10Авг

Внатяг: Как пишется в натяг: слитно или раздельно?

Движение внатяг

Внимание! Все рекомендации, описанные ниже, относятся только к вождению полноприводных автомобилей в условиях бездорожья.

Одно из самых известных джиперских заклинаний, термин, вынесенный в заголовок этой статьи, зачастую с трудом воспринимается дебютантами бездорожья. В рамках данного текста, мы попытаемся дать, более-менее, точное толкование этой популярной команды. А также, рассмотрим случаи практического применения движения по команде внатяг. Как правило, впервые, с необходимостью перемещения «в натяг» или «натягом», начинающие пилоты сталкиваются в тот момент, когда автомобиль начинает буксовать. Обстоятельства не располагают к вдумчивому анализу, штурман подсказывает направление с помощью мимики, в воздухе витают «аромат сцепления» и ненормативная лексика. В подобной ситуации, человек за рулём интуитивно ищет этот самый «натяг» и далеко не всегда находит. Действительно, сложно найти то, что не осязаемо и необъяснимо. Поэтому, для начала, попробуем растолковать значение термина.

Итак, самое простое толкование: движение «в натяг» — это движение без срыва ведущих колёс в пробуксовку. Что особенно актуально в момент начала движения из положения «застрял». Также, постоянный контакт колеса с дорожным полотном (или его подобием) исключительно важен в момент прохождения любого скользкого участка: ровного влажного грунта, сырого травянистого покрова, мокрых скальных подъёмов и спусков, ледово-снежных дистанций. Кроме того, без пробуксовки желательно трогаться на крутых подъёмах, даже если они сухие. Почему?

Избегая экскурсов в исследования сопротивления материалов, представим себе процесс соприкосновения протектора и земли, как бесконечно нежные объятия первой школьной любви. Колесо выдавливает из-под себя всё, что можно выдавить, чтобы дотянуться до твёрдого грунта. И прижаться к нему максимально плотно, не оставив ни воды, ни воздуха. Слиться, так сказать, с предметом страсти. И, далее двигаться, не расцепляя объятий. Партнёрам даже не приходит в голову, что можно, в клочья, рвать друг на друге одежду. Пока не появляется Он – вечно спешащий пилот внедорожника, с, неподвластным времени, девизом «номер раз»: тапку в пол!

Колесо получает вращательный импульс, к которому никто не готов. Не готова масса автомобиля – он по инерции остаётся на месте. Не готов грунт – он ещё не проник в узоры протектора. Не готова резина — она не успевает впиться в землю и срывается в холостое вращение. Кстати, пробуксовка не всегда безрезультатна. Ведь резина подобающего качества достаточно быстро выкинет из-под себя всё рыхлое и найдёт опору. Если раньше не усадит машину на мосты. Однако, это не самый отрицательный результат пробуксовки.

Главная неприятность в процессе утраты контакта колёс с дорогой – это его, то есть контакта, возвращение. На бесконечно скользких покрытиях – например, леднике у подножия вершины Дых-тау – проблемы не существует. Но, в практических условиях, под мокрой глиной или снежной кашей всегда может найтись нечто твёрдое. И автомобиль, «обутый» соответствующим образом, обязательно до этого «нечто» докопается. При условии, что позволит клиренс, конечно.

А далее, в момент соприкосновения раскрученных колёс с поверхностью, обеспечивающей надёжный контакт, все нагруженные узлы трансмиссии получают «удар ниже пояса» – в самые слабые и незащищённые места. Летят замки передних колёс, полуоси и шестерни в коробках передач. Скручиваются карданные валы – если «тапка в пол» сопровождается вертикальным раскачиванием автомобиля, что характерно для УАЗов. Вытягиваются и даже рвутся цепи в раздаточных коробках. Рассыпаются пары в мостах. И происходят прочие неприятности, которые стоят нервов, денег, а иногда – здоровья людей.

Оговоримся, что, далеко не всегда, предельные обороты двигателя свидетельствуют о дилетантизме пилота. Ситуации бывают разные. Но, в этой статье, мы разбираемся только в причинах и следствиях движения «в натяг». А сам термин не подразумевает ни резких движений ног пилота на педалях управления, ни поспешных решений при расчете траектории движения.

К слову, о траектории. Представим мокрую глинистую колею, пролегающую по скошенному обрыву. Буксующие колёса, раскопав рыхлый грунт на максимальных оборотах, вцепляются в твёрдое «дно» и выбрасывают автомобиль вперёд в режиме снаряда. Он влетает в свежую глиняную «ванну», где его поведение непредсказуемо. Резкое торможение и|или высокие обороты чреваты потерей управления. Что часто заканчивается диагнозом «стащило». Ещё более опасные ситуации возникают на подъёмах с критичными углами. Потеря сцепления между колёсами и дорогой может закончиться опрокидыванием даже на относительно сухих, но сыпучих, участках.

Таким образом, движение «в натяг» избавляет экипаж внедорожника от двух неприятностей. Первая – поломка техники, вторая – потеря управляемости. Именно поэтому, опытный водитель буксующего автомобиля всегда сбросит газ при появлении малейшего контакта с дорожным покрытием. Чаще всего, такое решение принимается интуитивно, ещё до рывка. Каким образом поступает информация от колёс к мозгу пилота, мы анализировать не берёмся. Подобные вопросы следует адресовать генетикам.

Автор Сергей Шинкарев

Чем опасна езда на низких оборотах (и можно ли сэкономить)? — журнал За рулем

Считается, что езда «внатяг» предпочтительнее, потому что так экономится топливо, а двигатель получает щадящую нагрузку. Эксперт «За рулем» все объяснил.

6 советов, как сберечь подвеску на «лежачих полицейских» (половина не работает!)

Режим езды «на низах» означает, что водитель не поднимает обороты коленвала выше 2500 об/мин на бензиновых двигателях и выше 1100-1200 об/мин на дизеле. Инструкторы автошкол обычно учат, что правильно ездить именно так, потому что в данном режиме экономится топливо, да и двигатель нагружается меньше.

Так ли это? Работает для всех машин одинаково или только для новых (с еще свежим мотором)? Или наоборот, «заслуженных» и хорошо поездивших? Какие могут быть риски?

Водитель пьян, а оштрафуют пассажиров? Да!Примитивная парковка-ловушка — попадаются 50% водителейНовая Лада Веста и все-все-все! 12 главных новинок 2022 года

Мнение специалиста

Алексей Ревин, эксперт «За рулем»:

И в прежние времена, и теперь износ двигателя, работающего при большой нагрузке и малых оборотах коленчатого вала, будет значительно выше, чем в режимах больших оборотов и меньших нагрузок. При таких режимах движения страдают подшипники коленчатого вала из-за недостаточного давления масла, так как масляный насос не достигает полной производительности. Вообще, чем больше производительность масляного насоса, тем весь двигатель лучше смазывается и охлаждается маслом. На малых оборотах, когда подача масла мала, хуже смазываются стенки цилиндров и промываются дренажные отверстия поршневых колец. При этом если двигатель изношен, то и насос имеет уменьшенную производительность, и давление в системе «не держится», так как через возросшие зазоры утечки масла больше. Еще при такой езде страдают двухмассовые маховики, цены на которые порой достигают половины стоимости капремонта двигателя.

Вывод

Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал

Для сохранения ресурса двигателя на механике лучше всего ездить на таких оборотах, которые условно можно считать немного выше средних. Например, если на тахометре «зеленая» зона заканчивается на 6 тыс.

об/мин, следует держать от 3 до 4.5 тыс. об/мин. И время от времени раскручивать двигатель почти до максимума. Для чего это нужно, мы рассказывали ранее в этом материале.

На автоматической коробке передач можно регулярно переключаться в спортивный режим, сохраняя при этом спокойный стиль вождения. Это несколько повысит обороты двигателя и уменьшит количество переключений передач. И теоретически немного продлит ресурс двигателя и АКП.

  • Наддувные моторы постепенно вытесняют атмосферные. Однако некоторые производители сокращают интервал ТО для автомобилей с турбодвигателем. Почему? Подробности — в нашем материале.
  • «За рулем» теперь можно читать в
    Facebook.

Фото: Depositphotos и «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Как произносится теснота ?