16Май

Как трогаться с пробуксовкой на механике: Как трогаться с пробуксовкой на механике или автомате

Как трогаться с пробуксовкой на механике или автомате

Одним из самых нежелательных и неприятных «бичей» при вождении автомобиля является его пробуксовка. Трудно найти такого водителя, который не был бы знаком с ней на практике. По поводу того, как лучше всего бороться с пробуксовкой, чтобы это не отражалось на машине, существует немало разных мнений, порой диаметрально противоположных. Пробуксовке и искусству умелого выхода из неё посвящены также всевозможные водительские мифы. Советы экспертов помогут многим новичкам автодела и тем, чей опыт эксплуатации авто в сложных условиях ещё нуждается в совершенствовании.

Почему буксовать не рекомендуется

Вряд ли кто-то рискнёт утверждать, что пробуксовка полезна автомобилю. В реальной жизни как раз наоборот. Так, зачастую она существенно увеличивает вероятность частичной или полной поломки машины, вплоть до выхода их строя двигателя или иного важного агрегата. Если провести классификацию негативных последствий пробуксовки, надо отметить несколько наиболее распространённых моментов, к которым приводит экзекуция авто:

  1. Разного рода механические повреждения, затрагивающие бамперы, пороги, арки колёс и другие детали, не говоря уже о деформации днища и пластиковой защиты мотора.
  2. Крупные функциональные повреждения, такие как поломки трансмиссии, обновление которой неизменно выливается в круглую копеечку. Вероятность её поломки значительно увеличивается, если масло в трансмиссии не меняли давно, а пробег машины превышает 50 тысяч километров. Самое печальное, что сделать это незадачливому водителю можно буквально в считанные минуты, если он будет бездумно и мощно газовать «до предела», наивно надеясь за счёт этого вырваться с места буксировки.

Поэтому специалисты практически единогласно считают буксировку крайне нежелательным явлениям для любого автомобиля и настоятельно рекомендуют любой ценой избегать её, независимо от того, какая у авто коробка передач.

Как буксовать на механике

Приёмы «освобождения» от пробуксовки для автомобиля с механикой существенно отличаются от подобных методов для автомата. Наиболее распространённым приёмом является раскачка машины. Водитель, быстро переключая первую переднюю и заднюю скорости, раскатывает машину взад-вперёд. Через некоторое врем в итоге этого под машиной, как правило, создаётся небольшая площадка, которой чаще всего достаточно, чтобы, применив дополнительный скоростной импульс, резко стартовать и вырваться из ловушки.

Практической методикой таких спасительных манёвров хорошо владеют маститые водители со стажем, на собственном опыте изучившие, как буксовать на месте на заднем приводе или на переднеприводной машине. Один из таких советов, как это в комплексе делать на мощном автомобиле с механикой с задним приводом – левой ногой выжимается сцепление, правая пятка жмёт на тормозную педаль, а правый носок – на газ. Такой формат надо применять синхронно и быстро, пока дело не закончится успехом. Главное, по мнению большинства рекомендующих этот формат, состоит в том, чтобы не допустить перегрева тормозов за счёт мощного отчаянного газирования.

Как буксовать на автомате

Современная АКПП, по сравнению с механической коробкой передач, имеет свои функциональные особенности. Многие интересуются, можно ли буксовать на автомате. Ответ экспертов будет отрицательным. Чтобы разобраться в этом, необходимо детально изучить, почему нельзя буксовать.

Как показала практика, бездумная буксировка на автомате с высокой вероятностью приводит к нежелательному повреждению фрикционов и механики смены передач. Кроме того, в некоторых полноприводных моделях есть большой риск поломки заднего моста, а именно муфты подключения. В случае гидравлической муфты, она, как правило, сгорает и выходит из строя навсегда. Как только из двигателя потянуло горелым, попытки освободиться надо сразу же прекратить – тогда ещё есть хоть какая-то надежда, что после освобождения с помощью посторонних машина сможет двигаться самостоятельно.

Ещё один весьма распространённый проблемный момент состоит в том, что активные попытки «вырваться» неопытные водители предпринимают при непрогретой технике, что для неё тоже чревато неприятностями. Надо помнить, что допускать высокую нагрузку на мотор и трансмиссию рекомендуется лишь тогда, когда их рабочая температура достигла 90 градусов.

На вариаторе, как и на автомате, допускать пробуксовку тоже настоятельно не рекомендуется. Кроме того, надо стараться избегать резкой газировки и буксирования повреждённых автомобилей.

Если уж пришлось попасть в неприятную ситуацию, вызванную пробуксовкой, делать её надо максимально аккуратно, не выходя за разумные пределы. При этом коробка не должна перегреваться, но и на непрогретом автомобиле пытаться буксировать не следует. Необходимо избегать перескакивания передач, не допускать после пробуксовки резкого сцепления шин с дорогой и прочих непродуманных действий, оказывающих чрезмерную нагрузку на дифференциальный редуктор. Также не надо делать это, если автомашина уже в почтенном возрасте.

Как правильно трогаться на льду

Подробности
Категория: Автошкола
Опубликовано 12.12.2018

Передвижение на автомобиле зимой требует гораздо больше навыков и умений, чем в теплое время года. Особенно трудно приходиться новичкам, встречающим первую зиму за рулем.

 Коварство зимней дороги заключается в низком коэффициенте сцепления колес с асфальтом. Лед и снег на дороге мешают колесам зацепиться и приводят к пробуксовке ведущих колес, особенно при движении на подъем. Наиболее часто пробуксовка проявляется при начале движения. Наиболее эффективный же разгон получается при трогании без пробуксовки колес или с минимальной пробуксовкой.

Чаще всего пробуксовка проявляется при эксплуатации переднеприводных автомобилей, так как при трогании вес автомобиля перераспределяется назад и ухудшается сцепление передних колес с дорогой. Заднеприводный автомобиль в этом отношении имеет небольшое преимущество, его ведущие колеса при трогании наоборот прижимаются к дороге. Благодаря этому колеса заднеприводного автомобиля чаще всего пробуксовывают при трогании, на 1 передаче, тогда как у переднеприводного пробуксовка может проявляться при резком разгоне и на 2й, и на 3й передаче и т.д.

Итак, рассмотрим как следует правильно трогаться на льду.

1. Максимально аккуратная работа педалями газа и сцепления. Действовать нужно по правилу «чем более скользкая дорога, тем ниже обороты двигателя». При начале движения на чистом льду трогаться нужно практически на холостых оборотах, с задержкой включения сцепления. Повышенные обороты двигателя, также как и резкая работа с педалями газа и сцепления, приведет к пробуксовке колес. Если это произошло, не пытайтесь помочь увеличением оборотов, это только усугубит ситуация. Лучше выключите сцепление и попробуйте еще раз. Это так называемый двойной выжим, помогающий тронуться на переднеприводном автомобиле. При первом включении сцепления нагрузка распределиться назад, если в этот момент отпустить газ и выжать сцепление, автомобиль по инерции качнется вперед и колеса прижмутся к дороге, в этот момент нужно повторить попытку начать движение.

2. При трогании на льду можно использовать вторую передачу вместо первой, так как при этом на колеса будет подаваться меньший крутящий момент и меньше шансов что колеса сорвутся в пробуксовку.

3. На заднем приводе при трогании можно наполовину затянуть стояночный тормоз, что также ограничит вращение задних колес и уменьшит риск пробуксовки.

4. При остановке на скользком подъеме старайтесь оставлять больше дистанции до передних и задних автомобилей, а также увеличенный боковой интервал. При начале пробуксовки ваш автомобиль, или автомобиль вашего соседа по дороге может съехать в сторону или сползти назад, будьте готовы к этому.

5. При управлении автомобилем с АКП используйте зимний режим.

6. При начале движения передние колеса нужно держать в прямом положении, повернутые даже на несколько градусов колеса могут привести к пробуксовке.

7. Если позволяют дорожные условия и ПДД, можно отъехать назад, до участка с нормальным покрытием и преодолеть скользкий участок с разгона.

Эти советы относятся к автомобилям, не оснащенным такими современными электронными помощниками, как антипробуксовочная система, система стабилизации, Hill Asist и др. Однако даже если ваш автомобиль оснащен всеми современными системами, не стоит проверять предел их возможностей, законов физики еще никто не отменял.

Если вы часто выезжаете за город, где дорожные условия оставляют желать лучшего, положите в багажник мешочек с песком или солью. Пару горстей, насыпанных под ведущие колеса, помогут вам тронуться даже на зеркально ледяной поверхности.  В крайнем случае, используйте подручные средства: ветки, ветошь, солому и пр.

Карта механики — скольжение и опрокидывание

Представьте себе ящик, стоящий на шероховатой поверхности, как показано на рисунке ниже. Теперь представьте, что мы начинаем толкать коробку сбоку. Первоначально сила трения будет сопротивляться силе толкания, и коробка будет стоять на месте. Однако по мере увеличения силы, толкающей коробку, произойдет одно из двух.

  1. Сила толкания превысит максимальную силу трения покоя, и коробка начнет скользить по поверхности (скольжение).
  2. Или сила толкания и сила трения создадут достаточно сильную пару, чтобы ящик повернулся и упал на бок (опрокидывание).
По мере увеличения силы толкания коробки она либо начнет скользить по поверхности (скольжение), либо начнет вращаться (опрокидывание). какой из двух вариантов произойдет первым. Чтобы определить это, мы обычно определяем как толкающую силу, необходимую для соскальзывания тела, так и толкающую силу, необходимую для опрокидывания тела. Вариант, требующий меньшего усилия, будет выполнен первым.

Определение силы, необходимой для «скольжения» объекта:

Тело будет скользить по поверхности, если толкающая сила превышает максимальную силу трения покоя, которая может существовать между двумя соприкасающимися поверхностями. Как и во всех задачах о сухом трении, этот предел силы трения равен статическому коэффициенту трения, умноженному на нормальную силу между телами. Если сила толкания превышает это значение, тело будет скользить.

Если сила толкания превышает максимальную силу трения покоя (u s * F N ), то тело начнет скользить.

Определение силы, необходимой для создания «наконечника» объекта

Нормальные силы, поддерживающие тела, являются распределенными силами. Эти силы не только предотвратят ускорение тела в земле из-за гравитационных сил, но они также могут перераспределиться, чтобы предотвратить вращение тела, когда на тело действуют силы, вызывающие момент. Это перераспределение приведет к смещению точечной нагрузки, эквивалентной нормальной силе, в ту или иную сторону. Тело опрокинется, когда нормальная сила больше не сможет перераспределяться, чтобы сопротивляться моменту, создаваемому другими силами (такими как сила толкания и сила трения).

В состоянии покоя (А) нормальная сила представляет собой равномерно распределенную силу, действующую на нижнюю часть тела. При приложении толкающей силы (В) распределенная нормальная сила перераспределяется, перемещая эквивалентную точечную нагрузку вправо. Это создает пару между силой тяжести и нормальной силой, которая будет противодействовать паре, создаваемой толкающей силой и силой трения. Если толкающая сила становится достаточно большой (С), пара, создаваемая гравитационной силой и нормальной силой, не сможет противостоять паре, создаваемой толкающей силой и силой трения.

Самый простой способ представить смещающую нормальную силу и опрокидывание — представить эквивалентную точечную нагрузку распределенной нормальной силы. Когда мы толкаем или тянем тело, нормальная сила будет смещаться влево или вправо. Эта нормальная сила и сила гравитации создают пару, создающую момент. Этот момент будет противодействовать моменту, создаваемому парой, образованной силой толкания и силой трения.

Поскольку нормальная сила является прямым результатом физического контакта, мы не можем сместить нормальную силу за пределы соприкасающихся поверхностей (т. е. края коробки). Если противодействие моменту толкающей силы и силы трения требует смещения нормальной силы за край ящика, то нормальная сила и сила тяжести не смогут противодействовать моменту и в результате ящик начнет вращать (иначе опрокидывать).

Тело опрокинется, когда момент сил толкания и трения превысит момент сил гравитации и нормальных сил. При надвигающемся движении нормальная сила будет действовать на самом краю тела.

6.2: Проскальзывание против опрокидывания — Инженерные LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    50595
    • Jacob Moore & Contributors
    • Pennsylvania State University Mont Alto via Mechanics Map

      6

      6

      Представьте себе коробку, стоящую на шероховатой поверхности, как показано на рисунке ниже. Теперь представьте, что мы начинаем толкать коробку сбоку. Первоначально сила трения будет сопротивляться силе толкания, и коробка будет стоять на месте. Однако по мере того, как мы увеличиваем силу, толкающую коробку, происходит одно из двух.

      1. Сила толкания превысит максимальную силу статического трения, и коробка начнет скользить по поверхности (скольжение).
      2. Или толкающая сила и сила трения создадут достаточно сильную пару, чтобы ящик повернулся и упал на бок (опрокидывание).
      Рисунок \(\PageIndex{1}\): По мере увеличения силы толкания коробки она либо начнет скользить по поверхности (скольжение), либо начнет вращаться (опрокидывание).

      Когда мы рассматриваем случаи, когда может произойти проскальзывание или опрокидывание, нас обычно интересует, какой из двух вариантов произойдет первым. Чтобы определить это, мы обычно определяем как толкающую силу, необходимую для соскальзывания тела, так и толкающую силу, необходимую для опрокидывания тела. Вариант, требующий меньшего усилия, будет выполнен первым.

      Определение силы, необходимой для «скольжения» объекта:

      Тело будет скользить по поверхности, если толкающая сила превышает максимальную силу статического трения, которая может существовать между двумя соприкасающимися поверхностями. Как и во всех задачах о сухом трении, этот предел силы трения равен статическому коэффициенту трения, умноженному на нормальную силу между телами. Если сила толкания превышает это значение, тело будет скользить.

      Рисунок \(\PageIndex{2}\): Если сила толкания превышает максимальную силу статического трения \((\mu_s * F_N)\), то тело начнет скользить.

      Определение силы, необходимой для создания «наконечника» объекта:

      Нормальные силы, поддерживающие тела, являются распределенными силами. Эти силы не только предотвратят ускорение тела в земле из-за гравитационных сил, но они также могут перераспределиться, чтобы предотвратить вращение тела, когда на тело действуют силы, вызывающие момент. Это перераспределение приведет к смещению точечной нагрузки, эквивалентной нормальной силе, в ту или иную сторону. Тело опрокинется, когда нормальная сила больше не сможет перераспределяться, чтобы сопротивляться моменту, создаваемому другими силами (такими как сила толкания и сила трения).

      Рисунок \(\PageIndex{2}\): В состоянии покоя (A) нормальная сила представляет собой равномерно распределенную силу, действующую на нижнюю часть тела. При приложении толкающей силы (В) распределенная нормальная сила перераспределяется, перемещая эквивалентную точечную нагрузку вправо. Это создает пару между силой тяжести и нормальной силой, которая будет противодействовать паре, создаваемой толкающей силой и силой трения. Если толкающая сила становится достаточно большой (С), пара, создаваемая гравитационной силой и нормальной силой, не сможет противостоять паре, создаваемой толкающей силой и силой трения.

      Самый простой способ представить смещающую нормальную силу и опрокидывание — представить эквивалентную точечную нагрузку распределенной нормальной силы. Когда мы толкаем или тянем тело, нормальная сила будет смещаться влево или вправо. Эта нормальная сила и сила гравитации создают пару, создающую момент. Этот момент будет противодействовать моменту, создаваемому парой, образованной силой толкания и силой трения.

      Поскольку нормальная сила является прямым результатом физического контакта, мы не можем сместить нормальную силу за пределы контактирующих поверхностей (т. е. края коробки). Если противодействие моменту толкающей силы и силы трения требует смещения нормальной силы за край ящика, то нормальная сила и сила тяжести не смогут противодействовать моменту и в результате ящик начнет вращаться (т. е. опрокидываться).

      Рисунок \(\PageIndex{3}\): Тело опрокинется, когда момент сил толкания и трения превысит момент сил гравитации и нормальных сил. При надвигающемся движении нормальная сила будет действовать на самом краю тела. Видеолекция по этому разделу, прочитанная доктором Джейкобом Муром. Источник на YouTube: https://youtu.be/M2OZOkgVRBQ.

      Пример \(\PageIndex{1}\)

      Поле, показанное ниже, сдвигается, как показано. Если мы продолжим увеличивать силу толкания, коробка сначала начнет скользить или опрокинется?

      Рисунок \(\PageIndex{4}\): схема проблемы для примера \(\PageIndex{1}\). Коробка на плоской поверхности с коэффициентом статического трения 0,62 между двумя поверхностями испытывает силу толкания в точке с левой стороны.
      Раствор
      Видео \(\PageIndex{2}\): рабочее решение примера проблемы \(\PageIndex{1}\), предоставленное доктором Джейкобом Муром. Источник на YouTube: https://youtu.be/TeYgkfd4rTA.

      Пример \(\PageIndex{2}\)

      При каком максимальном значении \(d\) ящик будет скользить по поверхности до того, как он опрокинется?

      Рисунок \(\PageIndex{5}\): схема проблемы для примера \(\PageIndex{2}\). Коробка на плоской поверхности с коэффициентом статического трения 0,62 между двумя поверхностями испытывает силу толкания в точке неизвестной высоты (\(d\) с левой стороны.
      Решение
      Видео \(\PageIndex{3}\): рабочее решение примера проблемы \(\PageIndex{2}\), предоставленное доктором Джейкобом Муром.