16Май

Система электронного контроля устойчивости esp что это: Как работает ESP — ДРАЙВ

Что такое система ESP, и зачем она нужна в автомобиле

Количество столкновений на улицах города заставляет автомобилистов все чаще задумываться о безопасности своего транспортного средства. Ремни, подушки безопасности, детские автокресла – это и многое другое помогает уменьшить вероятность летального исхода в ДТП. Но во многих автомобилях присутствует и такая система, которая помогает предотвратить вероятные аварии. Называется она ESP. Только не все в курсе, зачем она вообще нужна.

Перестроения, обгоны на больших скоростях вкупе с невнимательностью и лихачеством водителей ведут к большому количеству ДТП. Только в России за прошедший год в авариях на дорогах погибло 19 тысяч человек, в мире же количество жертв ежегодно превышает 1,2 млн человек.

Основная задача любой функции безопасности в автомобиле – предотвратить вероятные аварии, которые нередко возникают из-за того, что водитель утратил контроль над машиной. Плохие погодные условия и крутые повороты дороги, которых в России предостаточно, частенько приводят в потере управляемости и заносам.

А тут и до ДТП недалеко. Причем сложности с правильным выходом из критичной ситуации на дороге могут возникнуть не только у новичков, но и у уже довольно опытных автомобилистов. Одолеть данную проблему может специальная функция, обозначаемая аббревиатурой ESP.

Находка Mercedes-Benz

Как бы это не казалось странным, но знаменитой система ESP стала далеко не сразу после ее создания, а лишь спустя несколько лет. Слава пришла благодаря скандалу вокруг неудачной модели A-class от компании Mercedes-Benz. Чтобы сделать этот компактный автомобиль более комфортным, производители снабдили его достаточно высоким кузовом, из-за которого машина оказалась склонна к опрокидываниям во время маневрирования даже на маленькой скорости.

Проблему решили, установив на компактные модели Mercedes-Benz системы курсовой устойчивости ESP. А позднее стали снабжать ими все выпускаемые машины. По словам автопроизводителя, безопасность должна входить в стандартную комплектацию, так что ESP наравне с другими системами безопасности должна надлежит быть частью стандартного оборудования.

Так и прославилась технология ESP.

Кстати, некоторые автопроизводители устанавливают свои системы электронного контроля устойчивости автомобиля. В частности, в Mitsubishi – это ASC, у Chevrolet – ESC, на Honda – VSA, а у Volvo – DSTC. Впрочем, от аббревиатуры системы ее суть не изменяется: в экстремальной ситуации этот модуль помогает автомобилисту не лишиться контроля над машиной.

Основная задача

Для чего же нужна в автомобиле эта система электронного контроля устойчивости ESP? Данный модуль нацелен на предотвращение ухода транспортного средства в занос или боковое скольжение при плохом сцеплении с дорогой.

В случае опасности буквально за 20 миллисекунд система ESP перехватывает на себя управление машиной, с помощью электроники пытаясь стабилизировать траекторию движения автомобиля. Очевидно, что самые ощутимые преимущества от применения этой функции получат водители-новички, пока не обладающие должным опытом для выхода из экстремальных дорожных условий. А судя по тому, что на сегодняшний день данная система устанавливается почти на все модели автомобилей, без привязки к их классу или ценовой категории, можно говорить о том, насколько хорошо себя зарекомендовала ESP. Кстати, с 2014 года в странах Евросоюза эта система стала обязательной даже для минимальной комплектации машины.

Согласно международным исследованиям, в том числе производителя технологии ESP компании Bosch, количество аварий на автомобилях с этой системой в зимнее время сократилось почти вдвое. А страховые компании в США и Европе даже стали уменьшать стоимость страховых полисов для машин с ESP.

Как работает «противозаносная» система?

Принцип работы ESP довольно простой. Модуль взаимосвязан с блоком управления двигателем, антипробуксовочной системой и ABS. Считывая сигналы с датчиков о скорости вращения колос, положении руля, давлении в тормозной системе, он постоянно сравнивает фактическое поведение транспортного средства с тем, что заложено в программе. И если ESP покажется, что автомобилист утрачивает контроль над машиной, то она вмешается в управление.

Чтобы возвратить автомобиль на требуемый курс, система может притормозить одно или сразу несколько колес, замедлить их крутящий момент за счет сокращения подачи топлива в систему, а если машина оснащена автоматической трансмиссией, то ESP способна переключиться на более низкую передачу. По сути, водителю остается просто крутить рулевое колесо, а автомобиль сам будет думать, как вписаться в поворот.

ESP: враг или помощник?

Несмотря на ощутимые преимущества модуля ESP, многие автомобилисты, особенно имеющие за плечами определенный багаж опыта и практики, остаются ей недовольны, а на некоторых автомобилях даже предусмотрена кнопка штатного отключения этой функции.

Действительно, для выхода из заноса водители-профессионалы обычно поддают газу, однако система ESP блокирует подачу топлива, из-за чего давление на педаль акселератора не приносит ожидаемого эффекта. На самом деле это проблема только для достаточно опытных автомобилистов (для них-то и придумали кнопку «ESP OFF»). При этом большинство водителей никогда не попадали в подобные условия, и занос их может только перепугать.

Хотите убедиться? Достаточно проверить свои силы в борьбе с заносами на ледяном полигоне, и вы поймете, насколько функция ESP облегчает жизнь водителей, попавших в экстремальные условия. Если автомобилист мчится на высокой скорости, то шансов у него на вылететь в кювет гораздо меньше, если машина оснащена системой ESP.

Так что если вы не являетесь профессиональным гонщиком, то систему курсовой устойчивости отключать не советуем. Однако не нужно забывать, что как бы ни была действенна данная функция, 100-процентной защиты она не предоставит. Не рассчитывайте на то, что на машинах с включенной функцией ESP можно безрассудно лихачить по скользкой дороге – мол, система спасет в любом случае. ESP – это же не волшебство, и законы физика отменить она не в состоянии.

ESP: как это работает

Система курсовой стабилизации в Вашем автомобиле может сыграть роль ключевого фактора, сохранившего Вам жизнь в случае возникновения аварийной ситуации. Система курсовой устойчивости или как её ещё называют система динамической стабилизации сохраняет управляемость и устойчивость машины, заблаговременно просчитывая возможность критической ситуации и устраняя её.

  • История создания ESP
  • Принцип действия
  • Устройство ESP
  • Производители
  • Другие названия

История создания ESP

Годом создания системыESP была можно считать 1995-ый, пусть только через два года она заявила о себе более громко, в момент дебюта первого компактного микровена от компании Mercedes-Benz под названием A-class.Во время проектирования данной модели был допущен ряд очень серьёзных ошибок, которые сильно повлияли на склонность автомобиля к опрокидыванию при выполнении манёвров, даже на небольшой скорости.

В Европе, где педантичный народ давно «повёрнут» (в хорошем смысле) на безопасности, вспыхнул серьёзный скандал. Выпуск автомобилей Mercedes-Benz А-класса был временно приостановлен, а машины, которые уже были проданы, отозвали для устранения неполадок. — отозваны для устранения недостатков. Инженеры компании Daimler-Benz серьёзно «взялись за голову» и начали решать эту непростую задачу.

Как же в этом, полюбившемся потребителю, автомобиле решить проблему с его устойчивостью, да при этом ещё не перепроектируя его. И, вуаля! Начало 1998-ого года ознаменовалось решением этой проблемы. Автомобили А-класса от компании Mercedes-Benz оснастили соответственно настроенной системой ESP.

Кроме моделей А-класса, система ESPв качестве стандартной комплектации оснащаются MercedesS-класс, E-класс и другие. На данных автомобилях используются ESP и сключительно от безусловного лидера и фаворита в данной области — Bosch.

Системы ESP от Bosch устанавливаются также на таких гигантах, как BMW, Porsche, Audi, Volkswagen и многих других.

Принцип действия

Основная задача системы электронной стабилизации ESP лежит в выравнивании транспортного средства в сторону направления передних колёс. Автомобиль оснащённый ESP содержит:

— датчики, определяющие его положение в пространстве;

— датчики вращения колес;

— датчик, определяющий угол поворота руля;

— насос, управляющий тормозными магистралями колес;

— ЭБУ – электронный блок управления. Он «опрашивает» каждый из колёсных датчиков с поразительной частотой до 30 раз в секунду. Так же ЭБУ обращается к датчикам поворота руля и оси — Yaw Sensor.

ЭБУ обрабатывает данные со всех датчиков управления. В случае их не схождения ESP принудительно берёт под контроль подачу топлива и тормозную систему, выравнивая автомобиль в направлении передних колёс. Важно то, что электроника не настолько умна, чтобы знать, где находится безопасная часть дороги далее, поэтому Вам придётся направлять колёса самостоятельно, тем самым помогая ESP делать остальную работу.

На первый взгляд может показаться, что опытным водителям ни к чему пользоваться помощью данной системы, ведь в экстренной ситуации они могут полагаться на свои умения, уверенность и опыт. Но это большое заблуждение! В экстренной ситуации ESP правильно регулирует подачу топлива и выбирает именно те колёса, чтобы оттормозить, которые нужны для стабилизации автомобиля.

Если сложилась ситуация, что передние колёса идут в снос, потому что вход в поворот определил излишнюю управляемость автомобиля, система ESP задействует задние тормоза, путём притормаживания того колеса, которое лежит на внутреннем радиусе поворота. Это действие выровняет «передок» автомобиля, уходящий в снос.

Может возникнуть и обратный случай, когда автомобиль плохо управляем и возникает скольжение в повороте с заносом задней части автомобиля. В данной ситуации система ESP подключает передние тормоза, притормаживая колесо, идущеена внешнем радиусе поворота.

Некоторые водители полагают, что ESP мешает езде. Мы хоти это опровергнуть и доказать, что это 100% не так. Во-первых, в любом случае человек при всех своих контролируемых физических возможностях (сейчас идёт речь об обычных людях без каких-либо феноменальных способностей: облучение, укус радиоактивного паука и т.д.) не может действовать так, как это делает электроника ESP. Во-вторых, элементарная проверка своих сил на ледяном полигоне Вас сразу же разубедит в обратном.

На высокой скорости движения шансов не вылететь за пределы трассы гораздо больше у автомобилей, оснащённых ESP, чем без неё. В-третьих, люди, считающие, что система стабилизации излишня в автомобиле, просто попирают элементарные физические законы, не зная принцип работы ESP. Просто достаточно уяснить главный принцип ESP, чтобы на практике поменять своё мнение на обратное.

Разработчики заявляют о том, что не может возникнуть таких ситуаций на дороге, где ESP может навредить, могут случиться только безвыходные.

Устройство ESP

Конструктивно ESP состоит из системы датчиков, расположенных на осях и рулевом механизме, контролирующих положение автомобиля на дороге. Кроме датчиков ESP состоит из:

— акселерометра, который определяет положение автомобиля в движении;

— главного контроллера, состоящего из пары микропроцессоров в 56 Кбайт памяти каждый.

Эффективность ESP состоит в её использовании вместе с ABS, EBR и ASRсистемами, обеспечивающими активную безопасность автомобиля.

Bosch – лидер на мировом рынке по производству ESP, добавила ей новых полезных свойств, которые призваны повысить безопасность и комфорт автомобиля. Итак ESPпо её желанию можно укомплектовать следующими последующими функциями:

1. Электронаполнение гидросистемы. В случае резкого снятия ноги с акселератора, система сделает вывод о возможности аварийной ситуации. В данном случае дабы уменьшить время срабатывания тормозов, электрогидравлика сама решает подвести колодки к дискам.

2. «Самоочищающиеся» диски тормозов. В дождливое время рабочая поверхность дисков может покрываться тонким слоем воды. Дабы это не стало помехой в момент экстренного торможения, к диску будут прислоняться колодки, снимающие слой воды, в определённый период времени.

3. «Мягкая» остановка. Эта функция призвана сделать остановку более плавной. Достигается это за счёт систематического уменьшения давления жидкости в гидравлических контурах по мере остановки автомобиля.

4. Регулирование движения на неровных дорожных поверхностях. Исключает скатывание автомобиля на склонах при движении назад.

5. «Стоп-вперед». Эта функция расширяет возможности круиз контроля, регулируя дистанцию до автомобиля, что движется впереди. Руководствуясь полученной от датчиков информацией, система может останавливать автомобиль в пробках и анализировать его дальнейшее движение без участия водителя.

6. Торможение автоматическиво время парковки. Это электронный аналог «ручника», который не использует отдельные тормозные механизмы колёс. Чтобы его активировать, достаточно выжать тормоз в пол, нажав соответствующую кнопку электрогидравлического модуля. Это даст действие даст некую команду держать нужное давление в контурах пока не поступило новое распоряжение от водителя.

Что еще могут в будущем предложить умельцы-инженеры, создающие автомобильные системы, предположить сложно, остаётся лишь теряться в догадках и покорно ожидать новых «улучшайзеров» безопасности и комфорта.

Производители

Системы, осуществляющие электронный контроль устойчивости производятся такими крупными производителями:

Robert Bosch GmbH— является крупнейшим производителем систем ESP. Выпуск их налажен под одноимённой маркой ESP.

Aisin Advics

ITT Automotive

Bendix Corporation

Continental Automotive Systems

Hitachi

Teves

Delphi

Mando Corporation

TRW

NisshinKogyo

WABCO

Другие названия

Система электронного контроля устойчивости ESP у различных автомобильных производителей имеет разное название. Вот некоторые примеры:

ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE) – Mitsubishi.

ESC (Electronic Stability Control) – Chevrolet, Kia,Hyundai.

ESP (Elektronisches Stability Program) – Chery, Chrysler, Fiat,Dodge, Mercedes-Benz, Opel, Daimler,Peugeot, Renault, Citroën,Volkswagen, Audi.

VSA (Vehicle Stability Assist) – Acura, Honda.

DSC (Dynamic Stability Control) – BMW, Jaguar, MINI, Mazda, Land Rover.

DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) – Volvo.

Функция электронной программы стабилизации ESP

Электронная программа стабилизации (ESP) — это программа безопасности автомобиля, которая обнаруживает потенциальное отклонение от курса, потерю управления, недостаточную или избыточную поворачиваемость, снижает скорость двигателя и задействует отдельные тормозные блоки для обеспечения или восстановления устойчивости автомобиля. и контроль.

В нем используются антиблокировочная система тормозов (ABS) и система контроля тяги (TCS). Модуль управления EPS/ABS содержит алгоритмы и логику, управляющие системой. С EPS системы ABS и TCS работают вместе. Например, ABS предотвращает занос колес и потерю управления при торможении, а TCS предотвращает занос колес и потерю управления при трогании с места и ускорении.

Модуль управления ABS/ESP

Модуль управления ABS/ESP содержит алгоритмы и логику, управляющие системой. С EPS системы ABS и TCS работают вместе. Например, ABS предотвращает занос колес и потерю управления при торможении, а TCS предотвращает занос колес и потерю управления при трогании с места и ускорении.

Модуль управления постоянно получает данные от датчика рыскания, поперечного ускорения, угла поворота рулевого колеса и датчика скорости вращения каждого колеса. Он использует эти данные для управления гидравлическими клапанами в гидравлическом модуляторе, чтобы удерживать и сбрасывать давление в тормозных суппортах в аварийной ситуации.

Датчик угла поворота рулевого колеса информирует модуль ESP/ABS о намерениях водителя, а датчики рысканья, поперечного ускорения и скорости вращения колес сообщают фактическую скорость и направление движения автомобиля.

Модуль управления EPS подключен к сети CAN, что позволяет ему обмениваться данными с ECM, уменьшать угол открытия дроссельной заслонки и снижать скорость двигателя, одновременно контролируя гидравлическое давление в отдельных тормозных блоках.

Датчики ESP

Датчик скорости рыскания измеряет скорость вращения автомобиля вокруг его вертикальной оси и информирует систему, когда автомобиль собирается завалиться или перевернуться на бок. Он сравнивает это значение со значениями в модуле. Если автомобиль имеет избыточную или недостаточную поворачиваемость, он снижает скорость и управляет отдельными тормозными блоками до тех пор, пока автомобиль не станет стабильным и управляемым.

Датчик поперечного ускорения также известен как G-сенсор. Он может ощущать импульс и силу, толкающую машину вбок в крутом повороте, G-force. Датчики поперечного ускорения и скорости рыскания часто объединяют и размещают в центре автомобиля (под сиденьем или центральной консолью).

Четыре датчика скорости вращения колес сообщают о скорости вращения каждого колеса. В случае надвигающегося заноса блок ABS почувствует это снижение частоты и активирует соответствующий соленоид, на мгновение сняв гидравлическое давление с суппорта. Этот перепад давления позволяет колесу вращаться, а не скользить.

Датчик угла поворота рулевого колеса

SAS или датчик угла поворота рулевого колеса сообщает модулю управления скорость поворота и угол поворота рулевого колеса. Он информирует модуль о намерениях водителя. Датчик угла поворота рулевого колеса содержит чувствительный магнитный датчик для измерения угла поворота рулевого колеса.

Модуль управления установит код неисправности и загорится индикатор SRS/ABS/TCS, если обнаружит проблему с любым из этих датчиков. Они редко терпят неудачу. Датчик угла поворота рулевого колеса, код U0126, может вызывать такие проблемы, как дрейф или тяга, и может потребоваться повторная калибровка после регулировки развала-схождения.

Иногда они требуют замены в сочетании с часовой пружиной. Часовые пружины обеспечивают электрическое соединение между рулевым колесом и рулевой колонкой. Электрическая связь с рулем теряется, если руль свободно вращается и растягивает ленту часовых пружин до предела и рвется. Модуль управления установит код неисправности и загорится контрольная лампа. Новый датчик SAS устанавливается на рулевую колонку только потому, что часовая пружина вышла из строя.

Далее

Как работает электронный контроль устойчивости?

Вы видели кнопку, но как она на самом деле работает? Мы объясняем. Тейя Кольер Возможно, вы слышали этот термин, видели значок кнопки в своем автомобиле, но знаете ли вы, что он означает и как электронный контроль устойчивости помогает вам в качестве водителя?

Что такое электронный контроль устойчивости?

Проще говоря, электронный контроль устойчивости — это система датчиков и технологии стабилизации, предназначенная для помощи водителю и изменения нежелательного поведения автомобиля. Если ваш автомобиль начинает скользить, заносить или терять сцепление с дорогой, система вмешивается, чтобы сделать все возможное, чтобы автомобиль двигался в том направлении, которое намеревается водитель.

Как работает электронный контроль устойчивости?

При активации система контроля устойчивости постоянно отслеживает действия водителя и реакцию автомобиля. Он определяет, какие шаги необходимы для предотвращения и остановки заносов и поддержания устойчивости. Эти шаги включают в себя:

  • Активное и независимое приложение усилия к тормозам и колесам
  • Централизованное управление транспортным средством
  • Подавление крутящего момента двигателя и/или снижение скорости транспортного средства

Эти действия могут позволить транспортному средству восстановить сцепление с дорогой на мокрой дороге, удержать автомобиль от неконтролируемого вращения в повороте или разгона на заснеженной улице без слишком большой пробуксовки колес. Он не может сделать невозможное, но электронный контроль устойчивости часто помогает водителям сохранять контроль над своими автомобилями, когда условия становятся проблематичными.

Кто создал электронный контроль устойчивости и когда?

Электронный контроль устойчивости, созданный Bosch Mobility на основе оригинального патента, полученного инженером по технике безопасности Mercedes-Benz Франком Вернер-Мором в начале 90-х годов, основан на технологии гироскопа. Вернер-Мор лично видел последствия аварий с участием одного пассажира из-за неправильного обращения с автомобилем и ошибок водителя. Он прошел обучение в качестве водителя-испытателя и инженера и направил его на создание системы помощи водителю, которая с тех пор спасла миллионы жизней.

Технология безопасности, впервые реализованная в роскошных автомобилях Mercedes-Benz и BMW, стала стандартной почти всеми крупными производителями на планете. Также, как и в большинстве вещей в автомобилестроении, разные бренды называют схожие технологии разными именами. Некоторые бренды называют эту систему безопасности ESP для электронного программирования устойчивости, другие называют ее другими именами, такими как Stabilitrak в GM, AdvanceTrac в Ford, система контроля устойчивости автомобиля в Toyota, Porsche и некоторые другие.

Можете ли вы выключить его… и зачем?

Совершенно верно — надо отметить, что есть много автолюбителей и любителей внедорожников, которые по привычке выключают его. Это делается для того, чтобы они могли управлять своими транспортными средствами без надзора за безопасностью транспортного средства и технологиями помощи водителю.

В ситуациях, когда сцепление с дорогой практически отсутствует, иногда требуется вращение колес в течение более длительного периода времени. Представьте, что вы застряли в снегу, песке или грязи. В таких ситуациях медленное движение не всегда является лучшим решением, и вам часто приходится быстро прокручивать колеса, чтобы не застрять.

Как отключить?

В новых моделях автомобилей просто нажмите и удерживайте кнопку со значком ESP/ESC, пока она не погаснет. Для более старых моделей автомобилей и автомобилей со встроенными тормозными системами с автоматической блокировкой вам придется отключить датчики, чтобы обойти технологию безопасности, что мы не рекомендуем делать. На некоторых моделях нажатие кнопки лишь частично отключает систему, поэтому обратитесь к руководству пользователя для получения более подробных инструкций.

TAGSэлектронный контроль устойчивости escepпомощь водителю

Этот сайт предназначен только для образовательных целей. Перечисленные третьи стороны не связаны с Capital One и несут единоличную ответственность за свое мнение, продукты и услуги. Capital One не предоставляет, не поддерживает и не гарантирует какие-либо сторонние продукты, услуги, информацию или рекомендации, перечисленные выше. Информация, представленная в этой статье, считается точной на момент публикации, но может быть изменена. Показанные изображения предназначены только для иллюстрации и могут не соответствовать продукту. Материалы, представленные на этом сайте, не предназначены для предоставления юридических, инвестиционных или финансовых рекомендаций или указания на доступность или пригодность какого-либо продукта или услуги Capital One для ваших уникальных обстоятельств. Для получения конкретных советов о ваших уникальных обстоятельствах вы можете проконсультироваться с квалифицированным специалистом.