Что категорически нельзя делать на новом автомобиле до конца обкатки
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Рубрика:
Легковые авто
01.08.2021 15:25
Борис Захаров
Споры о том, нужна ли новому автомобилю обкатка, не утихают долгие годы, и мнения порой противоречат друг другу, так что бывает нелегко разобраться в тонкостях вопроса.
Юрий Зубко/ РГ
Современные транспортные средства настолько технологичны, а отклонения деталей от номинальных размеров и характеристик настолько малы, что и обкатка не нужна — примерно такие аргументы приводят те, кто не считает нужным обкатывать новый современный автомобиль. К сожалению, такое мнение ошибочно.
Несмотря на то, что допуски и посадки деталей современных машин стали значительно точнее, чем пару-тройку десятков лет назад, тем не менее любые детали, взаимодействующие друг с другом, нуждаются в адаптации, а проще говоря — притирке, приработке.
Игнорируя этот факт, недальновидные владельцы подвергают двигатель, трансмиссию, тормозную систему и прочие узлы с большим количеством подвижных элементов на работу с повышенными нагрузками. Отсюда — повышенный износ узлов и деталей, увеличение расходе топлива, масла и других технических жидкостей.
Разберемся теперь с тем, что такое обкатка, и как и какие элементы автомобиля имеет смысл обкатывать. Суть процесса — в эксплуатации автомобиля до пробега как минимум в 1000-2000 км (а оптимально — до 5 000 км) в щадящем режиме, чтобы сопрягаемые детали притерлись друг к другу. Кроме того, обкатка призвана выявить на начальном этапе эксплуатации машины возможные заводские дефекты и неисправности. Главные правила обкатки — равномерное неспешное движение, без резкой смены режимов работы силового агрегата, а также плавное переключение скоростей для минимизации нагрузки на трансмиссию и также плавные торможения, которые необходимы для того, чтобы расходные элементы тормозной системы правильно притерлись.
В целом при обкатке обращаться с машиной следует предельно аккуратно, избегая резких стартов, маневров и торможений. Кроме того, как это ни странно, не следует давать двигателю подолгу работать на холостых оборотах, поскольку в таком режиме подача масла в систему смазки относительно не велика, и новенький силовой агрегат может начать испытывать масляное голодание. Таким образом, холостые обороты допустимы лишь при прогреве двигателя не более 2-3 минут.
Оптимальный же режим обкатки — это поддержание 2000 — 3000 об/мин. Понятно, что в городских пробках поддерживать этот параметр не всегда легко. Поэтому имеет смысл либо обкатывать машину в вечернее или ночное время, или, что проще, отправиться в загородную поездку, держась в правом ряду трассы и включив прямую, высшую передачу.
В то же время ехать по трассе с крейсерской скоростью, скажем, 100 км/ч — тоже не оптимальный вариант для обкатки мотора. Дело в том, что новые силовые агрегаты не очень хорошо относятся к длительной работе в одном диапазоне оборотов, вне зависимости от того, низкий он или высокий.
Об этом, кстати, сказано в инструкциях по эксплуатации большинства автомобилей. Иными словами, двигаться в скоростном коридоре от 80 до 120 км/ч не только не запрещено, а, наоборот, рекомендовано.
Само собой, при обкатке следует также отказаться от перевозки тяжелых грузов, не заполнять салон под завязку, не ездить в горной местности, не пользоваться прицепами, не буксовать и не буксировать другие автомобили. Кроме того, на этапе обкатки следует отказаться от торможения двигателем и активации спортивного режима трансмиссии.
Если обкатка происходит зимой, важно по возможности исключить холодные запуски. Сильный мороз, как известно, серьезное испытание даже для обкатанного мотора. Помните также о том, что для обкатки дизельного автомобиля потребуется больший километраж, чем в случае с бензиновой машиной. Пробег имеет смысла умножить на два. Кроме того, после езды с большой скоростью в случае с турбодизельным мотором необходимо после остановки остудить турбину, дав двигателю поработать около пяти минут.
Наконец, ключевую роль при правильной обкатке нового автомобиля играет замена масла. Поскольку при обкатке двигателя металлические элементы активно притираются, в смазывающем материале может накапливаться «пудра» из металла. Удалить эти твердые частицы имеет смысл путем замены лубриканта при пробеге порядка 2 000 — 3 000 км. Именно поэтому, кстати, многие официальные дилеры предлагают ТО-0.
И хотя большинству автовладельцам «нулевое» техобслуживание кажется излишним, потратиться на эту сервисную операцию все же имеет смысл. По аналогии рекомендуется поменять моторное масло через 2-3 тысячи км пробега после капитального ремонта мотора.
Главное сегодня
Сенатор Климов: США найдут Шольцу замену, если он попытается «соскочить»
ISW: Российские силы захватили позиционное преимущество в Артемовске
Bloomberg: Противостояние Польши и Германии подрывает поставки вооружения Украине
AT: американцы захотели видеть Владимира Путина президентом США из-за его лидерских качеств
Британская журналистка Робертс посоветовала главе ЕК фон дер Ляйен утопиться после слов о России
Трамп пообещал решить конфликт на Украине в течение суток
Как правильно обкатать новый автомобиль
Автомобиль — сложный агрегат, состоящий более чем из 2000 деталей.
Спроектировать машину, которая будет пользоваться спросом сложно, необходимо учитывать массу факторов. Не менее сложно сделать так, чтобы все детали авто уживались, не конфликтовали друг с другом и не ломались. Владельцы новых машин должны решать для себя дилемму: нужна или нет обкатка нового автомобиля, если да, то сколько километров.
Содержание
Нужна ли обкатка нового авто
Автомобилестроение, за более чем 100 лет своего развития, совершило огромный рывок вперёд. Конструкция и технология сборки благодаря конкуренции усовершенствовались настолько, что ненадёжная продукция не выживает на рынке. Мнения о необходимости обкатки из-за этого разделились. Почти все дилеры и некоторые производители, утверждают, что новый автомобиль в обкатке не нуждается и ограничений в начальный период эксплуатации не существует. Мотивировка такова:
- детали настолько точно подогнаны, что нет необходимости в притирке;
- на заводе производится холодная обкатка, её достаточно.

Это мнение имеет право на существование, но отчасти. Технология сборки авто действительно достигла больших высот. Но обкатка на стенде, даже если проводилась, не может полноценно заменить таковую при реальной эксплуатации, несмотря на строгий контроль параметров.
Кроме того, такое утверждение носит маркетинговый характер. Средняя продолжительность эксплуатации машин до перепродажи в Германии составляет 3 года, при этом пробег редко превышает 100 тыс. км. Как раз тот срок, на который дается гарантия. Такой ресурс обеспечит как хорошо приработанный, так и не обкатанный вообще двигатель.
При возникновении поломок практически невозможно установить, что причиной стала эксплуатация нового авто сразу по максимуму. Современные транспортные средства в период обкатки выдают примерно 95 % заложенного потенциала, почувствовать недостающие 5 % сложно. Времена, когда автомобили раскатывались к 30 тыс.
км, канули в прошлое. Учитывая эти факторы, дилер может смело утверждать: ваш автомобиль настолько совершенен, что готов к бою по максимуму уже сейчас.
Другая часть автопроизводителей честно сообщает: первые 1,5 – 2 тыс. км необходимо эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме. Они даже указывают, что повышенный расход топлива в этот период является нормой. Это более обоснованное мнение. Даже очень точно изготовленные поверхности нуждаются в притирке, пока коэффициент трения не снизится до нормальной величины.
Самым критичным к качеству обкатки узлом является блок цилиндров, точнее поверхность контакта поршневых колец со стенками цилиндра. В заводских условиях двигатель обкатывают непродолжительное время, недостаточное для полной притирки. Целью данной процедуры в большей степени является выявление дефектов.
В обкатке нуждается не только двигатель, но и другие узлы машины: подвеска, тормоза, рулевое управление, коробка передач. Обычные тормозные колодки притираются примерно 500 км и только потом обеспечивают максимальную эффективность.
В нормальных режимах движения этого хватает. Вынужденное экстренное торможение на неприработанных тормозах может закончиться неприятностью, тормозной путь окажется длиннее ожидаемого.
Существует наработанный десятилетиями опыт обкатки новой машины. Суть сводится к одному: всеми возможными способами беречь авто, воздерживаться от больших нагрузок. Большую роль играют первые 400 – 600 км. В этот период следует особенно тщательно придерживаться правил обкатки, соблюдать их до пробега 2 тыс. км. Далее, заменив масло в двигателе, можно постепенно увеличивать нагрузки, приучая автомобиль к обычным условиям эксплуатации. После этого можно использовать автомобиль без ограничений.
Читайте также: Какая смазка лучше подходит для ступичных подшипников
Общие правила
Обкатку желательно проходить в теплую погоду на дорогах с хорошим покрытием, свободных от интенсивного движения.
Необходимо убедиться, что автомобиль заправлен техническими жидкостями. Уровень масла и охлаждающей жидкости должен соответствовать норме, узлы и агрегаты должны быть в исправном состоянии.
ДвигательДля того чтобы мотор отработал заложенный производителем ресурс, в период обкатки необходимо соблюдать следующие правила:
- не допускать длительной работы на холостом ходу и долгого прогрева. Для этого необходимо избегать пробок. Прогрев осуществлять до температуры 50 – 60 °C, далее двигаться на маленькой скорости с небольшими нагрузками до сих пор, пока температура ДВС не достигнет
80 – 90 °C; - исключить холодные запуски. Сильный мороз — серьёзное испытание даже для обкатанного мотора, не говоря о новом.
Один раз завести мотор при температуре ниже 15 градусов мороза идентично пробегу нескольких сотен километров в тяжелых условиях. Если нет другого выхода, лучше не пожалеть денег и установить автономный подогреватель. Это обеспечит работу ДВС в комфортном температурном режиме; - стараться удерживать обороты двигателя в пределах 2 – 3 тыс. об/мин для бензиновых, и 1,2 – 2,5 тыс. об/мин для дизельных машин;
- ни при каких условиях не нажимать резко на педаль акселератора, тем более до упора. Избегать длительных поездок на одной скорости, стараться плавно разгоняться и замедляться;
- отказаться от буксировки прицепа, избегать крутых подъемов и спусков;
- предельно внимательно следить за температурным режимом ДВС. Если существует угроза перегрева, лучше при первой же возможности заглушить мотор.
Если соблюдать эти условия, двигатель будет ровно работать с высокой отдачей.
Автомобиль с механической коробкой передач
Механическая коробка передач — в числе самых надёжных агрегатов автомобиля.
Но и он нуждается в притирке, главным образом синхронизаторы. В течение первых 2 тыс. км необходимо придерживаться следующих правил:
- трогаться с места, переключать передачи максимально плавно. Передачу необходимо выбирать соответствующую скорости движения;
- первые несколько десятков километров лучше не включать передачи выше третьей, соблюдая ограничение по оборотам;
- первые 500 км не тормозить двигателем, включая пониженную передачу. Это убережет от чрезмерного износа синхронизаторы;
- не держать без необходимости ногу на педали сцепления. Так выбирается свободный ход, что ведет к перегреву сцепления и повышенному износу дисков;
- первую и заднюю передачи включать только после полной остановки автомобиля. Стараться не трогаться на подъём.
Таковы правила обкатки нового автомобиля с МКПП.
Автоматическая коробка передачВ качестве устройств, которые сами переключают передачи, используются классические гидромеханические автоматы, вариаторы, и роботизированные механические коробки.
Обкатка «робота» не отличается от таковой на механической коробке передач. Вариатор и автомат имеет свою специфику:
- необходимо избегать частого изменения скорости движения, частых стартов и остановок. Обкатку нового автомобиля с АКПП лучше проводить на загородных дорогах;
- перед началом движения коробку необходимо прогреть. Для этого надо перевести селектор в положение D, и удерживать машину тормозом 5 – 10 секунд, чтобы трансмиссионная жидкость прогрелась до нужной температуры.
Нежелательно в период обкатки пользоваться возможностью ручного переключения передач, лучше довериться автоматике.
Рулевое управление, подвеска, тормоза
Специальных ограничений тут не существует. Рулевое управление в обкатке не нуждается. Подвеску следует уберечь от ударов, поэтому обкатывать автомобиль необходимо на дорогах с качественным покрытием. «Лежачих полицейских» следует преодолевать на минимальной скорости.
Первые 2 тыс. км нежелательно загружать автомобиль до предельно допустимой массы.
Тормозной системе категорически противопоказаны резкие торможения. Нельзя продолжительное время непрерывно нажимать на педаль тормоза. Длинные спуски, на которых многократно возрастает нагрузка на тормозную систему, противопоказаны, особенно в жаркую погоду.
Ответ на вопрос нужна ли обкатка нового автомобиля, и сколько километров она длится, напрашивается сам собой: нужна, особенно если владелец ждет от авто долгой безотказной работы. Длительность обкатки, как правило, указывается производителем в инструкции по эксплуатации. Если никаких указаний нет, то следует ездить в щадящем режиме в течение первых 2 тыс. км. Затем, до пробега примерно 5 тыс. км, плавно увеличивать нагрузки, «приучая» автомобиль к ним.
Тогда владелец будет пользоваться машиной с качественно приработанными узлами в течение длительного времени. А это придаёт уверенности в транспортном средстве.
Удачи на дорогах!
Вам также будет интересно почитать:
Обкатка вашей новой машины, еще актуальна?
Обкатка (или обкатка) вашего нового автомобиля является стандартной практикой, которую автопроизводители давно рекомендуют.
Задача проста – проехать на машине до установленного для первого обслуживания пробега (любой от 1000-2000 км), но не превышая 3000-4000 об/мин, чтобы все механические части «сработались».
Тем не менее, автомобильные технологии значительно продвинулись в автомобильном мире, и производители используют материалы более высокого качества для механических деталей, стремясь повысить эффективность.
Означает ли это, что теперь вы можете просто выехать на своей новой машине, как обычно, после того, как вам вручили ключ? Не совсем.
Вообще говоря, наша человеческая природа состоит в том, чтобы быть осторожными и уделять особое внимание любым новым вещам, которые у нас есть, и вы должны делать то же самое со своей машиной, независимо от того, насколько развиты передовые технологии. Так как же правильно обкатать новую машину?
Избегайте резких ускорений, держите низкие обороты
Во время обкатки компонентам двигателя, таким как клапаны, поршневые кольца и подшипники, требуется время для правильной установки.
Работа двигателя на высоких оборотах и при полностью открытой дроссельной заслонке может привести к ненужному износу и повреждению в долгосрочной перспективе. Вы хотите, чтобы ваши обороты были ниже 3000-4000 оборотов в минуту.
Ваши тормоза, трансмиссия и шины тоже нуждаются в обкатке
Не только ваш двигатель требует обкатки, но и ваши тормоза, трансмиссия и шины.
Фрикционный материал на ваших тормозных колодках давит на тормозные диски, счищая самый хрупкий слой фрикционного материала и очищая покрытие с тормозного диска, чтобы он лучше останавливался.
Коробка передач обычно кажется тугой и немного вялой, когда она новая. Позвольте жидкости творить свое волшебство должным образом, не перегружая трансмиссию ненужным вводом/переключением передач, и избегайте агрессивного вождения.
Через некоторое время вы заметите, что он стал более гладким.
Точно так же вашим новым шинам требуется период обкатки, чтобы убедиться, что они обеспечивают заявленные ходовые качества в полном объеме. Производитель шин наносит разделительную смазку на новые шины, чтобы предотвратить их застревание в форме.
Часть смазки остается на поверхности ваших шин, снижая сцепление с дорогой до тех пор, пока она не стирается.
Избегайте коротких поездок, езжайте дальше
Короткие поездки, например, отвезти детей в школу или отправиться в местный продуктовый магазин, не идеальны, так как двигатель не успевает прогреться.
Холодным двигателям приходится работать тяжелее, что создает большую нагрузку на цикл подачи масла и может привести к образованию конденсата.
Точно так же вы должны дать своему автомобилю (и себе) немного отдохнуть, если вы отправились в длительную поездку, так как это позволит двигателю остыть, а не резко остановиться.
Заключение
Есть несколько веских причин, по которым стоит обкатать новую машину. Ваш автомобиль будет работать эффективно в долгосрочной перспективе, так как новые двигатели не достигают максимальной эффективности, пока не преодолеют первые несколько тысяч километров.
Как и в случае с другими механическими частями автомобиля, обкатка поможет улучшить работу двигателя, трансмиссии и тормозной системы, поскольку трение ограничено, а детали работают гармонично. Благодаря тому, что детали работают наилучшим образом, а масло течет плавно, обкатка обеспечивает оптимальную производительность и здоровье на долгие годы.
Сколько миль должно быть у нового автомобиля?
Распространено мнение, что новые автомобили из дилерского центра имеют нулевой пробег, но это редко бывает так. Хотя у каждого нового автомобиля на одометре будет как минимум несколько миль, существует порог того, что считается приемлемым.
В общем, вы можете ожидать, что новый автомобиль проедет менее 100 миль, просто от водителей-испытателей. Если пробег автомобиля превышает этот предел, может быть уместно запросить скидку или замену автомобиля.
Готовы к новой машине? Легко сравнить ставки по автокредитам от кредиторов ниже.
Сколько миль приемлемо для нового автомобиля?
Оценка приемлемого пробега при доставке не является точной наукой, поскольку сумма может варьироваться в зависимости от производителя и дилера.
Общее правило, однако, заключается в том, что пробег менее 200 миль является приемлемым для нового автомобиля.
Это обеспечивает достаточную вместимость для перевозки из порта отгрузки или между дилерскими центрами, если автомобиль отправляется в новый выставочный зал. Также маловероятно, что у автомобиля возникнут какие-либо технические проблемы при пробеге менее 200 миль.
Тем не менее, большинство новых автомобилей имеют пробег менее 200 миль, особенно если автомобиль недавно прибыл в автосалон. Нередко можно увидеть новые автомобили с пробегом от 10 до 50 миль прямо со стоянки, особенно если вы первый водитель-испытатель.
В конечном счете, сколько миль будет «слишком много» для нового автомобиля, зависит от ваших предпочтений и цены автомобиля. Ни один новый автомобиль не будет иметь нулевой пробег, так как пробег происходит во время транспортировки.
Однако, если одометр показывает более 100 миль или около того, вам может потребоваться найти другой автомобиль, так как этот часто использовался для тест-драйвов.
Тест-драйв и обкатка новой машины
Хотя вы, конечно же, не хотите, чтобы ваша новая машина проехала более 200 миль, покупка машины, прошедшей тест-драйв, имеет свои преимущества: она уже обкатана.
Если автомобиль прошел тест-драйв несколько раз, прежде чем вы сядете за руль, значит, процесс обкатки уже начался. Процесс вождения нового автомобиля герметизирует поршневые кольца в цилиндрах и гарантирует, что они смогут выдерживать давление обычной эксплуатации. Покупка автомобиля, прошедшего тест-драйв, может ускорить и облегчить процесс обкатки.
Тем не менее, вы не можете контролировать поведение автомобиля в течение этого времени, и первые несколько сотен миль имеют решающее значение для правильной обкатки двигателя. Некоторые производители даже рекомендуют ограничивать высокие ускорения в течение первых 1000 миль. .
Стоит ли покупать новую машину?
Покупка совершенно нового автомобиля имеет ряд преимуществ, в том числе очень небольшой пробег.
Но прежде чем вы решите купить совершенно новый автомобиль, вы можете рассмотреть некоторые другие типы транспортных средств. Демонстрационные автомобили и подержанные автомобили могут иметь больший пробег, но обычно они продаются по гораздо более низкой цене.
Демонстрационный автомобиль — это автомобиль, который использовался для тест-драйвов клиентов или использовался для поездок и поездок сотрудников дилерского центра. Эти автомобили никогда не регистрировались, что означает, что по закону они считаются новые, независимо от пробега.
А поскольку демонстрационные модели часто являются популярными и востребованными транспортными средствами, покупка демонстрационной версии может быть единственным способом получить машину, которую вы действительно хотите.
Но то, что эти автомобили считаются новыми, не означает, что они в отличном состоянии.
Демонстрационные автомобили обычно имеют значительный пробег и могут иметь износ, который может быть не сразу заметен. Хотя вы можете получить хорошую скидку на демонстрационную модель, это не гарантируется.
Подержанный автомобиль — это старое транспортное средство, у которого был один или несколько предыдущих владельцев, которые использовали автомобиль для личного пользования. Самым большим преимуществом подержанного автомобиля является цена. Часто вы можете купить подержанный автомобиль с большой скидкой из-за амортизации.
Однако имейте в виду, что обслуживанием и ремонтом автомобиля занимался кто-то другой. Вы также не знаете, как транспортное средство управлялось и обращалось с прошлыми владельцами.
Если возможно, рекомендуется приобрести подержанный автомобиль у дилера, которому вы доверяете, и перед покупкой просмотреть записи об автомобиле и историю обслуживания.


Один раз завести мотор при температуре ниже 15 градусов мороза идентично пробегу нескольких сотен километров в тяжелых условиях. Если нет другого выхода, лучше не пожалеть денег и установить автономный подогреватель. Это обеспечит работу ДВС в комфортном температурном режиме;