Как устроен бензиновый бизнес в России и причем тут дагестанские заправки — Простая экономика на vc.ru
Один мой хороший друг на днях поделился фотографиями АЗС в Республике Дагестан – там есть и Оснефть, и ЛукСойл, и ГаСпромнефть, и даже топливо G-Drive (автомобилисты знают) на заправках местного Лукойла.
3758 просмотров
Мне стало интересно, откуда растут ноги у такой предприимчивости местных бизнесменов, и почему в Дагестане нет представительств сетевых автозаправок. Причина – многофакторная, но начнем по порядку.
По поиску на сайте Лукойла в Дагестане нет ни одной заправки компании. А Газпром представлен единственной АЗС в г. Махачкала, но и там торгуют не бензином, а метаном
Чтобы понять, почему так вышло, придется обратиться к устройству российского бензинового бизнеса. 95% рынка производства бензина принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компаниям (далее – ВИНК). Главным образом, это Газпром, Лукойл, и Роснефть. Но из более чем 27 тысяч АЗС на территории страны ВИНК принадлежит лишь треть, остальные заправки находятся в руках частников – как юридических, так и физических лиц. Почему же крупные игроки неохотно идут в ритейл?
Потому что розничные цены на бензин находятся под пристальным вниманием властей, и растут они, во многом, из-за налогов и инфляции, о чем я рассказывал в этом видео. Это привело к нулевой рентабельности АЗС и повсеместному открытию мини-маркетов и кафе на заправках в последние годы. Продажа продуктов стала главным источником дохода АЗС (поэтому и цены там ого-го), а топливо остается гарантией того, что клиенты заедут за капучино и френч-догом.
Такой статистикой лукойл хвастался пару лет назад. Гуглится на раз-два
Но если ВИНК сосредотачивают у себя весь цикл производства – от добычи нефти до продажи бензина на АЗС, то независимые игроки являются обычными торговцами. Бензин они покупают на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и уже потом продают нам.
У кого покупают? Правильно, у ВИНК. Ситуация получается парадоксальная. Олигопольные оптовые цены топлива высокие, потому что привязаны к международным ценам нефти (опять же, см. видео), а розничный сектор высококонкурентен, но цены в нем ограничены инфляцией и внутренними политическими решениями.ВИНК диктуют цены на опт, и рознице остается играть по этим правилам. В итоге розничный рынок бензина понемногу вытесняет мелких игроков, которые не способны балансировать на грани рентабельности и бороться с программами лояльности и стандартами сервиса крупных сетей. И так происходит по всей стране, за исключением нескольких регионов, включая Дагестан. Экономика региона одна из самых теневых в стране, и уже многие годы федеральный центр безуспешно бьется с этой проблемой, запуская разные инвестиционные программы. Даже более того, бюджетные деньги регион ежегодно возвращает обратно в Москву, не успевая их осваивать.
При всем этом дух предпринимательства в республике очень силен. Все это приводит к появлению огромного количества частных АЗС в Дагестане, многие из которых работают нелегально. Появляется такой хаотичный высококонкурентный рынок, цены на котором ниже, чем во многих регионах страны. Низкие цены объясняются соседством нефтедобывающих регионов – Чечни и Ингушетии, а также фокусами на АЗС – недоливом и суррогатами. Кстати, поэтому при поездке в Дагестан многие автомобилисты заранее выбирают заправки по отзывам и советам местных – слишком высок риск залить в бак некачественное топливо.
Бюджету региона, как вы понимаете, от этой предпринимательской активности ни жарко, ни холодно – налогов с розничной и оптовой торговли поступают крохи. По личному опыту, в подавляющем большинстве случаев при любой покупке оплатить товар или услугу в Северо-Кавказском регионе у вас попросят наличкой или переводом. Чек вы не получите, потому что кассового аппарата у «предпринимателя» нет.
За этими нарушениями стараются следить, но «потенциал реализуется не в полной мере», как заявил глава МВД республики в начале этого года. Чего греха таить, коррупция и кумовство остаются главной проблемой южных регионов страны, и любой крупный игрок понимает, что даже если он будет работать по закону, местные участники рынка будут работать в сфере серого налогообложения. Это делает ведение сетевого бизнеса в республике априори невыгодным. Вдобавок ко всему, сохраняются криминальные риски. В 2016 году Лукойл отказался от услуг Махачкалинского порта из-за беспокойств за сохранность отгружаемой нефти. Сегодня, крупный нефтяной бизнес попросту не хочет влезать в местные разборки, оставляя локальный рынок на произвол частных «предпринимателей».
Fuel1 и Nafta24 — самые крупные дагестанские сети АЗС
Вот такая картина рисуется. А теперь скажите честно, куда вы заедете заправиться – на мигающую АЗС крупной сети или на местную точку со скромной вывеской «бензин». Ответ, понятен не только вам, но и предприимчивым жителям Дагестана. Ведь если сетевой бизнес в республике не представлен, это не значит, что его нельзя использовать в своих целях. Берем Роснефть, убираем первую букву, и вот у нас Осснефть с фирменным дизайном и узнаваемой стилистикой.
Бесплатная франшиза in a nutshell
И что-то мне подсказывает, если копнуть другие сферы, то тоже можно найти много интересного. Конечно, эта ситуация выглядит плачевно – каждый зарабатывает как может, а потребитель страдает от низкого качества продукта и сервиса. Но пока владельцев крупного капитала все устраивает, изменений ждать не приходится.
Спасибо, что дочитали эту статью. Если она вам понравилась, можете подписаться на мой Телеграм канал, где я регулярно объясняю, что происходит в экономике, а на Ютубе снимаю анимационные ролики по экономическому ликбезу.
Карта сети АЗС и список заправок| Единая топливная карта Мастерс
Карта сети АЗС и список заправок| Единая топливная карта МастерсДля смартфона
Для навигатора
Скачать список АЗС
Местоположение
Ваше местоположение
Построить маршрут
Откуда?
Учитывать фильтры
Ваш маршрут
Варианты маршрута
Условные обозначения
АЗС
Группа АЗС
Мойка
АЗС ТНК
Реализация ОИЛ
Газ пропан
АЗС Лукойл
АЗС Shell
Для вашего удобства предлагаем вам перечень АЗС на которых принимают топливную карту «ЕДИНАЯ». Перечень доступен в двух вариантах — список АЗС и интерактивная карта АЗС локатор.
Укажите необходимые параметры в фильтре и вы получите список АЗС, работающих с топливными картами «ЕДИНАЯ», сформированный по вашим параметрам.
Поиск
Поиск по адресу
Поиск по коду АЗС
Отфильтровано АЗС
Фильтр
РоссияАзербайджанБеларусьБелоруссияКазахстанКыргызстанРеспублика БеларусьТаджикистан
25 часов Автосервис автомойка»777″»999″#Просто_мойка1 UNO15024asg2LiS2x27 минут7 Постов711Detailing777AlexOilAlexwashALFA GARAGEAMIAMK studioAMS 111AquagizerAquamaticAQUASERVICEAquatoriyAAquaTunsAquaдюймAres ШинаARISARUSASKOAsko ГАЗASTON OILAstraAuto SpaAutoclean24AutoGasServiceAUTOMAXAvisAVS163AVTO TEAMAvtoFoodAvtomoiki63Avtomoyka OrekhovoAvtoSevenBanana carwashBeloilBestOilBFBig Bull DetailingBlack PetrolBlackPoolBliscarBNPBosch-serviceBPBrent FuellerBUTIKCAR WASH 60Car Wash cityCarBoxCardanCaRRidaCarWashCarWash KoyfmanCasper CarwashCityClean CarCleanUpCoBasCONCEPT-CARCore12CraftMOTORSCrazy Wash & DetailingCRSCrystal CityD-ProDimKarDr.
Тип топлива
ДТ
92
95
98
Газ
Метан
Услуги
Мойка
Гостиница
Кафе
Магазин
Реализация ОИЛ
Парковка
Туалет
Шиномонтаж
ЕдинаяЛукойлННК Альянс
Российская экономика — это «по сути большая заправочная станция»: экономист из Гарварда
Российская экономика — это «по сути большая заправочная станция»: экономист из ГарвардаПерейти к
- Основное содержание
- Поиск
- Счет
- Джейсон Фурман заявил, что российская экономика «не важна», если не считать газа, сообщает The New York Times.
- Его комментарии прозвучали в то время, когда США и Европа готовят жесткие санкции против России, если она вторгнется в Украину.
- Но есть опасения, что их планы по наказанию Москвы накажут и весь остальной мир.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Экономика России «невероятно незначительна в мировой экономике, за исключением нефти и газа», заявил The New York Times Джейсон Фурман, экономист из Гарварда и бывший советник президента Барака Обамы.
«По сути, это большая заправочная станция», — сказал он.
Его комментарии прозвучали, когда Запад готовит жесткие санкции против России, если она вторгнется в Украину. Хотя у них есть потенциал повергнуть российскую экономику в хаос, эти меры также могут отразиться и нанести дополнительный ущерб США, Европе и остальному миру, поскольку они борются с инфляцией и ростом цен на энергоносители — волновой эффект, который Запад надеется смягчить. .
В понедельник Москва провозгласила независимость двух самопровозглашенных областей Украины и ввела туда войска, тем самым обострив перспективу большой войны. Президент Джо Байден уже приказал ввести санкции в отношении сепаратистских регионов — Донецкой и Луганской, — запрещающие гражданам США заниматься любым экспортом, импортом или новыми инвестициями в этих областях.
Согласно последним данным Всемирного банка о номинальном ВВП, несмотря на размер и богатство России в отношении сырья, ее экономика более близка к Бразилии, чем к таким странам, как Германия, Франция и Великобритания. По данным Всемирного банка, экономика России меньше, чем экономика Италии и Южной Кореи, двух стран, в которых проживает менее половины населения России.
Но, как заметил Фурман, российский экспорт нефти и газа имеет большое значение для всего мира.
По данным Управления энергетической информации США, Европейский Союз импортирует около 80% природного газа, который он использует, а на Россию, по данным Евростата, приходится 41% импорта природного газа и 27% импорта нефти на континенте.
В сочетании с ростом цен на энергоносители в ЕС с 20 евро до 180 евро за мегаватт-час за последний год исчезновение импорта газа и нефти может привести к катастрофе для региона и взаимосвязанной мировой экономики. Тем временем в США цены на газ достигли семилетнего максимума, поднявшись в среднем примерно до 3,50 долларов за галлон, а инфляция за последний год росла самыми высокими темпами за 40 лет и составила 7,5%.
С другой стороны, Украина также была крупным поставщиком зерна в другие регионы, отправляя 40% своего экспорта пшеницы и кукурузы на Ближний Восток и в Африку, сообщает The Times.
В ответ на потенциальный продовольственный кризис в этих регионах, министр сельского хозяйства США Том Вилсак сказал в субботу, что американские фермеры увеличат производство и «вмешаются и помогут нашим партнерам», сообщает Associated Press.
На Украину приходится 12% мирового экспорта зерна, и, по оценкам, в этом году она обеспечит 16% мирового экспорта кукурузы, сообщает AP. Вилсак сказал изданию, что, по его мнению, американские потребители в значительной степени не пострадают, но европейцы столкнутся с «другой историей».
«Вы должны смотреть на фон, на котором это происходит», — сказал The Times Грегори Дако, главный экономист консалтинговой фирмы EY-Parthenon. «Существует высокая инфляция, напряженные цепочки поставок и неопределенность в отношении того, что собираются делать центральные банки и насколько настойчивым является рост цен».
Подпишитесь на уведомления от Insider! Будьте в курсе того, что вы хотите знать.
Подписаться на push-уведомления
Читать далее
инсайдерские новости Россия УкраинаПодробнее…
АЗС «Лукойла» в США столкнулись с негативной реакцией, поскольку российский нефтяной гигант призывает к миру на Украине
ДеньгиСмотреть
Кейт Гибсон
/ MoneyWatch
Новые санкции нацелены на ближайшее окружение Путина
Дополнительные санкции США нацелены на ближайшее окружение Путина, поскольку законодатели призывают запретить импорт российской нефти 03:01Международное стремление наказать Россию за ее вторжение в Украину проявляется на местном уровне в США, поскольку заправочные станции, связанные со второй по величине российской нефтяной компанией «Лукойл», сталкиваются с негативной реакцией.
Законодатели в Ньюарке, штат Нью-Джерси, на этой неделе проголосовали за приостановку действия лицензий «Лукойла» в городе, при этом члены городского совета сослались на московскую базу компании. В социальных сетях люди также призывают к бойкоту заправок Лукойла, которые работают в 11 штатах, в основном на северо-востоке США. Бойкот газа Лукойл! #boycotlukoil #BoycottRussia #UkraineUnderAttack #UkraineRussiaWar #UkraineRussia #Kyiv #OekraineCrisis pic.twitter.com/Nzg2a9xhl1
— Украина — Россия Нет войне! Мир (@Tension_Ukr_Rus) 26 февраля 2022Тем не менее, ньюаркская мера, скорее всего, окажет большее влияние на американцев, чем на россиян. Это связано с тем, что большинство из 230 заправочных станций под брендом «Лукойл» в США в основном принадлежат местным жителям и обслуживаются ими. Бензин, продаваемый на двух заправках «Лукойл» в Ньюарке, поступает с местного нефтеперерабатывающего завода американской компании Phillips 66, базирующейся в Хьюстоне, штат Техас.
Мысль о том, что его бизнес-лицензию дернут, привела одного владельца франшизы в замешательство и беспокойство за его 16 сотрудников.
«Я поддерживаю Украину и полностью поддерживаю российские санкции, однако я сбит с толку и смущен тем, как закрытие американского владельца малого бизнеса посылает сигнал поддержке», — сказал Роджер Верма CBS в Нью-Йорке.
«Это не повредит «Лукойлу» и не повредит России», — сказал Сал Рисальвато, исполнительный директор Ассоциации производителей бензина, круглосуточных магазинов и автомобилей Нью-Джерси.
Тем временем Лукойл в четверг призвал к «быстрому разрешению военного конфликта» в Украине. «Мы полностью поддерживаем ее решение путем переговоров, дипломатическим путем», — говорится в сообщении компании на сайте.
Некоторые законодатели в Вашингтоне добиваются от Белого дома запрета на покупку российской нефти американскими компаниями и введения санкций против российских энергетических компаний.
Поскольку трейдеры избегают покупки российской нефти, мировые цены на сырую нефть резко выросли, что усугубляет проблемы с заправкой.