как настроить, включить и отключить турботаймер на сигнализации
Производители современных автомобилей, с целью увеличения мощности двигателя и сокращения выброса продуктов горения в атмосферу, все чаще используют технологию турбирования. Главным недостатком разработки является закупоривание газов и масел в турбине в результате ее перегрева в момент эксплуатации. Избежать дорогостоящего ремонта помогает подключение турботаймера.
Необходимость турботаймера
Содержание
- 1 Необходимость турботаймера
- 2 Разновидности турботаймера
- 3 Настраивание турботаймера
- 4 Активирование турботаймера
- 5 Возможные проблемы
В основе работы турбированного двигателя лежит турбонадув, который при интенсивной эксплуатации автомобиля способен повысить температуру элементов выпускной системы до 800°С. Во время движения роль охлаждающей жидкости играет моторное масло, циркулирующее по узлам двигателя.
Именно поэтому важно оставить двигатель работающим на несколько минут после остановки. Чтобы не забыть об этой небольшой, но важной для исправной работы автомобиля детали, рекомендуются установить турботаймер.
Разновидности турботаймера
Турботаймер может выступать в роли самостоятельного элемента, представляющего собой блок, устанавливаемый под торпеду с подключением к замку зажигания. А может быть в составе автосигнализации Starline. Последний вариант считается наиболее удобным, поскольку не требует синхронизации работы сигнализации и турботаймера, минимизируя риски сбоя охранной системы.
Одна из первых выпущенных сигнализаций, включающих турботаймер, Старлайн А9, стала незаменимым помощником автолюбителей на целое десятилетие. Позднее, стали появляться новые, усовершенствованные модели — Starline В9, В6, С6, А 62 и А 92.
Во всех линейках компании также предусмотрено наличие дополнительных функций. Например, сигнализация Старлайн с турботаймером и автозапуском доступна в современных моделях Е 90, А 91, А 94, В 94 и D 94.
Такое сочетание помогает не только сократить расходы на установку систем по отдельности, но и облегчить жизнь автолюбителей в зимнее время года.
Настраивание турботаймера
После установочных работ рекомендуется проверить исправность функции и произвести необходимые настройки.
Настройка турботаймера осуществляется по двум параметрам:
- в зависимости от желаемого времени работы двигателя на холостом ходу;
- в зависимости от температуры узла турбины.
Несмотря на единый принцип работы, существует некоторые нюансы, как настроить турботаймер. Даже модели единой линейки могут иметь отличия по настройкам.
Например, программирование турботаймера на брелке ранней модели — Starline a61 не предполагает самостоятельно заданного параметра времени. После определенного алгоритма действий турботаймер работает в автоматическом режиме указанный специалистом период. Аналогично выполняется программирование турботаймера на брелоке сигнализации Старлайн А91.
Более поздние модели линейки А оснащены возможностью самостоятельного выбора времени работы двигателя после извлечения ключа из зажигания. Так, программирование Старлайн А93 с помощью сервисных кнопок брелока, позволяет настроить режим турботаймера на период от 1 минуты. А настройки автосигнализации Старлайн А63 позволяют запускать турботаймер на срок до 4-х минут.
Активирование турботаймера
После произведенных настроек активировать турботаймер возможно по трем различным сценариям:
- автоматически после включения стояночного тормоза и выключения зажигания;
- с помощью брелка после включения стояночного тормоза, блокировки дверей и включения режима охраны;
- после включения стояночного тормоза.
Автолюбитель может выбирать, как включить турботаймер на Старлайн, исходя из предпочтений и степени удобства каждого из вариантов.
Возможные проблемы
После установки сигнализации и произведения всех настроек, случается такое, что не работает турботаймер.
- Подключение сигнализации к цепи запуска двигателя произведено не корректно;
- Заводские и сервисные настройки не позволяют активировать режим турботаймера;
- Отключен стояночный тормоз автомобиля с МКПП или не активирован режим Parking в автомобилях с АКПП;
- Не активирован режим ТУРБО на экране брелока.
Каждый из вариантов является связующим звеном процесса подключения режима, поэтому задаваясь вопросом как поставить турботаймер на Starline, необходимо учесть требования производителя и проверить исправность произведенных настроек. Только после этого можно эффективно использовать функцию турботаймера, обеспечивающего исправную работу узлов выпускной системы и защищающего турбированный двигатель от поломок.
Старлайн с турботаймером: настройка, подключение, отключение
Автосигнализации и противоугонные системы 06 февраля 2018 11910 0
В начале развития автомобилей с турбонаддувом обнаружился неприятный факт: турбины быстро выходили из строя из-за закоксовки подшипников.
В эпоху дешевых минеральных масел, которые склоны к сильному нагарообразованию, это было связано с тем, что водители привычно глушили мотор сразу после остановки, и поток масла и антифриза (на турбинах с водяным охлаждением картриджа) моментально останавливался. А ведь после работы на больших нагрузках выхлопные газы способны разогреть корпус турбокомпрессора до высоких температур, так что неудивительно, что остатки масла в подшипниках турбины быстро превращались в нагар.
Выжидать время перед глушением мотора, чтобы дать турбине охладиться, удобно не всегда. Так и появились турботаймеры – устройства, перехватывающие зажигание на заданный промежуток времени, чтобы мотор работал заданный интервал без ключей в замке зажигания. С учетом того, что сигнализации подключаются к силовым цепям автомобиля, неудивительно, что функционал турботаймера в них стал общепринятым.
Нужен ли турботаймер сейчас? Качественные синтетические масла не дают нагара, так что опасаться за ресурс турбины при «обычно-гражданском» применении не стоит.
А вот если мотор часто работает с высокими нагрузками или форсирован, турботаймер будет не лишним.
Принцип действия турботаймера
На сайте работает автоэлектрик-диагност, сертифицированный специалист StarLine. Если есть вопросы по автосигнализациям задавайте их в конце статьи в комментариях или Вконтакте. Указывайте при обращение марку машины и модель сигнализации.
Работа турботаймера сходна с работой автозапуска: здесь используется цепь, дублирующая силовую цепь зажигания у замка. Однако заметим, что на сигнализациях StarLine режим турботаймера доступен только в том случае, если автозапуск в системе не предусмотрен или отключен в настройках.
Чтобы активировать перехват зажигания, достаточно подать сигнализации заранее определенный сигнал – после этого реле удержания зажигания автоматически замкнется на заданный промежуток времени, и мотор продолжит работать даже без ключа в замке зажигания. На автомобилях с кнопкой «Старт-Стоп» не нужно даже реле – дополнительный канал подключается к сигнальному выходу кнопки.
Обратите внимание на механизм работы иммобилайзера в своем автомобиле. На большинстве машин чип иммобилайзера опрашивается однократно при включении зажигания, и для работы турботаймера дополнительные ухищрения не потребуются. Но, если иммобилайзер опрашивает чип периодически, турботаймер работать не сможет – потребуется использовать обходчик, активируемый постоянно на все время работы турботаймера.
Подключение, настройка, отключение
Рассмотрим подключение на примере StarLine A93 – так как эта сигнализация основана на общей модульной платформе, в прочих современных моделях функционирование и настройка турботаймера аналогичные.
Для управления турботаймером служит гибкий программируемый канал 2 – желто-красный провод на разъеме Х3. При активации турботаймера на этом проводе появится масса, которой включают реле поддержания зажигания или дублируют сигнал кнопки «Старт-Стоп». Если необходима работа обходчика иммобилайзера, он подключается к предназначенному для этого выводу (розовый провод разъема Х3).
После включения цепей остается настроить функции сигнализации. Настраиваются они через основной брелок:
- Снимите автомобиль с охраны и пять раз быстро нажмите сервисную кнопку Valet.
- Включите зажигание.
- На экране брелока отобразится надпись AF (настройки сигнализации).
- Войдите в меню AF, нажав кнопку 3 длительно до сигнала, затем кратко.
- Дальнейшими нажатиями на кнопку 3 переместитесь к функции 14, которая по умолчанию установлена как 14-1.
- Нажимая кнопку 1, задайте новое значение функции: 14-4. Теперь канал 2 настроен на управление турботаймером.
- Снова длительно и кратко нажмите кнопку 3, чтобы выйти в главное меню.
- Нажмите 3, чтобы выбрать меню SF (функции автозапуска).
- Войдите в это меню, вновь длительно и кратко нажав 3.
- Перейдите к функции 1 и установите ее в значение 1-1. В противном случае турботаймер не включится.
- Перейдите к функции 11, чтобы задать принцип контроля работы мотора (если после включения турботаймера сигнализация не обнаружит, что мотор работает, то дублирование зажигания прекратится).
Это нужно настраивать только при аналоговом подключении, если сигнализация не соединена с CAN-шиной автомобиля или не считывает с нее обороты двигателя. Вариант 11-1 задает контроль по напряжению в бортовой сети и доступен без дополнительных подключений, в вариантах 11-2 и 11-3 подключитесь к сигнальному выходу генератора, 11-4 задает контроль по тахосигналу (подключение к аналоговому тахометру или к форсункам). - Перейдите к функции 12, чтобы задать способ активации турботаймера. В варианте 1 перехват зажигания происходит каждый раз, когда водитель вытянет ручник и выключит зажигание. Этот способ не всегда работает, так как между выключением зажигания и включением турботаймера есть небольшая пауза – мотор может заглохнуть до включения турботаймера. В этом случае используйте вариант 12-3: перехват зажигания произойдет сразу при вытягивании ручника, если мотор работает. В варианте 12-2 турботаймер активируйте вручную, нажимая кнопку 2 на брелоке, пока мотор не заглушен. Это удобнее зимой – не придется оставлять машину на ручнике, рискуя его примерзанием.
В варианте 12-4 перехват зажигания будет отключен, турботаймер не будет работоспособен. - Если для работы турботаймера нужен обходчик иммобилайзера, перейдите к функции 13 и установите ее в вариант 13-3.
- Выключите зажигание.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Что такое режим антиограбления на сигнализации Starlin, как работает, от каких рисков может спасти
- Автозапуск Starline a94: инструкция по настройке автоматического запуска
- Как узнать модель сигнализации StarLine по брелку
Теперь турботаймер настроен, но выключен. Для управления его состоянием используется экранное меню основного брелока: горящая на экране иконка «ТУРБО» указывает на то, что турботаймер включен.
Чтобы активировать или деактивировать его работу, войдите в курсорное меню:
- нажмите и удерживайте кнопку 2 или 3, пока не прозвучат два сигнала;
- переместите мигающий курсор на иконку «ТУРБО» кнопкой 3;
- нажмите кнопку 1.
Если турботаймер был до этого отключен, то на экране отобразится время работы мотора в режиме турботаймера – его можно увеличить или уменьшить дальнейшими нажатиями кнопки 1; - длительно нажмите кнопку 1, чтобы выйти из меню программирования.
Обратите внимание, что при активации отсчет пойдет с 6 – заданное в настройках время начнет отсчитываться, как только вы поставите машину на охрану.
Читайте также: Инструкция по эксплуатации Старлайн А93
Что такое турботаймер и нужен ли он вам?
Увеличенный срок службы турбокомпрессора
Турбокомпрессор позволяет постепенно охлаждать турбокомпрессор после выключения двигателя, что помогает предотвратить образование отложений масла в подшипниках турбокомпрессора. Впоследствии, когда турбокомпрессор находится под большой нагрузкой, он может подгореть. Если выключить двигатель сразу после движения с высоким наддувом, турбокомпрессор может выйти из строя из-за внезапной потери давления масла и последующего перегрева.
Турботаймер может помочь предотвратить это повреждение, позволяя турбонагнетателю постепенно остывать. Это может помочь продлить срок службы турбокомпрессора и снизить вероятность дорогостоящего ремонта.
Удобство
Однако…
При этом большинство современных автомобилей оснащены электронными системами, которые автоматически регулируют охлаждение турбокомпрессора. В таких случаях турботаймер может не понадобиться, так как система автоматически управляет процессом охлаждения. Тем, кто также ездит в обычном режиме, или тем, кто использует свои автомобили для повседневного использования, вообще не нужен турботаймер, поскольку двигатель и турбонагнетатель просто работают при своей нормальной температуре, что исключает необходимость в турботаймере. Хотя турботаймеры, как правило, недороги, они по-прежнему являются дополнительными затратами на устройство, которое, вероятно, в настоящее время не требуется.
Новейшие функции
Популярные статьи
- Самые дешевые автомобили до 700 000 песо на Филиппинах
20 октября 2022 г.
- Первая машина или следующая машина, Ford EcoSport — это сложный пакет, чтобы превзойти
18 июня 2021 г.
- Контрольный список и руководство по техническому обслуживанию автомобиля — вот все, что вам нужно знать
Эрл Ли · 12 января 2021 г.
- Самые экономичные семейные автомобили на Филиппинах
Брайан Аарон Ривера · 27 ноября 2020 г.
- Geely Okavango 2021 года — все, что вам нужно знать
Джоуи Дерикито · 19 ноября 2020 г.
- Семейные автомобили на Филиппинах с самыми большими багажниками
20 июля 2022 г.
- Личные встречи: Toyota Rush против Suzuki XL7
Джоуи Дерикито · 28 октября 2020 г.
- Почему замена масла важна для вашего автомобиля
Эрл Ли · 10 ноября 2020 г.
- Kia Stonic 2021 — что нужно знать о нем
Джоуи Дерикито · 16 октября 2020 г.
- 7 советов по покупке подержанного автомобиля на Филиппинах
Джоуи Дерикито · 26 ноября 2020 г.
Вопрос: что делает турботаймер?
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
- Статус
- Закрыто для дальнейших ответов.
- Добавить закладку
- #1 9Тема 0027
- #2
- Добавить закладку
- #2
- #3
- Добавить закладку
- #3
- #4
- Добавить закладку
- #4
- #5
- Добавить закладку
- #5
- #6
- Добавить закладку
- #6
- #7
- Добавить закладку
- #7
- #8
- Добавить закладку
- #8
- #9
- Добавить закладку
- #9
- #10
- Добавить закладку
- #10
- #11
- Добавить закладку
- #11
- #12
- Добавить закладку
- #12
- №13
- Добавить закладку
- №13
- №14
- Добавить закладку
- №14
- №15
- Добавить закладку
- №15
- №16
говорит сама за себя.
Что, черт возьми, такое турботаймер и для чего он нужен?
Я читал некоторые автомобильные бб, и люди говорили об этом, и я немного растерялся.
довольно просто на самом деле..
он поддерживает работу автомобиля в течение заданного периода времени после того, как вы вынули ключ, чтобы позволить маслу и охлаждающей жидкости течь по подшипникам турбокомпрессора и охлаждать его..< P>
Турбины работают со скоростью выше 10 000 об / мин и сильно нагреваются (прикреплены к выпускному коллектору), но они также нуждаются в смазке .да
А я думал, что их целью было, чтобы незнакомцы остановили вас на стоянке и сказали, что вы оставили двигатель включенным. Посмотреть изображение: /infopop/emoticons/icon_wink.gif
вау, спасибо за быстрый ответ!
Значит, это не влияет на производительность во время вождения??
Кажется, можно просто посидеть в машине минуту-две после парковки с включенным двигателем для достижения того же эффекта…
В настоящее время турботаймеры входят в стандартную комплектацию большинства новых автомобилей?
Не влияет на производительность. Да, вы могли бы сесть в свою машину и позволить ей работать на холостом ходу, но это очень быстро надоедает. В этом весь смысл турботаймеров, удобство, они всего в районе 80-9 долларов.0. Они не входят в стандартную комплектацию большинства автомобилей, я не знаю, есть ли машины, в которых они входят в стандартную комплектацию.
Нет, они не поставляются на склад.
. некоторые грузовики с турбодизелем имеют таймеры охлаждения.. но большинство машин в любом случае несколько индивидуальны…
Я собираюсь получить один, но я действительно не люблю сидеть без дела, а мой двигатель сильно греется.. так что все верно…
Нет, турботаймеров нет в наличии. Тем не менее, я бы определенно взял его для автомобиля с турбонаддувом, который ездит тяжело.
Например. если бы моя мама водила Saab 9-3 Viggen (конкурент Saab среди спортивных автомобилей, где-то 10, 14 или 20 фунтов на квадратный дюйм наддува), ей никогда не понадобился бы турботаймер, потому что она не водит его достаточно жестко, машина никогда бы не поднимитесь выше 3500 об / мин, и турбина никогда не раскрутится .
..
например. если бы я водил Saab 9-3 Вигген, мне определенно нужен турботаймер, потому что я могу гарантировать, что в любой поездке продолжительностью более 15 минут и не в час пик я, вероятно, (намеренно или ненамеренно) буду на ускорении, по крайней мере, последние несколько минут поездка.
Если подумать, http://roadtest.saabusa.com было очень весело… выключил TCS, сбросил сцепление и оставил 5-футовые полоски резины на 1-2 переключении, короче 1 футовые полосы резины на 2-3 смены. Однако дороги на испытательном полигоне в Маунтин-Вью были слишком ухабистыми, чтобы делать что-то еще.
Ребята, вы почти правы.
Турботаймеры пропускают масло через подшипники, чтобы охладить их, но машина не едет. Просто небольшой электрический масляный насос. Их часто можно найти в комплектах с небольшим масляным радиатором, который можно установить в решетке радиатора или в другом месте…
Camel Light, это может быть альтернативный тип турботаймера, о котором я никогда не слышал, но это не тот распространенный тип, который я устанавливал в свою машину в течение последних 5 лет.
Просмотрел вашу ссылку и был удивлен, обнаружив, что они действительно делают такие вещи. Так что, думаю, мы оба были правы View image: /infopop/emoticons/icon_smile.gif
Кстати, я бы оценил эффективность метода «таймер». Охлаждение турбокомпрессора только до температуры выхлопных газов, прежде чем подвергать подшипники воздействию потока масла, лишь слегка полезно. Вы говорите о сотнях градусов. Затем возникает эффект теплоотвода, когда подшипники снова нагреваются перед охлаждением (были холоднее, чем турболопасти из-за потока масла, но теперь получают тепло от лопаток), что затем продолжает нагревать масло прямо на подшипниках.
В результате я лично не стал бы заливать в машину с турбонаддувом что-либо, кроме синтетического масла.
{Кстати, я не арсианский системный администратор, я инженер-механик, выросший на гоночных автомобилях. Посмотреть изображение: /infopop/emoticons/icon_wink.gif}
Не недооценивайте эффект масляного охлаждения. Многие двигатели (кавасаки GSX-R раньше были, может быть, до сих пор, я не знаю) строго охлаждаются маслом. Даже у Бригга и Страттона, лол!
Я не хочу быть слишком критичным по отношению к тебе или твоей машине, черт возьми, ты уже намного опередил большинство парней в том, что ты подумал об этом и предпринял шаги, чтобы улучшить его. .
Электрический масляный насос (с таймером) со специальным кулером — это чертовски лучший способ охлаждения турбин. Кстати, это был бы проект на заднем дворе l33t, если бы вы сделали его самостоятельно из небольшого кулера или промежуточного охладителя !! Купить насос можно практически везде.
это идея, которую мне, возможно, придется реализовать..
если у вас уже есть масляные линии, идущие к турбине, как бы вы подсоединили к ней новые линии?
Моя установка, вероятно, будет иметь новый маслоотборник в масляный поддон, насос, он бросил выносной фильтр и охладитель, затем в верхнюю часть турбины и слить обратно в масляный поддон
(придется поставить обратный клапан на обеих линиях подачи масла к турбине, поэтому чтобы масло не могло течь не в ту сторону и не переливаться..
как это звучит?
Вы просто блокируете свои линии, прежде чем они направятся к турбо с помощью перекрестного шланга. Между прочим, маленькие авиационные мастерские лучше всех умеют делать шланги на заказ, потому что у них есть доступ к действительно крутым фитингам авиационного качества! Просмотреть изображение: /infopop/emoticons/icon_wink.gif Или просто пойти в мастерскую и попросить сделать вам шланг в стальной оплетке. Не затыкайте линии или колодцы, циркуляция масла может прекратиться…
Теперь нам нужно построить отдельную масляную систему.
Вы можете попробовать выносной масляный фильтр и комплект охладителя, как показано на этом рисунке.
Затем вам нужно будет добавить небольшой бак, насос и сапун. Типичные системы с сухим картером, используемые в гонках, имеют два насоса: один в картере (в нижней части картера) и один в масляном баке (где бы вы ни решили установить бак). Для простоты мы можем считать турбину нашим отстойником, а бак и насос установить под ним. Это избавит от насоса. Оба они (резервуары и насосы) продаются по отдельности. Сапун можно сделать из стандартного элемента крышки клапана и прикрепить к вашему баку, или, может быть, вам повезет, и у вас есть бак, на котором уже есть сапун.
Ключевым моментом в этой системе является таймер. Вам нужно будет подключиться к двенадцативольтовой линии, которая нагревается при включенном зажигании, и отсутствие напряжения в этой линии заставит ваш таймер запускать насос так долго, как вы хотите.
Кстати, как я наткнулся на этот пост в группе новостей, который объясняет то, о чем я говорил ранее..
почему бы не позволить обычной механической масляной системе выполнять свою работу при работающем автомобиле, а электрическую использовать только для охлаждения?
турбо охлаждает как маслом, так и водой, а если двигатель не работает, то вода не циркулирует.. Я думаю, что турботаймеры работы двигателя — хорошая идея, просто чтобы горячие поршни, клапаны и прочее остывают медленнее…
еще один вопрос… двигатель действительно нужно быть горячим.. Я знаю, что это хорошая идея, чтобы дать им прогреться, но мне кажется, что тепло вызывает повреждения, так что, чем холоднее он работает, тем лучше? (до определенного момента)
обратные клапаны были бы расположены так, чтобы масло поступало в турбину, а не выбрасывало из нее другую входную магистраль.
..
Я больше доверяю механическому масляному насосу, чем электрический, если он начнет выходить из строя, он будет делать это медленно и даст мне возможность заменить его.. если электрический выйдет из строя, он просто остановится, и я могу не знать, пока мой турбо не поджарится… электрическая предварительная и пост масленка для всего двигателя — очень хорошая идея … они должны встроить это в большее количество автомобилей, например, вы открываете дверь или садитесь, и она начинает смазывать двигатель для вас, и когда вы выключаете его она продолжает смазываться еще какое-то время после…
чтобы они служили дольше
[Это сообщение было отредактировано BAZIX 14 июля 2001 г. в 01:43.]
quote:
моя турбина охлаждается маслом и водой, и если двигатель не работает, то вода не циркулирует..
Ну, вы можете попробовать настроить систему, как у Audi и VW. Я нашел небольшую заметку об этом на этой странице.
quote:
еще один вопрос… действительно ли двигатель должен быть горячим. Я знаю, что дать им прогреться — хорошая идея, но мне кажется, что тепло вызывает повреждения, так что, чем холоднее, тем лучше?
Вообще говоря, да, было бы лучше, чем круче он работает, когда вы обсуждаете заряд топлива/воздуха. Двигатели сами по себе являются тепловыми насосами, так что… вы хотите, чтобы они были горячими.
quote:
Я доверяю механическому масляному насосу больше, чем электрическому один, если он начнет выходить из строя, будет делать это медленно и даст мне возможность его заменить.Если вас это беспокоит, вы можете разместить в машине небольшую лампу под приборной панелью, которая будет гореть, когда насос включен. Я бы сказал, что пока насос установлен в холодильнике области моторного отсека, вдали от разбрызгивающейся воды/грязи/и т. д., все должно быть в порядке. Масленка для всего двигателя — очень хорошая идея.. они должны встроить это в большее количество автомобилей, например, вы открываете дверь или садитесь, и она начинает смазывать двигатель для вас, а когда вы ее выключаете, она продолжает смазывать еще некоторое время. время спустя…
абсолютно! Я часто слышал, что большая часть износа двигателей происходит при первом запуске — все холодное, а масло все в поддоне, где оно не нужно. Как только двигатель прогреется и масляная система сможет повторно смазать двигатель, все в порядке.
спасибо за все ваши комментарии, вид выглядит хорошо…
во время обсуждения этого вопроса с людьми был поднят еще один вопрос, а именно то, что масло может не течь через турбину, если турбина не вращается. .придется изучить это поближе..

Это нужно настраивать только при аналоговом подключении, если сигнализация не соединена с CAN-шиной автомобиля или не считывает с нее обороты двигателя. Вариант 11-1 задает контроль по напряжению в бортовой сети и доступен без дополнительных подключений, в вариантах 11-2 и 11-3 подключитесь к сигнальному выходу генератора, 11-4 задает контроль по тахосигналу (подключение к аналоговому тахометру или к форсункам).
В варианте 12-4 перехват зажигания будет отключен, турботаймер не будет работоспособен.
Если турботаймер был до этого отключен, то на экране отобразится время работы мотора в режиме турботаймера – его можно увеличить или уменьшить дальнейшими нажатиями кнопки 1;
