Картинг класса «Пионер» — самый маленький из спортивных гоночных автомобилей. Рабочий объем его двигателя всего 50 см3. Такие карты строят для гонок, в которых участвуют ребята в возрасте от 9 до 16 лет. К сожалению, промышленность эти машины пока не выпускает, и они создаются в секциях и кружках. В отличие от «взрослых» картингов «Пионер» имеет свои конструктивные особенности.
Рама его, к примеру, сварена из более тонких труб и имеет клиновидную форму. Ей присущи технологичность и надежность. Обладает она преимуществами перед себе подобными и в жесткости и прочности. Кстати, такой конфигурации рамы мы делаем для картов не, только, класса «Пионер», но и «Юниор» и «Союзный».
Начальный этап строительства — разработка чертежей и подготовка приспособлений и оснастки.
Раму удобнее всего вычерчивать в натуральную величину на листе миллиметровой бумаги, наклеенной на плотный картон. Такой чертеж в дальнейшем послужит плазом, по которому вчерне подгоняются отдельные элементы. Вычерчивать раму необходимо в двух проекциях — вид сверху и вид сбоку. Отдельно изобразите передний лонжерон. Пусть вас не смущает отсутствие некоторых размеров на чертеже — это значит, что детали здесь надо подгонять по месту.
Следующий этап — изготовление стапеля для сборки рамы. Он потребуется в том случае, если вы намерены производить эти машины малой серией. Основание стапеля — лист дюралюминия размером 1700X900 мм толщиной 15—20 мм. Вдоль его большой оси проводится четкая продольная линия — след плоскости симметрии рамы карта и перпендикулярно ей — базовая линия для установки фиксаторов шкворневых втулок.
Отверстия в последних необходимо разделывать на расточном станке — это обеспечит необходимую точность установки втулок при сварке рамы. На стапеле устанавливаются также стальные уголки для фиксации продольных лонжеронов. Сама рама собирается из двух продольных лонжеронов, трех поперечин (передней, средней и задней), переднего отбойника и кронштейнов крепления рулевой колонки. Для ее элементов предпочтительнее всего хромаисилевые (из материала 30ХГСА) или цельнотянутые трубы из стали марки 20.
Порядок их подготовки к сборке таков. Нарежьте трубы с припуском около 30 мм и согните с помощью приспособления по чертежу-плазу. Эту операцию лучше всего выполнять без нагрева. Предлагаю несколько наиболее рациональных способов такой обработки. Наиболее просто гнуть трубы с использованием вставленной внутрь пружины из проволоки марки О ВС. Она навинчивается на токарном станке и затем обязательно нормализуется. Для более толстых труб потребуется проволока 2,5—3 мм, а для остальных 1,5—2 мм.
Внешний диаметр пружины должен получиться таким, чтобы она вставлялась в трубу с некоторым усилием. Если рама карта изготавливается в зимнее время, то перед гибкой в трубах можно заморозить воду. Неплохой эффект дает заливка расплавленной канифолью. И наконец, традиционный способ обработки — с набивкой Просеянным и прокаленным песком. Трубу легче согнуть, прогревая место изгиба пламенем горелки или паяльной лампы.
Но этот способ менее предпочтителен, поскольку нагрев легированной стали существенно снижает ее прочность и упругость. Придав заготовкам требуемую форму, подгоните — припилите их друг к другу так, чтобы в стыках не оставалось зазоров. Эту работу начинайте с установки на стапель передней поперечины (середину совместите с осевой линией стапеля). Далее на одной из сторон установите фиксатор со шкворневой втулкой и подгоните к ней поперечину так, чтобы образовавшаяся плоскость была наклонена под углом около 30 градусов к вертикали. Ту же операцию проделайте с противоположной стороны стапеля.
Подготовленную таким образом переднюю поперечину прижмите скобами к стапелю и к ней припилите продольные лонжероны. К последним аналогичным способом пристыкуйте заднюю поперечину, а к передней поперечине — отбойник. Все элементы рамы зафиксируйте на стапеле скобами и прижимами, проконтролируйте еще раз их положение и приступайте к сварке. Наилучшие швы получаются при использовании аргонно-дуговой или углекислотой сварки, несколько худшие результаты дает обычная электросварка.
Газовой же следует пользоваться в последнюю очередь. Сваривайте раму в несколько этапов. Сначала «прихватите» все стыки — каждый в одной-двух точках, а затем приварите их полностью. Не снимая рамы со стапеля, приварите кронштейны крепления двигателя и задней оси. Последние предварительно посадите на ось — это поможет обеспечить ее перпендикулярность плоскости симметрии рамы.
Оси же педалей, кронштейны рулевой колонки, среднюю поперечину и опоры сиденья следует приварить только после предварительной «примерки» карта к гонщику. Нижняя часть сиденья располагается на одном уровне с низшими точками лонжеронов рамы. Правильная посадка гонщика имеет следующие признаки: спина наклонена назад на 20—25°, ноги слегка согнуты в коленях. Последними привариваются ушки крепления пола, кронштейны и трубки переднего верхнего отбойника, косынки в местах соединения продольных лонжеронов с передней поперечиной и ушки рычага переключения передач, а также упоры тросов.
Для переднего моста понадобится несколько точеных деталей, в частности передние ступицы (из Д16Т). цапфы (из З0ХГСА), бронзовые втулки и шкворни из стали 45 или 40Х. Проушину переднего моста лучше всего выгнуть из стальной полосы размером 40×30 мм по шаблону. К ней следует приваривать рычаг, усиливающую косынку и в последнюю очередь цапфу. Конструкция заднего моста достаточно проста и технологична.
Ступицы корпуса подшипников отлиты из алюминиевого сплава с последующей чистовой обработкой на токарном и фрезерном стайках. Тормоз карта — дисковый с гидравлическим приводом. По техническим условиям картинг класса «Пионер» оснащают только тормозом задних колес. Тормозной диск закрепляют на задней оси карта, а на раме устанавливают тормозную машинку.
Корпус ее дюралюминиевый, рабочий цилиндр стальной (З0ХГСА или Ст. 45). Поршень из латуни или же из материала Д16Т, Можно использовать и передний колодочный тормоз от мотороллера Т-200 или мотоцикла М-106.
При его монтаже следует очень внимательно отнестись к центровке тормозного барабана. Для подбора оптимального передаточного отношения цепного привода заднего моста рекомендуют изготовить комплект ведомых звездочек с числом зубьев от 22 до 28 с интервалом через два зуба. Это в значительной степени облегчит подгонку привода под вес карта и гонщика, мощность двигателя и частоту вращения его ведущей звездочки. Диски колес карта можно сделать из алюминиевых сплавов Д16АМ или ЛМГ-6. Толщина листа заготовки 2—3 мм. Способ выдавливания диска следующий.
Сначала из любого металла вытачивается пуансон. Заготовка поджимается к нему задней бабкой токарного станка и закрепленным в резцедержателе роликом обкатывается до тех пор, пока не при- мет форму пуансона. Обработка ведется при частоте вращения патрона станка от 150 до 300 об/мин, в качестве смазки применяется обычное мыло. Отверстия в дисках колес лучше всего сверлить по шаблону-кондуктору.
Последний желательно сделать из стали и закалить. Не пожалейте на это труда, особенно если вы задумали построить несколько машин. Крепления передних колес, рулевых тяг и педалей необходимо шплинтовать; вполне допустимы и самоконтрящиеся гайки.
Как уже упоминалось, на самодельных картах класса «Пионер» разрешено устанавливать двигатели с объемом цилиндра до 50 см3, в частности, отечественные двигатели Ш-51, Ш -52, Ш-57, Ш-58 м Ш-62. Не следует сразу приниматься за форсирование двигателя — это резко уменьшит его ресурс и надежность. Нужно лишь правильно отрегулировать карбюратор и зажигание. Для начала вам этого вполне хватит. Для бензобака лучше всего использовать полиэтиленовую канистру емкостью 2 л. Размещать ее на корте следует гак, чтобы горючее самотеком поступало в карбюратор.
В нижнюю часть емкости вставляется штуцер или кран, а в пробке канистры сверлится отверстие, сквозь которое пропускается полихлорвиниловая трубка. Натяжение цепи двигателя регулируется упором — тандером с двумя запрессованными в его ушки подшипниками ШС-8. Если такого тандера под руками не окажется, приварите на раму гайку М10 и вверните в нее болт так, чтобы он упирался в кронштейн крепления двигателя. Цепь сверху закрывается щитком из пластика, наполовину загораживающим ведомую звездочку. Ширина щитка 30 мм. Рулевая колонка устанавливается на расстоянии вытянутой руки спортсмена (кисть захватывает верхнюю часть баранки).
Это стальная труба диаметром 18 мм; в нижней части к ней приварена поворотная сошна — рычаг из стальной полосы толщиной около 2 мм. При разделывании е сошка отверстия под рулевую тягу следует помнить, что оптимальное cooтношение длин рычага поворотного кулака переднего колоса и плеча сошки составляет 1,7:1. Рулевые тяги — трубчатые, в их концы заправлены втулки с подшипниками ШС-6 или ШС-8, в крайнем случае, резиновые втулки. После сборки проверьте функционирование рулевых механизмов: цапфа должна поворачиваться на угол около 35 градусов.
Если угол поворота больше, сделайте упоры. Рулевое колесо выгибается холодным способом из трубы марки АМГ или АМЦ с внешним диаметром 22—2S мм и толщиной стенки 1.5—2 мм. Труба набивается песком и навивается несколькими витками на подходящую справку, например, газовый баллон. Таким образом, получаются заготовки сразу для нескольких «баранок». Спицы вырезаются из 4—5-м м алюминиевого листа марки АМГ или АМЦ.
Предупреждаю, что делать спицы из «жестких» сплавов Д16Т, Д19Т, В95 и им подобных не рекомендуется — в местах сварки могут образоваться трещины, и руль развалится. Затем рулевое колесо тремя болтами крепится к подпятнику рулевой колонии, обшивается кожей или кожзаменителем с предварительной оклейкой микропористой резиной или поролоном. Педали тормоза, газа и сцепления выгнуты из стальных труб диаметром 12×1.5 мы. Кольца, за которые и ним крепятся тросы, а также упоры соединяются с педалями сваркой.
При сборке не забудьте установить на педаль газа возвратную пружину. Полин сделан из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм; он крепился винтами к ушкам, приваренным к раме. Сиденье проще всего выклеить из стеклопластика, используя в качестве «болванна» сиденье карта Ленинградского завода ДОСААФ.
При выклейки оболочки нанесите на «болван» разделительный слой ИЗ паркетной мастики. Окрашивать сиденье желательно не после выклейки , а сразу, подмешивая в эпоксидную смолу черный пигмент. Спереди сиденье крепится к кронштейнам, приваренным к раме карта, сзади — к двум регулируемым трубчатом опорам. После контрольной сборки карта, отладки и настройки всех механизмов карт нужно полностью разобрать.
Раму тщательно очистить от ржавчины и окалины обезжирить, загрунтовать и окрасить нитро или синтетической эмалью. Отбойники, рулевую колонку, педали, рулевые тяги и рычаг переключения передач желательно хромировать. Поворотные кулаки передних колес можно окрасить в черный цвет. Номера карта вырежьте из пластина, их габариты — 220х220 мм. Углы квадрата должны быть скруглены радиусом 20 мм. Тормозная машинка: 1 — суппорт, 2 — пружина, 3 — винт крепления накладки, 4 — тормозной цилиндр, 5— отверстие для прокачки цилиндра, 6— резиновая манжета, 7 — поршень, 8 — тормозная накладка, 9 — фрикционные пластины.
На главную
./img/registr/10-6.gif»/>
Понимание шасси картинга: основные размеры и характеристики
Если измерения являются «одной стороной» решающих параметров шасси, то другой стороной, которая завершает картину, являются другие параметры, характеризующие трубы и геометрию шасси. После понимания это также помогает получить общее представление о характеристиках шасси
Все шасси картов должны быть официально одобрены международной федерацией CIK-FIA. С 2020 года это правило также будет применяться к шасси класса Mini, для которых в настоящее время требуется только одобрение национального ASN. Чтобы получить одобрение, шасси должно соответствовать четким «ограничениям»: материалы, например, должны быть низколегированными сталями с определенными характеристиками; магистральные трубы должны иметь диаметр, равный или превышающий 21 мм, и длину более 150 мм; конструкция рамы должна соответствовать определенным нормам (минимальная колесная база, гусеницы, габаритная длина и высота). Допуск действителен в течение 3 лет, но также могут быть внесены изменения после согласования с соблюдением разрешенных допусков (+/- 10 мм для колесной базы, ширины передней и задней части, переднего свеса основных труб, +/- 0,5 мм для диаметр труб, +/- 15 мм для заднего свеса).
Нет правила, устанавливающего параметры веса шасси (есть правило для общего веса карта в зависимости от категории и соревнования). Очевидно, что более легкая рама работает лучше, чем более тяжелая, даже если есть аспекты, касающиеся жесткости на кручение и жесткости. Действительно, слишком легкое шасси может быть «слабым», раздражающим в определенных ситуациях и тем самым теряющим свои возможности. Следовательно, и при конструировании, и при выборе рамы следует искать наилучший компромисс между различными характеристиками: качеством материала, толщиной труб, качеством сварки и, конечно же, весом.
Геометрия изгибов остается на усмотрение производителя. На протяжении десятилетий не было недостатка в необычных рамах с особенно . .. оригинальным дизайном, но, в целом, основная форма рам картов является консолидированной и очень похожей для большинства моделей. Геометрия, приписываемая раме, является фундаментальным параметром, который определяет, как рама «работает» после выхода на трассу, т. е. как она ведет себя на поворотах. Это позволяет управлять изгибом, например, внутреннее заднее колесо поднимается для улучшения характеристик на поворотах.
При одинаковом материале трубы разного диаметра могут придать раме большую или меньшую жесткость на кручение. Как уже упоминалось, поскольку в настоящее время конструкция шасси более или менее консолидирована, а некоторые другие параметры более ограничены, очень важно иметь возможность правильно управлять диаметром и толщиной труб. Самые распространенные диаметры 30 и 32 мм, чуть реже используется 28 мм. Некоторые рамы имеют трубы одинакового диаметра, в других используются «смешанные» диаметры. Как правило, для шасси класса KZ больше подходят трубы диаметром 32 мм, а для непереключателей предпочтительнее трубы диаметром 30 мм. Это не строгое правило, и мнения по этому поводу расходятся. Например, Ронни Сала, председатель правления Birel, при представлении шасси RK-30 (от Kubica, производства Birel Art) подчеркнул, что рама, хотя и разработана специально для KZ, использует трубы диаметром 30 мм. Почему? «Новые шины, используемые в гонках CIK-FIA, заставляют нас пересмотреть использование различных рам в разных классах. Еще один параметр, по которому производители проводят большое количество исследований, касается материалов: Федерация накладывает ограничения, но в них Разница, которую могут создать тщательные и технологически продвинутые исследования, может оказаться решающей.0003
GFC – ЖИВИТЕ СВОЕЙ СТРАСТЬЮ
Наше шасси
У нас есть шасси для любого типа гонок, с которыми вы можете столкнуться. Ниже приведены описания наших проверенных на гонках моделей
.
SS31 (ТАГ).
SS31 был специально разработан для односкоростного рынка TAG Engine. Изготовленный из высококачественных 30-миллиметровых хромомолибденовых труб, SS31 дает водителю отличное боковое ощущение во время длинных / быстрых поворотов, не ограничивая крутящий момент двигателя на выходе из поворотов с более крутыми радиусами. SS31 был разработан для всех двигателей и шин TAG.
ПОДРОБНЕЕ
B50 Детский Карт.
Детский карт B50 — идеальное начало для осуществления мечты каждого маленького ребенка сесть за руль и ехать как можно быстрее. С полностью регулируемой системой педалей, подходящей для детей практически любой комплекции и роста. Благодаря простой механической тормозной системе и прочной 25-миллиметровой трубчатой раме, B50 идеально подходит как для водителей, так и для родителей, желающих заняться картингом.
ПОДРОБНЕЕ
GT14 (ШИФФЕР).
GT14 был специально разработан для рынка 6-ступенчатых коробок передач. Изготовленный из 32-мм хромомолибденовой трубы высочайшего качества, GT14 обеспечивает водителям отличную тормозную стабильность в медленных поворотах с исключительным сцеплением при возвращении к мощности. GT14 был разработан для работы со всеми двигателями и шинами с 6-ступенчатой коробкой передач.
ПОДРОБНЕЕ
RR5 (КАДЕТ).
Абсолютно новый GFC RR5 Cadet представляет собой полностью трубчатую конструкцию диаметром 28 мм, соответствующую всем действующим стандартам омологации CIK/FIA 2020. Изготовленный из высококачественной хромомолибденовой стали, RR5 может использоваться со всеми двигателями Cadet, что делает его одной из лучших платформ для любого молодого водителя, начинающего свою карьеру.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Команда GFC
Менее чем за 3 года Team GFC и линейка шасси GFC уже выиграли множество гонок как в региональных, так и в национальных соревнованиях
Познакомьтесь с нашей командой
Коучинг
От новичков до опытных картеров, желающих вывести свои таланты на новый уровень, Team GFC поможет вам достичь личных целей благодаря подробному обучению и развитию.