Жесткость и вибрации при токарной обработке
Обработка металла на токарных станках при определенных условиях может сопровождаться возникающими вибрациями. При этом падает качество изготовления, приходит в негодность режущий инструмент, узлы станка подвергаются интенсивному износу.
Особенно актуальна эта проблема для современного оборудования, работающего с большой производительностью и на высоких скоростях резания.
Основные сведения
Рассматривая условия возникновения вибраций, нужно учитывать жесткость всей обрабатывающей системы. А это: сам токарный станок, фундамент под станком, приспособления для различных условий точения, обрабатывающий инструмент, сама деталь и технология резания (СПИД-система).
При работе под нагрузкой происходит отклонение всех элементов системы от центральной оси вращения ненагруженного станка. Чем выше жесткость узлов станка и обрабатываемой детали, тем меньше величина их отклонений и тем лучше качество обработки: форма детали и шероховатость максимально приближены к заданным значениям.
При недостаточной жесткости возникают вибрации, станок начинает «дробить», что приводит к понижению качества обработки. При этом, не всегда справедливо, что чем больше усилие резания, тем выше погрешность обработки. Вибрация может появляться и из-за сильного занижения рекомендованных технологией режимов резания, когда режущая кромка инструмента выходит за расчетные режимы и резание металла не происходит
На жесткость всей системы влияют временные факторы. В процессе обработки уменьшается сечение обрабатываемой детали, что приводит к снижению ее прочностных характеристик. Заготовка подвергается большему отклонению от оси вращения, при этом вибрации усиливаются.
Причины возникновения вибраций
- Колебания, вызванные работой соседнего оборудования. Эти нежелательные возмущения передаются через грунт, стенные и потолочные перекрытия. Устранение таких явлений заключается в усилении фундаментов, отрыва фундамента станка от общего фундамента цеха при помощи антивибрационных материалов (например песка), установке амортизационных прокладок.
- Дисбаланс различных частей токарного станка. Устраняется балансировкой или заменой изношенных вращающихся частей станка. Сбалансированность заготовки достигается установкой дополнительных грузов.
- Технологические отклонения при изготовлении зубчатых передач оборудования. При этом возникают возмущающие систему механические силы, передающиеся на силовые элементы станка. В ременных передачах возникновению вибраций способствуют некачественные сшивки.
- Прерывистый характер резания. Частое чередование режимов обработки приводит к толчкам и вибрациям. Если такая работа станка обуславливается технологическим режимом, то для устранения нежелательных явлений необходимо преднамеренное увеличение прочности детали.
- Собственные колебания при обработке. Вполне сбалансированная обрабатывающая система может без видимых на то причин вызывать сильные вибрации. Это связано с явлением резонанса. Собственная частота колебаний работающего станка совпадает с частотой колебаний окружающего оборудования, самого здания. Для устранения такого явления нужно изменить режим резания и возможно технологию.
Вибрация, измеряемая частотой колебаний в секунду, характеризуется жесткостью системы. При увеличении этого параметра, частота колебаний увеличивается, а амплитуда уменьшается. Вибрация становится менее заметной.
Факторы, влияющие на интенсивность вибраций
- При увеличении скорости резания интенсивность вибраций в первый момент возрастает (примерный график — на рисунке справа). По достижении скорости резания 80-150 м/мин вибрация начинает затихать. Конкретное значение скорости резания, при которой вибрация уменьшает свои значения, зависит от совокупности параметров режущей системы.
- Увеличение ширины среза усиливает амплитуду колебаний (вибраций).
- Увеличение подачи инструмента или толщины среза вызывает некоторое уменьшение вибраций.
- Применение резцов с небольшими углами, позволяющими производить большие подачи на высоких скоростях, приводит к увеличению амплитуды нежелательных колебаний.
- Уменьшая угол резания, можно добиться снижения интенсивности колебаний.
Методы уменьшения вибраций
При уменьшении вибраций происходит повышение точности изготовления деталей. Анализ технологического процесса позволяет определить погрешности обработки. На основе этих данных определяются методы устранения нежелательных процессов в обрабатывающей системе:
- Мероприятия по повышению жесткости:
- Уменьшение величины выхода пиноли задней бабки.
- Уменьшение вылета резца.
- Затягивание клиньев суппорта и зажим каретки.
- Загрузка поперечного суппорта.
- Увеличение подачи, скорости резания.
- Выбор наиболее подходящего резца и его правильной заточки.
- Обработка металла резцами с противовибрационной фаской. Принцип действия основан на трении фаски о поверхность детали, приводящем к уменьшению колебаний. Этот способ возможен при определенных сочетаниях размеров детали (длины и диаметра), формы резца, технологических режимов обработки.
- Балансировка дополнительных приспособлений с установленной деталью.
- Балансировка трехкулачковых патронов с планшайбой.
- Установка противовесов при точении несимметричных деталей.
Может возникнуть ситуация, когда ни одна из описанных выше мер не приводит к уменьшению вибраций. В этом случае устанавливаются виброгасители. Во фрикционных виброгасителях вибрацию гасят поджатые пружинами кулачки. В гидравлических виброгасителях все нежелательные колебания поглощаются рабочей жидкостью.
Для снижения вибраций при обработке длинномерных деталей применяются более простые способы. При обточке тонкостенной трубы ее заполняют песком или опилками.
Большая роль в повышении качества выпуска продукции отводится токарю. Он правильно должен выбрать режим работы исходя из свойств заготовки (ее жесткости), характеристик станка (мощность электропривода), параметров заточки рабочего инструмента.
Предыдущая статья
Следующая статья
Получить консультацию
по инструменту, методам обработки, режимам или подобрать необходимое оборудование можно связавшись с нашими менеджерами или отделом САПР
Также Вы можете подобрать и приобрести режущий инструмент и оснастку к станку, производства Тайваня, Израиля
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Проработать технологию, подобрать станок и инструмент
Вибрация при торможении авто: диагностика своими силами — Блог
Появление вибрации при торможении является достаточно распространенной неисправностью, которую далеко не всегда просто диагностировать и устранить. Причем это неприятное явление может возникать и в процессе бережной эксплуатации, и после ремонта ходовой и тормозной систем. Нередко с такой проблемой сталкиваются автовладельцы, которые только недавно купили бывший в употреблении, или даже абсолютно новый автомобиль с салона.
В статье предлагается простая методика диагностики, позволяющая собственными силами без помощи специалистов установить возможную причину неполадки, и устранить ее. Даже если ремонт своими руками окажется сложным, и придется обращаться на станцию технического обслуживания, вы, возможно, будете точно знать, что не так, и что именно нужно чинить. Это позволит сэкономить немало средств, так как многие автослесари банально наживаются на не понимающих автовладельцах, устраняя проблему путем навязывания дополнительного ремонта вполне исправных узлов, которые якобы тоже вызывают вибрацию при торможении.
Диагностика при вибрациях во время торможения
Для начала желательно определиться с характером неисправности. Для этого вполне достаточно дать ответы на следующие вопросы:
- Вибрация проявляется только при торможении, или ощущается и в других случаях?
- Вибрация ощущается на педали тормоза?
- Вибрация ощущается на рулевом колесе?
- Вибрация идет по всему кузову автомобиля?
- Больше вибрирует при торможении на высокой или на низкой скоростях?
- Помимо вибрации при торможении слышны стуки, металлический скрежет или писки?
- При торможении автомобиль уводит в какую-либо одну сторону или нет?
- Выполнялся ли недавно какой-либо ремонт ходовой или тормозной системы?
- Вы недавно купили автомобиль, и вскоре появилась вибрация при торможении?
- Возможно, вибрации при торможении появились после «переобувания» на зимнюю/летнюю резину?
По сути, ответив на все эти вопросы, вы сможете самостоятельно провести достаточно эффективную диагностику, и выявить без помощи специалиста причину появившейся вибрации во время торможения. Далее описано, как это работает.
Возможные причины появления вибрации при торможении
Так по представленному выше списку и пойдем:
- Если вибрации ощущаются не только при торможении, то проблема, скорее всего, комплексная, и кроется одновременно и в тормозной системе, и в ходовой. «Виноватыми» могут оказаться даже колеса вашего автомобиля. Каким образом – станет понятно дальше.
- Если вибрации проявляются только при торможении, и вы ощущаете отдачу на педали тормоза, то проблема в самих тормозах и, возможно, в колесах. Остальные узлы – подвеску и рулевое управление можно исключить из поиска.
- Вибрации на рулевом колесе при торможении чаще всего говорят об износе рулевых наконечников и о проблемах с тормозными колодками или дисками. Вибрация передается на руль от тормозов через разболтанные детали рулевого механизма. Как правило, если наконечники износились, вибрация и стуки ощущаются даже без нажатия на педаль тормоза – при наезде на неровности, ямы, лежачего полицейского и так далее.
- Если при торможении вибрирует кузов автомобиля, то диагностировать проблему будет очень сложно. Такие дефекты говорят не только о неисправной тормозной системе, но и о больших проблемах с подвеской.
- Если вибрации больше проявляются при торможении на большой скорости, то, скорее всего, виноваты тормозные колодки или диски. Если дефект имеет место и на сравнительно маленькой скорости, то могут быть дефекты на резине, разбалансировка колес, или гнутые диски.
- Если при торможении не только ощущаются вибрации, но и слышен писк или металлический скрежет – на лицо износ тормозных колодок (или одной из комплекта). Колодки просто стерлись до металлического основания, и при торможении этот металл трется с металлом тормозного диска или ступицы.
- Если при торможении есть вибрация и автомобиль уводит в одну из сторон, то это упростит диагностику. Если вас при торможении ведет, например, вправо, то тормоза на левой стороне не отрабатывают до конца. Возможно, дефект надо искать именно с этой стороны в первую очередь.
- Достаточно часто вибрации при торможении проявляются сразу же после ремонта данного узла. Причин может быть несколько. Во-первых, тормозные колодки не были установлены правильно. Во-вторых, они еще не притерлись к тормозным дискам. В-третьих, новые колодки установлены без диагностики и ремонта ответной части – на тормозных дисках может быть существенный износ или неровности, вызывающие вибрацию при торможении.
- Если вы недавно купили абсолютно новый автомобиль, и вскоре при торможении обнаружили вибрацию, то это просто не притерлись тормозные колодки. Как правило, через 200-300 километров пробега дефект пропадает сам по себе. При покупке бывшего в употреблении автомобиля характер проблемы чаще всего обратный. Вибрации появляются как раз после пробега в 200-300 километров. Скорее всего, на лицо установка некачественных деталей при предпродажной подготовке авто, либо вам его продали с «на ладан дышащими» тормозами.
- Если все было нормально до перехода на зимнюю или летнюю резину, то проблему следует искать в колесах. Во-первых, вы могли установить с новой резиной другие диски – гнутые, лопнувшие и так далее. Во-вторых, вы могли сэкономить на балансировке колес, что тоже может приводить к вибрациям во время торможения. В-третьих, вы установили не новую резину, на которой могут быть дефекты – порванный корд, грыжи, шины «повело» и так далее.
В случае, если все вышесказанное не помогло сразу определить, почему при торможении вибрация, переходите к непосредственной диагностике и поиску проблемы в гараже или на смотровой яме.
Поиск и устранение вибрации при торможении
Пойдем от простого к сложному.
Для начала установите автомобиль на ровную площадку с твердым покрытием. Поочередно демонтируйте по одному колесу, и проведите внешний осмотр их состояния. Что искать? В первую очередь, дефекты резины – вздутия, неравномерный износ, неправильная геометрия рисунка протектора. Не лишним будет проверить и отрегулировать давление в шинах.
Далее осмотрите диски. Нет ли на них заметных повреждений – сколов, бугров, неровностей, трещин и так далее. Также при демонтаже обратите внимание на то, с какой силой были прикручены колеса к ступицам. Если вы открутили их с большим трудом и при помощи длинного рычага, болты были закручены чрезмерно сильно. Это нередко приводит к деформации колесных дисков, что также может быть причиной вибрации при торможении.
Далее проведите осмотр деталей тормозной системы:
- Не изношены ли колодки?
- Равномерный ли износ?
- Правильно ли они установлены?
- Надежно ли закреплены на своих местах?
- Как сильно изношены тормозные диски?
- Не гнутые ли они?
Если выявлены дефектные тормозные колодки, диски или ступицы – замените их на новые. При этом, детали этого узла рекомендуется менять симметрично – как на правой стороне, так и на левой. В противном случае вибрации и другие дефекты могут остаться и после ремонта.
Если с тормозами все нормально, проверьте рулевое управление. В первую очередь, это касается рулевых наконечников. Они не должны болтаться при воздействии на них даже с заметным усилием. Также на стоящем автомобиле проверьте люфты рулевого колеса и кардан в рулевой колодке. Возможно, причина вибрации при торможении с отдачей в руль кроется там.
Вибрирующие тормоза могут также послужить сигналом износа деталей подвески. В первую очередь, надо проверить амортизаторы и шаровые опоры. Износ этих деталей тоже вполне может стать причиной вибрации при торможении.
В заключение не лишним будет сказать, что на автомобилях с установленной системой ABS вибрации могут проявляться из-за неисправностей именно этого узла. Диагностировать его своими силами достаточно сложно, потому, если есть подозрения, что вибрации из-за ABS, лучше сразу обратиться к мастеру.
Завершение
Как видно из описанной выше, диагностировать причину вибрации при торможении во многих случаях можно собственными силами с достаточно большой точностью. Даже если вы сами не хотите браться за ремонт, обратившись к специалисту, вы точно сможете ему указать на «виноватого», и избежать дополнительных неоправданных расходов.
Схожий материал
5 возможных причин почему аккумулятор быстро разряжается на авто
Плохо крутит стартер: диагностика и устранение причин
Простые способы проверки высоковольтных проводов зажигания
Зачем нужно менять тормозную жидкость
5 способов проверить амортизаторы автомобиля
Вибрация при торможении авто: диагностика своими силами
Правила эксплуатации и мойка машины после покраски кузова
Кипит аккумулятор: причины и мифы
Просадки напряжения ВАЗ и на других автомобилях
Подготовка автомобиля к продаже
Как лучше настроить магнитолу в автомобиле
10 возможных причин почему хрипят динамики в машине
Советы как снизить расход топлива на автомобиле
Как правильно подключить любую автомагнитолу к чему угодно
Как починить магнитолу своими руками
В АКБ одна «банка» не кипит при зарядке
Неравномерный износ шин
Можно ли не снимая клеммы заряжать аккумулятор – мифы и реальность
Как в машине сделать 220 вольт
Почему глохнет машина при снятии клеммы с аккумулятора и можно ли так делать
Нужно ли отключать аккумулятор? 10 случаев, когда реально не помешает.
Подключение амперметра в автомобиле
Как правильно отключать и подключать аккумулятор на машине
Плохо ловит радио в машине: возможные причины и способы улучшить прием
Можно ли доливать воду в антифриз: мифы и реальность
7 способов как подключить телефон к штатной магнитоле автомобиля
10 причин почему могут греться колеса автомобиля
Можно ли подкрашивать номера на автомобиле
Принцип работы датчиков давления в шинах и их основные разновидности
Срок службы автомобильной резины и как его продлить
Как правильно обкатать автомобиль: мифы и реальность
Разница между 92-м и 95-м бензином – какой лучше заправлять и почему
Как правильно устанавливать светодиоды на машину
Гудит ГУР: причины
Какая самая экономичная скорость на автомобиле и почему
Почему окисляются клеммы на аккумуляторе и как правильно с этим бороться
Почему плохо играет магнитола и как улучшить музыку в машине
Что выбрать – шипованную резину или липучки
Как заряжать кальциевый аккумулятор – мифы и реальность
10 причин почему машину уводит в сторону
Как и сколько можно хранить бензин в домашних условиях
Обкатка шин – мифы и реальность
Где установить видеорегистратор в машине
Какие диски лучше – литые или штампованные
Полировка кузова своими руками без машинки
Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор и как правильно это делать
Установка и подключение второго аккумулятора в машину
История шин Dunlop / Данлоп
Самые большие шины Michelin / Мишлен для карьерных самосвалов
Основы оценки рисков – Охрана труда и техника безопасности
Вибрационные опасности на рабочем месте: основы оценки рисков приобретение новых инструментов, которые меньше вибрируют, и поддержание их на высоком уровне производительности.
- Роб Браух
- 01 февраля 2015 г.
Каждый день много времени и усилий тратится на измерение уровней вибрации в заводских транспортных средствах, зданиях и других конструкциях и машинах — даже таких разнообразных продуктах, как компьютерные жесткие диски и космические корабли, по мере их проектирования, разработки и испытаний. Тысячи инженеров, техников, консультантов и конструкторов машин стали экспертами в измерении воздействия вибрации на физические объекты. Тем не менее, поразительно небольшой процент этих знаний сосредоточен на том, как вибрация на рабочем месте вызывает серьезные травмы у людей — травмы, которые можно было бы предотвратить при наличии необходимого объема знаний и применении нескольких простых рекомендаций.
Давайте рассмотрим, как можно идентифицировать вибрацию на рабочем месте и оценить или даже количественно определить уровень ее риска, чтобы в первую очередь предотвратить потенциально возмещаемые травмы.
Как вибрация вызывает травмы
Известно, что многократное воздействие высоких уровней вибрации со временем приводит к травмам рабочих. В зависимости от того, как именно эти воздействия пересекаются с рабочей средой человека, они подразделяются на два основных типа: вибрация рук и всего тела. Воздействие вибрации на руку (HAV), помимо того, что является известным фактором, способствующим синдрому запястного канала и другим травмам, связанным с эргономикой, вызывает прямое повреждение пальцев и кисти, влияя на чувствительность, ловкость и захват. Эти травмы являются изнурительными и подлежат компенсации. По данным Журнал Американской медицинской ассоциации .
Некоторые из самых ранних диагностированных случаев травм, непосредственно связанных с работой с ручными электроинструментами, были выявлены доктором Элис Гамильтон в начале 20-го века, и она возглавила сопоставление этих случаев с «синдромом Рейно профессионального происхождения». (или то, что часто называют вибрационной болезнью белых пальцев, или VWF) с использованием пневматических инструментов для измельчения камней, используемых в местном карьере. Это открыло двери для изучения взаимосвязи между высокими уровнями вибрации, проникающей в тело, и возникающими в результате изнурительными травмами, некоторые из которых были настолько серьезными, что приводили к полной ампутации кончиков пальцев. Изучение вибрации и ее связи с распространенностью и тяжестью травм, вызванных хроническим воздействием на производстве, продолжается и по сей день.
Эта статья впервые появилась в выпуске журнала Occupational Health & Safety за февраль 2015 года.
Носимый тепловой монитор/оповещение BAND V2
Нужна помощь с вашей программой отопления, чтобы выполнить NEP OSHA по опасностям, связанным с жарой? Наручный монитор SlateSafety BAND V2 обеспечивает круглосуточный мониторинг частоты сердечных сокращений, уровня нагрузки и температуры тела в режиме реального времени. BAND V2 предупреждает рабочих и специалистов по охране труда до возникновения теплового воздействия. Прочный, чтобы выдерживать суровые условия, но удобный для работников и простой в использовании для вас, BAND V2 может оптимизировать циклы работы и отдыха, повышая безопасность и производительность. Его мощная веб-платформа и новое мобильное приложение Go помогут вам подключить сотрудников и защитить их от теплового стресса в режиме реального времени. Посетите SKC на стенде AIHce 601 для демонстрации! 3
Подключенный мониторинг фильтрации Donaldson iCue™
Технология мониторинга подключенной фильтрации iCue™ от Donaldson предназначена для удаленного мониторинга оборудования для сбора пыли, дыма и тумана на объекте и предоставления оперативной информации. При подключении к системе пылеудаления вашего объекта сервис iCue может отслеживать три набора рабочих данных, важных для профессионалов EHS, включая перепад давления (dP), отслеживание динамики твердых частиц и относительный воздушный поток. Подключенная служба фильтрации iCue отслеживает все три условия и предоставляет данные в режиме реального времени для составления точных отчетов о соответствии требованиям. 3
Испытания на горючую пыль и консультации по процессу
Опасности промышленной гигиены должны включать потенциальную опасность воспламенения. В наших лабораториях проводятся испытания на наличие горючей пыли, паров и опасных химических реакций. Fauske & Associates использует данные испытаний для решения проблем безопасности процессов и смягчения последствий потенциальных аварий в химической и ядерной промышленности. Индивидуальные решения включают в себя оценку объекта, тестирование, инжиниринг, консультации и обучение. 3
Влияние вибрации всего тела на различных частотах на поясничный отдел позвоночника: исследование конечных элементов на основе модели всего человеческого тела
. 2022 Декабрь; 236 (12): 1752-1761. дои: 10.1177/09544119221135688. Epub 2022 15 ноября.Чи Чжан 1 , Ли-Синь Го 1
принадлежность
- 1 Школа машиностроения и автоматизации, Северо-восточный университет, Шэньян, Китай.
- PMID: 36377853
- DOI: 10.1177/09544119221135688
Чи Чжан и др. Proc Inst Mech Eng H. 2022 Декабрь
. 2022 Декабрь; 236 (12): 1752-1761. дои: 10.1177/09544119221135688. Epub 2022 15 ноября.Авторы
Чи Чжан 1 , Ли-Синь Го 1
принадлежность
- 1 Школа машиностроения и автоматизации Северо-восточного университета, Шэньян, Китай.
- PMID: 36377853
- DOI: 10.1177/09544119221135688
Абстрактный
Многие предыдущие исследования показали, что профессиональные водители обычно страдают от болей в пояснице, а боль в пояснице и дегенерация межпозвонкового диска могут быть связаны с условиями вибрации. Однако биомеханические механизмы вибрации всего тела, вызывающие боль и травмы, не были ясны. В этом исследовании использовалась проверенная конечно-элементная модель всего человеческого тела и вибрационные нагрузки на частотах 3, 5, 7 и 9Гц были загружены для оценки влияния частоты на позвоночник. Результаты показали, что реакции позвоночника были сильными при вибрационной нагрузке 5 Гц. Вибрационные нагрузки вызывают чередующиеся напряжения и вздутия в фиброзном кольце и изменяют направление давления в студенистом ядре. Задняя область межпозвонкового диска показала более сильные колебания напряжения, чем передняя область. Факторы риска показали, что длительное воздействие вибраций всего тела с частотой 5 и 7 Гц может иметь более серьезные неблагоприятные последствия для позвоночника. Результаты этого исследования подтвердили, что вибрации, близкие к резонансной частоте человеческого тела, вызывают больше травм позвоночника, чем другие частоты. Переменное напряжение и выпуклость могут вызвать усталость и дегенерацию межпозвонкового диска, которые могут быть механизмами повреждения позвоночника, вызванного вибрацией всего тела, а задние области межпозвонкового диска более подвержены дегенерации. Следует принять некоторые соответствующие меры, чтобы уменьшить неблагоприятное воздействие вибрации всего тела на здоровье позвоночника.
Ключевые слова: Тело человека; люмбаго; поясничного отдела позвоночника; фактор риска; вибрация всего тела.
Похожие статьи
- Изучение процесса заболевания межпозвоночных дисков с помощью теории континуальной механики повреждений.
Цуй Ю, Шен Х, Чен Ю, Чжан В, Чжу Дж, Дуань З, Ляо З, Вейцян Л. Цуй Ю и др. Clin Biomech (Бристоль, Эйвон). 2022 авг;98:105738. doi: 10.1016/j.clinbiomech.2022.105738. Epub 2022 12 августа. Clin Biomech (Бристоль, Эйвон). 2022. PMID: 35987169
- Влияние свойств материала межпозвонкового диска на динамическую реакцию поясничного отдела позвоночника человека на вертикальную вибрацию: исследование чувствительности методом конечных элементов.
Го LX, Фан В. Guo LX и др. Med Biol Eng Comput. 2019 Январь; 57 (1): 221-229. doi: 10.1007/s11517-018-1873-5. Epub 2018 6 августа. Med Biol Eng Comput. 2019. PMID: 30083805
- Биомеханические реакции поясничного отдела позвоночника человека на вертикальную вибрацию всего тела в норме и при остеопорозе.
Fan W, Zhang C, Zhang DX, Guo LX, Zhang M. Фан В. и др. Clin Biomech (Бристоль, Эйвон). 2023 Февраль;102:105872. doi: 10.1016/j.clinbiomech.2023.105872. Epub 2023 4 января. Clin Biomech (Бристоль, Эйвон). 2023. PMID: 36610268
- Биомеханика вибрации и боли в пояснице.
Уайлдер Д.Г. Уайлдер ДГ. Am J Ind Med. 1993 апр; 23 (4): 577-88. дои: 10.1002/аджим.4700230406. Am J Ind Med. 1993. PMID: 8480767 Обзор.
- Пагубное воздействие вибрации всего тела на позвоночник: обзор моделей in vivo, ex vivo и in vitro.