Что такое драгстер и зачем ему такая необычная форма?
Выглядят они как болиды «Формулы-1», которым в фазе роста не хватило каких-то витаминов. На деле мы наблюдаем нечто обратное – перекачанного монстра, выращенного на нитратах. Это драгстер. Зачем он такой и что он умеет?
Теги:Технологии
Автомобили
США
Спорт
Техника
Wikipedia
Правила драг-рейсинга просты: пара автомобилей стартуют на прямой дороге длиной в четверть мили или 1000 футов (около 400 или 300 метров). Который быстрее достигнет финиша, тот и победил.
Большинство автомобилей, предназначенных для таких гонок – это форсированные версии обычных дорожных автомобилей. Драг-рейсинг популярен во многих странах, в том числе и России.
Однако на родине США этот вид спорта принимает монструозные формы. Для профессионального драг-рейсинга создают отдельные трассы и особые автомобили – как тот, что на фото выше.
Со временем машины несколько изменились. Например, мотор поначалу располагался перед гонщиком. Однако такая схема оказалась очень опасной, поскольку у драгстеров из-за напряжённой конструкции часто отлетают детали трансмиссии, калеча гонщиков. Поэтому современные драгстеры имеют заднемоторную компоновку.
Конструкция драгстеров очень отличается от других автомобилей даже внешне. Ещё удивительнее она изнутри. Вот только несколько фактов:
- Скорость драгстеров самого мощного класса Top Fuel уже через 3 метра после старта достигает 100 км/ч. Финиша они достигают примерно за 4 секунды на скорости до 500 км/ч и выше.
- Мощность их двигателей достигает 10-12 тысяч лошадиных сил, а объём 8,2 л. Таким образом, на каждый литр объёма приходится более чем 1000 сил!
- Чтобы достичь такой энерговооружённости, используется не бензин, а нитрометановое топливо с формулой СН3-NO2.
- Двигатель драгстера, фактически, одноразовый, после каждого заезда ему требуется полная переборка и ремонт.
- Системы охлаждения у него нет. Однако даже за несколько секунд от старта до финиша мотор невероятно нагревается, и его до некоторой степени охлаждает поступающее в цилиндры топливо и воздух.
- Электроды свечей зажигания сгорают к середине дистанции, а дальше топливо воспламеняется от раскалённых стенок цилиндра.
- Выхлопные трубы не зря направлены вверх. Они заметно увеличивают прижим автомобиля к дороге.
- Чтобы остановить болид, используются тормозные парашюты, как в реактивных истребителях.
Воображение отказывает, когда пытаешься представить, как можно разогнать автомобиль до половины скорости звука всего за 4 секунды. Поэтому мы подобрали для вас короткое видео.
youtube
Нажми и смотри
Что такое Top Fuel Dragster 10000 лс
Цифры разгона дрегстера от 13 марта 2010 года (Команда Kalitta водитель David Grubnic)
Данные телеметрии были представлены в виде распечатки диаграммы время, расстояние, скорость.
0.5 секунды — пройдено 3 метра, скорость 118 км/час.
1.0 секунда — пройдено 15,5 метров, скорость 183 км/час.
1.5 секунды — пройдено 38.1 метров, скорость 261 км/час.
2.0 секунды — пройдено 70 метров, скорость 343 км/час.
2,5 секунды — пройдено 115 метров, скорость 400 км/час.
3,0 секунды — пройдено 172 метра, скорость 436 км/час.
3,5 секунды — пройдено 238 метров, скорость 471 км/час.
3,83 секунды — пройдено 304 метра (1000 футов) скорость 517 км/час.
Интересные факты.
1.Шины Top Fuel Dragster от старта до финиша из за воздействия центробежных сил увеличиваются в диаметре с 36 до 44 дюймов (91-111 сантиметров) .2. Болид Top Fuel Dragster не имеет коробки передач, все управление происходит за счет автоматически настроенного сцепления (сухое пятидисковое).
3. На участке 402 метра (1/4 мили) рекорд прохождения составляет 4.44 секунды и скорость на выходе 533 км/ч.
4. При полностью открытых дроссельных заслонках и максимальных оборотах двигателя, выхлопные газы вырывающиеся вверх по коллекторам, генерируют более 360 килограмм прижимной силы на старте Top Fuel Dragster.
5. Переднее и заднее антикрыло Top Fuel Dragster при движении со скоростью 520 км/ч, что не редкость, обеспечивают колоссальные 5.3 тонн прижимной силы.
6. Мощность двигателя Top Fuel Dragster находится в пределах 8500-10000 лошадиных сил.
7. Крутящий момент двигателя Top Fuel Dragster
около 8000 Н/м.
8. Объем двигателя Top Fuel Dragster ограничен 8.2 литрами, степень сжатия 6.5/1
9. Клапана двигателя Top Fuel Dragster изготовляют из сплава титана, головки блока выполнены по схеме два клапана на цилиндр. Диаметр впускных 62.2 мм, выпускных 48.9 мм.
10. Двигатель генерирует 150 децибел звукового давления, на полном газе.
11. На максимальной мощности двигатель Top fuel Dragster потребляет до 5.7 литров топлива в секунду и до 9.7 кг, (9.7 куба) воздуха.
12. Благодаря стехиометрии нитро метана один к 1.7 против один к 14.7 у бензина, в двигателе Top Fuel Dragster нитро метана может сгореть в 8.7 раза больше чем бензина при прочих равных условиях.
13. Двигатель не имеет жидкостного охлаждения, впрочем как и воздушного, а охлаждается лишь поступающей топливовоздушной смесью. Зато блок цилиндров имеет колоссальную прочность благодаря отсутствию рубашек охлаждения. Время непрерывной работы такого двигателя недолго и длиться около трех минут, куда входит прогрев около 80 секунд, прогрев шин и сам старт.
14. После каждого старта, двигатель Top Fuel Dragster должен быть полностью разобран и изучен, а поврежденные или изношенные детали заменены новыми, команда из восьми механиков должна перебрать двигатель за 40 минут.
15. Электроды свечей полностью изнашиваются к середине дистанции после чего наступает калильное зажигание (зажигание топливовоздушной смеси от раскаленных частей в камере сгорания)
16. 44 Амперные катушки системы зажигания Top Fuel Dragsters выдают до 50000 вольт и длину искры до 26 градусов. Каждый из восьми цилиндров имеет по две свечи зажигания, питаемые двумя раздельными системами зажигания. Такое дублирование продиктовано не только желанием получить больше мощности. На полной мощности в цилиндры подается огромное количество топлива и в случае отказа свечи или пропусков зажигания двигатель рисковал бы взорваться из за неизбежного гидроудара.
17. Нагнетатели используют системы Roots или винтовые. Давление наддува 3.8-4.5 бар. (56-66 PSI), иногда доходит до 5 бар (74 PSI)
18. На привод одного только компрессора Top Fuel Dragster при максимальном давлении наддува затрачивается до 900 лошадиных сил.
Классы NHRA.
Top Fuel — самый быстрый класс мощность свыше 7000 лс, четверть мили 4.
4с скорость 530 км/час. двигатель 8L с нагнетателем до 5 бар, за четверть мили сжигает до 15 литров нитрометана, изготовлен из стальных труб и углеродного волокна, 25 метров в длину 1000 килограмм веса.
Fynny Car — двигатель используется как и в Top Fuel, болид имеет укороченную колесную базу и аэродинамически обтекаемый кузов изготовленный из углеродного волокна и отдаленно напоминающий какую либо марку автомобиля. Квотер обычно проходят в 4.7 секундном диапазоне. Fynny Car похожи на топ дрэгстеры так же тем, что не используют коробки передач.
Pro Stock — Построенные на раме из труб, должны иметь вес не менее 1065 килограмм (2350 фунтов) Объем ограничен 8литрами, топливо бензин, мощность более 1300лс, квотер около 6.6 секунд, скорость на выходе 330+ км/час
Pro Stock Motorcycle — Очень сильно модифицированные мотоциклы делающие квотер за 7 секунд, и скорость на выходе более 310 км/час. Двигатели могут быть двух и четырех цилиндровыми.
Можно использовать высокооктановый бензин.
Top Alcohol Dragster — похожи на Top Fuel Dragster но используют другое топливо (метанол или смесь метанол-нитрометан) могут быть с наддувом (если на метаноле) и без, вес около тонны, квотер едут около 5.2с скорость более 430 км/час.
Top Alcohol Funny Car — ограничены по топливу только метанолом, имеют стальную раму и скорлупу из углеродного волокна, оснащаются трех ступенчатой коробкой передач.
Super Stock- Сильно модифицированный обычный автомобиль. Должен стоять родной блок двигателя и головки модифицированные как угодно.
Stock — Здесь более строгие правила на внесение изменений в конструкцию двигателя и всего автомобиля в целом. Разрешается использовать шины не более 9 дюймовой ширины. Практически любой автомобиль может участвовать, а результаты классифицируются с помощью коэффициента количества лошадиных сил на тонну веса.
Super Street — болиды с расчетным индексом прохождения квотера равным 10.9 секунд. Изменения двигателя и ходовой практически неограничены.
E.T. Brackets — Может участвовать почти любое транспортное средство вплоть до снегохода
Street Legal — Автомобили с разрешением ездить по дорогам общего пользования, с регистрацией и страхованием.
Tractor Pulling 10000 л.с.Рекорды скорости и разгона
Слики Top Fuel Dragster
Музей миниатюрных драгстеров
Жжем резину burnout
Улучшение трения колес
Снижение массы автомобиля
Зимние шины для драгстера
Cars of Drag Racing — Lucas Oil Indianapolis Raceway Park
TOP FUELСреди самых быстро разгоняющихся машин в мире 7000-сильные драгстеры Top Fuel часто называют королями спорта. – и по уважительной причине. Они могут преодолевать 1000 футов менее чем за 3,8 секунды при скорости свыше 300 миль в час.
Драгстеры Top Fuel, оснащенные 500-кубовым двигателем Chrysler Hemi с наддувом и впрыском топлива, могут сжечь до 15 галлонов нитрометанового топлива за один заезд. Изготовленные из труб из хромистой стали и композитного углеродного волокна, автомобили Top Fuel имеют длину 25 футов и весят 2300 фунтов в готовом к гонкам исполнении.
FUNNY CARКак и их аналоги Top Fuel, но с более короткой колесной базой и кузовом из углеродного волокна, который немного напоминает серийный автомобиль, Funny Cars обычно работают в диапазоне 4,0 секунды и способны развивать скорость более от 300 миль в час до 1000 футов.
Funny Cars оснащены теми же 500-дюймовыми двигателями с наддувом и впрыском топлива, что и драгстеры Top Fuel. Funny Cars также похожи на драгстеры Top Fuel в том, что они не используют трансмиссию, а скорее передают мощность на огромные задние слики Goodyear через многоступенчатую муфту сцепления, которая активируется таймерами.
PRO STOCKАвтомобили Pro Stock, которые часто называют «заводскими хот-родами» из-за их сходства с серийными автомобилями, являются одними из самых технологически продвинутых машин в дрэг-рейсинге. Построенные на основе сложного трубчатого шасси и четырехрычажной задней подвески, автомобили Pro Stock должны соответствовать точным размерам и весить не менее 2350 фунтов.
Двигатели Pro Stock используют два карбюратора и специальный бензин, а их объем ограничен 500 кубическими дюймами. Они могут развивать скорость более 10 500 об/мин и развивать мощность более 1300 лошадиных сил. Конкурентоспособный автомобиль Pro Stock может пробежать четверть мили со скоростью почти 210 миль в час за 6,6 секунды.
pro-stock-motorcycle PRO STOCK MOTORCYCLEЭти сильно модифицированные автомобили, которые могут разогнаться менее чем за семь секунд до скорости более 195 миль в час на четверть мили, оснащены специально изготовленным трубчатым шасси и легкой копией с улучшенными аэродинамическими свойствами. оригинального кузова. В этом классе представлены самые разные марки, модели и двигатели, в том числе модели V-Twin от Harley-Davidson и Buell, а также модели Suzuki и Kawasaki с рядными 4-цилиндровыми двигателями.
Чтобы обеспечить равные условия, двигатели V-Twin с толкателями ограничены объемом 160 кубических дюймов, а 4-цилиндровые двигатели с высокими оборотами не могут превышать 101 кубический дюйм. Впрыск топлива разрешен, и разрешено только специальное топливо.
ТОП-АЛКОГОЛЬНЫЕ ДРАГСТЕРЫТоп-алкогольные драгстеры могут выглядеть как Топ-топливеры, но у них есть существенные отличия. В то время как Top Fuelers используют двигатели с наддувом, работающие на нитро, Top Alcohol Dragsters могут использовать двигатель с наддувом, работающий на метаноле, или комбинацию впрыска нитрометана.
Автомобили с инжектором нитро не используют коробку передач, а автомобили с наддувом имеют три скорости движения вперед. Вес варьируется в зависимости от комбинации, но обычно составляет от 1,975 и 2125 фунтов. Как и у Top Fuelers, у Top Alcohol Dragster максимальная колесная база составляет 300 дюймов. Типичный пробег на четверть мили составляет 5,2 секунды при скорости более 270 миль в час.
TOP ALCOHOL FUNNY CARВнешне похожие на свои аналоги Funny Car, сжигающие нитро, Top Alcohol Funny Cars ограничены использованием метанольного топлива и имеют трехскоростную коробку передач. Top Alcohol Funny Cars имеют в основном такое же шасси из хромомолибденовой стали, что и нитромобили, и оснащены теми же копиями кузовов из углеродного волокна, хотя кузовам Top Alcohol Funny Car не требуется такой большой прижимной силы, и в них используется гораздо меньший задний спойлер. Top Alcohol Funny Cars способны проехать четверть мили за 5.5s со скоростью более 260 миль в час.
COMPНи одна категория соревнований NHRA не отличается таким разнообразием, как Comp. Драгстеры, переделанные, уличные родстеры, купе, седаны, ностальгические драгстеры с передним расположением двигателя, спортивные компактные автомобили и грузовики участвуют в гонках в 87 классах. Комбинации двигателей столь же разнообразны, как и автомобили: от 4- и 6-цилиндровых двигателей с турбонаддувом до двигателей V-8 в стиле Pro Stock и горных двигателей с закисью азота.
Большинство автомобилей классифицируются по формуле деления общего веса автомобиля на кубические дюймы. Каждому классу присваивается индекс, основанный на том, на что должен ездить хорошо построенный автомобиль, и гонки назначаются с ограниченными возможностями в соответствии с этими индексами.
SUPER COMPСамый быстрый из классов Super (индекс 8.90), Super Comp состоит в основном из драгстеров. Модификации двигателя, шасси и кузова практически не ограничены, хотя все заявки должны соответствовать стандартам безопасности NHRA. Записи с четырех- и шестицилиндровым двигателем могут иметь минимальный вес 1000 фунтов; все остальные не могут весить меньше 1350 фунтов. Большинство автомобилей Super Comp могут хорошо работать при индексе 8,90, но используют ряд электронных средств, включая таймер и регулируемый дроссель, чтобы двигаться близко к индексу, не двигаясь быстрее, чем он, или не вырываясь из строя.
SUPER STOCKАвтомобили Super Stock могут выглядеть как обычные легковые автомобили, но это сильно модифицированные гоночные автомобили. В этой категории в основном представлены седаны последних моделей и винтажные маслкары, а заявки классифицируются с использованием системы, которая делит заводской вес при отгрузке на мощность в лошадиных силах с учетом коэффициента NHRA. Значительные модификации двигателя разрешены, но автомобиль должен сохранить правильный блок цилиндров, головки цилиндров и карбюратор.
Высший класс — SS/AH, предназначенный исключительно для заводских гоночных автомобилей Dodge Dart и Plymouth Barracuda 1968 года выпуска. Автомобили инвалидизируются с использованием системы индексов, и применяется правило прорыва.
АКЦИЯСтандартные автомобили похожи на Super Stockers, но правила, касающиеся всего, от модификации двигателя до переделки кузова, намного строже. Практически любой автомобиль имеет право участвовать в соревнованиях, и заявки классифицируются с использованием системы, которая делит заводской вес при отгрузке на мощность, учитываемую NHRA.
Кузова должны быть без изменений и иметь полный заводской интерьер. Шины ограничены максимальной шириной заднего слика 9 дюймов. Двигатели должны соответствовать марке и модели автомобиля и должны сохранять стандартные головки цилиндров, впускной коллектор и карбюратор. Модификации ограничиваются базовой балансировкой и перестроением лишь с несколькими улучшениями производительности.
SUPER GASЗаписи Super Gas с индексом 9,90 в основном относятся к полноприводным автомобилям и уличным родстерам. Никакие драгстеры или переделанные не допускаются. Правила модификации двигателя и шасси чрезвычайно либеральны, хотя использование экзотических видов топлива запрещено. Минимальный вес составляет 2100 фунтов, за исключением автомобилей с 4-цилиндровым двигателем, минимальный вес которых может составлять 1200 фунтов.
Как и в Super Comp, участники используют электронные таймеры и ограничители дроссельной заслонки, чтобы максимально приблизиться к стандарту своего класса, но не уступить. Кроме того, как и в Super Comp, гонки проводятся с использованием старта Pro с четырьмя десятыми.
SUPER STREETНа гонках NHRA Lucas Oil Drag Racing Series и некоторых мероприятиях NHRA Camping World Drag Racing Series гонщики Super Street соревнуются по фиксированному 10,90-секундному индексу. Все транспортные средства должны быть полноразмерными и весить не менее 2800 фунтов, за исключением автомобилей с 6-цилиндровыми двигателями, минимальный вес которых может составлять 2000 фунтов, и автомобилей с 4-цилиндровыми и роторными двигателями (1200 фунтов). Модификации двигателя и шасси практически не ограничены. Гонщики соревнуются на Pro Tree с пятью десятыми.
PRO MODС эклектичным сочетанием автомобилей, от купе Willys 41-го года до Corvettes 1963 года до последних моделей Ford Mustang и Dodge Viper, немногие классы предлагают столько разнообразия и азарта, как Pro Mod. Выбор двигателя столь же разнообразен; конкуренты могут использовать нагнетатели, турбокомпрессоры или впрыск закиси азота и достигать пятисекундной зоны на скорости более 250 миль в час.
TOP DRAGSTER & TOP SPORTSMANПара категорий для быстрых E.T. гонщики, Top Dragster (заявки с открытыми колесами) и Top Sportsman (полноразмерные автомобили) имеют квалификационное поле из 32, 48 или 64 заявок. Участники могут выбрать свой собственный набор номера для исключений, если он не медленнее 7.9.9 секунд (8,19 в дивизионах 6 и 7). Выбывание в обоих классах проводится с использованием традиционного формата гонок по сетке с полным стартом рождественской елки с тремя янтарями, и применяется правило прорыва. Нередки случаи, когда шестерки бегают со скоростью более 200 миль в час.
ET BRACKETSПрактически любое транспортное средство — от драгстера и маслкара до ежедневного уличного водителя или снегохода — может участвовать в самом популярном виде дрэг-рейсинга — E.T. сеточные гонки, которые еженедельно проводятся на большинстве трасс NHRA из 140 в Северной Америке. Инопланетянин гонщики скобок могут выбирать свой собственный набор или гандикап в зависимости от характеристик своего автомобиля, что ставит во главу угла мастерство водителя, а не характеристики автомобиля. Помимо требований безопасности, несколько правил регулируют строительство E.T. брекет-кары.
мл. DRAGSTERСозданная для того, чтобы познакомить детей в возрасте от 8 до 17 лет с дрэг-рейсингом, лига NHRA Jr. Drag Racing League стала тренировочной площадкой для будущих звезд NHRA. Драгстеры Jr. имеют стальную раму и корпус из алюминия или стекловолокна. Мощность исходит от двигателя, основанного на одноцилиндровом двигателе мощностью пять лошадиных сил, который является карбюраторным и работает на спирте. Мощность передается с помощью проскальзывающего сцепления. Участники могут бежать со скоростью 85 миль в час и со скоростью 7,9.0 секунд на восьмой миле.
День гонки! — Как работает драгстер Top Fuel
Несмотря на то, что тот, кто доберется до финиша первым, станет победителем дрэг-рейсинга NHRA, это не означает, что машина-победитель обязательно будет самой быстрой. Если машина сходит с трассы первой, это огромное преимущество в гонке, которая проходит только на короткое расстояние. Даже если другая машина имеет более высокую максимальную скорость, она может быть не в состоянии наверстать упущенное и одержать победу.
Автомобили Top Fuel стартуют со стартовой линии и развивают скорость 100 миль в час (160,9километров в час) менее чем за секунду. Это делает их самыми быстро разгоняющимися автомобилями в мире. Мощность двигателя Top Fuel достигает колес за доли секунды. Водители Top Fuel выдерживают перегрузки, как космонавты во время запуска космического корабля. И почти так же быстро им нужно остановиться. Поскольку тормоза этих автомобилей довольно быстро изнашиваются при скорости более 300 миль в час (482,8 километра в час), драгстеры Top Fuel оснащены особым типом первичной тормозной системы. После пересечения финишной черты водитель нажимает на переключатель, который раскрывает два парашюта позади автомобиля, и сильное сопротивление ветра замедляет автомобиль, сводя к минимуму риск механической поломки.
Advertisement
Funny Cars, еще один класс автомобилей для дрэг-рейсинга, используют те же двигатели, что и автомобили Top Fuel, но между ними много отличий. В автомобилях Top Fuel двигатель расположен позади водителя, а в Funny Cars двигатель расположен впереди. Различная колесная база Funny Cars может объяснить некоторые различия в скорости и ускорении, поскольку огромная мощность, поступающая на задние колеса, может вызвать дополнительное движение, когда автомобили мчатся по полосе.
Funny Cars использует колесную базу серийного автомобиля 2000 модельного года или позже, а затем изготавливается копия кузова из стекловолокна для уменьшения веса. Правила использования серийных автомобилей предлагают большую свободу действий. Гонщики могут использовать спортивные автомобили, купе или седаны любого отечественного или импортного автопроизводителя, если автомобиль изначально производился серийно. Другими словами, гоночные команды не могут модифицировать концепт-кары, шоу-кары или бутик-кары ручной сборки. Чтобы соответствовать правилам NHRA, автомобиль должен быть построен на заводской сборочной линии.
Драг-кары Top Fuel и Funny Cars имеют схожие технические характеристики благодаря родственным механическим компонентам.