17Мар

На каких машинах роторные двигатели: 7 автомобилей с двигателем Ванкеля, о которых вы не знали — АвтоМания

Mazda вновь начнет выпуск роторных двигателей :: Autonews

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Autonews

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

adv. rbc.ru

Фото: Mazda

adv.rbc.ru

Читайте также

По данным агентства Nikkei, роторные двигатели появятся на серийной модели уже во второй половине 2022 года. Правда, они будут работать не сами по себе, а станут частью гибридной силовой установки и смогут подзаряжать при необходимости аккумуляторы, которые в свою очередь питают электродвигатели.

Первой моделью, которая получит гибридную силовую установку с роторным двигателем, станет Mazda MX-30.

adv.rbc.ru

Отметим, что в свое время Mazda была одной из немногих компаний, которая выпускала роторные двигатели (такой агрегат придумал инженер Феликс Ванкель, а первая машина с роторным мотором появилась в 1964 году – это NSU Spider).

Но не только Mazda занималась экспериментами с роторными двигателями – принцип работы такого агрегата вы можете посмотреть на видео. Автомобили с роторными двигателями делали такие марки как Citroen, Mercedes-Benz и даже наш АвтоВАЗ.

Роторные моторы, разработанные специальным конструкторским бюро тольяттинского предприятия, ставились по заказу спецслужб на ВАЗы, «Москвичи» и «Волги». Внешне эти автомобили были ничем не приметны, зато они могли догнать любой отечественный автомобиль с «обычным» мотором. Например, «восьмерка» с роторно-поршневым двигателем мощностью 134 л.с. разгонялась до 100 км/ч всего за 8,5 с.

Устанавливались роторные моторы и на мотоциклы, первой в 1974 году стала компания Hercules. Мотор байка W-2000 с воздушным охлаждением развивал 27 л.с. Роторные мотоциклы с жидкостным охлаждением выпускали серийно компании Norton и Suzuki, а компания Van Veen использовала для своей эксклюзивной модели автомобильный РПД производство Comotor.

Но все же именно Mazda стала производителем, которая выпускала роторные двигатели в больших объемах. А спортивные модели RX-7 и RX-8 с такими агрегатами стали культовыми. Но после ужесточения экологических норм Mazda была вынуждена прекратить продажи этой модели в Европе, а без европейского рынка производство RX-8 становилось нерентабельным.

И производство последней серийной роторной модели было закончено в 2012 году.

  • Восемь доступных внедорожников и кроссоверов: цены, наличие у дилеров
  • Автомобильный мир Кубы: мифы и реальность
  • Какие китайские машины продают со скидками: модели, комплектации, цены
     

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Mazda Cosmo: первый роторный автомобиль Мазда

В начале 1960-х молодой японский автопроизводитель из Хиросимы оказался в сложном положении. Компания запоздало вступила в «производственную автомобильную гонку», тогда как Тойота, Хонда и Ниссан вели активную экспансию на внешние рынки. Для того чтобы преодолеть отставание, Мазде требовался инновационный автомобиль, таким стал — Mazda Cosmo.

Первый роторный двигатель Mazda

Чтобы громко заявить о себе Мазде требовался автомобиль, который смог бы заинтересовать людей. Прорывной, но при этом способный работать в рамках текущей инфраструктуры. В результате японцы решили оснастить свою флагманскую модель роторным двигателем Ванкеля.

Роторно-поршневой двигатель (РПД) Феликса Ванкеля был впервые испытан в феврале 1957 года. Мотор новой конструкции обладал рядом существенных преимуществ перед традиционными ДВС поршневого типа. РПД Ванкеля обладал высокой мощностью и компактным размером. Кроме того немецкая компания NSU выкупила патент у создателя и планировала к середине 1960-х освоить выпуск автомобилей с роторными двигателями. В июле 1961 года с одобрения правительства Японии, Mazda купила лицензию на готовый роторно-поршневой двигатель NSU Motorenwerke.

Роторный двигатель L10A

Тем временем двигатель Ванкеля был новой и крайне сырой разработкой. Для работы над РПД в 1963 году Mazda организовала специальный исследовательский отдел RERD (Rotary Engine Research Department). В нем группа инженеров занялась разработкой мотора для Mazda Cosmo.

Первый опытный двухсекционный двигатель L8A был построен в том же году. В ходе его постройки инженерам удалось решить одну из самых важных проблем РПД первой серии — повышенный износ ротора. Японские мотористы установили специальные однослойные уплотнители на апексах ротора, благодаря чему значительно увеличился ресурс мотора. К примеру инженеры NSU использовали трехслойные уплотнители отчего их износ происходил крайне неравномерно, а ресурс двигателя не превышал 80 тысяч км.

После прохождения предварительных испытаний специалисты увеличили рабочий объем до 982 см3, а двигатель получил обозначение L10A.

Mazda Cosmo

Элегантности двухдверному купе было не занимать

Параллельно с разработкой двигателя началась работа над автомобилем, который смог бы заинтересовать не только своим необычным мотором. Наблюдая за успехом Ford Mustang, Chevrolet Corvette или Jaguar E-Type, в Мазде приняли правильное решение — строить спортивный автомобиль.

Вдохновленные тем же E-Type, дизайнеры Mazda создали стильное двухдверное купе с вытянутым капотом и кормой. Концепт Mazda Cosmo дебютировал на Токийском автосалоне 1964 года. Такое название соответствовало духу времени, если вспомнить космическую гонку между СССР и США.

Как бы то ни было прототип привлек на выставке немалое внимание и в Mazde поняли, что двигаются в правильном направлении. Но вместе с тем компания понимала, что выпускать Mazda Cosmo в продажу без серьезной проверки, значит пойти на большой риск. Как следствие в январе 1965 года первые 80 машин отправились на ресурсные испытания.

Доказательство надежности

Cosmo в стиле cutaway

В 1966 году автомобиль успешно прошел испытания, и в мае следующего года встал на конвейер. Машина оснащалась роторным двигателем L10A мощностью 109 л.с. С этим мотором до 100 км/ч Mazda Cosmo разгонялась за 8,3 сек., а ее максимальная скорость достигала 185 км/ч. Для конца 60-х очень достойный показатель.

Тем временем для демонстрации надежности, японцы рискнули выставить 2 автомобиля на изнуряющую 84-часовую гонку Marathon de la Route на Нюрбургринге! Двигатели машин были слегка форсированы до 128 л. с., в остальном это были стандартные Мазда Космо.

Обе машины показали хорошие результаты. Так одна из них заняла 5 место, а вторая сошла с дистанции за 2 часа до окончания гонки. Причем вышел из строя не двигатель, а задний мост. Этот результат показал, что инженеры способны довести надежность роторных моторов до приемлемого уровня. Впрочем, вскоре, это докажут последующие легендарные модели — Savanna RX-3, RX-7 и многие другие.

На внешних рынках модель имела обозначение Mazda 110S

В 1968 году Mazda Cosmo претерпела небольшую модернизацию. Под капотом прописался форсированный до 128 л.с. мотор L10B. В такой конфигурации на производстве машина продержалась до 1972 года. Всего было выпущено 1176 автомобилей. Причем все они собирались вручную, с повышенным контролем качества.

В конченом итоге первый роторный автомобиль Mazda Cosmo помог компании обрести известность. Кроме того высокая надежность Cosmo позволила и дальше продвигать роторные двигатели и сделать Мазду лидером в их разработке.

Технические характеристики Mazda Cosmo

Тип кузовакупе
Годы выпуска1967-1972
Тип двигателябензиновый, роторно-поршневой
Наименование двигателя (мощность л.с.)L10A (109), L10B (128)
Приводзадний
Колесная база, мм2200
Длина, мм4140
Ширина, мм1595
Высота, мм1165
Снаряженная масса, кг940

Странные и малоизвестные роторные автомобили в истории

27 мар 2020, 17:44

Галерея10

Не будем лгать, не все из нас знали, что некоторые из этих странных машин с роторным двигателем существовали до сегодняшнего дня. Но вместе с несколькими членами MOTOR и более широкой командой WhichCar мы собрали список из нескольких малоизвестных автомобилей с двигателем, который Mazda так любила.

Концепт Mazda RX-500 1970 года

10

Автомобиль, с которого начался этот список, мы честно забыли о существовании до этой недели. Этот испытательный стенд Mazda со средним расположением двигателя не так уж «супер», как может показаться, но респектабельные 184 кВт от его 1,0-литрового роторного двигателя 10A делают его более значительным с точки зрения мощности, чем несколько других автомобилей в этом списке.

Основная функция RX-500 заключалась в испытании ряда огней, установленных на его задней части, которые меняли цвет не только при торможении автомобиля, но и при его ускорении или замедлении.

10

Очевидно, что это так и не было реализовано, поэтому RX-500 остается чем-то вроде странности. У него действительно отличные крышки двигателя и двери-бабочки для кабины. Его также вытащили из хранилища и показали на Токийском автосалоне 2009 года, почти через 40 лет после того, как он впервые был показан на автосалоне 1970 года. – Крис Томпсон

ЕЩЕ

40 лет Mazda роторной в Австралии

Chevrolet Corvette XP897 GT concept 1973 года

10

Кого-то может удивить тот факт, что General Motors так же оптимистично относилась к роторным двигателям, как и Mazda. Они были настолько очарованы роторным двигателем, что серьезно задумались о том, чтобы поставить его на Corvette со средним расположением двигателя, и эта идея породила концепцию Corvette XP897 GT Twin Rotor.

По общему мнению, он на самом деле вел себя довольно хорошо и мог бы стать звездным соперником RX-7, если бы не нефтяной кризис 1970-х годов и тот факт, что роторный двигатель GM потреблял достаточно топлива, чтобы сделать даже большой завистливый блок V8 — убил его еще до того, как он успел вырасти. – Тони О’Кейн

1974 Mazda Parkway RE13 Rotary 26 Superdeluxe

10

Из всех вещей, куда можно поставить роторный двигатель, муниципальный автобус, пожалуй, худший. Тем не менее, Mazda эры 70-х годов была настолько взволнована тем, что концепция ротора заработала, что они вставляли вращающиеся треугольники во все, до чего могли дотянуться.

Саке Хиросимы должно быть особенно мощным, потому что создание достаточного крутящего момента, чтобы привести в движение большой 26-местный автобус на платформе грузовика, не является чем-то, в чем роторный двигатель хорош. Это было одно из первых применений двигателя 13B — разумеется, безнаддувного — хотя, что удивительно, Mazda не выпустила второе поколение Parkway Rotary. Это сарказм, кстати. – Тони О’Кейн

1970 Mercedes-Benz C111-II

10

Когда Mercedes-Benz решил, что им следует попробовать революционный на тот момент роторный двигатель Ванкеля, штутгартский гигант сделал это в эффектном стиле с C111. экспериментальные автомобили.

Первый C111 1969 года выпуска начинался с трехроторного двигателя мощностью 206 кВт, а год спустя Mercedes превзошел себя, выпустив C111-II, оснащенный четырехроторной установкой мощностью 257 кВт, мощность которого аналогична мощности двигателя V12 Lamborghini Miura.

К сожалению, в C111-II компания Mercedes-Benz осознала присущие роторному двигателю недостатки и в конце того же года заменила вращающиеся треугольники на поршни традиционного 3,5-литрового двигателя V8. – Дэниел Вонг

ЕЩЕ

Концепт Mercedes C111 за 10 миллионов долларов!

1969 Citroen M35

10

Кто знал, что Citroen баловался роторным двигателем? Вероятно, немного, потому что французский автопроизводитель произвел всего 267 экземпляров M35 с двигателем Ванкеля в период между 19 и 19 годами. 69 и 1971.

M35 представлял собой крошечное купе с небольшим продольно расположенным роторным двигателем объемом 995 куб. см, который мог развивать мощность 37 кВт и 68 Нм. Милый. Говорили, что двигатель работал настолько плавно и тихо, что Citroen установил сигнализацию, которая звенела всякий раз, когда автомобиль приближался к красной черте.

Кроме того, в нем использовалась знаменитая гидропневматическая подвеска Citroen, обеспечивающая непревзойденный комфорт. – Том Фрейзер

Citroen GS Birotor 1973 года выпуска

10

Еще один биротор от наших французских коллег из Citroen с гидропневматической подвеской и прочим. С 79кВт от его двигателя NSU-Citroën, а не 37 кВт от роторного M35, GS был лучшим предложением с точки зрения производительности.

Но лучше, чем M35, мало что говорит, и, как сообщается, было продано менее 1000 штук. Изображенный автомобиль можно увидеть в автомобильном музее Маллина, одном из немногих, которые вы найдете после того, как Citroen попытался выкупить проданные им Birotors, чтобы автомобили не были признаны Citroen. Ой. – Крис Томпсон

2003 Mazda RX-8 Hydrogen RE

10

Фердинанд Пих однажды описал Феликса Ванкеля как гения машиностроения, который не изучал термодинамику до того, как остановил двигатель в Audi, когда он поглотил NSU.

Там, где Пих считал проблему с отдельными камерами сгорания и впуска Ванкеля, Mazda увидела возможность, поскольку более холодная впускная камера позволяла летучему газообразному водороду оставаться стабильным до воспламенения.

Это уникальное свойство роторного двигателя побудило Mazda в начале 2000-х экспериментировать с водородными двигателями RX-8 и пассажирскими транспортными средствами Premacy. Хотя несколько единиц было сдано в аренду, программа не принесла никаких результатов, поскольку водородная инфраструктура оставалась далекой мечтой в сочетании с последующим отделением Mazda от Ford в конце десятилетия. — Daniel Wong

Mazda Roadpacer AP 1975 года

10

Мы знаем, что Mazda любит роторный двигатель — или любила — и мы знаем, что GM потратила немного времени, пытаясь сделать роторный двигатель правдоподобным силовым агрегатом для серийных автомобилей, но сделала это вы знаете истории этих двух брендов есть неясный кроссовер?

Mazda захватила множество автомобилей Holden Premier и оснастила их роторными двигателями Ванкеля 13B, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды (AP означает Anti-Pollution), но лишь небольшое их количество было продано в период между первоначальной доступностью в середине 70-х годов.

Сообщается, что это была медленная и неэкономичная катастрофа (рядная шестерка Холдена с «красным мотором» была более мощной и экономичной), поэтому сегодня их осталось немного. – Крис Томпсон

МОТОР

Журналист

Журналист

Журналист

КОММЕНТАРИИ

6 очаровательных роторных автомобилей, которые не являются Mazda RX из них

Напомнить позже

Изображение: Wikimedia Commons/Tennen-Gas

Никто не станет спорить с тем, что Mazda RX-7 и RX-8 были самыми известными автомобилями с роторными двигателями. Была также потрясающе красивая Mazda 787B, которая является единственным автомобилем с роторным двигателем, когда-либо выигрывавшим Ле-Ман.

Но было немало и других машин с роторной конструкцией. Некоторые добились в жизни большего, чем другие, но все они разделяли дух сочетания малой производительности с высокой удельной производительностью.

Давайте отправимся в прошлое и посмотрим на некоторые проекты, о которых забыла слава Ротари.

Концепт Audi A1 e-tron

Маловероятная запись с четырьмя кольцами в этом списке также является самой последней. Концепция A1 e-tron появилась в 2010 году как видение того, как можно будет привести в действие маленький автомобиль будущего. В нем использовалась гибридная трансмиссия, основанная на двух электродвигателях и двигателе; в данном случае это 254-кубовый двигатель Ванкеля, но можно было заменить и другие типы двигателей.

Как и любой расширитель диапазона, он мог работать только на электричестве или на комбинации двигателя и моторов. Он весил всего 1190 кг даже с учетом аккумуляторов и двигателей, но все же не был очень пробивным, когда он двигался. Разгон до 100 км/ч занял неторопливые 10,2 секунды. У него всегда было всего 60 л.с.; его пиковая мощность в 101 л.с. была вашей только в коротких очередях.

По крайней мере, его 12-литровый наперсток топливного бака может превысить общий теоретический диапазон автомобиля до 155 миль.

Мазда Космо (HB)

Изображение: Wikimedia Commons/Tennen-Gas

Cosmo был первым автомобилем Mazda с роторным двигателем и долгое время был флагманом компании. Mazda продолжала в том же духе, пока не стало ясно, что она потеряла потребительскую привлекательность наряду с более гладким и желанным RX-7. Это был огромный позор, потому что последний (JC) Cosmo стал технологическим центром, намного опередившим свое время.

Именно HB Cosmo, как правило, остается незамеченным, хотя и менее желанным, чем JC или его ранние версии, L10A/B и CD. Очень чистый 19Образец дизайна 80-х годов, HB отличался возмутительным интерьером и, конечно же, выдвижными фарами. Это не самая красивая вещь в мире, но сегодня она сохраняет милое очарование ретро.

НСУ Ро 80

Изображение: Wikimedia Commons/Lothar Spurzem

NSU был первым западным автопроизводителем, который построил автомобиль с роторным двигателем. Это был Паук 1964 года, но мы не смогли получить его достаточно большие изображения. Вместо этого мы представляем более позднюю модель. 1967 Ro 80 был четырехдверным седаном, предназначенным для семей из бывшей Западной Германии. Построенный Comotor Wankel имеет объем 995 куб. см и выдает очень хорошие 106 л.с. спереди.

NSU был постепенно поглощен Audi в течение следующих десятилетий, но площадка, на которой он был построен, в Неккарсульме, до сих пор используется Audi для создания A4, A5, A6, A7 и A8. Audi Sport также базируется там.

АМС Пейсер

Изображение: Wikimedia Commons/Christopher Ziemnowicz

Перед тем, как кто-нибудь начнет яростно комментировать, что Pacer на самом деле не использует роторный двигатель, для которого он был разработан; мы знаем. Мы говорим о прототипе, который поразил Северную Америку в то время, когда обстоятельства только начинали выталкивать людей из их гигантских пожирателей бензина в нечто немного меньшее. В этом прототипе использовался ротор.

К несчастью для AMC, контракты на поставку двигателей были разорваны и забыты поставщиком General Motors, когда стало ясно, что этот агрегат просто не соответствует будущим и более строгим нормам выбросов США. Наспех адаптированный Pacer с рядной шестеркой поначалу хорошо продавался, но плохая экономия топлива подвела его по сравнению с четырехцилиндровыми автомобилями GM и другими, выпущенными к концу 70-х годов.

Citroen GS Биротор

Исходные изображения: Wikimedia Commons/order_242/Gérard Delafond

Великолепный Citroen GS породил роторного брата, иногда называемого GZ, но обычно известного как Birotor. Два ротора Ванкеля работали в идеальной гармонии, обеспечивая плавную подачу мощности, которая шла рука об руку с удивительно удобной гидропневматической подвеской Citroen.

Однако это был ужасный провал. Великолепно, но с соответствующей ценой он стоил столько же, сколько более крупный DS, и примерно на 70 процентов дороже, чем обычный GS. Как только он был выпущен, 19Разразился нефтяной кризис 70-х, и измученный жаждой Биротор стал таким же желанным, как бородавки на лице. Сообщается, что было продано всего 847 автомобилей, и Citroen фактически пытался полностью отказаться от этой модели, первоначально отказываясь поставлять запасные части или даже признавая существующих владельцев.

Шевроле Аэроветте

Независимо от того, что приводило его в действие, Aerovette со средним расположением двигателя был абсолютным шедевром американского дизайна. Первоначально написано в 1960-х годов он сохранил ощущение родства с Corvette Stingray, но при этом выглядел быстрее. Экспериментальный проект 882 (XP-882) был периодическим проектом во второй половине десятилетия, прежде чем в 1972 году он был обновлен новым четырехроторным двигателем.

Два двухроторных двигателя Chevrolet Vega были объединены, и автомобиль был переименован в XP-895.