную придать колесу вращательные движения (если это приводное колесо, то нужно предварительно снять машину с передачи). Если в процессе вращения имеется посторонний шум, подшипник гудит или хрустит — это дополнительное подтверждение того, что ступица вышла из строя. При неисправном подшипнике в процессе вращения складывается впечатление, что колесо как бы не надежно сидит на своем месте.
Также при поддомкрачивании можно расшатать колесо не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной, и в диагональной. Это даст больше информации. В процессе раскачивания соблюдайте осторожность, чтобы машина не упала с домкрата! Так, нужно взять рукой за верхнюю и нижнюю точку колеса и попытаться раскачать его.
Если люфт есть — он будет ощутим. Описанный метод подходит для диагностики как передних, так и задних подшипников ступицы.Проверка ступицы на биение. Косвенным признаком деформированных ступиц будет биение в педаль при торможении. Это может быть вызвано как биением тормозного диска, так и биением ступицы. А в некоторых случаях тормозной диск под воздействием температуры сам деформируется вслед за ступицей. Отклонения от вертикальной плоскости даже на 0,2 мм уже вызывает вибрации и биение на скорости.
Максимально допустимый показатель биения не должен превышать отметку 0,1 мм, а в некоторых случаях такое значение может быть и меньше – от 0,05 мм до 0,07 мм.
На СТО биение ступицы проверяют манометром часового типа. Такой манометр прислоняется к плоскости ступицы и показывает точное значение биения. В гаражных условиях, когда нет такого устройства, — пользуются отверткой (позволяет сделать вывод бьет ступица или сам диск).
Алгоритм проверки ступицы на биение:
- Снимаем нужное колесо и берем головку с воротком, с их помощью будем вращать колесо за ступичную гайку.
- Берем плоскую отвертку, опираем ее на скобу суппорта и подводим жалом к рабочей поверхности вращающегося тормозного диска (ближе к его краю). Необходимо удерживать так неподвижно в процессе вращения.
- Если тормозной диск имеет биение, то отвертка будет оставлять на его поверхности царапины. И не по всей окружности, а только на дуге, которая выпирает в горизонтальной плоскости.
- Каждый диск нужно проверить с обеих сторон.
- Если на диске было найдено «кривое» место, то необходимо отсоединить его от ступицы, развернуть на 180 градусов и вновь установить на ступицу. При этом надежно закрепив с помощью монтажных болтов.
- Далее повторяем процедуру по поиску выпуклостей на испытуемом диске.
- В случае, если вновь образованная дуга-царапина располагается поверх уже начерченной — значит, кривой тормозной диск.
- В случае же, когда в результате эксперимента было образовано две дуги, расположенные на диске противоположно друг другу (на 180 градусов) — значит кривая ступица.
Проверка на подъемнике. Данный метод лучше всего подходит для переднеприводных автомобилей, так как у них конструкция передних ступичных подшипников сложнее, чем у заднеприводных. Однако его также можно использовать и для диагностики задне- и полноприводных машин.
Чтобы проверить подшипники ступиц колес, машину необходимо загнать на подъемник, запустить двигатель, включить передачу и разогнать колеса. После этого заглушить двигатель и слушать, как работают подшипники в процессе остановки колес. Если какой-либо из подшипников неисправен, то явно будет слышно по хрусту и вибрации на конкретном колесе.
Проверка на домкрате. Машину поддомкрачиваем поочередно под рычаг одного из колес. Когда не знаете ступица какого колеса шумит, то рекомендуется начать с задних колес, а потом спереди. Делать это нужно последовательно с колесами одной оси. Порядок действий такой:
- Вывесить проверяемое колесо на домкрате.
- Задние колеса крутим вручную (на переднем приводе) и слушаем.
- Для проверки передних колес нужно выжать сцепление (для механической коробки передач), запустить двигатель, включить 5-ю передачу и плавно отпустить сцепление.
- При этом вывешенное колесо будет вращаться со скоростью, соответствующей приблизительно 30…40 км/ч.
- Если подшипник ступицы поврежден — то это будет прекрасно слышно на слух для человека, стоящего в непосредственной близости к нему.
- После разгона можно установить нейтральную передачу и заглушить двигатель с тем, чтобы дать колесу самостоятельно остановиться. Это исключит дополнительный шум двигателя.
В процессе проверки соблюдайте осторожность! Ставьте машину на ручной тормоз и желательно на противооткатные упоры! Обратите внимание, что долго в таком режиме машину оставлять нельзя, процедура проверки должна занимать считанные минуты! В полноприводной машине нужно обязательно отключить привод второй оси. Если такой возможности нет — то проверять нужно только на подъемнике, вывешивая всю машину целиком.
Причины поломки подшипника ступицы
Несколько факторов могут влиять на появление проблем с подшипником ступицы (частично выходит из строя и начинает скрипеть/гудеть):
- Длительная эксплуатация и естественный износ. При этом резкая манера езды, частая перегруженность машины и плохие дороги — главные враги ступичных подшипников.
- Потеря герметичности. Если во время установки или в ходе эксплуатации были повреждены защитные пыльники, смазка постепенно вытекает, а внутрь попадает грязь и песок. В этом случае процесс износа пойдет ускоренными темпами.
- Неправильная установка, когда подшипник запрессован в ступицу с перекосом. Перекошенную деталь придется снова менять, возможно, уже через несколько тысяч километров пробега.
- Ускорить выход из строя ступичного подшипника может чрезмерная затяжка при монтаже. Для правильной работы подшипник должен иметь определенный осевой зазор.
- Слишком сильно затянутые гайки приведут к усиленному внутреннему трению и перегреву. При монтаже нужно использовать динамометрический ключ и следить, чтобы гайки затягивались с нужным моментом.
Итак, если появился неприятный подозрительный гул при наборе определенной скорости и/или вхождении в повороты необходимо как можно скорее выполнить проверку ступицы. Использование машины с поломанным ступичным подшипником не только вредно для машины, но и опасно!
Так, если вовремя не поменять вышедший из строя подшипник ступицы, то это может грозить аварийными ситуациями.
Как диагностировать тряску рулевого колеса
Практические советы
Технический совет
на
Изношенный, неисправный или разбалансированный компонент шасси можно почувствовать по вибрации рулевого колеса. Либо в виде шимми, покачивания или встряхивания.
Балансировка шин
Распределение веса каждой шины незначительно различается. Чтобы компенсировать это, после установки новой шины на колесо необходимо добавить дополнительные грузы. К сожалению, эти веса можно легко сместить, что приведет к разбалансировке колеса. Распространенная причина вибрации рулевого колеса, которая обычно ощущается на более высоких скоростях и становится все хуже по мере увеличения скорости автомобиля. Положительным моментом является то, что это также относительно легко исправить. Просто выполните балансировку колес и проверьте каждую шину на наличие повреждений и износа. Игнорирование несбалансированных колес может привести к износу стоек, амортизаторов и других компонентов рулевого управления и подвески. Поэтому лучше сделать это раньше, чем позже.
Несоосность колес
Другой распространенной причиной вибрации рулевого колеса является неправильное положение колес. Один из самых быстрых способов диагностировать несоосность — проверить протектор шины. Смещенный автомобиль часто будет иметь неровный протектор, причем внутренняя часть изнашивается намного больше, чем внешняя. Точно так же, если руль стоит прямо и по центру, но автомобиль все еще тянет в любую сторону, вероятно, он также смещен. Выполнение простого выравнивания колес гарантирует, что все колеса расположены в одном направлении.
Поврежденные или изношенные ступичные подшипники
Если шины и колеса в порядке, следующей запчастью должен быть ступичный подшипник. Предназначенные для крепления ступицы колеса к подвеске автомобиля и обеспечения правильного вращения колес, эти важные для безопасности компоненты могут вызвать вибрацию рулевого колеса, если оно повреждено или недостаточно смазано. В этом случае руль обычно трясется только при повороте. Однако, чтобы убедиться в этом, надежно поднимите автомобиль и, держа обе руки на шине в положении на 12 и 6 часов, покачайте колесо. Движение должно быть минимальным. Если он движется больше, чем должен, или вы слышите скрежет при вращении, скорее всего, подшипники колеса повреждены. Их нужно будет заменить как можно скорее.
Изношенные детали рулевого управления или подвески
Достаточно небольшого люфта или ослабления любого компонента рулевого управления или подвески, чтобы вся система заметно провисла. Это может не только повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, но и вызвать вибрацию рулевого колеса. Поэтому важно осмотреть систему на наличие незакрепленных или изношенных компонентов. Начните с проверки видимых деталей, таких как верхние или нижние шаровые шарниры, наконечники рулевых тяг и втулки. Если вы видите какие-либо признаки повреждения или чрезмерного люфта, вероятно, он неисправен и его следует заменить. Точно так же ослабленные опоры амортизаторов, поврежденные или отсоединенные пружины и протекающие амортизаторы или стойки могут вызвать вибрацию рулевого колеса. Их следует проверять и при необходимости заменять.
Проблемы с тормозами
Если руль трясется только при остановке, скорее всего проблема в тормозной системе. Это часто называют дрожанием тормозов и может быть вызвано неравномерностью толщины диска (DTV), ослаблением подшипников колес и проблемами при установке. Вибрация рулевого колеса также может быть вызвана заеданием тормозов из-за механической или гидравлической неисправности. Или если стояночный тормоз включен ошибочно. Чтобы устранить предполагаемые проблемы, связанные с тормозами, сначала измерьте толщину тормозного диска или тормозного диска с помощью микрометра для тормозных дисков. Если он выходит за пределы допусков производителя, то он не подлежит обслуживанию и подлежит замене. Кроме того, всегда следите за тем, чтобы монтажные поверхности ступицы и диска, а также держатели тормозных суппортов были чистыми, направляющие штифты смазаны и свободно перемещаются, а крепежные детали колес и винты, устанавливающие положение дисков, правильно затянуты.
Вибрация рулевого колеса может быть вызвана одной или несколькими из этих и других проблем. Например, изношенный шарнир, приводящий к чрезмерному износу шины. Это может несколько усложнить диагностику. Поэтому важно быстро диагностировать и устранять любые неисправности. Хотя проблемы с вибрацией могут быть вызваны такими простыми причинами, как незатянутый болт или спущенная шина, они также могут сигнализировать о гораздо более серьезной проблеме. Если их игнорировать, это может негативно сказаться на безопасности и устойчивости автомобиля. Следуя этим шагам, вы сможете исключить любые подобные проблемы в логическом порядке, сэкономив драгоценное время, деньги и нервы.
4 способа, которыми неисправный подшипник колеса может повлиять на ваш автомобиль
Ступичные подшипники играют неотъемлемую роль в узле ведущего моста вашего автомобиля, но они также являются одним из компонентов вашего автомобиля, которым чаще всего пренебрегают. На самом деле вы можете обратить внимание на ступичные подшипники только тогда, когда что-то пойдет не так. Но езда на неисправном ступичном подшипнике может в конечном итоге привести к серьезному повреждению вашего автомобиля. В некоторых крайних случаях вы даже можете получить заклинившее колесо.
Вы должны знать, как неисправный подшипник колеса влияет на ваш автомобиль, чтобы вы могли диагностировать другие проблемы, связанные с колесом. Ниже приведены четыре распространенные проблемы, с которыми вы можете столкнуться, если ступичные подшипники вашего автомобиля решат стереть пыль.
1. Вибрация рулевого колеса
Представьте, что ваше рулевое колесо внезапно начинает трястись. Рулевое колесо, которое трясется при движении на нормальной скорости, часто списывают на проблему с шинами. В конце концов, такие проблемы, как неравномерный износ, сухая гниль или неправильно сбалансированная шина, могут привести к усилению вибрации рулевого колеса. Другие проблемы с шинами, вызывающие чрезмерную вибрацию, часто проявляются на высоких скоростях.
С другой стороны, неисправный ступичный подшипник может вызывать проблемы с вибрацией на гораздо более низких скоростях, которые только усиливаются по мере набора скорости автомобиля. Неисправные ступичные подшипники также часто приводят к раскачиванию поврежденного колеса вперед и назад во время движения.
Колесные подшипники, которые все еще находятся в хорошем состоянии, не приведут к чрезмерному люфту вашего колеса.
2. Повышенный износ шин
Неисправные ступичные подшипники также могут влиять на износ шин вашего автомобиля. Колебание из стороны в сторону, обычно вызванное неисправными подшипниками ступицы, может изменить характер износа вашей шины, в результате чего эта шина теряет свой протектор быстрее, чем другие.
Но неисправные ступичные подшипники — не единственная автомобильная проблема, которая может вызвать преждевременный износ шин. Взорванные амортизаторы и стойки, поврежденные ШРУСы и неправильно накачанные шины могут привести к неравномерному износу протектора. Таким образом, вы должны попросить своего механика исключить эти проблемы, прежде чем приступать к работе с ступичными подшипниками.
3. Повышенный нагрев колес
Трение — это образ жизни ваших колес. В дополнение к трению, вызванному сопротивлением качению ваших шин, трение также создается каждый раз, когда вы нажимаете на тормоз. Излишне говорить, что ваши колеса всегда будут немного теплыми после длительной поездки.
Изношенный подшипник колеса может препятствовать свободному вращению колеса, добавляя ненужное трение, которое быстро превращается в тепло. Ваши шины не загорятся — по крайней мере, в большинстве случаев — но слишком сильное трение может сделать ваше колесо исключительно горячим на ощупь.
Повышенный нагрев колес может привести к долгосрочным проблемам с колесами и тормозной системой. Например, если вы наткнетесь на лужу, внезапный термический удар может вызвать трещины напряжения на легкосплавных дисках и тормозных дисках.
4. Повреждение моста
Если вы достаточно долго ездите с неисправным ступичным подшипником, мосты вашего автомобиля могут в конечном итоге расплачиваться за это. Поврежденный ступичный подшипник также создает нагрузку на другие детали подвески и трансмиссии вашего автомобиля. Конечным результатом является повреждение, которое выходит за рамки самого ступичного подшипника.
Например, металлическая стружка из вышедшего из строя ступичного подшипника может загрязнить ступицу колеса и вызвать ее дальнейший износ. Ваши пыльники ШРУСа и различные уплотнители также могут испортиться под воздействием избыточного тепла от колес. Поврежденные колесные подшипники также могут изнашивать канавки на полуоси, что в конечном итоге приводит к катастрофическим поломкам.
Ступичные подшипники следует заменить при первых признаках чрезмерного износа. В противном случае колесо может полностью заклинить, и вы потеряете контроль над автомобилем. К счастью, вы можете положиться на наших специалистов по торможению и регулировке глушителей Dualtone , которые решат эти и другие проблемы, чтобы безопасно вернуться в дорогу.