О свечах зажигания.
Абсолютно любая свеча зажигания в абсолютно любом автомобиле нужна только лишь для того, чтобы воспламенить топливную смесь, поступившую в камеру сгорания двигателя.
При воспламенении смеси происходит самый настоящий взрыв, энергия которого толкает поршень вниз, создавая крутящий момент. Как и любой другой взрыв, он сопровождается высокой температурой, которая напрямую зависит от давления, при котором происходит взрыв. В нашем случае давление определяется силой сжатия.
В обычном двигателе амплитуда температур может достигать 2500 градусов по Цельсию, а при средних, около трех тысяч, оборотах двигателя смесь взрывается около двадцати пяти раз в секунду.
Кроме этого все возникающие продукты горения, также воздействуют на свечу зажигания.
Условия, в которых работает свеча можно смело назвать критическими и именно по этой причине производители свечей делают их строго под определенный двигатель. Почему это так важно будет понятно из последующего материала.
Конструкция свечи.
Основная задача свечи зажигания – обеспечить необходимый зазор между электродами. Сквозь этот зазор проходит большое напряжение, около двадцати тысяч вольт, за счет чего образуется дуга, которая и поджигает смесь. Однако этот зазор должен оставаться постоянным как можно дольше. Если величина зазора будет изменяться, то напряжение искрового разряда будет возрастать, создавая нагрузку на модуль зажигания. Вследствие этого пробой искры будет не постоянным и это будет заметно по неустойчивой работе двигателя.
Производители свечей давно нашли решение проблемы уменьшения искрового зазора. Благодаря конструкции свечи зажигания, все отложения, выброшенные во время, условно первого взрыва, догорают на раскаленных стенках самой свечи, а при последующем взрыве их сносит с электродов вихрем воспламенившихся газов и далее все повторяется вновь.
Проблема в том, что свеча зажигания не только не должна быть холодной, но и не должна быть очень горячей.
Диапазон температур составляет всего пятьсот градусов в периоде от четырех сот до девятисот градусов Цельсия. Если же свеча перегреется, то возникнет эффект калильного зажигания, когда смесь будет загораться не в момент поджога, а произвольно, воспламеняясь от раскаленных поверхностей свечи.Такое развитие событий вполне может вызвать разрушение самого двигателя.
Схема теплоотвода в свечах зажигания давно известна, но именно она, косвенно, влияет на конечную стоимость свечи.
Итак.
После максимальной температурной точки, в камеру впрыскивается новая порция холодной смеси и эта смесь забирает около двадцати процентов от общего количества тепла. Более половины уходит через изолятор свечи и далее предается на головку блока цилиндров, откуда выводится системой охлаждения. Около десяти процентов уходит в воздух за счет внешней части керамического изолятора. Здесь не малую роль играет общая площадь необходимая для поглощения тепла. Именно по этой причине изолятор большинства свечей гофрированный, он защищает и от пробоя между проводом и массой.
Калильное число – грубо, число, показывающее температурный диапазон в котором та или иная свеча будет работать нормально, определяется именно отношением площадей призванных отводить тепло от электродов свечи зажигания. По сути, калильное число это способность свечи копить тепло в себе.
За калильное число в большей степени отвечает нижняя часть свечи, та, что вворачивается в двигатель. Керамический изолятор центрального электрода накапливает тепло и передает его металлическому сердечнику.
Для более эффективного теплоотвода сердечник делают из разных металлов. Чаще всего медную основу покрывают сплавом хрома и никеля. В особых случаях такой подход применяют и к боковым электродам, но это скорее исключение из правил. Применение нескольких металлов в центральном электроде наделяет свечу термоэластичностью, что позволяет компенсировать разницу температурных амплитуд, возникающую из-за разности частоты оборотов двигателя.
Так, например, при малых оборотах температура нижнего края электрода гораздо выше, чем при высоких оборотах. Кажущаяся несуразица объясняется тем, что как только свеча начинает перегреваться на высоких оборотах, медный сердечник начинает отводить тепло, более интенсивно, компенсируя, таким образом, увеличение общей температуры свечи.
Производители свечей зажигания непрерывно ведут борьбу в двух направлениях улучшения конструкции свечей. В первом случае, увеличивается ток, проходящий через искровой зазор, это дает более полное сгорание смеси, а значит, улучшает чистоту выхлопа и вместе с тем повышает мощность.
Компенсировать это противоречие позволяет применение специальных материалов при изготовлении свечи. Выше мы читали о том, что калильное число косвенно влияет на стоимость свечи. Дело в том, что чем тоньше электрод, тем более дорогой материал в нем применяется, чтобы компенсировать слишком раннее разрушение электрода. В настоящее время применяют платину, иридий, золото, серебро… В обычных свечах чаще всего встречается платина и иридий.
Как образуется искра.
Если создать достаточное электрическое поле в газообразной среде, то у молекул газа начнется отделение электронов. Отделившиеся электроны неизбежно будут притянуты к положительному электроду. В процессе этого движения происходит ионизация молекул самого газа, и образования новых электронов… процесс не зря называют лавинообразным.
Напряженность электрического поля пропорциональна кривизне поверхности проводника.
Так, например, молния попадает в дерево, только по тому, что относительно поверхности земли оно «острое». Одинокий путник в степи тоже будет «острым» относительно земли, и одинокий пловец будет «острым» относительно воды.
Напряжение пробоя зависит от давления в той среде, в которой этот пробой должен произойти.
Среднее напряжение пробоя у свечи зажигания с зазором один миллиметр составляет около семисот вольт, при атмосферном давлении и порядка пяти киловольт при работе двигателя.
Средняя катушка зажигания способна создать импульс равный двенадцати киловольтам, т.е. напряжения с запасом должно хватить на стабильную искру в промежутке до двух миллиметров.
Этот запас напряжения имеет одну интересную особенность. Искра в свече зажигания возникает, где попало, что само по себе дестабилизирует угол опережения зажигания.
Производители свечей зажигания решают эту проблему несколькими методами.
Самый дешевый метод, из применяемых, сделать просечку в центральном электроде в виде латинской буквы V. Более дорогостоящий метод заострить электрод, но тогда придется кончик электрода делать из платины или иридия, что существенно поднимет стоимость свечи зажигания. Однако в комплексе этот метод тоже достаточно часто применяют, особенно в свечах, которые стоят в много клапанных моторах и имеют небольшое сечение центрального электрода, чтобы сохранить площадь необходимую для охлаждения свечи.
В заключение дам пару советов.
Выбирая свечи для своего автомобиля, приобретайте только те свечи зажигания, которые строго соответствуют вашему двигателю. Какие правильные, написано и в документации на автомобиль и в каталоге производителя свечей зажигания. Если так сложилось, что ваши свечи содержат платину или иридий, не экономьте, покупая свечи, центральный электрод которых сделан из никеля или меди.
Поверьте! Вы не будете следить за износом электрода и в конечном итоге сожжете катушки зажигания из-за возросшего напряжения пробоя, т.к. электрод быстро износится и искровой зазор превысит допустимое значение.
Не устанавливайте на свой автомобиль свечи, резьбовая часть которых длиннее чем у ваших старых свечей. В некоторых двигателях торчащий конец резьбы может достать до поршня. В большинстве случаев на лишней резьбе образуется нагар, и вы в последствие не сможете
Не следует ставить свечи, резьба которых короче резьбы на ваших старых свечах. Нагар осядет на резьбе головки блока цилиндров, и когда вы заходите поменять свечи на рекомендованные вы не сможете их завернуть до конца.
Если вы не можете, по какой либо причине, сопоставить калильное число вашей старой свечи и свечи, которую вы хотите купить. Сделайте следующее.
Возьмите канцелярскую скрепку или тонкую проволоку и аккуратно введите ее между изолятором центрального электрода и юбкой вашей старой свечи. Достигнув дна, загните о край юбки оставшуюся часть.
Извлеките проволоку и замерьте загнутый кончик.
Повторите действие с той свечкой, которую хотите купить. Если полученные отрезки совпадают, то калильное число одинаково у обеих свечей.
Не допускайте расхождения длин более чем на два миллиметра.
Свеча зажигания | ТЭК Соболь-Новосибирск
Свеча зажигания — устройство для поджига топливо-воздушной смеси в самых разнообразных тепловых двигателях. Бывают искровые, дуговые, калильные, каталитические.
В бензиновых двигателях внутреннего сгорания используются искровые свечи. Поджиг горючей смеси производится электрическим разрядом напряжением в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, возникающим между электродами свечи. Свеча срабатывает на каждом цикле, в определённый момент работы двигателя.
В ракетных двигателях свеча зажигает топливную смесь электрическим разрядом только в момент запуска. Чаще всего, в процессе работы свеча разрушается и к повторному использованию непригодна.
В турбореактивных двигателях свеча воспламеняет смесь в момент запуска мощным дуговым разрядом. После этого горение факела поддерживается самостоятельно.
Калильные и одновременно каталитические свечи используются в модельных двигателях внутреннего сгорания. Топливная смесь двигателей специально содержит компоненты, которые легко воспламеняются в начале работы от раскалённой проволочки свечи. В дальнейшем накал нити поддерживается каталитическим окислением паров спирта, входящего в смесь.
Свеча зажигания состоит из металлической оправы, изолятора и центрального проводника.
Детали свечи зажигания
Контактный вывод
Контактный вывод расположенный в верхней части свечи предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания. Могут встречаться несколько слегка различных вариантов конструкции. Наиболее часто провод к свече зажигания имеет защёлкивающийся контакт, который надевается на вывод свечи. В других типах конструкции провод может крепиться к свече гайкой. Часто вывод свечи делают универсальным: в виде оси с резьбой и навинчивающегося защёлкивающегося контакта.
Рёбра изолятора
Рёбра изолятора предотвращают электрический пробой по его поверхности.
Изолятор
Изолятор, как правило, делается из алюминиево-оксидной керамики, которая должна выдерживать температуры от 450 до 1000°C и напряжение до 60 000 В. Точный состав изолятора и его длина частично определяют тепловую маркировку свечи.
Часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания. Применение керамического изолятора в свече предложено Г. Хонольдом вследствие перехода к высоковольтному зажиганию.
Уплотнители
Служат для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания.
Металлическая оправа (корпус)
Служит для завинчивания свечи и удержания её в резьбе головки блока цилиндров, для отвода тепла от изолятора и электродов, а также служит проводником электричества от «массы» автомобиля к боковому электроду.
Боковой электрод
Как правило, изготавливается из легированой никелем и марганцем стали. Приваривается контактной сваркой к корпусу. Боковой электрод, зачастую, очень сильно нагревается во время работы, что может привести к калильному зажиганию. Некоторые конструкции свечей используют несколько боковых электродов. Для увеличения долговечности электроды дорогих свечей снабжают напайками из платины и других благородных металлов. С 1999 года на рынке появились свечи нового поколения — так называемые плазменно-форкамерные свечи, где роль бокового электрода играет сам корпус свечи. При этом образуется кольцевой (коаксиальный) искровой зазор, где искровой заряд перемещается по кругу. Такая конструкция обеспечивает большой ресурс и самоочистку электродов. Форма бокового электрода в зоне пробоя напоминает сопло Лаваля, за счёт чего создаётся поток раскалённых газов истекающих из внутренней полости свечи. Этот поток эффективно поджигает рабочую смесь в КС (камера сгорания), полнота сгорания и мощность увеличивается, токсичность ДВС уменьшается.
Центральный электрод
Центральный электрод как правило соединяется с контактным выводом свечи через керамический резистор, это позволяет уменьшить радиопомехи от системы зажигания. Наконечник центрального электрода изготавливают из железо-никелевых сплавов с добавлением меди, хрома и благородных и редкоземельных металлов. Обычно центральный электрод — наиболее горячая деталь свечи. Кроме того, центральный электрод должен обладать хорошей способностью к эмиссии электронов, для облегчения искрообразования (предполагается, что искра проскакивает в той фазе импульса напряжения, когда центральный электрод служит катодом). Поскольку напряжённость электрического поля максимальна вблизи краёв электрода, искра проскакивает между острым краем центрального электрода и краем бокового электрода. В результате этого края электродов подвергаются наибольшей электрической эрозии. Раньше свечи периодически вынимали и удаляли следы эрозии наждаком. Сейчас, благодаря применению сплавов с редкоземельными и благородными металлами (иттрий, иридий, платина, вольфрам, палладий), нужда в зачистке электродов практически отпала. Срок службы при этом существенно вырос.
Зазор
Зазор — минимальное расстояние между центральным и боковым электродом. Величина зазора — это компромисс между «мощностью» искры, т.е. размерами плазмы, возникающей при пробое воздушного зазора и между возможностью пробить этот зазор в условиях сжатой воздушно-бензиновой смеси.
Факторы, определяющие зазор:
1) Чем больше зазор — тем больше размеры искры, => больше вероятность воспламенения смеси и больше зона воспламенения. Всё это положительно влияет на потребление топлива, равномерность работы, понижает требования к качеству топлива, повышает мощность. Кстати, такие эксперименты уже делали — двигатель работал чуть ли не на парах и разлагающихся при этом молекулах воды.
Внимание! Слишком увеличивать зазор тоже нельзя, иначе высокое наряжение будет искать более лёгкие пути — скажем пробивать высоковольтные провода на корпус, пробивать изолятор свечи и т.д.
2) Чем больше зазор — тем сложнее пробить его искрой. Т.к. пробоем изоляции называют потерю изоляцией изоляционных свойств при превышении напряжением некоторого критического значения, называемого пробивным напряжением Uпр. Соответствующая напряженность электрического поля Eпр = U пр/h, где h — расстояние между электродами, называется электрической прочностью промежутка.
Т.е. чем больше зазор — тем бОльшее напряжение пробоя U пр необходимо. Там есть ещё зависимость от ионизации молекул, равномерности структуры вещества, полярности искры, скорости нарастания импульса .. но это не важно в данном случае. Понятное дело, что высокое напряжение U пр мы не можем поменять — оно определяется катушкой зажигания. А вот зазор h мы поменять можем.
3) Напряжённость поля в зазоре определяется формой электродов. Чем они острее — тем больше напряжённость поля в зазоре и легче пробой (как у иридиевых, платиновых свечей).
4) Пробиваемость зазора зависит от плотности газа в зазоре. В нашем случае — от плотности воздушно-бензиновой смеси. Чем она больше — тем сложнее пробить.
Пробивное напряжение газового промежутка с однородным (ОП) и слабо неоднородным (СНП) электрическим полем зависит как от расстояния между электродами, так и от давления и температуры газа. Эта зависимость определяется законом Пашена, согласно которому пробивное напряжение газового промежутка с ОП и СНП определяется произведением относительной плотности газа δ на расстояние между электродами S,U прf(δS). Относительной плотностью газа называют отношение плотности газа в данных условиях к плотности газа при нормальных условиях (20о С, 760 мм рт. ст.).
Зазор свечей не является константой один раз заданной. Он может и должен подстраиваться под конкретную ситуацию эксплуатации двигателя.
Режимы работы свечей
Искровые свечи бензиновых двигателей по режиму работы условно подразделяют на горячие, холодные, оптимальные. Суть данной классификации — в степени нагрева изолятора и электродов. При работе изолятор и электроды любой свечи должны нагреваться до температур, способствующих «самоочищению» их поверхности от продуктов сгорания топливной смеси — нагара, сажи и т.п. Поэтому изоляторы свечей, работающих в оптимальном режиме всегда цвета «кофе с молоком».
Очистка поверхности изоляторов необходима для предотвращения поверхностных утечек высокого напряжения через слой нагара, что уменьшает мощность искрового пробоя зазора. Однако, если элементы свечи нагреваются слишком сильно, то может возникать неконтролируемое калильное зажигание. Процесс часто проявляется только на больших оборотах. Это может приводить к детонации и разрушению элементов двигателя.
Степень нагрева элементов свечей зависит от следующих основных факторов:
Внутренние: конструкция электродов и изолятора (длинный электрод нагревается быстрее) -материал электродов и изолятора -толщина материалов -степень теплового контакта элементов свечи с корпусом
Внешние: степень сжатия и компрессии -тип топлива (более высокооктановое обладает бОльшей температурой сгорания) — стиль езды (на больших оборотах двигателя нагрев свечей больше)
Горячие свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что снижается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с низкой степенью сжатия и при использовании низкооктанового топлива. Т.к. в этих случаях меньше температура в камере сгорания.
Холодные свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что максимально повышается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с высокой степенью сжатия, с высокой компрессией и при использовании высокооктанового топлива. Т.к. в этих случаях больше температура в камере сгорания.
Оптимальные свечи — конструкция свечей разработана таким образом, что теплопередача от центрального электрода и изолятора оптимальна для данного конкретного двигателя. Свечи нормально самоочищаются во всех режимах работы двигателя и в то же время не приводят к калильному зажиганию.
Типовые размеры свечей зажигания
Размеры свечей зажигания классифицируются по типу резьбы на них. Наиболее распространены следующие типы свечей: M10×1 M12×1,25 (мотоциклы) M14×1,25 (автомобили) M18×1,5 (некоторые старые двухтактные двигатели).
Система зажигания
Теория
Система зажигания предназначена для воспламенения топливовоздушной смеси в точно установленный момент времени. В двигателях с искровым зажиганием это достигается за счет электрической искры, т.е. электроискрового разряда, создаваемого между электродами свечи зажигания. Пропуски зажигания приводят к догоранию смеси в каталитическом нейтрализаторе, происходит уменьшение мощности и топливной экономичности, увеличивается степень износа элементов двигателя и содержание вредных компонентов в выбросе.
Основными требованиями к системе зажигания являются:
- Обеспечение искры в нужном цилиндре (находящемся в такте сжатия) в соответствии с порядком работы цилиндров.
- Своевременность момента зажигания. Искра должна происходить в определенный момент (момент зажигания) в соответствии с оптимальным при текущих условиях работы двигателя углом опережения зажигания, который зависит, прежде всего, от оборотов двигателя и нагрузки на двигатель.
- Достаточная энергия искры. Количество энергии, необходимой для надежного воспламенения рабочей смеси, зависит от состава, плотности и температуры рабочей смеси.
- Общим условием для системы зажигания является ее надежность (обеспечение непрерывности искрообразования). Неисправность системы зажигания вызывает неполадки как при запуске, так и при работе двигателя:
— трудность или невозможность запуска двигателя;
— неравномерность работы двигателя — «троение» или прекращение работы двигателя — при пропусках искрообразования в одном или нескольких цилиндрах;
— детонация, связанная с неверным моментом зажигания и вызывающая очень быстрый износ двигателя;
— нарушение работы других электронных систем за счет высокого уровня электромагнитных помех и пр.
Важно!
Во избежание поражения электрическим током и предотвращения несчастных случаев всегда производите замену элементов системы зажигания и подключение датчиков и щупов только при заглушенном двигателе.
Диагностику системы зажигания целесообразно проводить под нагрузкой, обеспечивая максимально возможное напряжение пробоя искрового промежутка между электродами свечи. При малых нагрузках напряжение пробоя обычно не превышает 10 кВ, а при повышенных нагрузках, вследствие увеличения давления в цилиндре, напряжение пробоя значительно возрастает, и достигает нескольких 10 кВ, в результате чего проявляется большинство дефектов изоляции катушки зажигания, проводов, колпачков, свечей.
Режимами повышенной нагрузки являются пуск двигателя, резкое открытие дроссельной заслонки и работа двигателя на низких оборотах под максимальной нагрузкой. В этих режимах наполнение цилиндра топливовоздушной смесью близко к максимальному, искрообразование происходит тогда, когда поршень находится вблизи верхней мертвой точки. Следовательно, в этот момент давление газов внутри цилиндра приближается к максимально возможному.
Импульс зажигания |
Осциллограмма напряжения вторичной цепи исправной системы зажигания
На осциллограмме можно выделить 4 основных фазы: накопление энергии, момент пробоя, горение искры, затухающие колебания.
Время накопление энергии (заряда катушки) – интервал времени от замыкания катушки на землю и начала протекания через нее тока до искрового разряда обусловленного ЭДС самоиндукции катушки после разрыва цепи. Переходной процесс указывает на окончание эффективного заряда катушки (момент насыщения, ограничение тока заряда), после которого происходит бесполезный нагрев катушки током заряда – катушка больше не запасает энергии.
В некоторых случаях момент пробоя наступает немного раньше переходного процесса, это не считается неисправностью.
Незначительный недозаряд катушки зажигания. Норма
Если время заряда катушки заметно уменьшено, то это свидетельствует о неисправности, приводящей к уменьшению энергии, запасенной в катушке, а следовательно, к сокращению времени горения искры. Недостаток энергии может привести к пропускам зажигания при больших нагрузках, так как напряжение на вторичной обмотке катушки не будет достигать напряжения пробоя воздушного зазора свечи.
Значительный недозаряд катушки зажигания. Неисправность
Пробой возникает при размыкании первичной цепи катушки зажигания. При этом в ней возникает напряжение самоиндукции, которое приводит к быстрому нарастанию напряжения во вторичной обмотке. Напряжение увеличивается до тех пор, пока не превысит напряжение пробоя свечного зазора. Длительность пробоя составляет порядка 10-20 мкс. Напряжение пробоя зависит от промежутка между электродами свечи и от диэлектрических свойств среды, которая этот промежуток заполняет. При атмосферном давлении сухой воздух «пробивается» при напряжении около 30 кВ/см. При повышении давления и уменьшении содержания топлива в смеси напряжение пробоя растет.
Следующий участок – горение искры, свидетельствует о протекании постоянного тока в зазоре свечи. Напряжение горения составляет порядка 1-2 кВ. Время горения для всех цилиндров должно быть одинаковым и составляет от 1-1,5 мс до 2-2,5 мс, в зависимости от типа системы.
Энергия, запасенная в катушке расходуется на пробивание искрового зазора свечи и на поддержание горения искры. Чем выше пробивное напряжение, тем меньше длительность горения искры, а следовательно, ниже вероятность поджигания топлива. И наоборот: при низком напряжении пробоя время горения увеличивается, но это свидетельствует об уменьшенном зазоре в свече и снижении взаимодействия искры с топливной смесью, что также приводит к снижению вероятности поджигания топлива.
Типичные неисправности системы зажигания |
Примечание!
Неисправность ВВ проводов, свечей и свечных колпачков будет проявляться в тех цилиндрах, к которым эти элементы относятся. Следовательно, неисправность свечи, свечного колпачка, ВВ провода повлияет на работу соответствующих им цилиндров, а неисправность центрального провода или катушки зажигания в классической системе зажигания повлияет на работу всех цилиндров.
Увеличенный свечной зазор
Увеличенный свечной зазор. Неисправность
На холостом ходу данная осциллограмма свидетельствует об увеличенном зазоре в свече. Требуемое напряжение пробоя увеличивается. Большая часть энергии будет тратиться на генерацию завышенного пробивного напряжения. Это приводит к значительному уменьшению продолжительности горения искрового разряда, уменьшению надежности воспламенения топливовоздушной смеси.
При работе двигателя под высокой нагрузкой, увеличенный искровой промежуток между электродами свечи зажигания может стать причиной пробоя недостаточно прочной или поврежденной высоковольтной изоляции элементов системы зажигания. В таком случае, искрообразование будет происходить вне камеры сгорания, что исключает вероятность надежного искрообразования.
Режим повышенной нагрузки
Режим повышенной нагрузки. Норма
Если данная осциллограмма наблюдается при работе двигателя под высокой нагрузкой, то это свидетельствует о нормальной работе системы зажигания. На участке горения искры можно наблюдать множественные «срывы» напряжения горения искры в виде «пилы», возникающие вследствие «сдувания» искры вихревыми и турбулентными потоками газов внутри камеры сгорания. Объясняется это тем, что при открытии дроссельной заслонки в цилиндр поступает больше воздуха, а из-за увеличения скорости поршня и давления в результате процесса горения, необходимо все большее напряжение для поддержания протекания тока.
Вследствие увеличения значения напряжения пробоя и среднего значения напряжения горения искры при работе двигателя под высокой нагрузкой, продолжительность горения искрового разряда уменьшается.
Режим повышенной нагрузки, пробой изоляции
Если при нагрузке на двигатель форма напряжения горения такая же как и на холостом ходе, то это свидетельствует о пробое изоляции за пределами камеры сгорания. Но при этом, в сравнении с работой двигателя на холостом ходу, несколько увеличиваются напряжение пробоя, напряжение горения искры и незначительно уменьшается время горения искры.
Режим повышенной нагрузки. Неисправность
Наиболее часто встречающимися пробоями высоковольтной изоляции элементов системы зажигания вне камеры сгорания являются пробой:
- между высоковольтным выводом катушки зажигания и одним из выводов первичной обмотки катушки или «массой»;
- между высоковольтным проводом и корпусом двигателя;
- между крышкой распределителя зажигания и корпусом распределителя;
- между «бегунком» распределителя зажигания и валом распределителя зажигания;
- свечного колпачка, между наконечником высоковольтного провода и корпусом двигателя;
- поверхностный пробой керамического изолятора свечи зажигания (стекание заряда по поверхности изолятора) вследствие отложения на изоляторе токопроводящих загрязнений;
- поверхностный пробой внутренней поверхности свечного колпачка (стекание заряда по внутренней поверхности изолятора) вследствие отложения на колпачке токопроводящих загрязнений;
- внутри керамического изолятора свечи зажигания между центральным проводником и ее корпусом, вследствие образования в изоляторе трещины.
Заниженная компрессия, уменьшение свечного зазора
Существенное снижение компрессии в каком либо цилиндре двигателя приводит к тому, что в момент искрообразования, давление газов в камере сгорания оказывается заниженным. Следовательно, для пробоя искрового промежутка требуется меньшее напряжение. Форма импульса зажигания при этом практически не изменяется, но снижается пробивное напряжение.
Заниженная компрессия или уменьшение свечного зазора. Неисправность
Похожая осциллограмма также может свидетельствовать об уменьшении зазора между электродами свечи зажигания, что затрудняет взаимодействие искрового разряда с топливовоздушной смесью, и, соответственно, снижает вероятность ее воспламенения.
Уменьшен свечной зазор, нагрузка на двигатель
Разница между пробивными напряжениями, подводимыми к исправным свечам зажигания и к свече с уменьшенным искровым промежутком становится более существенной при работе двигателя под высокой нагрузкой. При такой неисправности, при переходе с режима холостого хода на режим повышенной мощности увеличение напряжения пробоя не наблюдается либо наблюдается незначительно.
Уменьшенный свечной зазор, нагрузка на двигатель. Неисправность
Форма участка горения искрового разряда при этом отличается не существенно, может наблюдаться лишь незначительное увеличение продолжительности горения искрового разряда.
Загрязнение изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания
При отсутствии резкого падения напряжения в конце горения можно сделать вывод, что изолятор свечи покрылся слоем проводника, что приводит к утечке тока и потере энергии горения искры. Напряжение пробоя при этом может несколько снизиться. Значение напряжения горения искры в первоначальный момент практически достигает значения напряжения пробоя, а к концу горения искры может снизиться до очень малой величины.
Загрязнение изолятора свечи. Неисправность
Количество затухающих колебаний может заметно уменьшиться, либо затухающие колебания могут вовсе отсутствовать. Зачастую, неисправность проявляется непостоянно, то есть, поверхностные токи могут чередоваться с нормальным искрообразованием между электродами свечи зажигания.
Загрязнение свечных электродов
Загрязнение поверхности электродов наблюдается в зашумленном сигнале искры, незначительном увеличении напряжения, а также уменьшении времени горения искры.
Загрязнение свечных электродов. Неисправность
Поверхность электродов и керамического изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания может загрязняться вследствие отложения сажи, масла, остатков присадок к топливу и от присадок к маслу (отложения соединений свинца, соединений железа и пр.). В таких случаях цвет керамического изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания определенным образом изменяется.
Высокое сопротивление ВВ провода
При такой неисправности создается дополнительное падение напряжения на сопротивлении ВВ провода при протекании по нему тока. Падение напряжения на сопротивлении высоковольтного провода максимально в начале горения искры, и постепенно уменьшается. Это приводит к уменьшению времени горения и энергии искры. Напряжение пробоя от величины сопротивления высоковольтного провода не зависит, так как величина искрового промежутка практически не изменяется.
Высокое сопротивление ВВ провода
Сопротивление высоковольтного провода может быть увеличенным вследствие окисления его контактов, старения или выгорания проводящего слоя высоковольтного провода либо вследствие применения слишком длинного высоковольтного провода.
Обрыв высоковольтного провода
Напряжение пробоя может достигать максимального напряжения катушки. При этом вся энергия, накопленная в катушке, расходуется за пределами цилиндра, следовательно, не приводит к поджиганию смеси.
Обрыв ВВ провода
В критических случаях обрыв высоковольтного провода может привести к полному прекращению искрообразования между электродами свечи зажигания. Продолжительная работа двигателя с неисправными ВВ проводами может привести к пробою высоковольтной изоляции элементов системы зажигания, выходу из строя катушки зажигания.
Отсутствие затухающих колебаний
При слабом проявлении либо отсутствии затухающих колебаний в конце фазы горения искры можно сделать вывод о неисправности конденсатора (для классической системы зажигания) или катушки зажигания. Индуктивность катушки и емкость конденсатора образуют колебательный контур. Скорость затухания колебаний зависит от добротности колебательного контура. Если есть пробой изоляции конденсатора, короткозамкнутые витки либо межвитковой пробой в катушке, то добротность контура значительно падает, что и приводит к отсутствию колебаний.
Неисправность катушки зажигания
Конденсатор присутствует только в классической системе зажигания. В системах, управляемых электроникой, конденсатор не применяется. В этих системах в качестве емкости колебательного контура выступает межвитковая емкость катушки.
Паразитный искровой разряд между витками катушки зажигания отбирает часть энергии у полезного разряда в искровом зазоре свечи зажигания. С увеличением нагрузки на двигатель, доля отбираемой энергии искрового разряда увеличивается. Кроме того, существенно снижается и максимально возможное выходное напряжение, развиваемое катушкой зажигания.
Наличие пробоя межвитковой изоляции обмоток катушки зажигания, не сказывается на работе двигателя на холостом ходу и при малых нагрузках, но приводит к неработоспособности катушки зажигания при работе двигателя под высокой нагрузкой и создает трудности при пуске двигателя.
Примечание!
Катушка зажигания с межвитковым пробоем генерирует ВВ импульсы, напоминающие по форме импульсы при загрязнении поверхности керамического изолятора свечи зажигания со стороны камеры сгорания или импульсы при пробое высоковольтной изоляции элемента системы зажигания вне камеры сгорания. Поэтому, в данном случае необходимо провести дополнительные проверки.
Автор: Евгений Куришко
Идентификация свечей зажигания
- Идентификация свечей зажигания DENSO
- Идентификация свечей зажигания NGK
- Идентификация свечей зажигания BOSCH
Размер резьбы и шестигранника: W 16EXRU11
Письмо | Размер резьбы | Шест. Размер | Описание | |
я | 8мм | 13,0 мм | Иридиевый центральный электрод 0,4 мм | |
л | 18 мм | 22,0 мм | ||
М | 18 мм | 25,4 мм | ||
МА | 18 мм | 20,6 мм | Коническое седло | |
# | Дж | 14 мм | 20,6 мм | Удлиненный электрод |
# | П | 14 мм | 20,6 мм | Электроды с платиновыми наконечниками |
# | ПК | 14 мм | 16,0 мм | Электроды с платиновыми наконечниками |
# | В | 14 мм | 16,0 мм | |
# | QJ | 14 мм | 16,0 мм | Удлиненный электрод |
# | К | 14 мм | 16,0 мм | ИСО |
# | КДж | 14 мм | 16,0 мм | Удлиненный электрод ISO |
# | ПК | 14 мм | 16,0 мм | Электроды с платиновыми наконечниками |
# | ПТ | 14 мм | 16,0 мм | Электроды с платиновыми наконечниками |
С | 14 мм | 20,6 мм | Специальный зазор для Mazda. Длина резьбы 21,5 мм | |
СФ | 14 мм | 20,6 мм | Поверхностный зазор | |
СК/СВК | 14 мм | 16,0 мм | Центральный электрод с иридиевым наконечником и боковой электрод с платиновым наконечником | |
Т | 14 мм | 16,0 мм | Коническое седло | |
Вт | 14 мм | 20,6 мм | ||
ТР | 14 мм | 20,6 мм | Длина резьбы 12,7 мм | |
х | 12 мм | 18,0 мм | ||
СЮ | 12 мм | 16,0 мм | ||
У | 10мм | 16,0 мм | ||
Д | 8 мм | 13,0 мм | ||
# = длина резьбы 19,0 мм |
Диапазон нагрева: Вт 16 EXRU11
Горячий | Холодная | ||||||||
9 | 14 | 16 | 20 | 22 | 24 | 27 | 31 | 34 | 37 |
Длина резьбы: W16 E XRU11
Letter | Достичь | Пример |
Д | 19,0 мм + 1,5 | КДЖ20ДРМ11 |
E (плоское седло) | 19,0 мм (3/4″) или 20,0 мм | W16EXRU / W25EBR |
E (коническое седло) | . 708″ | Т16ЭПРУ |
Ф | 12,7 мм (1/2″) | В20ФПУ |
FE/UH | 19,0 мм (3/4″) Половинная резьба | У24ФЕР9 |
Г | 21,8 мм | С27ГПРУ |
Н | 26,5 мм | К16ХПРУ11 |
Л | 11,2 мм (7/16″) | В14Л |
Н | Половина резьбы 17,5 мм | Т16НРУ11 |
V (коническое седло) | 25,0 мм | ПТ16ВР13 |
Без буквы:- | ||
Резьба 18 мм (плоское седло) | 12,0 мм | М24С, Л14У |
Резьба 14 мм (плоское седло) | 9,5 мм (3/8″) | В20СУ, В9ПРУ |
Резьба 18 мм (коническое седло) | .480″ | МА16ПРУ |
Резьба 14 мм (коническое седло) | 0,460 дюйма или 0,325 дюйма | Т16ПРУ, Т20МУ |
Конструкция электрода: W16E X RU11
Письмо | Описание | Пример | |
А | Двойной заземляющий электрод для Mazda RE | W22EA | |
# | А | Выступ электрода (7,0 мм) | КДЖ16АРУ |
Б | Тройной заземляющий электрод | W20EPB | |
# | Б | Выступ электрода (9,5 мм) | ДЖ16БРУ |
# | С | Выступ электрода (5,0 мм) | КДЖ20КР11 |
Д | 4-х заземляющий электрод для Mazda RE | W27EDR14 | |
# | Х | Выступ электрода (8,5 мм) | КДЖ16ХРУ |
К | Специальный тип для Honda CVCC | В16ЭКРС11 | |
ЛМ | Специальный тип для газонокосилок | В14ЛМУ | |
М | Компактный тип | В20МУ | |
МП | Компактный тип и выступающий изолятор | W22MPRU | |
ПТ | Гоночный тип (платиновый боковой электрод) | W27EPT | |
П | Носик выступающего изолятора | W16EPU | |
С | Обычный тип | W24ESU | |
Т | Двойной заземляющий электрод для Toyota T. G.P | W20ETS | |
В | Полуповерхностный | В20ЕВРЗУ | |
х | Носик дополнительного выступающего изолятора | В16ЭСУ | |
АЗ | Тонкий платиновый центральный электрод и боковой электрод | К27АЗ | |
# = если суффикс J, KJ или QJ |
Внутренняя конструкция: W16EX R U11
Письмо | Описание |
Без письма | Без сопротивления |
Р | Резистор |
Конфигурация Gap: W16EXR U 11
Letter | Описание | Пример |
С | Заземляющий электрод Cut-back | W27EMRC |
Л | Специальный тип для Honda и дополнительный проект для мопеда | КДЖ20КРЛ11, В14ФПУЛ |
М | Специальный заземляющий электрод | КДЖ20ДРМ11 |
Н | Специальная внутренняя конструкция | У27ЕСРН |
Р | Заглушка с платиновым наконечником для двухслойного DIS | PQ20RP8 |
С | Полуповерхностный зазор | В20ЭПРС11 |
У | Заземляющий электрод с U-образным пазом | В16ЭСУ |
США | Звездообразный центральный электрод с U-образным пазом | W14US |
В | Тонкий центральный электрод | В24ЭСВ |
З | Конический заземляющий электрод | ВК20ПРЗ11 |
ЗУ | Тонкий платиновый центральный электрод с коническим боковым электродом | В24ЭСЗУ |
Искровой разрядник: W16EXRU 11
Номер | Зазор (мм) | Зазор (дюйм) |
9 | 0,9 мм | 0,035″ |
10 | 1,0 мм | . 040″ |
11 | 1,1 мм | 0,044″ |
13 | 1,3 мм | .050″ |
14 | 1,4 мм | 0,055″ |
15 | 1,5 мм | .060″ |
20 | 2,0 мм | .080″ |
Размер резьбы, шестигранника и шага: BC PR6ES11
Letter | Резьба | Шаг | Шестигранник |
А | 18 мм | 1,50 мм | 25,4 мм |
Б | 14 мм | 1,25 мм | 20,8 мм |
С | 10 мм | 1,00 мм | 16,0 мм |
Д | 12 мм | 1,25 мм | 18,0 мм |
Е | 8 мм | 1,00 мм | 13,0 мм |
Г | PF 1/2″ труба | 23,8 мм | |
АВ | 18 мм | 1,50 мм | 20,8 мм |
БК | 14 мм | 1,25 мм | 16,0 мм |
БК | 14 мм | 1,25 мм | 16,0 мм |
DC | 12 мм | 1,25 мм | 16,0 мм |
Номера деталей:- BM_A и BPM_A | |||
14 мм | 1,25 мм | 19,0 мм | |
Номер детали:- CM-6: | |||
10 мм | 1,00 мм | 14,0 мм | |
Конические седла | |||
Шестигранник | |||
A_F тип | 20,8 мм | ||
B_F тип | 16,0 мм |
Конструкция Форма и особенности: BC PR 6ES11
Буква | Конструктивная форма/элемент |
М | Компактный (бантам) |
Л | Короткий тип |
Р | Изолятор выступающего центрального электрода |
Р | Резистор типа |
У | Поверхностный или полуповерхностный выброс |
З | Индуктивный подавитель |
Буквы можно комбинировать |
Класс нагрева свечи зажигания: BCPR 6 ES11
Номер | Тепловая мощность (Горячий -> Холодный) |
2 | Температура горячего штекера. |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
85 | (8,5) |
9 | |
95 | (9,5) |
10 | |
105 | (10,5) |
11 | |
12 | Температура холодного штекера. |
Длина резьбы: BCPR6 E S11
Letter | Деталь | Размер (мм) |
Е | 19,0 мм | |
Н | 12,7 мм | |
Л | 11,2 мм | |
ЕН | Общий охват | 19,0 мм |
ЕН | Резьба | 12,7 мм |
Типы BM_A, B_LM | 9,5 мм | |
Тип CMR_A | 9,5 мм | |
Нет письма: | ||
A_ тип | 12,0 мм | |
B_BM_ тип | 9,5 мм | |
CM_ тип | 8,5 мм | |
Г_ тип | 22,5 мм | |
Конические седла: | ||
Ф | A_F тип | 10,9 мм |
B_EF тип | 17,5 мм | |
B_F тип | 11,2 мм | |
БМ_Ф тип | 7,8 мм | |
BPM_F тип | 7,8 мм |
Конструкция запальной части: BCPR6E S 11
Описание | |
КС | Короткий угловой заземляющий электрод |
СМ | Короткий угловой заземляющий электрод компактного типа |
Ф | Коническое седло (без прокладки), V-образный центральный электрод с канавками |
ФС | Коническое седло (без прокладки) |
Г | Центральный никелевый электрод из тонкой проволоки |
К | 2 заземляющих электрода, прерывистый зазор |
КС | 2 заземляющих электрода |
КУБ | 2-заземляющие электроды полуповерхностного разряда |
Т | 3 заземляющих электрода |
В | 4 заземляющих электрода |
Р | Платиновый наконечник |
С | Стандартный центральный электрод с супермедным сердечником |
У | Полуповерхностный сброс |
В | Центральный электрод из тонкой проволоки из золота и палладия. 0,8 мм диам. |
-ВГ | Центральный электрод с V-образной канавкой |
ВХ | Платиновый центральный электрод из тонкой проволоки. 0,8 мм диам. |
я | Иридиевый наконечник |
IX | Центральный электрод из тонкой проволоки из иридия. 0,6 мм диам. |
Ш | Вольфрамовый электрод |
Х | Бустерный зазор (не относится к типам «VX» или «IX») |
Д | Центральный электрод с V-образной канавкой и дополнительной защитой |
З | 2,9 мм диам. центральный электрод (не относится к DPR_Z или G_2Z |
-Л | Диапазон половинного нагрева |
-ЛМ | Компактный дизайн. Верхняя часть изолятора: высота 14,5 мм |
-Н | Прочная конструкция заземляющего электрода |
Без буквы: центральный электрод с V-образной канавкой (диаметр резьбы 14 мм, только заглушки с досягаемостью 19 мм, например: BKR6E | |
Прочие: A,B,D и т. д. — специальное исполнение |
Зазор свечи зажигания: BCPR6ES 11
Искровой промежуток (мм) | |
8 | 0,8 мм |
9 | 0,9 мм |
10 | 1,0 мм |
11 | 1,1 мм |
13 | 1,3 мм |
14 | 1,4 мм |
15 | 1,5 мм |
Без номера = стандартный зазор |
Размер шестигранника и резьбы: W R6DC+
Letter | Размер шестигранника | Размер резьбы |
Д | 20,8 мм | 18 мм x 1,5 мм |
Ф | 16 мм | 14 мм х 1,25 мм |
Н | 16 мм | 14 мм х 1,25 мм |
К | 14 мм | 14 мм х 1,25 мм |
М | 26 мм | 18 мм х 1,5 мм |
Т | 16 мм | 10 мм x 1 мм |
У | 16 мм | 10 мм x 1 мм |
В | 14 мм | 14 мм х 1,25 мм |
Ш | 20,8 мм | 14 мм х 1,25 мм |
Х | 17,5 мм | 12 мм x 1,25 мм |
Д | 16 мм | 12 мм x 1,25 мм |
З | 14 мм | 12 мм x 1,25 мм |
Тип исполнения: W R 6DC+
Letter | Описание |
Б | Водонепроницаемый, для экранированного кабеля розжига диаметром 7 мм. |
С | Водонепроницаемый, для экранированного кабеля розжига диаметром 5 мм. |
Е | Свеча зажигания с поверхностным зазором без бокового электрода |
Г | Свеча зажигания с поверхностным зазором и боковым электродом |
Н | Половина резьбы |
Л | Свеча зажигания с воздушным зазором |
М | Для автоспорта |
В | Быстрый нагрев |
Р | С помехоподавляющим резистором |
Диапазон нагрева: WR 6 DC+
Номер | Диапазон температур (Горячий -> Холодный) |
12 | Горячее |
11 | |
10 | |
9 | |
8 | |
7 | |
6 | |
5 | |
4 | |
3 | |
2 | |
09 | |
08 | |
07 | Самый холодный |
Длина резьбы: WR6 D C+
Письмо | Общая длина резьбы | Длина резьбы | Изолятор и наконечник наконечника |
А | 12,7 мм | 11,2 мм | 1 мм |
Б | 12,7 мм | 11,2 мм | 3 мм |
С | 19 мм | 17,5 мм | 1 мм |
Д | 19 мм | 17,5 мм | 3 мм |
Е | 9,5 мм | 1 мм | |
Ф | 9,5 мм | 3 мм | |
Г | 12,7 мм | 4 мм | |
Н | 19 мм | 17,5 мм | 7мм |
К | 19 мм | 17,5 мм | 4 мм |
Л | 19 мм | 17,5 мм | |
М | 26,5 мм | 25 мм | 3 мм |
Н | 26,5 мм | 4 мм | |
С | 26,5 мм | 5 мм | |
Т | 26,5 мм | 7мм |
Материал электрода: WR6D C +
Letter | Описание |
С | Медь |
Е | Никель-иттрий |
Р | Платина |
S | Серебро |
я | Платина-иридий |
Версия: WR6DC +
Письмо | Тип |
Р | Резистор выгорания |
С | Зазор 0,7 мм |
Т | Зазор 0,8 мм |
У | Зазор 1,0 мм |
В | Зазор 1,3 мм |
Ш | Зазор 0,9 мм |
Х | Зазор 1,1 мм |
Д | Зазор 1,5 мм |
З | Зазор 2,0 мм |
+ | Технология Супер Плюс |
Дополнительные буквы префикса: | |
Д | 2 электрода заземления |
Т | 3 электрода заземления |
В | 4 электрода заземления |
Информация, цитируемая и отображаемая на этой странице, защищена исключительно авторскими правами Nippon Denso(UK) Ltd, NGKNTL (UK) Ltd, Robert Bosch(UK) Ltd и Champion Automotive(UK) Ltd. Все права защищены. Авторские права на компоновку и дизайн RoadRunner Autoparts Ltd.
Коды свечей зажигания | Общее руководство по обслуживанию
Коды свечей зажигания содержат много полезной информации о свечах зажигания, однако каждый производитель свечей зажигания использует разные коды. Вот наиболее распространенные коды свечей зажигания по брендам.
NGK
NGK — крупнейший в мире производитель свечей зажигания для мотоциклов и квадроциклов, которые поставляются в качестве оригинального оборудования на многие автомобили. Вот пример их основного кода свечи зажигания.
DPR8EA-9
Первая буква кода свечи зажигания NGK (в данном случае «D») указывает размер резьбы свечи зажигания. В настоящее время в мотоциклах и квадроциклах используются свечи зажигания трех размеров. «B» обозначает размер шага 14 мм x 1,25, «D» обозначает размер 12 мм x 1,25, а «C» обозначает размер 10 мм x 1,0. Буква «J» указывает на размер 12 мм x 1,25 с двумя заземляющими электродами.
Буква «P» указывает на конструкцию свечи зажигания с выступающим наконечником, которая перемещает искру глубже в камеру сгорания. Буква «K» в этом месте указывает на размер шестигранника (ключа) 3/8″.
Примечание; Не используйте свечу зажигания с выступающим наконечником там, где это не требуется, так как это может привести к контакту с поршнем и серьезному повреждению двигателя.
Буква «R» указывает на свечу зажигания резисторного типа. Свечи зажигания резисторного типа снижают количество радиочастотных помех (РЧП), которые могут вызывать пропуски зажигания и статическое электричество на радио, если они установлены. Буква «U» в этом месте указывает на наличие поверхностного разрядного промежутка (без заземляющего электрода).
Первое число (в данном примере 8) указывает диапазон нагрева свечи зажигания, чем выше число, тем холоднее диапазон нагрева. Вообще говоря, более холодный температурный диапазон используется в условиях высоких температур, таких как гонки, а более горячий температурный диапазон используется в более холодных климатических условиях. Лучше всего использовать тепловой диапазон, указанный производителем.
Буква «Е» обозначает досягаемость свечи зажигания, то есть длину резьбы. В настоящее время в мотоциклах и квадроциклах используются два размера. «H» означает досягаемость 1/2″, а «E» — досягаемость 3/4″.
Буква «А» указывает на некоторую особенность. Буква «B» или «C» в этом месте указывает на свечу зажигания, предназначенную для использования в гонках. Буква «G» указывает на центральный электрод из тонкой проволоки из никелевого сплава. Буквы «GV» обозначают золотой палладиевый центральный электрод. Буквы «IX» обозначают центральный электрод из иридия. Буква «P» указывает на платиновый центральный электрод. Буква «S» указывает на медный центральный сердечник. Буква «V» указывает на центральный электрод из тонкой проволоки из золота и палладия. Буква «Y» указывает на центральный электрод с V-образной канавкой.
Число после «-» указывает рекомендуемый зазор свечи зажигания в десятых долях миллиметра. -8 должен иметь зазор до 0,8 мм или 0,032 дюйма, -9 должен иметь зазор до 0,9 мм или 0,035 дюйма, -10 должен иметь зазор до 1,0 мм или 0,040 дюйма, а -11 должен иметь зазор до 1,1 мм. или 0,044″. Если в конце кода свечи зажигания нет номера, зазор должен быть 0,7 мм или 0,028″, если иное не указано производителем автомобиля.
Nippon Denso (ND)
Вот пример основного кода свечи зажигания Nippon Denso.
X24EPR-U10
Первая буква кода свечи зажигания ND (в данном случае «X») указывает размер резьбы свечи зажигания. В настоящее время в мотоциклах и квадроциклах используются свечи зажигания трех размеров. «W» обозначает размер шага 14 мм x 1,25, «X» обозначает размер 12 мм x 1,25, а «U» обозначает размер 10 мм x 1,0.
Число (в данном примере 24) указывает диапазон нагрева свечи зажигания, чем выше число, тем холоднее диапазон нагрева. Вообще говоря, более холодный температурный диапазон используется в условиях высоких температур, таких как гонки, а более горячий температурный диапазон используется в более холодных климатических условиях. Лучше всего использовать тепловой диапазон, указанный производителем.
Буква «Е» обозначает досягаемость свечи зажигания, то есть длину резьбы. В настоящее время в мотоциклах и квадроциклах используются два размера. «F» указывает на вылет 1/2″, а «E» — на 3/4″.
Буква «P» указывает на конструкцию свечи зажигания с выступающим наконечником (выступ 1,5 мм), которая перемещает искру глубже в камеру сгорания. Буква «S» в этом месте указывает на то, что это стандартный тип (не выступающий наконечник), а буква «X» указывает на выступающий наконечник на 2,5 мм.
Примечание; Не используйте свечу зажигания с выступающим наконечником там, где это не требуется, так как это может привести к контакту с поршнем и серьезному повреждению двигателя.
Буква «R» указывает на свечу зажигания резисторного типа. Свечи зажигания резисторного типа снижают количество радиочастотных помех (РЧП), которые могут вызывать пропуски зажигания и статическое электричество на радио, если они установлены.
«-U» означает, что на заземляющем электроде сделана U-образная канавка, обеспечивающая лучшее начальное ядро пламени. Буквы «P» или «V» обозначают платиновый электрод.
Число в конце указывает рекомендуемый зазор свечи зажигания в десятых долях миллиметра. 8 должен иметь зазор до 0,8 мм или 0,032 дюйма, 9 должен иметь зазор до 0,9 мм или 0,035 дюйма, 10 должен иметь зазор до 1,0 мм или 0,040 дюйма, а 11 должен иметь зазор до 1,1 мм или 0,044 дюйма. . Если в конце кода свечи зажигания нет номера, зазор должен быть 0,7 мм или 0,028″, если иное не указано производителем автомобиля.
Champion
Вот пример основного кода свечи зажигания Champion.
RL82YC
Буква «R» указывает на свечу зажигания резисторного типа. Свечи зажигания резисторного типа снижают количество радиочастотных помех (РЧП), которые могут вызывать пропуски зажигания и статическое электричество на радио, если они установлены.
Вторая буква кода свечи зажигания Champion (в данном случае «L») указывает размер резьбы и радиус действия свечи зажигания. В настоящее время в мотоциклах и квадроциклах используются свечи зажигания с тремя размерами резьбы и двумя диаметрами резьбы. «L» указывает размер шага 14 мм x 1,25 с вылетом 1/2″. «N» означает 14 мм x 1,25 с досягаемостью 3/4 дюйма. «P» означает 12 мм x 1,25 с досягаемостью 1/2 дюйма. «A» означает 12 мм x 1,25 с досягаемостью 3/4″. «Z» означает 10 мм x 1,0 с досягаемостью 1/2 дюйма. «G» означает 10 мм x 1,0 с досягаемостью 3/4″.
Число (в данном случае 82) указывает диапазон нагрева свечи зажигания, чем выше число, тем выше диапазон нагрева (в отличие от свечей зажигания NGK и ND). Вообще говоря, более холодный температурный диапазон используется в условиях высоких температур, таких как гонки, а более горячий температурный диапазон используется в более холодных климатических условиях. Лучше всего использовать тепловой диапазон, указанный производителем.
Буквы после диапазона нагрева могут указывать на ряд вещей. Буква «В» указывает на два заземлителя. Буква «С» указывает на медную жилу. Буква «G» указывает на центральный электрод из драгоценного металла. Буквы «H» или «Y» обозначают выступающий наконечник. Буква «P» указывает на платиновый центральный электрод.
Тепловой диапазон свечей зажигания и что вам нужно знать
Свечи зажигания — Родни Дэнджерфилд во вселенной хот-роддинга. Это не вызывает уважения — или, по крайней мере, очень мало. Как энтузиасты производительности, мы, как правило, сосредотачиваемся на силовых агрегатах, таких как головки цилиндров с высоким расходом, большие распределительные валы и компоненты выхлопной системы, изогнутые оправкой. Дело в том, что вы можете бросить в свой двигатель скоростные детали на тысячи долларов, но эти часто упускаемые из виду свечи зажигания по-прежнему являются ключом к тому, чтобы ваша силовая установка работала.
К счастью, выбрать подходящие свечи зажигания для автомобиля, который ежедневно эксплуатируется, несложно. Просто сообщите своему торговому представителю по продаже автозапчастей марку и модель вашего автомобиля, и он подберет подходящую свечу зажигания на замену в соответствии с рекомендациями производителя. Однако, если вы модифицировали свой двигатель, найти подходящие свечи зажигания немного сложнее.
В зависимости от модификации вашего двигателя вам необходимо принять во внимание несколько дополнительных факторов, прежде чем выбрать правильные свечи зажигания. Эти факторы включают конструкцию седла свечи зажигания, длину и диаметр резьбы, а также радиус действия. Мы рассмотрим эти элементы более подробно позже, а пока прольем свет на один из наиболее важных и наиболее неправильно понимаемых факторов при выборе свечей зажигания на вторичном рынке: диапазон нагрева.
Тепловой диапазон — это скорость, с которой свеча зажигания может передавать тепло от запального наконечника к водяной рубашке головки блока цилиндров и в систему охлаждения. Выбор правильного теплового диапазона имеет решающее значение для высокопроизводительных двигателей. Если диапазон нагрева слишком низкий, свеча зажигания не сможет должным образом самоочищаться, сжигая нагар. Если диапазон нагрева слишком высок, в вашем двигателе может возникнуть детонация, преждевременное зажигание или потеря мощности. Большинство производителей свечей зажигания рекомендуют поддерживать температуру наконечника в пределах 500-850 градусов Цельсия.
Схема предоставлена NGK Spark Plugs
Диапазоны нагрева обозначаются каждым производителем свечей зажигания номером. В широком смысле свечи зажигания часто называют «горячими свечами» или «холодными свечами». Холодная свеча имеет более короткую длину носовой части изолятора (расстояние от наконечника до кожуха свечи зажигания) и быстро передает тепло от своего запального наконечника к водяной рубашке головки блока цилиндров. Холодные свечи идеально подходят для двигателей с высокими оборотами, систем принудительной индукции и других случаев, когда двигатель имеет высокие рабочие температуры. И наоборот, горячие свечи хороши для приложений, которые работают в основном на низких оборотах. Поскольку у них более длинный носик изолятора, тепло от запального наконечника к системе охлаждения передается медленнее. Это поддерживает высокую температуру свечи зажигания, что позволяет свече самоочищаться и предотвращает загрязнение.
К сожалению, номера диапазонов нагрева не являются универсальными — у каждой марки свой метод присвоения диапазонов тепла. Вам нужно будет поговорить с вашим торговым представителем или проконсультироваться с производителем, чтобы найти лучший диапазон нагрева для вашего приложения и марки свечи зажигания. Будьте готовы предоставить некоторую основную информацию о транспортном средстве, включая любые модификации, которые вы сделали. Согласно эмпирическому правилу, согласно Champion Spark Plugs, на каждые 75–100 л. Вот еще несколько основных рекомендаций, которые помогут вам выбрать правильное направление:
- Наддув/турбонаддув: Принудительный впуск приводит к повышению давления и температуры в цилиндре, что может привести к детонации. В зависимости от конкретного применения вам потребуется значительно более холодный диапазон нагрева (более быстрая теплопередача) по сравнению со стандартным.
- Закись азота: высокие температуры цилиндров, вызванные закисью азота, обычно требуют более холодного температурного диапазона по сравнению со штатной заглушкой.
- Метанол: поскольку у него более высокое октановое число, чем у стандартного бензина, метанол обеспечивает более полное сгорание. В результате вам понадобится более холодная свеча, чтобы отводить больше тепла от камеры сгорания.
- Повышенная степень сжатия: Чем выше степень сжатия, тем выше давление и температура в цилиндре. Опять же, вам понадобится более холодный тепловой диапазон, чтобы быстро передать все это дополнительное тепло в систему охлаждения.
- Модификации топливно-воздушной смеси: обедненная топливно-воздушная смесь повышает рабочую температуру вместе с температурой кончика свечи зажигания, что может привести к детонации или преждевременному зажиганию. Используйте более холодный температурный диапазон для обедненных воздушно-топливных смесей. Обогащенная топливно-воздушная смесь может привести к падению температуры свечи зажигания, что приведет к накоплению нагара на ее кончике. Используйте более горячий температурный диапазон для обогащенных воздушно-топливных смесей.