6Май

Что такое вариатор на автомобиле: Вариатор (CVT): что это такое, плюсы и минусы, сравнение и отличия от автомата

Содержание

Что такое вариатор на автомобиле? Принцип работы, как устрооена

При первом рассмотрении вариатор с лёгкостью можно назвать идеальной коробкой передач. Водители, которые её используют, часто кичатся тем, что у них в машине находится бесступенчатая трансмиссия. Сколько у вас в автомобиле передач? Шесть или восемь? А тут настоящая бесконечность, ведь в вариаторе нет ступеней.

Оглавление:

  • Что такое вариаторная коробка передач
  • Как работает вариатор
  • История бесступенчатых коробок передач
  • Устройство коробки
  • Плюсы и минусы вариативной трансмиссии

Что такое вариаторная коробка передач

Вариатор представляет собой бесступенчатую трансмиссию, которая обладает внешним управлением и возможностью автоматически менять передаточное число в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя. Наиболее распространены тороидный и клиноременной вариаторы.

Вариатор является передаточным устройством между двигателем и колёсами (или другим видом привода: гусеницей, винтом), которое может плавно переключать скорости.

Такое устройство уже очень давно устанавливают на снегоходы, мопеды и скутеры, а вот среди автомобилей оно получило широкое распространение совсем недавно.

Такой тип трансмиссии отлично подходит новичкам: машины с ним не глохнут на светофоре, не могут скатиться вниз при подъёме на гору. Также значительно сокращается вероятность перепутать педали и попасть в аварию, ведь их под рулём находится всего две.

Как работает вариатор

Устройство работает при помощи электронного блока.

Он выполняет следующие функции:

  • контроль за работой редуктора;
  • перемена передаточного отношения между валами вариатора;
  • обеспечение работы реверсивного аппарата;
  • управление сцеплением.

На электронный блок поступает информация от огромного количества датчиков. Именно поэтому его работоспособность связана с чёткостью отображаемых показателей (обороты, давление в шинах и тк далее). Полученная информация отфильтровывается аппаратом, и он сам настраивает передаточное число.

Однако вариаторы не способны самостоятельно переключаться на задних ход, поэтому данную работу выполняет планетарный редуктор. Работает он по той же схеме, что и автоматическая трансмиссия.

Работа с вариатором схожа с управлением автоматической коробки, только является чуть более упрощённой. Для вождения нужно всего лишь выбрать нужный режим, всё остальное делает устройство. Некоторые действия, которые привычны для КПП повторяются и здесь, например, можно установить необходимое передаточное отношение.

Важно! Многие водители в начале использования вариатора жалуются на то, что совсем не чувствуют изменений в скорости из-за одинаковой частоты работы коленчатого вала. Но на самом деле к этой особенности надо просто привыкнуть, тогда достоинства вариатора становятся очевидными.

История бесступенчатых коробок передач

На самом деле, идея подобной трансмиссии была предложена ещё в 1490 году Леонардом да Винчи. Первый патент на тороидальную систему получила компания CVT в 1886 году, а в 1935 она была запатентована фирмой Dodge в Соединённых Штатах. Первая коробка с планетарной системой появилась на свет в 1939 году.

Самым первым автомобилем, на который был установлен вариатор, считается DAF 600, появившийся ещё в 1958 году. Тогда она расценивалась как неплохое средство передвижения, но по каким-то причинам популярности так и не получила и в итоге была снята с производства.

Затем в течение 13 лет машины с подобной трансмиссией вообще не выпускались. После этого в 1972 году на свет появился Volvo 343. Помимо вариатора он был снабжён большим количеством других модных аксессуаров. Но коробка передач получилась неудачной. Из-за бракованных клиновидных ремней с ограниченным ресурсом автомобиль постоянно выходил из строя. Однако компания не собиралась сворачивать производство, поэтому на сотрудников была возложена задача придумать замену ремням.

Решение было найдено братьями Ван Дорн. Они сообразили, что можно сделать ремень из наборных пластин, но при этом он должен толкать муфту, а не раскручивать её. Компания Audi не поддержала эту идею, поэтому её личные инженеры разработали возможность использования цепи вместо ремня. Позже она и была реализована на модели А6.

Устройство коробки

Вариаторная трансмиссия плавно изменяет крутящий момент в установленных регулируемых промежутках.

Это происходит из-за её особой конструкции, состоящей из нескольких элементов:

  • сам вариатор;
  • механизм сцепления;
  • процессор с устройством, выполняющим задачи;
  • аппарат для передачи реверса.

Для автоматического сцепления используют разные устройства. Без них крутящий момент моментально бы передавался на колёса, а так выбранный узел отвечает за плавное движение.

Сцепление бывает:

  • мокрое многодисковое от «Multimatic» и «Multitronic»;
  • гидротрансформаторное;
  • электромагнитное от «Hyper»;
  • центробежное от «Transmatic».

В большинстве современных машин используется гидротрансформаторное сцепление. Благодаря ему сцепление может прослужить дольше, а работа двигателя совершается плавно без резких рывков. При высоких оборотах включается режим полного зацепления, который полностью исключает проскальзывание машины.

Однако часть мощности такого сцепления уходит на нагрев, поэтому оно часто перегревается. Об этом можно узнать, если на приборной панели замигала красная лампочка.

Плюсы и минусы вариативной трансмиссии

Из-за особого устройства и способа работы вариатор имеет ряд преимуществ:

  • Благодаря ему автомобиль очень быстро набирает высокую скорость, двигаясь при этом очень плавно.
  • Нагрузка на двигатель оптимальна, а работа устройства продумана автоматически, поэтому можно значительно сэкономить на покупке топлива.
  • Безопасность при езде. В холодное время года обледенение дорог не мешает движению, потому что вариатор исключает пробуксовку колёс.
  • Из-за того, что вариатор работает на электронике, он медленнее подвергается износу. А значит и ремонтировать его и обслуживать нужно реже.
  • Количество опасных соединений в выхлопных газах также снижено.
  • Низкий уровень шума во время работы.
  • Удобство отсутствия необходимости переключать передачи.
  • Стабильные показатели во время длительного движения.

Но автомобили с вариаторами также отличаются некоторыми недостатками:

  • Вариаторы практически не устанавливаются на машины с мощными двигателями, хотя, если постараться, можно найти несколько моделей.
  • Для смазывания нельзя использовать привычное автолюбителю масло. Вместо него нужно покупать специальное дорогостоящее вещество, которое разнится в зависимости от модели устройства. Также необходимо чётко следить за количеством жидкости и вовремя его менять.
  • Если аккумулятор сел, то вариатор необходимо принудительно откалибровать по особому алгоритму. Если этого не сделать, отладка производится автоматически, но длится она на протяжении ста километров дороги.
  • Если вариатор вышел из строя, его ремонт обойдётся в круглую сумму.
  • Для буксировки автомобиля с вариатором существуют особые ограничения.
    Они также касаются и буксировки прицепов или других автомобилей.

Важно! Чтобы вариатор работал исправно, необходимо также поддерживать в порядке датчики давления, спидометр, АБС, положение коленчатого вала. Если этого не делать, трансмиссия начнёт работать неправильно, либо переведёт машину в аварийный режим.

Огромное количество достоинств и постоянные модернизации вариатора говорят о том, что эта технология, которая в будущем плотно займёт рынок. Возможно, в скором времени он полностью вытеснит из магазинов автомобили с автоматической и механической коробкой передач.

что такое, принцип работы, ремонт, отзывы

Для облегчения вождения автомобиля в его конструкции применяется автоматическая трансмиссия. Одним из ее вариантов является вариатор. Он обеспечивает бесступенчатый переход между скоростями.

CVT подходит как для начинающих водителей, так и опытных. Срок службы современных вариаторов достаточно велик, однако важно соблюдать периодичность обслуживания и рекомендации по эксплуатации.

Описание вариатора

Содержание

  • Описание вариатора
  • Принцип работы вариатора
  • Правила езды на автомобиле, на котором установлен вариатор
  • Плюсы и минусы бесступенчатой трансмиссии
  • Признаки неисправности вариатора
  • Требуемые инструменты для замены масла
  • Замена масла в бесступенчатой трансмиссии
  • Инструкция по замене масла в вариаторе представлена ниже.
  • Ремонт бесступенчатой трансмиссии своими руками
  • Рейтинг вариаторов по надежности
  • Отзывы

Вариатор является бесступенчатой трансмиссией с внешним управлением от электронного модуля. Он позволяет автоматически плавно изменять передаточное число. Узел оптимально подбирает передачу, исходя из внешней нагрузки и оборотов с которыми работает двигатель. Благодаря этому удается максимально эффективно использовать мощность силовой установки.

На автомобилях применяются два основных вида бесступенчатой трансмиссии: клиноременная и тороидальная. Первая получила большее распространение и ее часто комплектуются как легковые автомобили, так и кроссоверы.

Клиноременной вариатор был изобретен задолго до начала его использования на автомобилях. Автором первой бесступенчатой трансмиссии является Леонардо да Винчи. Он сконструировал вариатор в 1490 году.

Оценить преимущества использования бесступенчатой трансмиссии на автомобиле водители смогли лишь в 1950-х годах. Однако CVT таких транспортных средств не были надежными и долговечными. Недостатки вариаторов тех лет заставили автомобильные компании отложить выпуск машин с CVT на полстолетия.

Тороидальный тип вариатора редко встречается на автомобилях. Он также бесступенчато меняет передаточное число. Тороидальный вариатор имеет более сложное строение. Его настройка и точность изготовления требуют больших временных затрат. Именно по этим причинам клиноременные бесступенчатые трансмиссии смогли занять 95-97% машин с CVT.

Принцип работы вариатора

В клиноременном вариаторе смена передаточного числа происходит путем изменения диаметра шкивов. Каждый из них выполнен из двух половинок конической формы, которые посажены на один вал. Конусы имеют возможность расходиться и сходиться. В результате диаметр в точки соприкосновения ремня со шкивом постоянно варьируется в зависимости от скорости и нагрузки. Такое бесступенчатое изменение передаточного числа неспособно обеспечить обычная автоматическая или механическая коробка передач.

Когда автомобиль трогается с места необходимо максимальное усилие. Для того, чтобы снизить нагрузку на двигатель, конусы ведущего вала разводятся и в точке соприкосновения с ремнем шкив имеет самый малый диаметр. При этом на ведомой оси конусы сводятся. Это позволяет получить максимальный диаметр шкива в точке соприкосновения с ремнем. При таком состоянии вариатора ведущий вал должен сделать несколько оборотов, чтобы ведомый сделал один круг.

По мере того как происходит разгон, передаточное число изменяется. Конусы ведущего шкива начинают сходиться, увеличивая его диаметр. На ведомом валу происходит обратное действие. Конусы расходятся, а диаметр убавляется.

При достижении автомобилем высокой скорости шкив ведущего вала имеет максимальный диаметр. При этом на ведомом валу конусы полностью разведены, что обеспечивает минимальный размер шкива в точки соприкосновения с ремнем. При этом один оборот ведущего вала соответствует нескольким вращениям ведомого. На изображении ниже показаны принцип действия вариатора, схема расположения конусов и как работает бесступенчатая трансмиссия.

В клиноременном вариаторе смена передаточного числа происходит путем изменения диаметра шкивов. Каждый из них выполнен из двух половинок конической формы, которые посажены на один вал. Конусы имеют возможность расходиться и сходиться. В результате диаметр в точки соприкосновения ремня со шкивом постоянно варьируется в зависимости от скорости и нагрузки. Такое бесступенчатое изменение передаточного числа неспособно обеспечить обычная автоматическая или механическая коробка передач.

Тороидальный вариатор имеет схожий принцип действия, но устроен совершенно по другому. В нем усилие передается не с помощью ремня, а специальными роликами. Они зажаты между валами и расположены на одной оси. Ролики имеют тороидальную форму, откуда и происходит название вариатора.

Для смены передаточного числа в тороидальном вариаторе требуется изменить положение роликов. Для максимальной тяги они должны быть повернуты в сторону ведомого диска. При высоких оборотах ролики направлены к ведущему диску. Устройство и принцип работы тороидальной бесступенчатой трансмиссии показаны на изображении ниже.

То как именно вариатор меняет передаточное число во время разгона зависит от программы управления. Для максимальной динамики двигатель выводится на обороты, соответствующие наибольшему крутящему моменту. При этом плавно меняется передаточное отношение. Темп разгона высокий, так как не тратится время на переключение между ступенями.

Ездить в вышеописанном режиме не очень удобно. Постоянные высокие обороты мотора приводят к большому расходу топлива и снижают ресурс силовой установки. При этом водитель, привыкший эксплуатировать транспортное средство с обычной коробкой передач, испытывает странные ощущения от монотонной работы мотора. Поэтому часто вариатор настраивают так, чтобы разгон полностью напоминал увеличение скорости с обычной АКПП.

Большинство бесступенчатых трансмиссий способны имитировать работу механической или роботизированной коробки передач. При этом все передаточные числа задаются программно. Вариатор просто переключается между установленными положениями.

Правила езды на автомобиле, на котором установлен вариатор

Для длительной и безотказной службы бесступенчатой трансмиссии важно правильно эксплуатировать и обслуживать автомобиль, на котором установлен вариатор. CVT вносит ряд ограничений и особенностей, придерживаясь которых автовладелец максимально отсрочит дорогостоящий ремонт узла.

Для большинства вариаторов вредно буксовать. В таком случае возникает перегрузка, вызывающая повышение температуры шкивов и ремня, а перегрев плох для масла и электроники. Если же во время буксования произойдет внезапный зацеп, то из-за резкого рывка ремень может проскользить по шкивам. В таком случае на конусах образуются задиры. В последующем ремень и шкивы при разгоне будут интенсивно изнашиваться и дорогостоящий ремонт не заставит себя долго ждать.

Езда по бездорожью также противопоказана большинству вариаторов. Все же существуют виды CVT, которые устанавливаются на кроссоверы. Съезд с дороги для таких машин допустим, но без критических нагрузок.

Рекомендуется отказаться от резких стартов. Вжимание педали газа в пол может вызвать пробуксовку ремня. В таком случае на шкивах появляются борозды, существенно влияющие на ресурс узла.

Буксировка также нежелательна для автомобилей с вариатором. Она вызывает перегруз и перегрев узла. В некоторых случаях возможно растяжение ремня или появление борозд на конусах. Особое внимание следует уделить работе трансмиссии в холодное время. При морозах масло начинает густеть. Поэтому важно прогревать вариатор зимой до начала поездки. Нормальная работа бесступенчатой трансмиссии возможно только когда смазка находится в пределах допустимой температуры.

На автомобиле с вариатором не стоит перевозить тяжелые грузы. В таком случае возможны негативные последствия такие же, к которым приводит буксировка.

Для нормальной работы вариатора необходимо своевременно обновлять прошивку. В противном случае из-за «детских болезней» программного обеспечения CVT может работать неоптимально и даже переходить в аварийный режим.

Плюсы и минусы бесступенчатой трансмиссии

В процессе эксплуатации автомобиля с вариатором водитель может обнаружить нижепредставленные плюсы:

  • отсутствие рывков при разгоне, которые присутствуют в работе АКПП;
  • не требуется выжимать сцепление, что является обязательным при вождении авто с механикой;
  • низкий риск пробуксовки;
  • высокая экономия топлива;
  • более высокий КПД на фоне АКПП;
  • низкий вес по сравнению с автоматом;
  • увеличение ресурса силового агрегата;
  • высокий комфорт движения;
  • низкий уровень шума.

Несмотря на все преимущества бесступенчатая трансмиссия имеет нижепредставленные минусы:

  • ремень относительно быстро изнашивается, а его замена имеет высокую стоимость;
  • сильная чувствительность к перегрузкам;
  • низкий срок службы, если нарушен интервал замены смазки;
  • сложный и дорогостоящий ремонт, из-за чего мастера на автосервисах часто предлагают установку контрактного или нового вариатора, цена которого доходит до 30-40% стоимости машины;
  • диагностика часто требует разборки узла, что обходится дорого;
  • отзывы автовладельцев говорят о том, что вождение машины с вариатором скучное и занудное из-за монотонного гула мотора;
  • все типы бесступенчатой трансмиссии неспособны справиться с большим крутящим моментом, поэтому они не встречаются на спортивных и по настоящему вседорожных автомобилях;
  • отсутствие специалистов, для которых не проблема диагностика, регулировка и ремонт вариатора;
  • если бесступенчатая трансмиссия продолжительно ходит без замены фильтров, то ее ресурс критически уменьшается.

Признаки неисправности вариатора

Выход из строя бесступенчатой трансмиссии не проходит бесследно. Ниже представлены основные признаки неисправности вариатора, указывающие на необходимость диагностики узла.

  • автомобиль не едет вперед и назад, но двигатель работает;
  • слабая динамика при выжатой педали газа и хорошем дорожном покрытии;
  • сильный толчок при переводе селектора;
  • прерывистое движение;
  • вариатор не реагирует на ручное управление;
  • машина движется, когда селектор находится в положении нейтрали;
  • гул и прочие посторонние звуки со стороны бесступенчатой трансмиссии;
  • вариатор не реагирует на селектор.

Требуемые инструменты для замены масла

Для того, чтобы замена масла в вариаторе прошла успешно, требуются инструменты из таблицы ниже.

Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены масла

Инструменты и материалыПримечание
ОчистительПоддон и магниты следует очистить от старой жижи и мелких металлических частиц
ГоловкаРазмер зависит от конкретного автомобиля. Обычно требуются головки «на 10», «на 13», «на 14», «на 15», «на 16», «на 17»
ВоротокЧасто доступ к некоторым креплениям затруднителен. Поэтому желательно иметь удлинитель и трещотку.
ЛейкаНа некоторых автомобилях для удобства заливки свежей смазки потребуется удлинить лейку маслостойким шлангом
ТараЕмкость зависит от объема сливаемого масла. Обычно достаточно тары на 4-6 литра.
ВетошьНе оставляющая ворсинок

Замена масла в бесступенчатой трансмиссии

Замена масла крайне важна для нормальной службы бесступенчатой трансмиссии. Нарушение сроков технического обслуживания это самая частая причина преждевременных поломок вариатора. Посмотреть на сравнение старой и свежей смазки можно на фото ниже.

При замене смазки важно не только соблюдать интервалы технического обслуживания, но и приобретать только качественное масло. У большинства производителей имеются рекомендации на покупку исключительно фирменной трансмиссионной жидкости.

Инструкция по замене масла в вариаторе представлена ниже.

  • Проехать 10-15 км перед сливом масла. Это позволит прогреть вариатор.
  • Установить транспортное средство на подъемник, эстакаду, смотровую яму.

  • Снять защиту картера, если таковая имеется.
  • Подставить емкость под слив.
  • Выкрутить сливную пробку.

Для предотвращения пролива масла на землю следует направить его с помощью обрезанной бутылки.

  • Часть масла невозможно таким способом слить с узла. Поэтому необходимо вкрутить пробку и залить свежую смазку. Далее следует завести мотор. Двигателю требуется дать поработать 5-10 минут. В это время следует переводить поочередно селектор во все положения. По истечении времени необходимо повторно слить смесь старого и нового масла. При финансовой возможности данную процедуру можно повторить несколько раз.
  • Слив смазки обычно продолжается 25-40 минут. Чтобы не терять время, рекомендуется произвести замену фильтра тонкой очистки. Для начала требуется получить доступ к подкапотному пространству, открыв капот.
  • Подцепить клипсы, которые удерживают воздуховод.

  • Вынуть клипсу.

  • Снять воздуховод.

  • Отсоединить поочередно минусовую и плюсовую клеммы АКБ. Снять батарею.

  • Под АКБ находится площадка. Ее требуется демонтировать.

  • У каждого автомобиля доступ к фильтру тонкой очистки часто перекрыт различными преградами. Их требуется снять.

  • Убрать все загрязнения вокруг фильтра.

  • Открутить корпус фильтра.

  • Вынуть фильтр тонкой очистки из его корпуса.

  • Вставить новый фильтрующий элемент в его посадочное место.
  • Прикрутить корпус с фильтром.
  • Дождаться, когда смазка перестанет вытекать.

  • Выкрутить крепления поддона бесступенчатой трансмиссии.

  • На поддоне находятся магниты. Их требуется снять.

  • Убрать всю металлическую стружку с магнитов.

  • С помощью очистителя отмыть поддон вариатора от старой смазки.

  • Прикрепить магниты на поддон.

  • Выкрутить крепления фильтра грубой очистки. На некоторых автомобилях болты имеют разную длину. В таком случае следует запомнить их расположение.

  • Снять фильтр грубой очистки.

  • Желательно устанавливать новый фильтр грубой очистки, но он имеет высокую стоимость. Поэтому автовладельцы оценивают степень его загрязнения и по результатам проверки определяют дальнейшие действия.

  • При несильном загрязнении фильтра его рекомендуется просто отмыть.

  • Смонтировать фильтр грубой очистки.
  • Установить поддон, равномерно затянув болты его крепления.
  • Поставить сливную пробку на место.
  • Залить свежую смазку.

  • Проверить уровень масла и при необходимости откорректировать его.

  • Запустить силовую установку и прогреть трансмиссию, переводя селектор поочередно во все положения.
  • Повторно проконтролировать уровень масла в узле.

При возникновении проблем с заменой масла рекомендуется посмотреть соответствующее видео.

Ремонт бесступенчатой трансмиссии своими руками

Для проведения ремонта и устранения большинства неисправностей вариатора требуется его демонтаж с автомобиля. Без снятия решаются преимущественно только программные неполадки.

Начинать ремонт рекомендуется с очистки магнитов. По их состоянию можно косвенно определить износ металлических контактирующих поверхностей узла.

Большинство проблем связанных с вариатором возникают из-за его перегрева. Поэтому важно проверить радиатор и очистить его. При значительных дефектах радиатора может потребоваться его замена на новый.

Износ и растяжения ремня устраняются его заменой. Затягивать с установкой нового изделия не рекомендуется. Связано это с тем, что отслуживший свое ремень вызывает повреждения дорогостоящих конусов.

На некоторых автомобилях для вариатора подходит несколько ремней. При интенсивном использовании машины желательно приобретать усиленное изделие.

Повреждение конусов устраняется их заменой. При этом важно оценить общее состояние трансмиссии. В некоторых случаях более выгодно купить новый или контрактный вариатор.

При гуле, доносящемся с узла требуется менять подшипники.

Вышедший из строя степ-мотор всегда меняется на новый.

Датчик имеет низкую стоимость и при поломке подлежит замене.

Соленоиды, насос, редукционный клапан и прочие элементы контактирующие с маслом при выходе из строя не всегда подлежат замене. В некоторых случаях их достаточно очистить от загрязнений.

Рейтинг вариаторов по надежности

Определить самый надежный вариатор поможет рейтинг пяти лучших бесступенчатых трансмиссий. Его формируют CVT трех компаний: Jatco, Aisin и Subaru.

Открывает пятое место рейтинга по надежности вариатор Jatco JF015E, который встречается на Renault Kaptur. Четвертым идет Jatco JF016E, устанавливаемый на последние модели Mitsubishi Outlander. Третье место занимает Aisin K111, которым часто комплектуется Toyota RAV4. второе место у Subaru TR580, применяемого на Forester. Лидером по надежности является Jatco JF011E. Его можно обнаружить на Mitsubishi Outlander, Nissan Qashqai и X-Trail.

Отзывы

Игорь Степашкин

Авто с вариатором очень комфортно водить в городских условиях.

Дмитрий Назаров

Машина с бесступенчатой трансмиссией разочаровала. Расход оказался огромным, следующую точно буду брать на роботе или механике.

Анатолий Жуков

Долго привыкал к необычной работе двигателя и отсутствию толчков при разгоне. Вариатор считаю лучшей автоматической трансмиссией

Что выбрать: Вариатор или автомат

АКПП может быть представлена ​​роботизированной коробкой передач, классическим автоматом и вариатором. Приобретая автомобиль, автолюбитель задумывается, какой коробке передач отдать предпочтение; что лучше: вариатор или автомат. Выбирая между вариатором и автоматом, нужно знать, чем они отличаются, учитывать их плюсы и минусы, а также понимать, какое из устройств надежнее.

Трансмиссия CVT

Как и любая другая коробка передач, вариатор представляет собой устройство, преобразующее крутящий момент от двигателя к колесам. Передача крутящего момента осуществляется бесступенчато в пределах определенного диапазона регулирования. Довольно часто вариатор обозначают аббревиатурой «CVT» (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «трансмиссия с постоянно изменяющимся крутящим моментом».

Типы вариаторов

В зависимости от устройства различают следующие основные типы вариаторов:

  • цепь;
  • Клиновой ремень;
  • тороидальный.

Самый распространенный клиноременный вариатор.

Клиновой ремень CVT состоит из клинового ремня, расположенного между двумя скользящими шкивами. Во время движения автомобиля шкивы то сжимаются, то разжимаются, обеспечивая изменение передаточного числа. Основное назначение вариатора – обеспечить плавное, бесступенчатое изменение крутящего момента. Это актуально для автомобилей, скутеров, снегоходов и другой техники.

В цепном вариаторе CVT мощность передается скошенными концами звеньев цепи, а тяговое усилие передается цепью.

В тороидальных вариаторах вместо шкивов используются конические диски, вместо ремня — ролики. Они способны передавать больший крутящий момент. Для изготовления деталей для этого типа вариатора требуется высокопрочная сталь, что в конечном итоге сказывается на его стоимости.

Преимущества и недостатки вариатора

Основным преимуществом вариатора является возможность непрерывного изменения крутящего момента. Это позволяет улучшить расход топлива и динамику автомобиля.

К недостаткам вариатора можно отнести:

  1. Невозможность установки на автомобили с мощным двигателем.
  2. Максимальные нагрузки, буксировка или систематическая езда на высоких оборотах приведут к быстрому износу ремня вариатора, и, соответственно, к поломке вариатора.

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач управляется селектором переключения передач, расположенным на центральном тоннеле или на рулевой колонке (в американских автомобилях). Перемещение селектора в определенное положение позволяет выбрать нужный режим движения. Дополнительно есть возможность выбора специальных режимов АКПП: зимний, спортивный, экономичный. Разница в расходе топлива между обычным, спортивным и экономичным режимами очевидна.

Классическая автоматическая коробка передач состоит из планетарной коробки передач, системы управления и гидротрансформатора. Машина может использоваться в легковых, грузовых автомобилях и автобусах.

Гидротрансформатор состоит из насосного и турбинного колес с расположенным между ними реактором. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя, турбинное колесо соединено с валом редуктора. Реактор в зависимости от режима работы вращается свободно или блокируется с помощью обгонной муфты.

Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач происходит потоком жидкости (масла), выбрасываемой лопатками рабочего колеса на лопатки турбины. Зазоры между рабочим колесом и турбиной минимальны, а их лопасти имеют специфическую форму, образующую непрерывный круг циркуляции масла. Таким образом, отсутствует жесткая связь между двигателем и трансмиссией, что способствует плавной передаче тягового усилия.

Гидротрансформатор преобразует частоту вращения и передаваемый крутящий момент в ограниченном диапазоне, поэтому к нему присоединен многоступенчатый планетарный редуктор. Он также обеспечивает обратное движение.

Переключение передач происходит под давлением масла с помощью фрикционных муфт. Давление между фрикционами в соответствии с алгоритмом работы коробки передач распределяется с помощью системы электромагнитных клапанов (соленоидов) под управлением блока управления.

Недостатками автоматической коробки передач являются ее высокая стоимость, а также повышенный расход топлива.

Сравнительная характеристика двух типов коробок передач

Какой аппарат лучше: вариатор или автомат? Сделаем сравнительную характеристику, позволяющую выявить отличия и определить, какая из коробок лучше и надежнее.

Отличие вариатора от автомата с экономической точки зрения

Какая коробка передач лучше по стоимости эксплуатации: вариатор или автомат? Сравним некоторые показатели.

  1. Трансмиссионная жидкость. Замена масла вариатора чаще и дороже.
  2. Расход топлива. Топливо в автомобиле, оснащенном вариатором, более экономично.
  3. Ремонт. Обслуживание и ремонт вариатора намного дороже, чем эксплуатация автомата. Вариатор – достаточно сложный и чувствительный механизм.

Хотя содержать вариатор дороже, но сама коробка дешевле автомата. А при правильном использовании коробки она может служить долго и без ремонта.

Какое устройство лучше по надежности

Для определения степени надежности устройств ставим ряд сложных условий:

  • возможность буксировки;
  • внедорожный;
  • высокие скорости;
  • спортивная езда.

Вариатор не справляется с тяжелыми условиями. Его ремень не выдержит нагрузки. Здесь лучше подойдет пулемет. Выпуск вариатора — плавное движение без резких ускорений.

Как определить какое устройство установлено в автомобиле

  1. Необходимо изучить техническую документацию машины. Обозначение вариатора CVT, автомата AT.
  2. Совершите тест-драйв. Если установлен вариатор, то переключения передач вы не почувствуете. Машину можно «слушать» и контролировать по тахометру. Вариатор работает в одном ключе, размеренно. Однако не исключено наличие специального режима, имитирующего переключение передач и позволяющего водителю почувствовать их переключение.

Подводя итоги

Сегодня автоматические коробки передач встречаются гораздо чаще, чем вариаторы. Но последний имеет большой потенциал. Автоматическую коробку передач безопаснее использовать в автомобилях с большой мощностью и буксируемых прицепах. С точки зрения экономичности вариатор выглядит предпочтительнее.

Вариатор или автомат? Выбор ваш. И это будет зависеть от характеристик устройств, которые являются для вас приоритетными. Вам нравится плавная городская езда на небольшом легковом автомобиле? Ваш выбор — вариатор. Если вы предпочитаете спортивную езду или часто пользуетесь прицепом, то вам лучше подойдет автомат.

Проблема с вариатором фаз газораспределения — Автомобильный омбудсмен

Опубликовано

Вопрос потребителя:

» В апреле 2019 года я приобрел четырехлетний хэтчбек с 15 пластинами и 12-месячную гарантию на подержанный автомобиль. Автомобиль имел показания одометра 37 757 миль. Однако в августе 2019 года, когда я ехал по трассе, машина неожиданно сломалась. Предварительных предупреждений о том, что что-то не так, не было, и мне удалось пройти 2,799 миль за эти первые четыре месяца.

Автомобиль был возвращен дилеру, и диагностическая проверка показала, что ремень ГРМ вышел из строя, и это было вызвано проблемой с вариатором фаз газораспределения. Стоимость ремонта составила 4 439,16 фунтов стерлингов. Производитель согласился оплатить 50% этой стоимости в качестве жеста доброй воли, и я не знал, что гарантийное соглашение распространяется только на ремонт на сумму до 1000 фунтов стерлингов. Это оставило мне остаток в размере 1318,10 фунтов стерлингов для оплаты, но я считаю, что я вообще не должен был нести ответственность за стоимость работы. Чтобы решить мою жалобу, я хотел бы, чтобы дилерский центр возместил мне деньги, которые я заплатил за ремонт».

 

Ответ аккредитованного предприятия:

  • Потребитель связался с производителем и нами по этому вопросу.
  • После разговора с производителем нам сообщили, что эта неисправность не могла быть обнаружена в точке продажи, поэтому мы ничего не могли сделать для ее предотвращения.
  • Таким образом, мы не считаем, что несем ответственность за возмещение затрат на ремонт, оплаченных потребителем.

Результат рассмотрения:

  • Судья автомобильного омбудсмена пояснил, что неисправность транспортного средства не оспаривалась.
  • В течение четырех месяцев владения и пробега около 2799 миль с момента покупки автомобиль сломался и потребовал расследования.
  • Поскольку сбой произошел в течение первых шести месяцев после покупки, дилерский центр должен был доказать, что неисправность не присутствовала и не развивалась на момент продажи автомобиля.
  • Далее он пришел к выводу, что детали вышли из строя преждевременно, что привело к неудовлетворительному качеству автомобиля.
  • В результате судья удовлетворил жалобу потребителя и рекомендовал дилеру возместить ему расходы, понесенные на ремонт.
  • Потребитель согласился с результатом, но дилерский центр не ответил, поэтому дело было передано омбудсмену для принятия окончательного решения.

 

Окончательное решение омбудсмена:

  • Уполномоченный рассмотрел жалобу и также удовлетворил ее.
  • Она сказала, что любые неисправности, появившиеся в течение первых шести месяцев после покупки, как правило, считались присутствующими или развившимися при продаже автомобиля, если только дилерский центр не смог доказать, что они были результатом износа или какого-либо другого внешнего фактора.
  • Омбудсмен отметил, что все стороны признали, что отказ произошел в результате проблемы с вариатором фаз газораспределения, что привело к повреждению цепи привода ГРМ, а затем к повреждению головки блока цилиндров.
  • Она сказала, что не было ни доказательств, ни каких-либо утверждений о том, что неисправность возникла в результате износа или чего-то еще, что сделал потребитель.
  • Омбудсмен заявил, что неисправность произошла в течение первых четырех месяцев после покупки, и более вероятно, что неисправность присутствовала и развивалась при продаже автомобиля.