21Май

Самодельный усилитель для сабвуфера: Делаем усилитель для сабвуфера своими руками — 3 этапа сборки на интегральной микросхеме tda1562q

Статьи — Самодельный усилитель для сабвуфера

Статьи

Самодельный усилитель для сабвуфера, TDA7294

 

На самом деле усилитель у меня был собран еще за года 2 до появления сабвуфера, в то время я озадачился созданием качественного усилителя, и что бы он мог выстоять как потребности тех времен, так и потребности в будущем. Как оказалось свое будущее я достаточно удачно предсказал))) На то время (за 2 года до появления сабвуфера) у меня было 2 колонки С30, они нуждались в качественном усилителе.

Что бы долго не париться решил делать усилок на ИМС, но как оказалось большинство таких ИМС играют совсем неудовлетворительно. После долгих поисков и анализа материалов в интернете удалось найти очень популярную микросхему TDA7294.

Схема этого усилителя — это практически повторение схемы включения, предлагаемой производителем. И это неслучайно — уж кто лучше знает, как ее включать. И наверняка не будет никаких неожиданностей из-за нестандартного включения или режима работы.

 

Входная цепочка R1C1 представляет собой фильтр нижних частот (ФНЧ), обрезающий все выше 90 кГц. Без него нельзя — ХХI век — это в первую очередь век высокочастотных помех. Частота среза этого фильтра довольно высока. Но это специально — я ведь не знаю, к чему будет подключаться этот усилитель. Если на входе будет стоять регулятор громкости, то в самый раз — его сопротивление добавится к R1, и частота среза снизится (оптимальное значение сопротивления регулятора громкости ~10 кОм, больше — лучше, но нарушится закон регулирования).

Далее цепочка R2C2 выполняет прямо противоположную функцию — не пропускает на вход частоты ниже 7 Гц. Если для вас это слишком низко, емкость С2 можно уменьшить. Если сильно увлечься снижением емкости, можно остаться совсем без низких. Для полного звукового диапазона С2 должно быть не менее 0,33 мкф. И помните, что у конденсаторов разброс емкостей довольно большой, поэтому если написано 0,47 мкф, то запросто может оказаться, что там 0,3! И еще. На нижней границе диапазона выходная мощность снижается в 2 раза, поэтому ее лучше выбирать пониже:

С2[мкФ] = 1000 / ( 6,28 * Fmin[Гц] * R2[кОм])

Резистор R2 задает входное сопротивление усилителя. Его величина несколько больше, чем по даташиту, но это и лучше — слишком низкое входное сопротивление может «не понравиться» источнику сигнала. Учтите, что если перед усилителем включен регулятор громкости, то его сопротивление должно быть раза в 4 меньше, чем R2, иначе изменится закон регулирования громкости (величина громкости от угла поворота регулятора).

Оптимальное значение R2 лежит в диапазоне 33…68 кОм (большее сопротивление снизит помехоустойчивость).

Схема включения усилителя — неинвертирующая. Резисторы R3 и R4 создают цепь отрицательной обратной связи (ООС). Коэффициент усиления равен:

Ку = R4 / R3 + 1 = 28,5 раза = 29 дБ

Это почти равно оптимальному значению 30 дБ. Менять коэффициент усиления можно, изменяя резистор R3. Учтите, что делать Ку меньше 20 нельзя — микросхема может самовозбуждаться. Больше 60 его также делать не стОит — глубина ООС уменьшится, а искажения возрастут. При значениях сопротивлений, указанных на схеме, при входном напряжении 0,5 вольт выходная мощность на нагрузке 4 ома равна 50 Вт. Если чувствительности усилителя не хватает, то лучше использовать предварительный усилитель.

Значения сопротивлений несколько больше, чем рекомендовано производителем. Это во-первых, увеличивает входное сопротивление, что приятно для источника сигнала (для получения максимального баланса по постоянному току нужно чтобы R4 было равно R2). Во-вторых, улучшает условия работы электролитического конденсатора С3. И в-третьих, усиливает благотворное влияние С4. Об этом поподробнее. Конденсатор С3 последовательно с R3 создает 100%-ю ООС по постоянному току (так как сопротивление постоянному току у него бесконечность, и Ку получается равным единице). Чтобы влияние С3 на усиление низких частот было минимально, его емкость должна быть довольно большой. Частота, на которой влияние С3 становится заметной равна:

f [Гц] = 1000 / (6,28 * R3 [кОм] * С3 [мкФ] ) = 1,3 Гц

Эта частота и должна быть очень низкая. Дело в том, что С3 — электролитический полярный, а на него подается переменное напряжение и ток, что для него очень плохо. Поэтому чем меньше значение этого напряжения, тем меньше искажения, вносимые С3. С этой же целью его максимально допустимое напряжение выбирается довольно большим (50В), хотя напряжение на нем не превышает 100 милливольт. Очень важно, чтобы частота среза цепи R3С3 была намного ниже, чем входной цепи R2С2. Ведь когда проявляется влияние С3 из-за роста его сопротивления, то и напряжеине на нем увеличивается (выходное напряжение услителя перераспределяется между R4, R3 и С3 пропорционально их сопротивлениям). Если же на этих частотах выходное напряжение падает (из-за падения входного напряжения), то и напряжение на С3 не растет. В принципе, в качестве С3 можно использовать неполярный конденсатор, но я не могу однозначно сказать, улучшится от этого звук, или ухудшится: неполярный конденсатор это «два в одном» полярных, включенных встречно.

Конденсатор С4 шунтирует С3 на высоких частотах: у электролитов есть еще один недостаток (на самом деле недостатков много, это расплата за высокую удельную емкость) — они плохо работают на частотах выше 5-7 кГц (дорогие лучше, например Black Gate, ценой 7-12 евро за штуку неплохо работает и на 20 кГц). Пленочный конденсатор С4 «берет высокие частоты на себя», тем самым снижая искажения, вносимые на них конденсатором С3. Чем больше емкость С4 — тем лучше. А его максимальное рабочее напряжение может быть сравнительно небольшим.

Цепь С7R9 увеличивает устойчивость усилителя. В принципе усилитель очень устойчив, и без нее можно обойтись, но мне попадались экземпляры микросхем, которые без этой цепи работали хуже. Конденсатор С7 должен быть рассчитан на напряжение не ниже, чем напряжение питания.

Конденсаторы С8 и С9 осуществляют так называемую вольтодобавку. Через них часть выходного напряжения поступает обратно в предоконечный каскад и складывается в напряжением питания. В результате напряжение питания внутри микросхемы оказывается выше, чем напряжение источника питания. Это нужно потому, что выходные транзисторы обеспечивают выходное напряжение вольт на 5 меньше, чем напряжение на их входах. Таким образом, чтобы получить на выходе 25 вольт, нужно подать на затворы транзисторов напряжение 30 вольт, а где его взять? Вот и берем его с выхода. Без цепи вольтодобавки выходное напряжение микросхемы было бы вольт на 10 меньше, чем напряжение питания, а с этой цепью всего на 2-4.

Пленочный конденсатор С9 берет работу на себя на высоких частотах, где С8 работает хуже. Оба конденсатора должны выдерживать напряжение не ниже, чем 1,5 напряжения питания.

Резисторы R5-R8, конденсаторы С5, С6 и диод D1 управляют режимами Mute и StdBy при включении и выключении питания. Они обеспечивают правильную последовательность включения/выключения этих режимов. Правда все отлично работает и при «неправильной» их последовательности , так что такое управление нужно больше для собственного удовольствия.

Конденсаторы С10-С13 фильтруют питание. Их использование обязательно — даже с самым наилучшим источником питания сопротивления и индуктивности соединительных проводов могут повлиять на работу усилителя. При наличии этих конденсаторов никакие провода не страшны (в разумных пределах)! Уменьшать емкости не стОит. Минимум 470 мкФ для электролитов и 1 мкФ для пленочных. При установке на плату необходимо, чтобы выводы были максимально короткими и хорошо пропаяны — не жалейте припоя.

Все эти конденсаторы должны выдерживать напряжение не ниже, чем 1,5 напряжения питания.

И, наконец, резистор R10. Он служит для разделения входной и выходной земли. «На пальцах» его назначение можно объяснить так. С выхода усилителя через нагрузку на землю протекает большой ток. Может так случиться, что этот ток, протекая по «земляному» проводнику, протечет и через тот участок, по которому течет входной ток (от источника сигнала, через вход усилителя, и далее обратно к источнику по «земле»). Если бы сопротивление проводников было нулевым, то и ничего страшного. Но сопротивление хоть и маленькое, но не нулевое, поэтому на сопротивлении «земляного» провода будет появляться напряжение (закон Ома: U=I*R), которое сложится со входным. Таким образом выходной сигнал усилителя попадет на вход, причем эта обратная связь ничего хорошего не принесет, только всякую гадость. Сопротивление резистора R10 хоть и мало (оптимальное значение 1…5 Ом), но намного больше, чем сопротивление земляного проводника, и через него (резистор) во входную цепь попадет в сотни раз меньший ток, чем без него.

В принципе, при хорошей разводке платы (а она у меня хорошая) этого не произойдет, но с другой стороны, что-то подобное может случиться в «макромасштабе» по цепи источник_сигнала-усилитель-нагрузка. Резистор поможет и в этом случае. Впрочем, его можно вполне заменить перемычкой — он использован исходя из принципа «лучше перебдеть, чем недобдеть».

 

Конструкция и детали

Весь набор документации (печатная плата в формате Sprint-Layout 4.0, схема в формате pdf, расположение деталей на плате в формате gif) упакованный в архив zip ~ 120 кбайт.

Печатная плата односторонняя и имеет размеры 65х70 мм:


Плата разведена с учетом всех требований, предъявляемых к разводке высококачественных усилителей. Вход разведен максимально далеко от выхода, и заключен в «экран» из разделенной земли — входной и выходной. Дорожки питания, обеспечивают максимальную эффективность фильтрующих конденсаторов (при этом длинна выводов конденсаторов С10 и С12 должна быть минимальна). В своей экспериментальной плате я установил клемники для подключения входа, выхода и питания — место под них предусмотрено (может несколько мешать конденсатор С10), но для стационарных конструкций лучше все эти провода припаять — так надежнее.

Широкие дорожки кроме низкого сопротивления обладают еще тем преимуществом, что труднее отслаиваются при перегреве. Да и при изготовлении «лазерно-утюжным» методом если где и не «пропечатается» квадрат 1 мм х 1 мм, то не страшно — все равно проводник не оборвется. Кроме того, широкий проводник лучше держит тяжелые детали (а тонкий может просто отклеиться от платы).

Дорожки рекомендуется облудить — и сопротивление меньше, и коррозия.

На плате всего одна перемычка. Она лежит под выводами микросхемы, поэтому ее нужно монтировать первой, а под выводами оставить достаточно места, чтобы не замкнуло.

Резисторы все, кроме R9 мощностью 0,12 Вт, Конденсаторы С9, С10, С12 К73-17 63В, С4 я использовал К10-47в 6,8 мкФ 25В (в кладовке завалялся. .. С такой емкостью даже без конденсатора С3 частота среза по цепи ООС получается 20 Гц — там, где не нужно глубоких басов, одного такого конденсатора вполне достаточно). Однако я рекомендую все конденсаторы использовать типа К73-17. Использование дорогих «аудиофильских» я считаю неоправданным экономически, а дешевые «керамические» дадут худший звук (это по идее, в принципе — пожалуйста, только помните, что некоторые из них выдерживают напряжение не более 16 вольт и в качестве С7 их использовать нельзя). Электролиты подойдут любые современные. На плате нанесена полярность подключения всех электролитических конденсаторов и диода. Диод — любой маломощный выпрямительный, выдерживающий обратное напряжение не менее 50 вольт, например 1N4001-1N4007. Высокочастотные диоды лучше не использовать.

В углах платы предусмотрено место для отверстий крепежных винтов М3 — можно крепить плату только за корпус микросхемы, но все же надежнее еще и прихватить винтами.

Микросхему обязательно установить на радиатор площадью не менее 350 см2. Лучше больше. В принципе в нее встроена тепловая защита, но судьбу лучше не искушать. Даже если предполагается активное охлаждение, все равно радиатор должен быть достаточно массивным: при импульсном тепловыделении, что характерно для музыки, тепло более эффективно отбирается теплоемкостью радиатора (т.е. большая холодная железка), нежели рассеиванием в окружающую среду.

Металлический корпус микросхемы соединен с «минусом» питания. Отсюда возникают два способа установки ее на радиатор:
Через изолирующую прокладку, при этом радиатор может быть электрически соединен с корпусом.
Напрямую, при этом радиатор обязательно электрически изолирован от корпуса.

Первый вариант рекомендуется, если вы собираетесь ронять в корпус металлические предметы (скрепки, монеты, отвертки), чтобы не было замыкания. При этом прокладка должна быть по возможности тоньше, а радиатор — больше.

Второй вариант (мой любимый) обеспечивает лучшее охлаждение, но требует аккуратности, например не демонтировать микросхему при включенном питании.

В обоих случаях нужно использовать теплопроводящую пасту, причем в 1-м варианте она должна быть нанесена и между корпусом микросхемы и прокладкой, и между прокладкой и радиатором.

 

Вот какой у меня получился усилитель в разобраном виде:

Повесил 2 канала на радиатор от CPU, вентилятор подключил через резистор для уменьшения оборотов. Даже небольшого обдува вполне достаточно. Эквалайзера 5-ти полосного снял с магнитофона. Еще очень удобный нюанс — сделал небольшую плату соединений, в случае надобности можно легко отсоединить и снять любой блок. Сам сабвуфер очень удобно использовать в качестве тумбочки)) как видите разобраный усилок на нем и фотографировал. Статья о самодельном сабвуфере описана здесь.

На даный момент усилитель нагружен одним каналом на сабвуфер, а вторым на одну колонку S90. Статься о доработке S90 будет готова в скором времени, и ознакомиться можно будет здесь Доработка колонки S90.

Назад

Узнаем как изготовить недорогой и хороший усилитель для сабвуфера своими руками

Качественный фирменный сабвуфер стоит дорого. Объяснений этому много: это и особые акустические требования к корпусу, и высококачественный динамик, и большая мощность выходного каскада, и особая, очень тщательная заводская регулировка.

Итак, корпус. На низких частотах проявляются все недоработки любой акустической системы. Резонансные частоты приводят к нежелательным вибрациям, ощущаемым как дребезжание. Для того чтобы избежать неправильного звучания, корпус сабвуфера забивают звукопоглощающими волокнистыми наполнителями, но если форма и размеры рассчитаны и подобраны неверно, то такая мера даст только частичное улучшение.

Динамик – очень важный элемент конструкции. Его мощность должна быть не менее 100 Ватт, а характеристики обязаны предусматривать воспроизведение инфрачастот. Сейчас они производятся относительно небольшие — от 6 до 15 дюймов в диаметре.

Собрать усилитель для сабвуфера своими руками может опытный радиолюбитель, имеющий практику монтажа и настройки сложной аппаратуры. Дело это непростое, несмотря на то, что современные полупроводниковые детали имеют высокую степень интеграции. Требуется не только уметь читать схемы и разбираться в принципе работы усилителя низкой частоты, но и владеть техникой травления плат и другими полезными навыками, включая такое нехитрое дело, как качественная пайка.

Собравшись изготовить усилитель для сабвуфера своими руками, сразу нужно определиться в назначении устройства. Если оно предназначено для работы в салоне автомобиля, то требования к нему будут одни, а если для домашнего кинотеатра — то другие.


TDA7294: схема усилителя. Мостовая схема усилителя на…

На микросхеме TDA7294 схема усилителя довольно простая. Повторить ее сможет даже человек, не очень…

В первом случае напряжение питания ограничивается рабочей величиной бортовой электросети, обычно это 12 Вольт с минусом на корпусе. Задача упрощается тем, что мощного силового трансформатора, усилителя и стабилизатора не требуется. Зато придется собирать схему самостоятельно. Хорошие отзывы получили TDA7293, выдерживающие высокий выходной ток и обеспечивающие достаточную мощность (до 100 Ватт) для раскачки басов.

Если самодельный усилитель для сабвуфера предназначен для домашнего кино, то требования другие. Можно, собственно, пойти по тому же пути и собрать его по аналогичной схеме, но потребуется достаточно мощный трансформатор с блоком питания, причем все это нужно уместить внутри корпуса, где уже установлены довольно объемный громкоговоритель и фазоинвертор. При этом не следует забывать и о теплоотдаче, радиаторы тоже займут свое место.

Есть еще один способ решения задачи — не собирать усилитель для сабвуфера своими руками, а использовать уже готовую схему, например, от усилителей «Амфитон» или «Бриг-001» еще советского производства. Приобрести их можно по вполне доступной цене, особенно если один из каналов не работает. Удобная модульная система, уже готовый блок питания и регулировки создают все условия для использования этой высококачественной техники, и можно не ломать себе голову над тем, как сделать усилитель для сабвуфера.

LC-фильтры, ограничивающие частотный диапазон средних и верхних частот, следует располагать и на входе, и на выходе устройства, непосредственно перед динамиком. Собирая усилитель для сабвуфера своими руками или используя готовую схему, следует позаботиться и об ограничении шумов, и о долговечной и надежной работе этого электронного устройства, чувствительного к перегрузкам.

И еще хочется сказать, что не стоит слишком навязчиво демонстрировать результаты своих трудов соседям, они не оценят.

Усилитель сабвуфера класса D из металлолома

    Посмотреть галерею

    Команда (1)

    • логическое значение90
    Присоединяйтесь к команде этого проекта аппаратное обеспечение завершенный проект аудио усилитель ШИМ КЛАСС D 555 таймер сабвуфер мост

    Связанные списки

    ODFAS — усилители

    Самодельные усилители (с открытым исходным кодом?)

    Этот проект представлен на

    • Подсказка Hackaday. com

    Этот проект был создано 18.02.2015 и последнее обновление 8 месяцев назад.

    Детали

    Первый каскад (аудиомодулятор):

    Этот усилитель класса D принимает монофонический аудиосигнал на вход компаратора lm393. Другой вход компаратора — это треугольная волна 60 кГц, использующая схему генерации треугольной волны с таймером 555, которую я вытащил из Интернета. Результирующий выходной сигнал компаратора представляет собой прямоугольную волну с коэффициентом заполнения, пропорциональным амплитуде звука. Этот сигнал можно использовать для переключения напряжения на динамике с помощью моста Mosfet (и фильтра нижних частот последовательно с динамиком). В идеале в усилителях класса D хотелось бы иметь более быструю частоту модуляции в сотни килогерц для лучшего воспроизведения звука. Так как это усилитель сабвуфера, частота среза составляет ~ 1 кГц, несущей частоты 50 кГц достаточно для воссоздания этих низких частот. Более низкая частота также означает более низкую скорость переключения, что снижает потери энергии в выходных полевых МОП-транзисторах на следующем этапе.


    Второй каскад (Выходной Н-мост с защитой от сквозного замыкания):

    Это «бизнес» каскад усилителей класса D! Теперь, когда у нас есть прямоугольная волна с первого каскада, мы можем использовать ее для переключения большой нагрузки, например большого (2-8 Ом) сабвуфера. Прямоугольная волна передается в микросхему инвертора, чтобы создать две противоположные прямоугольные волны для управления каждой стороной H-моста. Оба этих сигнала проходят через входы отдельных логических элементов XOR. с одним входом каждой волны, имеющим последовательный RC-фильтр верхних частот. Это создает задержку переднего фронта каждой волны, пропорциональную тому, сколько времени требуется RC-цепи для зарядки. Я просто погуглил «схему мертвого времени XOR», чтобы узнать, как это сделать.

    Затем эти сигналы передаются в драйвер затвора IRS2110 для управления мостом Mosfet Hbridge. Поскольку усилители класса D работают путем полного включения или полного выключения МОП-транзисторов, потери при переключении сведены к минимуму, а эффективность высока. Поэтому мне не нужно было охлаждать полевые транзисторы на этом мосту, так как они оставались холодными.

    Выход Hbridge пока не может быть подключен к динамику! Сигнал на выходе H-моста по-прежнему представляет собой прямоугольную волну высокой частоты. Нам нужно отфильтровать эту быструю волну переключения, чтобы оставить более медленную частоту, созданную изменяющимся рабочим циклом (звук, который мы хотим). Я сделал это с двумя катушками индуктивности 800 мкГн по обе стороны от динамика/сабвуфера и конденсатором 1 мкФ на динамике (не уверен в точных значениях, я играл с ним, пока он не зазвучал правильно). Катушки индуктивности можно увидеть слева на изображении ниже (черные катушки индуктивности заменяют те, которые я намотал вручную, которые УЖАСНО отфильтровывали что-либо):


    Третий этап: блок питания

    Это был мой первый опыт работы с блоком питания двухтактного преобразователя, и позвольте мне сказать, что было много отказов, прежде чем он заработал! Самой большой проблемой у меня была обмотка трансформатора.

    В схеме используется микросхема ШИМ-контроллера TL494 для регулирования постоянного выходного напряжения путем изменения рабочего цикла на двух МОП-транзисторах на первичных сторонах трансформатора. Тор состоит из двух первичных обмоток с использованием 4 параллельных жил эмалированного провода 18AWG (4 витка). Две вторичные стороны представляют собой 3 параллельных эмалевых провода 20AWG, намотанных 8-10 раз. Выходное напряжение, на которое я регулировал питание, составляло максимум 25 В с автомобильным аккумулятором 12-14,5 В в качестве входа (зависит от напряжения зарядки генераторов). Это напряжение будет «звучать» так же громко, как 50 В источника питания на полумостовом усилителе класса D, поскольку полномостовой усилитель класса D будет переключать 25 В в обоих направлениях через сабвуфер, давая нам пиковое напряжение 50 В от источника питания 25 В. .

    На этом рисунке показан стресс-тест, который я провел, зажигая две автомобильные фары последовательно:

    Последние штрихи к плате блока питания включают интеграцию цепи защиты от перегрева с использованием датчика температуры LM35 и компаратора напряжения. Выход LM35 сравнивается с напряжением 0,80 В, что соответствует 80 градусам Цельсия. Если температура первичных мосфетов источника питания превысит эту точку, компаратор сработает и отключит драйвер затвора, отключив выход. Я также добавил…

    Подробнее »

    Посмотреть все подробности

    Нравится этот проект?

    Делиться

    Создайте великолепно звучащий аудиоусилитель (с усилением басов) из LM386

    В этом руководстве я покажу вам, как создать великолепно звучащий аудиоусилитель с низковольтным усилителем мощности LM386. Я построил около дюжины различных схем аудиоусилителей с помощью LM386, но в большинстве из них было слишком много шума, хлопков и других помех. Наконец я нашел тот, который звучит великолепно, поэтому я собираюсь показать вам, как его построить.

    Это не аудиоусилитель с минимальным набором компонентов. Я добавил несколько дополнительных конденсаторов, чтобы уменьшить шум, а также добавил регулятор усиления басов, чтобы звук звучал еще лучше. Но прежде чем мы начнем сборку, может быть полезно сначала получить небольшую справочную информацию…

    БОНУС: загрузите мой список деталей для усилителя LM386 со схемой усиления басов, чтобы узнать, какие компоненты использовать для хорошего качества звука.

    Основы LM386

    LM386 — универсальный чип. Для создания работающего аудиоусилителя требуется всего пара резисторов и конденсаторов. У чипа есть опции для регулировки усиления и усиления басов, а также его можно превратить в осциллятор, способный выводить синусоидальные или прямоугольные волны.

    Существует три разновидности LM386, каждая из которых имеет разную выходную мощность:

    • LM386N-1: 0,325 Вт
    • LM386N-3: 0,700 Вт
    • LM386N-4: 1,00 Вт

    Фактическая выходная мощность зависит от напряжения питания и импеданса динамика. В даташите есть графики, которые вам подскажут. Я использовал батарею на 9 В для питания, и она отлично работает, но вы можете снизить напряжение до 4 В или до 12 В.

    Распиновка показана на схеме ниже:

    Загрузите техническое описание для получения дополнительной информации о выходной мощности, характеристиках искажений и минимальных/максимальных номинальных значениях:

     LM386 Техническое описание

    LM386 — это тип операционного усилителя (операционного усилителя). У операционных усилителей есть основная задача. Они принимают входной потенциал (напряжение) и создают выходной потенциал, который в десятки, сотни или тысячи раз превышает величину входного потенциала. В схеме усилителя LM386 принимает входной аудиосигнал и увеличивает его потенциал от 20 до 200 раз. Это усиление известно как коэффициент усиления по напряжению.

    Gain vs Volume

    После того, как вы соберете этот усилитель и поиграете с регуляторами громкости и усиления, вы заметите, что оба они увеличивают или уменьшают интенсивность звука, исходящего из динамика. Так какая тогда разница? Коэффициент усиления — это усиление входного потенциала и характеристика усилителя. Громкость позволяет регулировать уровень звука в пределах диапазона усиления, установленного коэффициентом усиления. Усиление задает диапазон возможных уровней громкости. Например, если для вашего усиления установлено значение 20, диапазон громкости будет от 0 до 20. Если для вашего усиления установлено значение 200, диапазон громкости будет от 0 до 200.

    Регулировку усиления можно обеспечить, подключив конденсатор емкостью 10 мкФ между контактами 1 и 8 . Без конденсатора между контактами 1 и 8 усиление будет установлено на 20. С конденсатором 10 мкФ усиление будет установлено на 200. Усиление можно изменить на любое значение между 20 и 200, установив резистор (или потенциометр). ) последовательно с конденсатором.

    Минималистичный аудиоусилитель LM386

    Теперь, когда у нас есть немного справочной информации о LM386, давайте начнем с создания простого усилителя LM386 с минимальным количеством компонентов, необходимых для его работы. Таким образом, вы сможете сравнить его с лучшим звучанием, которое мы создадим позже.

    Вот схема:

    Вот как подключить его, если вы используете макетную плату:

    На приведенной выше схеме подключения заземление аудиовхода проходит по тому же пути, что и заземление аудиовыхода. Выходное заземление «шумит» и вызовет искажение входного сигнала, если оно подключено таким образом. Земля аудиовхода чувствительна к любым помехам, и любой улавливаемый шум будет усиливаться через усилитель.

    Поставьте перед собой цель максимально отделить входную землю от других путей заземления. Например, вы можете подключить заземление источника питания, входа и выхода непосредственно к контакту заземления (контакт 4) LM386 следующим образом:

    Это уменьшит расстояние, на которое входная земля проходит через выходную землю. Такое подключение должно звучать лучше, чем первая схема, но вы, вероятно, все равно заметите некоторый шум, статические помехи и хлопки. Мы исправим это в следующей схеме, добавив развязывающие конденсаторы и пару RC-фильтров.

    Великолепно звучащий аудиоусилитель LM386

    Теперь, когда вы увидели минимум того, что требуется для создания аудиоусилителя с LM386, давайте создадим более качественную версию с регулируемой регулировкой усиления.

    Примечание. Большинство значений компонентов в этой схеме не являются критическими. Если у вас нет определенного значения, попробуйте заменить что-то близкое, и это, вероятно, сработает.

    Вот схема:

    Несколько вещей в этой схеме улучшают звучание:

    1. Конденсатор 470 пФ между положительным входным сигналом и землей, который фильтрует радиопомехи, улавливаемые проводами аудиовхода.
    2. Конденсаторы емкостью 100 мкФ и 0,1 мкФ между положительной и отрицательной шинами питания для развязки источника питания. Конденсатор емкостью 100 мкФ фильтрует низкочастотный шум, а конденсатор емкостью 0,1 мкФ фильтрует высокочастотный шум.
    3. Конденсатор 0,1 мкФ между выводами 4 и 6, для дополнительной развязки питания микросхемы.
    4. Резистор 10 кОм и конденсатор 10 мкФ, включенные последовательно между контактом 7 и землей, для развязки входного аудиосигнала.

    На этой схеме показано, как все соединить, если вы используете макетную плату:

    При подключении любого аудиоусилителя следует помнить, что самый чистый звук будет получен при сохранении всех проводных соединений и компоненты как можно ближе к чипу. Также поможет максимально короткая длина проводов.

    Аудиоусилитель LM386 с усилением басов

    Отличительной особенностью LM386 является возможность добавлять к усилителю регулируемое усиление басов. Вы, вероятно, обнаружите, что это лучшая звуковая схема. Усиление басов — это, по сути, просто фильтр нижних частот, и он удаляет большую часть шума, не убираемого развязывающими конденсаторами. Все, что вам нужно для схемы усиления низких частот – это конденсатор емкостью 0,033 мкФ и потенциометр 10 кОм, включенные последовательно между контактами 1 и 5:

    Вот схема подключения:

    Простой способ подключения аудиовхода в этих схемах – это отрезать 3,5 мм аудиоразъем от старого комплекта наушников и подключить его к контактам на макетной плате. Прочтите эту статью «Как взломать разъем для наушников», чтобы узнать, как это сделать с некоторыми распространенными типами наушников.

    Вот видеоверсия этого руководства, если вы хотите посмотреть, как я создаю усилители, и послушать их:

    Спасибо за чтение! Надеюсь, вы получили такое же удовольствие от экспериментов с этими усилителями, как и я. Если вы готовы создать еще более качественно звучащие и более мощные усилители, у нас есть руководства по некоторым другим:

    • Hi-Fi стереоусилитель LM3886 мощностью 40 Вт
    • Стереоусилитель TDA2050 мощностью 25 Вт
    • Стерео и мостовые монофонические усилители TDA2003 мощностью 12 Вт

    LM3886 — безусловно, лучший по звучанию усилитель, но это довольно сложный проект.