Работа на спектрофометре | Прибор для определения цвета краски автомобиля
Не стоит опасаться больших расходов… Нужно бояться маленьких доходов! В журнале «КУЗОВ» не раз поднималась тема спектрофотометров. Но все статьи по большей части писались со стороны менеджеров. В данной статье порассуждаем о работе со спектрофотометром с точки зрения колориста.
Несмотря на динамичное развитие колориметрии в мире и в нашей стране в частности, споры по поводу эффективности работы спектрофотометра в рядах колористов не утихают до сих пор. Разберемся, с чего начинает свою работу колорист при стандартном подборе цвета.
1. Поиск кода краски на автомобиле. Хорошо если это СТО, и машина находится в шаговой доступности. Ищем табличку в проемах дверей, под капотом, под запасным колесом и даже под задним бампером. Нашлась — отлично, а если нет, то видимо стерлась или была кем-то удалена. Пытаемся на разных ресурсах пробить код краски по VIN-коду, ищем по фотографиям на просторах Интернета.
2. Переход к цветовому каталогу. В различных системах по цветоподбору цветовая документация насчитывает от 3 000 образцов цвета до 15 000, а рецептурная база в программах исчисляется сотнями тысяч. Следовательно, цветовой каталог наглядно отражает далеко не все цвета. Из этого вытекают следующие вопросы:
- Какой период времени охватывает каталог?
- Поможет ли каталог определиться с цветом на автомобили 2020 года выпуска?
- Как найти цвет бамперов, внутренних покрытий автомобиля (подкапотное пространство, моторный отсек), зеркал, крыши, если они окрашены в цвет, отличающийся от цвета кузова?
- Достаточна ли освещенность в том месте, где идентифицируется цвет или необходимо переставить автомобиль на другой участок?
Допустим, мы определили код, переходим к выбору рецепта, а их в программе может быть несколько вариантов. Как выбрать именно тот, который позволит быстрее и точнее подобрать цвет? Ведь фондеки есть не на все.
И не стоит забывать, что во многих системах карточки изготовлены в типографии, что не гарантирует точного попадания в цвет.
Работа со спектрофотометром
Можно миновать предыдущие шаги, сделав замер спектрофотометром. Замер производим на детали, сопряженной с ремонтной (освещенность значения не имеет, так как все приборы оснащены своим источником света). Далее подключаем спектрофотометр к программе, и она выдает не менее десяти формул с наиболее близким попаданием рецептуры к конкретной детали.
Программное обеспечение
Во многих программах указывается либо процентное соответствие формулы к цвету автомобиля, либо значение величины VCI — Visual Correlation Index (индекс визуальной корреляции), которая учитывает степень отличия под разными углами (для эффектных покрытий): 15°, 45° и 110°. Опираясь на эти данные, выбор нужного рецепта значительно упрощается. При этом многие современные программные обеспечения имеют функцию теоретической коррекции цвета.
Правильно выбранная формула — отличное решение для опытного работника, позволяющее сделать краску в два-три шага. Налицо экономия времени уже на начальном этапе!
Новичкам на заметку
А для новичка в колористике ПО, имеющее функцию последовательной колеровки, — это своего рада «наставник и учитель». Колористу остается только наливать и делать тест-напыл, а программа уже сама сделает несколько шагов последовательной корректировки цвета. И если начинающий колорист имеет пытливый ум и желание учиться, постоянно анализируя шаги работы программы и прибора, он довольно быстро разберется в свойствах разных компонентов и их влиянии на краску. При этом каждая разработанная формула будет пополнять базу данных, сохраняясь в ней для дальнейшего использования.
Практический опыт
Однако часто в лабораториях по цветоподбору можно услышать, что у них есть своя огромная база наработок, а спектрофотометр лишь замедляет работу. Так ли это на самом деле?
Наработанная база хранится на тест-пластинах, которые со временем затираются и без «слез колориста» оценить цвет невозможно. Сначала необходимо найти подходящий вариант, а рецепт пересчитать на нужный объем. При этом очень часто приходится делать коррекцию, так как отличие оттенков бывает не только из-за смены партии краски у производителя авто, но и из-за того, что встречаются новые машины, детали на которых уже с завода имеют отличия как по цвету, так и по распределению эффектных частиц.
Дела при работе со спектрофотометром обстоят иначе. Большинство современных программ позволяет вести наработку рецептурной базы в электронном виде, с привязкой спектральной характеристики к рецепту. Колористу достаточно сканировать цвет приехавшего на подбор автомобиля, и, если ранее этот цвет уже был в работе, программа найдет рецепт и при необходимости выполнит теоретическую корректировку. Останется только задать в программе необходимое количество эмали для налива.
Работа с базами данных
Создание базы рецептурных формул является огромным плюсом в пользу работы с прибором. Самый совершенный на сегодняшний день способ хранения формул — это облачное хранилище: специалист по цветоподбору может использовать не только рецептурную базу программы и свою собственную, но и базу всех колористов, которые работают с этой программой. Ведь ни для кого не секрет, что рынок российских автомобилей, как и требования к подбору цвета, сильно отличается от европейских, американских и азиатских.
Тенденции рынка ЛКМ
Автомобильный бизнес сегодня развивается за счет использования новейших технологий, колористика движется в том же направлении. Все ведущие производители ЛКМ вводят в свои системы спектрофотометры и совершенствуют программное обеспечение. И это не дань моде, прежде всего это ускорение рабочего процесса и создание более цивилизованных условий для работы колористов. Совершенствуются и сами приборы. Например, многоугловые спектрофотометры нового поколения способны идентифицировать искристость эффектных покрытий.
Владельцы и руководители бизнеса, связанного с авторемонтом, вкладывают значительные средства в оснащение мастерских самым современным диагностическим оборудованием, программами для электриков, оборудованием для восстановления геометрии кузова… И специалисты, работающие на таком оборудовании, считаются более квалифицированными и, соответственно, более высокооплачиваемыми. Почему же до сих существует часть колористов, не готовых идти в ногу со временем? Что прежде всего движет специалистами по цветоподбору при отказе от работы со спектрофотометром?
Страх. Страх быть менее востребованными остаться вовсе без работы: «Ведь я сам лучше всех, а возьмут прибор, — и где моя незаменимость?» Обоснован ли этот страх? Особенно, если учесть, что иногда производители ремонтных эмалей включают спектрофотометры в свои системы, рекомендуя их чуть ли не как замену колористу.
Правильно ли это?Человеческие факторы
При показе возможностей работы спектрофотометра и программного обеспечения я иногда слышу: «Ой, я ожидала большего!». Нет, не ожидала! Это говорят те колористы, которые сразу настроены против, не выискивая лучшие стороны нового подхода, помогающие в работе, а всячески стараясь найти недостатки, чтобы оправдать свои страхи.
Спектрофотометр — это инструмент, позволяющий реально сократить время, потраченное на подбор цвета. И здесь важен не столько сам прибор, сколько умелое обращение с ним и программным обеспечением. Дело в том, что мы не можем исключить человеческий фактор: глаза колориста в конце дня устают, на подбор цвета сильно влияет освещенность, а работник вне зависимости от рабочих условий подвержен стрессу. Все это влияет на качество подбора. Но только человек принимает решение о выборе той или иной формулы, опираясь на свой опыт и знания. И человеческий глаз пока не способен заменить ни один прибор.
Зачастую решение о приобретении спектрофотометра владелец принимает, опираясь на мнение своего ведущего специалиста. Опытному колористу для того, чтобы решиться работать со спектрофотометром, нужно наступить на горло своему эго и начать учиться. Учиться основам колориметрии и работе с современными программами по подбору цвета. Иначе момент будет упущен, а догонять всегда сложнее, чем идти в ногу со временем.
Экономическая целесообразность
Конечно, любой предприниматель заинтересован в эффективном вложении своих средств и его волнует окупаемость спектрофотометра. Возможно, противники развития цифровой колористики скажут, что за те деньги, которые стоит спектрофотометр, можно нанять несколько опытных специалистов и платить зарплату в течение нескольких месяцев. Но, во-первых, опытного колориста еще нужно найти. А рецептурная база, наработанная с такими затратами, — будет ли она актуальна, если колорист заболел или ушел в декрет? Во-вторых, давайте также посчитаем время, затраченное на подбор «традиционным» способом, учтем количество краски и расходных материалов, израсходованных на подбор, а также добавим траты на электричество.
В конечном итоге все эти факторы заставляют усомниться в целесообразности работы по старинке. В свою очередь, окупаемость прибора напрямую зависит от количества заказов, а сам прибор помогает увеличить производительность и, соответственно, доходность. А у колориста появится возможность не только работать эффективнее, но и получать удовольствие от работы.спектрофотометр колористика
Комментарии
Рекомендованные статьи
Каталог цветов автомобилей — как определить цвет машины [таблица]
Необходим, чтобы определить по окраске машины её заводской цвет. Некоторые производители дают названиям краски автомобиля образные выражения, которые у части автолюбителей с трудом ассоциируются с определенным покрасом. В помощь — цвета автомобилей ВАЗ на примере реальных фотографий машин.
По таблице можно определить истинный цвет. Например, заводское обозначение «Торнадо» обозначает обычный красный цвет, а «Чайная роза» — светло-желтый цвет покраски.
Код | Краска | Название | Цвет (для техпаспорта) | Металлик |
---|---|---|---|---|
100 | Триумф | Серебристый красный | + | |
101 | Кардинал | Ярко-красный | ||
107 | Баклажановый | Фиолетовый | ||
110 | Рубин | Красный | ||
116 | Коралл | Серебристый темно-красный | + | |
118 | Кармен | Красный | ||
129 | Виктория | Серебристый ярко-красный | + | |
133 | Магия | Серебристый темный | + | |
120 | Майя | Серебристый темно-бордовый | + | |
127 | Вишня | Темно-красный | ||
128 | Искра | Красный металлик | + | |
129 | Виктория | Серебристый ярко-красный | + | |
145 | Аметист | Серебристый фиолетовый | + | |
170 | Торнадо | Красный | ||
180 | Гранат | Темно-бордовый | ||
201 | Белый | Белый | ||
202 | Белый | Ярко-белый | ||
204 | Айсберг | Белая двухслойная | ||
217 | Миндаль | Бежево-розовый | + | |
245 | Золотая нива | Золотой | + | |
277 | Антилопа Люкс | Серебристо-бежевый | + | |
301 | Серебристая ива | Светло-зеленый | + | |
302 | Моцарт | + | ||
203 | Жасмин | Бело-желтый | ||
210 | Примула | Светло-желтый | ||
215 | Сафари | Светло-бежевый | ||
217 | Миндаль | Серебристый серо-зеленый | + | |
223 | Нарцисс | Желтый | ||
228 | Чайная роза | Светло-желтый | ||
233 | Белый | Серо-белый | ||
235 | Бежевый | Бежевый | ||
236 | Серо-бежевый | Серо-бежевый | ||
245 | Золотая нива | Золотой | + | |
276 | Приз | Серебристо-золотой | + | |
277 | Антилопа Люкс | Серебристо-бежевый | + | |
280 | Мираж | Серебристый желто-зеленый | + | |
286 | Опатия | Серебристый оранжевый | + | |
295 | Сливочно-белый | Сливочно-белый | ||
307 | Зеленый сад | Зеленый | ||
310 | Валюта | Серо-зеленый металлик | + | |
311 | Игуана | Серебристый ярко-зеленый | + | |
345 | Оливин | Золотисто-зеленый | + | |
371 | Амулет | Темно-зеленый | + | |
340 | Оливковый | Желто-зеленый | ||
370 | Корсика | Серебристый темно-зеленый | + | |
373 | Серо-зеленая | Серо-зеленый | ||
377 | Мурена | Сине-зеленый | ||
383 | Ниагара | Золотисто-серый | + | |
385 | Изумруд | Серебристо-зеленый | + | |
387 | Папирус | Серебристый серо-зеленый | + | |
399 | Табачный | Серебристый коричнево-зеленый | + | |
403 | Монте-Карло | Ярко-синий | ||
406 | Ирис | Фиолетовый | ||
408 | Чароит | Серебристый темно-фиолетовый | + | |
415 | Электрон | Темно-серый металлик | + | |
416 | Фея (Лесная фея) | Серебристо-синий | + | |
417 | Пицунда | Зелено-синий | ||
419 | Опал | Серебристо-голубой | + | |
420 | Балтика | Сине-зеленый | ||
421 | Афалина | Серебристый зелено-голубой | + | |
425 | Адриатика | Голубой | ||
427 | Серо-голубой | Серо-голубой | ||
428 | Медео | Голубой | ||
445 | Лазурит | Фиолетово-синий металлик | + | |
446 | Сапфир | Серебристый сине-фиолетовый | + | |
447 | Синяя полночь | Синий | ||
448 | Рапсодия | Серебристый ярко-синий | + | |
449 | Океан | Темно-голубой | ||
458 | Мулен-Руж | Ярко-фиолетовый | ||
456 | Темно-синий | Темно-синий | ||
460 | Аквамарин Люкс | Серебристый сине-зеленый | + | |
464 | Валентина | Серо-фиолетовый | ||
480 | Бриз | Зелено-голубой | ||
481 | Голубая | Голубой | ||
487 | Лагуна | Серебристо-синий | + | |
498 | Лазурно-синий | Серебристый темно-синий | + | |
509 | Темно-бежевая | Темно-бежевый | ||
601 | Черный | Черный | ||
602 | Авантюрин | Серебристо-черный | + | |
626 | Мокрый асфальт | Серо-бежевый металлик | + | |
628 | Нептун | Темный серо-синий | + | |
640 | Серебристый | Серебристый | + | |
670 | Сандаловый | Бежево-красный металлик | + | |
671 | Светло-серый | Светло-серый | ||
690 | Снежная королева | Серебристый металлик | + | |
793 | Темно-коричневый | Темно-коричневый | ||
795 | Пирано | Красно-коричневый | + | |
798 | Корица | Коричневый | + | |
963 | Зеленая | Зеленый | + |
Узнать правильный номер краски и цвет можно по VIN-коду автомобиля или по заводской табличке на кузове. Это не значит, что надо сразу бежать в магазин и покупать соответствующую краску. Ведь даже на заводе не бывает двух бочек со стопроцентным совпадением цвета. К тому же, заводская краска машины отличается той, что продаётся на вторичном рынке.
У разных производителей из Европы или Азии различаются основные компоненты — базовая краска, лак и пигменты. Плюс — выгорание краски на солнце. Поэтому цвет купленной краски может существенно отличаться от заводской.
Можно воспользоваться услугами колориста. Подбор краски для автомобиля может занимать от 20 минут до 3 часов, в зависимости от сложности цвета. Поэтому вилка цен на литр полученной краски — от 1200 до 10 000 ₽.
- Цвета автомобилей ВАЗ на фото
Если снимаете лючок бензобака для подбора, то помните, что там оттенок краски может отличаться от других деталей машины. Это случается из-за экономии производителей, и на лючке бывает меньший слой краски, чем по кузову. Если делаете кузовной ремонт, то желательно выбирать колориста и маляра из одного авто сервиса.
Использование спектрофотометрического анализа для определения однородности цвета автомобильного лака
Опубликовано Кен Филлипс
В детстве, когда мы с родителями отправлялись в длительные поездки, наша машина была полностью покрыта грязью и грязью — настолько, что ее цвет было трудно определить. Однажды, после покупки продуктов, мы вернулись к машине и обнаружили на боковой панели надпись «помой меня». Мы поняли намек – пора мыть машину.
Автомобили требуют прозрачного покрытия для защиты их краски, но пигмент в прозрачном покрытии может исказить окончательный цвет автомобиля. Источник изображения: пользователь Pexels unsplash.comКак и моя семья, ваши клиенты считают само собой разумеющимся, что цвет их автомобиля останется неизменным независимо от того, сколько грязи, кислотного дождя или ультрафиолетового излучения он подвергается воздействию. Но те, кто работает в автомобильной промышленности, знают, что это возможно благодаря прозрачному слою поверх краски автомобиля. И они также знают, что прозрачное покрытие может повлиять на цвет краски автомобиля, в зависимости от марки и количества используемых слоев.
Clear Coat находится в защитной оболочке автомобиля, но действительно ли он прозрачный?
Состав прозрачного покрытия постоянно совершенствуется производителями красок, чтобы облегчить его нанесение, сократить время высыхания и уменьшить количество летучих органических соединений, выбрасываемых в атмосферу. Хотя лак теоретически на 100% прозрачен, на самом деле он содержит небольшое количество пигмента и других веществ, которые могут изменить окончательный цвет автомобиля. 1 Это важная деталь для понимания производителями автомобилей и кузовными ремонтными мастерскими, и это особенно важно учитывать, если ваша компания рассматривает возможность смены марки лака по финансовым или экологическим причинам.
Как производитель вы можете подойти к этому одним из двух способов:
- Убедитесь, что новый лак абсолютно прозрачен
- Если ваш предыдущий лак имеет небольшую пигментацию, убедитесь, что новый лак соответствует этой пигментации
Насколько важен автомобильный пигмент?
Автопроизводители и специалисты по кузовному ремонту лучше других знают, насколько важен автомобиль для его владельца. Для многих клиентов их автомобиль больше, чем предмет или инструмент; это почти часть семьи. Более того, цвет автомобиля многое говорит об индивидуальности и самоощущении его владельца, поэтому важно, чтобы он был одинаковым для разных партий и соответствовал тому, что рекламируется и обещается покупателям.
Важно, чтобы производители и автомастерские следили за тем, чтобы используемый ими лак сохранял постоянство цвета. Источник изображения: пользователь Flickr CC КолинСпектрофотометры и интеллектуальное программное обеспечение для точного подбора цветов
Лучший способ проверить пигментацию прозрачного покрытия или любые различия в пигментации между брендами прозрачного покрытия — это использовать диффузионный/8-градусный спектрофотометр с интегрирующая сфера, работающая в режиме Reflectance Specular Included (RSIN). Это устройство позволит вам количественно определить:
- Какой уровень пигментации (если есть) у вашего лака по отношению к количеству слоев, нанесенных на поверхность
- Если есть различия в пигментации лаков разных марок
При правильной калибровке этот процесс можно автоматизировать с помощью программного обеспечения, которое выполняет сопоставление и сравнение цветов за вас. Цвета количественно определяются с использованием цветового пространства Lab , то есть им присваиваются числовые значения по трем координатам. Эти координаты можно сохранить и сравнить со значениями новых образцов. Чтобы сэкономить время, программы могут быть настроены на автоматическое выполнение этого сравнения и уведомление пользователя о своих результатах прямым ответом «пройдено/не пройдено». Это означает, что любой технический специалист может выполнить эти измерения обеспечения качества.
В меньшем масштабе те же самые спектрофотометрические методы являются ценным инструментом для кузовных механиков и специалистов по ремонту автомобилей, которые выполняют подкраску и деталировку автомобилей с выцветшей и поврежденной краской.
Правильный выбор инструментов
Широкий ассортимент спектрофотометрических приборов HunterLab предлагает инновационные комплексные решения для удовлетворения специализированных потребностей автомобильной промышленности. От специализированного онлайн-мониторинга цвета в производстве новых автомобилей до настольных и портативных спектрофотометров для кузовных мастерских, предлагающих услуги по ремонту после аварии, настройке и восстановлению — у нас есть инструменты, позволяющие вывести измерение цвета на новый уровень и оптимизировать контроль качества. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о полном наборе контрольно-измерительных приборов HunterLab, удобном программном обеспечении и выдающихся услугах поддержки.
- «Быстросохнущий состав прозрачного покрытия с низким содержанием летучих органических соединений», 10 октября 2000 г., https://www.google.ca/patents/US6130286 ↩
Кен Филлипс
Г-н Филипс последние 30 лет занимался разработкой продуктов и управлением, техническими продажами, маркетингом и развитием бизнеса в нескольких отраслях. Сегодня он является менеджером по глобальному развитию рынка HunterLab, который сосредоточен на понимании потребностей клиентов, предоставлении соответствующих решений и обучении, а также помогает решать проблемы клиентов с цветом в этих отраслях и культурах.
Эта запись была размещена в Измерение цвета. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
|