3Янв

Как поменять щетки на генераторе ваз 2109: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Замена генератора на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Добро пожаловать!
Генератор – неотъемлемо составляющая часть у любого автомобиля, генератор даёт ток в бортовую сеть который вырабатывается при вращении шкива генератора, благодаря этому аккумулятору не приходится работать постоянно и уже после запуска мотора, он перестаёт подавать ток в бортовую сеть машины а подавать его начинает только лишь один генератор, но бывают случае когда он выходит из строя (Со временем это как правило случается и из-за того, что в генератор попадает песок и грязь другого рода или просто от замыкания генератор сгореть может) и на автомобиле становиться невозможно ездить, так как в работу включается один аккумулятор, а когда он полностью разрядиться, то автомобиль заглохнет и просто не поедет никуда, поэтому генератор нужно менять когда он приходит в негодность или подвергать ремонту (Про ремонт генератора, тему мы всё же затронем в данной статье).

Примечание!
Чтобы поменять генератор, много времени и инструментов не нужно, достаточно будет запастись: Несколькими ключами, один из которых должен быть «на 17», а другой примерно «на 19» и монтировкой или чем то наподобие неё (Палкой к примеру)!

Краткое содержание:

  • Замена генератора
  • Дополнительный видео-ролик

Где находится генератор?
Между телевизором и между двигателем он располагается, открыв капот вы его сразу же увидите, но только он крепиться чуть по другому будет, не так как на фото показано но местонахождение, точно такое же будет, для наглядности оно указано на фото ниже красной стрелкой.

Когда нужно менять генератор?
1. Понять даёт ли он зарядку или вовсе не даёт можно двумя способами, по какому из них пойдёте именно Вы, решать Вам, мы обычно первый рекомендуем способ всем тем людям, которые задают нам вопрос, про то, как проверить генератор на исправность, а заключается он в следующем: В любом автомагазине покупается мульти-метр (Он почти везде есть), китайские стоят довольно дешево (Около 300 руб), Вы на станции не работаете и не электрик, поэтому данного мульти-метра будет вполне достаточно (Если хотите конечно, можете по дороже взять), в общём покупается данный прибор и включается на нём функция Вольтметра, после чего выводы идущие от мульти-метра подсоединяются к аккумулятору (см. фото ниже) и обращается внимание на прибор (Если аккумулятор исправен и заряжен, то он должен будет как минимум 12.5 Вольт выдать, если меньше 12 выдаст, то он нуждается в зарядке), теперь следующее действие, автомобиль заводиться и провода идущие от мульти-метра подсоединяются точно так же как и ранее (На приборе до сих пор должна быть включена функция Вольтметра) и прибор снова смотрится, показания прибора обязательно должны будут расти, если же они падают, то генератор не исправен и не даёт заряд аккумуляторной батареи (Ещё на лампу заряда гляньте, см.

маленькое фото, если она горит и показания прибора при заведённом моторе постепенно падают, то генератор 100% неисправен).

2. Теперь а втором способе поговорим, сразу предупреждаем он бесплатный, но на генераторе это очень может плохо отразиться, делается он вот как, заводиться автомобиль и вытягивается подсос (На инжекторе вообще не рекомендует его делать), так вот после того как подсос вытянут (На половину где то, чтобы двигатель работал на 1500 оборотов) и машина некоторое время поработала (Минуту достаточно, даже меньше), с АКБ скидывается клемма минус, а после скидывания машина обязательно должна будет продолжить свою работу (Это говорит о том, что бортовая сеть у автомобиля, а так же зажигание питается от генератора а не от АКБ), если же сразу заглохла, то генератор не работает (Щётки износились или диодный мост сгорел), в общём такой генератор придётся снять и смотреть на исправность (Кстати, о том как отремонтировать генератор, читайте в статье: «Ремонт генератора на ВАЗ») но есть один большой минус, если генератор работает неправильно (Такое бывает из-за щёток) но он всё же работает, то машина не заглохнет и из-за этого, постоянно будет аккумулятор у автомобиля разряжаться и поэтому, более точно узнать даёт ли он зарядку и даёт ли он её как надо, можно узнать только благодаря мульти-метру и кстати, если вы купите этот прибор то не пожалеете, так как он вам в будущем очень сильно пригодиться.

Снятие:
Снимать генератор будет нужно с низу автомобиля, но внизу стоит защита картера как правило, поэтому её снять обязательно будет нужно, как только болты крепящие защиту будут откручены и она снята, скидывайте клемму минус с аккумулятора (Как это сделать читайте «вот в этой статье», в пункте 1) и первым делом отсоедините проводку от генератора (К нему две клеммы крепятся и ещё колодка проводов подсоединяется в добавок, чтобы клеммы отсоединить, нужно будет гайку выкрутить которая их крепит, см. большое фото, ну а колодку вы рядом найдёте, её просто рукой вытянуть будет нужно), сразу же после чего ослабьте верхнюю гайку регулировочной планки, а затем и нижнюю чуть-чуть (см. маленькое фото) и как только это будет сделано, рукой переместите генератор ближе к двигателю и снимите с него ремень, который на него надевается, но на этом ещё не всё и генератор пока не снимется, остаётся полностью отвернуть всего три болта, один это тот который регулировочную планку крепит (Указан синей стрелкой, полностью выкрутить его придётся), а два других внизу располагаются (Об них чуть позже, а именно в пункте 2).

Примечание!
Когда ремень снят будет выньте его и осмотрите, на нём не в коем случае не должно быть следов масла и другого рода жидкостей, а так же он не должен будет быть потресканный и иметь хоть какие то явные дефекты, в противном случае ремень нужно будет поменять на новый!

2) В самом низу генератора (Придётся подлезть под автомобиль), Вы найдёте два болта, но запомните, один из них длинный, а другой короткий, запоминайте куда какой заворачивается, чтобы потом вы не подбирали их между собой, а сразу же завернули на те места куда нужно, ну так вот, оба болта подлежат выкручиванию, а когда они полностью отвернуты будут, аккуратно снимите генератор и положите его на землю или туда, куда Вам нужно.

Установка:
Новый генератор ставиться вместо старого точно так же, но только не забудьте открутить гайку которая регулировочную планку на генераторе крепит и данную планку на другой перенесите и на этом всё по сути, замена генератора на автомобиле произведена успешно.

Дополнительный видео-ролик:
Более подробно увидеть процесс, как генератор проверяется на исправность с помощью такого прибора как мульти-метр, можно просмотрев видео-ролик который размещён чуть ниже:

Генератор ВАЗ 2109 – обслуживание и ремонт

Сломался авто?
Мы все починим!
+7 (961) 014-5673
+7 (915) 732-0659
Звоните!

Генератор ВАЗ 2109 – важное устройство, питающее электричеством бортовую сеть автомобиля. Он требует внимательного и бережного отношения, но все равно время от времени дает сбои. Выход из строя генератора обычно доставляет массу неприятностей владельцам автомобиля ВАЗ 2109, особенно если это случается ночью – на одном аккумуляторе долго не проедешь, так что придется вызывать эвакуатор.

Хорошо, если это случится в черте города, а если за его пределами, то придется ночевать посреди дороги в машине.

Обслуживание генератора

Автомобильный генератор не только питает всю сеть, но и постоянно подзаряжает аккумулятор. Располагается он под капотом, крепится к двигателю и посредством ременной передачи от шкива коленчатого вала приводится в действие. Основные причины неисправностей генератора ВАЗ 2109 – выход из строя щеток, неполадки в работе реле регулирования уровня заряда, поломка диодного моста, заклинивание подшипников ротора. Во всех этих случаях потребуется ремонт генератора.

Основные симптомы, свидетельствующие о возможных неисправностях генераторов для автомобилей:

  1. Посторонние шумы во время работы двигателя, раздающиеся из генератора – вероятнее всего износились подшипники ротора.
  2. Недостаточное выходное напряжение – слабое натяжение ремня или чрезмерный износ щеток.
  3. Снижение или увеличение выходного напряжения также может быть вызвано неисправностями диодного мостика.

Чтобы определить возникшие неисправности, нужно провести диагностику генератора. Первое, что нужно сделать, это проверить напряжение на клеммах с помощью вольтметра. На холостых оборотах двигателя, если генератор ВАЗ 2109 исправен, напряжение должно быть в пределах 13,8-14,5 вольт. Также можно приложить руку к нему при работающем двигателе (пока он не сильно нагрелся) для проверки вибрации. Если износ подшипников роторного вала слишком большой, то вибрация будет достаточно большой, так что определить ее будет очень легко. Ну и обязательно нужно проверить натяжение ремня – при неработающем двигателе надо надавить на него пальцем – прогиб должен быть не более 1,5 сантиметра.

Ремонт генератора

Многие ошибочно полагают, что с ремонтом генератора ВАЗ 2109 можно справиться самостоятельно. В принципе, если есть опыт в этом деле, то можно попробовать. Однако это под силу далеко не каждому, поэтому лучше всего сразу отправиться в автосервис, занимающийся ремонтом стартеров и генераторов. Дело в том, что неумелыми действиями очень легко повредить его и тогда не останется другого выхода, как покупать новый.

Самая частая причина плохой работы генератора – чрезмерный износ щеток. Если это произошло, то не обязательно снимать генератор, достаточно только отвернуть реле зарядки и проверить их выработку. Если это действительно так, то можно только заменить щетки и работа генератора восстановится. Для качественной работы генератора длина щеток должна быть не менее четырех сантиметров.

Если дело не в щетках, а, например, в подшипниках, то здесь без демонтажа не обойтись. В этом случае придется отправляться в автомастерскую – с одной стороны подшипник запрессован в крышку, так что снять его можно только с помощью специального съемника. Да и запрессовывать их нужно тоже умеючи – если просто забивать молотком, то можно и крышку разбить.

Сложнее всего дело обстоит, если сгорел диодный мост – в этом случае генератор ВАЗ 2109 эксплуатировать категорически запрещается. Диодный мост необходим для преобразования переменного тока в постоянный. Для проверки его работы может потребоваться специальное оборудование.



ВАЗ 2109 холостая зарядка

Признаки неисправности

Лампа разряда аккумулятора на панели приборов автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 не гаснет после запуска двигателя и горит на холостом ходу. При нажатии на педаль газа не гаснет, стрелка вольтметра в красной зоне или на ее границе. При измерении подаваемого напряжения получены значения менее 13,6 В.

Причины того, что лампа разряда аккумуляторной батареи не гаснет после запуска двигателя

1. Неправильное натяжение ремня привода генератора. Натяжение ремня необходимо отрегулировать.


2. Неисправен регулятор напряжения генератора.

Регулятор напряжения на генератор 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 231099

Возможно короткое замыкание между его положительным («В», «D+») и отрицательным («W», «DF») выводами. Иногда проблема исчезает после внешней чистки регулятора напряжения. В любом другом случае его необходимо заменить.

3. Неисправен диодный мост. Происходит короткое замыкание («обрыв»). Необходимо проверить работоспособность диодного моста и заменить «пробитые» диоды, либо весь мост целиком.


4. Неисправен ротор генератора. Возможно, от контактных колец оторвались выводы обмотки возбуждения ротора, либо в этой самой обмотке короткое замыкание. Необходимо проверить ротор генератора и при обнаружении неисправности либо заменить его новым (в случае короткого замыкания), либо припаять выводы (при обнаружении перепаянных выводов).

5. Неисправен статор генератора. Возможно обрыв или короткое замыкание в обмотке статора или его замыкание на массу (генератор при этом «воет»). Необходимо проверить обмотку статора и если выявится, что она неисправна, меняем статор на новый.

Генератор и аккумулятор на ВАЗ 2109 являются источниками электрической энергии. Аккумуляторная батарея помогает запустить двигатель, а также питает потребителей электрической энергией при неработающем двигателе. Основным инициатором напряжения в автомобиле является генератор. Он питает все устройства при работающем двигателе и одновременно заряжает аккумулятор.

Поэтому в большинстве случаев при отсутствии зарядки аккумулятора ВАЗ 2109 нарушается работа тандема генератор-аккумулятор. Искать причину разряда нужно либо в самой конструкции генератора, либо на пути от него к аккумулятору. Иногда причиной также является плохой контакт или чрезмерный износ самого аккумулятора. Необходимо срочно устранить эту проблему, так как аккумулятор сможет эксплуатировать автомобиль в считанные часы (в зависимости от емкости). Необходимо выявить неисправность в звене источников тока и устранить ее.

Как должен работать работающий генератор?

Чтобы понять, почему не заряжается аккумулятор, нужно иметь четкое представление о том, как работает генератор в штатном режиме. Для начала давайте поймем, что генератор гораздо важнее аккумулятора. Второй выполняет в автомобиле только две функции: запуск системы зажигания и питание потребителей электроэнергии при неработающем двигателе.

Поэтому аккумулятор в ваз 2109карбюратор и инжектор ВАЗ 2109 функционирует больше как вспомогательный источник тока. Он состоит из свинцовых пластин, расположенных в секциях. Эти элементы взаимодействуют с электролитом (вода + серная кислота). Таким образом, батарея преобразует химическую энергию в электрическую.

Генератор состоит из таких основных элементов.

  1. Статор (неподвижный элемент из круглых стальных листов).
  2. Обмотка статора (катушки уложены в его пазы).
  3. Ротор (подвижный элемент, вращающийся внутри статора; состоящий из вала с сердечником, на который намотано много слоев медного провода — электромагнита, а сверху установлены 2 шестиполюсных сердечника).
  4. Задняя и передняя крышки.
  5. Щеткодержатель с графитовыми щетками; с 1993 года щеткодержатель на ВАЗ 2109 оснащается регулятором напряжения.
  6. Контактные кольца.
  7. Выходной контакт напряжения.
  8. Диодный мост.

Почему генератор не может сам запустить двигатель? Из-за принципа его действия.


Чтобы этот источник энергии начал вырабатывать электроэнергию, вращательное движение от коленчатого вала должно передаваться на ротор. Коленчатый вал и шкивы ротора соединены клиновым ремнем. Коленчатый вал начинает вращаться, передает крутящий момент на вал ротора, электромагнит создает индукцию, появляется напряжение. Цепь между аккумулятором и генератором замыкается, и аккумулятор больше не нужен. Далее генератор сам снабжает энергией все устройства и, самое главное, заряжает аккумулятор.

Кабель аккумулятора подключается к щеткодержателю на задней крышке через замок зажигания. Графитовые щетки постоянно прижимаются пружинами к токосъемным кольцам генератора и обеспечивают хороший контакт. На этой же крышке выполнен выходной контакт для вывода напряжения, которое вырабатывает генератор.

Но ток, вырабатываемый генератором, подается с обмотки статора на выходной контакт не напрямую, а через диодный мост. Мост работает как выпрямитель. Он будет преобразовывать переменный ток обмотки статора в постоянный, что необходимо для всех электроприборов «девятки». Щеткодержатель также имеет регулятор напряжения, не допускающий вывода высокого напряжения на потребителей. Из-за поломки основных узлов генератора может пропасть зарядка аккумулятора.

Индикаторы низкого заряда аккумулятора

Когда аккумулятор постоянно разряжается, об этом сигнализируют индикаторы на панели приборов.

  1. Контрольная лампа на приборной панели.
  2. Показания низкого напряжения на стандартном вольтметре.
  3. Тусклый свет от осветительных приборов.
  4. Слабое вращение коленчатого вала при запуске стартера.

Самый очевидный индикатор — это свет на приборной панели со значком аккумулятора. Обратите на это внимание, сделав один оборот ключа в замке зажигания. Он должен ярко светиться вместе с другими значками. Горит, но тусклее остальных? Первый звоночек — нет зарядки. Запустить двигатель. Когда батарея заряжена, значок должен погаснуть.

Если при работающем двигателе лампа все равно светится тускло, то аккумулятор явно не получает необходимого заряда. Если у вас есть вольтметр на приборной панели, он должен показывать от 13,5 до 14 В. Если цифра на экране меньше, генератор не заряжает аккумулятор полностью.

Слабый заряд чувствуется даже при запуске стартера. Коленчатый вал вращается с недостаточным усилием и не способен передавать нормальный крутящий момент. Тусклый свет осветительных приборов ВАЗ 2109 также свидетельствует о низком заряде аккумулятора.

Что делать если нет зарядки аккумулятора ваз 2109? Этот вопрос часто встречается на форумах и в социальных сетях. На самом деле все довольно просто и не требует специальных знаний и в принципе алгоритм действий такой же как и на других автомобилях. Для устранения неполадок потребуются инструменты стандартного набора, контрольная лампа и вольтметр или мультиметр.

Нет зарядки аккумулятора ВАЗ 2109, признаки неисправности.

Признаки неисправности при работе ВАЗ 2109аккумулятор не заряжается — негасящая контрольная лампа с изображением аккумулятора и признаками севшего аккумулятора (слабое вращение коленчатого вала стартером при запуске, тусклый свет ламп). Но это не показатель отсутствия зарядки, а лишь сигнал о том, что что-то не так работает. Бывают случаи, когда аккумулятор заряжен, но лампа не гаснет и лампа не горит на оборот, а зарядки нет. Чтобы определить, заряжается аккумулятор ВАЗ 2109 или нет, необходимо измерить напряжение на клеммах аккумулятора. Измерения должны производиться без нагрузки и с включенной нагрузкой. При этом напряжение не должно выходить за пределы 13,5 -14,5В. напряжение менее 13,5В говорит об отсутствии зарядки ВАЗ-2109и надо найти и устранить причину.

Варианты неисправности.

Самая частая неисправность — не гаснет контрольная лампа зарядки. Если контрольная лампа продолжает ярко гореть, то неисправен регулятор напряжения или провод от контрольной лампы к генератору закорочен на массу. Если контрольная лампа продолжает гореть, но не на полную мощность, а при увеличении оборотов загорается ярче, то имеет место утечка тока через один из дополнительных диодов выпрямительного моста. При этом генератор выполняет свою функцию, заряжая аккумулятор и питая потребителей.

Для проверки необходимо измерить напряжение на клеммах аккумулятора при дальнем свете фар и оборотах 1200 — 1500. Если напряжение более 13,5В, то генератор исправен, а если лампа горение в полную силу не раздражает, дальше ничего не поделаешь. В противном случае придется менять диодный мост.

Если напряжение ниже нормы, то отсоединить тонкий провод от генератора при выключенном двигателе и включенном зажигании. Если контрольная лампа при этом не гаснет, то необходимо найти и устранить замыкание провода на массу. Если контрольная лампа погасла, то при работающем двигателе подключите свободную клемму к клемме 30 (контактный болт с двумя толстыми проводами). Если при этом появится зарядка, то устраните пропадание напряжения в контактах от контрольной лампы к генератору.

В случае, если зарядка не появляется, выключите зажигание и снимите щеточный узел с регулятором напряжения с генератора, если это позволяет конструкция генератора, либо снимите генератор полностью и снимите регулятор. Проверить снятый регулятор с помощью контрольной лампы и батарейки. Как это сделать описано в статье. Если регулятор исправен, то необходимо снять и отремонтировать генератор. Наиболее распространенной неисправностью в этом случае является износ контактных колец якоря. Возможен также обрыв провода от контактных колец.

Пониженное напряжение на генераторе.

Еще одна не редкая неисправность, когда при работающем двигателе контрольная лампа гаснет, но со временем появляются признаки подсевшего аккумулятора. Для этого может быть несколько причин. Первая причина – пробой основного диода выпрямительного моста. Выявляется измерением напряжения на выводе 30 генератора при включенном и выключенном дальнем свете фар. Если при выключенных фарах напряжение в норме или близко к этому, а при включенных фарах начинает падать, то необходимо менять диодный мост. Если установлен генератор КАТЕ, это можно сделать, не снимая генератор с двигателя. Но прежде чем менять диодный мост, обратите внимание на натяжение ремня и состояние шкива генератора. Если низ шкива блестит, это говорит о том, что ремень проскальзывает из-за износа шкива, что является второй причиной плохой зарядки. В этом случае необходимо заменить ремень, а если новый ремень попадает в канавку шкива, то необходимо заменить шкив. В этом случае нет смысла протягивать ремень через мерку. Кроме того, это может привести к повреждению подшипников якоря.

Также слабый заряд может быть в плохом контакте на выводе 30 генератора, в выводах аккумуляторной батареи или в соединении минусовой клеммы с массой двигателя. Плохой контакт на контакте 30 определяется на ощупь. Только будьте осторожны при этом. Терминал может быть очень горячим. Если клемма не нагревается, с помощью вольтметра проверьте напряжение на всех разъемах при включенном дальнем свете фар. Падение напряжения на 0,5 В свидетельствует о плохом контакте.

Все неисправности при отсутствии зарядки ваз 2109аккумулятор, описанный выше, можно устранить самостоятельно и в короткие сроки. Помимо описанных выше, неисправностей существует еще множество, но для их обнаружения и устранения требуются более глубокие знания и гораздо больше времени. Здесь нет смысла останавливаться на них.

«Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER»

admin 17.10.2014

Не всегда сразу можно понять почему горит аккумулятор на ваз 2109включен. Он может гореть ярко или тускло, постоянно или периодически. Но в любом случае игнорировать это не стоит, причины могут быть серьезными.

Часто все устранение неполадок приводит к разборке бортового генератора, и он способен перестать работать из-за многих факторов. Однако батарея часто садится из-за банального окисления контактов.

Первый случай — на ВАЗ 2109 тускло горит лампа аккумулятора. Это означает, что на аккумулятор подается напряжение, но его значения недостаточно для зарядки. Происходит это из-за ослабленного ремня бортового генератора. Ремень не должен быть ослаблен. Если надавить пальцем, то прогиб не должен превышать 1-1,5 см. Если больше, нужно открутить гайку на кронштейне, сдвинуть генератор вокруг оси в сторону мотора. И снова затяните гайку.

Лампа аккумулятора ВАЗ 2109 тускло горит также при выходе из строя регулятора напряжения в генераторе. В этом случае генератор не укладывается в рабочий диапазон 13,7-14,3 В, а выдает низкое напряжение. Значение 12 В и ниже уже не способно заряжать аккумулятор, так как ток просто не течет внутрь из-за внутреннего сопротивления аккумулятора. Если, наоборот, неисправный генератор длительное время подает высокое напряжение (15 В и выше), аккумулятор быстро изнашивается, может даже закипеть. Регулятор меняется полностью и не подлежит ремонту. Для его замены нужно снять и разобрать генератор.

Но бывает так, что аккумулятор не только не заряжается, но и полностью питает сеть автомобиля. Генератор вообще не работает, а на ВАЗ 2109 постоянно и ярко горит лампа аккумулятора. В этом случае заряда аккумулятора хватит на несколько сотен километров, лучший вариант стечения обстоятельств. Причиной этого может быть, опять же, неработающий регулятор напряжения. Однако даже свежий регулятор быстро выходит из строя, если проблема кроется в выпрямительном блоке генератора.

Выпрямительный блок выполнен на основе диодного моста. Диоды достаточно легко выходят из строя, так как чувствительны к влиянию параметров сети. Они пропускают ток в одном направлении, и не пропускают его в обмотку генератора. Если диод сгорит, то ток может протечь в обмотку, тем самым вызвав ее плавление, короткое замыкание и так далее. Если проводка замкнута, то под капотом появится характерный запах гари.

Это состояние довольно опасно, так как может привести к взрыву аккумулятора. Если диод вообще не пропускает ток, то генератор работает на холостом ходу и аккумулятор не заряжен.

Как проверить диодный мост? Для этого нужен омметр. Исходя из свойств диода, подключаем омметр и следим за показаниями. Устройство подключается дважды, со сменой контактов. В первый раз он должен показывать бесконечное значение (диод закрыт), во второй раз — значение порядка нескольких сотен Ом (диод открыт). Если это не так, то диод перегорел и его следует заменить. Следует проверить все диоды выпрямительного блока и, возможно, заменить сразу весь блок.

Лампочка аккумулятора ВАЗ 2109 часто горит из-за обрыва обмотки статора генератора. Или это может быть короткое замыкание обмотки. В последнем случае часто наблюдается «вой генератора» — машину нужно сразу заглушить, аккумуляторную батарею отсоединить. Обмотка проверяется тем же омметром. Его можно перемотать или полностью заменить статор.

Полное отсутствие тока также может быть вызвано возбуждением обмотки возбуждения от контактных колец. От вибраций и нагрузок провод теряет контакт с кольцом, и генератор работает вхолостую. При этом могут окислиться и сами контактные кольца, и их нужно будет смачивать щеткой WD. Обмотку можно либо припаять обратно, либо полностью заменить ротор. Также стоит проверить щетки генератора, ведь они со временем изнашиваются в любом случае. И именно износ щеток может быть причиной холостой работы генератора, именно из-за них можно задать вопрос «почему горит аккумулятор на ВАЗ 2109горит?»

Если на панели горит лампочка и при запуске двигателя слышен грубый шум, скорее всего поврежден подшипник в генераторе. Продолжать эксплуатировать такой генератор без ремонта нельзя, иначе вибрации могут полностью убить в остальном исправное устройство.Кроме того, вал может заклинить напрочь.


Читайте также, другие отзывы

Не вытаскивается ротор генератора карбюратор ВАЗ 2109.

Изношены подшипники генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 выдают себя «воем» определенного тона. Если не обратить внимание на проблему, то в ближайшее время можно получить — короткое замыкание. Рассмотрим, как заменить подшипники на генераторе 37.3701, который широко используется на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Процедура замены подшипников генератора

— Снятие генератора с двигателя автомобиля

— Снять регулятор напряжения

Для этого отверните отверткой два винта его крепления, отсоедините наконечник провода, идущего от диодного моста, и выньте регулятор из отверстия в задней части генератора.


снятие регулятора напряжения генератора 37.3701

— Снять шкив привода генератора

Откручиваем гайку его крепления, не давая проворачиваться отверткой.


снятие шкива генератора 37. 3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Снять болты натяжения генератора

Для этого отверните гайки их крепления ключом на 10 мм и выньте болты из корпуса.

— Снять переднюю крышку с передним подшипником

Просто сбиваем молотком с вала якоря. Перед снятием отмечаем положение частей корпуса генератора относительно друг друга.


снять переднюю крышку генератора с передним подшипником

— снять защитные крышки переднего подшипника

Ключом на 8 мм отверните четыре гайки крепления передней защитной крышки подшипника. Снимите его и заднюю крышку с помощью винтов.


снятие защитных крышек переднего подшипника

— Замена переднего подшипника новым

Выбиваем старый подшипник молотком через кусок трубы или головку подходящего диаметра в любую сторону. Запрессовываем новый на место старого с помощью той же трубы и молотка. Сила прессования должна быть приложена к наружному кольцу подшипника. Устанавливаем защитные кожухи переднего подшипника на место.

запрессовать передний подшипник в крышку генератора

— Заменить задний подшипник

Выбиваем ротор с подшипником с задней части корпуса генератора. Лучше всего это сделать через окошко в задней крышке генератора под регулятором напряжения. Используем молоток и выколотку из мягкого металла.

снятие вала ротора с задним подшипником с задней крышки генератора

Подшипник с вала снимаем при помощи съемника или сбиваем зубилом и молотком (поочередно стуча с разных сторон).

снятие заднего подшипника генератора с вала ротора

Запрессовываем новый подшипник на вал с помощью куска трубы подходящего диаметра и молотка. Сила прессования должна быть приложена к внутреннему кольцу подшипника.

Генератор 37. 3701 для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Необходимые инструменты

— Ключ на «8» (головка или головка)

— Ключ на 10 (головка или головка)

— Отвертка шлицевая средняя

— Крестовая отвертка среднего размера

Порядок сборки генератора 37.3701

Установить диодный мост (выпрямительный блок) в заднюю крышку генератора

Диодный мост ставим внутрь крышки (нижняя часть подковы моста к кронштейну крепления генератора). См. фото выше. В этом случае продеваем провод с наконечником через отверстие в задней крышке. Еще один провод (вывод дополнительных диодов моста) установлен в пластиковой колодке на задней крышке (вывод «67» генератора). На кончике этой проволоки есть металлический усик для фиксации, который нужно немного согнуть. Продеваем контактный болт через отверстие в диодном мосту и отверстие в крышке. Он имеет пластиковую втулку, которая входит в отверстие в крышке, чтобы изолировать болт от земли. Контактный болт временно фиксируем гайкой М8 (ключ на «10»).

Установка статора генератора

Ставим в заднюю крышку. При этом пазы по бокам статора должны совпадать с отверстиями для стяжек в крышке. Подключаем выводы статора к диодному мосту. С тыльной стороны продеваем крышки через отверстия тремя винтами и крепим клеммы к перемычке гайками М6 (ключ на «8»). Каждый винт должен быть оснащен пластиковым изолятором и ограничительной скобой.

Вставляем подшипник в переднюю крышку генератора

Если при разборке генератора был снят подшипник с передней крышки, то при сборке запрессовываем в него новый. Можно использовать кусок трубы диаметром, равным внешнему диаметру подшипника. См. . Установите переднюю и заднюю крышки подшипников. Стягиваем их винтами. Гайки на винтах «8» расположены сбоку на передней части крышки.

Собираем и устанавливаем ротор генератора

Если задний подшипник снимался, то напрессовываем новый на вал ротора (отрезком трубы, равным по диаметру внутреннему кольцу подшипника). Надеваем упорное кольцо на вал ротора. Надеваем переднюю крышку с подшипником. Вставляем ротор с задним подшипником в расточенное отверстие в задней крышке генератора.

Стягиваем генератор длинными болтами

Продеваем четыре длинных стяжных болта через отверстия в крышках генератора (со стороны передней крышки). Затяните гайки болтов ключом «на 10» крест-накрест.

Установка шкива генератора

Вставляем шпонку в паз на валу ротора. Надеваем шкив на вал. Затяните гайку шкива ключом «на 19».

Его можно удержать от проворачивания с помощью отвертки.

Установка конденсатора

Прикручиваем конденсатор винтом к задней крышке генератора с помощью шлицевой отвертки. Откручиваем гайку на контакте генератора (клемма «30»). Надеваем вывод конденсатора на болт. Фиксируем гайкой.

Установка регулятора напряжения

Вставляем регулятор напряжения щетками внутрь отверстия в задней крышке генератора (щетки должны быть на коллекторе ротора). Закрепляем его на крышке двумя винтами с помощью крестовой отвертки. Кончик провода, идущего от диодного моста, подключаем к клемме на регуляторе напряжения.

Все, генератор 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 в сборе

Примечания и дополнения

— На автомобилях до 1996 года регулятор напряжения генератора 37.3701 состоял из двух частей: самого регулятора и щеточного узла. Это две отдельные детали. После 1996 года это единое целое.

— Конструкция шкива генератора 37.3701 может отличаться. Шкив может быть неразъемным: крыльчатка и шкив составляют единое целое (как в описанной выше инструкции по сборке генератора), а может состоять из отдельных частей: крыльчатки и шкива, состоящего из двух половинок. Порядок установки такого шкива на вал ротора следующий: шайба, шпонка, рабочее колесо, распорная шайба, две половинки шкива, еще одна шайба, гайка.

Разбираем генератор для ремонта. Перед снятием и разборкой генератора нужно убедиться, что неисправен именно генератор.

Проверка генератора на автомобиле

Включаем зажигание (не заводя двигатель). Вольтметр покажет напряжение на клеммах аккумулятора.

Запускаем двигатель — напряжение должно увеличиться.

Если это не так, возможно, неисправен регулятор напряжения, повреждены обмотки генератора (обрыв или короткое замыкание), контактные кольца окислены или замаслены, щетки изношены или «прикипели».

Чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, включаем мощные потребители тока (фары, вентилятор отопителя, сигнализацию и стеклоочиститель).

При изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя со средней на высокую, при исправном регуляторе, напряжение должно оставаться в пределах 13,5-14,8 В.

1. Отвинтить гайку и снять регулировочную шайбу.

2. Отвинтите стопорную гайку и снимите натяжную втулку.

3. Выверните болт и снимите кронштейн с генератора.

4. Отверните гайку крепления, не допуская проворачивания шкива, и снимите шкив вместе с крыльчаткой вентилятора.

Снимите шпонку с вала якоря.

Наденьте ремень генератора на шкив и поверх него наденьте еще один ремень большего сечения, чтобы не заклинило шкив.

Зажмите шкив с ремнями в тисках и отверните гайку крепления

5. Отверните гайку и отсоедините провод конденсатора от клеммы генератора.

6. Открутите винт и снимите конденсатор.

Как известно, генераторное устройство служит источником питания для всех электроприборов автомобиля при работающем двигателе. Так что выход из строя этого агрегата может привести к серьезным последствиям. В этой статье мы поговорим о том, как диагностируется и ремонтируется генератор. отечественный автомобиль ваз 2109 и что для этого нужно.

[Скрыть]

Особенности работы

Как может выглядеть неисправный узел, как снять и как разобрать генератор, как осуществляется его переборка? Если не заряжается устройство на ваз 21099 или ваз 2109 инжектор или карбюратор, в первую очередь разберемся с особенностями его функционирования, а именно с схемой питания.

Цепь питания генератора

Итак, что включает в себя схема:

  1. Сам генератор ВАЗ 2109.
  2. Минусовой диод.
  3. Дополнительный элемент.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа, она же информирует водителя о разряде аккумулятора.
  6. Приборная панель автомобиля.
  7. Вольтметр.
  8. Блок предохранителей, расположенный в моторном отсеке под лобовым стеклом напротив сиденья водителя.
  9. Резисторные элементы установлены в одном блоке.
  10. Реле зажигания «девятка».
  11. Сам замок.
  12. Конденсаторное устройство.
  13. Обмотка.
  14. Реле регулятора напряжения генератора установлено в моторном отсеке.

Следует отметить, что схема подключения генератора ВАЗ 2109 актуальна для всех автомобилей с передним приводом восьмой линейки — как 2108, так и 21099 (видео Семена Педана).

Проверка исправности

Ремонт генератора ВАЗ 2109 или ВАЗ 21099 осуществляется в случае поломки в работе агрегата. Существует несколько способов определения неисправности генератора. Самая оптимальная из них – диагностика мультиметром, но для ее проведения также потребуется помощник. Именно о том, как проверить генератор на ВАЗ 21099 или 2109 с помощью тестера, мы расскажем ниже.

Итак, для определения неисправности генератора мультиметром выполните следующие действия:

  1. В первую очередь необходимо провести диагностику регулятора напряжения ВАЗ. Как показывает практика, если генератор на ВАЗ 2109 или ВАЗ 21099 работает некорректно, проблема может заключаться в работоспособности трехуровневого регулятора напряжения. Особенно этому способствует перенапряжение в электрической цепи. Для проверки на тестере необходимо установить режим измерения напряжения. Итак, заводим двигатель и измеряем напряжение на клеммах аккумулятора или на клеммах самого генераторного блока. Если все в норме, то этот параметр будет колебаться в районе 14-14,2 вольта. Затем нажмите на газ и снова проверьте параметр — он должен увеличиться, но не более чем на 0,5 вольта. В том случае, если показатели на ВАЗ 2109карбюратор или инжектор ВАЗ 21099 отличаются, это свидетельствует о неправильном функционировании элемента. Скорее всего, реле напряжения ВАЗ 2109 придется заменить.
  2. Далее проводится диагностика диодного моста генератора. Сам мост состоит из шести элементов, три из которых считаются положительными, а остальные три отрицательными. Часть диодов имеет массу на аноде, а часть — на катоде. Для проверки диодного моста генератора ВАЗ тестер переключают в звуковой режим, то есть при замыкании выводов щупов можно услышать характерный звук. Требуется протестировать каждый диод в разных направлениях, при этом звук должен быть слышен только в одном из них. Если при проверке звук идет в обе стороны, это говорит о пробитии диода. Самым лучшим вариантом будет замена диодного моста.
  3. Перед разборкой агрегата и его ремонтом проверьте работу статора, это стальной цилиндр, внутри которого находится обмотка механизма. Для диагностики нужно отсоединить выводы статора от диодного моста. Сначала осмотрите элемент визуально – на нем не должно быть следов повреждения или подгорания. Мультиметр установлен в режим измерения сопротивления. Сначала измерьте параметр сопротивления между клеммой обмотки и корпусом (можно использовать любую клемму). Полученные показатели должны быть высокими и стремиться к бесконечности. В том случае, если показатели равны 50 кОм, это говорит о необходимости замены генератора.
  4. С помощью мультиметра также можно проверить работоспособность ротора — это стальной стержень с намотанной обмоткой. на одном конце штока имеются кольца, по которым проходят щетки генератора ВАЗ. Нужно демонтировать ротор и визуально осмотреть состояние обмотки и подшипника генератора. Целостность обмотки можно проверить мультиметром, после чего измеряется параметр сопротивления между кольцами. Полученные показатели должны быть не более нескольких Ом. Замена щеток ВАЗ 2109Генератор требуется в случае износа.

Возможные неисправности

Перед снятием генератора и ремонтом разобранного устройства следует учесть основные неисправности, характерные для данного узла:

  1. При включенном зажигании лампа механизма не горит. Как правило, такая проблема связана с поломкой замка зажигания, возможными обрывами провода или перегоревшим предохранителем. В первую очередь необходимо провести диагностику предохранителей и проводки, электрическая цепь прозванивается с помощью тестера.
  2. Лампа блока не горит, при этом аккумулятор сильно разряжен, но приборы управления работают нормально. Обычно причиной поломки в этом случае является работоспособность генератора. Речь идет о возможном коротком замыкании диодов, плохом контакте соединения обмотки возбуждения, выходе из строя реле или неработоспособности щеткодержателей. Кроме того, в некоторых случаях проблема может заключаться в обрыве проводки, идущей от генераторного агрегата к пульту управления. Возможно, причина просто в плохом контакте самой лампочки или ее выходе из строя. Чтобы отдавать ток, узел мог нормально работать, все его элементы должны быть исправны. Если проблема кроется в щетках, то их необходимо заменить на аналогичные того же размера.
  3. Лампа устройства работает при включенном двигателе, и аккумулятор можно подзарядить. В первую очередь обратите внимание на эффективность регулятора.
  4. При работающем двигателе лампочка на приборной панели горит очень ярко или только на 50%. В этом случае необходимо провести диагностику ремня генератора ВАЗ – возможно, он износился или просто ослаб. Замена ремешка или затягивание ремешка может решить проблему. В некоторых случаях причина неисправности кроется в замыкании обмотки статора на массу или обрыве цепи. Также проблема может заключаться в неработоспособности диодов или отпаивании выводов ротора от контактных колец. Можно попробовать решить проблему перепайкой выводов.
  5. Если агрегат очень шумный, сначала проверьте подшипниковый узел. Кроме того, появление шума может быть вызвано замыканием обмотки статора на землю или замыканием одной из диодных составляющих (видео Вячеслава Ляхова).

Замена и снятие своими руками

Итак, как осуществляется разборка генератора ВАЗ:

  1. Для начала отключите аккумулятор, сняв с него клеммы, так можно обесточить бортовую сеть.
  2. Снимите колпачок с клеммы и открутите соответствующую гайку, после чего можно снять проводку со шпильки.
  3. Отсоедините жгут проводов, идущий к разъему в сборе.
  4. Теперь нужно немного ослабить затяжку крепления узла к регулировочной планке. Сделав это, можно поднять узел вверх до того момента, пока он не упрется в головку БК. затем вы можете освободить его от ремня.
  5. После этих действий можно полностью выкрутить винт крепления планки к БК. Затем залезьте под машину и открутите винты крепления кронштейна к двигателю. Демонтировать агрегат можно, вынув его из моторного отсека. Производится разборка и замена вышедших из строя элементов на новые, после чего производится повторная сборка генератора.
  6. Видео «Как правильно разобрать и разобрать узел своими руками»

    Инструкция по разборке и сборке генераторного агрегата на ВАЗ представлена ​​в видео ниже (автор видео — Денис Легостаев).

Кому-то это может показаться диким, но очень часто приходится встречать владельцев ВАЗ 2109-2108, которые при первой же неисправности генератора предпочитают не ремонтировать его, а просто заменить устройство на новый. Есть даже такие, которые не утруждают себя проверкой износа щеток, а сразу бегут за новым генератором. На самом деле можно провести ремонт, то есть заменить заведомо неисправную деталь на новую и все, прибор проработает еще сто лет!

Для разборки генератора на ВАЗ 2109-2108 нам понадобится следующий инструмент:

  • рожковый или накидной ключ 17
  • головка 10 и 7 мм
  • храповая рукоятка
  • Крестовая и плоская отвертки

Порядок разборки и замены деталей генератора на ВАЗ 2109-2108

Итак, в первую очередь нужно отсоединить проводку от интеграла со щетками и открутить два болта крепления, которые показаны на фото:

Потом щетки снимаются без проблем, так как больше их ничего не держит. После этого нужно попытаться открутить гайку шкива, при этом необходимо удерживать сам шкив от проворачивания. Так как заблокировать его подручными средствами непросто, можно предварительно открутить все гайки, крепящие заднюю крышку, как показано на фото ниже:

После этого болты становятся свободными и поэтому их можно немного выдавить в противоположном направлении.