17Фев

Как поменять передний сальник коленвала: Замена переднего сальника коленвала на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Замена переднего сальника коленвала на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Добро пожаловать!
Вы когда-нибудь видели нижнюю часть двигателя, обрызганную моторном маслом? Обычно люди, мало разбирающиеся в устройстве автомобиля, первым делом задают вопрос: «А почему такое происходит»?

Двигатель у автомобиля может замасливаться по разным причинам, но основной причиной является деформация сальников.  Время от времени они требуют замены на новые. Разберемся, что же они из себя представляют и зачем нужны. Сальник говорят в народе, настоящее название – сайлентблок – резинометаллический шарнир, состоящий из двух металлических втулок с резиновой вставкой между ними. Сальники служат соединением деталей подвески. За счет упругой (резиновой или полиуретановой) вставки между втулками гасятся колебания, передаваемые от одного узла к другому. Сайлентблок испытывает весьма тяжелые нагрузки, ведь его основная задача – противостоять деформации, получаемой подвеской автомобиля.

Примечание!
Вам понадобятся следующие инструменты: гаечные ключи, специальный ключ «на 36», предназначенный для откручивания гайки крепления шкива коленвала, пара отвёрток, монтажная лопатка, оправка, молоток и бородок!

Краткое содержание:

  • Замена переднего сальника коленвала
  • Дополнительный видео-ролик

Местонахождение переднего сайлентблока коленчатого вала

Сайлентблоки встречаются не только в передней подвеске автомобиля (здесь они крепят рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости, реактивные тяги), но и в задней подвеске (крепят штангу). Более того, круг их применения включает амортизаторы, коробку передач, двигателя. Эти важные детали требуют постоянного и своевременного контроля. Сегодня речь пойдет конкретно про передний сайлентблок на классической модели ВАЗа. Итак, он располагается в специальном отверстии, выделенном в крышке привода распредвала. Чтобы открывая капот вы с легкостью смогли его обнаружить, посмотрите размещённое чуть ниже фото.  Красным кругом обведена крышка привода распределительного вала, а синей стрелкой указан шкив коленвала.  Сальник расположился прямиком за ним.

Время замены сальников

Обнаружив на поверхности сальника различного рода деформации, необходимо задуматься о срочной замене. В противном случае вы столкнетесь с течью моторного масла из автомобильного двигателя.

В момент прокручивания коленвала у двигателя с деформированным сальником масло будет выходить разбрызгивающей струёй, передняя часть у двигателя постоянно будет замаслена – верный признак необходимости ремонта.

Вопрос?
А по какой причине Вы меняете сайлентблок коленвала? (Ответ пишите в  комментариях)

Предварительная подготовка

Прежде чем приступать к ремонтным работам, обязательно проделайте одну вещь. Люди постоянно допускают грубую ошибку, переходя сразу к  непосредственной замене сальника – не проверяют чистоту системы вентиляции картера в двигателе. (Подробнее читайте в статье: «Очистка вентиляции картера», в рубрике «Когда очищать систему?»)

Примечание!
Если вентиляционная система картера будет загрязнена, то даже при исправном сайлентблоке коленчатого вала масло будет выходить наружу через сальники и прокладку поддона картера!

Примечание!
на сегодняшний день существует два способа замены: быстрый и медленный. Хоть второй метод и требует больших временных затрат, зато он более аккуратный. Выбор и решение остаются за вами! (Медленный способ описывается в статье, а быстрый продемонстрирован в видеоролике в конце статьи).

Снятие

1) В начале операции снимите крышку привода распредвала с двигателя автомобиля. (подробнее ознакомьтесь с процессом в статье: «Замена башмака натяжителя цепи», в пунктах «1-8»)

Примечание!
Если у вас имеется опыт замены сальников, то крышку можете не снимать, а производить замену сальника сразу же на установленной крышке.

Учитывайте, пространства для замены сальника будет мало, имеется вероятность того, что сальник запрессуется в крышку привода с перекосом. Тогда потребуется повторная замена сальника со снятой крышкой.

2) Сняв крышку, с помощью молотка и бородка аккуратно извлеките сайлентблок.

Примечание!


Извлекать сальник только с внутренней стороны крышки, иначе извлечение будет проблематичным!

Установка

1) Используя моторное масло, смажьте новую деталь и установите с наружной стороны крышки на место. В процессе установки сальника, обязательно сориентируйте его рабочей кромкой в сторону центрирующих выступов, указанных буквой «а».

Примечание!
На фото ниже видно, что рабочая кромка отличается лишь наличием пружины!

2) Далее с помощью оправки подходящего диаметра и молотка запрессуйте сальник до упора.

3) Теперь возьмите в руки ранее снятую прокладку крышки распредвала и оцените её состояние. В случае сильного обжатия или деформации замените старую прокладку новой.

Примечание!
Чтобы в будущем гарантированно устранить течь сквозь прокладку, рекомендуется с обеих сторон нанести на неё тонкий слой силиконового герметика.

Для удобства установки крышки, рекомендуем с помощь клея приклеить прокладку к самой крышке – она не будет слетать. 

4) Следом установите крышку совместно с установленной на ней прокладкой на место. Наживите болты и гайки, крепящие крышку.

5) Затем воспользовавшись специальной оправкой сцентрируйте крышку привода таким образом, чтобы она стояла ровно относительно коленвала.

Примечание!
В отсутствие оправки воспользуйтесь ранее снятым шкивом коленвала и отцентрируйте крышку: установите шкив и затяните гайку крепления.

6) Слегка заверните крепящие крышку болты и гайки.

7) Окончательно крест-накрест заверните их.

8) В завершение затяните болты крепления поддона картера к двигателю.

Примечание!
Установите оставшиеся детали в обратном снятию порядке.

Дополнительный видеоролик

Видео поможет детально разобраться с процессом замены сальника, здесь изложена подробная инструкция. Приятного и полезного просмотра!

Замена переднего сальника коленвала — Статьи

Герметичность двигателя внутреннего сгорания обеспечивается множеством приспособлением. Чаще всего для обеспечения исправного состояния ДВС, меняется прокладка головки блока цилиндра (ГБЦ) и выполняется замена переднего сальника коленвала. Эти операции необходимо проводить регулярной периодичностью либо при выявлении преждевременного износа резинотехнических изделий.

Эволюция сальников в автопроме

Технический прогресс значительно отразился на автомобилях. Эволюционное развитие автопрома изменило главную движущую силу транспортных средств, оставив прежними основные принципы действия и названия конструктивных элементов. По сути своей автомобиль в целом остался той же машиной, что и 100 лет назад. В действительности – это абсолютно две разные вещи, если сопоставить каждый элемент. Если изначально в роли уплотнителей выступала пенька, пропитанная смазочными материалами на основе различных материалов.  Все это называлось сальником, сальниковой набивкой, и было отлично от современного уплотнительного резинотехнического изделия, выглядящего как манжета. Разнообразие ДВС по мощности, объему, конструктивным особенностям потребовали от разработчиков моторов нового подхода к расположению и устройству уплотнительных элементов.

Применение новых материалов, совершенствование конструкции изделия позволили значительно увеличить эффективность и срок эксплуатации уплотнителей. Раньше вполне привычным делом были масляные пятна под автомобилем, а в подкапотном пространстве вполне объяснимым явлением считалось покрытие основных агрегатов масляным грязным слоем. Количество расхода масла определялось только с помощью ежедневного замера уровня по щупу, а целостность систем смазки и охлаждения — по цвету выхлопных газов и звуку работы агрегатов.

Что должен знать о сальниках автовладелец

На современном транспорте проблема герметичности уплотнителей практически решена. От автомобилиста требуется вовремя заезжать на очередное техническое обслуживание, где специалисты с помощью диагностического и визуального осмотра проверяют общее состояние автомобиля и определяют возможные неисправности.  При выявлении параметров или характерных признаков неудовлетворительного состояния сальников их заменяют. Это не освобождает от обязанности проводить ежедневный осмотр и соблюдать правила эксплуатации. Несмотря на эффективное оснащение автомобилей системами самодиагностики, сигнализирующей на приборной панели о возникновении проблем и необходимости обратиться к специалистам, следует знать признаки выхода из строя сальников: 1.    Масляные пятна на месте стоянки машины. 2.    Образование маслянистого налета на поддоне, защите картера двигателя. 3.    Перерасход масла. 4.    Увеличенный расход топлива. Решать проблему постоянной доливкой масло не эффективно, финансово затратное и чревато выходом из строя всего агрегата. Утечка масла приводит к серьезным поломкам: 1.    Выход из строя цилиндропоршневой группы, вследствие повышенного износа трущихся поверхностей из-за постоянного недостатка смазочного материала. 2.    Заклинивание двигателя происходит при чрезмерном повышении температуры. 3.    Изменение геометрии клапанов газораспределительного механизма.

Простая схема замены сальника

Такие неполадки устраняются путем проведения трудоемких работ с использованием дорогостоящих запасных частей и материалов.

Итоговая цена подобного ремонта значительно превосходит стоимость, по которой проводится замена вашего переднего сальника коленчатого вала. В целом технология данной операции схожа на всех автомобилях и проводится по отработанной десятилетиями схеме, как замена переднего сальника  коленвала ваз: 1.    Освобождается доступ к крышке ГРМ. Может понадобиться снятие картера и навесного оборудования двигателя вместе с приводным ремнем. 

2.    Снимается крышка ГРМ. 3.    Выставляется верхняя мертвая точка первого цилиндра по меткам шкива, картера, распределительного ролика. 4.    В зависимости от конструкции может потребоваться снятие ремня ГРМ, шкивов, чтобы освободить доступ к сальнику.  

5.    Демонтируем зубчатое колесо с переднего основания коленчатого вала. В каждом конкретном случае требуется определенная модель съемника. Используя отвёртки для снятия, на некоторых машинах, можно повредить само колесо, либо вал. Если вы имеете дело с цепным приводом ГРМ, то достаточно будет снять генераторный шкив.

6.    В зависимости от модификации двигателя снимается маслопровод. В его качестве может выступать кольцо, крышка сальника, маслонасос. Демонтаж проводится только с применением съемника. Может подойти универсальный, но чаще всего приходится использовать специализированный, для конкретного типа моторов. Таким образом, добираемся до сальника, находящегося на внутренней поверхности снятого элемента. 7.    Отверткой отделяем передний сальник коленвала от посадочного места и проводим визуальный осмотр для выявления причин выхода из строя. Варианты поломки могут быть различными – естественный износ, попадание грязи, неправильная установка, деформация сопряженных поверхностей.  Кроме описанной работы возможно придется проводить дополнительные работы.  В зависимости от конструкции автомобиля, для получения доступа к сальнику может понадобиться поднимать машину на подъемник, снимать крылья или крышку головки блока цилиндров. Сопутствующие операции потребуют дополнительных инструментов, материалов и навыков от исполнителя.

Гарантии на ремонт

Новый передний сальник необходимо предварительно смазать необходимы количеством смазки и у расположить на посадочное место в строгом соответствии с требованиями производителя. После установки нового переднего сальника коленчатого вала проводится сборка всех элементов в обратной последовательности с учетом всех конструктивных особенностей. Простая работа требует строгого соблюдения всех нормативов технологического процесса, обозначенных в ремонтных картах производителя. В противном случае на исправную работу агрегата рассчитывать не приходится. Выполнение работы в специализированных условиях с необходимым инструментом, оборудованием и подготовленным инструментом гарантирует дальнейшую беспроблемную эксплуатацию агрегатов. Главное достоинство привлечения специалистов к ремонту автомобиля заключается в уверенности, что все операции выполнены в соответствии с техническим регламентом и проведена проверка качества работы. Многие процессы, выполняемые на конкретной модели силового агрегата, требуют навыков и знания всех нюансов производственной специфики.

  Выполнять достаточно трудоемкий процесс замены переднего сальника путем проб и ошибок приводит к затрате большого количества времени, материальных ресурсов. Нет гарантий, что в итоге проведенного ремонта собственноручно сальник прослужит, положенный ему срок эксплуатации и все сопряженные элементы будут верно установлены. В случае привлечения специалистов вам предоставляется гарантия на весь комплекс работ по оптимальной стоимости в кратчайшие сроки. Достаточно оставить заявку на Uremont.com и лучшие исполнители предложат вам свои услуги.  

 

Как работает Uremont?

01

Создаете заявку

с кратким описанием работ и желаемой датой ремонта. Потратите не более 3 минут

02

Получаете предложения

от специализированных автосервисов в личном кабинете

03

Сравниваете ответы

наиболее подходящие по стоимости, отзывам, местоположению и другим параметрам

04

Подтверждаете запись

а также все условия ремонта и можно смело ехать в автосервис

Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут

Создать заявку

Замена переднего масляного уплотнения коленчатого вала

Замена переднего масляного уплотнения коленчатого вала

LUBE-08, Замена переднего сальника коленчатого вала


Версия для печати Acrobat
Инструменты
  • Набор метрических ключей
  • Набор метрических головок
  • домкратные стойки или пандусы
  • Домкрат напольный
  • Приспособление для натяжения ремня ГРМ Porsche (P9201)
  • Замок маховика (P9206)
  • Гаечный ключ для штифта уравновешивающего вала (P9200) или аналогичный
  • Съемник шестерни
  • Съемник уплотнений

Детали

ЧАСТИ
Деталь №
Описание
Модель
Год
Код двигателя
999 113 268 40 Уплотнение
38 x 55 x 7 мм
944
1982 — 1984
До 43 E 14858 (MT)
До 43 E 21783 (AT)
999 113 331 50 Уплотнение
38 x 52 x 7 мм
944
1984 — 1991
От 43 E 14859 (MT)
От 43 E 21784 (AT)
999 707 283 40 Кольцо круглого сечения
944
1982 — 1991
ВСЕ

Другие необходимые процедуры

  • ENG-05, Снятие ремня распредвала и уравновешивающего вала
  • ENG-03, Установка блокировки маховика
  • ENG-13, Обнаружение и установка двигателя в верхнюю мертвую точку (ВМТ), цилиндр 1
  • AF-01, Корпус воздушного фильтра и датчик расхода воздуха — снятие и установка
  • IGN-01, Замена крышки распределителя и ротора
  • ENG-06, Установка ремня распредвала и уравновешивающего вала
  • ENG-08, Установка звездочки уравновешивающих валов и проверка соосности
  • ENG-10, Натяжение ремня распредвала и уравновешивающего вала — проверка и регулировка

Процедура

  1. Отсоедините отрицательный провод аккумуляторной батареи.
  2. Поднимите автомобиль на домкратах или пандусах.
  3. С помощью ENG-05 снимите ремни привода ГРМ и уравновешивающего вала.
  4. Снимите заднюю крышку ГРМ.
  5. Снимите упорную шайбу масляного насоса, уплотнительное кольцо и приводную втулку.
  6. Внимательно осмотрите ведущую шестерню. Со временем на нем образуется гребень, препятствующий надлежащему уплотнению сальника коленчатого вала. Если на ведущей шестерне виден гребень, ее следует заменить. Номера деталей ведущей втулки (ведущей шестерни) см. в LUBE-07.
  7. С помощью съемника снимите сальник коленчатого вала.
  8. Установите новое уплотнение в корпус масляного насоса.
  9. Установите втулку привода масляного насоса на коленчатый вал.
  10. Установите уплотнительное кольцо и упорную шайбу масляного насоса на коленчатый вал.
  11. Установите заднюю крышку ГРМ.
  12. Использование ENG-06. установить ремни ГРМ и балансирных валов.
  13. Опустите автомобиль и подсоедините отрицательный провод аккумуляторной батареи.

Clark’s Garage 1998


Замена переднего уплотнения коленчатого вала

Замена переднего уплотнения коленчатого вала

Масло под масляным поддоном и передней поперечиной моей 1978 Jaguar XJ-S был первым намеком на то, что что-то не так. Поиск подтекающего сальника коленчатого вала — занятие не для слабонервных. Проползание под V-12 на четырех тысячах оборотов заставит взрослых мужчин плакать. След масла из-под демпфера коленчатого вала был безошибочен. Уплотнитель пришлось бы заменить.

Рекомендую снять опору радиатора, вентиляторы и кожух вентилятора. Крайне важно, чтобы у вас был достаточно хороший доступ к передней части коленчатого вала.

Снимите все ремни с двигателя. (Фото ниже)


Чтобы снять болт коленчатого вала, двигатель не должен вращаться. Есть несколько способов сделать это. Не используйте отвертку, чтобы зажать зубья зубчатого венца гибкой пластины, вы можете повредить их. Я рекомендую снять контрольную пластину гидротрансформатора и с помощью тисков зажать зубчатый венец маховика. (фотография с красной стрелкой ниже) Вращение двигателя приведет к тому, что выхлопная труба остановит вращение тисков. В этой точке можно приложить усилие к болту коленчатого вала, чтобы снять его.


Снимите шкив коленчатого вала. Шкив имеет шестигранную гайку, которая крепится болтами к демпферу. (фотография с синей стрелкой ниже). Шестигранная гайка крепится двумя болтами с прокладками (красная стрелка, фото ниже). Этот узел шестигранной гайки необходимо снять только для того, чтобы получить доступ к болту коленчатого вала.


Для болта коленчатого вала (фото с красной стрелкой ниже) требуется головка на 34 мм. Мне не удалось найти это гнездо в приводе 3/4 дюйма. Вместо этого я использовал гнездо привода 1 5/16 дюйма с шестью точками 3/4 дюйма.


Даже с прикрепленной перемычкой мне пришлось увеличить рычаг с помощью удлинителя, чтобы ослабить болт коленчатого вала.


Используйте соответствующий съемник, чтобы снять демпфер коленчатого вала. (фотографии ниже)


Специальный демпферный «конус» теперь виден на передней части коленчатого вала. (фотография с синей стрелкой ниже) Снимите конус коленчатого вала, потянув прямо наружу.


В узле демпфера используются два одинаковых ключа. Один размещает демпфер на конус. Другой (красная стрелка ниже) определяет местонахождение конуса к коленчатому валу. Снимите конусную шпонку коленчатого вала. Обратите внимание, что шпонки идентичны и расположены на противоположных сторонах узла кривошипа/конуса. Сохраните эти ключи. При необходимости аккуратно постучите небольшой отверткой, чтобы снять.


В этот момент мне стало легче работать из-под машины. Используйте домкраты или пандусы. Вы пробудете там какое-то время. Я также снял возвратный шланг масляного радиатора для лучшего доступа. (фото с белыми стрелками ниже)


Снимите «распорную прокладку» (фото с красной стрелкой ниже). Эта втулка фиксирует конус коленчатого вала и обеспечивает сменную уплотняющую поверхность для уплотнения коленчатого вала.


Узел демпфера коленчатого вала Jaguar V-12 является либо инженерным шедевром, либо еще одним примером чрезмерного усложнения Jaguar существующей проверенной конструкции. Подозреваю, что в обоих утверждениях есть доля правды. Узел работает за счет того, что болт коленчатого вала прижимает демпфер к складному конусу, который передает удерживающее трение на переднюю часть коленчатого вала. (Правильная повторная сборка имеет решающее значение). Кроме того, в конструкции используется «распорная прокладка» для позиционирования конуса и обеспечения сменной уплотняющей поверхности для уплотнения коленчатого вала.



Я разобрал имеющуюся отвертку, чтобы использовать ее для снятия старого сальника.


На каждой стороне крышки есть два углубления, которые облегчают снятие уплотнения. Самый простой способ удаления — просто пробить прорезь в уплотнении в углублении (синяя стрелка) и вынуть уплотнение (фото с красной стрелкой ниже).


Примечание. Тщательно очистите место установки уплотнения. Любые порезы, возникшие в процессе удаления, должны быть устранены сейчас.

Все сальники коленчатого вала двигателя V-12 идентичны. Первоначально Jaguar указывал номер детали уплотнения только для первых автомобилей. Этот список был прекращен, и единственное уплотнение, доступное в настоящее время от Jaguar, включает новую «распорную прокладку». Это также не дешево. Даже от стороннего поставщика рассчитывайте заплатить ок. 70 долларов США за уплотнение и прокладку. (номер детали Jaguar JLM 10613).

Для тех, кто ненавидит тратить деньги, NAPA (сеть автозапчастей в США) продает только уплотнение по цене ок. 10 долларов США (номер детали 2109)8)

На фото ниже старое уплотнение (зеленая стрелка), старая дистанционная прокладка (синяя стрелка) вместе с уплотнением Jaguar и дистанционной прокладкой (красная стрелка) Уплотнение Jaguar имеет резиновое покрытие, пропитывающее внешнюю полосу. Это обеспечивает лучшее уплотнение между наружным уплотнением и крышкой коленчатого вала. Интересно, что в нем нет пружины сжатия, которая была в оригинальном уплотнении и стала нормой для этого типа уплотнений.


Существует два способа установки этого уплотнения. Забейте или вдавите его. Вы можете забить его, однако близкое расстояние и возможность повреждения уплотнения исключают эту идею. Я рекомендую запрессовать уплотнение. Я изготовил пресс, в котором болт коленчатого вала используется в качестве рычага. Я купил переходник из оцинкованной трубы от 2 до 1 1/2 дюйма в Home Depot. В любом магазине сантехники есть. 2-дюймовая сторона — это именно то, что мне нужно для уплотнения. Сторона 2 дюйма будет использоваться для запрессовки уплотнения. Высота переходника имеет решающее значение. Отмерьте 1 7/8 дюйма от стороны 2 дюйма (фотография с зеленой стрелкой ниже) и отрежьте трубу точно по 1 7/8 дюйма. Вырезать со стороны 1 1/4 дюйма (фото с красной стрелкой ниже))


Я использовал плоский напильник, чтобы сделать 2-дюймовую поверхность идеально ровной. Это не является абсолютно необходимым, однако вы можете сделать это правильно.


Как видно на фотографии ниже, 2-дюймовая сторона трубы (красная стрелка) точно соответствует сальнику NAPA (синяя стрелка). Зеленая стрелка указывает на уплотнение Jaguar.


На фотографии ниже болт коленчатого вала (желтая стрелка) будет использоваться для прижима модифицированного трубного соединения «Press» (красная стрелка) к новому уплотнению (зеленая стрелка), тем самым вдавливая его в крышку коленчатого вала.



Ниже на фото:

Конус (розовая стрелка)

Старое уплотнение (желтая стрелка)

Новое уплотнение NAPA (синяя стрелка) (двойная зеленая стрелка)


Осмотрите коленчатый вал и складные конусные шпонки. Если при извлечении ключей есть задиры, зачистите ключи на плоском напильнике.


Кроме того, убедитесь, что шпонки подходят к соответствующим канавкам конуса и демпфера.


Перед установкой смажьте уплотнительную поверхность сальника коленчатого вала.


Уплотнение NAPA имеет стандартное металлическое наружное кольцо без покрытия с обычной пружиной сжатия вокруг уплотнительной кромки. Если вы используете уплотнение NAPA, я рекомендую нанести тонкий слой незатвердевающего Permatex по внешнему периметру уплотнения (фотография с зеленой стрелкой ниже). Это замаскирует любые незначительные дефекты, которые могут возникнуть при запрессовке уплотнения. Если вы устанавливаете уплотнение Jaguar, этот шаг не требуется из-за существующего резинового покрытия на уплотнительном кольце.


Поместите уплотнение (белая стрелка на фото ниже) на крышку коленчатого вала. Уплотнение однонаправленное, оно должно быть установлено кромкой к двигателю.


Убедитесь, что уплотнение расположено по центру и немного внутри монтажного фланца.


На фотографиях ниже поместите «пресс» (зеленая стрелка) на внешнее кольцо уплотнения (красная стрелка) и вручную затяните болт коленчатого вала вплотную к прессу.


Медленно затяните торцевой головкой, пока уплотнение не будет заподлицо с крышкой коленчатого вала.


Перед установкой убедитесь, что новая прокладка обильно покрыта моторным маслом. При установке только уплотнения NAPA очистите дистанционную прокладку, смажьте маслом, реверсируйте и установите. При переворачивании прокладки кромка сальника получает новую поверхность для уплотнения.


Допуск новой прокладки к кривошипу минимален. Если его не приложить к носу кривошипа точно под прямым углом, он не пойдет дальше. Не заставляйте его. При необходимости используйте болт коленчатого вала, чтобы переместить прокладку вдоль коленчатого вала. В сидячем положении прокладка (синяя стрелка) должна немного выступать по отношению к уплотнению кривошипа (красная стрелка).


Очистите демпфер коленчатого вала, конус и кривошип. Все поверхности, с которыми будет соприкасаться складной конус, должны быть чистыми и обезжиренными. Установить шпонку коленчатого вала. Поднесите конус к коленчатому валу, убедившись, что шпонка коленчатого вала совмещена со шпоночным пазом в конусе (красные стрелки на фотографии ниже).