5Сен

Коэффициент плотности дизельного топлива: Какова плотность дизельного топлива, как ее рассчитать и на что она влияет

Содержание

Почему топливо в системе мониторинга не сходится с чеками на заправке?

Дело в том, что у заправочного оборудования есть своя погрешность, также, как и у датчиков уровня топлива, датчиков расхода топлива. Заправочный пистолет дает погрешность 0,5-1%, при этом на малых объемах топлива погрешность может доходить до 3%.

Датчики уровня топлива, которые устанавливаем мы, дают погрешность 1% в идеальных условиях, в практике погрешность доходит до 3%, т.к. это зависит еще от условий эксплуатации ТС. К сравнению, штатный датчики уровня топлива, установленный в транспортных средствах дают погрешность примерно 15%.

Также на погрешность влияет тип топлива (зимнее/летнее) т.к. обладает разной плотностью, температура окружающий среды, т.к. под солнечными лучами топливо и топливный бак имеет свойство расширяться в баке, при морозе, бак сужается, топливо также уменьшается в объеме, в наших датчиках предусмотрена температурная компенсация, что намного уменьшает температурную погрешность, но все равно рекомендуется перетаррировка баков зимой, летом для более точных показаний, но так как это дополнительные затраты (1500р.

тарировка одного бака), мы для наших клиентов делаем примерную корректировку по последним заправкам в сезон. В чеках пишут ровное кол-во топлива, к примеру, заправлено 250 литров, но если сделать контрольный замер, с помощью специального мерника, то обнаружится как правило недолив, примерно 2%, на это накладывается погрешность датчика уровня топлива, поэтому погрешность в пределах 3-5% вполне допустима.

Для полного контроля топлива нужна комплексная установка Датчика уровня топлива (для контроля уровня в баке), датчика расхода топлива (для контроля топливной магистрали, обратки) при этом все равно приходится сверяться с чеками, и данные не будут сходиться литр в литр. Датчики уровня топлива — это больше контролирующий инструмент, чтобы пресечь махинации с топливом, сливы / недоливы.  Также для анализа и оптимизации расхода топлива, путем контроля расхода топлива под разной нагрузкой, стиля вождения, определение возможной неисправности топливной системы. Ниже приведена таблица зависимости изменения топлива от температуры:

Температурное расширение. Изменение температуры окружающей среды влечет за собой и изменение состояния дизельного топлива, а именно его плотности. При повышении температуры объем дизельного топлива увеличивается и рассчитывается по формуле: V2=V1*(1+Δt*β)

Увеличение температуры диз топлива

№ п/п количество топлива, V1, л изменение температуры, Δt, ˚С коэффициент расширения, β (диз. Топливо) количество топлива, V2, л разница в колличестве топлива

1

275

1

0,0015

275,41

0,41

2

275

2

0,0015

275,83

0,82

3

275

3

0,0015

276,24

1,24

4

275

4

0,0015

276,65

1,65

5

275

5

0,0015

277,06

2,06

6

275

6

0,0015

277,48

2,47

7

275

7

0,0015

277,89

2,89

8

275

8

0,0015

278,30

3,30

9

275

9

0,0015

278,71

3,71

10

275

10

0,0015

279,13

4,13

11

275

11

0,0015

279,54

4,54

12

275

12

0,0015

279,95

4,95

13

275

13

0,0015

280,36

5,36

14

275

14

0,0015

280,78

5,77

15

275

15

0,0015

281,19

6,19

16

275

16

0,0015

281,60

6,60

17

275

17

0,0015

282,01

7,01

18

275

18

0,0015

282,43

7,42

19

275

19

0,0015

282,84

7,84

20

275

20

0,0015

283,25

8,25

Нефть и нефтепродукты.

Руководство по использованию таблиц измерения параметров – РТС-тендер


     ГОСТ 33335-2015

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47-2015)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
 МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1255-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33335-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 1250-08 (2013)* Standard guide for use of the petroleum measurement tables (Стандартное руководство по использованию таблиц измерения нефти).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Стандарт разработан комитетом ASTM D02 «Нефтепродукты и смазочные материалы», и непосредственную ответственность за метод несет подкомитет D02.02/COMQ «Измерение углеводородов для коммерческого учета».

Перевод с английского языка (en).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).

Официальные экземпляры стандарта ASTM, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.

Степень соответствия — идентичная (IDT)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Настоящий стандарт основан на совместных разработках ASTM, API и IP и устанавливает руководство по применению поправочных коэффициентов для измерения объема нефтей, нефтепродуктов и смазочных масел в зависимости от температуры и давления.

Поправочные коэффициенты для измерения объема представляют набор уравнений, полученных на основе эмпирических данных изменения объема углеводородов в зависимости от температуры и давления. Традиционно коэффициенты были приведены в форме таблиц с наименованием «Таблицы измерения нефти и нефтепродуктов» и опубликованы как стандарт API/дополнение к IP/дополнение к ASTM D 1250. Однако с момента пересмотра в 1980 г. ASTM D 1250 включал перечень процедур без напечатанных таблиц и набора уравнений.

Настоящий стандарт [ASTM D 1250-04 (ADJD1250CD)], соответствующий API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04, устанавливает процедуры, с помощью которых объем нефтей, жидких нефтепродуктов и смазочных масел, измеренный при любых температуре и давлении, можно скорректировать с помощью поправочного коэффициента объема VCF до эквивалентного объема при стандартных условиях, обычно при температуре 15°С (60°F) или 20°С. Настоящий стандарт также предусматривает процедуры преобразования к условиям, отличающимся от стандартных, и переход к другим температурам. Значения плотности можно скорректировать, используя порядок, обратный определению VCF.

1.1 Настоящий стандарт устанавливает поправочные коэффициенты объема для нефтей, нефтепродуктов и смазочных масел в зависимости от температуры и давления и обеспечивает алгоритм и процедуру корректировки влияния температуры и давления на плотность и объем жидких углеводородов.

Стандарт не распространяется на природные сжиженные газы (NGLs) и сжиженные нефтяные газы (LPGs). Сочетание поправочных коэффициентов, учитывающих влияние температуры и давления на плотность и объем, приведено в настоящем стандарте в качестве общей поправки на температуру и давление жидкости (CTPL). Вклад температуры в этой поправке определен поправкой на влияние температуры на жидкость (CTL), которая исторически известна как «поправочный коэффициент объема» (VCF). Вклад давления в этой поправке определен поправкой на влияние давления на жидкость (CPL). Поскольку настоящий стандарт можно применять для разных условий, выходные параметры жидкости, приведенные в настоящем стандарте [CTL, F (коэффициент сжимаемости жидкости), CPL, CTPL], можно использовать как установлено в других стандартах.

1.2 Включение поправки на давление в API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04 является важным изменением по сравнению с температурными поправочными коэффициентами, приведенными в таблицах измерения параметров нефти и нефтепродуктов 1980 г. Однако, если давление составляет 1 атм (стандартное давление), поправку на давление не используют и стандарт/дополнение дает значения CTL в соответствии с таблицами измерений параметров нефти и нефтепродуктов 1980 г.

1.3 API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04 включает общие процедуры преобразования входных данных для получения значений CTL, F, CPL и CTPL при стандартной температуре и давлении (Т, Р), установленных пользователем. Для вычисления поправочного коэффициента объема используют две процедуры: одна — для данных, выраженных в единицах Американской системы мер (температура, °F; давление, psig), другая — в единицах СИ (температура, °С; давление, кРа или бар). В отличие от таблиц измерения параметров нефти и нефтепродуктов 1980 г. для получения результата в единицах СИ необходимо сначала вычислить плотность при 60°F. В дальнейшем это значение корректируют для получения результата в единицах СИ. Дополнительно к температуре 15°С для единиц СИ включена стандартная температура 20°С.

1.4 Установлены разные процедуры вычисления для отдельных групп товарных продуктов, таких как нефть, нефтепродукты и смазочные масла. Предусмотрена также процедура определения поправки на объем для специальных применений, когда параметры объединенных товарных групп не могут достоверно представить свойства термического расширения жидкости и требуется экспериментальное определение коэффициента термического расширения.

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

________________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

2.1 Стандарты API

Руководство API по измерению нефтепродуктов (MPMS):

API Chapter 11.1-2004 Temperature and pressure volume correction factors for generalized crude oils, refined products, and lubricating oils (including Addendum 1-2007) [Поправочные коэффициенты объема в зависимости от давления и температуры для нефтей, нефтепродуктов и смазочных масел (с изменением 1-2007)]

_______________

Доступен в API в электронном формате на CD-ROM. Номер для заказа — Н11013.

API Chapter 11.2.1 Compressibility factors for hydrocarbons: 0-90° API gravity range (Коэффициенты сжимаемости для углеводородов: диапазон плотности — от 0 градусов API до 90 градусов API)

API Chapter 11.2.1М Compressibility factors for hydrocarbons: 638-1074 kilograms per cubic meter range (Коэффициенты сжимаемости для углеводородов: диапазон плотности — от 638 до 1074 кг/м)

API Chapter 11.5 Density/weight/volume intraconversion (Взаимное преобразование плотность- масса-объем)

_______________

Доступен в API в электронном формате на CD-ROM. Номер для заказа — Н1105CD.

2.2 Стандарты ISO

ISO 91-1:1992 Petroleum measurement tables — Part 1: Tables based on reference temperatures of 15°C and 60°F (Таблицы измерения параметров нефти. Часть 1. Таблицы, основанные на стандартных температурах 15°С и 60°F)

ISO 91-2:1991 Petroleum measurement tables — Part 2: Tables based on a reference temperature of 20°C (Таблицы измерения параметров нефти и нефтепродуктов. Часть 2. Таблицы, основанные на стандартной температуре 20°С)

2.3 Дополнения к ASTM

Adjunct to ASTM D 1250-04 (ADJD1250CD) Temperature and pressure volume correction factors for generalized crude oils, refined products, and lubricating oils (Поправочные коэффициенты объема в зависимости от температуры и давления для нефтей, нефтепродуктов и смазочных масел)

_______________

Доступно в штаб-квартире ASTM International в электронном формате на CD-ROM по заказу дополнения N ADJD1250CD. Дополнение подготовлено в 2004 г. и пересмотрено в 2007 г.

Adjunct to ASTM D 1250: ADJD1250CD2 Density/weight/volume intraconversion (Преобразование плотность-масса-объем)

_______________

Доступно в штаб-квартире ASTM International в электронном формате на CD-ROM по заказу дополнения N ADJD1250CD2. Дополнение подготовлено в 2009 г.

3.1 Пересмотр стандартов ASTM/API/IP является результатом тесного сотрудничества между ASTM International, Американским институтом нефти (API) и Энергетическим институтом (IP). Для установления единых стандартизованных методов измерений Международной организации по стандартизации (ISO) и подкомитету ISO/ТС 28/SC 3 следует пересмотреть таблицы в ISO 91-1 и ISO 91-2.

API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04 можно применять для всех нефтей, нефтепродуктов и смазочных материалов, ранее включенных в таблицы 5, 6, 23, 24, 53, 54, 59 и 60. Обозначение API принято для полного комплекса реализуемых процедур выполнения руководства по стандартам измерения параметров нефти и нефтепродуктов (MPMS), глава 11, раздел 1. Обозначение IP — для полного комплекса процедур выполнения — дополнение к IP 200.

4.1 Область применения API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04 включает набор единиц Американской системы мер и единиц СИ. В таблице 1 полужирным курсивным шрифтом выделены определяющие диапазоны параметров и единицы измерения. Диапазоны параметров в таблице 1 представлены разными единицами (а диапазоны плотности представлены для разных значений стандартных температур).

Таблица 1 — Область применения     

Наименование показателя

Наименование продукции

Нефть

Нефтепродукты

Смазочные масла

Плотность при 60°F, кг/м

От 610,6 до 1163,5 в ключ.

От 610,6 до 1163,5 включ.

От 800,9 до 1163,5 включ.

Относительная плотность при 60°F

От 0,61120 до 1,16464 включ.

От 0,61120 до 1,16464 включ.

От 0,80168 до 1,1646 включ.

Плотность в градусах API при 60°F

От 100,0 до -10,0 включ.

От 100,0 до -10,0 включ.

От 45,0 до -10,0 включ.

Плотность при 15°С, кг/м

От 611,16 до 1163,79 включ.

От 611,16 до 1163,86 включ.

От 801,25 до 1163,85 включ.

Плотность при 20°С, кг/м

От 606,12 до 1161,15 включ.

От 606,12 до 1160,62 включ.

От 798,11 до 1160,71 включ.

Температура, °С

От -50,0 до +150,0 включ.

От -50,0 до +150,0 включ.

От -50,0 до +150,0 включ.

Температура, °F

От -58,0 до +302,0 включ.

От -58,0 до +302,0 включ.

От -58,0 до +302,0 включ.

Давление, psig

От 0 до 1500 включ.

От 0 до 1500 включ.

От 0 до 1500 включ.

Давление, кПа

От 0 до 1,034·10 включ.

От 0 до 1,034·10 включ.

От 0 до 1,034·10 включ.

Давление, bar

От 0 до 103,4 включ.

От 0 до 103,4 включ.

От 0 до 103,4 включ.

, °F

От 230,0·10до 930,0·10включ.

От 230,0·10  до 930,0·10включ.

От 230,0·10до 930,0·10включ.

, °C

От 414,0·10 до 1674,0·10 включ.

     От 414,0·10 до 1674,0·10 включ.

     От 414,0·10 до 1674,0·10 включ.

Определяющие пределы и единицы измерения выделены полужирным курсивным шрифтом.

4.2 Следует учитывать, что корректны только уровни прецизионности определяющих значений, представленные в таблице 1. Значения для переведенных единиц были округлены до значащих цифр и как округленные величины выпадают за пределы, установленные определяющими значениями.

4.3 В таблице 2 приведены перекрестные ссылки между исторически сложившимися обозначениями таблиц и соответствующими разделами API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04/дополнение к ASTM D 1250-04 (ADJD1250CD). Следует учитывать, что процедурами по пунктам 11.1.6.3 (единицы Американской системы мер) и 11.1.7.3 (единицы СИ) предусмотрены методы корректирования измерений плотности в режиме реального времени до стандартных условий и затем вычисления коэффициентов CTPL для непрерывных корректировок объема к стандартным условиям.

Таблица 2 — Перекрестные ссылки

Историческое обозначение таблицы

Раздел API MPMS, в котором описана процедура

5 А, В, D

11.1.6.2

23 А, В, D

11.1.6.2

6 А, В, С, D

11.1.6.1

24 А, В, С, D

11.1.6.1

53 А, В, D

11.1.7.2

59 А, В, D

11.1.7.2.

54 А, В, С, D

11.1.7.1

60 А, В, С, D

11.1.7.1

4.4 При использовании стеклянного ареометра для измерения плотности жидкости необходима специальная корректировка на термическое расширение стекла, если температура измерения отличается от температуры, при которой калибровали ареометр. В таблицах 1980 г. (CTL) были приведены обобщенные уравнения для корректировки показаний стеклянного ареометра, составляющие часть напечатанных таблиц с нечетной нумерацией. Однако подробные процедуры корректирования показаний стеклянного ареометра не включены в API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04. Пользователь стандарта должен руководствоваться соответствующим разделом главы 9 API MPMS или другим стандартом на опрелеление плотности ареометром.

4.5 Набор коррелляций, приведенный в API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04, применим к нефтяным жидкостям, таким как нефти, нефтепродукты и смазочные масла, являющимся однофазными жидкостями при нормальных рабочих условиях. В приведенной в настоящем стандарте классификации жидкостей используют характерные для промышленности термины, допускается использовать национальную терминологию. Этот перечень носит рекомендательный характер.

4.6 Нефти

Нефть плотностью в диапазоне от минус 10 градусов API до плюс 100 градусов API рассматривают как соответствующую товарной группе «Обобщенные нефти». Нефти, стабилизированные для транспортирования и хранения с плотностями в градусах API, находящимися в указанном диапазоне, рассматривают как часть группы «Нефть». К указанной группе также относится авиационное топливо для реактивных двигателей В (JP-4).

4.7 Нефтепродукты

Считают, что, если жидкость попадает в одну из групп «Обобщенные нефтепродукты», ее рассматривают на соответствие товарной группе «Обощенные нефтепродукты». Следует учитывать, что описание продуктов носит общий характер. Плотность некоторых продуктов в товарных спецификациях может частично перекрывать диапазон плотности смежного класса (например, дизельное топливо с низкой плотностью может находиться в группе топлив для реактивных двигателей). В таких случаях продукт следует относить к классу по значению плотности, а не по его характеристикам.

Нефтепродукты подразделяют на следующие группы.

4.7.1 Бензин

Автомобильный бензин и компонент смешивания без доочистки и облагораживания диапазоном плотности от 50 градусов API до 85 градусов API. Эта группа включает в себя следующие товарные продукты: бензин премиум, высокооктановый неэтилированный бензин, автомобильный бензин, неэтилированный бензин, автомобильный бензин с низким содержанием свинца, низкооктановый автомобильный бензин, бензин каталитического крекинга, алкилат, бензин глубокого крекинга, нафта, реформулированный бензин, авиационный бензин.

4.7.2 Топлива для реактивных двигателей

Топлива для реактивных двигателей, керосин и растворители Стоддарта диапазоном плотности приблизительно от 37 градусов API до 50 градусов API. Эта группа включает в себя товарные продукты, идентифицируемые как авиационный керосин К1 и К2, авиационное топливо Jet А и Jet А-1, керосин, растворитель Стоддарта, топлива JP-5 и JP-8.

4.7.3 Нефтяное топливо

Дизельные топлива, котельные топлива, топочные мазуты диапазоном плотности приблизительно в пределах от минус 10 градусов API до плюс 37 градусов API. Эта группа включает в себя товарные продукты, идентифицируемые как котельные топлива N 6 и РА, малосернистое котельное топливо, низкотемпературное котельное топливо (LT), котельное топливо, легкое малосернистое котельное топливо (LLS), котельные топлива N 2, топочный мазут, автомобильное дизельное топливо, газойль, топочный мазут N 2, дизельное топливо, печное топливо, дизельное топливо премиум.

4.8 Смазочные масла

Смазочные масла соответствуют рассматриваемой товарной группе «Смазочные масла», если их базовый компонент выработан из дистиллятных нефтяных фракций или получен деасфальтизацией. В соответствии с API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04/дополнение к ASTM D 1250-04 (ADJD1250CD) смазочные масла имеют тепературу начала кипения выше 700°F (370°С) и плотность в диапазоне приблизительно от минус 10 градусов API до плюс 45 градусов API.

4.9 Жидкости специального назначения

Жидкости специального назначения обычно являются относительно чистыми продуктами или однородными смесями со стабильным химическим составом, полученными из нефти (или на нефтяной основе с незначительным количеством других компонентов). Эти жидкости были проанализированы для установления коэффициента термического расширения для конкретной жидкости. Таблицы для жидкостей специального назначения следует использовать в следующих случаях.

4.9.1 Параметры групп обобщенных нефтепродуктов неоднозначно представляют свойства термического расширения жидкостей.

4.9.2 Точный коэффициент термического расширения можно определить экспериментально. Рекомендуется использовать не менее 10 измерений плотности/температуры. Процедура вычисления коэффициента термического расширения по данным измеренной плотности приведена в 11.1.5.2 API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04.

4.9.3 По согласованию изготовителя с потребителем при спорных ситуациях можно использовать вычисленный коэффициент термического расширения.

4.9.4 Конкретные примеры

Примеры

1 МТБЭ со значением =789,0·10°F.

2 Смесь бензина со спиртом со значением =714,34·10°F(— коэффициент термического расширения при 60°F).

4.10 Подробное описание процедуры применения для определенных углеводородных жидкостей приведено также в 11.1.2.4 и 11.1.2.5 API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04.

5.1 Таблицы измерения нефти и нефтепродуктов 1980 г. основаны на данных, полученных с использованием Международной практической температурной шкалы 1968 г. (IPTS-68), которая в 1990 г. была заменена Международной температурной шкалой (IPTS-90). Это учтено в API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04 корректировкой вводимых значений температуры к шкале IPTS-68 перед выполнением других вычислений. Стандартные плотности также корректируют с учетом небольших изменений, связанных со значениями стандартной температуры.

5.2 Принятое значение стандартной плотности воды при 60°F незначительно отличается от значения, приведенного в таблицах измерения параметров нефти и нефтепродуктов 1980 г. Уточненное значение плотности воды относится только к таблицам, основанным на относительной плотности и плотности в градусах API, т.е. устаревшим таблицам 5, 6, 23 и 24. Она также затрагивает таблицы пересчета значений в API MPMS Chapter 11.5, части 1-3-2008 (взамен API MPMS Chapter 11.1- 1980, тома Х1 и Х11).

5.3 В 1988 г. IP разработал процедуры для температуры 20°С (таблицы 59А, В и D и 60А, В и D) дополнительно к таблицам при температуре 15°С. Эта работа была проведена для стран, использующих температуру 20°С как стандартную. Несмотря на то, что API никогда не публиковал эти таблицы, их приняли как международные в качестве ссылочного документа для ISO 91-2, который дополняет ISO 91-1 для температур 60°F и 15°С и основан на томе X стандарта API MPMS Chapter 11.1-1980/дополнение к IP 200. При пересмотре в 2004 г. API MPMS глава 11.1/дополнение к IP 200 включены таблицы при температуре 20°С. При использовании таблиц с единицами СИ получают результаты, идентичные получаемым при использовании таблиц при 60°F. Эти процедуры можно адаптировать для таблиц при любой требуемой температуре.

5.4 Процедуры для таблиц, касающихся смазочных масел, впервые приведены в IP N 2 для измерения параметров нефти и нефтепродуктов: руководство для пользователей таблиц по измерению параметров нефти и нефтепродуктов (API 2540; IP 200; ANSI/ASTM D 1250) и в последующих таблицах для температуры 20°С. В настоящее время данная процедура является частью настоящего стандарта.

Также данная процедура включена в API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04.

5.5 Значение плотности в единицах СИ округляют до 0,1 вместо 0,5 кг/м.

5.6 Для удовлетворения потребностий промышленности в таблицы включены более низкие значения температуры и более высокие значения плотности (т.е. для более низких значений плотности в градусах API).

5.7 При измерении плотности на производстве в режиме реального времени предпочтение отдают цифровым плотномерам. Такие измерения часто проводят при давлениях выше атмосферного. Этот факт следует учитывать наряду с любым температурным эффектом при определении плотности в стандартных условиях. Поэтому поправки на давление и температуру следует объединить в единую процедуру.

5.8 Не используют округление и отбрасывание исходных и промежуточных данных. Окугление применяют исключительно к конечному значению CTPL.

5.9 Конечное значение CTPL округляют в соответствии с приложением, для которого применяют поправочный коэффициент. Если нет других указаний, округляют до пятого десятичного знака. Также API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04 содержит механизм получения промежуточных неокругленных коэффициентов, которые при объединении дают общее округленное значение CTPL.

5.10 Таблицы измерений параметров нефти и нефтепродуктов 1980 г. реализуют процедуру, использующую целые числа, дополнительно допускается использовать программное обеспечение. В настоящее время используют математическую процедуру с двойной точностью — так называемую процедуру с плавающей запятой.

5.11 Пересмотренные API MPMS Chapter 11.2.1 и 11.2.1М в настоящее время включены в API MPMS Chapter 11.1-2004. Версии 1984 г. обоих документов остаются доступными как историческая первооснова.

5.12 Предыдущие издания таблиц были основаны на измерениях плотности с использованием стеклянных ареометров. API MPMS Chapter 11.1-2004/дополнение к IP 200/04 основан на вводимых значениях плотности и без поправок для стеклянного ареометра. Если плотность была измерена с использованием стеклянного ареометра, перед вычислениями полученные значения плотности корректируют.

Приложение А1


(обязательное)

[ASTM D 1250-80, API MPMS Chapter 11.1-1980, IP 200/80 (90)]

А1.1 Область применения

А1.1.1 Таблицы параметров нефти и нефтепродуктов применяют для вычисления количества нефти и нефтепродуктов в стандартных условиях в любой из трех широко используемых системах измерений. Таблицами предусмотрено стандартное вычисление измерения количества нефтяных жидкостей независимо от места происхождения, назначения или единиц измерения, используемых традиционно или по договоренности.

А1.1.2 В таблицах измерений параметров нефти и нефтепродуктов, опубликованных в 1980 г., за исключением таблиц 33 и 34 (которые были переизданы без изменений), представлены значительные концептуальные отступления от предыдущих версий. Таблицы измерения параметров нефти и нефтепродуктов переработаны с учетом использования программного обеспечения. В настоящем стандарте не приведены таблицы измерения параметров нефти и нефтепродуктов и системы уравнений, используемые для определения плотности, а описаны процедуры, основанные на компьютерных подпрограммах для таблиц 5, 6, 23, 24, 53 и 54. Стандартизация реализованных процедур подразумевает стандартизацию системы математических выражений, включая процедуры последовательных вычислений и округления, используемых в программном обеспечении. Строгое выполнение методик вычисления позволяет получать идентичные результаты при использовании разных компьютерных программ и спецификаций. Поэтому издаваемые процедуры реализации являются основополагающим стандартом, распределенные подпрограммы являются вторичным стандартом, а опубликованные таблицы выпущены для удобства пользователей.

Примечание А1.1 — Опубликованные таблицы заменяют предыдущие издания таблиц измерения параметров нефти и нефтепродуктов по ANSI/ASTM D 1250, IP 200 и API 2540.

А1.2 Нормативные ссылки

В настоящем приложении использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

А1.2.1 ASTM D 287 Test method for API gravity of crude petroleum and petroleum products (Hydrometer method) [Метод определения плотности в градусах API нефтей и нефтепродуктов (метод с использованием ареометра)]

Petroleum measurement tables — 1980 (Таблицы измерения параметров нефти и нефтепродуктов — 1980 г.)

Historical edition petroleum measurement table — 1952 (Историческое издание таблицы измерения параметров нефти и нефтепродуктов — 1952 г.)

А1.3 Информационная поддержка

А1.3.1 Полное собрание новых совместно изданных таблиц ASTM-API-IP является результатом тесного сотрудничества между Американским обществом по тестированию материалов, Американским иститутом нефти и Институтом нефти (Лондон). В соответствии со сложившейся мировой практикой стандартизованных измерений Американский национальный институт стандартов и Британский институт стандартов одобрили пересмотренные таблицы в качестве Американского национального стандарта и Британского стандарта. В дополнение, каждый в соответствии с компетенцией Секретариата Международной организации по стандартизации ТС 28 и ТС 28/SC 3, ANSI и BSI принимал участие в продвижении пересмотренных таблиц с целью их утверждения в качестве международного стандарта Международной организации по стандартизации. Обозначение ASTM D 1250 применено ко всем 35 таблицам раздела А1.5. Обозначение Энергетического института для полного набора таблиц — IP 200/80.

А1.4 Назначение и применение

А1.4.1 Настоящий стандарт следует применять для нефти независимо от ее источника и жидких нефтепродуктов (при нормальных условиях), производимых из нее. Существуют три основные системы таблиц для текущего использования, основанные на градусах API (таблицы 5 и 6), относительной плотности (таблицы 23 и 24) и плотности (кг/м) (таблицы 53 и 54). Для повышения точности и удобства использования в основных таблицах (таблицы 5, 6, 23, 24, 53 и 54) значения для нефти и нефтепродуктов приведены в отдельных таблицах. Например, для таблицы 6: таблица 6А — обобщенные нефти; таблица 6В — нефтепродукты; таблица 6С — поправочные коэффициенты объема для отдельных продуктов и случаев особого применения. Дополнительные таблицы основаны на средних значениях поправочных коэффициентов объема нефти и нефтепродуктов, определенных по основным таблицам, и не содержат значения прецизионности, которые приведены в основных таблицах.

А1.4.2 В основных таблицах приведены следующие диапазоны измерений:

Таблица А

Таблица В

Таблица С

Градусы API

°F

Градусы API

°F


°F

От 0 до 40 включ.

От 0 до 300 включ.

От 0 до 40 включ.

От 0 до 300 включ.

От 270 до 510·10вкл.

От 0 до 300 включ.

Св.40 до 50 включ.

Св.0 до 250 включ.

Св.40 до 50 включ.

Св.0 до 250 включ.

Св.510 до 530 включ.

Св.0 до 250 включ.

Св.50 до 100 включ.

Св.0 до 200 включ.

лСв.50 до 85 вкюч.

Св.0 до 200 включ.

Св.530 до 930 включ.

Св.0 до 200 включ.

Примечание А1.2 — — коэффициент термического расширения при 60°F.

Дополнительные таблицы, кроме таблиц 33 и 34, охватывают диапазон таблицы А.

А1.4.3 Таблицы, содержащие корректировку плотности к стандартной температуре, основаны на предположении, что измерения были проведены с использованием стеклянного ареометра (ASTM D 287) с учетом поправки на термическое расширение стекла стандартного ареометра. При использовании поточных плотномеров компьютерная программа не учитывает поправку для ареометра.

А1.5 Таблицы по настоящему стандарту

Том I:

— таблица 5А — обобщенные нефти, корректировка наблюдаемой плотности в гардусах API к плотности в градусах API при 60°F;

— таблица 6А — обобщенные нефти, корректировка объема к 60°F с использованием плотности в градусах API при 60°F.

Том II:

— таблица 5В — нефтепродукты, корректировка наблюдаемой плотности в градусах API к плотности в градусах API при 60°F;

— таблица 6В — нефтепродукты, корректировка объема к 60°F с использованием плотности в градусах API при 60°F.

Том III:

— таблица 6С — коэффициенты поправки объема для отдельных продуктов и специальных применений, корректировка объема к 60°F с использованием коэффициентов термического расширения при 60°F.

Том IV:

— таблица 23А — обобщенные нефти, корректировка наблюдаемой относительной плотности к относительной плотности 60/60°F;

— таблица 24А — обобщенные нефти, корректировка объема к 60°F с использованием относительной плотности при 60/60°F.

Том V:

— таблица 23В — нефтепродукты, корректировка наблюдаемой относительной плотности в относительную плотность при 60/60°F;

— таблица 24В — нефтепродукты, корректировка объема к 60°F с использованием относительной плотности при 60/60°F.

Том VI:

— таблица 24С — коэффициенты поправки объема для отдельных продуктов и специальных применений, корректировка объема к 60°F с использованием коэффициентов термического расширения при 60°F.

Том VII:

— таблица 53А — обобщенные нефти, корректировка наблюдаемой плотности к плотности при 15°С;

— таблица 54А — обобщенные нефти, корректировка объема к 15°С с использованием плотности при 15°С.

Том VIII:

— таблица 53В — нефтепродукты, корректировка наблюдаемой плотности к плотности при 15°С;

— таблица 54В — нефтепродукты, корректировка объема к 15°С с использованием плотности при 15°С.

Том IX:

— таблица 54С — коэффициенты поправки объема для отдельных продуктов и специальных применений, корректировка объема к 15°С с использованием коэффициентов термического расширения при 15°С.

Том X:

— подготовка, разработка и применяемые процедуры.

Тома XI и XII:

— таблицы 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 51, 52 и 58 переизданы без изменений;

— таблица 33 — уменьшение относительной плотности при 60°F для сжиженных нефтяных и природного газов;

— таблица 34 — уменьшение объема при 60°F в зависимости от относительной плотности при 60/60°F для сжиженных нефтяных газов.

Приложение ДА


(справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение и наименование ссылочного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование межгосударственного стандарта

API MPMS Chapter 11.1-2004 Поправочные коэффициенты объема в зависимости от давления и температуры для нефтей, нефтепродуктов и смазочных масел


*

API MPMS Chapter 11.2.1 Коэффициенты сжимаемости для углеводородов: диапазон плотности — от 0 градусов API до 90 градусов API


*

API MPMS Chapter 11.2.1M Коэффициенты сжимаемости для углеводородов: диапазон плотности — от 638 до 1074 кг/м


*

API MPMS Chapter 11.5 Преобразование плотность-масса-объем


*

ISO 91-1:1992 Таблицы измерения параметров нефти. Часть 1. Таблицы, основанные на стандартных температурах 15°С и 60°F


*

ISO 91-2:1991 Таблицы измерения параметров нефти и нефтепродуктов. Часть 2. Таблицы, основанные на стандартной температуре 20°С


*

     * Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

УДК 665.61+665.71:542.3:006.354

МКС

75.040

IDT

75.080

Ключевые слова: нефть и нефтепродукты, руководство по использованию таблиц измерения параметров

Плотность дизельного топлива зимнего, летнего: таблица, ГОСТ, измерение

Дизельное топливо составляет конкуренцию привычному бензину в личном транспорте и железнодорожных перевозках. Горючее активно закупается для заправки военной техники. Имеет высокое качество, максимальный КПД. По стоимости сопоставим с ценой бензина класса премиум с высоким октановым числом, при этом имеет экономичный расход.

Как и любое горючее, солярка обладает рядом химических характеристик, некоторые из которых определяют его энергоэффективность и качество взаимодействия с двигателем внутреннего сгорания. Один из ключевых параметров – плотность дизельного топлива кг/л или кг/м3.

Содержание:

  1. Плотность дизельного топлива: что это?
  2. Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры
  3. Плотность зимнего дизельного топлива
  4. Плотность летнего дизельного топлива
  5. Плотность дизельного топлива: таблица
  6. Измерение плотности дизельного топлива
  7. Плотность дизельного топлива при 20 градусах

Плотность дизельного топлива: что это?

О том, что такое плотность, проще рассказать на примере бензина. Тем более, сравнивая эту величину для бензина и для дизельного топлива, в дальнейшем мы быстрее определим различия между двумя указанными типами горючего и оптимальные области их использования.

Плотность бензина – это выражение количества горючего углеводородного компонента в общем объеме топливной смеси. Подсчитывается величина в кг/м3 при определенных условиях, главное из которых – соблюдение температуры +15 С. Дело в том, что плотность имеет свойство изменяться от повышения и понижения температуры или резкого изменения давления. Для стандартизации международных измерений решено измерять показатель при стандартной температуре +15 С, в некоторых странах — +20 С, что дает незначительные отклонения.

В отличие от октанового числа, которое может корректироваться добавлением в состав присадок и добавок, плотность зависит от изначального состава нефтяного сырья. Она не коррелируется с октановым числом, являясь независимой величиной.

Плотность востребованных марок бензина, начиная от АИ-92, варьируется в рамках 725 – 780 кг/м3. Чем выше плотность состава, тем быстрее идет воспламенение горючего в рабочей камере и тем эффективнее работает мотор машины. В то же время, плотность может изменяться при смене внешней среды, например при долгом подъеме в гору, что может создавать дополнительную нагрузку на двигатель.

Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры

Температурное воздействие имеет значение и для дизельного топлива. Поэтому для получения корректных данных при измерении должна быть установлена стандартная температура. Относительно дизеля значение составляет +20 градусов по Цельсию.

Чем выше температура состава, тем больше его плотность. Дизель, являясь продуктом переработки нефти, определяется теми физическими свойствами, которые имеет оригинальное сырье. Это значит, что термическую зависимость данного вида горючего изначально нельзя нивелировать. Именно поэтому в продаже имеется летнее и зимнее дизельное топливо, максимально адаптированное под соответствующие климатические условия. При этом расход жидкого продукта с меньшей плотностью будет больше.

Плотность зимнего дизельного топлива

Из-за зависимости от перепадов температуры для заправки транспортных средств в различные времена года используются отдельные типы дизельного горючего.

Летнее дизельное топливо не содержит специальных присадок, поэтому при снижении температуры удлиняется время возгорания топлива после впуска. Это может привести к возникновению пробок в рабочем механизме, повышению давления и износу мотора. В холодное время года целесообразно использовать зимнее дизельное топливо, обогащенное специальными добавками, несмотря на более высокую стоимость.

Зимнее дизельное топливо имеет плотность до 840 кг/м3. Такое горючее можно получить двумя способами:

  1. добавление в обычный летний дизель антигеля для снижения температуры застывания;
  2. замораживание летнего топлива до выпадения жидкой фракции;
  3. добавление в летний состав авиационного керосина в концентрации 20%;
  4. соединение жидких углеводородных фракций, полученных путем прямой перегонки, обработанных водородом в условиях повышенного давления и являющихся вторичным продуктом нефтепереработки.

Отдельно стоит выделить нефтепродукты, пригодные для использования в регионах с суровым климатом. Плотность арктического дизельного топлива составляет максимум 830 кг/м3, оно выдерживает морозную температуру до -55 градусов благодаря возникновению из углеводородных фракций с высокой температурой процесса выкипания (более +300 градусов) и добавлению присадок и минеральных компонентов.

Плотность летнего дизельного топлива

Плотность летнего ДТ составляет 860 кг/м3. Такая жидкость подходит для заправки автотранспортных средств при наружной температуре от 0 градусов и выше. Замерзает состав при -5 градусах.

Требования к характеристикам летнего и зимнего дизеля содержатся в ГОСТ 305-82. Здесь же обозначены приемлемые условия эксплуатации обоих видов горючего. На международном рынке действует аналогичный стандарт Евро-5.

Средняя плотность летнего вида горючего никак не влияет на его возможность использования в зимний период. Летнее ДТ, не содержащее в себе специальных примесей, просто замерзнет в баке автомобиля.

Плотность дизельного топлива: таблица

Для удобства приводим сравнительную таблицу основных свойств различных типов горючего, включая удельную плотность дизельного топлива кг/м3.

Таблица 1

Плотность дизельного топлива: основные значения

Наименование

Температура окружающей среды, С

Температура застывания, С

Температура вспышки, С

Максимальная плотность, кг/м3

Летний дизель

От 0 и выше

-5

62

860

Зимний дизель

До -25

-35

40

840

Арктический дизель

До -50

-55

35

830

Плотность дизельного топлива в зависимости от температуры — таблица для определения плотности нефтепродуктов универсального назначения. Приводим ее в полном виде.

Таблица 2

Плотность дизельного топлива: полные значения

   +1 С  +2 С  +3 С  +4 С  +5 С  +6 С  +7 С  +8 С  +9 С  +10 С  +11 С  +12 С  +13 С  +14 С  +15 С  +16 С  +17 С  +18 С  +19 С  +20 С
A 690 690,9 691,8 692,7 693,4 694,6 695,5 696,4 697,3 698,2 699,1 700 700,9 701,8 702,7 703,6 704,5 705,4 706,3 707,2
B 708,1 709 709,9 710,8 711,6 712,5 713,4 714,3 715,2 716,1 716,9 717,6 718,7 719,6 720,5 721,4 722,2 723,1 724 724,8
C 725,7 726,6 727,4 728,3 729,2 730,1 730,9 731,8 732,6 733,5 734,3 735,2 736,1 736,9 737,8 738,6 739,5 740,3 741,2 742,01
D 742,9 743,7 744,5 745,4 746,2 747,1 747,9 748,8 749,6 750,5 751,3 752,1 753 753,8 754,6 755,5 756,3 757,1 757,9 758,8
E 759,6 760,4 761,3 762,1 762,9 763,7 764,5 765,3 766,2 767 767,8 768,6 769,4 770,3 771,1 771,9 772,7 773,5 774,3 775,1
F 775,9 776,7 777,5 778,3 779,1 779,9 780,7 781,5 782,3 783,1 783,9 784,7 785,5 786,3 787 787,8 788,6 789,4 790,2 791
G 791,8 792,5 793,3 794,1 794,9 795,7 796,4 797,2 798 798,8 799,5 800,3 801,1 801,9 802,6 803,4 804,2 804,9 805,7 806,4
H 807,2 808 808,7 809,5 810,3 811 811,8 812,5 813,3 814 814,8 815,5 816,3 817 817,8 818,5 819,3 820 820,8 821,5
I 822,3 823 823,7 824,5 825,4 826 826,7 827,4 828,2 828,9 829,6 830,4 831,1 831,8 832,6 833,3 834 834,7 835,5 836,2
J 836,9 837,6 838,4 839,1 839,8 840,5 841,2 841,9 842,7 843,4 844,1 844,8 845,5 846,2 846,9 847,6 848,3 849,1 849,8 850,5
K 851,2 851,9 852,6 853,3 854 854,7 855,4 856,1 856,8 857,5 858,2 858,9 859,6 860,3 861 861,6 862,3 863 863,7 864,4
L 865,1 865,8 866,6 867,1 867,8 868,5 869,2 869,9 870,5 871,2 871,9 872,6 873,2 873,9 874,6 875,3 875,9 876,6 877,3 877,9
M 878,6 879,3 880 880,6 881,3 881,9 882,6 883,3 883,9 884,6 885,2 885,9 886,6 887,2 887,9 888,5 889,2 889,9 890,5 891,1
N 891,8 892,5 893,1 893,8 894,4 895 895,7 896,3 897 897,6 898,3 898,9 899,6 900,2 900,9 901,5 902,1 902,8 903,6 904
O 904,7 905,3 905,9 906,6 907,2 907,9 908,4 909,1 909,7 910,3 911 911,6 912,2 912,8 913,4 914,1 914,7 915,3 915,9 916,5
P 917,2 917,8 918,4 919 919,6 920,3 920,9 921,5 922,1 922,7 923,3 923,9 924,5 925,1 925,7 926,3 926,9 927,5 928,1 928,8
Q 929,4 930 930,6 931,2 931,7 932,3 932,9 933,5 934,1 934,7 935,3 935,9 936,5 937,1 937,7 938,3 938,9 939,5 940,1 940,6
R 941,2 941,8 942,4 943 943,6 944,1 944,7 945,3 945,9 946,5 947 947,6 948,2 948,8 949,4 949,9 950,5 951,1 951,6 952,2
S 952,8 953,3 953,9 954,5 955 955,6 956,2 956,7 957,3 957,9 958,4 959 959,6 960,1 960,7 961,3 961,8 962,4 962,9 963,5
T 964 964,6 965,1 965,7 966,2 966,8 967,4 967,9 968,5 969 969,6 970,1 970,7 971,2 971,7 972,3 972,8 973,4 973,9 974,4
U 975 975,5 976,1 976,6 977,2 977,7 978,2 978,8 979,3 979,9 980,4 980,9 981,4 982 982,5 983 983,6 984,1 984,6 985,1
V 985,7 986,2 986,7 987,3 987,8 988,3 988,8 989,4 989,9 990,4 990,9 991,4 992,2 992,5 993 993,5 994 994,5 995 995,5

Она используется в случаях, когда измерение плотности происходит при отклонении от стандартной температуры. Определив плотность вещества в текущий момент времени, необходимо провести горизонтальную параллель до столба с температурой в +20 градусов – это и будет реальная плотность состава.

Измерение плотности дизельного топлива

Расчет плотности ДТ производится с помощью ареометра, который помещается внутрь небольшой емкости с горючим. Следуя законам физики, на основании вытесненного объема жидкости подсчитывается ее удельная плотность. Обычно прибор для измерения комплектуется термометром для обеспечения максимальной точности вычисления – исследование должно проводится при температуре образца строго +20 градусов.

Если нет возможности провести определение плотности солярки при стандартной двадцатиградусной температуре, то исследование нужно проводить с небольшим объемом горючего, достаточно 100 мл. Для определения температуры жидкости можно использовать обычный ртутный градусник. Расчет исходит из стандартизированных показаний плотности горючего, которые являются справочной информацией и общедоступны. В случае понижения / повышения температуры используется дополнительный коэффициент 0,0007 г/см³ на каждый градус.

Если температура топлива была понижена, то к универсальному значению нужно прибавить умноженный на разницу в температуре коэффициент. При повышении температуры нужно отнять от полученного значения кг/м3 цифру, полученную в итоге умножения коэффициента на превышающее значение температуры.

Плотность дизельного топлива при 20 градусах

Удельная плотность дизельного горючего при 20 градусах является точной и действительной величиной. Именно в таком состоянии жидкости числовое выражение удельной плотности будет максимально адекватным. Также при +20 градусов возможно объективно оценить качественные свойства продукта. Хороший показатель плотности свидетельствует о том, что в составе ДТ отсутствуют лишние водяные пары и тяжелые фракционные углеводороды, препятствующие быстрому воспламенению жидкости при зажигании и увеличивающие расход топлива на ходу.


Статьи по теме

Онлайн калькулятор для пересчета плотности дизельного топлива при любой температуре

Определить плотность (удельный вес) дизельного топлива


от температуры

При наборе величины для перевода ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить точку (не запятую!)

Очень кратко: пользоваться крайне просто (ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ — ПРОСТО :)) Набрать в поле величину, которую ИМЕЕМ, автоматически в остальных полях будут появляться величины, которые НУЖНЫ. Для определения плотности (удельного веса) топлива в зависимости от температуры необходимо:

  • 1. измерить реальный вес и температуру топлива ориометром и термометром.

  • 2. Внести данные в соответствующие ячейки.

  • 3. Внести при какой температуре нужно знать плотность топлива.

  • 4. В соответствующей ячейке получить результат.

На главную
Дело тут такое, что может понадобиться перевести плотность в удобные Вам единицы исчисления.

Прошу на страницу онлайн перевода единиц плотности.
Что искали посетители, попавшие на эту страницу:

плотность дизельного топлива
плотность дизельного топлива
плотность дизельного топлива зимнего
плотность дизельного топлива от температуры
таблица плотности дизельного топлива
плотность бензина и дизельного топлива
плотность дизельного топлива летнего
средняя плотность дизельного топлива
коэффициент плотности дизельного топлива
расчет плотности дизельного топлива
удельная плотность дизельного топлива
плотность дизельного топлива гост
плотность паров дизельного топлива
показатель плотности дизельного топлива
плотность дизельного топлива зимой
таблица плотностей

Зависимость плотности дизельного топлива от температуры таблица

Плотность топлива – это его удельный вес, а именно количество массы в единице объема.

Плотность топлива во многом зависит от плотности нефти из которой оно получено. Согласно ГОСТ Р 52368-2005 плотность топлива при температуре +15 °С должна быть в пределах 0,820-0,845 г/см3, а по ГОСТ 305-82 не должна превышать 0,860 (при 20°С)

Плотность топлива зависит от температуры, впрочем, как и для любой другой жидкости: при повышении температуры плотность топлива снижается и наоборот – при снижении температуры плотность топлива увеличивается. Существуют специальные таблицы для пересчета плотности топлива в зависимости от температуры. Для дизельного топлива температурная поправка изменения плотности составляет, в среднем 0,0007 г/см3 на 1°С.

НЕФТЕПРОДУКТЫПЛОТНОСТЬ ПРИ 20* С, г/см3
Авиационный бензин0,73-0,75
Автомобильный бензин0,71-0,76
Топливо для реактивных двигателей0,76-0,84
Дизельное топливо0,80-0,85
Моторное масло0,88-0,94
Мазут0,92-0,99
Нефть0,74-0,97

Точный расчет плотности нефтепродукта

Для того чтобы определить при помощи этой таблицы плотность нефтепродукта при данной температуре, необходимо:

таблица средних температурных поправок плотности нефтепродуктов.

Плотность при 20 o СТемпературная поправка на 1 o СПлотность при 20 o СТемпературная поправка на 1 o С
0,650-0,6590,0009620,8300-0,83990,000725
0,660-0,6690,0009490,8400-0,84990,000712
0,670-0,6790,0009360,8500-0,85990,000699
0,680-0,6890,0009250,8600-0,86990,000686
0,6900-0,69990,0009100,8700-0,87990,000673
0,7000-0,70990,0008970,8800-0,88990,000660
0,7100-0,71990,0008840,8900-0,89990,000647
0,7200-0,72990,0008700,9000-0,90990,000633
0,7300-0,73990,0008570,9100-0,91990,000620
0,7400-0,74990,0008440,9200-0,92990,000607
0,7500-0,75990,0008310,9300-0,93990,000594
0,7600-0,76990,0008180,9400-0,94990,000581
0,7700-0,77990,0008050,9500-0,95990,000567
0,7800-0,78990,0007920,9600-0,96990,000554
0,7900-0,79990,0007780,9700-0,97990,000541
0,8000-0,80990,0007650,9800-0,98990,000528
0,8100-0,81990,0007520,9900-1,0000,000515
0,8200-0,82990,000738

а) найти по паспорту плотность нефтепродукта при +20 o С;

б) измерить среднюю температуру груза в цистерне;

в) определить разность между +20 o С и средней температурой груза;

г) по графе температурной поправки найти поправку на 1 o С, соответствующую плотность данного продукта при +20 o С;

д) умножить температурную поправку плотности на разность температур;

е) полученное в п. «д» произведение вычесть из значения плотности при +20 o С, если средняя температура нефтепродукта в цистерне выше +20 o С, или прибавить это произведение, если температура продукта ниже +20 o С.

Примеры.

Плотность нефтепродукта при +20 o С, по данным паспорта 0,8240. Температура нефтепродукта в цистерне +23 o С. Определить по таблице плотность нефтепродукта при

а) разность температур 23 o — 20 o =3 o ;

б) температурную поправку на 1 o С по таблице для плотности 0,8240, состовляющую 0,000738;

в) температурную поправку на 3 o :

0,000738*3=0,002214, или округленно 0,0022;

г) искомую плотность нефтепродукта при температуре +23 o С (поправку нужно вычесть, так как температура груза в цистерне выше +20 o С), равную 0,8240-0,0022=0,8218, или округленно 0,8220.

2. Плотность нефтепродукта при +20 o С, по данным паспорта, 0,7520. Температура груза в цистерне -12 o С. Определить плотность нефтепродукта при этой температуре.

а) разность температур +20 o С — (-12 o С)=32 o С;

б) температурную поправку на 1 o С по таблице для плотности 0,7520, составляющую 0,000831;

в) температурную поправку на 32 o , равную 0,000831*32=0,026592, или округленно 0,0266;

г) искомую плотность нефтепродукта при температуре -12 o С (поправку нужно прибавить, так как температура груза в цистерне ниже +20 o С), равную 0,7520+0,0266=0,7786, или округленно 0,7785.

Плотность дизельного топлива – это непостоянная величина, которая обозначает соотношение веса нефтепродукта к объему. Она регулярно изменяется. Колебания плотности зависят от марки дизельного топлива и от температуры окружающей среды. Фактически плотность обозначает удельный вес.

Компания «Ренетоп» предлагает низкую цену на дизельное топливо с доставкой по Уралу.

Плотность топлива и температура

Принято измерять плотность различных марок дизельного топлива при температуре 20 градусов по Цельсию. Рассматривая плотность дизтоплива в зависимости от температуры, нужно отметить, что при понижении температуры окружающей среды на один градус по Цельсию плотность нефтепродукта снижается на коэффициент 0,0007 г/см³.

Нормативы расчета плотности дизтоплива

Исходя из значения коэффициента изменения плотности при понижении или повышении температуры видим, что изменяется и объем топлива. При понижении температуры окружающей среды объем повышается, при снижении – понижается.

Основной расчет плотности дизельного топлива в соответствии с государственными стандартами ведется относительно температуры окружающей среды 20 градусов по Цельсию, а изменения плотности рассчитываются с учетом возможных изменений температуры и соответственно объема.

Услуги компании «Ренетоп»:

Плотность дизтоплива в летнее и зимнее время

Плотность топлива – величина изменяющаяся. Она напрямую зависит от температуры дизельного топлива и воздуха. Снижение температуры приводит к снижению плотности, повышение к повышению.

Повышение плотности утяжеляет фракционный состав. Плотность летнего и зимнего дизельного топлива регламентирует ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 305-82.

Плотность дизтоплива, в зависимости от времени года государственными стандартами установлена следующая:

  • зимнего – 860 кг/м3;
  • летнего – 840 кг/м3;
  • арктического – 830кг/м3.

Исходя из этого – вес одного литра колеблется от 830 до 860 гр. С повышением температуры на один градус по Цельсию вес дизельного топлива будет понижаться.

Примеры плотности дизтоплива при различных температурах

Для определения плотности дизельного топлива при определенной температуре нужно:

  1. В паспортных данных найти плотность нефтепродукта при +20 градусов по Цельсию.
  2. Замерять фактическую температуру дизельного топлива в емкости для транспортировки или хранения.
  3. Разность температуры умножаем на коэффициент 0,0007.
  4. Вносим поправку. Если температура выше – отнимаем значение от паспортной плотности, если ниже добавляем.

Начать следует с того, что плотность дизельного топлива, как и любой другой жидкости, сильно зависит от его температуры. Поэтому для получения сравнимых результатов плотность дизельного топлива измеряется при 20 градусах по Цельсию. Дизельное топливо (ДТ) — это жидкие углеводороды, использующиеся в качестве горючего для дизельных двигателей внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают горючее, получающееся из керосиново-газойливых фракций при помощи прямой перегонки нефти. Плотность топлива – это фактически его удельный вес. Измеряется эта величина в килограммах на кубический метр или в граммах на сантиметр в кубе.

Название «солярка» происходит от немецкого Solaröl (солнечное масло) — так за желтый цвет ещё в середине XIX века называли более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти.

Советская нефтеперерабатывающая промышленность выпускала горючее «Соляровое масло ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51». Оно было предназначено для применения в качестве дизтоплива среднеоборотных (со скоростью вращения коленвала не выше 1000 об/мин.) дизелей. Использовалось, как правило, для сельскохозяйственной и другой специальной техники, и все знали ее под названием «солярка» или «соляра». Соляровое масло непригодно для заправки современных авто с высоко оборотистыми ДВС.

Разделение дизельного топлива по ГОСТ

Согласно ГОСТ 305-82 дизельное горючее делится в зависимости от сезона использования на следующие виды:

  • Летнее – остается жидким всего до -5 ◦ C. Его рекомендуется использовать при температуре воздуха выше нуля по Цельсию.
  • Зимнее – не должно густеть до -35 ◦ C. Используется при морозах ниже -20 ◦ С.
  • Арктическое – застывает не выше -50 ◦ C. рекомендовано к использованию при морозах ниже -45 ◦ С.

Вес одного кубометра летнего дизельного горючего должен быть не более 860 кг. Вес кубометра зимней солярки должен быть не более 840 кг. Вес куба арктического дизельного топлива не должен превышать 830 кг. Измерять вес солярки ГОСТ предписывает при 20 градусах по Цельсию.

Измерение удельного веса

Плотность топлива измеряется при помощи ареометров. Плотность дизтоплива измеряется ареометрами для нефтепродуктов, названия которых начинаются с букв АН, к примеру, таких как АНТ-1 или АНТ-2. Чем больший процент дизтоплива приходится на углеводороды, имеющие высокий удельный вес, тем больше плотность этой солярки. С одной стороны, при сгорании такого дизтоплива выделяется больше энергии, с другой, оно хуже испаряется, тяжелее поджигается и не сгорает в цилиндрах без остатка. Так как летом испарение и воспламенение происходит проще у летней солярки, удельный вес выше, чем у зимнего дизельного топлива.

Поскольку ГОСТ предписывает измерять плотность ДТ при температуре 20 ◦ C, для правильного определения плотности нужно принести емкость с соляркой домой и дождаться, чтобы зимой она прогрелась, а летом остыла до +20 ◦ C. Если же вам некогда ждать, можно измерить интересующий вас параметр и температуру ДТ, а после пересчитать каков будет результат при 20 ◦ С. Для этого нужно знать, что уменьшение температуры солярки на 1 ◦ C увеличивает ее удельный вес в среднем на 0,0007 г/см 3 . А увеличение температуры соответственно уменьшает плотность на туже величину.

Вычисление удельного веса для 20 ◦ C

  1. Измерить плотность и среднюю температуру солярки.
  2. Вычислить разность фактической температуры и 20 ◦ С.
  3. Умножить разность температур на поправочный коэффициент.
  4. Если фактическая температура меньше 20 ◦ C, то отнять от значения плотности при данной температуре результат вычисления третьего пункта. Если же жидкость теплее +20 ◦ C, то эти значения нужно сложить.

Например, плотность горючего при температуре 0 ◦ C равна 0,997 г/см 3 . Разница между фактической температурой и 20 ◦ C равна 20. Тогда 20 × 0,0007 = 0,014 г/см. Так как при 20 ◦ C плотность горючего будет меньше, чем при 0 ◦ C, нужно от плотности при 0 ◦ C отнять величину поправки – 0,997-0,14=0,857 г/см 3 . Чтобы перевести результат из грамм на кубический сантиметр в килограмм на кубометр, нужно величину, выраженную в граммах на кубический сантиметр, умножить на 1000. То есть удельный вес нашей солярки при 20 ◦ C будет равен 857 кг/м 3 . Это позволяет нам сделать предположение о том, что она, судя по результатам вычисления, скорее летняя, чем зимняя. Точное же заключение о том, для какого сезона предназначено горючее, сделать на основании величины его плотности невозможно.

Связь плотности горючего и экономичности дизеля

Так как сгорание солярки, имеющей высокий удельный вес, сопровождается выделением большего количества энергии, чем сгорание менее плотного горючего, очевидно, что использование летнего топлива экономичнее. Однако его использование для повышения экономичности дизеля в холодное время года не представляется возможным. Это объясняется тем, что в его состав помимо керосиново-газойливых углеводородов, содержащих основной запас энергии топлива, входят и растворенные в них парафины. Последние даже при незначительном понижении температуры горючего, затвердевают, сгущая горючее и ухудшая проходимость фильтра тонкой очистки топлива. В результате этого ухудшается способность топлива прокачиваться по системе питания и распыляться в цилиндрах двигателя. Поэтому в состав зимних видов дизельного топлива вводят присадки, замедляющие застывание парафинов и сгущение солярки до состояния геля.

Эти добавки, снижая температуру сгущения горючего, совершенно не оказывают влияния на его плотность. Логично предположить, что если добавить присадку-антигель в летную солярку, то в результате получится экономичное зимнее топливо. Но это далеко не так. Потому что добавка только снизит температуру замерзания парафинов, растворенных в топливе.

Сама же солярка не станет менее плотной, а значит с понижением температуры, будет значительно густеть, что затруднит ее распыление в камерах сгорания и продвижение по топливопроводу. К тому же, ошибочно полагать, что залив присадку в замерзшую солярку, мы добьемся того, что парафины в ней растают, и она вновь обретет текучесть.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что плотность очень важна для зимнего топлива. Для летнего же важнее такие параметры, как содержание серы и цетановое число. В том, что дизель зимой менее экономичен, нежели летом, конечно, во многом «заслуга» менее плотной, чем летом солярки, но не только ее. Снег на дорогах тоже не способствует экономичности.

Метод экспресс-проверки дизельного топлива

Владельцу дизеля в повседневной жизни редко бывает нужно проверять качество горючего. Так как обычно он заправляет свой автомобиль на одних и тех же заправках, качество горючего на которых проверенно в процессе эксплуатации авто, и скорее всего устраивает автовладельца. Находясь же зимой в незнакомом месте, экспресс-анализ зимней солярки в морозную погоду можно провести описанным ниже нехитрым способом.

Нужно плеснуть немного горючего на промороженный кусок металла. Топливо не должно белеть, мутнеть и терять текучесть. Если горючее на глазах густеет и плохо стекает с металла – его качество в комментариях не нуждается. А вот если белеет и мутнеет – вам поможет знание того, что температура помутнения солярки должна быть всего на 5–10 градусов Цельсия выше температуры ее замерзания. Смотрите на градусник и делайте вывод. Устроит ли вас, если ваша солярка замерзнет, когда станет холоднее, чем сейчас всего на 10 ◦ С.

Коэффициенты перевода горючего | Справочники | Бухгалтер 911

Все сайты

РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ Регистрация Войти Выход Наверх Вниз Обычный шрифт