Госдума запретила этилированный бензин – Газета Коммерсантъ № 40 (2643) от 11.03.2003
6K 2 мин. …
В пятницу Госдума приняла закон «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина». За его принятие депутаты проголосовали единогласно. Официально этилированный бензин в России не выпускается уже как минимум год. За его отмену экологам следует поблагодарить импортеров иномарок, большую часть которых категорически запрещено заправлять таким горючим.
Этилированными называются бензины, в которые для увеличения октанового числа добавляется антидетонационная присадка — тетраэтилсвинец (ТЭС). Автомобиль, работающий на этилированном бензине, выбрасывает в атмосферу 3-4 г свинца на 100 км пути. Помимо вреда окружающей природе использование этилированного бензина в автомобилях с инжекторным двигателем приводит к порче датчиков системы впрыска (лямбда-зонд) и каталитического нейтрализатора.
По данным ВНИИ по переработке нефти, в 1995 году доля этилированного бензина в России составляла около 47% от общего объема его производства. Однако сейчас, по словам вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, его выпуск в стране прекращен. Еще до принятия федерального закона запрет на использование этилированного бензина был введен в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Самарской, Екатеринбургской, Рязанской, Ивановской и Оренбургской областях. Господин Аркуша считает, что депутаты де-юре закрепили положение вещей, которое де-факто существовало несколько лет. «Возможно, где-нибудь в глубинке еще находятся кустари, которые подпольно смешивают этилированное горючее, но в Москве и Московской области такие случаи чрезвычайно редки»,— утверждает Евгений Аркуша.
По-видимому, в исчезновении с рынка этилированного бензина повинно не только ужесточение экологических требований местными властями. Только в прошлом году в Россию было ввезено 800 тыс. иномарок, подавляющая часть которых с инжекторными двигателями. Инжекторной системой впрыска оснащается и все большее количество российских машин. Использование в таких авто бензина с ТЭС приводит к порче датчиков системы впрыска топлива и дорогостоящего платинового нейтрализатора. Теоретически НПЗ могли бы сохранить выпуск этилированного 76-го бензина (иномарки им все равно не заправляют), однако в экономическом плане такое разделение для них не несет существенной выгоды.
ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ
Вся лента
как производители защищали этилированный бензин от запрета — Транспорт на vc.ru
При его сгорании в атмосферу выделялось много свинца, что приводило к преждевременным смертям и снижению IQ. Производители в ответ на критику утверждали, что этилированный бензин — единственный способ увеличить эффективность топлива. О спорах с производителями топлива и его запрете — в пересказе The Conversation.
6099 просмотров
Заправка, на которой продаётся топливо с тетраэтилсвинцом
В декабре 1921 года исследователи из лаборатории General Motors (GM) в Огайо во время экспериментов добавили в бензин тетраэтилсвинец. С ним двигатели работали тише и мощнее, а изнашивались меньше, чем без него.
В 1923 году GM вместе с нефтяной корпорацией Standard Oil и химической компанией DuPont основали предприятие по производству этого топлива под брендом Ethyl. Фирмы не хотели, чтобы название ассоциировалось с содержащимся в нём свинцом.
Знак, обозначающий наличие бензина Ethyl в продаже на заправке
На тот момент о вреде свинца уже было известно — даже Бенджамин Франклин и Чарльз Диккенс успели зафиксировать вред от него, пишет издание. Как только GM начала продавать новое топливо, эксперты в области здравоохранения засомневались в его безопасности, однако производитель игнорировал критиков.
В октябре 1924 года на одном из заводов GM несколько десятков рабочих отравились свинцом. Погибло шесть человек, остальных госпитализировали. Внешне отравление началось с дезориентации, а затем наступало помутнение рассудка, сопровождаемое агрессией и истеричным смехом.
На других заводах GM и DuPont в США в том же году зафиксировали еще 11 смертельных отравлений «сумасшедшим газом» — так его прозвали рабочие.
Противостояние с прессой
В 1924 году на пресс-конференции представитель Standard Oil ответил журналистам, что ничего не знает о гибели рабочих, а углубляться в тему — не в интересах общественности.
Новостные издания критиковали Standard Oil, привлекая внимание к проблеме нового топлива статьями и карикатурами
Информация об отравлениях продолжала появляться в СМИ. К весне 1925 года несколько изданий провели собственные расследования.
В статье New York World журналисты задали вопрос о безопасности нового бензина эксперту по боевым отравляющим веществам Янделлу Хендерсону и ведущему исследователю тетраэтилсвинца от GM Томасу Миджли.
Сотрудник компании сводил беспокойства о здоровье людей к шутке, настаивая на том, что этилированный бензин — единственный способ увеличить эффективность топлива. Хендерсон же оценил выбросы свинца из-за нового топлива в 30 тонн в год на одной только Пятой авеню в Нью-Йорке.
Попытки ограничить производство и запрет этилированного бензина
В мае 1925 года Служба общественного здравоохранения США попросила GM, Standard Oil и независимых учёных поучаствовать в публичном слушании об этилированном бензине.
Компании настаивали, что топливо не вредило здоровью общественности. В частности, Фрэнк Ховард из Standard Oil утверждал: тетраэтилсвинец разбавляется с бензином в соотношении 1:1000, поэтому никак не может представлять угрозу для здоровья человека.
Учёные засомневались, так ли необходим тетраэтилсвинец, когда есть более безопасные альтернативы, пишет издание. На втором раунде слушаний суд планировал рассмотреть безопасные добавки, такие как этанол и пентакарбонил железа.
Но в итоге слушания отменили — из-за давления лоббистов производителей топлива. В 1926 году служба здравоохранения и вовсе заявила, что не видит веских причин для запрета этилированного бензина.Соотношение свинца в крови людей к выбросам этилированного бензина
Топливо продолжало завоёвывать рынки других стран, однако в 1960–1970 годах вопрос безопасности открылся вновь. Исследователи подсчитали, что многолетнее использования этилированного бензина привело к миллионам преждевременных смертей по всему миру, снижению IQ у людей и другим проблемам.
Одним из главных критиков топлива стал американский геохимик Клэр Кэмерон Паттерсон. Он утверждал, что содержание свинца в воздухе стало настолько высоким, что он не смог измерить его содержание в своей лаборатории — химический элемент был повсюду.
Загрязнение воздуха сподвигло его к созданию первого в мире чистого помещения с контролируемой средой. В 1965 году геохимик опубликовал статью о влиянии свинца на окружающий мир.
В 1970-х Агентство по охране окружающей среды США начало выводить этилированный бензин с американского рынка из-за того, что он вредит природе. Производители топлива пытались оспорить действия регулятора, но апелляционный суд утвердил решение Агентства.
Опасения возросли ещё сильнее с новыми исследованиями профессора Питтсбургского университета Герберта Нидлмана, который считал, что понижение IQ у детей и другим нарушениями развития связано с влиянием свинца.
Заинтересованные лица называли исследования Паттерсона и Нидлмана поддельными, но в 1996 году США официально запретили продажу этилированного бензина. За ней в 2000-х последовала Европа, а затем и развивающиеся страны, последней из которых стал Алжир в августе 2021 года.
стран, которые до сих пор используют этилированный бензин
Неэтилированный бензин не используется в большинстве стран с 1980-х и 1990-х годов.Тетраэтилсвинец (TEL) представляет собой металлоорганическое соединение, которое смешивается с бензином в качестве усилителя октанового числа и играет важную роль в качестве антидетонатора двигателя. Тетраэтилсвинец использовался с 1920-х годов, но с годами было обнаружено, что он токсичен, и в большинстве регионов мира его производство было прекращено. Саммит Земли 2002 года выступал за полный запрет этилированного бензина во всех странах. Ожидается, что к 2006 году во всем мире будет прекращено использование этилированного бензина. Причинами запрета этилированного бензина являются воздействие свинца на здоровье и его загрязняющее воздействие на окружающую среду. Большинство стран приняли запрет, но некоторые страны все еще используют этилированный бензин. Этими странами являются Алжир, Ирак, Йемен, Мьянма, Северная Корея и Афганистан. Переход с этилированного топлива на неэтилированный бензин имеет экономические последствия, и это может быть основной причиной того, что эти страны не смогли перейти на неэтилированный бензин.
страны, которые до сих пор используют этилированный бензин
Алжир
Алжир — североафриканская страна с множеством нефтяных скважин. Экономика Алжира зависит от нефти, на долю которой приходится около 30% валового внутреннего продукта страны. Несмотря на это, Алжир столкнулся с серьезными проблемами при поэтапном отказе от этилированного бензина. Нефтеперерабатывающие заводы в Алжире производят этилированный бензин, и преобразование потребует значительных изменений в технологических процессах в отрасли. Стоимость такого изменения будет огромной. Алжир импортирует тетраэтилсвинец из Китая, но некоторый процент может поступать от Innospec Limited. Алжир обязался отказаться от этилированного бензина на своем рынке к 2015 году. Однако текущий статус этилированного бензина в стране неизвестен.
Ирак
Ирак – нефтедобывающая страна со вторыми по величине запасами нефти в мире после Саудовской Аравии. В Ираке есть много нефтеперерабатывающих заводов, которые зависят от этилированного бензина. Страна наладила переход от этилированного бензина к неэтилированному, который должен быть завершен к 2014 году. Неудачи в переходе заключались в стоимости замены нефтеперерабатывающего завода и стоимости продажи неэтилированного топлива. Ирак закупал тетраэтилсвинец у Innospec Limited, которая в 2011 году заявила, что больше не продает TEL Ираку.
Йемен
В Йемене произошел переход от использования этилированного бензина, и в 2011 году он был окончательно прекращен. Задержка с переходом была вызвана нефтеперерабатывающими заводами, которые зависели от этилированного топлива. Расходы, необходимые для производства неэтилированного бензина, слишком сильно ложились на экономику страны.
Почему этилированный бензин перестали использовать
Свинец, выбрасываемый из выхлопных газов двигателя в воздух и окружающую среду, особенно вдоль дорог, легко вдыхается. Высокие концентрации TEL приводят к отравлению свинцом. Свинец токсичен и может иметь неврологические последствия даже при низком уровне воздействия. Другие эффекты включают низкий IQ и антиобщественное поведение. Неврологи утверждают, что отказ от свинца мог привести к повышению среднего уровня IQ, особенно среди детей.
Ранг | Место |
---|---|
1 | Алжир |
2 | IRAQ |
2 | IRAQ |
0034 3 | Yemen |
4 | Myanmar |
5 | North Korea |
6 | Afghanistan |
Benjamin Elisha Sawe в области охраны окружающей среды
Почему мы так долго использовали этилированный бензин?
Опубликовано
Источник изображения, Science Photo Library
Image caption,Химик Томас Мидгли настаивал на том, что тетраэтилсвинец безопасен
Тим Харфорд
Всемирная служба BBC, 50 вещей, которые создали современную экономику
Этилированный бензин был безопасен. Его изобретатель был в этом уверен.
Столкнувшись со скептически настроенными журналистами на пресс-конференции в октябре 1924 года, Томас Миджли эффектно достал контейнер с тетраэтилсвинцом — рассматриваемой добавкой — и вымыл в нем руки.
«Я ни на что не рискую», заявил Миджли. «И я бы… не стал делать это каждый день».
Миджли был — возможно — немного лукавит. Недавно он провел несколько месяцев во Флориде, выздоравливая от отравления свинцом.
Некоторым из тех, кто сделал изобретение Миджли, повезло меньше, поэтому журналисты заинтересовались.
50 вещей, которые создали современную экономику, освещает изобретения, идеи и инновации, которые помогли создать экономический мир, в котором мы живем.
Транслируется Всемирной службой Би-би-си. Вы можете найти больше информации об источниках программы и слушать онлайн или подписаться на подкаст программы.
В четверг, за неделю до пресс-конференции Миджли, на заводе Standard Oil в Нью-Джерси у рабочего по имени Эрнест Элгерт начались галлюцинации. К пятнице он бегал по лаборатории, крича от ужаса.
В субботу, когда Эльгерт был опасно расстроен, его сестра вызвала полицию. Его доставили в больницу и насильно задержали. К воскресенью он был мертв. В течение недели так же оказались четверо его коллег – и еще 35 попали в больницу.
Только 49там работали люди.
«Сумасшедшее газовое здание»
Ничто из этого не удивило рабочих других предприятий Standard Oil. Они знали, что существует проблема с тетраэтилсвинцом.
Как отмечают Джеральд Марковиц и Дэвид Рознер в своей книге «Обман и отрицание: смертельная политика промышленного загрязнения», лаборатория, в которой он был разработан, была известна как «психическое газовое здание».
Это не должно было шокировать Standard Oil, General Motors или DuPont Corporation, три компании, занимавшиеся добавлением тетраэтилсвинца в бензин.
Источник изображения, Science Photo Library
Image caption,Аэрофотоснимок фабрики DuPont Deepwater, где был получен тетраэтилсвинец
Первая производственная линия в Огайо уже была остановлена после двух смертей. На третьем заводе в другом месте в Нью-Джерси также погибли люди. Рабочие содержали галлюцинирующих насекомых — лаборатория была известна как «дом бабочек».
Более совершенные методы работы могут сделать производство тетраэтилсвинца безопасным. Но действительно ли имело смысл добавлять его в бензин, когда выхлопные газы выбрасывались бы на городские улицы?
Около века назад, когда General Motors впервые предложила добавлять свинец в бензин для улучшения характеристик, ученые были встревожены. Они призвали правительство расследовать последствия для общественного здравоохранения.
Миджли беззаботно заверил главного хирурга, что «средняя улица, вероятно, будет настолько свободна от свинца, что будет невозможно обнаружить его или его поглощение», хотя он признал, что «никаких фактических экспериментальных данных не проводилось».
Источник изображения, Научная фотобиблиотека
Image caption,Химик Томас Миджли с лабораторным испытательным двигателем Delco
General Motors профинансировала правительственное бюро для проведения некоторых исследований, добавив пункт о том, что оно должно одобрить результаты.
Рискованно, но полезно?
Отчет бюро был опубликован на фоне шумихи в СМИ по поводу отравленных коллег Эльгерта. Это дало тетраэтилсвинцу чистое свидетельство о здоровье и было встречено с некоторым скептицизмом.
Правительство под давлением организовало конференцию в Вашингтоне, округ Колумбия, 19 мая.25. Дебаты там продемонстрировали две крайности подхода к любой новой идее, которая выглядит рискованной, но полезной.
В одном углу: Фрэнк Ховард, вице-президент Ethyl Corporation — совместного предприятия General Motors и Standard Oil. Он назвал этилированный бензин «подарком Бога», утверждая, что «непрерывное развитие моторных топлив имеет важное значение для нашей цивилизации».
Источник изображения, Alamy
Подпись к изображению,Доктор Элис Гамильтон утверждает, что преимущества добавления свинца в бензин перевешиваются рисками
В другом углу: доктор Элис Гамильтон, главный специалист страны по свинцу.
Она утверждала, что этилированный бензин не стоит рисковать. «Там, где есть свинец, — сказала она, — рано или поздно развивается какой-нибудь случай отравления свинцом, даже при самом строгом наблюдении».
Гамильтон знал, что свинец отравлял людей на протяжении тысячелетий. В 1678 году рабочие, производившие свинцовые белила — пигмент для краски, были описаны как страдающие от недугов, в том числе «головокружение с постоянной сильной болью в бровях, слепота, тупость».
Римляне использовали свинец в водопроводных трубах. Добытчики свинца часто заканчивали тем, что сходили с ума или умирали, а некоторые правильно догадывались, что долгосрочное воздействие низкого уровня также неразумно.
«Вода, проведенная по глиняным трубам, полезнее, чем по свинцовым», — писал инженер-строитель Витрувий 2000 лет назад. «В этом можно убедиться, наблюдая за свинцовыми рабочими бледного цвета».
Загрязнение против прогресса
Многие общества до сих пор пытаются решить общий вопрос, по которому Ховард и Гамильтон не пришли к единому мнению: насколько загрязнение стоит того, чтобы платить за прогресс?
Есть свидетельства того, что по мере того, как страны становятся богаче, они сначала загрязняются, а затем очищаются.
Экономисты называют это «экологической кривой Кузнеца», и это интуитивно понятно. Если вы бедны, вы ставите на первое место материальные блага. По мере роста вашего дохода вы можете потратить часть его на более приятную и безопасную среду.
Источник изображения, Alamy
Image caption,Римский инженер-строитель Витрувий предупреждал об опасности свинца 2000 лет назад
Но неужели бессвинцовый бензин был такой дорогой роскошью? Правда, свинцовая присадка решила проблему: она позволила двигателям использовать более высокие степени сжатия, что сделало автомобили более мощными.
Однако это был не единственный способ решить проблему.
Этиловый спирт имел почти такой же эффект и не портил бы вам голову, если бы вы его не выпили. Миджли знал это, смешивая бензин практически со всеми вообразимыми веществами, от йода до камфоры и растопленного масла.
Почему нефтяные компании продавали тетраэтилсвинец вместо этилового спирта? Исследователи, изучавшие это решение, остаются озадаченными. Циники могли бы указать, что любой старый крестьянин может перегонять этиловый спирт из зерна. Его нельзя было запатентовать, или его распространение нельзя было контролировать с прибылью. Тетраэтилсвинец мог.
Связь с преступностью
США не облагали налогом свинец в бензине до 1970-х годов, а затем, наконец, запретили его как часть законодательства о чистом воздухе, когда страна скатилась вниз по кривой Кузнеца.
Два десятилетия спустя, в 1990-х годах, уровень насильственных преступлений начал снижаться. Есть много причин, по которым это могло произойти, но у экономиста Джессики Рейес возникла интригующая мысль.
Детский мозг особенно восприимчив к хроническому отравлению свинцом. Возможно ли, чтобы дети, которые не дышали парами этилированного бензина, вырастали и совершали менее жестокие преступления?
Источник изображения, Alamy
Рейес могла бы проверить свою гипотезу: разные штаты США отказались от этилированного бензина в разное время.
Сравнив даты принятия закона о чистом воздухе с последующими данными о преступности, она пришла к выводу, что более половины снижения — 56% — произошло из-за того, что автомобили перешли на неэтилированный бензин.
Другие исследователи обнаружили аналогичную связь между свинцовыми водопроводными трубами и городскими убийствами.
Спорная наука и отсроченное регулирование
Вы можете оценить стоимость снижения преступности в долларах, обнаружил Рейес. Это примерно в 20 раз выше, чем стоимость бензина без содержания свинца, и это не считая других недостатков вдыхания свинца детьми, таких как плохая успеваемость в школе.
Как США так долго ошибались?
Источник изображения, A Periam Photography / Alamy Stock Photo
Подпись к изображению,Асбест по-прежнему широко используется в строительстве, несмотря на появляющиеся доказательства его опасности
асбест, или табак, или другие продукты, о которых мы теперь знаем, медленно убивают нас.
Проблема в том, что люди, которые хотят что-то запретить, не всегда бескорыстны, как Гамильтон. Иногда они являются обструктивными чудаками. Единственный способ определить разницу — провести исследования.
И, как отмечают Джеральд Марковиц и Дэвид Рознер, «в течение следующих четырех десятилетий все исследования использования тетраэтилсвинца проводились лабораториями и учеными, финансируемыми Ethyl Corporation и General Motors».
Еще от Тима Харфорда:
Как дизельный двигатель изменил мир
Золотое дно аккумуляторов: от лягушачьих лапок к мобильным телефонам и электромобилям
Почему снижение стоимости света имеет значение
Как бритва произвела революцию в том, как мы платим для вещей
А что насчет ученого, который впервые добавил свинец в бензин?
По общему мнению, Миджли был приветливым человеком, который, возможно, даже верил в собственные утверждения о безопасности ежедневного мытья рук с тетраэтилсвинцом.