Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): признаки неисправности
Auto.Today
Это небольшое и, на первый взгляд, малозначительное устройство, всего лишь сигнализирующее о положении дроссельной заслонки, тем не менее способно обездвижить целый автомобиль. Устройство, фиксирующее состояние этого механизма в каждый момент работы мотора, при поломке проявляет специфические симптомы. Знать их нужно, чтобы при возникающих проблемах с функционированием силового агрегата быстро отыскать их причину, о чём и будет рассказано далее.
© Auto.TodayЗа что отвечает ДПДЗСимптомы неисправностиКак проверить работоспособность датчикаПричины неисправностиРегулировка ЗаменаДиагностика ДПДЗ и признаки неисправности: видео$(‘.index-post .contents’).toggleClass(‘hide-text’, localStorage.getItem(‘hide-contents’) === ‘1’)
Видео дня
За что отвечает ДПДЗ
Задача датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) заключается в получении оперативных данных о деятельности пропускного клапана в каждый отрезок времени функционирования двигателя и транспортировке их в блок электронного управления мотором.
Узнайте, как провести настройку дроссельной заслонки.
При неправильном функционировании ДПДЗ не соответствующая действительности информация, поступающая от него в электронную систему управления, приводит к некорректной работе двигателя и даже к его поломке. Кроме того, неисправный ДПДЗ зачастую приводит к проблемам в коробке переключения передач.
Симптомы неисправности
Показателями штатной деятельности датчика положения дроссельной заслонки выступают:
плавный автомобильный ход при полном отсутствии рывков;чёткая согласованность функционирования силового агрегата с положением педали газа.
Возникновение сбоев в функционировании ДПДЗ характеризуется следующими признаками:
проблемами при запуске двигателя;заметным ростом топливного расхода;прерывистым движением автомобиля;существенным ростом количества оборотов силового агрегата во время холостого хода;задержкой во время ускорения движения автомобиля;появлением хлопающих звуков из впускного коллектора;глушением мотора на холостом ходу;существенным снижением мощности силового агрегата, заметным на любых оборотах.
Знаете ли вы? Первый карбюратор, один из важнейших элементов в котором был представлен дроссельной заслонкой, был изобретён ещё в 1872 году.
Как проверить работоспособность датчика
При минимальном владении мультиметром или вольтметром исправность ДПДЗ определить несложно.
С этой целью следует:
Ключ зажигания повернуть в положение старта.Посредством одного из приборов определить уровень напряжения на минусе и сигнальном выводе, который не должен быть выше 0,7 вольта.При максимально открытой заслонке ещё раз определить высоту напряжения, которая при данном состоянии заслонки должно составлять свыше 4 вольт.Повернуть ключ зажигания до упора и определить величину напряжения на каком-либо контакте ДПДЗ и сигнальном выводе. Затем, плавно проворачивая сектор, проследить за трансформацией уровня напряжения. Это должно проходить без каких-либо рывков. Их присутствие свидетельствует о неправильном функционировании датчика положения дроссельной заслонки.
Узнайте, как работает очиститель дроссельной заслонки.
Причины неисправности
Практически все случаи поломок данных устройств приходятся на устаревшие плёночно-резистивные модели. У современных бесконтактных датчиков проблем, обусловленных механическими причинами, не наблюдается.
А у устаревших приборов эти проблемы заключаются в следующем:
истирании резистивной основы в виде напыления, которое чаще всего происходит в самом начале движения контактного ползунка;повреждении наконечников;поломке ползунка.
Важно! При осуществлении замены устройства рекомендуется вместо устаревшей плёночно-резистивной модели выбрать бесконтактный вариант устройства.
Регулировка
Настроить и отрегулировать ДПДЗ не очень сложно. Чтобы это осуществить, следует:
Промыть отсоединённую гофрированную трубку вместе с заслонкой и впускным коллектором с помощью бензина или спирта. Посредством гаечного ключа ослабить крепёж.Приподняв заслонку, резким движением опустить её. Процесс обязательно должен сопровождаться звуком удара. Ослабить винты до исчезновения «закусывания» детали и закрепить данное положение винтов гайками.Раскрутить крепление датчика и повернуть его корпус. ДПДЗ выставить таким образом, чтобы изменение уровня напряжения протекало лишь тогда, когда заслонка открывается.По завершении настройки вернуть всё в первоначальное положение и затянуть крепёж.
Замена
Поскольку пришедший в негодность датчик положения дроссельной заслонки нельзя отремонтировать, его приходится заменять на новый.
Узнайте, почему машина заводится, но сразу же глохнет.
Чтобы заменить вышедшее из строя устройство, следует:
При выключенном зажигании и поднятом капоте отсоединить минусовый аккумуляторный контакт. Выявив устройство на дроссельном патрубке и освободив его от проводной колодки, открутить крепёжные элементы. Демонтировать устройство. Заменить использованную прокладку из поролона, разделяющую датчик и патрубок, новой.Установить новый ДПДЗ, надёжно зафиксировав его. Соединить его с проводной колодкой. При открытой заслонке посредством тросиков газа провернуть приводной сектор устройства. Измерить уровень напряжения. Соответствие показателей прибора требуемым цифрам свидетельствует об исправности устройства.
Диагностика ДПДЗ и признаки неисправности: видео
Важно! Если после попытки провернуть приводной сектор ДПДЗ он сохраняет своё положение, устройство нужно переустановить, повернув его под прямым углом к заслоночной оси.
Знание симптомов неисправности ДПДЗ позволяет своевременно заменить это достаточно недорогое, но важное устройство, избегая при этом требующего много времени разбора двигателя в поисках иных возможных, но в данном случае несостоятельных причин неработоспособности силового агрегата.
Другое
Какие признаки неисправности у ДПДЗ-ВАЗ 2114
После усовершенствования «девятки» ВАЗ-2114 получил инжекторный двигатель, для стабильной работы которого установлено большое количество датчиков и автоматических устройств, позволяющих через ЭБУ самостоятельно регулировать и держать под контролем работу систем автомобиля.
Изменения коснулись и принципа подачи бензина в двигатель. В предыдущих моделях он был механическим, а сейчас за этот процесс отвечает электроника. Также устранена механическая связь педали газа с дроссельной заслонкой, а регулировка холостого хода машины происходит за счет перемещения самой заслонки.
Контролируется подача топлива при помощи сигналов, поступающих из всех систем автомобиля на ЭБУ. Один из них – это датчик положения дроссельной заслонки, или, как его сокращенно называют, ДПДЗ.
Содержание
Принцип работы
Автолюбителям старой закалки, привыкшим после поднятия капота видеть тяги механического привода педали газа, не ясно, что такое ДПДЗ, и как происходит его работа.
Читайте также: Чистка форсунок на ВАЗ-2114
Датчик дроссельной заслонки, так же как и она сама, устанавливаются на одной оси. ДПДЗ – переменный резистор, принцип работы которого такой же как, например, регулятор звука на старых телевизорах и магнитолах. Он подключен к ЭБУ разъемом с тремя проводами, два из которых подключены к неподвижным контактам потенциометра, а третий к подвижному контакту. Один из неподвижных контактов присоединен к корпусу автомобиля, а на другой подается напряжение 5 вольт.
При повороте дроссельной заслонки подвижного контакта на потенциометр поступает разное напряжение, зависящее от угла поворота заслонки. ДПДЗ напрямую связан с датчиком холостого хода.
В процессе запуска двигателя при закрытом положении заслонки, на контроллер поступает сигнал с датчика и подключается РХХ для подачи необходимой порции воздуха.
Признаки неисправности ДПДЗ
В процессе работы двигателя ВАЗ-2114 могут случаться разные неполадки, некоторые из которых происходят по вине датчика регулировки холостого хода, поэтому его нужно проверять вместе с ДПДЗ.
Владельца ВАЗ-2114 должны насторожить следующие симптомы:
- Отсутствие холостого хода.
- Загорание лампы на щитке приборов.
- Подозрительная работа холостого хода.
- Двигатель работает нестабильно, при отпущенной педали газа глохнет.
- В некоторых положениях дроссельной заслонки происходят резкие рывки автомобиля.
правности датчика дроссельной заслонки должны подтолкнуть водителя к поиску причин произошедшего. Появление любого из приведенных симптомов свидетельствует о том, что необходима проверка ДПДЗ. Проверка датчика положения – заслонки процесс несложный, и его можно осуществить самостоятельно, но нужно иметь некоторые измерительные приборы.
Читайте также: Чистка дроссельной заслонки на ВАЗ-2114
Самостоятельная проверка ДПДЗ
Учитывая то, что с признаками неисправности датчика положения дроссельной заслонки освоены, можно самостоятельно проверить его рабочее состояние. Для того чтобы проверить датчик, нужно заранее подготовить тестер, мультиметр или обычный вольтметр со шкалой 15-20 вольт.
Проведение проверки будет осуществляться так:
- Откройте капот и найдите ДПДЗ. Он расположен возле дроссельной заслонки.
- Разъем надо отключить от датчика дроссельной заслонки.
- Переключите измерительный прибор в режим замера напряжения.
- «Минусовой» щуп прибора нужно подключить к кузову автомобиля, а вторым будет осуществляться проверка напряжения.
Осмотрите разъем, и найдите вывод, обозначенный буквой А.
- Включите зажигание, и проверьте напряжение на этом выводе. Оно должно составлять 5 вольт. Если есть напряжение, значит, датчик вышел из строя, его нужно заменить или отремонтировать. В случае если напряжение намного ниже 5 В или вообще не обнаружено, следует проверить всю цепь питания, возможно, не работает контроллер.
Также можно проверить работоспособность ДПДЗ, не отключая его от разъема питания. Цель проверки та же – определение напряжения на датчике положения заслонки. После подключения измерительного прибора (для этого нужно щупом проколоть изоляцию возле разъема) и включения зажигания нужно осторожно провернуть пластиковую часто дроссельной заслонки, на тестере показания должны меняться в пределах 0,7-4 В.
Если под рукой есть омметр, можно проверить сопротивление потенциометра. Для проверки следует отсоединить разъем ДПДЗ, а щупы подключить к любым подвижному и неподвижному контактам. После того как начнется вращение сектора показатели измерительного прибора должны начать плавное перемещение. Скачки в показаниях стрелки будут свидетельствовать о неисправности.
Ремонтировать ДПДЗ не стоит, так как обычно причина неисправности в обрыве обмотки слоев, проводящих напряжение. Учитывая небольшую стоимость датчика, его проще заменить новым.
Завод-изготовитель датчиков положения дроссельной заслонки дает гарантию на 50 тыс. км пробега. Но в последнее время появились бесконтактные датчики, в которых нет подвижного элемента. Срок службы такого датчика практически неограничен.
Замена ДПДЗ
Заменить не рабочий ДПДЗ можно быстро и без особых усилий. Для этого понадобится всего одна крестообразная отвертка. Процесс замены происходит в следующем порядке:
- Снимаются клеммы с аккумулятора.
- Отключается разъем ДПДЗ. Для этого нужно оттянуть фиксатор разъема и потянуть его на себя.
- Снимается датчик. Чтобы его снять, нужно открутить два винта от патрубка.
- Между патрубком и ДПДЗ всегда находится поролоновая прокладка, играющая роль уплотнителя.
Такая же должна быть в комплекте с новым ДПДЗ, поэтому при замене датчика также меняем прокладку. Винты крепления датчика затягиваем до упора, пока прокладка не сожмется полностью.
- Подключаем разъем с проводкой к датчику положения заслонки.
- Возвращаем клеммы аккумулятора на их начальное место.
Читайте также: Вес автомобиля ВАЗ-2114
После замены датчика его нужно проверить и в случае необходимости отрегулировать. Чтобы проверить правильность замены, нужно надавить на педаль газа, и если это невозможно, следует снять датчик и повернуть его на 90 градусов относительно заслонки.
Как вам статья?
Как проверить напряжение с помощью мультиметра
Мультиметр может помочь вам получить много информации об электрооборудовании. Хотите проверить розетку и убедиться, что в ней правильное напряжение? Мультиметр – это то, что вам нужно.
Что такое напряжение?
Напряжение — это разность потенциалов между двумя точками цепи. Названное в честь итальянского физика Алессандро Вольта, напряжение измеряется в вольтах. Если у вас аккумулятор на 1,5 В, это означает, что разность потенциалов между двумя клеммами аккумулятора составляет 1,5 В.
Поскольку напряжение — это разность потенциалов по определению, его всегда измеряют для двух точек. По сути, невозможно измерить потенциал одной точки цепи, но вы можете легко измерить разницу между потенциалами двух точек.
Типы напряжения
Напряжение представляет собой напряжение переменного или постоянного тока. AC означает Переменный ток , а DC означает Постоянный ток . В то время как переменные токи текут по синусоиде, постоянные токи текут по прямой линии и только в одном направлении. Вы можете прочитать наше руководство по переменному и постоянному току, чтобы лучше понять разницу между ними.
Что такое мультиметр?
Мультиметр — это инструмент, который измеряет множество электрических свойств, таких как ток, напряжение и сопротивление. Мультиметры различаются по внешнему виду и могут иметь разные второстепенные функции, но их основная цель одна и та же.
Все мультиметры измеряют ток, напряжение и сопротивление. Некоторые более продвинутые могут также измерять частоту, температуру и другие свойства.
Независимо от того, цифровой он или аналоговый, мультиметр состоит из корпуса и двух щупов. Один конец любого щупа подключается к разъему на мультиметре, а другой конец подключается к цепи, которую вы хотите измерить.
Связано: Простые и малобюджетные проекты электроники своими руками для начинающих
Как проверить напряжение 220 В с помощью мультиметра?
Одним из применений мультиметра является измерение разности потенциалов или напряжения электронной схемы. В этой статье мы собираемся измерить напряжение стандартной розетки 220 В с помощью цифрового мультиметра.
1. Подключите щупы
Мультиметры поставляются с двумя щупами, одним красным и одним черным. Каждый мультиметр имеет как минимум три разъема. Один из разъемов COM или общий, куда подключается черный щуп. Этот слот обычно расположен посередине.
Следующий слот предназначен для напряжения, сопротивления и, как правило, малых токов. Это означает, что если вы хотите измерить какое-либо из этих свойств, вы должны подключить красный щуп к этому разъему. Для измерения напряжения переменного тока мы будем использовать этот слот.
Третий слот предназначен для сценариев, в которых требуется измерять большие токи. Обычно это означает токи выше 400 мА и менее 10 А. Хотя определение большого тока зависит от вашего мультиметра, поэтому обратите внимание на его надписи.
Мультиметр, изображенный ниже, имеет четвертый слот для очень низких токов и температур.
Поскольку вы собираетесь здесь измерять напряжение, вам следует подключить щупы к разъему COM и разъему для измерения напряжения.
- Вставьте черный зонд в разъем COM .
- Вставьте красный щуп в гнездо напряжения/сопротивления .
Красные и черные выводы конструктивно не отличаются друг от друга, а разница в цвете является условной. В качестве общего кода среди всех производителей мультиметров черный цвет означает отрицательный, а красный — положительный.
2. Включите мультиметр
Следующим шагом будет включение мультиметра. Для этого просто найдите кнопку питания на мультиметре и включите его.
Связанный: Нужны ли устройства защиты от перенапряжений?
3. Переключите ручку и установите ее на напряжение
На вашем мультиметре есть ручка, которая позволяет вам выбрать, что вы хотите измерить. Это дает мультиметру информацию о том, чего ожидать, и позволяет отображать соответствующую информацию. Для измерения напряжения в розетке:
- Переключите ручку и вставьте ее V .
V с символом ~ вверху означает напряжение переменного тока, а V с символом ⎓ означает напряжение постоянного тока. Напряжение в ваших розетках является переменным током, поэтому вы должны установить ручку на напряжение переменного тока .
- Если на вашем мультиметре разные диапазоны напряжения, то установите ручку в ожидаемый диапазон. Мы ожидаем что-то около 220В для розетки.
- Если у вас нет оценки напряжения, которое вы можете получить, установите ручку в самый высокий диапазон, чтобы вы могли двигаться вниз для получения точного результата.
Как и на рисунке ниже, некоторые мультиметры могут измерять как переменное, так и постоянное напряжение с одинаковыми настройками. Эти мультиметры имеют специальную кнопку, которая позволяет переключаться между переменным и постоянным напряжением.
4. Подключите провода щупа к розетке
Теперь все на мультиметре настроено, и вы готовы измерять напряжение. Давайте проверим и посмотрим, действительно ли в розетке напряжение 220 В. В отличие от напряжения постоянного тока, напряжение переменного тока не имеет полярности, поэтому не имеет особого значения, в какое отверстие вы вставляете выводы датчика.
- Вставьте черный провод щупа в одно из отверстий на сетевой розетке.
- Вставьте красный провод зонда в другое отверстие на сетевой розетке. Обратите внимание, что порядок важен как мера безопасности. Всегда сначала подсоединяйте черный провод щупа.
- Считайте и запишите напряжение с мультиметра.
Всегда обращайтесь с проводами датчика с пластиковым покрытием! Как только провода будут подключены к розетке, через них будет проходить электричество 220 В, и прикосновение к ним может привести к летальному исходу.
Подключение красного и черного проводов к противоположным отверстиям не влияет на ценность, которую вы собираетесь получить. Однако, если бы вы измеряли напряжение постоянного тока, замена узлов дала бы вам отрицательное значение, хотя число осталось бы тем же.
5. Отсоедините провода щупов от электрической розетки
После того, как вы записали напряжение, пришло время отключить щупы от электрической розетки. Вы должны сделать это в обратном порядке.
- Отсоедините красный провод зонда от розетки.
- Отсоедините черный провод зонда от розетки.
- Выключите мультиметр.
- Отсоедините оба щупа от мультиметра.
Теперь вы можете измерять напряжение
Мультиметр — это удивительный инструмент, способный предоставить вам много информации о вашем электрическом и электронном оборудовании. Теперь вы знаете, как использовать его для проверки напряжения 220 В, а также можете использовать его для измерения напряжения во многих других целях. Если вы измерили напряжение батареи, а она села, не выбрасывайте ее! Там еще много, что вы можете сделать с ним.
Как проверить, работает ли мультиметр, и советы по его правильному использованию
Мультиметры — это очень удобное электрическое испытательное оборудование, и, как следует из названия, они могут измерять различные параметры, такие как напряжение , сопротивление , текущий и многие другие. Помимо этого, его также можно использовать для отладки неисправных схем, изучения электронных конструкций других людей и даже для тестирования батареи. Отсюда и название «мультиметр». Но как пользоваться мультиметром? Этот урок покажет вам, как вы можете проверить, работает ли ваш мультиметр, и если он работает, я также дам вам несколько советов о том, как использовать это устройство. Итак, давайте сначала начнем с проверки, работает ли мультиметр или нет.
Итак, первое, что нужно проверить, работает ли ваш мультиметр, это просто повернуть диск из выключенного положения в любое другое положение, и вы должны увидеть там какой-то дисплей. Есть две вещи, которые вы должны проверить, одна из них, если ваш дисплей работает, это означает, что ваш мультиметр включен.
Теперь, если ваш дисплей ничего не показывает, есть две возможности. Во-первых, ваша батарея могла разрядиться, поэтому откройте корпус, и вам придется заменить батарею. Во-вторых, у тебя мог перегореть предохранитель. Итак, вам нужно снова открыть корпус и заменить предохранитель. После проверки батареи вы можете проверить, правильно ли работают ваши поводки.
Итак, для этого переведите мультиметр в режим непрерывности. У каждого мультиметра есть режим непрерывности, который вы можете определить по символу непрерывности (что-то вроде звуковой волны). Как только вы переведете мультиметр в режим непрерывности, возьмите эти два щупа и соедините их вместе. Когда вы это сделаете, вы должны услышать непрерывный звуковой сигнал. Это означает, что между обоими выводами имеется правильное соединение, и ваш мультиметр работает. Итак, как только вы это сделаете, вам может быть почти 90% уверен, что ваш измеритель работает нормально, и вы можете приступить к измерению напряжения, тока, резистора или чего-то еще.
Если ваш дисплей работает. И если вы не слышите звук непрерывности, это означает, что с вашими лидами возникла проблема, и вам нужно заменить их. Теперь, если ваш мультиметр работает, вот несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы убедиться, что вы всегда используете это устройство безопасно.
В этом разделе мы обсудим, как безопасно использовать мультиметр для различных приложений.
- При измерении напряжения переменного тока не прикасайтесь к наконечникам щупов, пока они все еще подключены к соответствующим точкам электрической цепи. Это необходимо для предотвращения короткого замыкания в цепи, которое может привести к возникновению искры или пламени, которые могут нанести вам вред.
- Не используйте измерительные провода, если защитная изоляция проводов или пробников сломана или повреждена. Ваши пальцы могут коснуться проводника зонда, что может привести к поражению электрическим током.
- Знайте, что не все мультиметры поддерживают измерение переменного тока. Поэтому никогда не измеряйте переменный ток мультиметром, который не поддерживает измерение переменного тока, иначе вы повредите свой измеритель.