20Апр

Принцип работы электроусилителя руля на калине: Электроусилитель руля «Калина» — Ремонт и диагностика

Электроусилитель руля «Калина» — Ремонт и диагностика

Автор: Trip | 2016-07-19

Впервые российский автопром установил электроусилитель руля на Калине. На первых этапах он работал крайне не стабильно, вплоть до полного отключения. Позже недочеты старались устранить, но ЭУР остался слабым звеном и периодически выходит из строя, о чем свидетельствует восклицательный знак на панели. Об этом свидетельствует чувство тяжелого руля, и поворачивать одной рукой, становиться сложно.

Принцип работы электроусилителя заключается в уменьшении усилия, которое нужно приложить, при повороте руля. Блок управления электроусилителем руля “Калина” с помощью датчиков рассчитывает работу электродвигателя при текущей скорости и крутящем моменте. Тем самым давая сигнал о том усилие, с которым нужно помочь водителю при повороте. Ведь он работает не постоянно и нуждается в регулировке, которую совершает блок.

Причины отключения

Основная причина кроется в электроусилителе руля. При зажигании происходит самодиагностика системы и если механизм ее не проходит, включается сигнал, сигнализирующий о неисправности. Цвет сигнала говорит о степени опасности. Загорелся красный цвет, нужно срочно исправлять неполадку. При желтом цвете, эксплуатация транспортного средства возможна, но стоит принять меры безопасности.  Причин, по которым не работает электроусилитель руля на Калине, может быть несколько:

  • неисправность датчика скорости;
  • неисправность датчика крутящего момента;
  • скорость превышает 60 км/ч;
  • частота оборотов двигателя меньше 400 в минуту;
  • сбой в блоке управления;
  • плохо припаянные контакты;
  • недостаточное напряжение.

Программное отключение

  1. Отключается электроусилитель руля на Калине после 60км/ч. Поэтому учтите этот момент, он задан в системном блоке и не является поломкой. Элекроусилитель руля “Приора” отключается при скорости 110 км/ч.
  2. Так же ЭУР не работает на низких оборотах двигателя.
    При значении меньше 400 оборотов в минуту, он не активен.

Это программно запланированная неактивность. Она нужна, чтобы на большой скорости дать информативность рулю и уменьшить изнашиваемость механизма.

Неисправности электроусилителя

В случае, когда невозможно сразу же проверить причину выхода из строя электроусилителя руля на Калине, Нужно вытащить предохранитель из блока. Это нужно для предотвращения внезапного включения механизма, что приводит к аварийным ситуациям.

Прямым показателем неисправности датчика скорости в электроусилителе руля Калины, является неработающий спидометр, а так же загорающийся восклицательный знак на приборной панели. Не работать он может по нескольким причинам. Проверьте внешний вид датчика, если он покрылся грязью, просто почистите. Посмотрите, не намагнитилась ли металлическая стружка, и тоже удалите ее.

Если это не помогло, то, вероятно датчик вышел из строя. Такие датчики сейчас стоят недорого и можно найти во многих магазинах с автозапчастями. Все то же проделываем для датчика крутящего момента. Но где находится датчик скорости?  Обычно он находится в корпусе коробки передач, смотрите на фото слева.

Еще одной причиной неисправности электроусилителя руля Калины, служит генератор. Для работы блока управления нужно напряжение 13.6 В, если у Вас меньше, поменяйте на нем регулятор напряжения (шоколадку).

Так же контакты могли просто отсоединиться из-за некачественной припайки. Вы можете либо разобрать и припаять контакты или отдать в сервис.

Если дело в блоке управления, самостоятельно решить эту проблему сложно, в сервисе его либо пропаяют, либо придется купить новый.

Диагностический сканер

Чтобы не гадать о причине неисправности электроусилитель руля, можно подключиться к диагностическому порту. Есть два варианта, либо купить сканер с монитором, либо через кабель подключиться к ноутбуку, скачав на устройство предварительно софт.

Второй вариант дешевле и предпочтительнее, так как дает полную информацию о Вашем автомобиле. Коды ошибок можно найти в интернете.

Блок предохранителей

Слабым звеном электроусилителя руля на Калине, является блок предохранителей, если что-то не работает, стоит проверить их. Чтобы добраться до них, Вам нужно открыть приборную панель, слева от руля. Для этого потяните за верхнюю часть на себя и защелка откроется.

Проверьте, работает ли предохранитель, если отказал, замените его. Проверяется очень просто, смотрите целостность нити внутри предохранителя. Так же поможет смена 50 амп реле на 30 амп.

Итог

В более новых версиях Калины ставят электроусилители от Hyundai, что положительно сказалось на его надежности. Однако остались тысячи машин с отечественной версией, которая сбоит и ломается время от времени. Теперь Вам будет проще сделать ремонт электроусилителя руля на Калине своими руками. Главное помнить, что не любое отключение усилителя является поломкой. И Вы сможете сами найти проблему и устранить ее, а где-то придется ехать в сервис.

3. 5 4 голоса

Рейтинг статьи

Как устроен электроусилитель руля Калина

Содержание

  1. Работа блока управления
  2. Передача крутящего момента
  3. Расположение электроусилителя на автомобиле
  4. Неисправности электроусилителя

Электроусилитель руля служит для увеличения крутящего момента, прилагаемого к рулевому колесу при повороте автомобиля во время движения. Конструктивно электроусилитель состоит из электродвигателя, червячной передачи и электронного блока управления с обратной связью.

Для снижения управляющего усилия на рулевое колесо в автомобилях Лада Калина используется электроусилитель руля – электромеханическая система, пришедшая на смену гидроусилителям, которые применялись в автомобилях ВАЗ предыдущих поколений. Основными узлами электроусилителя являются мощный и компактный электродвигатель, червячная передача и блок управления. Электроусилитель включается в работу только во время поворота рулевого колеса, не расходуя излишнюю энергию при прямолинейном движении автомобиля.

Работа блока управления

Прилагаемое к рулевому колесу усилие от водителя считывается датчиком крутящего момента, установленном на рулевом валу. Сигнал с датчика передается в электронный блок управления, который рассчитывает крутящий момент, выдаваемый электродвигателем. Электронный блок также обрабатывает сигнал, подаваемый с датчика скорости движения автомобиля. При разгоне автомобиля электроусилитель уменьшает подаваемую на рулевой механизм мощность, позволяя водителю лучше контролировать движение.

Блок управления работает по принципу обратной связи, обрабатывая информацию о частоте вращения электродвигателя, замеряемую с помощью датчика оборотов. Обратная связь позволяет корректировать значение крутящего момента, создаваемого электродвигателем.

Передача крутящего момента

Момент от электродвигателя передается на рулевой вал с помощью червячной передачи, отличающейся высокой надежностью и способностью передачи больших нагрузок.

Этим обеспечивается высокий уровень безопасности при управлении автомобилем, так как отказ в работе гидроусилителя может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

Расположение электроусилителя на автомобиле

Электроусилитель руля автомобиля Калина закреплен на рулевой колонке. В отличие от громоздких гидроусилителей, его монтаж не требует наличия свободного места в подкапотном пространстве. Электроусилитель крепится к корпусу рулевой колонки с помощью специального кронштейна.

Неисправности электроусилителя

Основной причиной некорректной работы электроусилителя руля является выход из строя датчика крутящего момента или датчика скорости, а также отказ электродвигателя. Чтобы предотвратить возникновение неисправности, необходимо своевременно проводить диагностику системы электроусиления в сертифицированных сервисных центрах.



Как проверить бесконтактное зажигание на ВАЗ 2107

Как затягивать колеса

Как заменить ГРМ на «Рено Меган»

Как убрать подтеки на автомобиле

Как установить евро-ручки на ВАЗ

Как адаптировать заслонку

Электроусилитель руля Evolution

Электроусилитель руля когда-то использовался в экзотических суперкарах с задним расположением двигателя. В конце 1980-х у многих автомобилей теперь были широкие передние шины, и было трудно проложить гидравлические линии от моторного отсека к передней части автомобиля и багажнику.

Многие из первых систем были электрогидравлическими с электродвигателем, приводящим в действие гидравлический насос. Со временем многие производители смогли прикрепить электродвигатель к рейке или рулевой колонке.

Эта технология в конечном итоге нашла свое применение в автомобилях и даже грузовиках. Но для этих автомобилей электроусилитель руля улучшил экономию топлива и упростил систему приводного ремня.

Диагностика систем рулевого управления с электроусилителем требует понимания напряжения, тока и нагрузок. Кроме того, технический специалист должен понимать, как модули и датчики работают вместе, чтобы определить уровень помощи.

Двигатель

В большинстве систем рулевого управления с электроусилителем используется трехфазный электродвигатель, питаемый постоянным напряжением с широтно-импульсной модуляцией. Двигатель бесщеточный и имеет диапазон рабочего напряжения 9 В.до 16 вольт. Трехфазные двигатели обеспечивают более быстрое и точное приложение крутящего момента при низких оборотах.

В двигателе используется датчик вращения, определяющий положение двигателя. В некоторых системах при замене модуля или замене схождения необходимо запрограммировать концевые упоры системы рулевого управления, чтобы двигатель не выталкивал рейку за пределы максимального угла поворота рулевого колеса. Это может быть дополнительным шагом помимо калибровки датчика угла поворота рулевого колеса. Мотор можно подключить к рулевой рейке или колонке. Сегодня все больше транспортных средств используют двигатели, которые крепятся к основанию рулевого механизма или на противоположном конце рейки.

Модуль

Модуль электроусилителя рулевого управления — это больше, чем просто печатная плата и разъемы в алюминиевом корпусе. Модуль содержит драйверы, генераторы сигналов и переключатели MOSFET, которые питают и управляют электродвигателем. Модуль также содержит схему контроля тока, которая измеряет ток, потребляемый двигателем. Монитор тока и другие входы для определения температуры двигателя с использованием алгоритма, учитывающего даже температуру окружающей среды.

Если система обнаружит состояние, которое может привести к перегреву двигателя, модуль уменьшит ток, подаваемый на двигатель. Система может перейти в отказоустойчивый режим, сгенерировать код неисправности и предупредить водителя сигнальной лампой или сообщением.

Входы датчиков

Измерение угла поворота рулевого колеса и скорости поворота обеспечивают важную информацию для систем рулевого управления с электроусилителем. Сканер обычно отображает эту информацию в градусах. Датчик угла поворота рулевого колеса (SAS) обычно является частью группы датчиков в рулевой колонке. Группа датчиков всегда будет иметь более одного датчика положения руля: некоторые группы датчиков имеют три датчика для подтверждения данных. Некоторые кластеры SAS и сенсорные модули подключены к шине локальной сети контроллеров (CAN). Модуль или кластер SAS могут быть подключены непосредственно к модулю ABS/ESC на шине CAN или могут быть частью общей сети CAN в петле, которая соединяет различные модули в автомобиле.

Датчик крутящего момента на рулевом колесе измеряет усилие на рулевом колесе, прикладываемое водителем, и обеспечивает точное управление электроусилителем рулевого управления. Он выполняет ту же функцию, что и золотниковый клапан в системе рулевого управления с гидравлическим усилителем.

Сеть

Система рулевого управления с электроусилителем обычно является частью высокоскоростной шины CAN автомобиля. В этой сети находится ECM для двигателя и ABS/система контроля устойчивости. Эти модули обмениваются информацией о скорости автомобиля, угле поворота руля и работе двигателя. Другая информация, такая как температура окружающей среды, передается через модули шлюза, такие как комбинация приборов.

Совместно используемая информация может использоваться для решения механических проблем, таких как рулевое управление с крутящим моментом, с которым сталкиваются автомобили с передним приводом. Модуль ECM может получать входные данные от педали дроссельной заслонки, указывающие на то, что водитель хочет полностью открыть дроссельную заслонку, когда автомобиль движется с малой скоростью. Эта информация может использоваться модулем рулевого управления с усилителем для добавления определенных уровней крутящего момента для противодействия рулевому управлению с крутящим моментом. Модуль ABS также может задействовать тормоза для управления автомобилем.

Программное обеспечение

Система рулевого управления с электроусилителем оснащена сложным программным обеспечением, которое может регулировать не только степень усиления, но и то, как водитель ощущает рулевое управление. Программное обеспечение также регулирует температуру двигателя. OEM-производители часто выпускают обновления для модуля рулевого управления с усилителем. Эти обновления могут помочь решить периодически возникающие проблемы и коды, которые могут привести к включению индикатора и переходу системы в отказоустойчивый режим.

Возврат в центральное положение

Рулевое управление с электроусилителем может помочь вернуть рулевое управление в центральное положение после завершения поворота. Информация от датчика положения руля не позволяет системе «выйти за пределы» центрального положения. Эта функция имеет решающее значение для современных автомобилей с дисками большого диаметра. Функция возврата позволяет уменьшить положительный кастер, чтобы повысить устойчивость автомобиля и улучшить управляемость.

Амортизация неровностей 

Рулевое управление с электроусилителем помогает смягчить удары рулевого колеса, вызванные неровностями дороги. Он использует информацию о скорости и положении рулевого колеса для определения степени демпфирования. Иногда рулевое управление переходило в этот режим, когда автомобиль был припаркован с включенным двигателем, и водитель мог заметить небольшие движения руля.

Компенсация тягового усилия

Небольшое тяговое усилие, вызванное шинами, дорожной поверхностью и нагрузками, может быть устранено системой рулевого управления с электроусилителем. Мотор может помочь противостоять натяжению. Некоторые системы узнают, как транспортное средство тянет. В конце концов, система автоматически компенсирует. Эту полученную компенсацию можно сбросить с помощью сканирующего прибора.

Автономное рулевое управление

Благодаря более точным данным и более быстрым модулям электродвигатель на раме делает гораздо больше, чем просто помогает водителю. С помощью всего нескольких дополнительных датчиков и нового программного обеспечения автомобиль может стать самоуправляемым.

Параллельная парковка невозможна? Установите несколько датчиков приближения в бамперы, которые можно использовать для системы помощи при парковке, которая может параллельно парковать автомобиль. Все, что нужно сделать водителю, это нажать на газ и тормоз.

Добавьте передние и задние камеры и датчики приближения к боковым зеркалам, и вы получите систему выезда за пределы полосы движения, которая может определять, когда транспортное средство съезжает с полосы движения. Мягкие системы могут трясти колесо, как будто они ударяются о воображаемую полосу грохота; более агрессивные системы могут принять меры и направить автомобиль обратно в полосу движения.

Диагностика

Системы рулевого управления с электроусилителем, как правило, не могут быть отремонтированы путем подбрасывания деталей к проблеме. Замена стойки и модуля может быть очень дорогой. Датчики угла поворота рулевого колеса и крутящего момента трудно поменять местами из-за их расположения на рулевой колонке.

Наилучший подход к диагностике этих систем — просмотр входных данных, кодов и сети с помощью сканирующего прибора еще до физического осмотра компонентов. Вам необходимо просмотреть данные с датчиков, чтобы убедиться, что они не дают ошибочной информации. Кроме того, посмотрите на другие модули на шине CAN, чтобы убедиться, что они обмениваются данными. Отсутствующие части данных, такие как скорость автомобиля или рыскание, могут привести к тому, что система перейдет в отказоустойчивый режим.

Рулевое управление нового поколения с усилителем

Ford, Audi, Mercedes-Benz, Honda и GM внедряют системы рулевого управления с переменным передаточным отношением на некоторых платформах. Некоторые автопроизводители также называют это адаптивным рулевым управлением.

Рулевое управление с переменным передаточным числом изменяет взаимосвязь между действиями водителя на рулевом колесе и степенью поворота передних колес. При рулевом управлении с переменным передаточным числом передаточное отношение постоянно изменяется в зависимости от скорости автомобиля, оптимизируя реакцию рулевого управления в любых условиях.

На более низких скоростях, например, при въезде на парковку или при маневрировании в ограниченном пространстве требуется меньше поворотов рулевого колеса. Адаптивное рулевое управление делает автомобиль более манёвренным и легче поворачивает, так как больше направляет руль на опорное колесо.

На высоких скоростях система оптимизирует реакцию рулевого управления, позволяя автомобилю более плавно реагировать на каждое нажатие рулевого колеса.