5 фактов о ДВС, которые будут интересны всем водителям
Двигатель внутреннего сгорания заставляет груду железа и пластика перемещаться в пространстве. Но как и за счёт чего ДВС это делает?
Фото: Shutterstock
Двигатель внутреннего сгорания, или сокращённо ДВС, — это «сердце» большинства современных автомобилей. И не только машин, но также мотоциклов, кораблей, тепловозов, самолётов и даже масштабных моделей транспортных средств.
- Что такое ДВС
- Как создавался ДВС
- Устройство ДВС
- Виды
- 5 интересных фактов
Что такое ДВС
ДВС — это пока основной вид двигателей транспортных средств, тепловая машина, преобразующая химическую энергию топлива в механическую работу. Сжигая горючее во внутренних камерах, двигатель внутреннего сгорания освобождает энергию, а затем преобразует её во вращательное движение. Оно, в свою очередь, раскручивает колёса или лопасти.
Двигатели внутреннего сгорания принято делить на несколько основных типов:
- Поршневой двигатель внутреннего сгорания;
- Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания:
- Газотурбинный двигатель внутреннего сгорания.
Основным типом ДВС является классический поршневой двигатель, поэтому преимущественно речь дальше пойдёт о нём.
Как создавался ДВС
Двигатель внутреннего сгорания стар как мир. История создания этой машины тесно связана с паровыми двигателями, то есть двигателями внешнего сгорания.
Паровые двигатели, применяемые в XVIII веке, были громоздкими и слабыми, с чрезвычайно низким коэффициентом полезного действия. Тепло от сгорания топлива в них использовалось для нагрева жидкости, а та в свою очередь, превращалась в пар и совершала работу. Звучит красиво, а что на деле? По факту практический КПД, то есть эффективность преобразования энергии, обычно составлял от 1 до 8%. Уже тогда было ясно — систему нужно улучшать. Зачем сжигать горючее вне мотора, не лучше ли делать это прямо в нём?
Попытки создания ДВС начались намного раньше, чем вы можете себе представить, — ещё в XVII веке. В 1678 году голландский математик Христиан Гюйгенс создал примитивный ДВС, работающий… на порохе.
Идея получила развитие: экспериментаторы в различных странах шли по схожему пути, но далеко не все из них попали в историю.Доподлинно известно, что в 1794 году Робертом Стритом был запатентован двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе. Построен первый рабочий прототип. В 1807 году француз Нисефор Ньепс разработал твердотельный ДВС, работающий на порошке пиреолофора. С прототипом лично ознакомился Наполеон Бонапарт. В том же году Франсуа Исаак де Риваз создал поршневой ДВС, работающий на газообразном водороде — этот мотор получил поршневую группу и искровое зажигание.
Первый автомобильный ДВС в привычном понимании был создан в 1885 году Карлом Бенцем — мотор использовался на автомобиле Benz Patent-Motorwagen.
Многие изобретатели приложили руку к сознанию двигателя внутреннего сгорания, но первым коммерчески успешным проектом стало детище французского изобретателя из Бельгии Жана Этьена Ленуара. К 1864 году он продал свыше 1 400 своих двигателей и неплохо на этом нажился.
Первый автомобильный ДВС в привычном понимании был создан в 1885 году Карлом Бенцем — мотор использовался на автомобиле Benz Patent-Motorwagen.
Устройство поршневого ДВС
Традиционный поршневой двигатель внутреннего сгорания — чрезвычайно сложная система. Однако основных деталей у классического ДВС не так уж и много. Без этих элементов работа двигателя внутреннего сгорания невозможна:
- блока цилиндров — механической основы мотора;
- головки блока цилиндров;
- поршней;
- шатунов;
- коленчатого вала;
- распределительного вала с кулачками;
- впускных и выпускных клапанов;
- свечей зажигания*.
* — на самом деле деталей значительно больше, но рассказать о каждой из них в рамках короткой статьи не представляется возможным.
Принципы работы ДВС
Все классические ДВС работают по схожему принципу. В процессе их работы энергия вспышки топлива, то есть тепловая энергия, преобразуется в энергию механическую. Обычно это происходит следующим образом:
Четырехтактный двигатель
В четырёхтактном моторе происходит четыре непрерывных последовательных стадии:
Двухтактный двигатель
Но бывают и иные моторы — двухтактные. Они работают немного по-другому и применяются, как правило, на мототехнике и бензиновых инструментах вроде бензопил. Что происходит в них?
Разница в том, что тактов всего два: на первом одновременно происходит впуск и сжатие, а на втором — опускание поршня и выпуск продуктов сгорания из коллектора.
Какие ещё бывают ДВС
Помимо поршневых двигателей внутреннего сгорания создано немало иных разновидностей ДВС — роторные, газотурбинные, реактивные, турбореактивные и бесчисленное множество их модификаций. Чем они отличаются?
- Газотурбинные ДВС
Если в традиционных поршневых ДВС работа расширения газообразных продуктов сгорания преобразуется во вращательное движение коленчатого вала, то в газотурбинных работа расширения продуктов сгорания воспринимается рабочими лопатками ротора, а в реактивных используется реактивное давление, возникающее при истечении продуктов сгорания из сопла. Все эти типы ДВС объединяет одно — во время работы они внутри себя сжигают топливо.
- Роторные ДВС
Крайне необычные моторы, которые можно встретить даже на серийных машинах. Первый роторно-поршневой мотор был создан немецким инженером Феликсом Ванкелем в 1957 году. Этот ДВС внешне совершенно не похож ни на один традиционный поршневой мотор.
Двигатель Ванкеля состоит из корпуса, камеры сгорания, впускного и выпускного окон, неподвижной шестерни, зубчатого колеса, ротора, вала и свечи зажигания. Ротор на эксцентриковом валу приводится в действие силой давления газов в результате сгорания топливовоздушной смеси. Он вращается относительно статора посредством шестерён. Когда ротор совершает эксцентричные круговые движения, его грани соприкасаются с внутренней поверхностью камеры сгорания. Таким образом создаются три изолированные камеры, в которых попеременно сжигается топливо. Вращающийся ротор передаёт крутящий момент на трансмиссию.
Человечество создало немало невероятных и по-настоящему уникальных моторов. Вот 10 самых совершенных из них:
👉 Железные мускулы. 10 лучших двигателей в истории
5 интересных фактов о ДВС
ДВС может работать на альтернативном топливе
Современные ДВС принято делить на два основных типа по применяемому топливу — бензиновые и дизельные. Однако сама история создания двигателей внутреннего сгорания позволяет понять: сжигать в таких моторах можно многие виды горючего — от различных газов до всевозможных растворителей и спиртов. Главное — испарить их и подмешать воздух в нужных пропорциях.
Наиболее распространённые альтернативы бензину и дизелю — пропан-бутан и метан, но можно использовать даже «гремучую смесь» — водород с кислородом. И это далеко не всё: почти любая современная машина с ДВС способна ездить на смеси бензина с этанолом или на чистом этаноле, то есть спирте, получаемом экологически чистым путём. Поедет бензиновый автомобиль и на различных растворителях. К примеру, запустить ДВС можно на обычном сольвенте из хозяйственного магазина — с помощью этой жидкости обычно осуществляют чистку топливной системы.
ДВС выживет в космосе и под водой (если очень постараться)
Двигатель внутреннего сгорания можно заставить работать даже в космосе. Всё, что для этого требуется, — обеспечить подачу кислорода для создания топливовоздушной смеси. При соблюдении этого нехитрого условия ДВС может запуститься и работать даже под водой. Для него нет ничего невозможного.
ДВС действительно плох
Несмотря на всю свою технологичность и сложность, по уровню КПД бензиновый ДВС недалеко ушёл от парового мотора. Эффективность этих агрегатов оставляет желать лучшего. Коэффициент полезного действия в среднем варьируется в диапазоне от 20 до 25%.
Иными словами, при сжигании условных 10 литров бензина лишь около трёх литров выполняют полезное действие. Всё остальное горючее тратится на тепловые и механические потери. С этой точки зрения дизельные движки намного круче: их КПД достигает 40%. Но и их век уже прошёл.
Отказ от ДВС неизбежен
Одну из причин грядущего отказа от двигателей внутреннего сгорания мы уже раскрыли — это низкий КПД. Но есть и ещё один немаловажный момент — влияние на экологию. Поскольку почти все ДВС работают на невозобновляемых ресурсах (бензине, дизеле, нефтяном газе), отказ от них жизненно необходим.
По данным специалистов, мировой запас нефти составляет 1,726 трлн баррелей, которых хватит при нынешнем уровне потребления немногим более чем на 50 лет. Из нефти делают не только топливо. Она — основа синтетических каучуков, пластиков, еды, тканей, шампуней и даже аспирина. Всего того, без чего жизнь человека уже практически невозможна.
Мировые автопроизводители уже объявили о скором отказе от ДВС. К 2035 году во всех экономически развитых странах продажа новых машин с моторами на углеводородах будет законодательно запрещена.
(Фото: Shutterstock)
Несмотря на многоступенчатую очистку продуктов сгорания, ДВС выбрасывают в атмосферу колоссальные объёмы вредных веществ. В процессе работы двигатели внутреннего сгорания выделяют углеводородные соединения, монооксид углерода (угарный газ), оксид азота и диоксид азота, диоксид серы, а также копоть. Ежегодно ДВС выбрасывают в окружающую среду около 60 млн тонн оксидов серы и примерно 200 млн тонн сажи. Количество выброшенных в атмосферу окисей азота, соединений свинца, углеводородов исчисляется миллионами тонн. Это убивает Землю.
ДВС будет актуален на протяжении десятилетий
Мировые автопроизводители уже объявили о скором отказе от ДВС. В частности, сделали это Mercedes-Benz и Audi. К 2035 году во всех экономически развитых странах продажа новых машин с моторами на углеводородах будет законодательно запрещена. А через 23 года по Европе нельзя будет ездить на обычной машине с нормальным двигателем внутреннего сгорания.
В ряде государств, к примеру, в соседней Норвегии, отказ случится даже раньше — население этой страны ещё несколько лет назад сделало выбор в пользу электрокаров. В 2025 году в силу должны вступить новые европейские экологические стандарты Евро-7, которые фактически похоронят ДВС.
Уже прошёл в Европе и век дизелей — в 2021 году на рынке ЕС они уступили по продажам моделям на электрической тяге.
- Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать
- Тормозной суппорт: как устроен и чем важен
- Система ABS: что это такое и как работает?
Сервис.ДВС
ет уже несколько мы тут всем форумом,да и не только мы,пытаемся разгадать этакую загадовку.Едет вечный мотор себе ,едет,вдруг бац и нет его.Как грубо,но метко сказал один из моих посетителей ,вылезая из кабины эвакуатора,на котором притащили его с машиной(пардон)»срал,срал и упал».
ГЕРОНТОЛОГ
Лет уже несколько мы тут всем форумом,да и не только мы,пытаемся разгадать этакую загадовку. Едет вечный мотор себе ,едет,вдруг бац и нет его.Как грубо,но метко сказал один из моих посетителей ,вылезая из кабины эвакуатора,на котором притащили его с машиной(пардон)»срал,срал и упал».
Присоединяюсь окончательно к глубокоуважаемому мной ВАДУСУ в его давно высказанному мнению о причине подобного несчастья кроящемуся в присутствии на моторе системы ЕГР.Мы долго дебатировали ,чемже именно ЕГР убивает моторы,каким местом и мнения наши слегка разошлись,но не принципиально.Опять же,я склонялся,что корень кончины кроется в неотрегулированных клапанах,Вадус придерживался теории куковелости клапанов в направляшках и рассухаривании.
На днях звонит приятель-у сынишки мотор стукнул.А машина на мне уже лет шесть как висит,обслуживаем её последние 200тык,общий пробег 350.Сынишка грит:ехал себе по кольцу 120(ага,мы с папаней его так ему и поверили,по кольцу 120….Ну-ну..)с кольца съехал,мотор стучит.Заглушил и ко мне на эвакуаторе.
Ага.
Я то сначала стук послушал-верхний такой,звонкий.Под крышку полез-рокер думаю оборвало или шарнирчик слетел.Позырим,думаю.Нет,всё цело.
Поднимаем голову,Оп-па.
Бляшки,бляха муха.И бляшки такие,знаетели из них некоторые твёрдости примерно как паронит.И соскребаются с трудом.
вот.А взялись бляшки ,думаецца все уже поняли откудова-из коллектора.Далее всё небось понятно,чего будет.Ну с этим мотором не будет,вовремя с кольца пацан съехал,а прокатился бы ещё маленько под соточку и натянуло бы ему в горшок ещё немного,да спрессовало бы-видно всем как лупили клапана по нагару?То та.Настучали бы себе бляшечку повыше чуть и клапаночег то и загнули,а далее по уже не раз изложенному сценарию-клапан встал-коромысло упало,клапан пополам-тарелка в поршень-поршень с тарелкой в голову,блямс,есть.
Итого,господа.Вроде усилиями нашими общими мы приучили форумчал не перекатывать интервалы регулировок клапанов на ФТшных моторах. А теперь у нас есть внятные доказательства необходимости глушения ЕГР(до се есть сомневающиеся,союственно их можно понять,всё было умозрительно,фактологии не хватало.Нате вам ,смотрите.)и обязательного содержания коллектора впуска в чистоте.Т.е на каждой регулировке коллектор обязан быть отмыт до состояния трубы Луи АРМСРОНГА.
Итого,формулируем.
Правы и те,кто утверждает,что ЕГР-зло.Ибо способствует скоплению зольных отложений на стенках коллектора т.к гонит золу с выхлопными газами отправляемыми им обратно во впуск.
Правы и те,кто грит о недопустимости разрегулирования клапанов.Уехавший в минус зазор увеличивает выход клапана к поршню и увеличивает впускную щель,через которую бОльшие шмотки попадают в цилиндр и там плющатся до каменистой твёрдости и ломают изгибая кла.
Следите за моторами,господа,следите.
Хочется отметить идеальное состояние стенок цилиндра.Он даже не начал изнашиваться,хон заводской,а ещё бы чуть и кирдык мотору был бы.
Так то.
Сколько теорий,сколько мнений. ..
Парни,эт ж самовар.В холодную трубу,с холодными стенками и воздухом,во впускной тракт,добрасывает ЕГР выхлопные газы.А стенки трубы по жизни масляные.Любая турбина,ну хоть чуть,но масла поплёвывает во впуск.И оно садится на стенке.Просто ли липнет,конденсируется ли пар масляный,не важно.Важно,что на стенках влажно-жирно.А в выпускных газиках-зола.Термин знаете-зольность выхлопа?На Т,О.меряется,вместо СО у бензинков.Так вот эта зольность,образующаяся по двум причинам
1.Техническое состояние мотора.Соответствие.состояния датчиков заявленному и зазоров положенному.Факел распыла форсунок,компрессия…..
2.Золообразующие квалитеты топлива.Полнота сгорания,что ли.
и является причиной осаждения на стенках коллектора золы,которая вырастая в толщине,иссыхая,уплотняясь и даёт тот ацкий гуталин,который ,собсственно,и полетел в мотор.И понятно,что связующих свойств гуталина хватает при определённой толщине слоя.И как только оных мало,а скорость и температура велика,то начинается отрыв частиц разной крупности и плотности. И добро ещё,если зазоры в порядке,худо-бедно клапан скорее всего прожуёт мелочь,а вот если зазоры уехали в минус,то открытие клапана завышено и частицы уже летят непереваримые.А далее они так или иначе попадают в контактную зону поршень-клапан,набиваются под одну из сторон клапана и клапан косит.Клапан виснет.Ну а дальше как пойдёт…
Основы двигателя внутреннего сгорания | Библиотека PDH
Этот курс предлагается только в виде видеокурса. Чтобы получить доступ к видеокурсу, курс необходимо сначала приобрести. Затем к видео можно получить доступ, нажав «Моя учетная запись», а затем щелкнув вкладку «Видеокурсы».
Доступ к письменной версии викторины в формате pdf можно получить, нажав кнопку загрузки на этой странице. Мы рекомендуем загрузить викторину, чтобы вы могли проходить ее во время прослушивания курса.
Описание:
Узнайте, как работают двигатели внутреннего сгорания (четырех- и двухтактные) с помощью этого онлайн-видеокурса!
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) используются не только в автомобилестроении и автомобильной промышленности. Они используются для вращения насосов, роторов генераторов, вентиляторов и многих других машин. Но что такое двигатели внутреннего сгорания? Почему мы используем бензин/бензин и дизельное топливо, а не только один вид топлива? И как работают эти удивительные машины? Этот курс ответит на все эти и многие другие вопросы!
В этом курсе вы узнаете:
• Как работают бензиновые и дизельные двигатели.
• Как работают двигатели внутреннего сгорания (ДВС).
• Как работают двухтактные двигатели.
• Как работают четырехтактные двигатели.
• В чем разница между бензиновыми/бензиновыми и дизельными двигателями.
• Определите все основные компоненты двигателя и их функции (коленчатый вал, поршень, распределительный вал и т. д.).
Независимо от вашего образования, изучение двигателей внутреннего сгорания принесет вам большую пользу. Они используются в качестве тягачей в автомобилях, фургонах, поездах, мотоциклах, скутерах, газонокосилках, воздуходувках и многих других машинах. Поэтому, даже если вы не инженер или не готовитесь им стать, полученные вами знания всегда будут полезны, потому что двигатель внутреннего сгорания всегда рядом!
Этот курс ведет инженер с 17-летним стажем… Вы в надежных руках!
Интерактивные 3D-модели были использованы, чтобы показать вам каждый компонент двигателя в деталях.
3D-анимация показывает, как работает каждый двигатель и компонент.
Двухмерные изображения использовались для выделения областей интереса.
До встречи на курсе!
Цели обучения:
Этот курс имеет следующие результаты обучения:
• Как работают бензиновые и дизельные двигатели.
• Как работают двигатели внутреннего сгорания (ДВС).
• Как работают двухтактные двигатели.
• Как работают четырехтактные двигатели.
• В чем разница между бензиновыми/бензиновыми и дизельными двигателями.
• Определение всех основных компонентов двигателя и их функций (коленчатый вал, поршень, распределительный вал и т. д.)
Краткое содержание курса:
Раздел/глава Урок
Обзор курса
I. Добро пожаловать
II. Внешний вид двигателя
III. Компоненты двигателя
IV. Цикл двигателя внутреннего сгорания
• Как работают двухтактные двигатели
• Как работают четырехтактные двигатели
V. Бензин Vs. Дизель
VI. Системы жизнеобеспечения
• Система смазки
• Топливная система
• Воздушная и выхлопная системы
• Система водяного охлаждения (водяная система рубашки)
• Гильза цилиндра
• Электрическая система (часть 1)
• Электрическая система (часть 2)
VII. Заключительные мысли
Технология двигателей внутреннего сгорания
двигатель внутреннего сгорания , любое из группы устройств, в которых рабочими телами двигателя служат реагенты сгорания (окислитель и топливо) и продукты сгорания. Такой двигатель получает энергию от тепла, выделяющегося при сгорании непрореагировавших рабочих тел, окислительно-топливной смеси. Этот процесс происходит внутри двигателя и является частью термодинамического цикла устройства. Полезная работа, производимая двигателем внутреннего сгорания (ВС), является результатом действия горячих газообразных продуктов сгорания на движущиеся поверхности двигателя, такие как поверхность поршня, лопатка турбины или сопло.
Двигатели внутреннего сгорания являются наиболее широко применяемыми и широко используемыми энергетическими устройствами, существующими в настоящее время. Примеры включают бензиновые двигатели, дизельные двигатели, газотурбинные двигатели и ракетные двигательные установки.
Двигатели внутреннего сгорания делятся на две группы: двигатели непрерывного сгорания и двигатели периодического сгорания. Двигатель непрерывного сгорания характеризуется постоянным поступлением топлива и окислителя в двигатель. В двигателе (например, реактивном двигателе) поддерживается стабильное пламя. Двигатель прерывистого сгорания характеризуется периодическим воспламенением воздуха и топлива и обычно называется поршневым двигателем. Дискретные объемы воздуха и топлива обрабатываются циклически. Бензиновые поршневые двигатели и дизельные двигатели являются примерами этой второй группы.
бензиновые двигатели
Типы бензиновых двигателей включают (A) двигатели с оппозитными поршнями, (B) роторные двигатели Ванкеля, (C) рядные двигатели и (D) двигатели V-8.
Encyclopædia Britannica, Inc.
Двигатели внутреннего сгорания могут быть описаны с точки зрения ряда термодинамических явлений. В двигателе непрерывного сгорания термодинамические явления происходят одновременно, так как окислитель и топливо и продукты сгорания равномерно протекают через двигатель. Напротив, в двигателе с прерывистым сгоранием события происходят последовательно и повторяются для каждого полного цикла.
За исключением ракет (как твердотопливных, так и жидкостных ракетных двигателей), двигатели внутреннего сгорания всасывают воздух, затем либо сжимают воздух и вводят топливо в воздух, либо вводят топливо и сжимают воздушно-топливную смесь. Затем, как и во всех двигателях внутреннего сгорания, происходит сжигание топливно-воздушной смеси, извлечение работы за счет расширения горячих газообразных продуктов сгорания, и в конечном итоге продукты сгорания выбрасываются через выхлопную систему. Их работу можно сравнить с работой двигателей внешнего сгорания (например, паровых двигателей), в которых рабочее тело не вступает в химическую реакцию, а прирост энергии достигается исключительно за счет передачи тепла рабочему телу через теплообменник.
воздушно-реактивные двигатели
Часть воздуха, забираемого ТРДД (вверху), направляется в компрессор; остальное обходит главный двигатель. В турбовинтовых двигателях (внизу) горячие газы приводят в действие турбину, которая приводит в действие компрессор и воздушный винт и обеспечивает реактивную тягу.
Encyclopædia Britannica, Inc.
Новинки от Britannica
Ученые считают, что окаменелые черепа родственников слонов, найденные древними греками, послужили основой для мифологического Циклопа.
Посмотреть все полезные факты
Наиболее распространенным двигателем внутреннего сгорания является четырехтактный бензиновый двигатель с однородным зарядом и искровым зажиганием. Это связано с его выдающимися характеристиками в качестве основного двигателя в отрасли наземного транспорта. Двигатели с искровым зажиганием также используются в авиационной промышленности; однако авиационные газовые турбины стали основными двигателями в этом секторе из-за того, что авиационная промышленность делает упор на дальность полета, скорость и комфорт пассажиров. Область двигателей внутреннего сгорания также включает в себя такие экзотические устройства, как сверхзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД), такие как предложенные для гиперзвуковых самолетов, и сложные ракетные двигатели и двигатели, такие как те, которые используются на американских космических челноках и других космических аппаратах.
Чарльз Лафайет Проктор
Александр М. Липпиш
Александр М. Липпиш , (род. 2 ноября 1894 г., Мюнхен — умер 11 февраля 1976 г., Сидар-Рапидс, Айова, США), немецко-американский аэродинамик, чьи конструкции бесхвостых и треугольных самолетов в 1920-х и 1930-х годах сыграли важную роль в разработке высокоскоростных реактивных и ракетных самолетов.
Липпиш сконструировал первый в мире успешный реактивный самолет (бесхвостый планер, оснащенный двумя твердотопливными ракетами, взлетел 11 июня, 19 июня).28, в горах Рен, Германия) и был в значительной степени ответственен за первый действующий реактивный самолет на жидком топливе (истребитель Messerschmitt Me 163 Komet, впервые использованный Люфтваффе в 1944 году). После Второй мировой войны Липпиш переехал в Соединенные Штаты и в 1965 году основал Исследовательскую корпорацию Липпиш в Сидар-Рапидс, штат Айова. Он был одним из первых сторонников конфигурации треугольного крыла.
электролизер
электролизер , любое устройство, в котором электрическая энергия преобразуется в химическую энергию или наоборот. Такая ячейка обычно состоит из двух металлических или электронных проводников (электродов), расположенных отдельно друг от друга и контактирующих с электролитом ( кв.в. ), обычно растворенное или сплавленное ионное соединение. Подключение электродов к источнику постоянного электрического тока делает один из них заряженным отрицательно, а другой положительно заряженным. Положительные ионы в электролите мигрируют к отрицательному электроду (катоду) и там соединяются с одним или несколькими электронами, теряя часть или весь свой заряд и становясь новыми ионами с меньшим зарядом или нейтральными атомами или молекулами; в то же время отрицательные ионы мигрируют к положительному электроду (аноду) и переносят на него один или несколько электронов, также становясь новыми ионами или нейтральными частицами. Общий эффект двух процессов заключается в переносе электронов от отрицательных ионов к положительным ионам, химической реакции ( см. окислительно-восстановительная реакция). Примером может служить электролиз хлорида натрия (поваренная соль) с образованием металлического натрия и газообразного хлора; энергия, необходимая для протекания реакции, обеспечивается электрическим током. Другие распространенные области применения электролиза включают электроосаждение для очистки или покрытия металлов и производство каустической соды.
В случае веществ, которые производят энергию, а не потребляют ее, когда они реагируют друг с другом, часть или вся эта энергия может быть преобразована в электричество, если реакцию можно разделить на окисление и восстановление, которые можно осуществить происходить на отдельных электродах. Например, в свинцово-кислотной аккумуляторной батарее диоксид свинца, металлический свинец и серная кислота вступают в реакцию с образованием сульфата свинца и воды; отдельные процессы — это окисление свинца до сульфата свинца на одном электроде и восстановление диоксида свинца до сульфата свинца на другом, в то время как электрический заряд переносится через электролит за счет миграции ионов водорода.