4Фев

Тосол состав: Состав тосола: стандартная рецептура антифриза по госту, характеристика и свойства марки а-40

температура кипения, состав, плотность, чем отличается тосол от антифриза

Охлаждающие жидкости для автомобиля созданы для обеспечения бесперебойного охлаждения мотора в зимний период. Они обладают устойчивыми антиморозными свойствами, что позволяет сохранять необходимые вязкость и текучесть состава даже при значительном понижении температуры. Тосол – это торговое наименование охлаждающих жидкостей, разработанных для советского автопрома.

Содержание:

  1. Что такое тосол
  2. Температура кипения тосола
  3. Состав тосола
  4. Плотность тосола
  5. Тосол и антифриз: разница

Что такое тосол?

Первые охлаждающие жидкости для массового применения советского производства были выпущены в 1970-х годах. Как и любой антифриз, тосол состоит из следующих компонентов:

  • вода;
  • двухатомный спирт, преимущественно этиленгликоль;
  • набор присадок с антикоррозийными свойствами, предотвращающий также образование газовых пузырьков и пены в самом жидком составе.

Отличие тосола от современных антифризов – в пропорциях воды по отношению к общему объему субстанции. Некоторые тосолы могли вообще не содержать воду и при этом не терять своих антизамерзающих свойств, в то время как в антифризах большее количество воды гарантирует лучшую текучесть в морозы. Химический состав вещества таков, что объем воды нужно подбирать в точной пропорции. Пример:

  • тосол, не содержащий h3O, замерзает при температурном значении в -21 градус;
  • тосол с 20% содержанием h3O теряет текучесть при морозах в -45 градусов;
  • тосол с концентрацией воды 35% обладает самыми лучшими эксплуатационными свойствами и выдерживает понижение до -65 градусов;
  • тосол, в котором вода находится в пропорции ½ от общего объема, затвердеет при похолодании ниже -40 градусов.

Чем больше воды в составе, тем ниже стоимость продукта. Водосодержащий тосол традиционно является дешевым антифризом.

Температура кипения тосола

Температура кипения тосола достаточно низкая и составляет +108 градусов. Показатель зависит от номинального внутреннего давления рабочего узла – чем выше давление, тем позже закипит жидкое вещество.

Тосол отлично подходил для использования в автомобилях советского выпуска, в частности в москвичах и моделях ГАЗ. Чем ниже был КПД моторного узла транспортного средства, тем дольше вещество не теряло своих изначальных характеристик. Дело в том, что чем мощнее работает двигатель, тем быстрее он нагревается – а антифризный состав не терпел сильного повышения температур. Так, лабораторным путем установлено, что при нагревании свыше +150 градусов тосол теряет устойчивость к низким температурам уже через 4 часа. Именно поэтому он слабо подходил для заливки в двигатели второго поколения машин ВАЗ.

Температура кипения антифриза превосходит показатель тосола и составляет +120 градусов. При прочих равных данных, летом предпочтительнее использовать антифриз традиционного или карбоксилатного изготовления.

Состав тосола

Отличие тосола от антифриза в части химической формулы кроется в составе пакета используемых присадок.

Ингибиторы коррозии тосола – это соли минеральных кислот. К ним относятся соли азотной кислоты, соли кремниевых кислот и фосфорных кислот. Такие компоненты имеют ряд недостатков: склонность к формированию мелких частиц, гелевого субстрата, выпадение в осадок, быстрое окисление. Уже через незначительное время снижается способность тосола защищать двигатель от перегрева, а шлам, попадая во внутренние магистрали, может вывести из строя насосную систему и сеть охлаждения.

В изготовлении современных антифризов используются соли органического происхождения или смешанный пакет добавок. Это обеспечивает быстрое покрытие внутренних поверхностей защитной пленкой и своевременную активацию антикоррозийных компонентов.

Плотность тосола

Плотность тосола зависит от объема воды и этиленгликоля в составе. Этиленгликоль имеет большую плотность, чем вода – 1,11 г/см3 против 1 г/см3. Кроме того, характеристика меняется под воздействием температуры. Чем холоднее, тем больше плотность у субстанции. При разогреве, наоборот, жидкость теряет плотность – ее структура приближается к водной.

Оптимальная плотность вещества при температуре в -40 градусов составляет 1,075 г/см3. Показатель для субстанции при температуре в -30 градусов – 1,063 г/см3. Такую же температуру застывания имеет состав с плотностью 1,11 г/см3. Отличие в том, что последний содержит до 93% этиленгликоля от объема, а первый, с меньшей плотностью – не более 46%.

Тосол и антифриз: разница

В чем разница тосола и антифриза с точки зрения эксплуатации? Ведь обе жидкости предназначены для создания защитной пленки на поверхностях охлаждающих магистралей и силовых узлов, препятствующей окислению металла. Отличие состоит в принципе действия.

Пленка, которую образует тосол, имеет толщину 0,5 мм. Этого достаточно, чтобы нарушить теплоотвод от самого нагружаемого элемента конструкции – двигателя. Он нагревается и изнашивается быстрее, одновременно расходуя для питания все больше и больше горючего. А чтобы осадок, образующийся от солей неорганических кислот, не забил патрубки, тосол нужно менять как можно чаще. Максимальный эксплуатационный пробег состава – 50 тысяч километров. Интересно, что при приближении к этой отметке жидкость теряет свой первоначальный цвет (допустим, голубой) и обесцвечивается (сначала становится зеленой, а потом постепенно – бледно-желтой).

Антифриз же действует точечно, активируясь только тогда, когда это нужно – во время трения деталей или контакта металла с водой или газом. Свежая порция жидкости способна поддерживать охлаждение на протяжении до двухсот тысяч километров.

Что касается стоимости, то тосол стоит дешевле – но экономия представляется сомнительной, учитывая частоту обновления субстанции. Смешивать составы нельзя, так как непредсказуемая химическая реакция может ускорить разрушение отдельных механизмов.

#Автомобиль

Статьи по теме

Марки бензина в СССР за весь период и стоимость бензина#Бензин#Автомобиль 3547 просмотров

Как заправиться до полного бака на автоматической АЗС, самообслуживания, сколько литров помещается в бак#АЗС#Автомобиль 3433 просмотра

Раскоксовка двигателя без разборки: что это, чем лучше делать (керосином, водородом, Лавр, Валера)#Автомобиль 2377 просмотров

Кому принадлежит Лукойл: чья компания Лукойл?#Автомобиль#АЗС 2186 просмотров

Что такое АЗС, ТРК, СУГ, КПГ#Автомобиль#АЗС 2050 просмотров

Устройство автомобиля: двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, электрооборудование#Автомобиль 1642 просмотра

Тосол

По большому счету, разница между тосолом и антифризом не больше, чем между елью и хвойными деревьями. Тем не менее, автолюбители постоянно спорят, какую жидкость лучше использовать в системе охлаждения автомобиля, и дают друг другу массу «ценных» рекомендаций

Технические жидкости

Антифризами называются жидкости, не замерзающие при низких температурах. То есть любая охлаждающая жидкость – это антифриз. Тосол – это разновидность антифриза, который был выпущен в 70-е годы в СССР.

Что такое тосол?

В состав антифриза входят этиленгликоль, вода и разнообразные присадки. Вот именно этими присадками и отличаются все антифризы друг друга. Что касается непосредственно тосола, то в качестве присадок он имеет неорганические вещества (силикаты, фосфаты, нитриты) и относится к традиционным антифризам. На момент своего появления этот антифриз (тосол) считался передовым. Однако, на сегодняшний день предпочтение отдается карбоксилатным антифризам, в которых противокоррозионными присадками являются органические вещества.

Неразбериха началась из-за того, что с течением времени в России тосол стал нарицательным именем всех антифризов. Произошло смещение понятий, и все отечественные антифризы стали тосолами, а импортные – антифризами. Для того чтобы все стало понятнее, необходимо немного исторических фактов.

История создания

В конце 60-х годов был запущен Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Автомобили «Жигули», которые на нем производились, являлись аналогом итальянских автомобилей «Фиат».  Итальянская сторона курировала проект, тщательно следя за всей технологией производства. В частности, в системе охлаждения «Фиата» использовалась итальянская жидкость «Парафлю», так что необходимо было найти отечественный аналог.

В СССР на тот момент не было такого изобилия  антифризов, как сейчас.  Существовал один-единственный  «Антифриз  по ГОСТ 159». Итальянские технологи провели необходимые исследования, которые показали, что интенсивная коррозия металлов, сильное вспенивание и низкий запас щелочности делают невозможным использование этого антифриза в «Жигулях». Встал вопрос о разработке нового советского антифриза.

И вот после трехлетних исканий в 1971 году сотрудниками отдела ТОС (Технологии органического синтеза) Государственного Союзного НИИ «Органической химии и технологии» была разработана охлаждающая жидкость нового состава.  Имя  придумал один из авторов пректа В.Н.Кирьян. Он соединил первые буквы  названия отдела (ТОС) и добавил окончание ОЛ, узнаваемое для группы всех спиртов (этанОЛ  и т.д).

Сразу были созданы три марки этого антифриза: «ТОСОЛ – А» ( «А»- означает автомобильный), «ТОСОЛ-А40» и «ТОСОЛ-А65» (цифры указывают температуру замерзания). Через несколько лет тот же самый отдел того же самого института выпустил новую марку «ТОСОЛ-АМ» («М»- означает модернизированный), добавив в состав новые присадки.

Таким образом, изначально ТОСОЛ являлся оригинальным антифризом со своим собственным узнаваемым именем. Выпускали его только государственные предприятия, строго соблюдая технологию.

В 90-е годы по понятным причинам многие государственные предприятия прекратили свое существование.  Перестали выпускать и ТОСОЛ.

Долгое время существовал миф, что тосолы – это жидкости для отечественных машин, а антифризы – для иномарок

Авторскими правами марка защищена не была (это не практиковалось в СССР), вместе с тем являлась очень раскрученной. Это и позволило многочисленным мелким предприятиям начать выпуск охлаждающих жидкостей, используя  марку ТОСОЛ. Хотя по сути это был уже совсем не тот ТОСОЛ, а разнообразные суррогаты. Их правильно было бы называть «Охлаждающие жидкости». Так и вошло в народ нарицательное название тосол.

В 2000 годы ситуация улучшилась, но кардинально не изменилась. Под названием ТОСОЛ продолжают выпускать совершенно другие жидкости по другим рецептам. Долгое время существовал миф, что тосолы – это жидкости для отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Это утверждение неверное. В последнее время многие отечественные производители стали называть свои охлаждающие жидкости антифризами, тем самым как бы допуская их использование в иномарках. Однако правильный выбор антифриза можно сделать, только ориентируясь на допуск  по применению антифриза в данном авто.  В настоящее время тосол используют в грузовых машинах.

Недостатки тосола

Как уже отмечалось, на момент своего создания ТОСОЛ являлся передовым антифризом. Однако с течением времени появлялись все новые и новые охлаждающие жидкости, и на сегодняшний день проще отметить отрицательные стороны тосола.

  • Тосол менее устойчив к высоким температурам, температура его кипения чуть выше, чем у воды (для сравнения, антифриз имеет температуру кипения 115 градусов).
  • Тосол теряет охлаждающую способность через 30-40 км (антифриз — через 250).
  • Благодаря тосолу на поверхности металла образуется защитный слой толщиной 0,5 мм. Но минусом этой защиты является низкая теплопередача, из-за этого увеличивается расход топлива, соответственно, двигатель быстрее изнашивается.
  • Из-за того, что в его состав входят неорганические соли, в системе  образуются гели и осадок. Это часто приводит к засорению радиатора.
  • Тосол является более ядовитым, чем другие современные антифризы.

Связь аминокислотного состава и молекулярной массы антифризных гликопептидов с неколлигативным понижением температуры замерзания

. 1982 г., 6 августа; 717 (2): 322-6.

doi: 10.1016/0304-4165(82)90186-6.

Дж. Д. Шраг, С. М. О’Грэйди, А. Л. ДеВрис

  • PMID: 7115772
  • DOI: 10.1016/0304-4165(82)90186-6

JD Schrag et al. Биохим Биофиз Акта. .

. 1982 г., 6 августа; 717 (2): 322-6.

doi: 10.1016/0304-4165(82)90186-6.

Авторы

Дж. Д. Шраг, С. М. О’Грэйди, А. Л. ДеВриз

  • PMID: 7115772
  • DOI: 10.1016/0304-4165(82)90186-6

Абстрактный

Многие полярные рыбы синтезируют группу из восьми гликопептидов, проявляющих неколлигативное понижение точки замерзания воды. Эти гликопептиды имеют молекулярную массу от 2600 до 33 700. Крупнейшие гликопептиды [1-5] снижают температуру замерзания в большей степени, чем малые по весу, и содержат только две аминокислоты, аланин и треонин, с дисахаридом галактозой-N. -ацетил-галактозамин, присоединенный к треонину. Небольшие гликопептиды 6, 7 и 8 также имеют более низкую температуру замерзания и содержат пролин, который периодически заменяет аланин. Гликопептиды со схожими антифризными свойствами, выделенные из наваги и атлантического томтрески, содержат дополнительную аминокислоту, аргинин, которая заменяет треонин в гликопептиде 6. малые гликопептиды ответственны за способность низкомолекулярных гликопептидов снижать температуру замерзания. Результаты показывают, что степень аминокислотных замен, которые встречаются в гликопептидах 6-8, не оказывает существенного влияния на необычное снижение точки замерзания и что наблюдаемое снижение депрессии точки замерзания с меньшими гликопептидами может быть объяснено на основе молекулярного анализа. масса.

Похожие статьи

  • Антифризные гликопротеины рыб: структура, механизм действия и возможные применения.

    Верманн А. Верманн А. Tierarztl Prax. 1996 февраль; 24(1):1-9. Tierarztl Prax. 1996. PMID: 8720947 Обзор. Немецкий.

  • Антифризные гликопротеины полярных рыб. Влияние условий замерзания на кооперативную функцию.

    Mulvihill DM, Geoghegan KF, Yeh Y, DeRemer K, Osuga DT, Ward FC, Feeney RE. Малвихилл Д.М. и соавт. Дж. Биол. Хим. 1980 25 января; 255 (2): 659-62. Дж. Биол. Хим. 1980. PMID: 7356636

  • Антифризные гликопептиды антарктических рыб.

    Haschemeyer AE, Jannasch HW. Haschemeyer AE, et al. Comp Biochem Physiol B. 1983;76(3):545-8. doi: 10.1016/0305-0491(83)90290-0. Комп Биохим Физиол Б. 1983. PMID: 6641176

  • Антифризные гликопептиды высокоантарктической чешуйницы Pleuragramma antarcticum (Notothenioidei).

    Верманн Ап. Верман АП. Comp Biochem Physiol C Pharmacol Toxicol Endocrinol. 1995 г., май; 111(1):121-9. doi: 10.1016/0742-8413(95)00007-т. Comp Biochem Physiol C Pharmacol Toxicol Endocrinol. 1995. PMID: 7656179

  • Антифризные пептиды и гликопептиды у холодноводных рыб.

    ДеВрис А.Л. ДеВрис А.Л. Annu Rev Physiol. 1983;45:245-60. doi: 10.1146/annurev.ph.45.030183.001333. Annu Rev Physiol. 1983. PMID: 6342516 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Белок-антифриз дополняет криозащитную дегидратацию ногохвостки Megaphorura arctica, избегающей замерзания.

    Грэм Л.А., Боддингтон М. Э., Холмструп М., Дэвис П.Л. Грэм Л.А. и соавт. Научный представитель 2020 февраля 20; 10 (1): 3047. doi: 10.1038/s41598-020-60060-z. Научный представитель 2020. PMID: 32080305 Бесплатная статья ЧВК.

  • Неофункционализация белков zona pellucida усиливает защиту от замерзания яиц антарктических нототениоидов.

    Цао Л., Хуан Ц., Ву З., Цао Д.Д., Ма З., Сюй Ц., Ху П., Фу Ю., Шен И., Чан Дж., Чжоу Ч.З., Чжай В., Чен Л. Цао Л. и др. Нац коммун. 2016 4 октября; 7:12987. doi: 10.1038/ncomms12987. Нац коммун. 2016. PMID: 27698404 Бесплатная статья ЧВК.

  • Антифризные пептиды и гликопептиды и их производные: потенциальное использование в биотехнологии.

    Банг Дж.К., Ли Дж.Х., Муруган Р.Н., Ли С.Г., До Х. , Кох Х.И., Шим Х.Е., Ким Х.К., Ким Х.Дж. Банг Дж.К. и др. Мар Наркотики. 2013 10 июня; 11 (6): 2013-41. doi: 10.3390/md11062013. Мар Наркотики. 2013. PMID: 23752356 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Значение консервативных остатков аспарагина в термогистерезисной активности антифризного белка моркови.

    Zhang DQ, Liu B, Feng DR, He YM, Wang SQ, Wang HB, Wang JF. Чжан Д.К. и др. Biochem J. 2004 Feb 1; 377 (Pt 3): 589-95. DOI: 10.1042/BJ20031249. Биохим Дж. 2004. PMID: 14531728 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

вещества

PEAK Antifreeze + Coolant — Old World Industries

Найдите свой автомобиль

Выберите тип автомобиля

Выберите год

Выберите 9-й год0003

Выберите Сделать

Выберите модель

Выберите модель

Выберите модель

Выберите подмодель

Выберите подмодель

Выберите тип двигателя

Выберите тип двигателя

Поиск

Результаты для:

Удалить

Результаты для:

Удалить

Извиняюсь! В настоящее время у нас нет подходящих продуктов для вашего автомобиля.

PEAK® Antifreeze + Coolant разработан для использования во всех марках и моделях автомобилей и специально разработан для обеспечения гарантированной превосходной защиты в течение всего срока службы*. Его усовершенствованная универсальная формула содержит запатентованную смесь ингибиторов, препятствующих образованию накипи, в 10 раз больше† в сочетании с надежными органическими добавками для борьбы с разрушительным воздействием отложений накипи и коррозии. PEAK® Antifreeze + Coolant не содержит 2-ЭГА, силикатов, нитритов, боратов и аминов, что обеспечивает максимальную производительность системы охлаждения в течение более 10 лет или более 300 000 миль*. Он совместим для использования с любым цветом или типом антифриза + охлаждающей жидкости в системе.

*Пожизненная защита: 10+ лет/300 000+ миль пожизненной гарантии при выполнении полной промывки и заполнения системы охлаждения и соблюдении надлежащего технического обслуживания системы охлаждения. Всегда следуйте руководству по эксплуатации автомобиля в отношении требований по дозаправке, интервалов замены и указанного технического обслуживания.