1Фев

Что такое двухмассовый маховик: 8 вопросов и ответы экспертов — журнал За рулем

Двухмассовый маховик — Formula OPEL

Эта Быстрая информация должна помочь в выполнении правильной


диагностики в случае жалобы клиента.


A. Проверка на предмет тепловой перегрузки:
Из-за трения диска сцепления температура поверхности трения
двухмассового маховика во время обычного цикла вождения может
подниматься до 200 °C. При проскальзывании сцепления или из-за
эксплуатационных ошибок температура может подниматься гораздо
выше. Такие температуры не должны в обязательном порядке приводить
к сокращению срока службы двухмассового маховика.
Возможными признаками повышенной тепловой нагрузки являются:
— потускнение (синева), а также участки местного перегрева
на поверхности трения
— потускнение (синева) рядом с областью монтажа и областью клепки
сцепления
Если все другие поддающиеся проверке свойства в порядке,
двухмассовый маховик можно оставить на автомобиле.
Возможными признаками слишком высокой тепловой нагрузки являются:
— трещины
— зоны плавления на поверхности трения (деформация верхнего
тонкого слоя материала)
— задиры на поверхности трения (например, из-за клепки фрикционных
накладок на разрушенном или изношенном диске сцепления)
— потускнение (синева), достигающее опорной поверхности
двухмассового маховика
— посинение установочных штифтов (3 установочных штифта в наружной
зоне двухмассового маховика)
В этих случаях двухмассовый маховик должен быть заменен.
Обзор двухмассового маховика (рисунок I):
1 опорная поверхность
2 нажимной диск области монтажа
3 установочные штифты
4 поверхность трения
5 область клепки

Покомпонентное изображение двухмассового маховика с дополнительной
массой (рисунок II):
1 вторичная масса маховика
2 дополнительная масса, в сочетании с крышкой и кольцом
импульсного генератора
3 фланец
4 первичная масса маховика с согнутыми в дугу пружинами и
подшипником скольжения/болтом подшипника
5 зубчатый обод

B. Проверка наличия поврежденных компонентов:
Все следующие процедуры проверки должны выполняться при
установленном двухмассовом маховике. Для визуальной проверки на
автомобиле необходимы очень яркий свет и дополнительный яркий и
небольшой карманный фонарик. Такие повреждения как наличие смазки
на первичном маховике и ослабленное крепление или отсутствие
балансировочных грузиков нельзя проверить в установленном
состоянии. Во время визуальной проверки может быть выявлено
изменение материала, которое исключает дальнейшую
эксплуатационную устойчивость.
Здесь представлены для сравнения различные повреждения
двухмассового маховика с соответствующими дальнейшими процедурами.
1. Осмотр подшипника скольжения на предмет повреждения (рисунок III)
В зависимости от производителя повреждения могут быть обнаружены
через вентиляционные отверстия вторичного маховика. Детали
подшипника (1) разъединены или неплотно лежат вокруг болта
подшипника.
Примечание.
В случае механических повреждений подшипника скольжения
двухмассовый маховик должен быть заменен.

2. Осмотр зубчатого обода на предмет повреждения (рисунок IV)
Зубчатый обод необходим для запуска двигателя. Из-за множества
процедур запуска и/или неправильного зацепления стартера, на
зубьях зубчатого обода могут появиться признаки истирания.
Профиль повреждений может достигать от незначительных низких
признаков истирания до серьезного съема материала. Установка
кольца импульсного генератора зависит от производителя.
На изображении IV показаны признаки истирания и механических
повреждений зубчатого обода (1), они появляются из-за истирания
в результате множества процедур запуска. В этом случае
двухмассовый маховик должен быть заменен.
Примечание.
Допускается легкое истирание на фронтальных поверхностях зубьев.
Если во время запуска двигателя возникают проблемы, двухмассовый
маховик должен быть заменен.

3. Осмотр зазора наклона
На двухмассовом маховике кольцо дополнительной массы едва
виднеется в промежутке между первичным и вторичным маховиком.
Невозможно просто провести визуальную проверку.
— Охватите двухмассовый маховик и приложите большие пальцы к
внешнему радиусу вторичного маховика
— Надавливайте на вторичный маховик попеременно на верхнюю,
нижнюю, левую и правую сторону (рисунок V).
Во время проверки зазора наклона может возникать функциональный
металлический дребезжащий звук.
Примечание.
Проверка должна выполняться только руками без каких-либо
инструментов.


Если зазор наклона превышает 3 мм (следует измерить, а не делать
оценок) (1, рисунок VI), то двухмассовый маховик должен быть
заменен.
Примечание.
Эта проверка не может дать абсолютно чистого измерения из-за
разницы в прилагаемых усилиях нескольких работников мастерской
во время проверки.

4. Осмотр угла зазора
Перед осмотром угла зазора двухмассовый маховик следует несколько
раз повернуть по часовой стрелке и против часовой стрелки, чтобы
почувствовать сопротивление пружин. Кроме того, во время вращения
двухмассового маховика могут раздаваться необычные громкие щелчки
или, возможно, треск, хруст или скрежет.
Если вращение маховика невозможно, значит, маховик неисправен и
должен быть заменен.
Угол зазора это угол (1, рисунок VII), на который вторичный и
первичный маховик можно легко повернуть относительно друг друга.
Таким образом лопасти фланца (3) перемещаются в канале согнутых
в дугу пружин без соприкосновения с этими пружинами (4).
Обусловленный функциональными факторами угол зазора доходит
до 8 зубьев.
Если вторичный маховик вращается дальше этой точки, согнутые
в дугу пружины в канале перемещаются к пружинному стопору (2) в
первичном маховике/крышке. Теперь в действие приводится сила
сжатия пружин, согнутых в дугу.

— Поверните вторичный маховик против часовой стрелки (указано
стрелкой, рисунок VIII) до тех пор, пока не будет явно заметна
упругая сила противодействия (сила сжатия пружины)
— Медленно освободите вторичный маховик до тех пор, пока не
ослабится сжатие согнутых в дугу пружин, чтобы сила
противодействия не действовала на пружины

— Отметьте положение, отчеркнув вертикальную линию белым
карандашом, на вторичном маховике (1, рисунок IX и X) и на
зубчатом ободе для стартера (2, рисунок X)
— Поверните вторичный маховик по часовой стрелке до тех пор, пока
не будет явно заметна упругая сила противодействия
— Медленно освободите вторичный маховик до тех пор, пока не
ослабится сжатие согнутых в дугу пружин

— Нанесите новую метку на вторичный маховик (1, рисунок XI) на
высоте метки на зубчатом ободе для стартера (3)
— Сосчитайте количество зубьев на зубчатом ободе для стартера от
зуба с меткой до высоты первой метки на вторичном маховике (2).
Обусловленное функциональными факторами количество может
доходить до 8 зубьев.
Примечание.
Двухмассовый маховик должен быть заменен, если
— разница превышает 8 зубьев
— двухмассовый маховик не может вращаться
— во время вращения двухмассового маховика слышен или
обнаруживается жесткий металлический стопор.

ДВУХМАССОВЫЕ МАХОВИКИ. ИНФОРМАЦИЯ.

Вы являетесь счастливым обладателем современного автомобиля, оборудованного дизельным двигателем.

Экономия, комфорт, сила — это те определения, которые легко можно применить к вашему любимцу. Но, однажды (оно наступает внезапно), вы начинаете вникать в устройство автомобиля. Почему? Потому, что в современном мире так принято. Современную технику необходимо периодически обслуживать. Или вы понимаете как устроены механизмы, или вы не понимаете. Третьего не дано. Если вы выбрали второй вариант, то очень велик шанс начать за свои незнания расплачиваться кошельком.  Очень легко вас могут «нагнуть» «специалисты», которые лучше вас понимают проблему обслуживания авто. Вот тут и начинается интересное. Мы не хотим говорить о многих узлах автомобиля, а хотим остановиться на одном из них — «двухмассовом маховике». Это как раз тот узел, который отвечает за комфорт езды на дизельном автомобиле.

Современные дизельные двигатели стали компактнее, мощнее, чем их предыдущие собратья. Дизеля, как правило, низкооборотистые. Частота вращения коленвала ниже чем у бензиновых двигателей. Но, в скорости дизельные авто теперь не проигрывают бензиновым. Передаточные числа трансмиссии позволили получать от мощных низкооборотистых двигателей неплохие скоростные результаты. Как водится в технике эти показатели получаются путем усложнения системы передачи крутящего момента. Трансмиссия стала «крепче» узлы и детали «прочнее». А, вот, маховик из обычной железяки превратился в чудо точного машиностроения. Если раньше это была обычная чугунная деталь, то теперь этот узел имеет очень хитрую начинку. И, по рекомендации завода-изготовителя, ремонту не подлежит. Производитель настоятельно рекомендует по происшествии 100-150 тыс. километров менять узел целиком.

Если для обычного бюргера цена детали 450-500 евро не является дикой, то для нашей многострадальной «нэньки» эти цифры заоблачные. Вот тут и встает выбор перед владельцем авто: копить деньги на новый узел или поискать в интернете СТО , которое поможет отремонтировать двухмассовый маховик. Одна маленькая деталь — на некоторых СТО еще до сих пор не знают что такое двухмассовый маховик или демпфер. Сотрудники по старинке при обнаружении шумов предлагают заменить сначала «выжимной», потом диск сцепления, потом корзину. Ну и конечно это все за ваши кровные средства. Они даже не понимают как устроена современная трансмиссия. Они оценивают ее работу дедовским ЗИЛовскими мозгами.

Но, когда они добираются до узла под названием «демпфер» тут может быть куча вопросов. Некоторые станции с наскока кидаются разбирать этот узел и отвертками с ключами пытаются отремонтировать маховик.

 Срезают заклепки и только потом начинают понимать насколько сложен этот узел. Дальше клиент вместе с сотрудником СТО начинают судорожно искать тех, кто все-таки поможет восстановить работоспособность этой детали. Только теперь вы находите нашу компанию, которая возьмется за решение проблемы с двухмассовым маховиком. Мы занимаемся ремонтом и восстановлением двухмассовых маховиков, узлов сцепления более 4 лет. За этот период мы накопили огромный опыт в ремонте и дальнейшей эксплуатации отреставрированных узлов трансмиссии. Наши специалисты знают на какие аспекты в ремонте необходимо уделить внимание при ремонте автомобиля. Иногда мы громко призываем услышать нас и понять, что замена двухмассового маховика не устраняет всех проблем связанных с вибрацией и шумами в автомобиле.

Двухмассовый маховик — это узел предназначенный гасить системные колебания от работы дизельного агрегата и обеспечивать комфортную езду при эксплуатации трансмиссии. Колебания от двигателя могут быть системными или несистемными.

Системные колебаниями мы называем то, что заложено производителем двигателей при исправной эксплуатации. Несистемными колебаниями мы называем колебания, которые появились вследствие износа двигателя или вследствие разбалансировки узлов и механизмов двигателя, а также в результате неправильной регулировки извне.

Как правили при обычной езде исправного автомобиля этот узел служит от 100 до 150 тыс. километров в зависимости от заложенного ресурса производителем. Коммерческий транспорт имеет больший ресурс маховика, персональный транспорт — обычный. Когда в двигателе появляются несистемные колебания, они суммируются с системными. Вот в этот момент и начинается ускоренный износ двухмассового маховика. Мы хотим выделить четыре основных источника несистемных колебаний в дизельном двигателе.

  1. Неисправная или неотрегулированная топливная аппаратура.
  2. Изношенные резиновые или гидравлические подушки крепления двигателя к кузову или раме.
  3. Изношенные подшипники первичного вала и КПП.
  4. Плохое состояние аккумулятора, стартера и клеммных соединений.

Также есть более мелкие источники, связанные с электрикой автомобиля, износом коленвала, стилем езды водителя, качество дизельного топлива. Эти факторы реже встречаются, но также могут влиять на долголетие работы двухмассового маховика. Когда к нам в мастерскую попадает маховик, то он проходит два этапа диагностики. Первый этап — визуально-инструменальный наружный. Второй этап — профессиональный с полной разборкой на составляющие части и узлы. В нашей практике основную массу маховиков составляют демпферы таких производителей: Sachs (ZF), LUK (Schaeffler), Valeo. Попадаются также японские и китайские оригинальные маховики. Одной из сложностей ремонта маховика является полное отсутствие расходных деталей. Производитель не выпускает на рынок автомаркета узлы и детали. Даже подшипники, имеют редкие номера и специфическое исполнение. Нами накоплен огромный опыт по подбору подшипников, изготовлению пружин, втулок и прочих составляющих деталей.

Даже смазку мы используем специфическую из синтетических компонентов. Конструктивно маховики могут подвергаться разборке двумя способами: разрезанием или расклепыванием. Мы стараемся не нарушать наружные заводские элементы маховика (венец, балансировочные грузы, кольцо датчика оборотов коленвала). Когда маховик разобран, специалисты оценивают причину выхода из строя. Как правило мы сразу мажем сказать, что повлияло на выход из строя маховика. Но, мы не можем сразу оценить стоимость работ по восстановлению. Только при прохождении всех операций механообработки и замене узлов, сборке и балансировке можно назвать цену ремонта.

После согласования цены с заказчиком наш цех приступает к ремонтно-восстановительным работам. Проверяются пакеты рабочих прудин, пластиковые сепараторы, втулки, подшипники. В процессе работ осуществляется токарно-фрезерная обработка посадочных мест пружин, втулок, подшипников. В маховиках применяются различные виды материалов. Как-правило они являются специфическими и на рынке у «дедов» не продаются. Обычно мы знаем все о материалах, которые применяет производитель, но все равно, каждый день, стараемся приблизиться к оригинальным или улучшить свойства применяемых запчастей. Для типовых и распространенных маховиков мы имеем готовые узлы, которые точим впрок. Для редких маховиков мы точим детали в процессе ремонта.

По этой причине менее распространенные двухмассовые демпферы, дольше находятся у нас в ремонте. Отдельно хотелось бы остановиться на смазке маховика. Оригинальный производитель будь то ZF или Shaeffler не раскрывает состав применяемых смазок. Но нам за длительный срок удалось подобрать состав смазки, которой наполнен маховик. Смазка имеет синтетическую основу. Мы применяем высокотемпературную смазку с наполнением MoS2. Как правило, смазки укладывается в маховик точное количество. В процесс обкатки на автомобиле смазка распределяется по узлу. Иногда случается так, что избыточная смазка может появляться на торцах маховика. При осмотре ее необходимо удалить.

После установки компонентов демпферного двухмассового маховика начинается процесс сборки. В зависимости от конструкции маховик обваривается, обтачивается или заклепывается. Иногда бывает оба вида соединения. Обязательным является балансировка собранного изделия. На специальном станке механик осуществляет балансировку узла. Часто балансировка не требуется. Но иногда встречаются «вредные» маховики, на которые приходится убивать не один час рабочего времени. Поэтому, процесс балансировки достаточно трудоемкий и сложный. Это процесс занимает немалую долю стоимости ремонта маховика.

У производителей LUK, Sachs и пр. имеется специальное оборудование для обкатки новых изделий. Это дорогостоящее оборудование. Мы не располагаем такими ресурсами, чтобы иметь данное оборудование. Поэтому процесс обкатки и притирки новых деталей производится непосредственно на автомобиле заказчика. Часто при установке восстановленной детали могут быть слышны постукивания или треск.

Возможно, это новые компоненты занимают свои посадочные места, смазка заполняет все рабочее пространство. Нормально реставрированный маховик «затихает» на первой тысяче обкатки.

Важно знать, что при установке маховика требуется замена крепежных болтов. Старые болты могут быть прослабленными и приведут к повторному скорому выходу из строя узла. При монтаже маховика, диска сцепления, корзины обязательно убедиться в отсутствии смазки на поверхностях. Желательно монтаж проводить в чистых перчатках. Наличие смазки на диске сцепления недопустимо. Количество смазки на первичном валу и шлицах диска должно быть минимально. Металлический выжимной подшипник смазывается, пластиковый — нет!

В короткой статье невозможно широко раскрыть все тонкости ремонта и установки узла трансмиссии, который оборудован двухмассовым маховиком. Прошу ваши вопросы адресовать нашим специалистам на e-mail. Предлагаем нашим новым и старым клиентам изучить данную тему и разумно тратить свои кровные финансы.

Восстановленный двухмассовый маховик это надежный узел, который способен пройти еще не одну сотню тысяч километров.

Одномассовый маховик

по сравнению с двухмассовым маховиком — зачем менять?

Любой, кто когда-либо владел автомобилем с механической коробкой передач, в какой-то момент должен был заменить сцепление, а вместе с ним и маховик. В зависимости от автомобиля он будет оснащен на заводе одномассовым маховиком (SMF) или двухмассовым маховиком (DMF). Вы обнаружите, что большинство наших любимых европейских автомобилей поставлялись с двухмассовым маховиком, и не зря.

Двухмассовый маховик представляет собой два маховика с пружинами посередине, которые действуют как демпфер. Две половины маховика могут двигаться независимо друг от друга в ограниченном диапазоне. Пружины помогают поглощать вибрации двигателя, что снижает износ трансмиссии и остальной части трансмиссии. Преимущества двухмассового маховика заключаются в плавной работе и подавлении шума, вибрации и жесткости (NVH).

Одномассовый маховик обеспечивает прямой контакт между двигателем и сцеплением в сборе. Некоторые нажимные диски сцепления содержат пружины, помогающие гасить вибрации, но в целом SMF не может гасить вибрацию двигателя так же хорошо, как DMF. Их замена, как правило, намного дешевле, чем двухмассовый маховик, и, поскольку они сделаны из одной детали, их также можно восстановить, если они соответствуют заводским спецификациям. Конструкция из цельного куска металла придает ему большую теплоемкость, чтобы предотвратить его деформацию. Это также позволяет двигателю быстрее набирать обороты. Это идеальный вариант для гоночных автомобилей.

Как вы, наверное, уже поняли, основным недостатком двухмассового маховика является его стоимость, поскольку сборка более сложная и ее необходимо заменять как единое целое. Это связано с тем, что, в отличие от обычного одномассового сцепления и маховика, вы не можете восстановить поверхность двухмассового маховика, когда выполняете работу со сцеплением.

Комплекты для переоборудования

Один из наших комплектов для переоборудования Valeo

Преобразование двухмассового маховика в одномассовый может быть выполнено на большинстве автомобилей при наличии комплекта. ZNDmotor предлагает ряд комплектов для переоборудования сцепления от Valeo, поставщика оригинального оборудования для многих европейских производителей автомобилей класса люкс. Если вы хотите переоборудовать свой автомобиль с двухмассового сцепления на обычное одномассовое маховиковое сцепление, а у нас нет для вас комплекта, сообщите нам об этом, и мы поможем вам приобрести высококачественный комплект.

В комплект входят маховик, диск сцепления и нажимной диск. Большинство водителей переоборудуют на основе факторов стоимости, в то время как энтузиасты производительности перейдут на одномассовый маховик, поскольку он может выдерживать повышенный крутящий момент двигателя и дает прямую обратную связь с водителем.

Переключать или не переключать

Пришло время, и ваш автомобиль находится в мастерской для замены сцепления. Механик говорит, что ваш двухмассовый маховик нуждается в замене. В первую очередь при замене сцепления рекомендуется заменить маховик. Замена поверхности сцепления может привести к появлению горячих точек на маховике, что приводит к дрожанию и вибрации. Это еще более важно для автомобилей с двухмассовым маховиком, потому что они могут выйти из строя и отделиться при перегрузке, что приведет к повреждению сцепления.

Двухмассовый маховик сохранит ощущение и управляемость автомобиля такими, как вы привыкли. Это отличная настройка для вождения на улице, поскольку она способствует комфорту водителя. При переходе на одномассовый маховик вы почувствуете другое ощущение сцепления при включении, увеличение числа переключений, чтобы поддерживать движение автомобиля в диапазоне низких оборотов, и, возможно, дребезжание передач в трансмиссии.

Двухмассовый маховик — EngineeringClicks

Что такое двухмассовый маховик?

Двухмассовый маховик (также известный как DMFW или DMF) представляет собой механическое устройство, которое вращается и используется для непрерывного производства энергии в системах, где нет постоянного источника энергии. Его работа очень похожа на работу обычного маховика, но он гасит любые обороты или крутящий момент, которые могут вызвать вибрацию. Это связано с тем, что у него два маховика, разделенных пружинами, а не только один маховик.

Двухмассовый маховик действует как прямой контакт между узлом сцепления и двигателем в автомобилях с механической коробкой передач. Снижение вибрации останавливает вибрацию в системе трансмиссии, что позволяет двигателю работать тише, плавнее и продлевает срок службы трансмиссии.

Недостатки

Использование двухмассовых маховиков имеет ряд заметных недостатков. У DMF более высокие затраты на техническое обслуживание, чем у версии с одним колесом, поскольку маховик обычно необходимо менять при замене сцепления, что увеличивает время и деньги водителя, когда необходимо выполнить этот ремонт. В последнее время производители работают над тем, чтобы сделать замену двухмассовых маховиков более доступной.

Это связано с тем, что двухмассовый маховик поглощает большую часть вибрации, поэтому они подвержены износу. Это следует всегда проверять при замене сцепления, так как это хорошая возможность полностью и беспрепятственно осмотреть маховик. Некоторыми общими предупредительными признаками неисправности маховика могут быть глубокие канавки и повреждения на сопрягаемой поверхности сцепления, растрескивание и потеря смазки.

Как определить износ двухмассового маховика?

Есть два основных признака износа двухмассового маховика и окончания срока его службы. Во-первых, это рок (боковой люфт), который ощущается в маховике. Это можно проверить, покачивая маховик из стороны в сторону и наблюдая за его люфтом. Второй способ проверки маховика — наблюдение за люфтом вращения маховика. Это расстояние между моментами, когда вторичная пластина перемещается полностью влево, а затем вправо. Существуют спецификации для этого расстояния, но общее практическое правило заключается в том, что если оно превышает дюйм, то маховик пора заменить. Такие же требования к предельному износу относятся и к камню в маховике.

Как узнать, что мой двухмассовый маховик неисправен?

Есть несколько очевидных признаков, которые может определить любой человек с любым уровнем знаний в области механики, и знать их может быть очень важно, поскольку это может предотвратить поломку маховика во время движения! Если вы испытываете один из этих симптомов, рекомендуется как можно скорее проверить маховик:

Вы не можете переключать передачи

Это может показаться очевидным, и вам определенно не следует водить машину, если вы можете это сделать. Не меняйте шестерни, но если вы обнаружите, что не можете переключать передачи, то маховик, скорее всего, в плохом состоянии и его следует немедленно заменить.

Запах гари

Запах гари никогда не бывает хорошим во время вождения, и у него может быть много разных причин. Маховик в плохом состоянии может быть причиной неприятного запаха, так как в сцеплении может быть трение.

Пробуксовка передач

Если вы переключаетесь на новую передачу, а обороты автомобиля увеличиваются быстрее, чем скорость относительно земли, передачи проскальзывают. Это может быть связано с проскальзыванием маховика, так как на поверхности маховика может быть масло или что-то еще, что мешает сцеплению правильно его зацепить.

Двигатель глохнет

Если маховик слишком легкий для автомобиля, он будет намного легче глохнуть и работать на холостом ходу будет неровно. Автомобиль можно заглохнуть, просто выжав сцепление, поскольку скорость двигателя падает слишком быстро, чтобы ЭБУ мог это компенсировать.

Вибрации двигателя

Трансмиссия может начать вибрировать, если маховик разбалансирован. Ослабленный маховик очень опасен и при значительном весе маховика может начать трясти всю машину.

Это лишь некоторые из признаков того, что ваш двухмассовый маховик может выйти из строя. Если вы заметили какие-либо несоответствия с вашим автомобилем, вы всегда должны проверить его у квалифицированного механика. Как правило, срок службы большинства двухмассовых маховиков составляет около 100 000 миль, однако это очень общая оценка, и нередко отказ маховика происходит раньше.