5Мар

Устройство тахометра: Схема и устройство тахометра автомобиля — Статьи по автоэлектрике — Статьи

Как подключить тахометр, испытать и отрегулировать его?

Тахометр — устройство, предназначенное для измерения частоты вращения моторов, валов, а также других механизмов. Устройство, устанавливаемое на приборную панель, используется уже более ста лет.

Тахометр — это устройство для измерения частоты вращения двигателей, валов, др. механизмов. В транспортной технике тахометр используется уже более ста лет. Как правило, его устанавливают на приборную панель. Устройство индицирует частоту вращения двигателя внутреннего сгорания во время его работы. В современных автомобилях, оснащенных электронными системами управления двигателей, он устанавливается не всегда. Однако показания тахометра позволяют выбрать наиболее подходящий режим движения. В некоторых случаях это позволяет сэкономить топливо либо, наоборот, перейти к более агрессивному стилю езды. Поэтому опытные автолюбители, профессиональные водители часто самостоятельно устанавливают приборные панели с тахометрами.

Рассмотрим, каким образом произвести самостоятельное подключение тахометра.

Тахометр

Содержание

  1. Принцип действия тахометра
  2. Способы включения тахометра
  3. Система зажигания бензиновых двигателей
  4. Техническое решение
  5. Испытание, регулировка тахометра

Принцип действия тахометра

В настоящее время различают тахометры:

  • Механические. К механическому тахометру информация о частоте вращения двигателя поступает с помощью вращающегося тросика, механически связанного с коленчатым валом двигателя. Сейчас такие устройства в автомобилях уже практически не применяются;
  • Электромеханические. Принцип действия электромеханических тахометров основан на преобразовании электрических импульсов с датчиков, установленных на двигателе либо с других электронных устройств. Эти сигналы преобразуются в магнитные импульсы, отклоняющие стрелку измерительного устройства подобно стрелочному вольтметру;
  • Цифровые. Цифровые тахометры применяют в составе современных компьютеризированных панелей и управляются программно-техническими средствами. Самостоятельная установка тахометра такого типа практически невозможна.

Способы включения тахометра

Информацию о частоте вращения двигателя внутреннего сгорания можно считать с:

  • генератора;
  • датчика частоты вращения коленчатого вала;
  • датчика частоты вращения распределительного вала;
  • импульса управления катушкой зажигания.

Генераторы некоторых автомобилей (например, Volkswagen T4) имеют дополнительный вывод переменного напряжения, частота которого зависит от частоты вращения двигателя. В этих машинах сигнал на тахометр подается из этой точки.

Нерационально менять генератор только для установки тахометра.

 

Схема подключения тахометра

Датчики частоты вращения коленчатого и распределительного вала работают на электромагнитном принципе. На более ранних автомобилях устанавливались датчики, использующие эффект Холла. В любом случае электрический импульс, вырабатываемый этими устройствами, имеет амплитуду не более 5В, их внутреннее сопротивление не менее 200 Ом. Для того чтобы осуществить подключение тахометра к этим датчикам, необходим дополнительный усилитель. Эффективнее всего использовать более мощный импульс, приходящий к катушке зажигания.

Система зажигания бензиновых двигателей

 Управление процессами зажигания двигателей может быть организовано несколькими методами:

  • Трамблерный с одной катушкой зажигания;
  • Бестрамблерный со сдвоенной (тройной, четверной в зависимости от количества цилиндров, деленных на 2) катушкой зажигания;
  • Индивидуальный (на каждую свечу зажигания).

Во всех случаях на катушку поступает мощный импульс амплитудой 12В с прерывателя (для автомобилей до 90-х годов), транзисторного коммутатора или непосредственно с блока управления двигателя. Именно из этой точки и следует брать сигнал на тахометр.

Техническое решение

Перед тем как подключить тахометр, необходимо составить схему электрических соединений, чтобы мысленно определить начальные и конечные точки включения, трассировать проводник. Любая катушка зажигания имеет вывод (клемму) +15 (зажигание включено), на который подается напряжение аккумуляторной батареи при повороте ключа в первое (у некоторых авто — второе) положение. Ни в коем случае нельзя подключать тахометр к этой точке, при первом же включении он может выйти из строя. Высоковольтные провода также представляют опасность, даже для человека. Следует точно определить сигнальный вход, к которому следует подключать тахометр. В более старых катушках он обозначен буквой «К», лучше найти точную принципиальную электрическую схему автомобиля.

Следующей, более сложной задачей является электрическое соединение узлов. В качестве проводника следует взять многожильный медный провод сечением не менее 2 кв.мм. с полихлорвиниловой изоляцией.

Точки соединений провода к катушке зажигания зачищают, производят механическую скрутку, пропаивают и тщательно изолируют. Укладывают провод вдоль любых электрических жгутов, используя пластмассовые хомутки, в сторону перегородки отсека двигателя возле приборной панели. Ввести проводник внутрь пассажирского отсека можно рядом с любым жгутом электрических соединений. Для этого проще воспользоваться упругой струной. Наконец, соединяют проводник с сигнальным выводом тахометра. В некоторых автомобилях, предусматривающих модификации с тахометром и без него, можно просто поменять приборную панель, найти штатный проводник и подключить его к катушке зажигания.

Испытание, регулировка тахометра

Если автомобиль оборудован бестрамблерной или индивидуальной системой зажигания, подключение тахометра можно произвести к любой катушке. В этом случае показания скорости вращения двигателя (количество оборотов в минуту) будут неадекватными, так как на трамбленое зажигание импульс подается каждый такт, индивидуальное – в четыре раза реже. Однако можно градуировать измерительную шкалу по-новому.

На первом этапе испытаний заводят двигатель, проверяют работоспособность системы (отклонение стрелки на холостых оборотах). Как правило, частота оборотов в этом режиме находится в пределах 800 – 1000 об/мин.

Далее регулируют уровень показаний. Если стрелка тахометра отклоняется незначительно, можно между сигнальным проводом и массой автомобиля включить дополнительный конденсатор емкостью около 1 мкФ. Наоборот, если стрелка зашкаливает, в разрыв сигнальной цепи включить переменное сопротивление около 1 кОм и масштабировать сигнал.

Следующий этап – ходовые испытания. На заведенном двигателе достигают предельных оборотов. Стрелка тахометра не должна выходить в красную зону. В противном случае регулировку осуществляют вновь. Перед началом эксплуатации еще раз проверяют надежность соединений и изоляции. И помните, дополнительное оборудование – новые проблемы.

Контактный тахометр 8001

Контактный тахометр модели 8001 обеспечивает не только измерение скорости вращения в оборотах в минуту, но и определение скорости движения поверхности. А это часто нужнее, чем частота вращения, например, для конвейеров и ленточных механизмов. И при этом устройство просто в эксплуатации – просто приложить к двигающейся детали. Показания отображаются на чётком, крупном экране. Имеется возможность переключения диапазонов. В комплекте поставляется две насадки:

  • валиком,
  • конусом

Насадка выбирается в зависимости от того, к какой детали или её части она прикладывается. Модель 8001 контактного термометра это удобное, надёжное устройство для частого применения в производстве для диагностики оборудования. Может также использоваться в автомастерских и автосервисах при техобслуживании автомобиля. Точность измерения времени обеспечивается кварцевым кристаллом на 4МГц. Поэтому при измерении дольше 1 секунды устройство даёт погрешность не более 60 оборотов в минуту. Допустима эксплуатация устройства при температуре не более 50 градусов и влажности не более 80% без конденсата. Устройство неприхотливо и потребляет мало – под нагрузкой не более 18 миллиампер.

Общие характеристики
Измеряемые величиныскорость вращения (контактно), скорость движения
Вариант исполненияпортативный
Характеристики тахометра
Тип тахометраконтактный
Измерение скорости вращения (контактно)
Диапазон измерений10-19999 об/мин
Разрешение0,001/0,01/0,1/1 об/мин
Точность±0,1% показания +2 цифры
Единицы измеренияRPM (об/мин)
Измерение скорости движения поверхности (контактно)
Диапазон измерений1-9999,9 об/мин
Разрешение0,0001/0,001/0,01/0,1 м/мин
Точность±0,1% показания +2 цифры
Единицы измерениям/мин, фт/мин, ярд/мин
Датчик
Расположениевстроенный
Типваловый
Дисплей
ТипЖК
Функции
Вспомогательные функцииудержание показаний, автовыключение, индикация разряда элементов питания
Оснащение
Комплектацияприбор, руководство, батарея, картонная коробка, насадка валик, насадка конус
Электропитание
Источник питания1×9В батарея
Энергопотребление5mА без нагрузки, 18мА с нагрузкой
Режим работы
Температура0 — 50°C
Относительная влажность0 — 80 %RH
Режим хранения
Температура-20 — 50°C
Относительная влажность0 — 90 %RH
Габариты и вес прибора
Вес85 г
Размер149x50x33 мм

ХТМ-100Ф ХТМ-500Ф НТМ-100М НТМ-500М
Колесо 6 дюймов    
Колесо 0,1 м
Конический наконечник
Наконечник воронки
Удлинитель вала