трогание на скользком покрытии, как трогаться на льду
Помощь на дороге
ТЕХПОМОЩЬ ВЫЕЗД АВТОЭЛЕКТРИКА, МЕХАНИКА
8 (915) 045-51-51
Единый Городской Номер
диспетчер: +7 (495) 205-63-48
ТЕХПОМОЩЬ ВЫЕЗД АВТОЭЛЕКТРИКА, МЕХАНИКА
8 (915) 045-51-51
Трогание на скользком покрытии
Начало движения автомобиля, то есть трогание, на покрытии с низким коэффициентом сцепления (лед, жидкая глина, изморозь на асфальте, масло и т. п.) приводит к срыву ведущих колес в пробуксовку. В такой ситуации машина может вести себя непредсказуемо, например резко изменить направление движения в сторону других машин, препятствий или пешеходов. Это очень опасно, если управляемые колеса повернуты в сторону. Кроме того, вывернутые колеса тормозят автомобиль и еще больше провоцируют пробуксовку.
Трогаясь на укатанном снегу, из-за которого скользкая дорога не сильно отличается от ледяной, особенно если используются шипованные шины, водитель может столкнуться с неприятным эффектом.
Чаще всего водитель допускает ошибку, когда выбирает обороты двигателя при трогании. Слишком сильно нажать педаль газа — значит, повысить обороты коленчатого вала двигателя и, как следствие, сорвать колеса в пробуксовку в момент отпускания сцепления (при механической коробке передач). На льду колесо, которое вращается на месте, разогреет верхний слой и превратит его в воду, но автомобиль не поедет, даже если нажать педаль газа до упора в пол.
Иногда водители хотят тронуться с места на скользкой дороге на колесах, поставленных непрямо. Их вводит в заблуждение руль в нулевом положении. На самом деле, он уже сделал полный оборот и колеса повернуты в сторону.
Когда под Вами — скользкая дорога, — применяйте следующие рекомендации. Старайтесь не допускать пробуксовки колес при трогании с места. Нажимайте педаль газа плавно, так же плавно отпускайте педаль сцепления. Слушайте обороты двигателя, следите за показаниями тахометра. Начинайте движение при оборотах, минимально необходимых для того, чтобы преодолеть инерцию покоя автомобиля. Для этого используйте так называемую задержку сцепления: не отпускайте педаль сцепления до конца, зафиксируйте ее наполовину нажатой в точке трогания. Следите за тем, чтобы управляемые колеса были поставлены прямо (если потребуется, выйдите из машины и проверьте). Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.
После дождя грунтовая дорога скользкая

И еще. В начале движения на скользкой дороге (на покрытии с минимальным коэффициентом сцепления) профессионалы рекомендуют применять следующие приемы:
- трогайтесь с места на второй или даже на третьей передаче, чтобы снизить начальную тягу;
- затягивайте стояночный тормоз до половины, чтобы уменьшить вращательный импульс, который передается на ведущие колеса;
- в момент трогания несколько раз осторожно и плавно включите сцепление при постоянных оборотах двигателя;
- попробуйте тронуться на падающих оборотах двигателя: поднимите показания до 1500-2000 об/мин и одновременно (но плавно) отпустите педали сцепления и газа.
Как трогаться на льду
Что касается самого старта, то зимой избежать пробуксовки ведущих колес на льду непросто. Особенно опасна она при выезде со стоянки, когда зазоры между припаркованными автомобилями минимальны и есть риск задеть соседей, так как автомобиль в такой момент плохо слушается руля.
Вот безопасная тактика того, как трогаться на льду:
- выжимайте педаль сцепления;
- включите вторую передачу;
- увеличьте обороты двигателя до 1500 об/мин;
- плавно отпуская сцепление, следите, чтобы обороты не падали ниже критических, чтобы двигатель не заглох, а ведущие колеса не сорвались в пробуксовку;
- в точке трогания на несколько секунд задержите педаль сцепления и убедитесь, что автомобиль начал движение;
- после успешного трогания действуйте в обычном порядке.
Если вы уверены, что вам не хватит навыков тронуться на льду, запаситесь временем, терпением и потренируйтесь. Желательно, чтобы вокруг не было других автомобилей, а также посторонних, поскольку советы бывалых не дадут вам сконцентрироваться. Добейтесь плавности, не допускайте пробуксовки колес. Запомните свои действия, привыкните к правильному положению педалей сцепления и газа, при котором создается баланс между тягой, подаваемой на колеса, и минимальными оборотами двигателя, необходимыми для обеспечения уверенного старта.
Разгоняясь на льду, применяйте ступенчатое увеличение тяги. Нажмите педаль газа на 10-15% и удерживайте несколько секунд. Убедитесь, что обороты двигателя увеличиваются, пробуксовки нет, а автомобиль разгоняется. Увеличьте тягу еще на 5-10% и продолжайте разгон тем же способом. Если пробуксовки избежать не удалось, сразу же выжмите сцепление и отпустите педаль газа, чтобы колеса не успели зарыться в снег. Попробуйте начать все сначала.
А как быть с автоматом? Автоматические КПП подают на ведущие колеса равномерный крутящий момент, который соответствует каждой передаче. Делают они это плавнее, чем водители, управляющие подачей топлива с механической КПП. Именно потому, что, управляя автомобилем с АКПП, практически невозможно перекрутить мотор, то есть превысить обороты коленчатого вала выше тех, что присущи той или иной передаче, так как коробка сама переключит передачу ступенью выше, процесс
трогания на льду с автоматом заметно упрощается. У многих современных АКПП существуют режимы, которые ограничивают переключение передач вверх, а также фиксируют включение той или иной передачи. В таком случае можно жестко зафиксировать включение второй, имитируя действия с механической КПП.
Некоторые современные автомобили комплектуются специальными системами, которые облегчают процесс управления на неустойчивых покрытиях. Такие системы помогают трогаться на песке, снегу, льду и т.п. Изучите инструкцию по эксплуатации автомобиля и попробуйте использовать его электронные системы в различных комбинациях.
Пробуксовка – развлечение не для каждого
Как сделать пробуксовку колес стоя на месте (burnout)
Burnout – пробуксовка, на профессиональном сленге означает, прогрев резины на автомобиле стоящем на месте, то есть пробуксовка самих покрышек и трение их об асфальт. В результате соприкосновения шин с твердой поверхностью асфальта они начинают быстро разогреваться и из-под ними появляется дым.
Burnout, так называемая пробуксовка – используется перед заездами на треке драг-рейсинга для лучшего сцепления покрышек с дорогой, а также для лучшей и более стабильной управляемости очень мощным автомобилем на раллийном треке.
Из разряда необходимого действия burnout-пробуксовка довольно быстро перешла в разряд своеобразного развлечения, став, таким образом, элементом определенного шоу, где его участниками показывается более высокий уровень управления автомобилем с использованием всех его возможностей.
Для бернаута, т. е. для пробуксовки, необходимы следующие условия:
1. Достаточно мощный автомобиль, чтобы разогреть покрышки, а иначе колеса не смогут вращаться с высокой скоростью.
2. Автомобиль обязательно должен быть технически исправен. Во время применения этой техники на практике нагрузки на двигатель, на тормозную систему, на подшипники ступиц колес и на подвеску достигают максимально экстремальных значений.
3. Должно быть личное осознание владельцем автомобиля следующего факта: что такой разогрев резины может привести, а иногда и приводит к серьезным техническим поломкам.
Внимание!!! Статья написана с одной лишь целью, а именно: чтобы показать основы техники burnout- пробуксовки. Она ни в коем случае не призывает автомобилистов к действию. Любые попытки использовать эту гоночную технику в каких-то развлекательных или профессиональных целях могут привести к серьезным поломкам автомобиля. Также этот вид деятельности может быть опасен как для самого водителя, так и для окружающих. Данный метод пробуксовки ни в коем случае не должен применяться в местах скопления большого количества людей, а также и на дорогах общего пользования!!! Это является обязательным требованием ко всем автомобилистам.
I. Убедитесь в том, что ваш автомобиль подходит для пробуксовки-burnout. Он должен обладать достаточным количеством лошадиных сил. Для этого обычно подходят такие машины, у которых количество цилиндров по факту больше четырех, которые оборудованы механической коробкой передач. А для большего эффекта необходимы еще и гладкие покрышки, которые имеют большую площадь так называемого пятна контакта с поверхностью асфальта, которые и смогут выдать много зффектного дыма.
*Если ваш автомобиль имеет автоматическую трансмиссию, то использовать бернаут-пробуксовку категорически запрещено. Она приведет к разрушению трансмиссии и дорогостоящему ремонту самого автомобиля.
Автомобили с задним приводом
II. Включите первую передачу, далее полностью выжмите сцепление и постепенно начинайте повышать обороты двигателя. Быстрым, но плавным движением начинайте отпускать педаль сцепления, при этом не переставая нажимать на газ.
Внимание!!! Чтобы обороты не уходили в красную зону, работайте с педалью газа очень аккуратно, не нужно вжимать ее до конца в пол. Идеальная техника исполнения показана в следующем видео (1.00 минута видео). Играйте с педалью газа, попеременно нажимая на нее то сильнее, то слабее, при этом постоянно держа высокие, но и безопасные для двигателя обороты!!!
Средний диапазон этих оборотов должен находиться в пределах 3500 — 4500 тыс. оборотов в минуту. На современных автомобилях этот диапазон наиболее близок к пику крутящего момента.
После того как сцепление полностью отпущено, перенесите свою левую ногу на тормозную педаль. Для того чтобы нажать с нужным усилием левой ногой на педаль тормоза, необходима определенная практика. С первого раза (да иногда и с десятого) это сделать очень сложно.
Тормозное усилие при этом должно быть более чем достаточным, и это нужно для того, чтобы задние колеса машины продолжали по-прежнему свободно вращаться, а сам автомобиль при этом оставался бы на месте или продолжал бы двигаться очень медленно вперед.
Внимание!!! Попытки впервые сделать burnout-пробуксовку, естественно, будут изначально раз за разом неудачны, и это будет продолжаться до тех пор, пока вы не научитесь чувствовать мельчайшие нюансы поведения автомобиля. В этом случае существует вероятность перегрева самого сцепления, вплоть до его выхода из строя. Так что постарайтесь следить за появляющимися необычными и посторонними запахами в салоне машины, а также и за самим поведением автомобиля, когда включаете коробку передач и выжимаете сцепление, именно в момент схождения дисков сцепления!!!
Переднеприводные автомобили
III. На переднем приводе делать burnout-пробуксовку несколько проще, чем на заднем приводе. Для этого необходимо зажать стояночный тормоз, далее поднять обороты двигателя и так же плавно и быстро отпустить педаль сцепления. В результате такого быстрого (почти моментального) набора скорости вращения передних колес автомобиль не поедет вперед и не заглохнет; оставшись на одном месте он начнет выпускать из-под своих покрышек вожделенные и долгожданные клубы дыма.
На переднем приводе делать бернаут-пробуксовку намного проще. Но при этом есть один важный нюанс, а именно: ручник у автомобиля обязательно должен быть исправен, он должен быть способен удерживать автомобиль на одном месте.
Под капотом недостаточно мощности
IV. Если автомобиль не имеет достаточной мощности для подобных экспериментов, то на этот случай у знатоков в запасе имеются некоторые припасенные трюки, которые помогают на сто процентов сорвать колеса машины в пробуксовку.
1. Облегчите ваш автомобиль, особенно это касается машин с задним приводом. В багажнике не должно находиться ничего лишнего, даже запасного колеса. Перед тем как подъехать на площадку, надо заранее позаботьтиться об этом. Ось машины немного разгрузится и ей будет легче сорвать колеса в пробуксовку.
2. Burnout-пробуксовка на сколе. Откатываясь на небольшой скорости назад с выжатым сцеплением, вы делаете почти все то же самое, что и в предыдущие разы. Отпускаете сцепление, далее нажимаете на газ, но уже не нажимаете на тормоз. В результате воздействия разнонаправленных сил одна из сил будет направлена вниз, а сила двигателя будет направлена в противоположную сторону, то есть, она будет тянуть вверх а машина в этом случае без зажатых тормозов останется на месте.
3. Попробуйте это сделать сначала на мокрой поверхности. Сцепление с асфальтом будет намного слабее, чем это могло быть в сухую погоду, а это обязательно повысит ваши шансы на успех.
V. И в заключении. Для уменьшения стресса для самой тормозной системы используйте приспособление Brake line locking system, т. е. блокировку. После установки ее на автомобиль и при нажатии на кнопку она сама будет отключать задние тормоза. Это упростит вашу задачу и сохранит автомобиль в его первозданном техническом состоянии.
И на закусочку для всех читателей: Fail and Win compilations of burnout.
Карта механики — скольжение и опрокидывание
Представьте себе ящик, стоящий на шероховатой поверхности, как показано на рисунке ниже. Теперь представьте, что мы начинаем толкать коробку сбоку. Первоначально сила трения будет сопротивляться силе толкания, и коробка будет стоять на месте. Однако по мере увеличения силы, толкающей коробку, произойдет одно из двух.
- Сила толкания превысит максимальную силу трения покоя, и коробка начнет скользить по поверхности (скольжение).
- Или сила толкания и сила трения создадут достаточно сильную пару, чтобы ящик повернулся и упал на бок (опрокидывание).
Определение силы, необходимой для «скольжения» объекта:
Тело будет скользить по поверхности, если толкающая сила превышает максимальную силу трения покоя, которая может существовать между двумя соприкасающимися поверхностями. Как и во всех задачах о сухом трении, этот предел силы трения равен статическому коэффициенту трения, умноженному на нормальную силу между телами. Если сила толкания превышает это значение, тело будет скользить.
Если сила толкания превышает максимальную силу трения покоя (u s * F N ), то тело начнет скользить.
Определение силы, необходимой для создания «наконечника» объекта
Нормальные силы, поддерживающие тела, являются распределенными силами. Эти силы не только предотвратят ускорение тела в земле из-за гравитационных сил, но они также могут перераспределиться, чтобы предотвратить вращение тела, когда силы вызывают момент, действующий на тело. Это перераспределение приведет к смещению точечной нагрузки, эквивалентной нормальной силе, в ту или иную сторону. Тело опрокинется, когда нормальная сила больше не сможет перераспределяться, чтобы сопротивляться моменту, создаваемому другими силами (такими как сила толкания и сила трения).
В состоянии покоя (А) нормальная сила представляет собой равномерно распределенную силу, действующую на нижнюю часть тела. При приложении толкающей силы (В) распределенная нормальная сила перераспределяется, перемещая эквивалентную точечную нагрузку вправо. Это создает пару между силой тяжести и нормальной силой, которая будет противодействовать паре, создаваемой толкающей силой и силой трения.
Самый простой способ представить смещающую нормальную силу и опрокидывание — представить эквивалентную точечную нагрузку распределенной нормальной силы. Когда мы толкаем или тянем тело, нормальная сила будет смещаться влево или вправо. Эта нормальная сила и сила гравитации создают пару, создающую момент. Этот момент будет противодействовать моменту, создаваемому парой, образованной силой толкания и силой трения.
Поскольку нормальная сила является прямым результатом физического контакта, мы не можем сместить нормальную силу за пределы соприкасающихся поверхностей (т. е. края коробки). Если противодействие моменту толкающей силы и силы трения требует смещения нормальной силы за край ящика, то нормальная сила и сила тяжести не смогут противодействовать моменту и в результате ящик начнет вращать (иначе опрокидывать).
4.4 Трение и набегающее движение – инженерная механика: статика
Глава 4: Твердые тела
Сухое трение
Сухое трение – это сила, противодействующая скольжению одной твердой поверхности по другой твердой поверхности. Сухое трение всегда противодействует скольжению поверхностей друг относительно друга и может иметь эффект как противодействующего движения, так и вызывающего движение тел.
Наиболее часто используемой моделью для сухого трения является кулоновое трение . Этот тип трения можно разделить на статическое трение и кинетическое трение. Эти два типа трения показаны на диаграмме ниже. Сначала представьте коробку, стоящую на поверхности. Сила толкания прикладывается параллельно поверхности и постоянно увеличивается.
Статическое трение происходит до того, как коробка соскользнет и переместится. В этой области сила трения будет равна по величине и противоположна по направлению самой толкающей силе. По мере увеличения величины толкающей силы увеличивается и величина силы трения.
Если величина толкающей силы продолжает расти, в конце концов коробка начнет скользить. Когда ящик начинает скользить, тип трения, противодействующего движению ящика, изменяется со статического трения на то, что называется кинетическим трением. Точка непосредственно перед тем, как коробка соскользнет, называется 9.0011 предстоящее движение . Это также можно рассматривать как максимальную силу статического трения перед проскальзыванием. Величина максимальной статической силы трения равна статическому коэффициенту трения, умноженному на нормальную силу, существующую между коробкой и поверхностью. Этот коэффициент трения является свойством, которое зависит от обоих материалов и обычно может быть найдено в таблицах.
Кинетическое трение возникает за точкой предстоящего движения, когда ящик скользит. При кинетическом трении величина силы трения, противодействующей движению, будет равна произведению кинетического коэффициента трения на нормальную силу между коробкой и поверхностью. Кинетический коэффициент трения также зависит от двух контактирующих материалов, но почти всегда будет меньше статического коэффициента трения.
Источник: Engineering Mechanics, Jacob Moore, et al. http://mechanicsmap.psu.edu/websites/7_friction/7-1_dry_friction/dryfriction.html
Соскальзывание и опрокидывание
Представьте себе коробку, стоящую на шероховатой поверхности, как показано на рисунке ниже. Теперь представьте, что мы начинаем толкать коробку сбоку. Первоначально сила трения будет сопротивляться силе толкания, и коробка будет стоять на месте. Однако по мере увеличения силы, толкающей коробку, произойдет одно из двух.
- Сила толкания превысит максимальную силу статического трения, и коробка начнет скользить по поверхности (скольжение).
- Или сила толкания и сила трения создадут достаточно сильную пару, чтобы ящик повернулся и упал на бок (опрокидывание).
Когда мы рассматриваем случаи, когда может произойти проскальзывание или опрокидывание, нас обычно интересует, какой из двух вариантов произойдет первым. Чтобы определить это, мы обычно определяем как толкающую силу, необходимую для того, чтобы заставить тело , так и толкающую силу, необходимую для опрокидывания тела. Тот вариант, который требует меньшего усилия, будет первым.
Определение силы, необходимой для «скольжения» объекта:
Тело будет скользить по поверхности, если толкающая сила превышает максимальную силу статического трения, которая может существовать между двумя соприкасающимися поверхностями. Как и во всех задачах о сухом трении, этот предел силы трения равен статическому коэффициенту трения, умноженному на нормальную силу между телами. Если сила толкания превышает это значение, тело будет скользить.
Определение силы, необходимой для создания «острия» объекта:
Нормальные силы, поддерживающие тела, являются распределенными силами. Эти силы не только предотвратят ускорение тела в земле из-за гравитационных сил, но они также могут перераспределиться, чтобы предотвратить вращение тела, когда силы вызывают момент, действующий на тело. Это перераспределение приведет к смещению точечной нагрузки, эквивалентной нормальной силе, в ту или иную сторону. Тело опрокинется, когда нормальная сила больше не сможет перераспределяться, чтобы сопротивляться моменту, создаваемому другими силами (такими как сила толкания и сила трения).
Самый простой способ представить смещающую нормальную силу и опрокидывание — представить эквивалентную точечную нагрузку распределенной нормальной силы. Когда мы толкаем или тянем тело, нормальная сила будет смещаться влево или вправо. Эта нормальная сила и сила гравитации создают пару, создающую момент. Этот момент будет противодействовать моменту, создаваемому парой, образованной силой толкания и силой трения.
Поскольку нормальная сила является прямым результатом физического контакта, мы не можем сместить нормальную силу за пределы соприкасающихся поверхностей (т. е. края коробки). Если противодействие моменту толкающей силы и силы трения требует смещения нормальной силы за край ящика, то нормальная сила и сила тяжести не смогут противодействовать моменту и в результате ящик начнет вращать (иначе опрокидывать).
Источник: Engineering Mechanics, Jacob Moore, et al. http://mechanicsmap.psu.edu/websites/7_friction/7-2_slipping_vs_tipping/slippingvstipping.html
Пример 1
Коробка, показанная ниже, толкается, как показано. Если мы продолжим увеличивать силу толкания, коробка сначала начнет скользить или опрокинется?
Таким образом, коробка сначала перевернется.
Источник: Гейла Кэмерон.
Пример 2:
500-фунтовый ящик стоит на бетонном полу. Если статический коэффициент трения равен 0,7, а кинетический коэффициент трения равен 0,6:
- Чему равна сила трения, если тяговое усилие составляет 150 фунтов?
- Какое тяговое усилие потребуется, чтобы сдвинуть коробку?
- Какая минимальная сила требуется, чтобы удерживать коробку в движении после того, как она начала двигаться?
Источник: Engineering Mechanics, Jacob Moore, et al. http://mechanicsmap.psu.edu/websites/7_friction/7-1_dry_friction/pdf/DryFriction_WorkedExample1.pdf
Пример 3:
30-фунтовые сани тянут вверх по обледенелому склону 25 градусов. Если статический коэффициент трения между льдом и санями равен 0,4, а кинетический коэффициент трения равен 0,3, то какая сила тяги необходима, чтобы поддерживать движение саней с постоянной скоростью?
Источник: Engineering Mechanics, Jacob Moore, et al. http://mechanicsmap.psu.edu/websites/7_friction/7-1_dry_friction/pdf/DryFriction_WorkedExample2.pdf
Пример 4:
Пластиковый ящик стоит на стальной балке. Один конец стальной балки медленно поднимают, увеличивая угол поверхности до тех пор, пока коробка не начнет скользить. Если коробка начинает скользить, когда балка находится под углом 41 градус, каков статический коэффициент трения между стальной балкой и пластиковой коробкой?
Источник: Engineering Mechanics, Jacob Moore, et al. http://mechanicsmap.psu.edu/websites/7_friction/7-1_dry_friction/pdf/DryFriction_WorkedExample3.pdf
Пример 5: Соскальзывание и опрокидывание
Объяснение: Если он опрокидывается, вся нормальная сила будет направлена на угол. Если он начинает скользить, он должен преодолеть статическую силу трения. Сравнивая толкающую силу, необходимую для опрокидывания или соскальзывания, толкающая сила ниже, чтобы вызвать опрокидывание, чем толкающая сила, чтобы вызвать соскальзывание, поэтому он опрокинется первым.
Коробка, показанная ниже, толкается, как показано. Если мы продолжим увеличивать силу толкания, коробка сначала начнет скользить или опрокинется?
Источник: Engineering Mechanics, Jacob Moore, et al. http://mechanicsmap.psu.edu/websites/7_friction/7-2_slipping_vs_tipping/pdf/TippingVsSlipping_WorkedExample1.pdf
Суть: Трение всегда препятствует движению.