Автомобильные шины устройство и маркировка
Протектор — это массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними. Протектор определяет износостойкость шины, качество сцепления колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Протектор определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: летние (дорожные),зимние (шипованные и фрикционные) всесезонные (универсальные), и карьерные (повышенной проходимости).
Устройство шины
- Протектор — сделан из синтетического и природного каучука. Он обеспечивает надёжное сцепление шины с дорожным полотном.
- Каркас (Бандаж) — сделан из покрытого каучуком нейлона и улучшает способность шины выдерживать высокие скорости, а так же способствует точности изготовления шины.
- Брекер (Слои стального корда) — изготовлены из высокопрочной стали. Предназначены для улучшения сохранения формы шины, а так же для повышения устойчивости автомобиля.
- Прокладки из текстильного корда — сделаны из полиэстера и оказывают сопротивление избыточному давлению в шине.
- Внутренний слой — сделан из бутилкаучука. Служит препятствием для выхода воздуха из внутреннего пространства шины.
- Бортовые полосы — изготовлены из природного каучука и предназначены для защиты шины от боковых повреждений и внешних воздействий.
- Крыльевая лента — изготовлена из синтетического каучука. Повышает комфорт езды, улучшает точность управления автомобилем.
- Кольцевой стержень — сделан из стальной проволоки покрытой каучуком. Служит для надёжного закрепления шины на колёсном диске.
- Бортовая защитная лента — изготовлена из нейлона. Улучшает стабильность и точность управления.
Шины бывают:
зимние, всесезонные и карьерные. Шины для различных условий отличаются рисунком протектора, химическим составом резины, конструкцией и другими элементами. На зимних шинах не стоит ездить летом. Они работают при температурах меньших +9° С, а после этого становятся мягкими, как пластилин, быстро изнашиваются и не «держат» дорогу. Летние шины зимой «дубеют» и скользят, как пластмасса.
камерные и бескамерные. Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Бескамерные шины имеют воздухонепроницаемый резиновый слой (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.
Маркировка шин:
Самый важный параметр шины — это ее размер.
Например, на шине такая маркировка: 195/65/R15 91T.
195 — ширина шины в мм от бока до бока.
65 — высота профиля (серия шины). Высота от диска до дорожки в % от ширины.
R — конструкция: как расположены слои нитей корда в каркасе шины. «R» — шина с радиальным кордом, «B» — шина с опоясывающим кордом, «D» — диагональное расположение нитей корда.
15 — радиус диска, на который шину нужно устанавливать (в дюймах).
Два последних параметра — это индексы нагрузки и скорости.
91 — индекс нагрузки на одно колесо.
Т — индекс скорости, определяющий скорость, на которой машина может долговременно двигаться с полной загрузкой.
M&S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.
All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.

Rotation — направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
Left или Right
Tubeless — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
Tube Type — шина должна эксплуатироваться с камерой.
MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.

Система условной классификации качества шин
Помимо описанных выше характеристик, на боковину шины могут быть нанесены условные показатели качества шин, относящиеся к так называемой Системе условной классификации качества шин.
Показатель износа
Показатель износа является важнейшей характеристикой, показывающей, как долго шина останется работоспособной. Протектор каждой шины подвержен износу и очень важно не пропустить тот момент, когда он достиг критического уровня и шина уже не может обеспечить должное сцепление с дорожным покрытием.
Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора, который теоретически соответствует продолжительности «жизни» шины. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов схода-развала автомобиля и ротация колес.
Показатель сцепления
Показатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для обозначения показателя сцепления используются буквы от «А» до «С», при этом «А» соответствует максимальному его значению.
Температурная характеристика
Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от «Л» до «С», где «А» соответствует максимальному сопротивлению к нагреву.
Маркировка DOT
Маркировка DOT является чем-то вроде «отпечатка пальцев» шины. Ее наличие говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation) и допущена к эксплуатации. DOT — это Американская система сертификации. На покрышках, поставляемых на российский рынок, чаще всего встречается метка Е, которая свидетельствует о соответствии европейским стандартам.
Индекс давления
Уровень внутреннего давления в шине оказывает влияние на эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля. Даже самые качественные шины не справятся со своей задачей, если будут работать при неправильно установленном давлении. Его точное значение зависит от типа автомобиля и, в определенной степени, от выбора водителя. Рекомендованное для данного типа автомобиля давление обычно указано в наклейке на торцевой части двери или стойки салона, или на внутренней поверхности перчаточного ящика и крышки топливного бака.
Индекс | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | W | Y | Z |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Макс. скор. км/ч | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | 270 | 300 | >240 |
Максимальная нагрузка, максимальное внутреннее давление
Для легковых шин обозначения максимальной нагрузки и максимального давления определяют максимальный вес, который можно перевозить при максимальном внутреннем давлении в шине.

Индекс допустимой нагрузки (или индекс грузоподъемности). LI — индекс нагрузки, Kg — нагрузка в килограммах
КН | кг | КН | кг | КН | кг | КН | кг |
50 | 190 | 70 | 335 | 90 | 600 | 110 | 1060 |
51 | 195 | 71 | 345 | 91 | 615 | 111 | 1090 |
52 | 200 | 72 | 355 | 92 | 630 | 112 | 1120 |
53 | 206 | 73 | 365 | 93 | 650 | 113 | 1150 |
54 | 212 | 74 | 375 | 94 | 670 | 114 | 1180 |
55 | 218 | 75 | 387 | 95 | 690 | 115 | 1215 |
56 | 224 | 76 | 400 | 96 | 710 | 116 | 1250 |
57 | 230 | 77 | 412 | 97 | 730 | 117 | 1285 |
58 | 236 | 78 | 425 | 98 | 750 | 118 | 1320 |
59 | 243 | 79 | 437 | 99 | 775 | 119 | 1360 |
60 | 250 | 80 | 450 | 100 | 800 | 120 | 1400 |
61 | 257 | 81 | 462 | 101 | 825 | 121 | 1450 |
62 | 265 | 82 | 475 | 102 | 850 | 122 | 1500 |
63 | 272 | 83 | 487 | 103 | 875 | 123 | 1550 |
64 | 280 | 84 | 500 | 104 | 900 | 124 | 1600 |
65 | 290 | 85 | 515 | 105 | 925 | 125 | 1650 |
66 | 300 | 86 | 530 | 106 | 950 | 126 | 1700 |
67 | 307 | 87 | 545 | 107 | 975 | 127 | 1750 |
68 | 315 | 88 | 560 | 108 | 1000 | 128 | 1800 |
69 | 325 | 89 | 580 | 109 | 1030 | 129 | 1850 |
Камерные состоят из покрышки и камеры с вентилем.

- обод диска
- камера
- покрышка
- вентиль камеры
Отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наносимого под первый слой каркаса (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
- протектор
- герметизирующий слой
- каркас
- вентиль колеса
- обод диска
Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.
Диагональные
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60 град. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах . У таких шин есть свои преимущества — у них прочнее боковина.
Радиальные
В обозначении радиальных шин на боковине покрышки имеется символ R. В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей, нити лежат параллельно друг другу от борта к борту по всей окружности шины. В брекере радиальных шин нити корда не пересекаются друг с другом.
Чем же радиальная шина лучше диагональной?
- у радиальной шины выше стойкость к износу, она долговечнее. Пробег лучших моделей диагональных шин составляет 20-40 тыс. км, а пробег самых обычных моделей радиальных — 60-80 тыс. км.;
- у радиальной шины меньше сопротивление качению, что дает ощутимую экономию топлива;
- радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля;
- радиальная шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна контакта.
При изменении нагрузки и колебаниях во время движения жесткий брекер не дает протектору радиальной шины деформироваться, шашки протектора не сминаются и не проскальзывают.
По форме профиля поперечного сечения
(в зависимости от номинального отношения высоты профиля шины «Н» к его ширине «В») подразделяют на шины:
- обычного профиля — Н/В свыше 0,89;
- низкопрофильные — Н/В = 0,7 — 0,88;
- сверхнизкопрофильные — Н/В не более 0,7;
- широкопрофильные — Н/В = 0,6 — 0,9;
- арочные — Н/В = 0,39 — 0,5.
- Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Эти шины имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля при движении.
- Широкопрофильные шины применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах.
Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля, сократить расход материалов, так как они применяются часто по одной шине вместо сдвоенных.
- Арочные шины выпускаются бескамерными. Они устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной шине вместо двух обычного профиля. Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на дорогах с твердым покрытием ограничено.
Летние шины имеют четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой и слабо выраженные поперечные канавки. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Но для движения по грунтовым (особенно мокрым) и зимним дорогам они малопригодны. Скоростные шины (категория Н и выше) отличаются повышенной способностью противостоять перегреву, сохранением стабильного коэффициента сцепления с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости. Летние шины с дорожным рисунком протектора выпускаются нескольких разновидностей:
- шины с обычным дорожным рисунком протектора, предназначенным для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием ;
- «дождевые» шины со специальным рисунком протектора для применения в условиях повышенной влажности дорожных покрытий;
Шины с направленным рисунком обладают лучшей способностью отводить воду из зоны контакта. Внешний вид «направленного» протектора современной дождевой шины представлен на фото. В зависимости от направления вращения — протектор такой шины совершенно по-разному работает в условиях, когда дорога покрыта водой.
При правильной установке, вода, оказавшаяся в пятне контакта не остается под колесом, а попадает в канавки и выдавливается через них наружу. При неправильном шиномонтаже, движение воды происходит в обратную сторону. Вода собирается от краев протектора к его середине, и тем самым способствует аквапланированию даже на невысоких скоростях. Имеет значение также остаточная глубина протектора — то есть водоотводящих канавок. Именно поэтому ПДД лимитируют этот параметр.
Асимметричный и направленный асимметричный рисунок
Большинство новых моделей шин имеют направленный (стреловидный) рисунок протектора. Считается, что такой тип рисунка обладает лучшими характеристиками по сравнению с обычным. Особенно это проявляется в критических дорожных условиях. Направление вращения колеса обозначается стрелкой с надписью Rotation. Рисунок также может быть асимметричным, т.е. покрышки выпускаются левые и правые и устанавливаются на соответствующую сторону автомобиля. Такие шины имеют маркировку Left — левая или Right — правая. Внешняя сторона установки обозначается: outside или Side Facing Out а внутренняя: Inside или Side Facing Inwards. Асимметричный рисунок применяется при производстве шин с высокими скоростными характеристиками.
Зимние шины ( Mud + Snow — грязь плюс снег)
предназначены для эксплуатации на обледенелых и заснеженных дорогах. Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой). Более пластичная резина зимних шин в летних условиях подвержена быстрому износу и перегреву. Износостойкость зимних шин на 30-50% меньше летних. При движении автомобиля в зоне контакта шины с дорогой присутствует тонкий слой влаги, поэтому на заснеженной дороге задача шипов — продавить влажную пленку и обеспечить надежный контакт шины с дорогой. можно условно подразделить на две группы:
- Нешипованные (фрикционные) шины изготавливаются из мягких сортов резины, чаще всего имеют направленный рисунок с большим количеством ламелей и предназначены в основном для эксплуатации на очищаемых дорогах.
- Шипованные (или с возможностью шипования) шины — изготавливаются из резины средней жесткости и имеют шипы или размеченные места для монтажа шипов.
Рисунок протектора разреженный, имеют развитую сеть ламелей, в некоторых случаях приближаются внедорожным моделям шин. Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины имеют лучшее сцепление с льдом и с укатанным снегом, но ухудшают сцепление на асфальте. Обладают повышенной шумностью.
Всесезонные шины
хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам большим износом, чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую «дорожку» и разделены канавками разной ширины; на элементах рисунка — «шашках» — имеются узкие прорези — ламели. Как правило, на этих шинах маркировка all season, или условные знаки (снежинка или капля).
Карьерные шины
Устройство автомобильной шины — покрышки автошины
Современные шины работают при высокой скорости движения. Поэтому, современные требования к безопасности авто предписывают определенные требования, обеспечивающие надежную и безопасную работу автомобиля. Так же, его высокую комфортабельность и экономичность.
Что характеризует надежность шины
Ниже представлены важные характеристики автошин:
Благодаря этим коэффициентам шины обеспечивают хороший контакт с дорогой, а также управляемость автомобиля, устойчивость в поворотах и, что немаловажно, экономичность.
Технологи при разработке шин учитывают дополнительные характеристики, отражающие такие свойства шины:
В настоящее время покрышки легковых авто подразделяются: низкопрофильные и сверхнизкопрофильные.
Устройство автомобильной шины
Схема устройства автомобильной шины
-
Слой каркаса
-
Брекер шины
-
Протектор
-
Боковая часть
-
Борт
Каркас — это основа шины. Он воспринимает давление воздуха при накачивании и передает нагрузку, действующую на шину от дороги на колесо движущегося автомобиля. Каркас состоит из резиновых прослоек и прорезиненного корда. Корд подвержен высоким нагрузкам, поэтому он должен быть изготовлен из высокопрочных материалов, таких как: хлопок, нейлон, стальная проволока, и др.
Для нормальной эксплуатации шины нужна тесная взаимосвязь каркаса и протектора. Этой цели служит брекер. Он представляет собой резиновые слои, смягчающие ударные нагрузки на шину, и более равномерно распределяет их по поверхности покрышки.
Протектор обеспечивает шине износостойкость, надежное сцепление с дорогой, а также защищает резину от возможных повреждений.
Протектор имеет определенный рельефный рисунок. От его формы и глубины зависят многие эксплуатационные показатели шины. Поэтому, создание рисунка – не прихоть дизайнера, а напряженная работа технологов завода-изготовителя.
Боковинами принято называть слой поверх боковых стенок каркаса. Они защищают шину от влаги и разного рода механических повреждений.
Борт — это жесткая, ободная часть автошины.
Камерная или бескамерная шина
В настоящее время современные легковые автомобили комплектуются бескамерными шинами. В отличие от обычной камерной покрышки, они имеют следующие преимущества:
-
Бескамерная — более безопасна (это особенно важно при движении на высоких скоростях)
-
В бескамерной шине предусмотрен герметизирующий слой, стягивающий резину при проколе колеса
-
При эксплуатации данные шины греются гораздо меньше.
Следует учесть, что колеса, укомплектованные бескамерными шинами должны быть герметичны и жестки. Это значит, что даже незначительная деформация диска может привести к потере рабочего давления в шине.
Радиальные или диагональные шины
Задача выбора для владельца легкового автомобиля сократилась ровно на 50%. Диагональные шины для легковых автомобилей уже не производят. Они нашли дальнейшее применение только на грузовой технике.
Разницу – в конструкционных особенностях слоев каркаса.
Нить корда в радиальных шинах расположена от борта к борту, в поперечной плоскости. А в диагональных – перекрещивается. Такое расположение корда ухудшает работу шины в целом. В радиальных шинах число каркасных слоев намного меньше, чем в диагональных. Кроме того, они имеют мощный брекерный пояс, придающий шине необходимую жесткость.
Боковины радиальной шины также претерпели изменений. Как описано выше, они имеют определенный слой хорошей, качественной резины. Этот слой, прежде всего, необходим для предохранения шины от возможных повреждений в процессе эксплуатации. Бортовая часть этих шин работает в сложных условиях, поэтому бортовые кольца и борта более прочны и жестки соответственно.
Маркировка шин
Ниже представлена типовая маркировка автошины. Но, как известно, каждая шина имеет свои конструкционные особенности. Следует внимательно к этому относиться при выборе шин для конкретного автомобиля.
255 – ширина шины (измеряется в мм.)
40 – отношение высоты профиля к ширине резины (измеряется в процентах)
R – обозначает тип конструкции шины. В данном случае R – означает радиальная.
18 – диаметр автодиска, измеряется в дюймах (для справки: 1дюйм=2,54см.)
После обозначения диаметра в маркировке конкретной шины может стоять буква. Эта буква означает индекс максимально-допустимой скорости, с которой может двигаться автомобиль, оснащенный данными шинами.
Что такое автобус?
Обновлено: 31.07.2022 автором Computer Hope
Альтернативно известная как адресная шина , шина данных , управляющая шина или локальная шина , шина является связующим звеном между компонентами или устройствами, подключенными к компьютеру. Например, шина передает данные между ЦП и системной памятью через материнскую плату.
- Почему компьютерная шина называется шиной?
- Обзор компьютерной шины.
- Типы компьютерных шин.
- Внутренняя шина или внешняя шина.
- Параллельная шина против последовательной шины.
- Скорость шины.
- Примеры компьютерных шин.
- Самые популярные компьютерные шины.
- Связанная информация.
Почему компьютерная шина называется шиной?
Компьютерный автобус можно представить себе как общественный транспорт или школьный автобус. Эти типы автобусов способны перевозить людей из одного пункта назначения в другой. Подобно этим шинам, компьютерная шина передает данные из одного места или устройства в другое место или устройство.
Компьютерная шина работает по строгому расписанию, «забирая» данные и «отправляя» их через равные промежутки времени. Например, если шина работает на частоте 200 МГц, она выполняет 200 миллионов передач данных в секунду. Эта скорость называется шириной шины .
Примечание
Автобус не является аббревиатурой или аббревиатурой.
Обзор компьютерной шины
Шина содержит несколько проводов (сигнальных линий) с адресной информацией, описывающей ячейку памяти, откуда данные отправляются или извлекаются. Каждый провод в шине несет один или несколько битов информации, а это означает, что чем больше проводов в шине, тем больше информации она может адресовать. Например, компьютер с 32-разрядной адресной шиной может адресовать 4 ГБ памяти, а компьютер с 36-разрядной шиной — 64 ГБ памяти.
На приведенном ниже рисунке показаны различные типы компьютерных шин и то, как они соединяют устройства на материнской плате.
Типы компьютерных шин
Шина — это параллельная или последовательная шина, а также внутренняя шина (локальная шина) или внешняя шина (шина расширения ).
Внутренняя шина по сравнению с внешней шиной
Внутренняя шина обеспечивает связь между внутренними компонентами, такими как видеокарта и память. Внешняя шина может обмениваться данными с внешними периферийными устройствами, такими как устройство USB или SCSI.
Параллельная шина против последовательной шины
Компьютерная шина может передавать свои данные, используя либо параллельный, либо последовательный метод связи. По параллельной шине данные передаются по несколько битов за раз. Однако по последовательной шине данные передаются побитно.
Шина адреса, шина данных и шина управления
С компьютерной памятью адресная шина компьютера — это шина, содержащая ячейку памяти (адрес памяти), где данные расположены в памяти компьютера. Как только компьютер понимает, где взять информацию, шина данных используется для передачи этих данных. Шина управления связывается с устройствами компьютера, отправляя команды и получая сигналы состояния.
Скорость шины
Скорость шины компьютера или устройства измеряется в МГц, например, FSB может работать на частоте 100 МГц. Пропускная способность шины измеряется в битах в секунду или мегабайтах в секунду.
Примеры компьютерных шин
А-Ф | Г-Н | О-П | ПЗ |
---|---|---|---|
AGP | HyperTransport | PATA | SATA |
Самые популярные компьютерные шины
Сегодня многие из перечисленных выше автобусов больше не используются или не так распространены. Ниже приведен список наиболее распространенных шин и способов их использования с компьютером.
- eSATA и SATA — Компьютерные жесткие диски и дисководы.
- PCIe — Компьютерные карты расширения и видеокарты.
- USB — Компьютерная периферия.
- Thunderbolt — периферийные устройства, подключенные через кабель USB-C.
- Как определить скорость шины компьютера.
- Компьютерная шина помощи и поддержки.
- Компьютер автобусных и портовых компаний.
- Помощь и поддержка материнской платы.
ADB, AGP, AMR, шина AT, задняя шина, канал, тактовая частота, CNR, EISA, термины оборудования, HyperTransport, IDE, шина ввода/вывода, ISA, MCA, термины материнской платы, множитель, NuBus, PCI, PCI Express, PCMCIA, SBus, SCSI, SMBus, USB, Vitesse-Bus, VLB, XT
Что такое шина? — Определение из Techopedia
Что означает автобус?
Шина — это подсистема, которая используется для соединения компонентов компьютера и передачи данных между ними. Например, внутренняя шина соединяет внутренние компоненты компьютера с материнской платой. «Топология шины» или схема также могут использоваться другими способами для описания цифровых соединений.
Шина может быть параллельной или последовательной. Параллельные шины передают данные по нескольким проводам. Последовательные шины передают данные в бит-последовательном формате.
Techopedia объясняет шину
Первоначально шина представляла собой электрическую параллельную структуру с проводниками, соединенными с идентичными или похожими контактами ЦП, например, 32-разрядная шина с 32 проводами и 32 контактами. Самые ранние шины, часто называемые силовыми шинами или шинами, представляли собой наборы проводов, которые соединяли периферийные устройства и память, причем одна шина предназначалась для периферийных устройств, а другая — для памяти. Каждая шина включала отдельные инструкции и отдельные протоколы и синхронизацию.
Стандарты параллельной шины включают подключение передовых технологий (ATA) или интерфейс малой компьютерной системы (SCSI) для принтеров или устройств с жесткими дисками. Стандарты последовательной шины включают в себя универсальную последовательную шину (USB), FireWire или последовательный ATA с топологией гирляндной цепи или дизайном концентратора для устройств, клавиатур или модемных устройств.
Типы компьютерных шин:
Системная шина: Параллельная шина, которая одновременно передает данные в 8-, 16- или 32-битных каналах и является основным путем между ЦП и памятью.
Внутренняя шина: Подключает локальное устройство, например внутреннюю память ЦП.
Внешняя шина: Подключает к материнской плате периферийные устройства, такие как сканеры или дисководы.
Шина расширения: Позволяет платам расширения получать доступ к ЦП и ОЗУ.
Передняя шина: Основная компьютерная шина, которая определяет скорость передачи данных и является основным путем передачи данных между ЦП, ОЗУ и другими устройствами материнской платы.
Задняя шина: Переносит данные вторичного кэша (кэш L2) на более высоких скоростях, обеспечивая более эффективную работу ЦП.
По мере развития шина может обсуждаться на основе различных инженерных моделей. Например, есть параллельная шина и последовательная шина, как упоминалось выше, а также разные типы шин, которые вы встретите на материнской плате компьютера, например, системная шина, адресная шина или шина ввода-вывода.
Можно также говорить о шинах в виде скоростей передачи данных.