9Авг

Что такое торсионы: устройство и принцип работы, плюсы и минусы

Всё про торсионную подвеску: устройство, принцип работы, плюсы и минусы

Современный человек сегодня не может обходится без пользования различными механическими транспортными средствами. Любое перемещение в процессе повседневной деятельности должно быть комфортным и безопасным. Эту задачу решает подвеска, соединяющая кузов транспорта с колёсами, которые и обеспечивают передвижение. Любая подвеска состоит из амортизирующих толчки и удары особых деталей, изготовленных из металла. Это пружины, рессоры и торсионы. Кроме этого используются детали из не металлических, резиновых или пневматических устройств. Подобными узлами комплектуются все автомобили различной вместимости и грузоподъёмности, передвигающиеся по дорогам общего пользования, включая и специализированную, военную, бронированную технику.

Это интересно: «Устройство и работа подвески автомобиля«

Что такое торсион

Если пружину или рессору все видели неоднократно и представляют принцип их действия, то торсион это особый упругий элемент в виде вала или стержня, выполняющего роль пружины или рессоры, работающий при скручивании вдоль продольной оси. Производятся из особой высококачественной стали и по особой технологии, предусматривающей особую термическую обработку.  Изначально применялись при проектировании и производстве тяжёлой бронированной техники, где значительный вес не могли компенсировать ни пружины ни рессоры. Конструировались они для особого транспорта, предназначенного для перемещений не по асфальтированным дорогам, а для преодоления пересечённой местности, поверхностей, с особой подкидывающей силой, разрушающей любую другую подвеску. Высокая прочность, прекрасные пружинящие свойства и долговечность торсионов, со временем стали использовать и в гражданском транспорте.

Устройство и принцип работы

По устройству бывают цельными или пластинчатыми, продольными или поперечными, по сечению прямоугольными, квадратными или круглыми. Жёстко устанавливаются и закрепляются на рычаге подвески и раме кузова. Оси вращения и закручивания совмещены в одной плоскости и на одной линии. Высочайшие пружинящие свойства торсионов сохраняются очень долгое время, обеспечивая ту самую плавность хода и особый комфорт для пассажиров.

Читайте также: «Устройство и принцип работы ДВС«

Во время движения колесо постоянно движется вверх-вниз и своим движением скручивают торсион, так как они соединены между собой рычагом. Осью, вдоль которой перемещается рычаг, выступает торсион, работающий как пружина, только с большей эффективностью. Продольное расположение торсионов характерно для тяжёлых грузовых авто, поперечное для легковых, использующих задний, классический привод.

 Работа торсионной подвески

Виды торсионных подвесок

Конструктивно подвески различаются между собой:

  • из поперечно расположенных двойных рычагов;
  • из продольно расположенных рычагов;
  • балка-торсион или продольно установленные связанные рычаги

Поперечные и продольные торсионы считаются независимыми между собой, что обеспечивает большую плавность хода и предоставляют значительно больше комфорта для пассажиров. Широко используются для комплектации автомобилей повышенной проходимости и внедорожников.

Передняя независимая подвеска на продольных торсионах

Используется на основе поперечных рычагов на внедорожниках и авто с повышенной проходимостью, оснащаемых массивными приводами и мощной силовой установкой, имеющей больший вес. Компактна и эффективна. Крепление осуществляется на один из двух рычагов 

Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсиона

Во время преодоления препятствий, порой имеющих значительные размеры, крену подвержены оба колеса, снижается комфортность для водителя и пассажиров, чем выше скорость преодоления тем ниже устойчивость, велика вероятность опрокидывания. Если водитель достаточно опытен и представляет себе, как всё в его автомобиле работает, он выберет самую оптимальную скорость преодоления препятствия. И ему и пассажирам такая подвеска обеспечит достаточный уровень комфорта, так как надёжна, прочна, и не ограничивает грузоподъёмность транспортного средства. Не слишком меняет качество управляемости и стабильности во время движения, позволяет увеличить размеры багажного отделения за счёт своей компактности. Высокая цена такого узла не препятствует владельцам подобного авто, устанавливать подобную подвеску, так как их установка предоставляет дополнительные возможности для перемещения по любой местности. 

Полузависимая задняя торсионная подвеска

Компромисс между поперечным и продольным принципом установки торсиона, объединяет в себе все положительные качества независимой и зависимой подвески. Представляет из себя балку-ось. Хотя колёса значительно связаны между собой, всё же они имеют какую-то степень независимых перемещений относительно друг друга при перемещении по ухабистой дороге, улучшая плавность хода и сглатывая толчки, возникающих на ухабах и ямах. 

Плюсы и минусы

Простота конструкции, высочайшая надёжность, компактность и невысокая масса в сочетании с простотой обслуживания и ремонтопригодностью на фоне большей плавности хода автомобиля, снижение нагрузок, передаваемых на подшипники и возможность регулировать дорожный просвет, несомненные плюсы, которые нивелируются и явными минусами. Это сложность и относительная дороговизна производства самих торсионов. Общая управляемость существенно ниже, чем с установленной многорычажной подвеске, подшипники, соединяющие торсионную балку с рычагами изнашиваются быстрее и требуют частой замены, что влияет на расходы по обслуживанию подобной подвески. На качестве работы торсионной подвески значительно влияет качество самого торсиона.

Любое отклонение от технологии производства или незначительный брак приведут к быстрой поломке и потребуют замену на новый. Во время перемещений, особенно вне дорог, водитель обязан соблюдать особую внимательность и проявлять осторожность. Торсионы источник дополнительного шума в салоне, так как во время скручивания скрипят. Устанавливая самостоятельно на свой автомобиль подобную подвеску, следует учитывать то, что конструктивно существуют «правые» и «левые» торсионы. На каждом из них на стадии производства делаются особые метки, «R»правый и «L» левый, которую необходимо точно соблюдать, иначе поломка случится при начале движения, на первом же ухабе. Торсионная подвеска не подходит любителям высоких скоростей, это для тех, кто большую часть своего пути следует вне асфальта шоссейных дорог. Наиболее эффективна на низких скоростях, на пересечённой местности, поэтому чаще всего устанавливается на габаритных автомобилях, военных грузовиках, бронированной технике и любителями экстремальных ралли-рейдов по абсолютному бездорожью. Только такая подвеска и делает возможным участие в подобных мероприятиях.

 

Торсионная подвеска автомобиля. Особенности использования и ремонта.

Что такое подвеска автомобиля, знают практически все. Она представляет собой крепкую и мощную конструкцию, которая служит для выполнения трех основных функций:

1) Контроль положения кузова автомобиля.
2) Сцепление дорожного покрытия с колесами.
3) Минимизирование нагрузки на автомобильные колеса.

Рынок сегодня постоянно пополняется различными новинками, а развитие технологий все время приятно удивляет автолюбителей своими совершенствованиями.

Сегодня на автомобилях можно встретить много видов подвески — рессорные, пружинные, пневматические и некоторые другие. Среди них все большую популярность набирает торсионная подвеска.

Ее главная особенность состоит в одном основном элементе, который называется торсион. Он представляет собой упругий металлический стержень с круглым или квадратным сечением, имеющий по краям шлицевые соединения.

Торсионы конструктивно включают в себя балки различного сечения, нескольких пластин и стержней. Одна из его особенностей — это способ крепления: одной из сторон торсион прикрепляется к направляющему узлу, а другой к кузову автомобиля. В качестве первого часто выступает рычаг.

В процессе поворота колес торсион, как бы скручивается, и таким своеобразным способом происходит формирование крепкой связи колес автомобиля с его кузовом.

 

История

 


Свое начало торсионы берут в 1934 году во Франции. Тогда подвеска очень похожей конструкции была впервые использована компанией «Ситроен» на автомобиле модели Traction Avant. Примерно в одно время данную идею также поддержали немецкие инженеры компании «Фольксваген» и установили торсионную подвеску на свой знаменитый массовый автомобиль «Жук».

Со времени своего первого появления и применения торсионы претерпели много изменений и усовершенствований. Очень большой вклад сделал профессор из Чехии Ледвинк. Он разработал уникальную торсионную конструкцию, которая массово применялась на автомобилях и до сегодняшнего дня почти не изменилась.

Первое свое применение разработанная чешским мастером торсионная подвеска нашла в грузовиках марки «Татра» в 30-х годах прошлого столетия. Вскоре Фердинанд Порше подхватил эту идею в 1938 году.

Очень большой популярностью пользовались торсионы в военной технике во время Второй мировой войны. После ее завершения большинство известных автопроизводителей начали применять торсионную подвеску на своей продукции. Особо выделялись среди них компании «Фольксваген», «Пежо» и «Ситроен». Тем не менее вскоре их перестали устанавливать на автомобилях по причине сложной технологии изготовления. Несмотря на это, американские компании «Ford» и «Dodge» устанавливают торсионную подвеску на своих джипах и грузовиках до сегодняшнего времени.

Типы торсионных подвесок

Среди всего разнообразия торсионных подвесок можно выделить три основных типа:

1) С двойными рычагами поперечного направления.

Торсионы в таком случае расположены поперек кузова автомобиля. Благодаря такой конструкции подвеску можно регулировать в широком диапазоне.

Конструктивная особенность этого типа торсионной подвески состоит в способе ее крепления. Она прикрепляется одной из сторон к поперечному рычагу, который размещается внизу автомобиля, а другой непосредственно к кузову транспортного средства.

Торсионы подобного типа широко используются на различных моделях внедорожников, поэтому они так полюбились американскими и японскими производителями.

2) С двойными рычагами продольного направления.

Главное отличие этого типа торсиона от предыдущего — это соединение его с поперечными рычагами. Поэтому он уже располагается не поперек кузова, а вдоль. Торсионная подвеска подобного типа сегодня используется на легковых автомобилях небольшого размера.

3) С продольными связанными рычагами.

Этот тип подвески с каждым днем становится все более популярным и ему уделяют особое внимание. Главная его особенность заключается в особом направляющем узле, в качестве которого выступает пара рычагов в продольном направлении.

Они одной своей стороной крепятся к кузову автомобиля, а другой к ступицам колесной пары. Сама балка также имеет особую конструкцию с U-образным сечением.

Благодаря такой ее особенности подвеске придается очень высокая жесткость на изгиб. При этом практически не наблюдается жесткости на кручение.

Как считает большинство, это существенная недоработка, но как раз это и была задумка разработчиков. За счет такой особенности колеса автомобиля могут вертикально двигаться сколько угодно и при этом они совсем не зависят друг от друга.

Подобные конструкции включают в себя такие элементы, как витая пружина, ступица колеса, металлический или резиновый шарнир, саму торсионную балку, амортизатор и продольный рычаг.


 

Преимущества и недостатки

 


Любые сложные конструкции имеют как преимущества, так и недостатки. Это относится также и к торсионам.

Преимущества торсионной подвески следующие:

— простота в эксплуатации

Согласно практике, эта разновидность подвески ремонтируется очень легко и просто, и при этом все работы может спокойно сделать даже новичок.

— легкая регулировка жесткости

Торсионную подвеску всегда можно настроить именно под свою манеру управления автомобилем. При этом нет необходимости посещать автосервис, поскольку всю работу можно сделать абсолютно самостоятельно в своем гараже с помощью инструментов.

— небольшой вес

Подвеска торсионного типа намного легче по сравнению с аналогичными устройствами.

— компактность

Каждый узел подвески размещен очень продумано, поэтому подвеска очень компактна.

— возможность автоматический регулировки

Подобная опция есть в наличие не у каждой модели автомобилей, тем не менее ее стараются добавлять в свою продукцию все большее количество автопроизводителей. Автоматическая регулировка намного удобнее по сравнению с ручным способом.

— длительный срок эксплуатации

Торсионы без проблем и максимально надежно могут прослужить очень долгий период времени.

Вместе с преимуществами есть также ряд недостатков:

— сложная технология производства

Это объясняется стремлением производителей подвесок обеспечить высокую прочность и упругость конструкции. Как результат, их конечная стоимость получается довольно-таки высокой, по причине которой не все производители соглашаются ставить на своих автомобилях торсионные подвески.

— слишком большая чувствительность при поворотах

Это одна из самых важных проблем, решения которой еще до сих пор не найдено. Автомобиль при резком повороте моментально разворачивает, поэтому такие случаи требуют от водителя особого мастерства вождения.

— ограниченность ресурса игольчатых подшипников

Данный вид подшипников широко используется в торсионных подвесках, но они довольно быстро становятся неисправными от незначительного попадания воды, пыли и грязи. Это и является причиной частого выхода подшипников из строя. Средний срок их службы составляет до 70 тысяч километров пробега автомобиля.

История торсиона в бронетехнике

Этот тип подвески широко применяется в бронетехнике еще до сих пор. Торсион выполняется в виде сплошного или полого вала. Все другие его виды в производстве бронетехники не используются.

Торсионы соединяются с другими частями автомобильного кузова за счет применения специальных головок со шлицами разной формы, например, трапеции, прямоугольника или треугольника. Если взять один из наиболее известных во время Второй мировой войны танков «Пантера», то в нем соединение выполнялось при помощи головок с лысками и специального клиновидного болта.

Разработчики бронетехники ставили перед собой одну основную задачу — это добиться как можно большей ее прочности. Это им вскоре удалось благодаря увеличению диаметра торсионной головки. Установка подвески осуществлялась довольно просто за счет резьбы на торце торсиона.

Подвеска для бронированной военной техники изготовляется в основном из хромированной или кремниевой стали. Также в этот сплав часто добавляют никель, молибден, ванадий и некоторые другие металлы.

Хромированная сталь для придания ей необходимой устойчивости подвергается обработке высокой температурой, достигающей 800-850 C.

Кроме прочности, другой важный параметр бронетехники — это скорость ее движения. Данный параметр также удалось значительно повысить за счет так называемого заневоливания. Это закрутка торсиона в раскаленном состоянии до определенного уровня выше предела его упругости и выдержка в таком состоянии на протяжении некоторого времени.

Как результат, подвеска становится очень прочной, которая может выдержать большие рабочие нагрузки. Данный метод обработки торсиона широко используется в выпуске танков Т-72, при котором заневоливание выполняют два раза.

История торсиона для бронированной техники начинается еще в 1940 году. В то время советским инженерам был дан приказ максимально оптимизировать боевой танк Т-34. Примерно через год уже появились первые советские танки с подвеской торсионного типа.

Подобное нововведение позволило увеличить объем топлива на машинах до 750 литров и увеличить количество боевой команды танка. В последующие годы по причине военных действий все работы относительно улучшения торсиона приостановились.

Кроме советских специалистов, отличились также в то время английские мастера, производившие монтаж гидравлических амортизаторов вместе с пружинами. Благодаря такому нововведению удалось повысить плавность движения бронетехники и минимизировать колебания кузова в продольном направлении.

Регулировка торсиона

Как упоминалось выше, подвеску можно регулировать под свои потребности.

Главное преимущество торсионных подвесок — это отсутствие необходимости посещать СТО и тратить на это деньги. Все это можно сделать абсолютно самостоятельно при помощи всего лишь нескольких ключей.

Например, поклонники спортивного стиля вождения очень часто занижают подвеску на задних колесах автомобиля. Это позволяет значительно повысить жесткость посадки машины и ее устойчивость на дороге, особенно на поворотах.

Вместе с этим здесь кроется довольно серьезная опасность. Дело в том, что слишком сильное занижение торсионной подвески значительно увеличивает нагрузку на нее, что приводит к быстрому износу и выходу торсиона из строя.

Чтобы изменить высоту посадки подвески, необходимо изменить так называемую «звезду» торсиона. Так называют шлицевой оконцеватель на его корпусе.

Торсионы по краям имеют шлицевые разъемы. Одна сторона подвески при этом закрепляется с основой балки, а другая соединяется со шлицевым разъемом.

Шлицы имеют специальные метки, которые обозначают их стандартные позиции. Поэтому можно относительно нее поднимать или опускать на необходимое расстояние торсион и таким образом усиливать или ослабевать подвеску.

Применение торсиона

Подвески данного типа с каждым годом становятся все более популярными. Как говорилось выше, их устанавливают на внедорожниках и грузовиках. Но в последнее время наблюдается тенденция к использованию торсионов на легковых автомобилях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мировые производители автомобилей все время стараются довести торсионные подвески до совершенства и уменьшить себестоимость их производства. Активно к этому процессу подключают сегодня различные компьютерные программы и современное технологическое оборудование. Как утверждают некоторые специалисты в области подвесок для транспортных средств, торсионы в скором времени по популярности смогут догнать своих конкурентов.

Тем не менее многие производители пока еще не решаются на массовое применение торсионов в производстве автомобилей. Объясняется это несколькими факторами, о которых речь шла немного выше.

Так или иначе надежда всегда есть, что тенденция скоро изменится в лучшую сторону, так как торсионная подвеска является очень уникальной конструкцией, которая стоит того, чтобы на нее обращали должное внимание.

 

Опубликовано: 23 июня 2015

Модернизация подвески Mopar: торсионы и койловеры

Торсионная подвеска, на которой базируются классические автомобили Mopar, может вызывать разногласия. В период своего расцвета система представляла собой прочную конструкцию с учетом доступных технологий и инженерных разработок. Но по сегодняшним меркам олдскульный дизайн Mopar кажется именно таким — олдскульным.

Доступны детали, такие как трубчатые рычаги подвески и трубчатые K-образные балки , которые позволяют максимально использовать возможности заводских креплений Mopar. Но переход на комплект для переоборудования с койловерами открывает множество возможностей, которые подвеска в стиле оригинальной комплектации не может предложить.

Зазор коллектора

Складские принадлежности Mopar K оставляют желать лучшего. Они тяжелые, громоздкие и не обеспечивают большой гибкости для замены современных двигателей. Переход на койловерную подвеску буквально открывает множество возможностей. Замена на трубчатую K-образную балку и отказ от торсионов в пользу рычагов управления, которые принимают койловеры, значительно улучшают компоновку вашего моторного отсека. Это означает, что пришло время увеличить мощность с помощью коллекторов с большими трубами, которые позволят вашему двигателю дышать так, как он всегда хотел. Это также освобождает место для модульных опор двигателя, которые открывают двери для многих двигателей, таких как Hemis 3-го поколения.

Диапазон регулировки развала-схождения

В старые времена заводской развал-схождение вашего автомобиля имел две настройки: да или нет. Было не так много настроек с использованием стандартных компонентов или креплений. Это было гораздо больше похоже на ситуацию «поставил и забыл», используя геометрию, которая очень мало давала в плане гибкости кастера или развала.

В то время как эти настройки важны для тех, кто просто хочет путешествовать, наслаждаясь стабильным и отзывчивым рулевым управлением, они еще более важны для энтузиастов и гонщиков, которые доводят свои автомобили до предела. Развал играет огромную роль в том, как ваш автомобиль ведет себя в крутых поворотах, а кастер чрезвычайно важен, когда речь идет о стабильности на прямой. Если вы планируете гонять свой автомобиль по трассе или проезжать через конусы на местном автокроссе, койловеры быстро переходят от «хорошо иметь» к необходимости.

Реечный рулевой механизм

Это преимущество распространяется не только на автомобили Mopar или торсионы. Но переход на комплект койловеров Mopar, в котором используется реечное рулевое управление, заставит ваш классический автомобиль чувствовать себя совершенно другим транспортным средством. Очень немногие (если вообще есть) рулевые коробки 60-х или 70-х годов соответствуют современным реечным системам, к которым мы привыкли.

Модернизация до комплекта для переоборудования койловера, который дает вам современное рулевое управление, поможет вашему автомобилю двигаться по дороге без вопросов «Я собираюсь пересечь осевую линию?» тревога проносится у вас в голове каждый раз, когда мимо проносятся встречные крики.

Изменение скорости пружины

Вы когда-нибудь пытались снять один из торсионов? В лучшем случае это не весело. В худшем случае они могут стать абсолютным кошмаром или вдохновить вас схватить факел и вырезать их. При переходе на койловеры замена пружин становится легкой прогулкой. То, что может занять день (или дни) с торсионами, становится 20-минутной работой.

Когда жесткость пружин играет ключевую роль в управлении автомобилем, это очень важно. Набирая весеннюю норму, можно решить, любить ли свой автомобиль или ненавидеть его. При сочетании этой простоты регулировки с одинарными или двойными регулируемыми амортизаторами вашего койловера найти эту золотую середину становится намного проще.

Уменьшение веса

Как уже упоминалось, оригинальные компоненты, из которых состоят эти передние части, не были рассчитаны на снижение веса. Переход от штампованной стали к трубчатым компонентам — как в рычагах управления, так и в k-образной балке — сильно помогает при попытке убрать часть этого объема с носа.

Готовы переключиться?

К счастью, мы предлагаем передние койловеры с болтовым креплением для классических автомобилей Mopar. Поработав на выходных в гараже, вы можете придать своему классическому Dodge, Plymouth или Chrysler современное ощущение вождения и характеристики подвески, не уступающие современным хот-родам.

Ознакомьтесь с нашей серией сборок с Dodge Charger 66 года, чтобы узнать, на что похож процесс установки.

Sway-A-Way диаметром 25 мм, длиной 21-3/4 дюйма, термообработанные задние торсионы 4340 VW

  Описание детали Количество Цена
    Всего

  • Дом
  • org/ListItem»> Амортизаторы и пружины
  • Торсионы и пружины Sway-A-Way
  • Sway-A-Way диаметром 25 мм и длиной 21-3/4 дюйма, термообработанные задние торсионы 4340 VW
Изображение товара может отличаться от реального.

    Предложенный: 329,00 долларов США Цена Картека: $317,99.

    Продается как: 1 пара задних торсионов

    Номер части: ПАВ1025

    Номер МФГ: 1025

    Количество:


    California Prop 65 Предупреждение: Этот предмет может вызвать рак или нанести вред репродуктивной системе. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт p65warnings.ca.gov

    . Описание

    Торсионы Sway A Way VW предлагаются в широком диапазоне длин и диаметров, что позволяет выбрать правильную жесткость пружины для любого конкретного применения. Эти стандартные торсионы VW имеют прочное порошковое покрытие и рекомендуются для активного отдыха и использования на бездорожье.

    Приложения OEM:
    1960 Тип 1 Поворотный мост Жука
    1961
    1962
    1963
    1964
    1965
    1966
    1967
    1968 г.

    21-3/4″ Приблизительная жесткость пружины:
    22 мм 588 фунтов
    23 мм 702 фунта
    24 мм 842 фунта
    25 мм 979 фунтов
    26 мм 1145 фунтов
    27 мм 1333 фунта
    28мм 1541 фунт
    29мм 1774 фунта
    30 мм 2031 фунт

    Максимальный угол поворота:
    22 мм Неизвестно
    23мм 31.0°
    24мм 29,7°
    25 мм 28,5°
    26 мм 27,5°
    27мм 26,4°
    28 мм 25,5°
    29 мм 24,6°
    30 мм 23,8°

    Имейте в виду, что количество рычагов, которые вы прикладываете к торсиону, меняет качество вашей езды. Например, IRS, использующая продольные рычаги 3×3 или 3×5 вторичного рынка, оказывает большее усилие на торсион, чем стандартные продольные рычаги IRS.