Коробка передач «вариатор»: конструкция, принцип работы и перспективы
Может случиться, однажды автомобилисты забудут о том, что такое «автоматы». Не исключено, что их вытеснят вариаторы. Уже сейчас модификации с этим интересным и – главное – эффективным типом трансмиссии есть в модельной гамме многих автопроизводителей. Разберемся в вопросе «Что такое вариатор?».
Первые серийные автомобили с вариаторами появились полвека назад. Голландская фирма DAF еще в начале 50-х годов выпускала легковушки с бесступенчатой трансмиссией. Позже пробовали сделать нечто подобное и другие европейские и японские автоконцерны. Однако тогда механизм не получил широкого распространения. Если машины с вариатором и появлялись, то это были исключительно малолитражки. Первые вариаторы не отличались надежностью и просто не выдержали бы нагрузок, создаваемых мощными двигателями. Но, как говорится, все течет, все изменяется. К концу тысячелетия «детские болезни» удалось вылечить, и теперь вариаторами оснащается все больше автомобилей, в том числе крупных, с сильными моторами.
Чем отличается вариатор от «автомата»?
В традиционных КПП передаточное отношение меняется ступенчато. Вы сначала включаете первую передачу, затем вторую, третью… Автоматическая коробка «перебирает» передачи точно так же, хотя и без участия водителя. У вариатора принцип действия совершенно иной: здесь никакой первой или пятой скоростей нет вообще — передаточное отношение изменяется непрерывно и без «скачков». Это, пожалуй, можно сравнить с подъемом по ступенькам лестницы (привычные КПП) и на эскалаторе (вариатор). Разумеется, эскалатор несет вас гораздо более плавно. При этом вариатор проще, чем «автомат», дешевле и существенно легче.
Между прочим, конструкция современных вариаторов позволяет использовать несколько (обычно от пяти до восьми) фиксированных передач в трансмиссии. Это для тех, кто любит иногда поездить как на «механике». Есть такое желание — электроника по вашей воле будет останавливать скольжение ремня или цепи механизма на отметке, соответствующей той или иной передаче. Надоело — трансмиссия вновь превращается в чисто вариаторную.
Особенности конструкции вариатора
Вариаторы бывают нескольких типов: торовые, лобовые и клиноременные. У нас речь пойдет о клиноременных, поскольку именно они применяются на автомобилях (а также на скутерах, снегоходах и мотовездеходах).
Как устроен вариатор? Схема его действия напоминает… велосипед. Там педали вертят большую звездочку, она через цепь передает вращение на маленькую — и та заставляет крутиться колесо. Теперь вообразите, что звездочки одинакового размера, но могут по вашему желанию изменять диаметр. Если вы хотите ехать быстрее, передняя звездочка становится больше, а задняя меньше, если медленнее — передняя меньше, а задняя больше.
Велосипед, увы, на это не способен, а вот вариатор именно так и работает. Потому что вместо звездочек у него две пары дисков (нечто вроде тарелок, совмещенных донышками), а между ними натянут специальный ремень, который в поперечном сечении имеет форму клина (потому вариатор и называется клиноременным). Одну пару «тарелок» крутит мотор, а другая соответственно приводит в движение колеса автомобиля. Весь фокус в том, что каждая пара дисков может придвигаться друг к другу или расходиться. Когда вы нажимаете на акселератор, ведущие «тарелки» (которые вращает двигатель) сходятся, выдавливая ремень к внешним краям дисков. А вторая пара (та, что «ведает» колесами) раздвигается, пропуская свою часть ремня ближе к центру. Понятно, что колеса начинают вертеться быстрее и машина ускоряется. Сбрасываете газ — все происходит с точностью до наоборот. Ведущая пара дисков расходится, а ведомая сближается, заставляя колеса вращаться медленнее. Самое главное, что ремень между дисками перемещается без малейших пауз, рывков и дерганий. Отсюда и непревзойденная плавность вариатора, недоступная обычным КПП, которые переключают ограниченное число передач со «ступеньки» на «ступеньку».
Перспективы бесступенчатой трансмиссии
Чтобы сделать вариаторы еще надежнее, в последнее время автопроизводители применяют вместо ремня более долговечные металлические цепи, а две пары дисков заменяют одной парой валов. Эти валы в форме усеченного конуса располагаются бок о бок, так сказать, «налетом»: вершина одного соседствует с основанием другого. Жмем на газ — цепь, опоясывающая оба конуса, «поехала» в ту сторону, где ведущий вал расширяется, а ведомый (вращающий колеса) становится уже. Автомобиль едет быстрее. Хотим замедлить ход — цепь скользит в обратном направлении. Помимо всего прочего, металлическая цепь и прочные конусные валы в состоянии «переварить» солидный крутящий момент, что позволяет использовать вариатор даже в паре с мощными моторами, в том числе шестицилиндровыми. Пример тому — автомобили марок Nissan или Subaru. По всей вероятности, в дальнейшем появятся еще более совершенные варианты. Несомненно одно: у вариаторов в мире автомобилей большое будущее.
Как «убить» коробку вариатор: 5 проверенных способов
- 01.02.2021
- /
- Полезное, Советы
- /
- SMH agency
Вариатор, являясь по сути одной из разновидностей автоматической трансмиссии, все чаще устанавливается на современные автомобили. Но, несмотря на распространенность такого типа коробок передач, мифов, связанных с их эксплуатацией, меньше не становится.
Для того, чтобы мысленно ускорить наш с вами процесс поломки вариаторной трансмиссии, давайте сперва разберемся, что же это за коробка передач и почему с ней нужно по-особенному обращаться.
Если намеренно не усложнять устройство коробки, то в вариаторе за передачу крутящего момента от двигателя к приводам колес отвечают два конусных шкива, соединяет которые металлический ремень или цепь. Ремень имеет форму клина, и поэтому такие вариаторы называют клиноременными, а если цепь, то клиноцепными. И коробки такого типа имеют большинство современных автомобилей.
Шкивы, на которых расположен ремень, могут раздвигаться и сужаться, в зависимости от требуемых условий езды, соответственно, меняя передаточное число. За все эти процессы отвечает электроника, и она же следит «за здоровьем» коробки.
Эксплуатация автомобилей, оборудованных вариатором, отличается от эксплуатации машин с другими типами трансмиссии. И отсюда вытекает первый способ привести в негодность коробку передач.
Способ 1
Вы должны ездить как можно более динамично. Вариатор «любит» пробуксовки, резвые старты со светофора и ускорения с «педалью в пол». Также желательно как можно чаще ездить в рваном ритме и на высоких скоростях, особенно важно это делать пока коробка не прогрелась.
Для вариатора такие режимы езды губительны. При резком нажатии на педаль газа управляющая электроника будет пытаться спасти коробку от неминуемой поломки путем как можно более плавного изменения передаточного числа шкивов. Быстрых поломок можно избежать, если вариатор еще новый и износ внутренних механизмов незначителен.
Вдвойне опасна такая езда на непрогретой коробке. При подобных нагрузках возникает еще более сильный износ внутренних деталей механизма. Если пренебречь этой особенностью, то в скором времени ремень начинает проскальзывать на шкивах, что приведет к повреждению обеих деталей. Старайтесь вообще избегать резких стартов и пробуксовок в то время, когда вариатор не вышел на рабочие температуры.
Способ 2
Вариатор предназначен для оффроуда. Нет ничего лучше, чем поехать с друзьями в выходной за город, помесить грязь на бездорожье в компании единомышленников. И не страшно, что у вас кроссовер с вариаторной трансмиссией – буксуйте смело, коробке все нипочем.
Следует помнить, что вариаторная трансмиссия – агрегат нежный. Про вылазки на бездорожье, где велик шанс застрять и подолгу буксовать, лучше вообще забыть. При таких нагрузках детали механизма не просто изнашиваются быстрее, они могут вообще выйти из строя на вполне свежих агрегатах.
Также, если хотите приблизить печальный момент ремонта недешевого вариатора, старайтесь выбираться из грязи или снега с долгими и резкими пробуксовками.
Способ 3
Спокойно запрыгивайте на высокие придорожные бордюры, высокие кочки. А желательно таранить бордюры не снижая ход, мы что не на «джипе» что ли? И не забывайте переключать режимы движения, не дожидаясь полной остановки машины.
На самом деле, казалось бы, такие безобидные вещи как парковка и маневры в городе убивают вариатор не меньше, чем вылазки на оффроуд и дерганая езда. Ударные нагрузки, возникающие при подобных маневрах, могут вызвать повреждения не только узлов подвески, приводов, но и повредить управляющие механизмы и шкивы вариатора.
Способ 4

Буксировка или вытаскивание из грязи других машин губительны для вариаторной трансмиссии. При такой эксплуатации неминуем перегрев и быстрый износ узлов коробки передач. Усугубляется это, если автомобиль не новый, шкивы и ремень имеют износ, а трансмиссионную жидкость не меняли с момента покупки автомобиля.
Тот же совет можно дать и при буксировке прицепа. Некоторые производители указывают в технической документации возможность буксировки прицепа, но со многими ограничениями. В большинстве случаев этого делать не рекомендуется. Велик шанс самому стать прицепом.
Способ 5
Не вздумайте придерживаться рекомендаций по замене рабочей жидкости в вариаторе. Помните, ее менять не нужно и залита она на весь срок службы автомобиля.
Этот распространенный миф много раз развеивали специалисты ремонтных мастерских, занимающихся ремонтом вариаторов. Чаще всего производители заявляют о том, что рабочая жидкость вариатора замене не подлежит, но иногда указывают периодичность замены в 100-120 тыс. километров. Сервисмены рекомендуют менять жидкость в вариаторе не реже 60 тысяч километров пробега. Также помните, что в вариатор заливается специальная жидкость с обозначением CVTF на канистре, и сделать замену самостоятельно очень непросто. Контроль за уровнем жидкости и периодическая ее замена – одно из обязательных условий долгих лет жизни коробки передач.
И напоследок: помните, что машина с вариатором требует к себе бережного отношения. Такие автомобили созданы для адекватной и комфортной езды по ровным дорогам. Избегайте резких маневров, тяжелых условий эксплуатации и периодически меняйте жидкость в коробке, в этом случае проблем с бесступенчатой трансмиссией можно избежать до пробега минимум в 200 тысяч километров.
3d Puzzle STEM LAB Variator Puzzle Box Пазлы для взрослых
Загрузка
Нажмите, чтобы увеличить
4547 продаж |
54,38 австралийских долларов
Загрузка
Мало на складе
* НДС продавца включен (где применимо). Etsy может применить дополнительный налог на товары и услуги на кассе
. Исследуйте другие похожие поисковые запросы
- Вариатор
Внесен в список 19 октября 2022 г.
10 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещено или с использованием запрещенных материалов
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Все детали вариатора можно найти здесь
Сортировать по
РелевантностьСамая популярнаяНовинкаЦена от высокой до низкойЦена от низкой до высокойНазвание от А до ZНазвание от Z до A
Найдено 57 результатов, показывающих 1 до 21 .
Варио-ролик 4TE1763200 Yamaha Производитель: Yamaha Артикул: 4TE1763200
Шкив в сборе.. приводной AP5RMR000234 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP5RMR000234
43,19 €
Крышка вариатора AP8268026 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP8268026
50,09 €
Коллектор вариатора AP8144253 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP8144253
54,23 €
Коллектор вариатора AP8220582 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP8220582
43,89 €
Клиновой ремень AP8510802 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP8510802
184,02 €
Чашка пружины вариатора AP2MDA000184 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP2MDA000184
79,22 €
Вариатор AP2MEA000419 Aprilia Производитель: Aprilia Артикул: AP2MEA000419
39,95 €
Лицо, привод 22102KFG000 Honda Производитель: Honda Артикул: 22102KFG000
63,82 €
Шкив AP5RMR000234 Aprilia Производитель: Aprilia Артикул: AP5RMR000234
12,50 €
Вариатор 5114260 Malossi Производитель: Malossi Артикул: 5114260
216,80 €
Направляющий ролик вариатора AP2MDA000183 Piaggio Gr… Производитель: Piaggio Group Артикул: AP2MDA000183
46,96 €
Корпус ролика в сборе CM144402 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: CM144402
69,86 €
Корпус ролика в сборе CM144407 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: CM144407
67,36 €
Крышка AP2MEA000423 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP2MEA000423
23,03 €
Крышка AP3MEA000715 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP3MEA000715
23,03 €
Полушкив в сборе, ведущий CM110303 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: CM110303
67,60 €
Полушкив в сборе, ведущий CM110304 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: CM110304
51,32 €
Опора направляющей AP0239490 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP0239490
19,15 €
Прокладка крышки вариатора AP3HVA000468 Piaggio Group Производитель: Piaggio Group Артикул: AP3HVA000468
18,57 €
Крышка вариатора.