Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Опубликовано: 21.08.2018
Введение
Аккумулятор автомобиля подзаряжатеся во время езды. Во избежание скачков напряжения на генераторе находится регулирующее реле. Его функциональной особенностью является подача на аккумулятор напряжения, независимо от оборотов двигателя. Полная подзарядка АКБ в работающем состоянии показывает напряжение, равное 14, 5 Вольт. Таким образом, содержание АКБ в работоспособном состоянии достигается при постоянной эксплуатации автотранспортного средства, однако для достижения полной емкости без зарядного устройства не обойтись.
Прочими факторами, оказывающими влияние на снижение уровня емкостного заряда АКБ являются:
· Понижение температурного показателя ниже 0 градусов Цельсия – падение емкостного заряда составляет 1,5-2 раза от его уровня;
· Повышение значения пускового тока в сезон отрицательных температур;
· Подключение большого количества электрических устройств к электроцепям автомобиля (подогреватели различных частей салона и кузовных элементов).
Мощности и времени для полноценного подзаряда АКБ от электрогенератора в сезон отрицательных температур не хватает, поэтому рекомендуется не менее двух раз в год проводить подзарядку зарядным устройством. Перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, рекомендуется провести его полную диагностику.
Технология проведения диагностики:1. Основная масса аккумуляторов оснащена индикатором емкостного заряда АКБ. Особенностью работы такого индикатора является следующий принцип. В одной из банок АКБ имеется светопропускающая стеклянная колба, в которую установлен поплавок. При нормальном показателе плотности электролитической жидкости поплавок находится в верхнем положении, и на блоке аккумулятора видно зеленый индикатор. При падении плотности поплавок опускается – это означает, что зарядить аккумулятор автомобиля нужно безотлагательно.
2. Вторым по популярности методом диагностики является измерение вольтажа на электроклеммах аккумулятора, проверяют которое тестером (мультиметром). Хочется отметить, что температурный показатель окружающей среды имеет непосредственное влияние на вольтаж на электроклеммах АКБ. Можно ориентироваться на следующие данные:
Таблица 1
Значение напряжения на электроклеммах аккумулятора (В) и его зависимость от температур |
||||
Температурный уровень окружающей среды, градусов Цельсия |
Значение емкости батареи, % |
Комментарий |
||
+20. ..+25°С |
-5…+5°С |
-10…-15°С |
||
12,70 – 12,90 |
12,80 – 13,00 |
12,90 – 13,10 |
100 |
Аккумулятор подзаряжать не требуется. |
12,55 – 12,65 |
12,65 – 12,75 |
12,75 – 12,85 |
75 |
Можно подзарядить АКБ. |
12,20 – 12,30 |
12,30 – 12,40 |
12,40 – 12,50 |
60 |
Можно подзарядить АКБ. |
12,00 – 12,10 |
12,10 – 12,20 |
12,20 – 12,30 |
25 |
Подключить зарядное устройство. |
11,70 – 12,00 |
11,80 – 12,00 |
11,90 – 12,10 |
нет заряда |
Воспользоваться зарядным устройством. Аккумулятор рекомендуется заряжать не менее 24 часов. |
При измерениях возможна небольшая погрешность, но принципиального значения на данные таблицы это не имеет.
3. Еще одним довольно эффективным способом диагностики уровня емкости АКБ является подключение к электроцепи автомобиля штатных габаритных огней и фар дальнего света с галогеновыми лампами (где они являются предустановленным изготовителем элементом оптики).
Под нагрузкой нормально заряженный аккумулятор имеет вольтаж на электроклеммах не ниже 11 Вольт.4. Для автомобилей с работоспособным стартером существует еще один достоверный метод сделать замеры: по факту запуска электродвигателя в контактной части АКБ будет реальное напряжение, значение которого не должно опускаться ниже 9,5 вольт. Кстати, это эффективный способ методом от обратного выявить неисправности в стартере. На автомобиль устанавливается исправный аккумулятор с уровнем заряда в 100%, а падение при запуске вольтажа ниже 9,5 вольт говорит о неработоспособном или дефектном стартере. Что касается диагностируемого АКБ, то при падении значения ниже 9,5 Вольт необходимо подзарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
При всех диагностических мероприятиях так или иначе связанных с использованием тестера, необходимо использовать поверенное устройство с высокой точностью измерений. Ошибка в показаниях тестера приводит к неверному определению уровня заряда АКБ.
5. Для обслуживаемых аккумуляторов актуальным способом определения остаточного заряда является способ оценки путем измерений электролитической жидкости.
Таблица 2
Значение плотности электролитической жидкости автомобильных аккумуляторов и его зависимость от температуры и степени заряда АКБ |
|||
Значение плотности электролитической жидкости |
Уровень емкости % |
Температура замерзания °С |
Комментарий |
1,270 |
100 |
-60 |
Аккумулятор подзаряжать не нужно. |
1,230 |
75 |
-42 |
Можно подзарядить АКБ. |
1,190 |
50 |
-24 |
Необходимо подсоединить зарядное устройство. |
1,150 |
25 |
-13 |
Следует воспользоваться зарядным устройством |
1,110 и ниже |
0 |
-7 |
Аккумулятор рекомендуется подзаряжать не менее 24 часов. |
Измерения ареометром – прибором определения плотности – гораздо точнее. Чем совокупность показаний тестера и термометра. Однако при выполнении измерений необходимо соблюдать правила техники безопасности. Зависимость уровня зарядки от температуры замерзания объясняется тем, что при низких температурах электролит замерзает, расширяется и нарушает целостность корпуса. Поэтому низкая емкость аккумулятора способна привести к выходу АКБ из строя.
6. Измерение остаточной емкости аккумулятора нагрузочной вилкой. Данный прибор сочетает в себе вольтметр, параллельно которому подключается сопротивление. Его порог составляет 0.018-0.020 Ом для аккумуляторов с емкостью от 40 до 60 Ач. Правильное подключение устройства предполагает измерения на соответствующих электроклеммах батареи. Через 8-10 секунд после подключения необходимо отметить значение, указанное нагрузочной вилкой.
Таблица 3
Показания нагрузочной вилки и их зависимость от уровня емкости аккумулятора, В |
||
Значение на вилке, В |
Значение заряда, % |
Комментарий |
10,50 |
100 |
Аккумулятор подзаряжать не требуется. |
9,90 |
75 |
Можно подзарядить АКБ. |
9,30 |
50 |
Необходимо подключить зарядное устройство. |
8,70 |
25 |
Необходимо воспользоваться зарядным устройством. |
8,18 и ниже |
полный разряд АКБ |
Аккумулятор рекомендуется подзаряжать не менее 24 часов. |
Прибором можно производить замеры прямо под капотом. Автомобиль на момент измерений показаний аккумулятора должен быть заглушен. |
Измерение нужных характеристик в устройстве делает возможным следующий шаг: можно приступить к подготовке аккумулятора к подзарядке.
Как правильно подготовить аккумулятор к подзарядуЗаряжать акб следует только после соответствующей подготовки. Технологические операции должны происходить в следующем порядке:
1. Батарея в автомобилях либо вынимается совсем, либо отключается от электроцепи.
2. Необходима тщательная очистка клемм аккумулятора от загрязнений.
3. Внешний корпус аккумулятора протирается сухой тканью или раствором нашатыря или бытовой кальцинированной соды: она нейтрализует потеки электролита и кислоты.
4. Пробки на крышке корпуса аккумулятора откручиваются.
5. Для обслуживаемых аккумуляторов полагается довести до минимального рекомендованного (по верхний край пластин) уровень электролитической жидкости дистиллированной водой или заменить электролит.
Как правильно выбрать зарядное устройство
Чтобы зарядить автомобильный аккумулятор, необходимо выбрать подходящее зарядное устройство. Его выбор зависит от вольтажа АКБ и вида автомобильной батареи. Существует так называемые универсальные зарядные устройства, которые подойдут для аккумулятора любого вида и типа.
Классификация зарядных устройств:
1. Зарядное – позволяет зарядить аккумулятор, поддержать его работоспособность.
2. Пуско-зарядное – заменяет аккумулятор автомобиля на стадии запуска автомобильной системы.
Для непрофессионалов рекомендована покупка универсальных зарядных устройств. Для опытного автолюбителя подойдут зарядные устройства с возможностью регулировки основных параметров – силы тока и вольтажа. Все зарядные устройства оснащены защитой от перегрева.
Процесс подзарядки
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством? Необходимо выполнить подсоединение аккумулятора согласно полярности к зарядному устройству, а сам прибор – включить в электросеть. Существует два основных способа правильного выполнения процедуры зарядки – метод постоянного тока и метод постоянного напряжения. Существует еще тип зарядных устройств, который способен автоматически подзаряжать аккумуляторы без участия и контроля человека , однако стоит он весьма внушительно.
Организация зарядки методом постоянного тока
Как правильно подзарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством метода постоянного тока – рассмотрим подробно. Подзарядка осуществляется в несколько стадий.
Первая ступень заряда АКБ. Необходимо установить на зарядном устройстве ток, который мы рассчитываем как 0,1 от Емкости батареи. Правильным будет дождаться вольтажа, расчетный уровень которого 14,4 Вольта;
Вторая ступень заряда АКБ. При неизменном напряжении 14,4 Вольта снижаем значение тока в два раза: с 5,5 до 2,75, с 6 до 3 соответственно – для вашего автомобильного аккумулятора.
Третья ступень заряда АКБ. При изменении вольтажа до 15 Вольт – необходимо еще раз снизить значение тока еще вдвое и продолжать заряжать батарею. Если мультиметр не показывает рост напряжения – через 4 часа после начала 3-ей ступени – зарядку можно завершить.
Важно помнить, превышая допустимый параметр тока зарядки, можно испортить аккумулятор и вывести его из строя. Подобная ситуация может так же произойти при использовании самодельного или некачественного зарядного устройства. Соблюдение правил эксплуатации и своевременная зарядка позволят сохранить аккумулятор для автомобиля в хорошем состоянии и продлить срок его полезного использования до нескольких лет.
Организация зарядки методом постоянного напряжения
Как правильно заряжать акб автомобиля зарядным устройством таким методом и в чем заключается принцип работы зарядного устройства: рассмотрим детально. Принцип действия зарядного устройства основан на выравнивании уровня напряжения на электроклеммах АКБ согласно напряжению на выводах зарядника. При достижении параметра тока, равного 200милиампер, специальное защитное реле отключит зарядное устройство: контролировать его нет необходимости.
Уровень заряда за 24 часа в зависимости от напряжения для стадии глубокого разряда:
Напряжение на электроклеммах аккумулятора, В |
Значение заряда, % |
14,4 |
80 |
15,0 |
90 |
16,0 |
100 |
Техника безопасности
Зарядка аккумулятора неразрывно связана с протеканием химических реакций в корпусе батареи, поэтому соблюдение техники безопасности – важный момент при проведении этой непростой процедуры. Правильным будет соблюдение следующих рекомендаций:
1. Подзарядку аккумулятора следует проводить в хорошо проветриваем и вентилируемом помещении.
2. Нельзя проводить возле заряжаемого аккумулятора сварочные и распилочные работы.
3. При зарядке аккумуляторов необходимо использовать СИЗ.
4. Заряжать обслуживаемые АКБ следует с контролем параметров электролитической жидкости во избежание перезаряда.
5. Пробки или заглушки необходимо вынимать, иначе при образовании в герметичном корпусе газов батарея имеет склонность ко взрыву.
6. Заряженный АКБ при зарядке устройством с ручной регулировкой необходимо своевременно отключить от сети и зарядного устройства.
Правильно обслуживаемый и заряжаемый по правилам аккумулятор способен долго выполнять свои функции и быть работоспособным.
Не допустимо использование самодельных зарядных устройств. Правильно и своевременно заряженная АКБ – гарантия ее долгой работоспособности и продолжительного срока использования.
Подключение зарядного устройства к аккумулятору 🔥
Основные шаги по подключение зарядного устройства к аккумуляторной батарее:
- Отключите батарею от сети переменного тока, прежде чем подключить з.у. или отключить зарядное устройство от аккумулятора.
- Если батарея заряжается без отключения от электрической цепи автомобиля, мотоцикла или другой техники, следует проверить, что зажимы типа «крокодил», поставляемые с зарядным устройством могут быть надежно закреплены на выводах (борнах) аккумуляторной батареи.
- Выполните подключение в следующем порядке: сначала подключите зарядное устройство к аккумулятору используя положительный красный зажим, а затем отрицательный черный зажим на раму или двигатель вдали от батареи и топливной линии. Всегда отключайте в обратной последовательности – сначала черный, потом красный.
₽0
В корзину
₽17 190
В корзину
₽11 100
В корзину
₽15 990
В корзину
Требования подключать отрицательный зажим к массе автомобиля, а не к АКБ продиктованы европейскими стандартами безопасности.
- В силу риска скопления гремучей смеси в воздухе вокруг заряжаемого аккумулятора, заряд батареи следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Если батарея не установлена в автомобиле, подключите зарядное устройство к ней в следующем порядке: красный зажим к положительному (POS, P или +), а черный зажим к отрицательному (NEG, N или -) выводу. Убедитесь, что соединения являются надежными и безопасными. Хороший контакт важен.
- Если батарея сильно разряжена (и скорее всего сульфатирована), то необходимо ее снять с автомобиля и проверить перед подключением зарядного устройства для попытки восстановления. Сильно разряженной батареей считается та батарея, которая имеет напряжение ниже 11,9В. Глубоко разряженные батареи, имеют напряжение 7В и ниже.
Визуально проверьте состояние аккумуляторной батареи на наличие механических повреждений например: следы вздутия или повреждения корпуса, признаки утечки электролита, наличие сульфата свинца на борнах и вокруг них. Если аккумулятор имеет заливные крышки, следует открутить их и визуально проверить свинцовые пластины аккумулятора на наличие белого вещества на их поверхности, возможно вы увидите, что пластины соприкасаются друг с другом. Если имеются механические повреждения аккумуляторной батареи – не пытайтесь зарядить ее. Это опасно. Следует обратиться в специализированный сервисный центр и провести тщательную диагностику такой аккумуляторной батареи.
- Если батарея новая, то перед подключением зарядного устройства прочтите инструкцию по эксплуатации и безопасности производителя батарей. Если это применимо, тщательно и точно следуйте инструкции по их заполнению кислотой (активация аккумуляторной батареи).
Успешной зарядки! Держите свои аккумуляторы заряженными!
Зарядка аккумулятора от CTEK | ctek.com
Зарядка аккумулятора
По мере развития автомобильных технологий аккумулятор подвергается все большей нагрузке. В результате зарядка аккумулятора стала важной частью технического обслуживания автомобиля и должна быть такой же важной, как проверка давления в шинах или уровня масла.
В настоящее время доступны различные типы зарядных устройств для аккумуляторов — в основном зарядные устройства с капельным зарядом и интеллектуальные зарядные устройства. Но интеллектуальные зарядные устройства представляют собой более безопасный и эффективный способ продления и поддержания срока службы вашей батареи.
Когда аккумуляторы достигают оптимального уровня заряда, подзарядные устройства просто отправляют уровень мощности в течение определенного периода времени, после чего отключаются, и продолжают повторять этот процесс, пока вы не отсоедините его от аккумулятора. Этот метод зарядки аккумулятора потенциально может перезарядить аккумулятор, что приведет к его высыханию, возможно, даже к выделению газа и, в конце концов, к разряду аккумулятора.
Умные зарядные устройства от CTEK переходят в импульсный режим обслуживания, когда батарея полностью заряжена. Вместо того, чтобы отправлять заряд и вычислять, что нужно вашей батарее, зарядное устройство CTEK будет постоянно связываться с батареей, реагировать и заряжать только тогда, когда это необходимо.
В режиме импульсного обслуживания ваша батарея может естественным образом разрядиться до определенного уровня, прежде чем снова полностью зарядится. Это не только предотвращает риск перезарядки, но и, поскольку батарея работает так же, как и при обычном использовании, срок службы батареи значительно увеличивается.
О зарядке аккумуляторов
Наиболее важной функцией аккумуляторов является накопление энергии, чтобы стартер работал и запускал двигатель. Как только двигатель заработает, аккумулятор будет работать в качестве буфера между электронными компонентами автомобиля и генератором, он будет поддерживать стабильное напряжение, а также поглощать любые возможные скачки напряжения. Генератор получает питание от двигателя и заряжает аккумулятор, когда двигатель работает.
Современные автомобили имеют множество электронных компонентов, которые потребляют энергию аккумулятора, даже если автомобиль припаркован. В зависимости от возраста батареи, температуры и некоторых других факторов исправная батарея должна иметь достаточную мощность для запуска автомобиля, даже если она не использовалась в течение нескольких месяцев. Однако многие факторы могут быстрее разряжать аккумулятор, а также препятствовать запуску автомобиля. Такая мелочь, как оставить включенным один свет, может разрядить аккумулятор за ночь и разрушить ваш день. Вот почему зарядка аккумулятора удобна, помогая вам быстро вернуть автомобиль в рабочее состояние.
Аккумуляторы фактически разряжаются, если автомобиль стоит только припаркованным, а также когда они хранятся вне автомобиля. Вот почему зарядка аккумулятора удобна для владельцев транспортных средств и ремонтных мастерских.
Производители транспортных средств внедрили в свою продукцию больше технологий, а это означает, что аккумуляторы эволюционировали. Залитые кислотные аккумуляторы по-прежнему популярны, однако аккумуляторы EFB (усовершенствованные залитые аккумуляторы) и AGM (абсорбированные стекломаты) постепенно становятся все более распространенными, особенно в автомобилях с системами «старт-стоп», а также в автомобилях класса люкс. Поскольку наши батареи становятся все более и более сложными, покупка высококачественных зарядных устройств важна для обеспечения надлежащей зарядки и предотвращения повреждения батареи. Зарядка аккумулятора с помощью CTEK — это безопасное и разумное решение, поскольку мы используем современную электронику для безопасной зарядки различных типов автомобильных аккумуляторов.
Прежде чем приступить к зарядке аккумулятора, вам нужно знать, какая выходная мощность вам нужна; например, небольшие грузовые автомобили обычно и автомобили работают со свинцово-кислотными батареями 12В, а большегрузные автомобили работают со свинцово-кислотными батареями 24В. Вам также необходимо учитывать, какой тип батареи и хотите ли вы, чтобы процесс зарядки батареи поддерживал вашу батарею, помимо других функций.
Некоторые автомобили теперь оснащены литий-ионными батареями, в которых используется технология LiFePO₄, и есть владельцы транспортных средств, которые предпочитают модернизировать автомобили с помощью этой технологии из-за высокой производительности. Для этих аккумуляторов требуется другой тип зарядки аккумулятора, который можно найти, например, в CTEK Lithium XS, CS ONE, Powersport и CS FREE.
Часто задаваемые вопросы — Зарядка аккумуляторов
Как подобрать зарядное устройство для моих аккумуляторов?
Мы в Chargingchargers.com работаем со свинцово-кислотными аккумуляторами во всех их формах: залитые, абсорбированные. Стекломат (AGM) и гель. Большинство производителей аккумуляторов рекомендуют около 25% емкости аккумулятора. (C) для идеальной мощности зарядного устройства. Таким образом, батарея на 100 ампер-часов потребует около 100 x 0,25 или 25 ампер. Эта скорость будет заряжать аккумулятор относительно быстро, не вызывая при этом чрезмерного газообразования. (влажные аккумуляторы) или перегрев аккумуляторов. Зарядное устройство с меньшим усилием подойдет, просто возьмите немного дольше. Зарядное устройство с большей силой тока заряжает батареи быстрее, но может сократить срок их службы. срок службы несколько, если намного выше уровня 50% (в данном случае зарядное устройство на 50 ампер). Микропроцессор контролируемые заряды несколько смягчают более высокую скорость заряда усилителя, но все же следует соблюдать осторожность. Некоторые батареи отмечены скоростью зарядки для медленной зарядки и быстрой зарядки, которые отличаются от указанных выше рекомендуется, но наш уровень в целом безопасен для свинцово-кислотных аккумуляторов. Некоторые высокие производительность и высокое качество аккумуляторов AGM, таких как Hawker или Stinger и некоторые модели Odyssey. можно заряжать до C (емкость) без повреждений. Например, Stinger SP1700 на 72 ампер-часа. кабину можно заряжать током 70 с лишним ампер, а Stinger даже указывает время зарядки 100 ампер, но они заряжают ставки являются исключением, а не правилом.
Плавающие батареи (долговременное обслуживание «умных» зарядных устройств) могут использовать меньшую емкость. зарядные устройства, и многие из них предназначены именно для этой цели. От 750 миллиампер (0,75 ампер) до 2 ампер Микропроцессорное зарядное устройство может плавать в аккумуляторах мотоциклов/квадроциклов/водных мотоциклов или аккумуляторных батареях автомобильного размера. Они немного малы для массовой зарядки автомобильного аккумулятора, так как это займет некоторое время. Я знаю, длинный ответ на короткий вопрос.
Могу ли я использовать одно и то же зарядное устройство для всех свинцово-кислотных аккумуляторов?
Аккумуляторы AMG и залитые (влажные) аккумуляторы обычно могут использовать один и тот же профиль заряда, поэтому частые изменение в RV и морских приложениях на герметичные свинцово-кислотные типы AGM, чтобы устранить проблем с обслуживанием, не требуя смены зарядного устройства. Некоторые зарядные устройства различают AGM и залитая с выключателем, но у большинства производителей аккумуляторов нет проблем с залитой ячейкой зарядное устройство или генератор переменного тока в качестве источника зарядки.
Проблема возникает с настоящей гелевой батареей. Некоторые люди используют термин «гель» в общем для относятся ко всем герметичным свинцово-кислотным батареям, вероятно, потому, что это были первые типы. Это не правильно и вызывает путаницу. Настоящая гелевая батарея требует другого профиля заряда. включая более низкие напряжения для ступеней поглощения и плавания. Некоторые зарядные устройства можно выбрать, а некоторые безопасны для геля, но это необходимо определить, чтобы избежать повреждения батареи. Использование более высокого напряжение залитого или AGM зарядного устройства вызывает появление пузырьков в гелеобразном электролите, которые не уменьшаются после зарядки, и эти пузырьки уменьшают контакт электролита со свинцовыми пластинами что снижает емкость аккумулятора или полностью его разрушает.
В чем разница между зарядным устройством для аккумуляторов, купленным в магазине со скидкой, и промышленным устройством?
Зарядное устройство типа дисконтного магазина, хотя, возможно (вероятно), управляется микропроцессором, использует компоненты и методы охлаждения более низкого качества, поскольку они разработаны с низкой стоимостью и случайным использовать в качестве основных критериев проектирования. Промышленные агрегаты имеют более качественные компоненты и управление теплом в конструкции, и большинство (все зарядные устройства, которые мы носим) рассчитаны на 100%-ную нагрузку цикла, что означает, что они могут работать на полной мощности в течение длительного времени. Они, как правило, более дорогой, но в целом не чрезмерный. Некоторые из зарядных устройств типа дисконтного магазина специально в инструкциях по эксплуатации не рекомендуется использовать их в повседневном использовании или в промышленных условиях. Мы будем не носите с собой зарядное устройство, на котором написано что-то подобное.
Могу ли я оценить время перезарядки для данного аккумулятора и зарядного устройства?
Вы можете оценить время перезарядки, разделив количество ампер, которое необходимо заменить в аккумуляторе, на зарядное устройство. выход усилителя. Например, у вас есть морская батарея глубокого цикла емкостью 100 ампер-часов, которая разряжена на 50%. поэтому давая вам 50 ампер для замены. Если у вас есть зарядное устройство на 10 ампер, вы делите 50 ампер на 10 ампер заряда зарядного устройства, и получить 5 часов. В действительности многоступенчатые зарядные устройства уменьшайте ток примерно после 80–85% полной зарядки, так что это занимает немного времени. дольше (в данном случае около 6 часов).
Чем микропроцессорные зарядные устройства отличаются от «капельных» зарядных устройств?
Капельные зарядные устройства обычно считаются более старыми моделями с фиксированным усилителем (хотя и с низкой мощностью). неинтеллектуальные зарядные устройства. Они не берут никакой информации с аккумулятора, а просто кладут по фиксированной ставке. Этого может быть достаточно для перезарядки с течением времени, и за этим нужно следить, чтобы безопасно для аккумулятора. Зарядные устройства, управляемые микропроцессором, фактически получают информацию от батареи, и регулируйте выход до миллиампер, чтобы поддерживать установленное плавающее напряжение, которое компенсирует внутреннюю разрядку батареи, чтобы поддерживать полностью заряженное состояние без перезарядки.