Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками
Если автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор отказывается работать, что проявляется при попытке включить стартёр, то обычно достаточно его подзарядить от внешнего питающего устройства. Но случается, что это не помогает, батарея не берёт зарядку. Напряжение увеличивается, а зарядный ток стремится к нулю. Аккумулятору пора в переплавку. Но довольно часто ему можно помочь восстановиться, и тогда он ещё послужит.
Содержание статьи:
- 1 Из-за чего АКБ выходит из строя
- 1.1 Внешние неисправности
- 1.2 Поломки внутри батареи
- 2 4 способов реанимация аккумулятора
- 2.1 Десульфатация методом заряда-разряда
- 2.2 Замена электролита и пластин АКБ
- 2.3 Обратная зарядка
- 2.4 Восстановление заряда в дистиллированной воде
- 3 Почему происходит сульфатация и как её избежать
Из-за чего АКБ выходит из строя
Все причины можно примерно разбить на три категории:
- заводской брак;
- естественной износ и старение;
- нарушение правил эксплуатации.

То есть в третьем случае батарея ещё могла бы послужить, но её искусственно уничтожили. К счастью, не всегда безвозвратно.
Внешние неисправности
Корпус аккумулятора достаточно прочен, но и он может быть разрушен при ударах и падениях. Электролит начинает вытекать, интенсивно реагируя с окружающим металлом и лакокрасочными покрытиями. Потери могут быть значительно худшими, чем просто затраты на новый аккумулятор.
Герметичность корпуса можно восстановить, применив клеи, компаунды или сварку пластмассы. Но принимать решение о таком ремонте надо с осторожностью, последствия уже упомянуты. Стоит ли рисковать – каждый решает сам, но в максимально общем случае лучше с ремонтом треснувшего корпуса не связываться.
По теме: Что делать если при зарядке аккумулятор начинает кипеть?
Клеммы АКБ также могут стать источником неприятностей. На них образуется слой диэлектрической окиси свинца, а в случае плохого уплотнения – ещё и тех же самых солей, что вызывают сульфатацию электродов.
Всё это нарушает контакт, и даже исправная, заряженная батарея не сможет вращать вал стартёра. Клеммы требуют регулярной очистки проволочными щётками, наждачной бумагой и моющими средствами. После сушки их надо покрыть многоцелевой смазкой, это защитит свинец от кислорода и паров электролита.
Поломки внутри батареи
Дефекты, связанные с электродами, сепараторами и электролитом, гораздо разнообразнее:
- сульфатация, то есть процесс образования нерастворимых солей серной кислоты на электродах, препятствующих протеканию химических реакций при заряде и разряде;
- механические поломки электродов, связанные с их утоньшением после долгой службы;
- снижение объёмов и нарушение прочности активной массы электродов;
- разрушение сепараторов и короткие замыкания в банках;
- накопление шлама и загрязнение электролита;
- грубая переполюсовка батареи при её ошибочном подключении.
Не все неполадки необратимы. Иногда даже необслуживаемый современный аккумулятор удаётся оживить.
Не говоря уже о старых батареях, где наборы электродов вставлялись в эбонитовые банки и заливались сверху битумными мастиками. При желании такой аккумулятор можно было сделать вечным, занимаясь регулярными ремонтами.
4 способов реанимация аккумулятора
На самом деле способов значительно больше, можно выделить наиболее популярные из них.
Десульфатация методом заряда-разряда
Суть способа состоит в попытках растворить диэлектрические сульфатные отложения повторными циклами двух основных химических процессов – заряда и разряда.
- Для начала надо попытаться «пробить» упрямый аккумулятор, который не хочет брать зарядку. Для этого можно либо просто потратить немало времени, заряжая батарею малыми токами при избытке дистиллированной воды и потом медленно её разряжая, с каждым последующим циклом увеличивая ток заряда, либо попытаться повысить напряжение.
- Это будет возможно, если аккумулятор всё же отреагирует на усилия и начнёт нормально принимать рабочий ток заряда примерно на уровне 10% от численного значения ёмкости.

- В таком случае после нескольких циклов батарея восстановится, сульфаты растворятся.
- Надо только следить за уровнем электролита и довести его плотность до нормы в конце последнего цикла полной зарядки.
- Признаком восстановления ёмкости будет увеличение времени заряда номинальным током до 10 и более часов. Или меньше, если батарея в силу возраста уже не сможет полностью набрать исходные параметры.
Полностью засульфатированные пластины таким образом восстановить уже не получится.
Замена электролита и пластин АКБ
Подобное полное обновление аккумулятора возможно, если позволяет его конструкция. Пластины можно брать из ремонтных комплектов или из исправных банок выбракованных батарей, электролит приготавливается по таблицам из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды.
На выходе получается практически новый источник питания.
При использовании бывших в употреблении пластин, их, а также корпус надо промыть содовым раствором. Между применением соды и электролита всегда должна быть промежуточная промывка дистиллированной водой.
Обратная зарядка
К такому способу можно прибегнуть, если обычными методами заставить батарею принимать заряд не удаётся.
- к батарее подключается мощное пускозарядное устройство, способное отдавать токи в десятки ампер, а напряжение – не менее 20 Вольт;
- направление заряда – обратное, то есть плюс устройства подсоединяется к минусу АКБ;
- ток заряда удерживается в два-три раза выше номинального, кипение электролита игнорируется;
- через 20-30 минут процедура прекращается, батарея промывается дистиллированной водой, заливается свежий электролит и производится заряд в обычном режиме и при прямой полярности.
Возможно сочетание данного способа с ранее описанными контрольно-тренировочными циклами.
Восстановление заряда в дистиллированной воде
Имеется в виду, что из аккумулятора полностью удаляется кислотный электролит, банки промываются, а потом в них заливается содовый раствор.
Читайте также: Как правильно прикурить аккумулятор
Начавшаяся реакция в активной массе удалит нерастворимые сульфатные соли, после чего батарею следует снова тщательно промыть и штатно зарядить со свежим электролитом. Сода с кислотой взаимодействует бурно, поэтому промывка должна быть долгой и обильной.
Почему происходит сульфатация и как её избежать
Причин сульфатации несколько, и все они связаны с небрежным обращением с батареями.
Основным предшественником становится глубокий разряд. Свинцово-кислотные стартёрные батареи очень этого не любят, при каждом таком явлении они теряют часть ёмкости именно по причине сульфатации.
Из-за низкой плотности электролита в конце разряда и некоторых других химических эффектов появившиеся соли уже не получится растворить в штатном режиме, и часть площади электродов выходит из игры.
Те же последствия получаются при снижении уровня электролита из-за выкипания, разбрызгивания через вентиляцию или просто расплёскивания при переворачивании негерметичной батареи. Особенно если терялась кислота, а добавлялась вода, или вообще ничего.
Косвенно, через разряд, влияют также низкие и высокие температуры, неправильное хранение и «докторский» режим эксплуатации, когда батарея постоянно полуразряжена. Все необходимые требования по эксплуатации изложены в соответствующем документе, регламентирующем порядок пользования батареями.
Эти «правила» обеспечивают бесперебойную работу АКБ на протяжении всего срока службы, который у современных батарей невелик, что компенсируется их полной необслуживаемостью. Таков выбор производителей, от долговечных, но капризных приборов к таким, о которых вспоминают только когда их уже остаётся только заменить на новые.
Как восстановить аккумулятор своими руками
Автор: Сочи Авто Ремонт
Рубрика: Электрика
Автомобиль дарит своим владельцам комфорт и сэкономленное время.
Однако он может доставить немало неприятностей, в виде мелких (иногда даже очень) неисправностей и поломок. Владельцам автомобилей (особенно подержанных) часто приходится сталкиваться с проблемой выхода из строя АКБ. Как восстановить аккумулятор своими руками?
При этом не каждый знает, как его можно восстановить. Это сделать не так трудно, как кажется на первый взгляд.
Выявляем неисправности аккумулятора
Есть несколько способов, чтобы восстановить работоспособность аккумуляторных батарей. Но перед тем как приступать к любым действиям, нужно выяснить причину и понять, есть ли смысл в ремонте. Если понадобится замена, то узнать больше и самостоятельно подобрать акумулятор именно для вашей марки автомобля можно в Аккумуляторном Центре вашего города.
Неисправность аккумуляторной батареи, которая распространена чаще всего — это засульфатованность. В случае потемнения или почернения электролита при зарядке, возможно, разрушились или осыпались угольные пластины. Эта неисправность может быть устранена, но не в каждом случае.
Еще одна причина неисправности заключается в повреждении корпуса или пластин АКБ. Это связано с тем, что разряженная (или заряженная наполовину) батарея долго оставалась на холоде и замерзла. Такой аккумулятор восстановить невозможно.
Восстановление аккумуляторной батареи своими руками
Как восстановить аккумулятор своими руками, с чего начать? Если причина заключается в осыпании угольных решеток (которая привела к замыканию в одной секции), во-первых, нужно произвести слив всего электролита и промыть батарею дистиллированной водой.
После того как перестанет выходить грязь и кусочки пластин, эту процедуру нужно закончить. После этого, можно спокойно потряхивать и даже переворачивать аккумулятор.
Исходя из практики можно утверждать, что после устранения всех лишних частичек, плавающих в электролите, замыкание пропадает. Если их выпало много то осыпание является критическим и восстановлению такой аккумулятор не подлежит.
Для устранения сульфации можно использовать несколько способов.
Для первого варианта выполняются следующие действия:
- Сливается электролит;
- В автомагазине приобретается десульфатизирующая присадка. Следуя инструкции ее нужно добавить в свежий электролит с требуемой плотностью (1,28 г/куб. см). Чтобы раствориться присадке требуется 48 часов;
- Состав заливается в батарею и снова проверяется плотность;
- Перед зарядкой выкручиваются пробки, так как при десульфатации выделяются газы и мелкие брызги;
- Выполняется зарядка и разрядка АКБ малыми токами (1/10 от максимального), для восстановления ёмкости;
- После того как на клеммах будет напряжение от 13,7 до 14,8. В, нужно наполовину снизить ток заряди. После этого выполняется проверка плотности электролита, которая не должна изменяться в течение двух часов. На этом цикл зарядки завершен;
- Проведение цикла разрядки. Для этого подключается нагрузка (резистор или лампочка) и ограничивается нагрузка до 1 А.
Нужно дождаться пока напряжение на клеммах станет 10,2 В.
Для вычисления емкости АКБ время разряда нужно умножить на ток разряда. Процедура заряда-разряда должна быть проведена снова, при значении ниже номинального. После этого аккумулятором можно пользоваться по назначению.
Другой способ, как восстановить аккумулятор своими руками, является более быстрым и позволяет восстановить аккумуляторную батарею за 60-80 минут. Вначале производится зарядка АКБ и производится слив всего электролита и последующая промывка дистиллированной водой.
Далее в батарею заливается раствор включающий аммиак (5%) и трилон Б (2%). Его нужно оставить на час.
Во время этого процесса выделяется газ и мелкие брызги. После его прекращения, аккумуляторную батарею нужно несколько раз промыть дистиллированной водой, затем добавить электролит, имеющий требуемую плотность.
После этого его надо зарядить зарядным током, пока не будет достигнута ёмкость, указанная в техпаспорте.
После выполнения этих нехитрых манипуляций, можно не только восстановить, но также увеличить срок службы АКБ.
Как минимум, это позволит использовать автомобиль по назначению, пока не будет куплена новая батарея.
Как восстановить аккумулятор своими руками видео
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!
Ремонт корродированной клеммы аккумулятора (сделай сам)
Обновлено: 04 января 2023 г.
Замените клеммы аккумулятора менее чем за 20 долларов США за час.
Следующий проект›
Замените сильно проржавевшие клеммы кабеля аккумулятора вашего автомобиля на новые примерно через час. Новые терминалы стоят менее 20 долларов.
Авторы журнала «Сделай сам» из журнала «Семейный мастер на все руки»
Проблема: коррозия клемм аккумуляторной батареи
Коррозия клемм аккумуляторной батареи может вызвать больше проблем, чем просто плохой запуск.
Показанная «цветущая» коррозия на концах кабеля аккумуляторной батареи является довольно экстремальным примером. Но даже незначительная коррозия может снизить мощность генератора на 30 процентов. Это может вызвать нагрузку на вашу систему зарядки и привести к преждевременным отказам.
Что касается пуска, то дополнительное сопротивление приводит к замедлению запуска, перегреву обмоток стартера и преждевременному выходу из строя стартера (около 400 долларов за штуку, включая работу!). Предотвратите преждевременные отказы, заменив старые проржавевшие клеммы. Вам понадобится всего лишь набор гаечных ключей, ножовка и около часа времени. Самое приятное то, что вся работа стоит менее 20 долларов.
Шаг 1: Проверьте каждую клемму батареи и кабелиКлемма с сильной коррозией
Открутите концы кабеля батареи и очистите клеммы и штыри батареи
Как удалить коррозию с автомобильного аккумулятора
Если на клеммах аккумулятора имеется незначительная коррозия, просто снимите их и очистите проволочной щеткой.
Используя проволочную щетку, нейтрализуйте аккумуляторную кислоту раствором пищевой соды/воды. Или купите баллончик спрея для очистки клемм аккумулятора. Высушите аккумулятор бумажными полотенцами. Затем нанесите на стойки войлочные прокладки для нейтрализации кислоты (около 3 долларов за комплект) и подключите очищенные клеммы (фото 4).
Завершите работу, покрыв каждую клемму антикоррозионным спреем. Если старые пластиковые щитки повреждены, установите новые (около 5 долларов за комплект). Но если одна или обе клеммы не зажимаются плотно или коррозия разъедает металл, их следует заменить. И если вы видите какую-либо зеленую коррозию на медном кабеле, идущем к литым свинцовым клеммам, это конец.
Шаг 2: Купите лучшие кабельные клеммы для аккумуляторовФото 1: не совершайте эту ошибку
Дешевые клеммы могут нарушить электрические соединения. Медный компрессионный терминал обеспечивает наилучшее соединение и стоит всего на несколько долларов больше.
В каждом магазине автозапчастей продаются дешевые свинцовые клеммы для аккумуляторов (см. Фото 1). Они работают. Но зажимная пластина сдавливает кабель, так что вы получаете только частичный электрический контакт. Вместо этого приобретите профессиональные компрессионные клеммы из литой меди. Компрессионная клемма изготовлена из луженой меди и обеспечивает полный контакт с кабелем на 360 градусов. Загерметизируйте все соединение термоусадочной трубкой для предотвращения коррозии. Купите аккумуляторные клеммы марки QuickCable в NAPA по цене от 3 до 8 долларов за штуку, в зависимости от размера кабеля. Также купите красную и черную термоусадочную трубку.
Шаг 3: Замена клеммы аккумулятораФото 2. Попрощайтесь со старыми клеммами автомобильного аккумулятора
Обрежьте кабель прямо там, где он выходит из клеммы аккумулятора. Утилизируйте старые свинцовые клеммы — они не должны быть выброшены в мусор.
Фото 3: Установка новой клеммы автомобильного аккумулятора
Удерживая стяжную гайку гаечным ключом, поверните клемму автомобильного аккумулятора, чтобы сжать соединение.
Фото 4. Соберите обратно
Соберите соединение, используя нейтрализующие войлочные прокладки под каждым контактом. Затем затяните клеммные гайки и обильно побрызгайте антикоррозийным спреем.
Отсоедините обе клеммы автомобильного аккумулятора. Когда клеммы автомобильного аккумулятора отсоединены, плоскогубцами удерживайте клемму, пока вы отпиливаете ее от кабеля (фото 2). Не отпиливайте его, пока он еще на аккумуляторе. Затем отрежьте около 1/2 дюйма изоляции от каждого кабеля. Если медные жилы зеленые, очистите их раствором пищевой соды/воды и проволочной щеткой. Просушите кабель сжатым воздухом.
Наденьте термоусадочную трубку на кабель и сдвиньте ее вниз, чтобы она не мешала. Затем вставьте основной кабель и кабели меньшего размера в зажимную гайку. Навинтите клемму аккумулятора и затяните до упора (Фото 3). Затем наденьте термоусадочную трубку на соединение и с помощью термофена усадите ее.
Всегда надевайте защитные очки при работе с автомобильными аккумуляторами и не курите.
Необходимые инструменты для этого проекта клеммы автомобильного аккумулятора
Подготовьте необходимые инструменты для этого проекта разъемов аккумулятора своими руками, прежде чем приступить к работе, — вы сэкономите время и нервы.
- Ножовка по металлу
- Плоскогубцы
- Набор торцевых головок/трещоток
- Проволочная щетка
- Набор гаечных ключей
Вам также понадобится термофен и пластиковые перчатки.
Материалы, необходимые для этого проекта автомобильного аккумуляторного терминала
Избегайте походов за покупками в последнюю минуту, подготовив все материалы заранее. Вот список.
- Антикоррозионная спрей
- Терминалы кабеля батареи
- Трубки с тепло-шипкой
- Нейтрализующие войлочные прокладки
Первоначально опубликовано: 15 октября 2019 г.
Аналогичные проекты
. Популярные.
Как отсоединить и заменить автомобильный аккумулятор
Если вы знаете, что аккумулятор вашего автомобиля разряжается, лучше заменить его как можно скорее.
Вы не хотите застрять на обочине дороги, потому что у вас закончился сок. К счастью, отсоединение и замена автомобильного аккумулятора — несложная работа. Вот как это сделать безопасно и эффективно, с советами от эксперта.
Road & Track поговорил с Кевином Хайнсом, старшим техническим специалистом в McLaren Philadelphia , чтобы узнать, как правильно отсоединить и заменить аккумулятор вашего автомобиля. Хайнс — единственный сертифицированный на заводе в Северной Америке технический специалист McLaren F1 , что означает, что его основная работа связана с экзотикой стоимостью 20 миллионов долларов. Если кто и разбирается в автомобильных аккумуляторах, так это он.
Прежде чем читать дальше, мы рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля для получения точных инструкций по замене аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Рекомендации производителя могут отличаться от приведенных ниже инструкций.
Получение нужных запчастей «Убедитесь, что вы покупаете правильный аккумулятор для своего автомобиля», — говорит Хайнс.
«Батареи бывают разных физических размеров и разных электрических размеров».
Ваш автомобиль предназначен для работы с определенным типом батареи, поэтому важно, чтобы вы купили правильный тип, чтобы все работало должным образом. Использование батареи с неправильным напряжением или неправильным размером может привести к всевозможным проблемам с электричеством, некоторые из которых могут возникнуть только после того, как вы закончите процесс установки.
К счастью, большинство типов автомобильных аккумуляторов можно найти в местном магазине автозапчастей. Если вы не уверены, какой тип аккумулятора подходит для вашего автомобиля, обратитесь к руководству пользователя или просто прочитайте, что напечатано на вашем текущем аккумуляторе, чтобы получить представление о том, что вам следует искать.
Отсоединение старого аккумулятора При условии, что аккумулятор вашего автомобиля находится в легкодоступном месте, например, в моторном отсеке или багажнике, его снятие является довольно безболезненным процессом.
«Сначала отсоедините отрицательную клемму, а затем отсоедините положительную», — говорит нам Хайнс. Причина, по которой это следует делать именно в таком порядке, говорит он, состоит в том, чтобы снизить риск поражения электрическим током. «Допустим, у вас подключен аккумулятор в автомобиле, и аккумулятор все еще находится под напряжением, и вы надеваете гаечный ключ или храповик на плюсовую клемму, а затем прикасаетесь к кузову автомобиля. Потом сваришь, — смеется он.
После того, как вы успешно отсоединили аккумулятор от обеих клемм и переместили точки подключения в места, где они не смогут случайно снова подключиться, вы можете отсоединить все крепления и извлечь аккумулятор из лотка. Некоторые батареи могут также иметь небольшую вентиляционную трубку для удаления газов, прикрепленную к их корпусу; просто снимите его, прежде чем вынимать аккумулятор из автомобиля.
Установка новой батареи После извлечения старой батареи поместите ее рядом с новой, чтобы сравнить размеры и маркировку.
Это скажет вам, купили ли вы правильный аккумулятор (при условии, что аккумулятор в вашем автомобиле был правильным с самого начала). Даже если вы купили аккумулятор с правильными характеристиками, он все равно может физически не поместиться в отсек для аккумулятора вашего автомобиля, если он отличается по размеру.
Теперь, когда вы определили, что купленный аккумулятор подходит для вашего автомобиля, вы можете поместить его в аккумуляторный лоток. Следите за тем, чтобы случайно не коснуться любой из клемм любым соединением с автомобилем; последнее, что вы хотите, чтобы искры появились. Используйте ленту, чтобы заблокировать их, если вам нужно. Как только батарея будет на месте, надежно закрепите ее любыми креплениями, которые у вас есть.
После того, как аккумулятор был закреплен в автомобиле, вы можете начать процесс повторного подключения. Хайнс рекомендует подключать аккумулятор к автомобилю в порядке, обратном тому, в котором вы отключали старый. Таким образом, сначала идет положительный контакт, затем отрицательный.
После того, как вы затянули все соответствующие болты, поздравляю! Готово.
Проверяете состояние аккумулятора? «Всегда следите за чистотой соединений, — говорит Хайнс. «Грязные соединения — это сила сопротивления, а сопротивление становится нагрузкой на цепь».
Если у вас есть коррозия на любой из клемм, объясняет Хайнс, она будет действовать как любой другой потребитель энергии в электрической цепи автомобиля, как лампочка или двигатель. Но поскольку эта коррозия не производит света и не создает движения, вместо этого она генерирует тепло. «И чем больше тепла имеет соединение, тем большее сопротивление оно вызывает», — говорит он. «Это двойной удар, который создает нисходящую спираль».
В некоторых случаях проблемы, связанные с такой коррозией, проявляются только при определенных условиях. «Если у вас плохая связь, все может работать довольно хорошо, когда все холодно», — говорит Хайнс. «Но потом вы можете вести машину полчаса, и тогда у вас будут проблемы с появлением.


