29Апр

Диаметр ступицы: полезная информация на блоге ATL

полезная информация на блоге ATL

Шины

Июнь 16

0

785

Практически каждый автовладелец устанавливает колесные диски. Они не только улучшают внешний вид автомобиля, но и защищают колеса от грязи и мелких камней. Но при этом есть один нюанс: идеально на штатные места устанавливаются только те диски, которые разрабатывались под конкретную модель автомобиля, а зачастую такие изделия подходят не всем.

В этом случае монтируют диски от сторонних производителей, которые имеют посадочный диаметр (обозначается DIA, на маркировке пишется в миллиметрах), отличный от диаметра ступичного выступа. 

После установки диска можно использовать центрирующие болты, чтобы выставить внутреннее отверстие диска на одинаковом расстоянии от ступицы.

В этом случае будет выдержана симметрия, поэтому не будет возникать биение колес. Но на практике такую операцию осуществить очень сложно, так как малейшее смещение из-за неправильной затяжки одного из болтов исправить другими уже не получится.

Установка произвольных литых дисков на колеса

Существует более простой метод монтажа — использовать проставочные кольца (их еще называют центрирующими). Это своеобразные шайбы, в точности заполняющие пространство между диском и ступичным выступом. Их размер как раз и определяется такими параметрами, а также указывается в описании детали через дробь. Например, «72,6/67,1» обозначает, что размер диска равен 72,6 миллиметров, а диаметр ступицы — 67,1 миллиметра.

При правильном подборе проставочных колец диски садятся очень точно, а также центрируются автоматически.

Пластмассовые и металлические проставочные кольца

Материал, из которого изготавливают проставочные кольца, должен быть намного мягче, чем основной материал ступицы и диска. В противном случае при надевании и снятии автодисков будет риск повреждения более дорогих деталей, поэтому сталь в данном случае отпадает автоматически.

Для изготовления данных изделий применяют два вида материала:

  • пластмассу;
  • алюминий.

Пластмасса для этих целей берется очень твердая, чтобы избежать ее деформации. Алюминиевый сплав подбирается мягкий, чтобы не повредить диск. Стоит помнить, что даже малейшее повреждение может нарушить центровку, что повлечет за собой биения и другие неприятности. И дело не только в том, что вибрация неприятна для тех, кто находится в салоне, а также приводит к ускоренному износу деталей подвески. При определенных условиях она может привести к самопроизвольному откручиванию колеса, что может спровоцировать аварию.

При выборе материала стоит учитывать, что алюминий прослужит дольше. Если вы сделаете выбор в его пользу, то не забудьте приобрести и графитовую смазку, которая позволит избежать проблемы прикипания кольца. Но алюминий не вечен, поэтому все равно придется возить с собой запасной комплект.

Наиболее оптимальный выбор — пластиковые кольца. Они стоят в разы дешевле алюминиевых, поэтому можно их приобрести с большим запасом, что позволит больше не беспокоиться по этому поводу.

Учитывая, что в ходе эксплуатации при условии точной центровки на проставочные кольца нагрузка небольшая, при правильном монтаже материал изделий не имеет особого значения. Возможно их повреждение в ходе монтажа, но если выполнить его аккуратно, то вероятность этого небольшая. Если вы в дальнейшем будете снимать и надевать диски, то нужно будет каждый раз делать проверку на отсутствие люфта. Эту же операцию нужно делать и при использовании алюминиевых деталей.

Самостоятельное изготовление проставочных шайб

При желании данные детали можно не покупать, а изготовить самостоятельно. С этой задачей справится любой квалифицированный слесарь, у которого есть доступ к достаточно точному оборудованию. Исходным материалом может служить алюминиевый сплав, но при этом его твердость должна быть меньше твердости диска. Но такой вариант не гарантирует качественной работы. Лучше всего приобрести заводскую деталь, которая гарантированно имеет нужные размеры, так как ошибка при изготовлении может повлечь поломку автомобиля или даже привести к аварии.

Диаметр ступицы и проставочные (центровочные) кольца – что это такое?

Большинство автолюбителей, при выборе колесных дисков зачастую игнорируют очень важный параметр, а именно – диаметр центрального отверстия диска или диаметр ступицы. Это неприемлемое упущение, хотя бы с точки зрения того, что не представится возможным установить диск на авто. Например, если диаметр воротника оси больше чем диаметр отверстия на диске. И наоборот, если размер оси меньше чем диаметр ступицы на колесе. В этом случае, нежелательную разницу диаметров устраняют при помощи вспомогательных средств. Если деталь свободно вращается на оси, то в отверстие ступицы устанавливают проставочные кольца, либо в редких случаях, подшипники качения.

Размер проставочного кольца определяется двумя диаметрами (внутренним и внешним):

  • чем больше диаметр ступицы колесного диска (например 73,1)
  • чем меньше диаметр воротника оси автомобиля, куда следует установить диск (например 57,1)

Таким образом, полный размер проставочного кольца будет включать в себя эти два параметра — 73,1 / 57,1. Иными словами, диапазон, между первым и вторым числом и есть та самая нежелательная разница в диаметрах деталей, т.е. зазор. Решение проблемы данным путем является одним из самых практичных и безопасных.

Почему так бывает? Попытаемся дать Вам объяснение.

К примеру, Вам хочется переобуть своего железного коня к лету, и Вы пребываете в поиске приемлемого варианта. Как вариант, Вы отдаете предпочтение определенному диску, который, априори, не предназначен конкретно для Вашего авто, а может выступить как вариант замены.

Допустим, Вы являетесь владельцем хэтчбэка Mazda 3, 2012 года выпуска, с объемом 1,6i. Заводской параметр воротника оси (куда устанавливается диск) имеет размер 67,1 мм (параметры своего автомобиля можно узнать по следующей ссылке). При выборе колес, Вы обратили внимание на диск 16-го диаметра

Disla Formula (silver) 5×114.3 16×7 ET38 D72.6 , с диаметром ступицы 72,6. Таким образом, Вам необходимо заполнить нежелательное пространство (разницу диаметров) проставочным кольцом 72,6/67,1 , где 72,6 – размер диска, а 67,1 диаметр ступицы Вашего авто.

В отношении проставочных колец, среди автолюбителей существует довольно распространенный вопрос: почему кольца пластмассовые а не металлические? И как это влияет на качество подгонки? Напоминаем, что главным и единственным предназначением центровочного кольца является обеспечение точности посадки колеса на ступицу, и при этом в процессе эксплуатации автомобиля нагрузка на центровочное кольцо отсутствует. При этом, материал, из которого сделаны центровочные кольца, при первой установке колеса на ступицу, особенной роли не играет.

Преимущество пластиковых центровочных колец, предлагаемых в продаже, во-первых, отличаются достаточно низкой стоимостью (в сравнении с алюминиевыми), а также обычно выполнены из достаточно твердого пластика. Таким образом, если для Ваших условий (заводской и фактический диаметры цетровочного отверстия) существуют центровочные пластиковые кольца, сделанные в заводских условиях проверенным производителем – для Вас нет никакого смысла искать и переплачивать за кольца из какого-либо другого материала.

Рекомендуем обращать внимание на данный параметр, как и на остальные в равной степени.

Ведь корректная сборка ходовой части автомобиля, это в первую очередь безопасность, не говоря уже о комфорте и прочем. Соблюдение всех параметров, помогает Вам избежать нежелательных вибрации и колебаний, особенно при преодолении барьера скорости, свыше 60-70 км/ч. Теоретически, колеса могут быть установлены только за счет болтов, однако фактически, их роль ограничивается фиксацией (упором) диска на ось.

Болты не предназначены для передачи вибрации на колесо. Это функция лежит на воротнике оси. Отсутствие идеальной подгонки может обернуться различными неприятными последствиями, начиная от банального люфта, и заканчивая полной деформацией колеса.

Читайте в этом разделе


Диаметр ступицы и проставочные (центровочные) кольца – что это такое?
Большинство автолюбителей, при выборе колесных дисков зачастую игнорируют очень важный параметр, а именно – диаметр центрального отверстия диска или диаметр ступицы. Это неприемлемое упущение, хотя..
29 Января 2015, 17:20
7 ошибок в уходе за колесными дисками
Идеальным внешний вид автомобиля может быть только со сверкающими от чистоты колесными дисками. Однако владельцы часто используют для их чистки дешевые подручные, народные средства.
Немецкие..
29 Августа 2014, 16:30
Почему стоит покупать именно у нас?
Наш интернет-магазин собрал команду профессиональных специалистов по легковым и грузовым шинам, а так же по дискам и крепежным материалам. Остановив свой выбор на нашем магазине,..
27 Мая 2013, 15:06
Дорогие или дешевые диски?
Многократное различие в ценах на автомобильные диски одного и того же типоразмера заводят покупателя в тупик. Первым вопросом, которым задаются покупатели при виде такого расхождения..
09 Июля 2011, 21:49
Какие диски лучше на зиму?
Существует множество версий выбора автомобильных дисков на зиму. Наверняка не хочется, после зимнего сезона, выбросить только что купленные диски? Современные автомобильный диск отличается высокой прочностью. .
29 Декабря 2009, 14:29

Как измерить размеры ступицы и обода

Видео

Вы можете либо посмотреть следующее видео, в котором показано, как измерить размер, либо прочитать оригинальные инструкции Дэймона Ринарда ниже.

Следующий текст был скопирован с веб-сайта spocalc и немного адаптирован.

Существует пять размеров ступицы: dL, dR, S, WL, WR

d, диаметр фланца измеряется между центрами противоположных отверстий во фланце ступицы. Обычно он составляет от 38 до 67 миллиметров. Обратите внимание, что это НЕ внешний диаметр фланца ступицы. Левый и правый диаметры фланцев часто, но не всегда, одинаковы.

S, диаметр отверстия для спицы — сквозной диаметр любого отверстия для спицы. Обычно это 2,6 мм.

W, ширина от центра до фланца может различаться между левой и правой сторонами втулки. На этом рисунке WL и WR (в Edd они называются от центра к левому и от центра к правому) — это размеры, которые вы вводите в поля для левой и правой сторон ступицы соответственно. Вы можете использовать концентратор, указанный в базе данных Эдда, или измерить свой собственный концентратор, выполнив следующие действия:

  1. Измерьте СТАРОЕ (расстояние над контргайкой).
  2. Измерьте размер A.
  3. Измерить размер B.
  4. WL = (СТАРЫЙ/2) — А.
  5. WR = (СТАРЫЙ/2) — Б.

При измерении ширины не требуется особой точности. Ошибка в несколько миллиметров в ширине приведет к ошибке в длине спицы на доли миллиметра.

Обычно я измеряю размеры A и B, прижимая стопорную гайку ступицы к плоской поверхности (например, к краю моего верстака), а затем измеряю расстояние от нее до фланца ступицы с помощью линейки или штангенциркуля. Обратите внимание, что вы должны прижимать стопорную гайку (а не конец оси) к краю.

Конечно, я использую две руки для большей точности. На этом фото камера работает одной рукой!

Существует один размер обода: ERD

Эффективный диаметр обода (ERD) — это диаметр, на котором должны располагаться концы спиц. Большинство людей предпочитают его ближе к концу ниппеля спицы. Если вы хотите измерить свой собственный обод (рекомендуется, просто чтобы быть уверенным), следуйте этим инструкциям:

  1. Вставьте две старые спицы в отверстия точно напротив друг друга на ободе. Посчитайте отверстия, чтобы быть уверенным.
  2. Накрутите ниппели на спицы.
  3. Плотно затяните их и измерьте размер А по рисунку (диаметр до края ниппелей, где в них исчезают спицы). Сделайте это в нескольких точках вокруг обода и усредните измерения.
  4. Измерьте длину ниппеля (размер B на рисунке) и прибавьте ее дважды (по одному разу для каждого ниппеля).

В результате получается эффективный диаметр обода (ERD). Таким образом, Д = А + 2В.

Эффективный диаметр обода (ERD) — это размер, который вы вводите в поле формы для ERD. Из всех размеров, которые вы на самом деле можете измерить, ERD является наиболее важным параметром, влияющим на длину спиц, поэтому имеет смысл измерить его несколько раз в разных местах по всему ободу. Всегда рассчитывайте, чтобы убедиться, что вы используете отверстия для спиц, которые на самом деле напротив друг друга!

Асимметричные диски (диски со смещенной станиной спиц [OSB])

Смещенные от центра или асимметричные диски требуют небольшой регулировки длины спиц. Я недостаточно знаю Excel, чтобы сделать Spocalc достаточно умным, чтобы компенсировать смещение обода, но у меня есть два обходных пути: простой и точный.

Простой способ: рассчитайте длину спиц, как если бы обод был симметричным. Затем добавьте 1 мм к правой стороне и вычтите 1 мм из левой стороны на задних колесах или добавьте 1 мм к стороне диска и вычтите 1 мм из недисковой стороны передних колес.

Точный способ: Идея состоит в том, чтобы отрегулировать ширину ступицы, чтобы имитировать смещение обода. (Изменение длины спицы одинаково независимо от того, перемещается ли обод относительно ступицы или ступица относительно обода.) Для этого просто измените смещения левого и правого фланцев на смещение обода. Вот как это сделать шаг за шагом: После ввода данных вашего хаба в форму ввода вручную хаба Эдда («Введите свои собственные измерения»),

Рассчитайте боковое смещение отверстий для спиц вашего обода
  • Измерьте ширину обода (W) и разделите на два. Это половина ширины обода.
  • Измерьте расстояние от ближней боковой стенки до центра среднего отверстия для спицы (L).
  • Вычтите это число из полуширины обода.

Результатом является боковое смещение отверстия спицы обода (или просто смещение обода), то есть величина, на которую обод уменьшает тарелку вашего колеса. Обычно это пара миллиметров. Таким образом, вылет обода = (W/2) — L.

Отрегулируйте размеры ступицы от центра к фланцу:
  • Добавьте смещение обода к ширине от центра вправо и
  • Вычтите смещение обода из ширины по центру слева.

Нажмите «Рассчитать», чтобы запустить новый расчет.

Включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus.comments powered by Disqus0005


by Relja Novović

В этом посте я объясню размеры втулки, важные (актуальные) для расчета оптимальной длины спиц для сборки велосипедных колес. Отдельный пост объясняет важные размеры обода .

В комплекте:

  1. Важные размеры ступицы
  2. Как измерить важные размеры ступицы?
    2. 1. Измерение диаметра окружности отверстия для спицы (A и B)
    2.2. Измерение расстояния фланца от центра ступицы (C и D)
    2.3. Измерение диаметра отверстия спицы фланца (S)
  3. Расчет оптимальной длины спицы


1. Важные размеры втулки

Несколько фотографий (не самого высокого качества) покажут, что важно. Позже мы объясним каждый пункт, чтобы к концу все встало на свои места.

Производители концентраторов часто указывают эти размеры, но они не всегда отмечаются одинаково, и по мне так быстрее/проще измерить, чем искать на сайтах производителей и разбираться что к чему.

Важные размеры втулки
Рисунок 1


Помимо числа спиц , нас интересуют только A, B, C, D и S – остальные лишь инструменты для получения нужных нам спиц. Что есть что? 🙂

  • А — это диаметр окружности, по которой расположены отверстия для спиц (центры) на левом фланце ступицы.
  • B то же самое, но для правого фланца ступицы – левый и правый фланцы часто имеют разные диаметры.
  • С — расстояние от левого фланца ступицы до центра ступицы по сравнению с левым и правым концами, где ступица упирается в дропауты колеса (см. СТАРЫЙ ).
  • D – то же самое, но под правый фланец.
  • S — это диаметр отверстий под спицы во фланцах втулки — они практически всегда одинаковы для каждого отверстия под спицу во втулке.

Прежде чем мы объясним, как все это измеряется, давайте покажем диаграмму, которая лучше изображает это (взято из моего мастерская ):

Диаграмма размеров ступицы (не отмечен только размер S)
Рисунок 2


2. Как измерить важные размеры ступицы?

2.1. Измерение диаметра окружности отверстия для спицы (A и B)

Это проще всего сделать с помощью пружинных разделителей (партнерская ссылка Amazon).

Пружинные разделители (партнерская ссылка — щелкните изображение для покупок на Amazon)
Изображение 3


В другом случае, используя «обычные» штангенциркули, измеряют от внутреннего конца отверстия для спицы до внешнего конца противоположного бокового отверстия (поскольку с таких штангенциркулей трудно определить центры отверстий):

Измерение диаметра окружности, на которой располагаются центры отверстий для спиц на фланце втулки
Следите за выравниванием инструмента и убедитесь, что вы измеряете отверстия на противоположных сторонах (считайте отверстия между ними, чтобы быть уверенным)
Рисунок 4


Это необходимо сделать как для левого фланца ступицы (размер A), так и для правого фланца (размер B).


2.2. Измерение расстояния от фланца до центра ступицы (C и D)

Для точного измерения воспользуемся элементарными математическими расчетами. Начиная с измерения ступицы СТАРАЯ (Дальше контргайки):

Измерение СТАРОЙ втулки – самый простой способ
Рисунок 5


Думаю, что рисунок 5 не требует дополнительных пояснений. Запишите результат. Для подтверждения, чаще всего встречаются СТАРЫЕ размеры (по крайней мере, в моей мастерской):

  • 91, 96 мм — старые/винтажные передние ступицы
  • 100 мм — современные передние ступицы
  • 120, 126 мм — старые/винтажные задние ступицы
  • 130 мм — современные задние втулки для шоссейных велосипедов
  • 135 мм — современные задние втулки для горных велосипедов
  • 142, 148, 150, 157 мм – современные задние втулки DH MTB

Теперь нам нужно измерить расстояние между фланцами и концами втулки – потому что это легко измерить:

к фланцу
Рисунок 6


У меня также есть линейка с метками с самого начала – поэтому ее можно использовать вместо штангенциркуля, как показано на рисунке 6. Вы также можете использовать кусок картона, прислонив его к ступицу и отметить ручкой «высоту» фланца, затем измерить заданное расстояние. На обоих изображениях выше ось ступицы вставлена ​​в отверстие, поэтому ступица упирается в контргайки, и это расстояние, которое нам нужно измерить.

Запишите то, что вы измерили, это будет размер X .
Разделите OLD на 2 (пополам), это будет размер O .

Расстояние между фланцами (либо C, либо D – в зависимости от того, для какого фланца мы измеряем X) от центра ступицы составляет:
C или D = O – X

Давайте еще раз посмотрим на картинку с самого начала, добавлена ​​эта новая информация:

Расчет важных размеров ступицы с использованием измеренных значений
Рисунок 7


Размер W на рис. 7 легко измерить с помощью линейки или штангенциркуля. Мы будем использовать его, чтобы перепроверить, если мы сделали ошибку. Как?
C + D должен равняться W .

Если результат C + D отличается от W более чем на полмиллиметра, значит, мы допустили ошибку и должны измерить снова.


2.3. Измерение диаметра отверстия под спицу фланца (S)

Этот размер часто точно указывается производителями ступиц. Обычно 2,6 мм . Вот как я его измеряю:

Измерение диаметра отверстия под спицу на фланце ступицы
Фото 8

Мое видео, объясняющее и демонстрирующее, как измерить эффективный диаметр обода (ERD), ступицы и рассчитать оптимальную длину спиц:

Производство велосипедных колес [03] — Измерение и расчет длины спиц [1004]


Посмотреть это видео на YouTube


3. Расчет оптимальной длины спиц

Для расчета оптимальной длины спиц нам необходимо измерить эффективный диаметр обода (ERD) . В 4-й главе этого поста я объяснил, как определенные («экзотические») размеры обода и рамы влияют на значения C и D, описанные в этом посте — с точки зрения определения оптимальной длины спиц. Я предлагаю вам прочитать этот пост, прежде чем измерять размер обода.

Этот калькулятор спиц учитывает все указанные выше размеры, включая влияние «экзотических» дисков/рам, поэтому вам не нужно изменять измеренные значения C и D (но эта статья написана для того, чтобы вы могли понять основы и не зависят от какого-либо конкретного инструмента):
https://www.wheelpro.co.uk/spokecalc/

Примечание по использованию калькулятора: Я измеряю X до середины фланца, а не до его внутренней части. Поскольку спицы имеют приращение длины 2 мм, округление вычисленных длин выглядит следующим образом:

  • Вплоть до нечетного числа округляются в меньшую сторону до ближайшего четного числа (все 281, 280,9, 280,5 округляются до 280).
  • Целое нечетное число округлить до ближайшего четного числа (281,1, 281,5, 281,9 – округлить до 282).
  • Четные числа округляются (282,2, 282,5, 282,9 – округлить до 282).

Я бы также рекомендовал купить отличную книгу, которая объясняет все это еще лучше:
Professional Guide to Wheel Building , by Roger Musson ( не партнерская ссылка — я не получаю ни копейки с продаж).