25Май

Момент затяжки головки: Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом

Момент и порядок затяжки болтов

Содержание

  • 1 Вступление
  • 2 Особенности работы с ГБЦ
    • 2.1 Проверка болтов ГБЦ
    • 2.2 Подготовка к затяжке
    • 2.3 Последовательность затяжки ГБЦ
  • 3 Моменты затяжки ГБЦ

Вступление

Головка блока цилиндров (ГБЦ) – это один из самых важных элементов в двигателе автомобиля. Именно ГБЦ служит для распределения топливовоздушной смеси по камере сгорания. Между блоком и ГБЦ устанавливается прокладка, которая выполняется из металла либо паранита, и требует особого трепета при установке в виде затяжки.

При установке ГБЦ следует правильно затягивать болты с нужным моментом и в определенном порядке. Если не соблюсти какой-то из параметров, то вся проделанная работа может быть напрасной.

В данной статье рассказывается о порядке затяжки болтов ГБЦ, а так же моменте с которым нужно производить протяжку головки блока цилиндров на автомобиле Лада Приора.

Особенности работы с ГБЦ

После того как с двигателем будут произведены необходимые работы необходимо производить установку головки блока цилиндров. Между ГБЦ и блоком устанавливается прокладка и производится затяжка ГБЦ, но не все так просто. Для того чтобы правильно и без последствий протянуть головку необходимо проверить крепежные болты, соблюсти последовательность затяжки и протягивать ее с помощью динамометрического ключа. Начинать необходимо с проверки крепежных болтов.

Для установки ГБЦ понадобится:

  • Штангель циркуль (линейка) – для замера длины болтов;
  • Динамометрический ключ;
  • Головки TORX E;
  • Удлинитель ¼.

Проверка болтов ГБЦ

Новый болт головки цилиндров на двигателях 21126 имеет длину 98мм, соответственно старый болт, который будет использоваться должен иметь ту же длину. Если болт вытянулся до 100мм, то повторное использование такого болта не допускается. Растянутый болт может недожать прокладку или вовсе обломиться при затяжке.

Так же следует проверить целостность резьбы на болте, если она повреждена, болт необходимо заменить на новый.

Подготовка к затяжке

Обязательным условием перед установкой ГБЦ является подготовка блока цилиндров. Подготовка подразумевает под собой очищение резьбовых отверстий. В момент снятия ГБЦ в резьбовые отверстия попадает масло либо антифриз, который при затяжке может не позволить полностью затянуть болт. Именно остатки этих жидкостей необходимо очистить перед установкой ГБЦ.

Последовательность затяжки ГБЦ

Затягивать головку блока цилиндров необходимо в строгой последовательности. Если не соблюсти эту последовательность возможна деформация прокладки, а так же самой ГБЦ. Последовательность болтов показана на картинке ниже.

Последовательность затяжки ГБЦ 21126

Болты затягиваются от центра и крест-накрест. Это позволяет равномерно перенести давление на прокладку и саму головку.

Моменты затяжки ГБЦ

Затягивать ГБЦ необходимо в три захода. Затяжка болтов головки на 16-ти клапанном моторе отличается от 8-ми клапанного мотора. В 16-ти клапанном моторе применяются болты меньшего диаметра, поэтому момент затяжки на них меньше чем на болтах от 8-ми клапанного мотора.

Следует отметить, что АвтоВАЗ дает одни и те же моменты затяжки как для 8-ми клапанных моторов, так и для 16-ти клапанных, но как показывает практика болты меньшего диаметра применяемый в 16-ти клапанных двигателя не держат тот момент, который рекомендует мануал АвтоВАЗа.

Момент затяжки ГБЦ для 16-ти клапанного двигателя ВАЗ 2170:

  • 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
  • 2-й прием: Доворот на 90°;
  • 3-й прием: Доворот на 90° завершающий.

При такой схеме затяжки ГБЦ, болты не «плывут», не растягиваются, не ломаются, а самое главное обеспечивают плотное прилегание прокладки к блоку и головке, что исключает риск пробоя прокладки.

Момент затяжки ГБЦ для 8-ми клапанного двигателя ВАЗ 2170:

  • 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
  • 2-й прием: Затяжка с усилием 60 Н*м;
  • 3-й прием: Доворот на 90°;
  • 4-й прием: Доворот на 90° завершающий.

Следует отметить что такой момент характерен только для 8-ми клапанных ГБЦ, так как болты крепления головки в таких ДВС имеют больший диаметр и, следовательно, держат больший момент затяжки.

Категория: Ремонт

← Проверка давления в системе смазки ДВС: Все о давлении масла

Поездка в Казахстан из России на автомобиле: Советы →

Головка блока цилиндров: чем важен момент затяжки болтов

Головка блока цилиндров, чье название часто сокращают до аббревиатуры “ГБЦ”,  защищает двигатель, камеры сгорания, ГРМ и свечи. В ее конструкции предусмотрены отверстия для заливки масла и замены свечей. Между блоком цилиндров и головкой проложена прокладка, которая служит для герметизации соединения.

Узнать больше о конструкции ГБЦ, функциях и наиболее часто встречающихся поломках можно на сайте etlib.ru.

Пример моментов затяжки болтов ГБЦ из мануала

Для ремонта или замены практически любой детали авто (за редкими исключениями), приходится откручивать гайки, винты, болты и тому подобное. Об этом не часто вспоминают, но многие важные узлы имеют правильные моменты затяжки болтов. Для разных авто они отличаются, поэтому всегда прописаны в дополнении к руководству по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Казалось бы, что такого? Затянул плотненько и делов то. Но не все так просто. Особенно, если речь идет о моменте затяжки болтов головки блока цилиндров — тут эта, вроде бы “ерундовина”, может значительно повлиять на работу всего силового аппарата.

Если водитель сам занимается столь серьезным ремонтом, что приходится снимать ГБЦ, он просто обязан учитывать такой нюанс, как момент затяжки. Безразличие к этом вопросу может быть только у тех, кто отдает свою машину на ремонт в сервис.

Впрочем, адептам ремонта своими руками обольщаться и полагаться на опыт в этом деле тоже не стоит, если есть практические знания снятия/установки ГБЦ на каком-нибудь древнем изделии отечественного автопрома — отнюдь не факт, что пригодятся при аналогичной процедуре на современной иномарке. Поэтому предварительно стоит изучить документацию, узнать нюансы и обязательно — момент затяжки болтов.

Чем чреват неправильный момент затяжки болтов ГБЦ? К примеру, повреждениями прокладки — если одни болты головки будут затянуты слишком слабо, а другие слишком сильно, прокладка не будет выполнять свои обязанности по уплотнению, быстрее износится и прогорит.

Регулировка затяжки болтов здесь будет актуальной и при обнаружении подтеков масла, следов влаги и конденсата в местах соприкосновения ГБЦ с блоком. В таком случае затяжку нужно привести в норму, ориентируясь на данные мануала и динамометрического ключа. Момент затяжки может нарушаться при сильном перегреве двигателя и нарушении параметров формфактора блока цилиндров, но это одной регулировкой не исправить.

Подтек масла из под ГБЦ

Что касается периодичности регулировки затяжки болтов ГБЦ, то здесь никаких предписаний нет. Хотя особо рьяные мастера предпочитают контролировать момент затяжки каждую 1000 км пробега, внося коррективы по мере необходимости.

А вот здесь вы можете прочитать о непосредственном впрыске и ГБО.

Болты с цилиндрической головкой — VICTOR REINZ

Прочные соединения для идеальной герметизации

Соединительный элемент
Болты с цилиндрической головкой являются соединительными элементы между двигателем блок, прокладка ГБЦ и крышка цилиндра. Затяжка болта сила является важным фактором для взаимная герметизация горения камера, смазка и охлаждающая жидкость каналы и окружающий воздух. Задача, которую необходимо выполнить отлично при простуде или крайне горячие двигатели, при отрицательных и высоких положительные давления.

Давление на поверхность
При затяжке (затяжке) болты ГБЦ, усилие болта создает так называемую поверхность давление, что необходимо для достижение идеального уплотнения. Настоящим, и в сочетании с применен метод затяжки, болты оказывает сильное воздействие на поверхность качество давления.

При затяжке болтов крепления головки цилиндров усилие болта создает поверхностное давление, необходимое для достижение идеального уплотнения.

TIP
Поверхностное давление описывает силу на единицу площадь поверхности контакта между двумя компонентами, например между головкой блока цилиндров и прокладкой головки блока цилиндров, или блок двигателя и прокладка ГБЦ. В отличие от усилию зажима, поверхностное давление не постоянным по всей площади контакта.


Специальные болты для больших усилий затяжки

Растягивающие болты
Болты, затягиваемые сверх их предел упругости (предел текучести) в пластическая область обеспечивает высокую и равномерное усилие зажима болта. Ан важная предпосылка для надежного герметичные соединения без повторной затяжки. В этом отношении натяжные болты предлагают решающие преимущества перед прокатным болты хвостовика.

Уменьшив его вал диаметр, болт способен эластично реагировать на динамические уплотнения зазора движения, т. е. адаптация значительно улучшается.

Метод угла крутящего момента
На первом этапе болт затягивается до головки блока цилиндров средствами предтяга. С второй шаг, так называемый крутящий момент или угол затяжки, болт затягивается в пластическую область, то есть за пределами своего диапазона упругости.


Используя метод крутящего момента-угла, варианты зажима болта силы лежат в диапазоне ±10%. Используя простой метод затяжки в несколько шагов, вариации будет в пределах ±30% от расчетного усилие зажима болта. причины этого кроются в дисперсии диапазон значений крутящего момента и общий коэффициент трения, т. е. трение, возникающее под головке болта и в резьбе.

Преимущество натяжного болта: В отличие от раскатанный болт с хвостовиком, его можно затянуть за пределами своего предела упругости (предела текучести) в пластиковая область – гарантия высокого и равномерное усилие зажима болта.

СОВЕТ
Растягивающие болты сконструированы таким образом, что их можно вытянуты за пределы своего предела упругости в пластик области без проблем. Когда конкретный достигнут момент затяжки, болты поворачиваются дальше на определенный угол, который предварительно загружает их в пластиковую область. Следовательно, повторная затяжка не требуется.

 

СОВЕТ ЭКСПЕРТОВ
болты с головками постоянно удлиняются. Поэтому, болты крепления головки блока цилиндров следует использовать только один раз из соображений безопасности.

Метод крутящего момента-угла с использованием предварительного крутящего момента и угол затяжки.


Практические советы

Подготовка и
Установка головки блока цилиндров

Замена болтов головки блока цилиндров


Затяжка с помощью головки болта или гайки

Затяжка Гайка или Болт?

Часто задают вопрос о следует ли затягивать гайку или головку болта. ответ зависит от того, какой процесс затяжки используется. Для затягивания с контролируемым крутящим моментом независимо от того, затянута ли гайка и головка болта удерживается, или головка болта затянута и гайка, может иметь значение.

Общий объектив с затягиванием Процесс заключается в достижении постоянного предварительного натяга болта. Контроль крутящий момент при затяжке и завершении последующей проверки проверяет, достигается ли указанный крутящий момент, являются общими способами реализации этой цели.

При приложенном крутящем моменте и возникающем натяжении (преднатяге) в болт измеряется во время затяжки и наносится на график, существует линейная зависимость между крутящим моментом и напряжение. Натяжение болта находится в прямой зависимости и пропорционально к, приложенный крутящий момент. Это иллюстрирует график, который основан на экспериментальных результатах, показанных на диаграмма выше. По результатам таких испытаний можно установить соответствующий крутящий момент для требуемой предварительной нагрузки болта что может потребоваться.

Одним из недостатков использования управления крутящим моментом является то, что может быть значительное изменение достигнутого предварительного натяга болта для заданного значения крутящего момента. На это есть несколько причин например неточность в приложении крутящего момента, отклонения размеров изменения резьбы и размера отверстия среди других. Однако, доминирующий фактор обычно связан с изменением трения который присутствует между контактными поверхностями, которые вращается.


Из испытаний известно, что примерно 50 % крутящий момент рассеивается на преодоление трения под болтом головка или торец гайки (в зависимости от того, какой торец вращается). Обычно только от 10% до 15% от общего крутящего момента на самом деле. используется для затягивания болта, остальное используется для преодоления трения в резьбе и на контактной поверхности, которая вращается (гайка или головка болта). Это показано на диаграмме показано выше. Относительно небольшие изменения трения поверхности гайки может существенно повлиять на предварительный натяг болта. Как более крутящий момент, возможно, необходим для преодоления трения, меньше остается для расширения болта и, следовательно, как эффект неблагоприятного уменьшение предварительной нагрузки.

Если трение под поверхностью гайки уменьшается, то при заданном крутящем моменте предварительный натяг болта будет повысился.

схема, показанная сбоку, пожалуй, самая распространенная ситуация где верхняя и нижняя пластины соединения сделаны из из того же материала, имеют одинаковую отделку и размер отверстия одинаково через обе пластины. Для такого сустава когда размеры поверхности гайки и головки болта имеют одинаковый диаметр и закончить, не имеет значения, головка болта или гайка затянута. Некоторые люди считают, что, ужесточая головка болта, а не гайка, это повлияет на кручение в хвостовик болта. Крутящий момент в стержне болта зависит от момент трения резьбы. Для заданного состояния отделки трение в резьбе имеет некоторый разброс, связанный с ним, но не будет зависеть от того, затянута ли гайка или головка болта.

Если момент трения резьбы остается прежним, кручение в хвостовике будет одинаковым независимо от того, головка болта или гайка затянуты.

На диаграмме сбоку показана ситуация, когда пластины составляющими соединения являются разные материалы (например, один из стали, а другой из алюминия) или имеют различную отделку (например, одна пластина оцинкована, а другая окрашена). В таких ситуациях, как правило, важно, чтобы затянута ли головка болта или гайка. Причина в том, что каждая грань будет иметь различный коэффициент трения. Если момент затяжки определялся либо испытанием, либо осмотром фрикционные характеристики поверхности, скажем, на основе на поверхности гайки, то, вероятно, поверхность головки будет иметь другой коэффициент трения.

Если бы он был ниже значение трения, то предварительная нагрузка будет увеличена, если головка болта была затянута. В крайнем случае, если фрикцион различия были большими, мог произойти обрыв болта.

Диаграмма сбоку иллюстрирует случай, когда зазор отверстие в верхней пластине отличается от используемого в нижней тарелка. Такие ситуации встречаются относительно часто. Есть эффективный радиус трения на детали, которая вращается (гайка или головка болта), который обычно принимается как среднее значение зазора радиус отверстия и наружной опорной поверхности. Поскольку эти радиусы быть больше для головки болта, чем для гайки в ситуации показано, затяжка болта приведет к меньшему предварительному натягу болта. головка, а не гайка, другие факторы, такие как трение, одинаковый.

Отсюда еще один пример ситуации относительно того, головка гайки или болта затянута.

Рисунок сбоку тот случай, когда есть стиль и разница в размерах между головкой болта и гайкой. Эффект аналогичен тому, что происходит в предыдущем случай. Различия в радиусах трения между головками болтов и интерфейс гайка-шайба влияет на предварительную нагрузку каким элементом затягивается. В показанном здесь случае вероятно, также будут различия между коэффициентом трения присутствует при затягивании гайки на шайбе и головка болта в соединение. Это повысит изменчивость еще дальше.

Шайбы иногда используются для минимизации трения разброс помимо общей причины уменьшения подшипника нагрузка на суставную поверхность. Условия трения между шайба и поверхность гайки могут быть достаточно хорошо определены и контролироваться, больше, чем обычно могут суставные поверхности. Контролируя трения, предварительная нагрузка может быть более надежно достигнута. К делайте это последовательно, с внутренней стороны нужна плотная посадка диаметр стиралки. Один из способов, которым это может быть достигнуто с помощью блока SEMS (в котором шайба удерживается в плену на стержне болта). То же самое может быть достигнуто с помощью KEPS. узла (шайба удерживается на гайке).

Таким образом, при использовании контроля крутящего момента затяжка болт, вращая головку болта или гайку. Это хорошей практикой указывать, какая часть должна быть затянута, чтобы что изменение предварительного натяга болта сведено к минимуму.
На эту тему есть статья, которая может вас заинтересовать.

Что должно быть затянул гайку или головку болта?

Опубликовано в выпуске за март 2006 г. Fastener and Fixing Europe, в этой статье рассматриваются вопрос о том, должна ли головка гайки или болта подтянуть и есть ли разница? ответ зависит от того, какой процесс затягивания происходит использовал. Для затягивания с контролем крутящего момента независимо от того, затянута ли гайка затянута и головка болта удерживается, или головка болта затянута и удерживается гайка, может иметь значение.

Общая цель из процесс затяжки заключается в достижении постоянного предварительного натяга болта. Контроль крутящего момента во время затяжки и завершения последующие инспекционные проверки, чтобы убедиться, что указанные достигается крутящий момент, являются обычными способами, которыми это цель реализована.

В этой статье показано, что в в целом, при использовании контроля крутящего момента затяжка болта вращением головки болта или гайки может иметь значение. Это рекомендуется указать, какая часть должна быть затянута чтобы свести к минимуму изменение предварительного натяга болта. обсуждаются возникающие вопросы.

Чтобы помочь инженеру в преодолении проблем, связанных с применением резьбовых соединений и болтовых соединений, Болт Наука разработала ряд компьютерных программ .