Антифриз или тосол, что лучше выбрать и их отличия
Автомобилисты с опытом прекрасно понимают, насколько важно обеспечить автомобилю работоспособность, гарантировать полноценную работу двигателя и всех систем, а также какую роль в этом играют охлаждающие жидкости. Потому закономерным становится вопрос о том, что лучше тосол или антифриз?
Именно на него мы и постараемся сегодня вам ответить. Кроме того, определим, разнецу между ними, какая из жидкостей лучше, и почему.
Технические особенности и отличия
Начнем с простого. Антифриз — это охлаждающая жидкость, которая изготовлена на основе карбоксилатной технологии и выпускается зарубежными компаниями. В составе такой жидкости находятся этиленгликоль, вода, а также карбонатовые присадки или же соли органических кислот. Но по сравнению с тосолом, у антифриза антикорозийные, антикавитационные, антипенные свойства куда лучше. Потому именно антифриз советуют использовать для отечественным машин и иномарок.
Тосол, в свою очередь, делают на основе традиционной технологии наших отечественных производителей. В его составе имеется этиленгликоль и вода, а также присадки из неорганических кислот. Данная жидкость предназначена для заливки в наши отечественные автомобили. Примечательно, что при нагреве в более чем 105 градусов, свойства тосола теряются. А у антифриза температура 115 и более. Так что по температуре кипения к тосола и антифриза тоже разница, и вновь в пользу последнего.
Какими преимуществами характеризуется антифриз
Специалисты утверждают, что применять лучше стоит именно антифриз, поскольку он обладает рядом преимуществ по сравнению с отечественным аналогом:- более высокая эффективность при охлаждении двигателя: тосол создает большой сложной на поверхностях металла, ведущих к ухудшению теплоизоляции;
- имеет длительный срок эксплуатации: тосол потеряет свои защитные свойства уже через 30-40 тысяч километров пробега, в то время как антифриз можно менять после 250 тысяч километров.
И думайте после такого, есть ли между тосолом или антифризом разница, и в пользу какой жидкости делать выбор; - лучше защищает при повышенных температурах: тосол не сможет защищать компоненты мотора при более чем 105 градусах, в отличие от антифриза;
- не засоряет и не оставляет отложений в радиаторе;
- ведет себя стабильно при высокой температуре;
- максимально защищает от кавитационного воздействия гильзы цилиндров;
- продлевает срок службы водяного насоса.
Пути поиска отличий охлаждающих жидкостей
Многие не знают, чем именно отличается отечественный тосол от зарубежного антифриза. Более того, автомобилисты часто ошибочно считают, что тосол выпускают только в светло-синем цвете. На деле же данная жидкость может обладать зеленым, розовым и даже темно-синим цветом. Из-за этого также тяжело определить, что же было залито в автомобиль — антифриз или тосол. Для этого советуем напрячь память, либо же спросить у прежнего владельца, что он использовал, если машина вам досталась не так давно.
Очень важно помнить — данные жидкости несовместимы друг с другом. Если вы до сих пор думаете, можно ли смешивать тосол и антифриз в одном моторе, то запомните навсегда — нет. Это чревато последствиям, вплоть до выхода ряда систем из строя. Заливка двух жидкостей может привести к серьезных финансовым расходам.
Так что при желании сменить тосол на антифриз, сперва слейте старую жидкость и очистите от нее систему. Не должно оставаться ничего от тосола. Только после этого разрешается заливать свежий хороший антифриз.
И как же в итоге отличить жидкости? Смотрите на состав. Если на российском антифризе написано, что он имеет карбоксилатный состав, откажитесь от него. Наши заводы такого не выпускают.
В состав тосола входят нитраты, амины, силикаты, фосфаты и бораты. В свою очередь, антифриз включает различные присадки, основанные на солях органических кислот. Так что отличия можно искать еще и в составе.
Разница между ними имеется и в температуре кипения. Если у тосола она составляет 105 градусов, то антифриз закипает при 115 градусах и даже выше.
Есть ли у антифриза недостатки?
В принципе, есть. Однако он нивелируется за счет своих качеств, длительности использования, высоких защитных свойств и целого ряда преимуществ по сравнению с тосолом. Заключается этот недостаток в более высокой стоимости.
Однако вы быстро поймете, насколько экономически обоснованной является покупка и заливка антифриза.
Тосол или антифриз
Не смотря на то, что для всех автомобилей с 1990 года, а также и для многих более старых, уже давно есть четкий регламент по типу охлаждающей жидкости, от производителя, — все равно продолжаются споры по поводу антифриза или ТОСОЛ-а. Этого не избежать, если детально разобраться, почему так происходит.
Суть в том, что ТОСОЛ — тот же самый антифриз, от так называемого «отечественного» производителя.
Его название еще со времен «совка» стало нарицательным и, когда говорят «антифриз», подразумевают «ТОСОЛ». Эта информация неизбежно передалась нам от дедов, прадедов и отцов. А потом так надолго и закоренилась в умах автолюбителей.
В чем разница между ТОСОЛом и антифризом?
Чтобы понять разницу, давайте перейдем к терминологии и разберемся, что же такое ТОСОЛ, а что такое антифриз:
- Антифриз — это международное название жидкости в систему охлаждения автомобиля. Чтобы более детально разобраться в типах антифризов, допусках, цветах, мы рекомендуем прочесть эту статью;
- ТОСОЛ — это антифриз отечественного производителя, название, ставшее именем нарицательным в автомобильных кругах на территории бывшего СССР; как правило, под словом «Тосол» подразумевают синий антифриз G11.
Свое название «ТОСОЛ» взял из места, где был разработан в 1971 году. А именно, НИИ «Технологии Ограниченного Синтеза» (сокращенно ТОС). Окончание же «ОЛ» означает принадлежность к группе спиртов.
Об этом мало кто знает и многие производители антифризов до сих пор ставят лейбы «ТОСОЛ» на свои охлаждающие жидкости. Просто, потому что так повелось. Да, слово «Тосол» стало именем нарицательным. С этим уж ничего не поделаешь.
А повелось так потому, что название никто не запатентовал. Что интересно, ни одна современная жидкость охлаждения ничего общего с советским «ТОСОЛом» не имеет вообще. Если раньше это был классический G11 синего цвета, то сейчас в банке с ТОСОЛ-ом можно встретить и красный G12, и желтый, и синий, и даже фиолетовый G13.
Как Вы наверняка знаете из нашей статьи как выбрать антифриз, охлаждающие жидкости делятся на:
- Минеральный антифриз — класс G11, синий или желтый цвет, пробег до 50 000 км и до 2 лет эксплуатации;
- Органический антифриз — класс G12, красный или фиолетовый цвет, пробег до 250 000 км или до 5 лет эксплуатации;
- Лобридный антифриз — класс G13, G12++, который совместим со всеми антифризами и его можно доливать в любую систему охлаждения.

Так вот, ТОСОЛ относится к минеральным антифризам, он основан на этиленгликоле разной плотности. Как правило, такой антифриз используется на старых карбюраторных моторах, зачастую собранных еще при СССР.
Антифриз или ТОСОЛ — что лучше?
Вопрос сам по себе странный, однако он является наиболее популярным, если верить статистике поиска в интернете. Стоит сразу оговориться: нельзя сказать, что ТОСОЛ лучше антифриза или наоборот, хотя бы потому, что это одно и то же. Еще раз повторимся: ТОСОЛ — это минеральный синий антифриз G11.
А вот если Вы хотите узнать, какой именно антифриз нужен в Вашу систему охлаждения, мы рекомендуем подбирать ее исключительно исходя из особенностей двигателя. Как это сделать, читайте в нашей статье как выбрать антифриз по авто. В ней мы рассматриваем, как правильно выбрать охлаждающую жидкость и не ошибиться. И не навредить двигателю.
Можно ли мешать антифриз с ТОСОЛом? Что будет, если их смешать?
Тоже странный вопрос, однако жизненный.
Нередко, когда антифриз куда-то уходит, в пути как на зло, на АЗС и в магазинах продают только классический ТОСОЛ. Скажем так, смешивать тосол с антифризом мы крайне не рекомендуем. Это можно делать только в случае, если у Вас залит G11 синий антифриз. Во всех остальных случаях доливать лучше антифриз G12++, G13, совместимый со всеми жидкостями охлаждения или же дистиллированную воду.
Даже если цвета одинаковы, при смешивании минерального (ТОСОЛ-а) и синтетического антифриза в Вашей системе охлаждения мгновенно образуется мутный осадок, который будет потом достаточно сложно вычистить промывкой системы охлаждения. Но это — полбеды. Самое ужасное, что этот осадок забьет патрубки и Вы получите серьезный риск закипания мотора. Система охлаждения просто перестанет функционировать так, как должна.
Смешивать однотипные антифризы (минеральный +минеральный, синтетика +синтетика) разных цветов мы также не рекомендуем. Остается все тот же риск получения осадка, который все также может забить систему охлаждения и привести к перегреву двигателя.
Однако, как показывает опыт автомобилистов, любой антифриз можно смешать с G12++ (G12 SUPERPLUS). Поэтому «на долив» в экстренной ситуации мы рекомендуем использовать только G12++, совместимый и с минеральными, и с синтетическими жидкостями охлаждения.
Разница между антифризом и охлаждающей жидкой
пропустить до основного содержания
Нажмите, чтобы увеличить
от Джастина Сонга
Цифрового маркетинга
20 сентября 2022
Несмотря на продукты, они не обладают одинаковыми свойствами, поэтому в зависимости от их применения важно знать разницу между тем, как антифриз работает в системе по сравнению с охлаждающей жидкостью.
Ниже мы отвечаем на наиболее распространенные вопросы об этих двух продуктах, чтобы проиллюстрировать, как эти два термина часто путают для одного и того же продукта.
Охлаждающая жидкость — это то же самое, что и антифриз?
Нет, охлаждающая жидкость — это не то же самое, что антифриз.
Антифриз представляет собой концентрированную жидкость на основе гликоля, которая только при разбавлении водой становится охлаждающей жидкостью.
Что такое охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость представляет собой раствор, содержащий воду и антифриз. Вода является одним из лучших способов охлаждения двигателей и закрытых систем, однако вода сама по себе закипает при 100 °C (легко достижима в двигателе) и замерзает при 0 °C, поэтому для ее сохранения требуется добавка (антифриз). течет в более широкой шкале температур.
Что такое антифриз?
Антифриз представляет собой концентрированную жидкость на основе гликоля, обычно состоящую из этиленгликоля или пропиленгликоля. В формулах для конкретных применений также добавляется специальный ингибитор, помогающий защитить металлы системы от коррозии.
Что делает антифриз?
Антифриз — продукт двойного назначения. Основная цель которых состоит в том, чтобы предотвратить замерзание охлаждающей жидкости при низких температурах и, с другой стороны, повысить температуру кипения охлаждающей жидкости для предотвращения перегрева.
Однако стоит отметить, что если чистый антифриз не разбавить водой для создания охлаждающей жидкости, он не будет полностью эффективен ни в одном из этих действий. После смешивания с водой раствор имеет гораздо более высокую температуру кипения и гораздо более низкую температуру замерзания, чем чистый антифриз сам по себе.
Можно ли использовать чистый антифриз?
Существует ряд причин, по которым использование 100% антифриза не рекомендуется. Во-первых, температура замерзания чистого антифриза намного выше, чем при смешивании с водой. Например, чистый этиленгликоль замерзает примерно при -12°C, но при смешивании с водой в соотношении 50/50 температура замерзания падает примерно до -36°C.
В дополнение к этому чистый антифриз не обладает способностью к теплопередаче по сравнению со смесью антифриза и воды. Чистый антифриз теряет примерно треть своих возможностей теплопередачи по сравнению с раствором охлаждающей жидкости.
Чистый антифриз также не способен удерживать ингибиторы коррозии (такие добавки, как силикаты, нитраты и фосфаты) во взвешенном состоянии и свободно течь по системе охлаждения, что приводит к плохой защите от ржавчины, износа и отложений.
Вот почему всегда рекомендуется встряхивать или смешивать раствор охлаждающей жидкости перед добавлением в систему.
Связанные статьи
Вернуться к спискуо
Антифриз и охлаждающая жидкость — это одно и то же?
Владение автомобилем требует определенных знаний по уходу за ним и его обслуживанию. Например, вы должны знать, какие жидкости ваш автомобиль нуждается в регулярной замене и доливке. Два из них – антифриз и охлаждающая жидкость. Знаете ли вы разницу и как правильно использовать каждый из них?
В чем разница между антифризом и охлаждающей жидкостью?
Сотрудник Isuzu добавляет раствор антифриза и охлаждающей жидкости в двигатель грузовика | Луис Тато / Bloomberg через Getty ImagesНекоторые люди используют «охлаждающую жидкость» и «антифриз» как синонимы. Но эти две автомобильные жидкости не совсем одинаковы.
Согласно Cars.com, антифриз содержит этиленгликоль или пропиленгликоль. Эта необходимая жидкость должна быть смешана с водой, чтобы стать охлаждающей жидкостью.
В свою очередь охлаждающая жидкость находится в системах охлаждения автомобилей с водяным охлаждением.
Обычно охлаждающая жидкость смешивается с водой в соотношении 50/50. Он обеспечивает подходящее охлаждение для двигателей, работающих при температуре более 200 градусов по Фаренгейту, и предотвращает замерзание при температурах до 30 градусов ниже нуля. В гораздо более холодном климате вы можете увидеть до 70% антифриза в смеси.
Вода сама по себе не обеспечивает достаточного охлаждения, потому что она кипит при 212 градусах по Фаренгейту и замерзает при 32 градусах. Вода также может вызывать ржавчину на деталях системы охлаждения автомобиля.
Точно так же один антифриз не обеспечит достаточную защиту от замерзания. Антифриз замерзает при нуле градусов. Но, если смешать антифриз с водой, создав охлаждающую жидкость, при соотношении 50 на 50, температура замерзания упадет до 35 градусов ниже нуля и поднимет температуру кипения как минимум до 223 градусов.
Эти точки замерзания и кипения жизненно важны, потому что вы не хотите, чтобы ваш двигатель замерзал или перегревался в более суровые сезоны года.
Охлаждающая жидкость также важна, когда под капотом происходит что-то еще, что может вызвать повышение температуры. Эта жидкость может помочь защитить от дальнейшего повреждения.
Для правильной работы разных автомобилей требуются разные типы охлаждающей жидкости. Чтобы долить жидкости вашего автомобиля, вы должны точно знать, какая охлаждающая жидкость нужна вашей модели. Вы можете найти эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Цвета антифриза и охлаждающей жидкости имеют значение
Чтобы сохранить двигатель в исправном состоянии, необходимо выбирать охлаждающую жидкость хорошего качества.
Посмотрите полное видео на YouTube и узнайте больше о некоторых из лучших охлаждающих жидкостей, доступных на рынке. ???#coolant #antifreeze #comparison #carengine #enginecoolant #automotive #youtube
— Мастерские GoMechanic (@GoMechanic_Blog) 11 апреля 2022 г.
Если вы когда-либо покупали антифриз или охлаждающую жидкость, вы, вероятно, замечали разные цвета .
Обычно охлаждающая жидкость имеет зеленый цвет, но также можно встретить оранжевый, синий, фиолетовый, желтый и даже розовый. Эти цвета нужны не только для красоты.
Каждый производитель автомобилей разрабатывает свои двигатели с определенной охлаждающей жидкостью или антифризом. Например, General Motors использует антифриз Dex-Cool оранжевого цвета, а Volkswagen использует охлаждающие жидкости обычно желтого или синего цвета.
Важно помнить, что эти цвета созданы на основе разных химических элементов. Смешивание различных цветов вызывает химические реакции, которые могут серьезно повредить систему автомобиля.
Хотя вы можете встретить противоречивую информацию о смешивании охлаждающих жидкостей, рекомендуется избегать их смешивания. Кроме того, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы узнать, какой тип антифриза нужен вашей модели.
Как проверить антифриз в автомобиле
(??) Как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле: https://t.
— Руководства Haynes (@HaynesManuals) 12 августа 2022 г.co/u6vrGAG982 ? pic.twitter.com/ybFV3comWU
Связанный
Вы можете выполнить несколько действий по техническому обслуживанию, чтобы поддерживать автомобиль в идеальном состоянии. Одним из них является проверка антифриза вашего автомобиля. Простой показатель того, что вам нужно проверить антифриз, — это облако пара и заглохший двигатель. Но будем надеяться, что вы до этого не дойдете.
Вот несколько простых советов по проверке уровня антифриза в автомобиле:
- Найдите и снимите крышку радиатора. Не прикасайтесь к крышке, если она теплая или двигатель все еще работает.
- Проверьте наличие коричневого осадка под крышкой радиатора. Этот осадок может указывать на необходимость замены.
- Используйте фонарик, чтобы заглянуть внутрь радиатора. Проверьте, не стал ли он коричневым, густым или на нем есть частицы.


И думайте после такого, есть ли между тосолом или антифризом разница, и в пользу какой жидкости делать выбор; 
co/u6vrGAG982 ? pic.twitter.com/ybFV3comWU