Как подключить тахометр, испытать и отрегулировать его?
Тахометр — устройство, предназначенное для измерения частоты вращения моторов, валов, а также других механизмов. Устройство, устанавливаемое на приборную панель, используется уже более ста лет.
Тахометр — это устройство для измерения частоты вращения двигателей, валов, др. механизмов. В транспортной технике тахометр используется уже более ста лет. Как правило, его устанавливают на приборную панель. Устройство индицирует частоту вращения двигателя внутреннего сгорания во время его работы. В современных автомобилях, оснащенных электронными системами управления двигателей, он устанавливается не всегда. Однако показания тахометра позволяют выбрать наиболее подходящий режим движения. В некоторых случаях это позволяет сэкономить топливо либо, наоборот, перейти к более агрессивному стилю езды. Поэтому опытные автолюбители, профессиональные водители часто самостоятельно устанавливают приборные панели с тахометрами.
Рассмотрим, каким образом произвести самостоятельное подключение тахометра.
Содержание
- Принцип действия тахометра
- Способы включения тахометра
- Система зажигания бензиновых двигателей
- Техническое решение
- Испытание, регулировка тахометра
Принцип действия тахометра
В настоящее время различают тахометры:
- Механические. К механическому тахометру информация о частоте вращения двигателя поступает с помощью вращающегося тросика, механически связанного с коленчатым валом двигателя. Сейчас такие устройства в автомобилях уже практически не применяются;
- Электромеханические. Принцип действия электромеханических тахометров основан на преобразовании электрических импульсов с датчиков, установленных на двигателе либо с других электронных устройств. Эти сигналы преобразуются в магнитные импульсы, отклоняющие стрелку измерительного устройства подобно стрелочному вольтметру;
- Цифровые. Цифровые тахометры применяют в составе современных компьютеризированных панелей и управляются программно-техническими средствами.
Самостоятельная установка тахометра такого типа практически невозможна.
Способы включения тахометра
Информацию о частоте вращения двигателя внутреннего сгорания можно считать с:
- генератора;
- датчика частоты вращения коленчатого вала;
- датчика частоты вращения распределительного вала;
- импульса управления катушкой зажигания.
Генераторы некоторых автомобилей (например, Volkswagen T4) имеют дополнительный вывод переменного напряжения, частота которого зависит от частоты вращения двигателя. В этих машинах сигнал на тахометр подается из этой точки.
Нерационально менять генератор только для установки тахометра.
Схема подключения тахометра
Датчики частоты вращения коленчатого и распределительного вала работают на электромагнитном принципе. На более ранних автомобилях устанавливались датчики, использующие эффект Холла. В любом случае электрический импульс, вырабатываемый этими устройствами, имеет амплитуду не более 5В, их внутреннее сопротивление не менее 200 Ом. Для того чтобы осуществить подключение тахометра к этим датчикам, необходим дополнительный усилитель. Эффективнее всего использовать более мощный импульс, приходящий к катушке зажигания.
Система зажигания бензиновых двигателей
Управление процессами зажигания двигателей может быть организовано несколькими методами:
- Трамблерный с одной катушкой зажигания;
- Бестрамблерный со сдвоенной (тройной, четверной в зависимости от количества цилиндров, деленных на 2) катушкой зажигания;
- Индивидуальный (на каждую свечу зажигания).
Во всех случаях на катушку поступает мощный импульс амплитудой 12В с прерывателя (для автомобилей до 90-х годов), транзисторного коммутатора или непосредственно с блока управления двигателя. Именно из этой точки и следует брать сигнал на тахометр.
Техническое решение
Перед тем как подключить тахометр, необходимо составить схему электрических соединений, чтобы мысленно определить начальные и конечные точки включения, трассировать проводник. Любая катушка зажигания имеет вывод (клемму) +15 (зажигание включено), на который подается напряжение аккумуляторной батареи при повороте ключа в первое (у некоторых авто — второе) положение. Ни в коем случае нельзя подключать тахометр к этой точке, при первом же включении он может выйти из строя. Высоковольтные провода также представляют опасность, даже для человека. Следует точно определить сигнальный вход, к которому следует подключать тахометр. В более старых катушках он обозначен буквой «К», лучше найти точную принципиальную электрическую схему автомобиля.
Следующей, более сложной задачей является электрическое соединение узлов. В качестве проводника следует взять многожильный медный провод сечением не менее 2 кв.мм. с полихлорвиниловой изоляцией.
Точки соединений провода к катушке зажигания зачищают, производят механическую скрутку, пропаивают и тщательно изолируют. Укладывают провод вдоль любых электрических жгутов, используя пластмассовые хомутки, в сторону перегородки отсека двигателя возле приборной панели. Ввести проводник внутрь пассажирского отсека можно рядом с любым жгутом электрических соединений. Для этого проще воспользоваться упругой струной. Наконец, соединяют проводник с сигнальным выводом тахометра. В некоторых автомобилях, предусматривающих модификации с тахометром и без него, можно просто поменять приборную панель, найти штатный проводник и подключить его к катушке зажигания.
Испытание, регулировка тахометра
Если автомобиль оборудован бестрамблерной или индивидуальной системой зажигания, подключение тахометра можно произвести к любой катушке. В этом случае показания скорости вращения двигателя (количество оборотов в минуту) будут неадекватными, так как на трамбленое зажигание импульс подается каждый такт, индивидуальное – в четыре раза реже. Однако можно градуировать измерительную шкалу по-новому.
На первом этапе испытаний заводят двигатель, проверяют работоспособность системы (отклонение стрелки на холостых оборотах).
Как правило, частота оборотов в этом режиме находится в пределах 800 – 1000 об/мин.
Далее регулируют уровень показаний. Если стрелка тахометра отклоняется незначительно, можно между сигнальным проводом и массой автомобиля включить дополнительный конденсатор емкостью около 1 мкФ. Наоборот, если стрелка зашкаливает, в разрыв сигнальной цепи включить переменное сопротивление около 1 кОм и масштабировать сигнал.
Следующий этап – ходовые испытания. На заведенном двигателе достигают предельных оборотов. Стрелка тахометра не должна выходить в красную зону. В противном случае регулировку осуществляют вновь. Перед началом эксплуатации еще раз проверяют надежность соединений и изоляции. И помните, дополнительное оборудование – новые проблемы.
Контактный тахометр 8001
Контактный тахометр модели 8001 обеспечивает не только измерение скорости вращения в оборотах в минуту, но и определение скорости движения поверхности. А это часто нужнее, чем частота вращения, например, для конвейеров и ленточных механизмов. И при этом устройство просто в эксплуатации – просто приложить к двигающейся детали. Показания отображаются на чётком, крупном экране. Имеется возможность переключения диапазонов. В комплекте поставляется две насадки:
- валиком,
- конусом
Насадка выбирается в зависимости от того, к какой детали или её части она прикладывается. Модель 8001 контактного термометра это удобное, надёжное устройство для частого применения в производстве для диагностики оборудования. Может также использоваться в автомастерских и автосервисах при техобслуживании автомобиля. Точность измерения времени обеспечивается кварцевым кристаллом на 4МГц. Поэтому при измерении дольше 1 секунды устройство даёт погрешность не более 60 оборотов в минуту. Допустима эксплуатация устройства при температуре не более 50 градусов и влажности не более 80% без конденсата. Устройство неприхотливо и потребляет мало – под нагрузкой не более 18 миллиампер.
- Руководство по эксплуатации на тахометр 8000, 8001, 8008 177.84KB
Общие характеристики | |
Измеряемые величины | скорость вращения (контактно), скорость движения |
Вариант исполнения | портативный |
Характеристики тахометра | |
Тип тахометра | контактный |
Измерение скорости вращения (контактно) | |
Диапазон измерений | 10-19999 об/мин |
Разрешение | 0,001/0,01/0,1/1 об/мин |
Точность | ±0,1% показания +2 цифры |
Единицы измерения | RPM (об/мин) |
Измерение скорости движения поверхности (контактно) | |
Диапазон измерений | 1-9999,9 об/мин |
Разрешение | 0,0001/0,001/0,01/0,1 м/мин |
Точность | ±0,1% показания +2 цифры |
Единицы измерения | м/мин, фт/мин, ярд/мин |
Датчик | |
Расположение | встроенный |
Тип | валовый |
Дисплей | |
Тип | ЖК |
Функции | |
Вспомогательные функции | удержание показаний, автовыключение, индикация разряда элементов питания |
Оснащение | |
Комплектация | прибор, руководство, батарея, картонная коробка, насадка валик, насадка конус |
Электропитание | |
Источник питания | 1×9В батарея |
Энергопотребление | 5mА без нагрузки, 18мА с нагрузкой |
Режим работы | |
Температура | 0 — 50°C |
Относительная влажность | 0 — 80 %RH |
Режим хранения | |
Температура | -20 — 50°C |
Относительная влажность | 0 — 90 %RH |
Габариты и вес прибора | |
Вес | 85 г |
Размер | 149x50x33 мм |
Ручной механический тахометр — HTM, A3-3100, A3-3500, A3-3110, A3-3510
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его.
Особенности
- Отчет о калибровке и тестировании, отслеживаемый NIST, опционально доступен под номером NISTCAL .
- Точность ± 0,5% полной шкалы
- Кнопка памяти удерживает указатель в «последнем» положении до сброса
- НЕТ БАТАРЕЕК!
- 3-позиционный переключатель диапазонов обеспечивает максимально возможное разрешение для каждого приложения
- 1 год гарантии
- Резиновая оболочка на корпусе обеспечивает дополнительную защиту и улучшенный захват
- Поставляется в виде полного комплекта с переходниками для конуса и воронки, удлинителем вала и наземным колесом в пенопластовом кейсе для переноски
- Большой 3-дюймовый циферблат (70 мм) использует 2 отдельные цветовые шкалы, что позволяет быстро и легко считывать число оборотов в минуту (черный) и поверхностную скорость (красный)
Полный комплект
Все модели поставляются в виде полного комплекта в пенопластовом футляре для переноски, включая адаптеры конусного наконечника и воронкообразного наконечника, удлинитель стержня и руководство по эксплуатации.
Модели HTM-100F/500F оснащены колесом с окружностью поверхности 6 дюймов, а модели HTM-100M/500M поставляются с колесом с окружностью поверхности 0,1 метра.
Сертификаты калибровки НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫ.
Принадлежности в комплекте
ХТМ-100Ф | ХТМ-500Ф | НТМ-100М | НТМ-500М | |
Колесо 6 дюймов | • | • | ||
Колесо 0,1 м | • | • | ||
Конический наконечник | • | • | • | • |
Наконечник воронки | • | • | • | • |
Удлинитель вала | • | • | • | • |
Сопутствующие товары
Размеры
Технические характеристики
загрузок
Купить сейчас
Посмотреть корзину
В наличии
Срок выполнения 1 неделя (приблизительно)
2-3 недели времени выполнения заказа (приблизительно)
Время выполнения варьируется, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы узнать о наличии.