21Июн

Схема машины: Схема автомобиля — Каталог схем электрооборудования автомобилей

Содержание

Схема автомобиля — Каталог схем электрооборудования автомобилей

С неудержимым развитием автомобильной промышленности усложняется и конструкция каждой конкретной модели. Всё большее количество задач возлагается на электронные схемы – а значит, растёт число контролирующих датчиков. 

В нашем справочнике представлены схемы электрооборудования практически всех популярных моделей отечественных и зарубежных автопроизводителей. Тут можно найти принципиальные электросхемы отечественных (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, Москвич), корейских (Киа, Хендай, Дэу, Санг Йонг), немецких (Ауди, БМВ, Фольксваген, Мерседес, Опель), японских (Хонда, Лексус, Митсубиси, Субару, Сузуки, Тойота, Ниссан, Мазда), американских (Форд, Шевроле), французских (Рено, Ситроен, Пежо), итальянских (Альфа Ромео, Фиат), шведских (Вольво, Сааб),чешских (Шкода) и других автопроизводителей.

Большинство представленных в справочнике схем цветные, в хорошем качестве и на русском языке. Это позволяет более удобно с ними работать при поиске различных элементов, модулей и узлов.

Для увеличения размера схемы необходимо кликнуть по изображению, а затем на значок над схемой. Все электросхемы собраны из открытых источников и любую схему с сайта можно скачать абсолютно бесплатно. Наш справочник схем периодически обновляется, поэтому если вы не нашли на сайте нужную Вам информацию сегодня, попробуйте зайти позднее.

Отдельно на сайте представлена рубрика технического обслуживание и ремонта электрооборудования различных моделей авто, приводятся советы по тестированию электропроводки, быстрой проверке и замене предохранителей и световых приборов. Так же в справочнике представлена рубрика статей, где Вы можете найти обзоры и советы  в помощь автолюбителям по эксплуатации автомобилей, подготовки их к зиме и многое другое.

 При возникающем сбое или неполадке владелец машины тут же получает оповещение электронной системы в виде загорающегося тревожного индикатора.

Наверное, нет ни единого водителя, который бы хоть раз не видел подобного «сигнала тревоги». Но что именно означает сообщение об ошибке? Какого рода и как скоро вас ждут неприятности – пустяковый ремонт, с которым можно повременить, или экстренная замена важнейшего элемента? 

Чаще всего из строя выходят простые периферийные блоки: предохранители, лампочки, различные фары и реле. Поэтому чтобы не тратить деньги на услуги СТО, можно без проблем, обладая минимальными знаниями в автоэлектрике, справиться с этими мелкими проблемами самому.

Для этого Вам понадобиться несколько приборов:

  • амперметр,
  • вольтметр,
  • измеритель сопротивления (для прозвонки проводки)

Чтобы упростить задачу, рекомендуем купить такой универсальный прибор как автотестер (цифровой).

Бывают такие экстренные ситуации, когда самостоятельно выяснить вопрос неполадки не удается – если только вы не специалист по диагностике и не сотрудник автосервиса. В данном случае рекомендуется обратиться к профессиональной компьютерной диагностики автомобиля – это поможет вам моментально выявить причину предупреждающей индикации. Вы будете точно знать, «протянет» ли ваша машина ещё сотню километров – или нужно срочно разыскивать мастера.

Диагностика позволит владельцу машины:

  • Узнать, нет ли скрытых или неочевидных дефектов.
  • Выявить ошибки в функционировании узлов и агрегатов.
  • Прогнозировать возможный выход из строя или отказ того или иного элемента.
  • Осуществить настройку экономичного расхода горючего.

 

Обследование автомобиля – всё равно что диспансеризация для человека. Обратиться раз в год за компьютерной диагностикой сопоставимо с ежегодной профилактической сдачей анализов в поликлинике. Она поможет вовремя «прихватить болезнь», избавив вас от беспокойства и лишних затрат. Можно даже сказать, что эта процедура является бюджетным вариантом технического обслуживания автомобиля.

Стоимость её непременно окупится – за счёт того, что вы избежите дорогостоящего ремонта.

Для профилактики, чтобы избежать серьезных проблем с электрооборудованием каждые 15 000 километров пробега рекомендуется следующее:

  • очистить аккумулятор от грязи и пыли
  • для удаления электролита протереть поверхность аккумулятора тканью, смоченной в 10%-ом растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды
  • после протереть батарею аккумулятора уже сухой тряпкой
  • проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости долить дистиллированную воду
  • проверить напряжение аккумулятора питания и при необходимости подзарядить его.

Сканеры: миф или реальность?

Множество интернет-магазинов для автолюбителей наперебой предлагают купить «чудодейственные» сканеры, якобы позволяющие произвести полноценную компьютерную диагностику своими руками. Модели этих приборов (в основном речь идёт об аппаратуре китайского производства) различны, но реклама каждого из них сулит волшебство. Но мы всё же советуем воздержаться от покупки подобных устройств. Со сканером, который действительно эффективен, всё равно сумеет обращаться лишь специалист, да и цена их довольно велика. А дешёвый прибор, как правило, оказывается, средством для однократного применения.

Общая схема электрооборудования автомобиля

Общая схема электрооборудования автомобиля

Контрольные приборы, звуковой сигнал, электродвигатели, радиоприемник и другие приборы, не имеющие индивидуальной (встроенной) защиты, защищаются плавкими предохранителями.

Рис. 1. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130: 1 — реле-регулятор, 2 — генератор, 3 — амперметр, 4 — аккумуляторная батарея, 5 — реле стартера, 6 — стартер СТ130-А1, 7 — замок зажигания, 8 — сопротивление добавочное, 9— катушка зажигания, 10— коммутатор транзисторный, 11 — распределитель, 12 — свеча зажигания, 13 — блок биметаллических предохранителей, 14 — переключатель электродвигателя отопителя, 15 — сопротивление электродвигателя отопителя, 16 — электродвигатель отопителя, 17 — реле-прерыватель указателей поворота, 18 — фонарь контрольной лампы, 19 — фонарь контрольной лампы аварийного перегрева воды, 20 — датчик температуры, 21 — указатель уровня топлива, 22 — датчик указателя уровня топлива, 23 — указатель температуры воды, 24 — датчик указателя температуры воды, 25— фонарь контрольной лампы аварийного падения давления масла, 26-—контакт манометра, 27— переключатель указателей поворота, 28 — выключатель сигнала торможения, 29, 30 — фонари задние, 31—подфарник, 32 — фара, 33 — переключатель света, 34 — фонарь подкапотный, 35 — выключатель плафона, 36 — плафон, 37 — переключатель света ножной, 38 — патрон контрольной лампы дальнего света фар, 39 — патроны ламп освещения приборов, 40 — предохранитель биметаллический, 41 — розетка штепсельная, 42—сигнал звуковой, 43 — кнопка звукового сигнала (входит в комплект рулевой колонки), 44 — розетка штепсельная, 45 — фонарь повторителя указателя поворота

Цепи зажигания и пуска не защищаются от коротких замыканий, чтобы не снижать их надежность в эксплуатации.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Тепловые предохранители подразделяют на предохранители многократного и однократного действия. При перегрузке или коротком замыкании в цепи контакт предохранителя многократного действия пульсирует, включая и выключая цепь. Контакты предохранителя однократного действия в этих случаях размыкаются. Включают предохранитель (замыкают контакты) нажатием кнопки.

Плавкие вставки предохранителей заменяют после устранения причин, вызвавших короткое замыкание. При замене плавкой вставки используют проволоку только соответствующего сечения. Например, при максимальном токе предохранителя 10 А медный луженый провод плавкой вставки должен иметь диаметр 0,26 мм (для 15 А соответственно 0,37 мм). Категорически запрещается применять более толстую проволоку («жучки») или заводские предохранители, рассчитанные на больший номинальный ток.

С целью предупреждения неисправностей электропроводки рекомендуется:
— периодически очищать провода, винтовые и штекерные клеммы от грязи и влаги;
— уделять особое внимание состоянию винтовых и штекерных соединений, не допуская их коррозии, окисления и ослабления соединений. Для предупреждения окисления контактных поверхностей соединений используется смазка литол и т. п.;
— регулярно проверять падение напряжения на участках цепей и контактных соединениях основных потребителей электроэнергии.

Большая часть неисправностей электрооборудования автомобилей возникает вследствие несвоевременного и некачественного технического обслуживания.

Основными неисправностями в бортовой сети являются:
— обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии;

— чрезмерное снижение напряжения в цепи источников и потребителей электрической энергии;
— короткое замыкание проводов и изолированных деталей и узлов приборов на корпус (массу) автомобиля.

Поиск причины неисправности целесообразно начинать с проверки рукой надежности крепления наконечников проводов на выводах электрических устройств, ибо значительная часть неисправностей в системе электрооборудования возникает при ослаблении крепления этих наконечников. При этом повышается сопротивление в цепи, увеличивается температура выводов, а при движении автомобиля вследствие вибрации даже нарушается контакт в цепи.

Обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии возникает вследствие расплавления плавкого предохранителя, размыкания контактов в термобиметаллическом предохранителе, разрыва проводов, непрочного крепления наконечников проводов на выводах, нарушения контакта в штекерном соединении проводов, нарушения контакта в выключателях и переключателях, обрыва цепи в потребителях (перегорание нити накаливания в лампе, перегорание дополнительного резистора или обмотки электродвигателя и т. п.).

В связи с широким применением электроники на автомобилях большое распространение получили плавкие предохранители, которые устанавливаются в отдельных колодках или блоках. При поиске неисправности в цепи удобно пользоваться схемами и таблицами с перечнем потребителей, защищенных пронумерованными предохранителями (таблицы приведены в заводских инструкциях по эксплуатации автомобиля). Для того чтобы убедиться в исправности предохранителя, необходимо включать поочередно потребители, защищенные этим предохранителем. Если хотя бы один потребитель работает, предохранитель исправен.

Если расплавилась вставка предохранителя, то перед заменой ее новой необходимо устранить неисправность, вызвавшую расплавление вставки. Если нет запасной вставки, можно к контактам вставки припаять медный провод диаметром 0,18 мм на силу тока 6 А, 0,23 мм — на 8 А; 0,26 мм — на 10 А, 0,34 мм — на 16 А, 0,36 мм — на 20 А.

Перед установкой новой вставки необходимо подогнуть клеммы держателя, что обеспечит надежный контакт в соединении вставки и держателя. На примере несложной схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ-бЗА рассмотрим поиск обрыва проводов и других неисправностей бортовой сети (рис. 2). Например, не горят лампы фар.

Рис. 2. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-63А: 1 —датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 2— датчик указателя манометра давления масла в системе смазки; 3— прерыватель-распределитель; 4 — транзисторный коммутатор; 5 — датчик сигнализатора перегрева двигателя; 6 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя; 7 — дополнительные резисторы; 8— реле включения стартера; 9— прерыватель указателей поворота; 10 — контрольная лампа включения дальнего света фар; 11 — подкапотная лампа; 12 — переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 13—переключатель указателей поворота; 14 — выключатель стоп-сигнала; 15 — ножной переключатель света; 16 — центральный переключатель света; 17—штепсельная розетка для переносной лампы; 18, 19 — термобиметаллические предохранители; 20—выключатель зажигания; 21 — электродвигатель отопителя; 22 — выключатель лампы плафона; 23 — датчик уровня топлива; 24 — лампы освещения контрольно-измерительных приборов; 25 — штепсельная розетка прицепа

Рассмотрим путь тока в цепи фар. Плюсовый вывод аккумуляторной батареи — клемма тягового реле стартера — амперметр — клемма «АМ» выключателя зажигания 20 — предохранитель 18—клемма «1» главного переключателя света 16 — клемма «4» переключателя 16 — клемма ножного переключателя света 15 — выводная клемма ножного переключателя (одна из двух в зависимости от положения переключателя) — клемма соединительной панели (колодки) — нить накаливания ламп фар — корпус автомобиля — минусовый вывод аккумуляторной батареи.

Для определения обрыва в этой цепи подключают один провод от контрольной лампы* или вольтметра на корпус автомобиля, а концом другого провода касаются поочередно клемм потребителей, приборов, переключателей и соединительных панелей, входящих в эту цепь, начиная от плюсового вывода аккумуляторной батареи, в последовательности рассмотренного пути тока. Перед подключением контрольной лампы на клемму «4» главного переключателя света нужно установить рукоятку переключателя в положение II. При подключении контрольной лампы к выводу ножного переключателя необходимо 2—3 раза нажать на его шток.

Когда контрольная лампа погаснет (или стрелка вольтметра отклонится к нулю), это укажет, что цепь имеет обрыв на участке от предыдущего места касания провода контрольной лампы (вольтметра) до этого места проверяемой цепи.

Обрыв провода можно определить и другим способом. Для этого нужно отсоединить концы проверяемого провода и подключить его последовательно с лампой (или вольтметром) к аккумуляторной батарее. При наличии обрыва контрольная лампа не будет гореть.

В случае необходимости проверяют исправность ламп, не вынимая их из фар. Для этого проводником соединяют плюсовый вывод аккумуляторной батареи с соответствующей клеммой соединительной панели, к которой подключены проводники от проверяемых ламп. Исправная лампа будет гореть.

При исправной лампе в фаре, она, как и контрольная, будет гореть с неполным накалом. Контрольная лампа горит с полным накалом в случае замыкания на корпус электрической цепи в фаре.

Внимание!

Категорически запрещается проверка исправности цепей потребителей электрической энергии автомобиля «на искру», т. е. замыканием провода на корпус, так как даже кратковременное короткое замыкание может вызвать повреждение полупроводниковых приборов электрооборудования, печатных плат монтажных блоков и т. п.

Недопустимое падение напряжения в цепях потребителей создается вследствие увеличения сопротивления в местах крепления наконечников проводов на клеммах источников и потребителей электрической энергии, приборов, соединительных панелей, а также в штекерном соединении проводников. Сопротивление возрастаетиз-заокисления контактирующих поверхностей деталей, а также нарушения прочности крепления наконечников проводов.

Например, при окислении выводов аккумуляторной батареи и наконечников стартерных проводов, на выводах батареи вследствие резкого увеличения сопротивления в цепи, даже при исправном состоянии стартера и батареи, значительно снижается сила тока в цепи, а поэтому уменьшается крутящий момент на шестерне привода стартера и частота вращения якоря. В результате не обеспечивается пусковая частота вращения коленчатого вала двигателя и он не пускается.

Другой пример. В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света. Аналогичные явления создаются и в других цепях бортовой сети автомобиля. Как правило, в местах ослабленного крепления проводов увеличивается нагрев, что служит признаком этой неисправности. Повышение температуры деталей ускоряет их окисление. Падение напряжения в вольтах в различных цепях потребителей электрической энергии определяют так. Сначала замеряют напряжение на выводах аккумуляторной батареи, затем, например, на клеммах соединительных панелей в цепи освещения и световой сигнализации. Разность напряжения на источнике и на клеммах соединительных панелей и будет величиной падения напряжения в исследуемой цепи.

Допустимое падение напряжения в электрической цепи фар, подфарников, указателей поворота, ламп световой сигнализации не должно быть более 0,9 В для 12-вольтной и 0,6 В—для 24-вольтной системы. На каждом клеплении наконечников проводов падение напряжения не должно превышать 0,1 В.

Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее. Так как проводники, соединяющие источники и потребители электрической энергии, обладают очень малым сопротивлением, то при замыкании их на корпус автомобиля по ним пойдет ток большой силы, вследствие чего предохранитель разомкнет цепь. Если она предохранителем не защищена, то происходит разрушение изоляции и плавление проводников и тепловое повреждение амперметра. При этом может возникнуть пожар.

Для определения замыкания провода на корпус автомобиля необходимо отсоединить концы проверяемого провода от выводов и присоединить один его конец последовательно с лампой или вольтметром к плюсовому выводу аккумуляторной батареи. При наличии замыкания на корпус лампа будет светиться (тускло или ярко в зависимости от степени замыкания), а стрелка вольтметра будет показывать напряжение на выводах аккумуляторной батареи.

Отказ в работе потребителей электрической энергии, подключенных к групповому термобиметаллическому предохранителю, чаще всего происходит из-за размыкания его контактов при замыкании этой цепи на корпус автомобиля. Для проверки следует нажать на кнопку этого предохранителя, и если его контакты разомкнутся вновь, то в цепи подключенных потребителей имеется замыкание на корпус автомобиля. В этом случае надо выключить потребители, нажать на кнопку включения предохранителя, а затем поочередно включать потребители. Исправные потребители будут работать. Если при включении какого-либо потребителя произойдет размыкание контактов предохранителя, то в цепи этого потребителя имеется замыкание на корпус.

На многих современных автомобилях в бортовой сети устанавливается монтажный блок, в котором смонтированы все предохранители и большая часть различных реле. На рис. 3 изображен монтажный блок 17.3722 автомобиля ВАЗ-2108, в котором установлены предохранители (Пр1 — Пр16) и реле (К1 —КН). Здесь же имеются резисторы R1 и R2, диоды Д1 и Д2 типа КД215А, диоды ДЗ, Д4 и Д5 типа КД105Б. На блоке имеется 11 штекерных колодок (Ш1—Ш11) для подсоединения пучков проводов.

Рис. 3. Монтажный блок предохранителей и реле 17.3722 автомобиля ВАЗ-2108:

Рис. 4. Схема внутренних соединений

Если в случае возникновения неисправности есть необходимость проверить соответствующую цепь в монтажном блоке, надо по общей схеме электрооборудования автомобиля или схеме питания неисправного потребителя найти номера входов и выходов этой цепи в монтажном блоке. По схеме монтажного блока (рис. 4) можно проследить коммутацию этой цепи внутри блока. Затем, пользуясь рис. 3, б, найти на блоке эти колодки и штекеры и с помощью контрольной лампы или омметра проверить цепь. Так как в некоторые цепи включены диоды, «+» источника тока, контрольной лампы или омметра подключается к входу, а «—» — к выходу цепи. Если в проверяемую цепь входят предохранитель или реле, то для проверки цепи необходимо сначала проверить предохранитель, а вместо реле установить перемычки: одну вместо контактов и другую вместо катушки.

Запись, например, Ш1—2 означает: штекерная колодка № 1, вывод № 2. Запись К1.15—К11 в столбце «Контакты…» означает, что нужно соединить между собой перемычкой штекеры «15» и «1» гнезда реле К1. Перемычки можно установить и вместо неисправного реле.

Например, нужно проверить цепь ламп стоп-сигнала на автомобиле ВАЗ-2108. Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный (пурпурный). Первый из них входит в колодку Ш4, второй — в колодку Ш2.

Рис. 5. Проверка монтажного блока контрольной лампы и омметром

Там же или по отдельным монтажным схемам, приведенным обычно в руководствах по ремонту, видим, что белый провод подключается к выводу №10, а красный — к №3. По схеме коммутации монтажного блока, также имеющейся в руководствах по ремонту, находим, что с вывода Ш4—10 подается питание и он, в свою очередь, через предохранитель Прб связан с замкнутыми выводами Ш8—5, Ш8—6 и Ш8—7, два из которых служат для подвода питания от генератора (аккумулятора). Там же находим, что через вывод Ш2—3 и далее Ш9—14 ток подается к лампам в задних фонарях.

Если предохранитель исправен (обычно в этом надо убедиться сразу, пользуясь таблицей предохранителей, находящейся, например, в «Руководстве по эксплуатации автомобиля»), подключаем контрольную лампу (рис. 5) к выводам Ш4—10 и Ш8—7 (Ш8—5, Ш8—6). Аналогично проверяем цепь монтажного блока между выводами 1JJ2—3 и Ш9—14. Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы (можно подпаять параллельно ему проводник) или заменить печатные платы.

Другой пример: нужно проверить в монтажном блоке цепь ближнего света правой фары ВАЗ-2108. По таблице предохранителей находим, что нить ближнего света этой фары защищена предохранителем Пр 16. На рис. 4 видно, что этот предохранитель с одной стороны имеет выход на щ5—6 и Ш7—4 (пустой), а с другой стороны связан через контакты реле КН с питанием (выводы Ш8—7, Ш8—-5, Щ8—6, как и в предыдущем примере). В свою очередь, катушка реле КП связана с выводом Ш4—12 (на подру-левой переключатель света) и массой блока — выводы ШЗ—5 и Ш10—5.

Для проверки этих цепей вместо реле ставим две перемычки: 30—87; 85—86. Затем подключаем омметр к выводам Ш8—7 (Ш8—5, Ш8—6) и Ш5—6. Сопротивление должно быть близким к нулю. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4—12 и ШЗ—5 (Ш10—5).

Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно.

На автомобиле для проверки исправности реле, например, К11 его можно заменить аналогичным, например К5. Если после замены реле фары будут включаться, то блок исправен, а замененное реле неисправно. Вместо неисправного реле можно оставить перемычку, но следует учитывать, что в этом случае будут перегружены контакты переключателя фар, что вызовет их окисление. Детальная проверка различных реле описана в соответствующих разделах книги.

Источники и потребители электрической энергии в совокупности с проводами и элементами коммутации (выключателями и переключателями) составляют схему электрооборудования автомобиля. Для передачи электрической энергии от источника к потребителям используют провода, которые по изоляции разделяются на провода низкого и высокого напряжения. Для низкого напряжения применяются провода марки ПГВА (провод гибкий, виниловый автомобильный) или ПГВАЭ (экранированный).

Во вторичной цепи системы зажигания применяются специальные высоковольтные провода марки ПВВ (ГАЗ-66) или ПВС-7 (ЗИЛ-131, «Урал-375Д»).

На автомобилях применяют однопроводную систему электрооборудования, при которой второй провод заменяют металлические части самого автомобиля (масса автомобиля).

Однопроводная система уменьшает в два раза количество проводов, что значительно упрощает схему и снижает стоимость. Вместе с тем однопроводная система требует более качественной изоляции проводов и их крепления. При нарушении изоляции провода могут непосредственно касаться массы автомобиля, вызывая короткие замыкания.

При осмотре и техническом обслуживании автомобиля необходимо тщательно проверять состояние изоляции проводов и устранять причины, вызывающие повреждение проводов (перетирание об острые кромки, излишнее провисание, попадание на провода горючих и смазочных материалов). Особое внимание необходимо обращать при установке приборов электрооборудования на надежность соединения их корпусов с массой автомобиля. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля.

Для удобства монтажа и защиты проводов от механических повреждений они соединены в пучки хлопчатобумажной оплеткой. Провода (пучки) крепятся с помощью скоб, расстояние между которыми должно быть 30—40 см.

Для обеспечения хорошего электрического контакта и упрощения монтажа схем в настоящее время широко используется штепсельное соединение проводов с клеммами приборов. Чтобы быстрее отыскать нужный провод в общем пучке проводов, наружная изоляция делается цветной. Это облегчает монтаж проводов, а также отыскание и устранение неисправностей в схемах электрооборудования-

На рис. 1 дана полная схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-66. Знание схемы и путей тока необходимо для быстрого обнаружения и устранения неисправностей в электрооборудовании, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля.

Изучение схемы облегчается, если иметь в виду некоторые общие положения, основными из которых являются следующие:
1. Необходимо прежде всего выделить цепи, соединяющие между собой аккумуляторную батарею, генератор, реле-регулятор, включатель зажигания, амперметр и центральный переключатель света. Все потребители тока подключаются к одному из перечисленных приборов.
2. Определить состав каждой цепи электрооборудования.
3. Найти приборы системы на схеме и на автомобиле и изучить порядок соединения приборов между собой.
4. Проследить путь тока в цепи и понять физический смысл его воздействия на тот или иной потребитель. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель (за исключением приборов системы электропуска) может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. При неработающем двигателе и работе его с малой частотой вращения коленчатого вала, когда напряжение генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи, все потребители питаются от аккумуляторной батареи. При работе двигателя со средней и большой частотой вращения коленчатого вала все потребители, в том числе и аккумуляторная батарея, получают энергию от генератора.
5. Через амперметр проходит только разрядный и зарядный ток аккумуляторной батареи. Ток генератора, идущий на питание потребителей, через амперметр не проходит.
6. Цепь каждого потребителя начинается от клеммы « + » источника тока и заканчивается клеммой «—» этого же источ» ника.
7. Путь тока ко всем потребителям, кроме зарядной цепи, системы зажигания и системы электропуска проходит через предохранители.

Рассмотрим, например, путь тока в первичной цепи системы зажигания автомобиля ГАЗ-66 от аккумуляторной батареи и от генератора. Чтобы включить эту цепь, необходимо ключом зажигания замкнуть клеммы AM и КЗ включателя зажигания. В этом случае ток течет так: клемма « + » аккумуляторной батареи — зажим стартера — амперметр — включатель зажигания — добавочный резистор — клемма К транзисторного коммутатора — первичная обмотка катушки зажигания — безымянная клемма транзисторного коммутатора — транзисторный коммутатор — масса — выключатель батареи — клемма «—» аккумуляторной батареи.

Путь тока первичной цепи системы зажигания от генератора: клемма « + » генератора 12 — клемма « + » амперметра 45 — клемма AM включателя зажигания 46, а дальше остается тот же путь, что и при питании от аккумуляторной батареи, только с массы ток течет на клемму «—» генератора.

Рис. 1. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-66:
1 — подфарник; 2 — фара; 3 — соединительная панель; 4 – кнопка звукового сигнала; 5 — звуковой сигнал; 6 — подкапотная лампа; 7—специальный фонарь; 8 — указатель уровня топлива; 9 — регулятор напряжения; 10 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 11 — контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости; 12 — генератор; 13 — включатель электродвигателя отопителя; 14 — электродвигатель отопителя; 15 — датчик контрольной лампы температуры охлаждающей жидкости в радиаторе: 16 — датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя; 17 — транзисторный коммутатор; 18 — гасящее сопротивление; 19 — свеча зажигания; 20 — катушка зажигания; 21 — распределитель; 22 — датчик уровня топлива правого топливного бака; 23 — выключатель звукового сигнала; 24 — включатель плафона кузова; 25 — плафон кузова; 26 — кнопочный предохранитель подогревателя; 27 — контрольная спираль; 28 — включатель свечи; 29 — электровентилятор подогревателя; 30 — свечи накаливания; 31 — добавочный резистор; 32 — переключатель датчиков топливных баков; 33 — дополнительное реле стартера; 34 — плафон кабины; 35 —выключатель плафона; 36 — выключатель поворотной фары; 37 — лампа освещения щитка приборов; 38 — указатель давления масла; 39 контрольная лампа аварийного давления масла; 40—контрольная лампа указателя поворота; 41, 44 — датчики давления масла; 42 — переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 43 — поворотная фара; 45 — амперметр; 46 — включатель зажигания; 47 — кнопочный предохранитель; 48 — элекгродвигател ь стеклоочистителя: 49 — штепсельная розетка; 50 — прерыватель, 51 — переключатель указателей поворота; 52 — включатель света стоп-сигнала; 53 — контрольная лампа дальнего света фар; 54 — центральный переключатель света; 55 — стартер; 56 — переключатель электромагнитного клапана; 57 — электромагнитный клапан; 58 — выключатель батареи; 59 — аккумуляторная батарея; 60 — соединитель проводов; 61 — штепсельная розетка прицепа; 62 — задний фонарь; 63 — датчик уровня топлива левого топливного бака; 64 — разъемные соединения; 6!5 — реле звуковой сигнализации; 66 — ножной переключатель света, условное обозначение цветов: Б — белый; К — красный; Ж —желтый; 3 — зеленый; КОР — коричневый; А — черный; Г — голубой; О — оранжевый; Р —розовый; Ф — фиолетовый; С — серый

К характерным причинам, вызывающим перебои и отказы в работе систем и цепей электрооборудования, можно отнести:
— ослабление контакта в соединениях цепей;
— окисление контактов и контактных соединений;
— повреждение изоляции и замыкание на массу проводов и токонесущих элементов приборов электрооборудования;
— отсутствие надежного соединения корпусов приборов с массой автомобиля; обрывы цепей.

Обнаружение места обрыва или замыкания на массу удобно производить с помощью контрольной лампы (А12-1 или А12-3) путем последовательной проверки всех участков цепи. На характер неисправности в цепи (обрыв или замыкание) указывает стрелка амперметра при подключении данной цепи к аккумуляторной батарее.

Полная схема электрооборудования автомобиля дается в каждой инструкции (руководстве) по эксплуатации данного автомобиля. Это облегчает отыскание неисправности в случае ее появления.

Учебное пособие по диаграмме конечного автомата

| Lucidchart

PINGDOM_CANARY_STRING

Зачем использовать диаграмму UML?

Я хочу больше узнать о диаграммах вариантов использования, потому что они для меня новые.

Я хочу создать собственную диаграмму вариантов использования в Lucidchart.

Я хочу создать диаграмму вариантов использования из шаблона Lucidchart.


Диаграмма состояний, иногда известная как диаграмма конечного автомата, представляет собой тип поведенческой диаграммы на унифицированном языке моделирования (UML), который показывает переходы между различными объектами. Используя наше совместное программное обеспечение для создания диаграмм UML, создайте собственную диаграмму конечного автомата с помощью бесплатной учетной записи Lucidchart уже сегодня!

4 минуты чтения

Хотите создать собственную диаграмму UML? Попробуйте Люсидчарт. Это быстро, просто и совершенно бесплатно.

Создание диаграммы UML

Что такое диаграмма состояний в UML?

Конечный автомат — это любое устройство, которое хранит состояние объекта в данный момент времени и может изменять состояние или вызывать другие действия на основе полученных им входных данных. Состояния относятся к различным комбинациям информации, которую может содержать объект, а не к поведению объекта. Чтобы понять различные состояния объекта, вы можете захотеть визуализировать все возможные состояния и показать, как объект переходит в каждое состояние, и вы можете сделать это с помощью диаграммы состояний UML.

Каждая диаграмма состояний обычно начинается с темного кружка, обозначающего начальное состояние, и заканчивается кружком с окантовкой, обозначающим конечное состояние. Однако, несмотря на наличие четких начальных и конечных точек, диаграммы состояний не обязательно являются лучшим инструментом для фиксации общего развития событий. Скорее, они иллюстрируют определенные виды поведения, в частности, переходы из одного состояния в другое.

Диаграммы состояний в основном отображают состояния и переходы. Состояния представлены прямоугольниками со скругленными углами, помеченными названием состояния. Переходы отмечены стрелками, которые перетекают из одного состояния в другое, показывая, как состояния меняются. Ниже вы можете увидеть оба этих элемента в действии на базовой схеме студенческой жизни. Наш инструмент создания диаграмм UML может помочь вам разработать любую пользовательскую диаграмму конечного автомата.

Приложения диаграмм состояний

Как и большинство диаграмм UML, диаграммы состояний имеют несколько применений. Основные приложения:

  • Отображение управляемых событиями объектов в реактивной системе.

  • Иллюстрация сценариев использования в бизнес-контексте.

  • Описание того, как объект проходит через различные состояния в течение своей жизни.

  • Отображение общего поведения конечного автомата или поведения связанного набора конечных автоматов.

С Lucidchart можно быстро и легко строить диаграммы. Начните бесплатную пробную версию сегодня, чтобы начать создавать и сотрудничать.

Создать диаграмму UML

Символы и компоненты диаграммы состояний

В диаграмму состояний можно включить множество различных фигур, особенно если вы решите объединить ее с другой диаграммой. В этом списке перечислены наиболее распространенные формы, с которыми вы можете столкнуться.

Составное состояние

Состояние, в которое вложены подсостояния. См. пример диаграммы состояния университета ниже. «Зачисление» в этом примере является составным состоянием, поскольку оно включает в себя различные подсостояния в процессе регистрации.

Псевдосостояние выбора

Символ ромба, указывающий на динамическое состояние с разветвленными потенциальными результатами.

Событие

Экземпляр, запускающий переход, помечен над соответствующей стрелкой перехода. В этом случае «завершение занятий» — это событие, которое вызывает окончание состояния «Учат» и начало состояния «Выпускные экзамены».

Точка выхода

Точка, в которой объект покидает составное состояние или конечный автомат, обозначается кружком, перечеркнутым крестиком. Точка выхода обычно используется, если процесс не завершен, но его нужно прервать из-за какой-либо ошибки или другой проблемы.

Первое состояние

Маркер первого состояния в процессе, показанный темным кругом со стрелкой перехода.

Guard

Логическое условие, которое разрешает или останавливает переход, пишется над стрелкой перехода.

Состояние

Прямоугольник со скругленными углами, указывающий на текущий характер объекта.

Подсостояние

Состояние, содержащееся в области составного состояния. На приведенной ниже диаграмме конечного автомата университета состояние «Открыто для зачисления» является подсостоянием более крупного составного состояния «Зачисление».

Терминатор

Кружок с точкой внутри, указывающий, что процесс завершен.

Переход

Стрелка, идущая от одного состояния к другому, указывает на изменение состояния.

Переходное поведение

Поведение, возникающее при переходе состояния, записывается над стрелкой перехода.

Триггер

Тип сообщения, которое активно перемещает объект из состояния в состояние, пишется над стрелкой перехода. В этом примере «Проблема с бронированием» — это триггер, который направит человека в туристическое агентство аэропорта вместо следующего шага в процессе.

Примеры диаграммы состояний

Пример диаграммы состояний доступности календаря

В этом примере диаграммы состояний показан процесс, с помощью которого человек назначает встречу в своем календаре. В составном состоянии «Проверить дату» система проверяет доступность календаря в нескольких различных подсостояниях. Если время отсутствует в календаре, процесс будет экранирован. Однако, если календарь показывает доступность, встреча будет добавлена ​​в календарь.

Пример диаграммы состояний университета

На этой диаграмме состояний показан процесс зачисления и занятий в университете. Составное состояние «Зачисление» состоит из различных подсостояний, которые проведут учащихся через процесс зачисления. После регистрации студент перейдет к разделу «Обучение» и, наконец, к разделу «Выпускные экзамены».

Пример диаграммы состояния регистрации в аэропорту

В следующем примере упрощены шаги, необходимые для регистрации в аэропорту. Авиакомпаниям диаграмма состояний может помочь оптимизировать процессы и исключить ненужные шаги.


Дополнительные ресурсы

  • Учебное пособие по схеме
  • . Что такое унифицированный язык моделирования
  • Учебное пособие по диаграмме развертывания
  • Учебное пособие по диаграмме вариантов использования UML
  • Учебное пособие по диаграмме последовательности UML

Используйте Lucidchart для совместной работы и создания диаграмм UML, когда вы создаете учетную запись бесплатно сегодня! Никаких плагинов или загрузок не требуется.

Хотите создать собственную диаграмму UML? Попробуйте Люсидчарт. Это быстро, просто и совершенно бесплатно.

Создание диаграммы UML

Что такое диаграмма конечного автомата?

Поведение объекта является не только прямым следствием его входных данных, но также зависит от его предшествующего состояния. Прошлую историю объекта лучше всего можно смоделировать с помощью диаграммы конечного автомата или традиционно называемого автоматом. Диаграммы конечного автомата UML (или иногда называемые диаграммой состояний, автоматом состояний или диаграммой состояний) показывают различные состояния объекта. Диаграммы конечного автомата также могут показать, как объект реагирует на различные события, переходя из одного состояния в другое. Диаграмма конечного автомата — это диаграмма UML, используемая для моделирования динамической природы системы.

Вы ищете бесплатный инструмент UML для более быстрого, простого и быстрого изучения UML? Visual Paradigm Community Edition — это программное обеспечение UML, которое поддерживает все типы диаграмм UML. Это удостоенный международных наград инструмент для моделирования UML, но при этом он прост в использовании, интуитивно понятен и совершенно бесплатен.

Скачать бесплатно

Зачем нужны диаграммы состояний?

Диаграмма конечного автомата обычно используется для описания поведения объекта, зависящего от состояния. Объект по-разному реагирует на одно и то же событие в зависимости от того, в каком состоянии он находится . Диаграммы конечного автомата обычно применяются к объектам, но могут применяться к любому элементу, который имеет поведение по отношению к другим объектам, таким как: действующие лица, варианты использования, методы, системы подсистем и т. д., и они обычно используются в сочетании с диаграммами взаимодействия (обычно диаграммами последовательности). ).

Например:

Представьте, что у вас есть 100 000 долларов на банковском счете. Поведение функции вывода будет следующим: balance := balance — removeAmount; при условии, что баланс после вывода не менее $0; это верно независимо от того, сколько раз вы снимали деньги с банка. В таких ситуациях изъятия не влияют на абстракцию значений атрибутов, и, следовательно, общее поведение объекта остается неизменным.

Однако, если бы баланс счета стал отрицательным после снятия , поведение функции снятия средств было бы совершенно другим. Это связано с тем, что состояние банковского счета меняется с положительного на отрицательное; на техническом жаргоне происходит переход из положительного состояния в отрицательное.

Абстракция значения атрибута является свойством системы, а не глобально применимым правилом. Например, если банк изменит бизнес-правило, чтобы разрешить перерасход банковского баланса на 2000 долларов, состояние банковского счета будет переопределено с условием, что баланс после снятия должен быть не менее 2000 долларов дефицита.

Обратите внимание, что:

  • Диаграмма конечного автомата описывает все события (а также состояния и переходы для одного объекта)
  • Диаграмма последовательности описывает события для одного взаимодействия между всеми задействованными объектами

Основные понятия схемы конечного автомата

Что такое государство?

Рамбо определяет, что:

«Состояние — это абстракция значений атрибутов и связей объекта. Наборы значений группируются в состояние в соответствии со свойствами, влияющими на общее поведение объекта».

Государственное обозначение

Характеристики нотации конечного автомата

Существует несколько характеристик состояний вообще, независимо от их типов:

  • Состояние занимает интервал времени.
  • Состояние часто связано с абстракцией значений атрибутов сущности, удовлетворяющих некоторым условиям.
  • Сущность изменяет свое состояние не только как прямое следствие текущего ввода, но и в зависимости от некоторой прошлой истории своих входов.

Штат

Состояние — это ограничение или ситуация в жизненном цикле объекта, при которой выполняется ограничение, объект выполняет действие или ожидает события.

Диаграмма конечного автомата представляет собой граф, состоящий из:

  • Состояния (простые состояния или составные состояния)
  • Переходы состояний, соединяющие состояния

Пример:

Характеристики состояния
  • Состояние отображает состояние объектов в определенные моменты времени.
  • Объекты (или системы) можно рассматривать как переходящие из состояния в состояние
  • Точка в жизненном цикле элемента модели, которая удовлетворяет некоторому условию, когда выполняется определенное действие или ожидается некоторое событие

Начальное и конечное состояния

  • Исходное состояние диаграммы конечного автомата, известное как начальное псевдосостояние, обозначено сплошным кружком. Переход из этого состояния покажет первое реальное состояние
  • Конечное состояние диаграммы конечного автомата показано в виде концентрических окружностей. Конечный автомат с разомкнутым циклом представляет объект, который может завершиться до завершения работы системы, в то время как диаграмма конечного автомата с замкнутым циклом не имеет конечного состояния; если это так, то объект живет до тех пор, пока не завершится работа всей системы.

Пример:

События

Сигнатура события описывается как имя-события (список-параметров, разделенных запятыми). События появляются во внутреннем переходном отсеке состояния или при переходе между состояниями. Событие может быть одного из четырех типов:

  1. Сигнальное событие — соответствующее приходу асинхронного сообщения или сигнала
  2. Событие вызова — соответствующее поступлению процедурного вызова на операцию
  3. Событие времени — событие времени происходит по истечении заданного времени
  4. Событие изменения — событие изменения происходит всякий раз, когда выполняется указанное условие
Характеристики событий
  • Представляет инциденты, которые вызывают переход объектов из одного состояния в другое.
  • Внутренние или внешние события запускают некоторые действия, которые изменяют состояние системы и некоторых ее частей
  • События передают информацию, которая обрабатывается операциями с объектами. Объекты реализуют события
  • Проектирование включает в себя изучение событий на диаграмме конечного автомата и рассмотрение того, как эти события будут поддерживаться системными объектами

Переход

Линии перехода изображают движение из одного состояния в другое. Каждая строка перехода помечается событием , которое вызывает переход.

  • Рассмотрение системы как набора состояний и переходов между состояниями очень полезно для описания сложного поведения
  • Понимание переходов между состояниями является частью системного анализа и проектирования
  • A Переход — это движение из одного состояния в другое состояние
  • Переходы между состояниями происходят следующим образом:
    1. Элемент находится в исходном состоянии
    2. Происходит событие
    3. Действие выполнено
    4. Элемент переходит в целевое состояние
  • Множественные переходы происходят, когда разные события приводят к завершению состояния или когда на переходах есть защитные условия
  • Переход без события и действия называется автоматическим переходом

Действия

Действие — это выполняемое атомарное вычисление, которое включает в себя вызовы операций, создание или уничтожение другого объекта или отправку сигнала объекту. Действие связано с переходами и во время которого действие нельзя прервать — например, вход, выход

Деятельность

Активность связана с состояниями, которые являются неатомарными или текущими вычислениями. Деятельность может выполняться до завершения или продолжаться бесконечно. Действие будет завершено событием, которое вызывает переход из состояния, в котором определено действие

Характеристики действия и деятельности
  • Состояния могут запускать действия
  • Состояния могут иметь второй отсек, содержащий действия или действия, выполняемые, пока объект находится в заданном состоянии
  • Действие является атомарным выполнением и поэтому завершается без прерывания
  • Пять триггеров для действий: «При входе», «Выполнить», «По событию», «При выходе» и «Включить»
  • Действие фиксирует сложное поведение, которое может выполняться в течение длительного времени. Действие может быть прервано событиями, и в этом случае оно не завершается, когда объект достигает состояния.

Обозначение простой схемы состояний

Действия при входе и выходе

Действия входа и выхода указаны в состоянии. Оно должно быть истинным для каждого входа/выхода. Если нет, то необходимо использовать действия над отдельными дугами перехода

  • Вход Действие , выполняемое при входе в состояние с обозначением : Вход / действие
  • Exit Action выполняется при выходе из состояния с обозначением : Exit / action
Пример — действие входа/выхода (состояние проверки)

В этом примере показана диаграмма конечного автомата, полученная из класса — «BookCopy»:

Примечание:

  1. На этой диаграмме конечного автомата показано состояние объекта myBkCopy из класса BookCopy
  2. Действие входа: любое действие, помеченное как связанное с действием входа, выполняется всякий раз, когда данное состояние входит через переход
  3. Действие выхода: любое действие, помеченное как связанное с действием выхода, выполняется всякий раз, когда состояние покидается через переход

Подсостояния

Простое состояние — это состояние, не имеющее подструктуры. Состояние, которое имеет подсостояния (вложенные состояния), называется составным состоянием. Подсостояния могут быть вложены на любом уровне. Вложенный конечный автомат может иметь не более одного начального состояния и одного конечного состояния. Подсостояния используются для упрощения сложных плоских автоматов состояний, показывая, что некоторые состояния возможны только в определенном контексте (окружающее состояние).

Пример подсостояния — обогреватель

Диаграммы состояний

часто используются для получения сценариев тестирования, вот список возможных тестовых идей:

  • Состояние простоя получает событие «Слишком горячо»
  • Состояние простоя получает событие Too Cool
  • Состояние охлаждения/запуска получает событие «Компрессор работает»
  • Состояние охлаждения/готовности получает событие работы вентилятора
  • Состояние охлаждения/работы получает событие OK
  • Состояние охлаждения/работы получает событие отказа
  • Состояние отказа получает событие об устранении отказа
  • Состояние нагрева получает событие OK
  • Состояние нагрева получает событие отказа

Состояние истории

Если не указано иное, когда переход входит в составное состояние, действие вложенного конечного автомата начинается снова с начального состояния (если только переход не нацелен непосредственно на подсостояние). Состояния истории позволяют машине состояний повторно войти в последнее подсостояние, которое было активным до выхода из составного состояния. Пример использования состояния истории представлен на рисунке ниже.

Параллельное состояние

Как упоминалось выше, состояния в диаграммах конечного автомата могут быть вложенными. Связанные состояния можно сгруппировать в одно составное состояние. Вложение состояний внутри других необходимо, когда действие включает параллельные поддействия. Следующая диаграмма конечного автомата моделирует аукцион с двумя одновременными подсостояниями: обработка заявки и авторизация лимита платежа.

Пример диаграммы параллельного конечного автомата — процесс аукциона

В этом примере конечный автомат, впервые участвующий в аукционе, требует в начале разветвления на два отдельных стартовых потока. Каждое подсостояние имеет состояние выхода, обозначающее конец потока. Если нет аварийного выхода (Canceled или Rejected), выход из составного состояния происходит, когда оба подсостояния вышли.