Плотность нефтепродуктов в зависимости от температуры
Плотность топлива – это его удельный вес, а именно количество массы в единице объема.
Плотность топлива во многом зависит от плотности нефти из которой оно получено. Согласно ГОСТ Р 52368-2005 плотность топлива при температуре +15 °С должна быть в пределах 0,820-0,845 г/см3, а по ГОСТ 305-82 не должна превышать 0,860 (при 20°С)
Плотность топлива зависит от температуры, впрочем, как и для любой другой жидкости: при повышении температуры плотность топлива снижается и наоборот – при снижении температуры плотность топлива увеличивается. Существуют специальные таблицы для пересчета плотности топлива в зависимости от температуры. Для дизельного топлива температурная поправка изменения плотности составляет, в среднем 0,0007 г/см3 на 1°С.
ПЛОТНОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ
| НЕФТЕПРОДУКТЫ | ПЛОТНОСТЬ ПРИ 20* С, г/см3 |
| Авиационный бензин | 0,73-0,75 |
| Автомобильный бензин | 0,71-0,76 |
| Топливо для реактивных двигателей | 0,76-0,84 |
| Дизельное топливо | 0,80-0,85 |
| Моторное масло | 0,88-0,94 |
| Мазут | 0,92-0,99 |
| Нефть | 0,74-0,97 |
Точный расчет плотности нефтепродукта
Для того чтобы определить при помощи этой таблицы плотность нефтепродукта при данной температуре, необходимо:
таблица средних температурных поправок плотности нефтепродуктов.
| Плотность при 20oС | Температурная поправка на 1oС | Плотность при 20oС | Температурная поправка на 1oС |
| 0,650-0,659 | 0,000962 | 0,8300-0,8399 | 0,000725 |
| 0,660-0,669 | 0,000949 | 0,8400-0,8499 | 0,000712 |
| 0,670-0,679 | 0,000936 | 0,8500-0,8599 | 0,000699 |
| 0,680-0,689 | 0,000925 | 0,8600-0,8699 | 0,000686 |
| 0,6900-0,6999 | 0,000910 | 0,8700-0,8799 | 0,000673 |
| 0,7000-0,7099 | 0,000897 | 0,8800-0,8899 | 0,000660 |
| 0,7100-0,7199 | 0,000884 | 0,8900-0,8999 | 0,000647 |
| 0,7200-0,7299 | 0,000870 | 0,9000-0,9099 | 0,000633 |
| 0,7300-0,7399 | 0,000857 | 0,9100-0,9199 | 0,000620 |
| 0,7400-0,7499 | 0,000844 | 0,9200-0,9299 | 0,000607 |
| 0,7500-0,7599 | 0,000831 | 0,9300-0,9399 | 0,000594 |
| 0,7600-0,7699 | 0,000818 | 0,9400-0,9499 | 0,000581 |
| 0,7700-0,7799 | 0,000805 | 0,9500-0,9599 | 0,000567 |
| 0,7800-0,7899 | 0,000792 | 0,9600-0,9699 | 0,000554 |
| 0,7900-0,7999 | 0,000778 | 0,9700-0,9799 | 0,000541 |
| 0,8000-0,8099 | 0,000765 | 0,9800-0,9899 | 0,000528 |
| 0,8100-0,8199 | 0,000752 | 0,9900-1,000 | 0,000515 |
| 0,8200-0,8299 | 0,000738 |
а) найти по паспорту плотность нефтепродукта при +20oС;
б) измерить среднюю температуру груза в цистерне;
в) определить разность между +20oС и средней температурой груза;
г) по графе температурной поправки найти поправку на 1oС, соответствующую плотность данного продукта при +20oС;
д) умножить температурную поправку плотности на разность температур;
е) полученное в п.
Примеры.
Плотность нефтепродукта при +20oС, по данным паспорта 0,8240. Температура нефтепродукта в цистерне +23oС. Определить по таблице плотность нефтепродукта при
этой температуре.
Находим:
а) разность температур 23o — 20o =3o;
б) температурную поправку на 1oС по таблице для плотности 0,8240, состовляющую 0,000738;
в) температурную поправку на 3o:
0,000738*3=0,002214, или округленно 0,0022;
г) искомую плотность нефтепродукта при температуре +23oС (поправку нужно вычесть, так как температура груза в цистерне выше +20oС), равную 0,8240-0,0022=0,8218, или округленно 0,8220.
2. Плотность нефтепродукта при +20oС, по данным паспорта, 0,7520.
Температура груза в цистерне -12oС. Определить плотность нефтепродукта при этой температуре.
Находим:
а) разность температур +20oС — (-12oС)=32oС;
б) температурную поправку на 1oС по таблице для плотности 0,7520, составляющую 0,000831;
в) температурную поправку на 32o, равную 0,000831*32=0,026592, или округленно 0,0266;
г) искомую плотность нефтепродукта при температуре -12oС (поправку нужно прибавить, так как температура груза в цистерне ниже +20oС), равную 0,7520+0,0266=0,7786, или округленно 0,7785.
Характеристики жидкого, твердого и газообразного топлива для котельных
Версия для печати
Удельная теплота сгорания
Характеристики мазута
Характеристики дизельного топлива
Характеристики угля по маркам
Удельная теплота сгорания
| Наименование топлива |
МДж/кг.![]() |
|---|---|
| Торф | от 8 до 15 |
| Дрова (березовые, сосновые) | 10,2 |
| Бурый уголь | от 14 до 15 |
| Каменный уголь | от 22 до 29,3 |
| 1 у. т. (антрацит) | 29.3 (7000 ккал/кг) |
| Газ (метан) | 50,1 |
| Мазут | |
| Дизельное топливо | 42,7 |
Характеристики мазута по ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия (с Поправкой, с Изменением №1)»
| Наименование показателя | Значение для марки | ||
|---|---|---|---|
| флотский Ф5 | топочный 40 | топочный 100 | |
1. Вязкость кинематическая, мм2/с, не более: |
|||
| при 50 °С | 36,20 | — | — |
| при 80 °С | — | 59,00 | — |
| при 100 °С | — | — | 50,00 |
| или | |||
| вязкость условная при 100 °С, градусы ВУ, не более | — | — | 6,80 |
| 2. Зольность, %, не более, для мазута: | |||
| малозольного | — | 0,04 | 0,05 |
| зольного | 0,05 | 0,12 | |
3. Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,10 | 0,5 | 1,0 |
| 4. Массовая доля воды, %, не более | 0,3 | 1,0 | 1,0 |
| 5. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | ||
| 6. Массовая доля серы, %, не более | 1,00 | 0,50 | 0,50 |
| 1,50 | 1,00 | 1,00 | |
| 1,50 | 1,50 | ||
| 2,00 | 2,00 | ||
| 2,50 | 2,50 | ||
| 3,00 | 3,00 | ||
| 3,50 | 3,50 | ||
7. Коксуемость, %, не более |
6,00 | — | — |
| 8. Содержание сероводорода, ppm (мг/кг), не более | 10 | 10 | |
| 9. Температура вспышки, °С, не ниже: | |||
| в закрытом тигле | 80 | — | — |
| в открытом тигле | — | 90 | 110 |
| 10. Температура застывания, °С, не выше | Минус 5 | 10 | 25 |
| для мазута из высокопарафинистых нефтей | — | 25 | 42 |
11. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (небраковочная), кДж/кг, не менее, для мазута с содержанием серы, %: |
41454 | ||
| 0,50, 1,00, 1,50, 2,00 | — | 40740 | 40530 |
| 2,50, 3,00, 3,50 | 39900 | 39900 | |
| 12. Плотность при 15 °С, кг/м3, не более | 958,3 | Не нормируется. Определение обязательно | |
| 13. Выход фракции, выкипающей до 350°С, % об., не более | 22 | 17 | 17 |
Характеристики дизельного топлива по ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное.
Технические условия»
| Наименование показателя | Значение для марки | |||
|---|---|---|---|---|
| Л | Е | З | А | |
| 1 Цетановое число, не менее | 45 | |||
| 2 Фракционный состав: | ||||
| 50% перегоняется при температуре, °C, не выше | 280 | 280 | 280 | 255 |
| 95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | 360 | 360 | 360 |
| 3 Кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с (сСт) | 3,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 |
| 4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: | ||||
| для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 62 | 40 | 35 |
| для дизелей общего назначения | 40 | 40 | 30 | 30 |
| 5 Массовая доля серы, мг/кг, не более | 500-2000 | |||
| 6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | |||
| 7 Массовая доля сероводорода | Отсутствие | |||
| 8 Испытание на медной пластинке |
Выдерживает. Класс 1 |
|||
| 9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | |||
| 10 Кислотность, мг KОН на 100 см3 топлива, не более | 5 | |||
| 11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | |||
| 12 Зольность, %, не более | 0,01 | |||
| 13 Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,20 | |||
| 14 Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | |||
| 15 Содержание воды, мг/кг, не более | 200 | |||
| 16 Плотность при 15 °С, кг/м3, не более | 863,4 | 863,4 | 843,4 | 833,5 |
| 17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | Минус 5 | Минус 15 | Минус 25 | — |
| — | — | Минус 35 | Минус 45 | |
Характеристики газообразного топлива
| Газообразное топливо | Пропан-бутан | Природный газ Е | Природный газ LL-воздух (62,8-37,2 %) | Городской газ 1 | Газ от сточных вод |
|---|---|---|---|---|---|
| Состав (в % по объему): | |||||
|
Азот (N2) Кислород (О2) Диоксид углерода Водород (Н) Окись углерода (СО) Метан (СН4) Этан (С2Н6) Пропан (С3Н) n-бутан (n-С4Н10) |
— — — — — — — 75. 7024.30 |
1.10 — 1.0 — — 93.0 3.0 1.30 0.60 |
14.0 — 0.80 — — 81.80 2.80 0.40 0.20 |
9.60 0.50 2.30 54.50 5.50 24.40 2.50 0.70 — |
1.20 — 34.60 0.20 — 64.0 — — — |
| Теплота сгорания мин., МДж/ м3 | 109.22 | 41.26 | 35.21 | 19.82 |
22. 99 |
| Теплота сгорания макс., МДж/ м3 | 109.22 | 41.26 | 35.21 | 19.82 | 25.51 |
| Плотность q, кг/м3 | 2.18 | 0.784 | 0.829 | 0.513 | 1.158 |
| Относительная плотность, d | 1.686 | 0.606 | 0.641 | 0.397 | 0.896 |
| Объемы воздуха и продуктов сгорания при а=1,0 м3/кг: | |||||
| Теоретически необходимое количество воздуха V0B | 26.25 |
9. 88 |
8.43 | 4.32 | 6.11 |
| Объем сухих дымовых газов V0cr | 24.05 | 8.88 | 7.70 | 3.90 | 5.82 |
| Объем влажных дымовых газов V0r | 28.16 | 10.80 | 9.35 | 4.97 | 7.03 |
Характеристики угля по маркам
| Марки угля | Буквенное обозначение марок | Выход летучих веществ Vr, % | содержание углерода Сr, % | теплота сгорания Qгб, ккал/кг |
|---|---|---|---|---|
| Бурые | Б | 41 и более | <76 | 6900—7500 |
| Длиннопламенные | ДО | >39 | 76 | 7500—8000 |
| Газовые | Г | 36 | 83 | 7900—8600 |
| Жирные | Ж | 30 | 86 | 8300—8700 |
| Коксовые | К | 20 | 88 | 8400—8700 |
| Отощённо-спекающиеся | ОС | 15 | 89 | 8450—8780 |
| Тощие | Т | 12 | 90 | 7300—8750 |
| Антрациты | А | менее 8 | >91 | 8100—8750 |
| Газовые жирные | ГЖ | 36 и более | 84 | 5400-7400 |
| Коксовые жирные | КЖ | >25 | 87 | 8450 |
| Коксовые вторые | К2 | 20 | 88 | 8400-8900 |
| Слабоспекающиеся | СС | 27 | 82 | 5600-8000 |
Как избежать использования некачественного дизельного топлива
В начале вебинара, организованного во вторник Ассоциацией специалистов по управлению оборудованием, Кен Хилл сказал, что за последние несколько лет он слышал много жалоб на плохой дизельный двигатель.
производительность и запросы от операторов о том, что они могут с этим поделать.
Хилл, вице-президент по продажам и маркетингу компании по анализу масла WearCheck USA, сказал, что распространенной причиной плохой работы двигателя является использование дизельного топлива низкого качества в оборудовании. Затем он провел около 45 минут, изучая свойства дизельного топлива, надлежащие проверки качества топлива и, наконец, проверки хранения, чтобы убедиться, что операторы используют качественное топливо.
«Важно помнить, что качество дизельного топлива ухудшается каждый раз, когда с ним обращаются», — сказал Хилл, прежде чем проследить путь, по которому дизель попадает в ваше оборудование. Конечно, дизель начинает свою жизнь в масле задолго до того, как попадает на нефтеперерабатывающий завод. Затем он транспортируется на терминал по трубопроводу, сказал Хилл.
«Но что было в этом трубопроводе раньше?» Хилл задумался вслух. «И помните, терминал видит несколько приемок дизельного топлива, с которым контактировало ваше топливо».
С терминала дизельное топливо передается торговцу топливом, «кому-то, кому вы доверяете, чтобы он принес правильное топливо, которое вы заказали», как выразился Хилл. Продавец наполняет бак, который, по словам Хилла, вероятно, использовался для перевозки другого топлива, прежде чем доставить его вам и вашему резервуару для хранения.
«Всегда помните о том, что к тому времени, как топливо попадет в ваше оборудование, оно уже перекачивалось семь-восемь раз», — сказал Хилл.
Свойства
Затем Хилл определил несколько важных свойств дизельного топлива. Операторы могут получить лучшее представление о качестве топлива, отправив образцы дизельного топлива для тестирования в лабораторию, чтобы найти эти измерения.
Теплота сгорания – это количество энергии, запасенной в одном галлоне дизельного топлива. Он измеряется в БТЕ и показывает, насколько хорошо двигатель преобразует тепловую энергию сгорания в реальную работу. Чем выше теплотворная способность на галлон топлива, тем больше энергии будет получено от каждого галлона израсходованного топлива.
Цетановый индекс — обычно дизельное топливо имеет цетановое число от 40 до 55. Цетановое число 40 или выше в настоящее время является стандартом для всех дорожных дизельных двигателей. Более высокое цетановое число полезно при запуске и прогреве двигателя, а также в холодную погоду и при длительной работе двигателя с низкой нагрузкой.
Плотность по API — это измерение определяет плотность топлива и, наряду с дистилляцией (определяется ниже), используется для расчета цетанового индекса. Стандарты дизельного топлива колеблются в пределах 20-45 API Gravity. Другое название этого измерения — удельный вес, который относится к отношению плотности топлива к плотности воды. Удельный вес может быть измерен обычным ареометром и колеблется в дизельном топливе от 0,8 до 0,9.4.
Температура воспламенения – это температура, при которой пары, образующиеся над поверхностью жидкого топлива, воспламеняются при контакте с открытым пламенем.
Минимальная температура вспышки дизельного топлива составляет 125 градусов по Фаренгейту. Точка воспламенения оказывает минимальное влияние на работу двигателя и в большей степени влияет на правильное обращение с топливом и его хранение. Точка воспламенения позволяет операторам проверить качество топлива, поскольку она показывает, контактировало ли топливо с топливом более низкого качества.
Вязкость – Измерение сопротивления топлива течению при заданной температуре. Вязкость дизельного топлива обычно находится в диапазоне от 2,4 до 4,1 сСт. Когда вязкость выходит за пределы этого диапазона, это может повлиять на работу топливной форсунки. Дизельное топливо может быть слишком жидким или слишком густым для правильной работы двигателя, поэтому вязкость является важным свойством при смешивании дизельного топлива.
Перегонка – Измеряет начальную точку кипения и разделение дистиллятов при различных температурах и определяет опасные или вредные примеси бензина к дизельному топливу.
Испаряемость дизельного топлива представлена цифрой 9.0 процентов Температура перегонки, при которой отгоняется 90 процентов дизельного топлива в допустимом диапазоне 282-338 градусов Цельсия.
Содержание серы (частей на миллион) — чтобы свести к минимуму потенциальные проблемы и сократить выбросы выхлопных газов, правила Агентства по охране окружающей среды требуют, чтобы содержание серы в дорожном дизельном топливе не превышало 15 частей на миллион. Однако снижение содержания серы в дизельном топливе снижает его смазывающую способность, его способность смазывать движущиеся части, особенно в ТНВД и форсунках. Большинство поставщиков топлива добавляют в смесь смазывающую присадку, и существуют усилители смазывающей способности, доступные на вторичном рынке. Топливо со смазочными присадками дороже.
Анализы в холодную погоду
Затем Хилл рассказал о некоторых полезных свойствах, которые нужно запомнить, и провести тесты, когда наступит холодное время года.
Точка помутнения – Дизельное топливо содержит твердый парафин, и при низких температурах парафин начинает застывать, и в топливе могут образовываться кристаллы твердого парафина, которые закупоривают топливопроводы и фильтры двигателя. Температура помутнения – это температура, при которой эти кристаллы парафина начинают появляться в топливе. На самом деле вы можете определить присутствие этих кристаллов парафина по мутному виду топлива.
Точка застывания — Если температура продолжает падать ниже точки помутнения, топливо достигнет и превысит точку застывания, станет слишком густым, чтобы течь, и в конечном итоге станет твердым. Температура застывания определяет температуру, при которой это происходит. Доступны присадки, которые могут улучшить текучесть топлива и снизить температуру застывания при экстремально низких температурах.
Точка закупорки холодного фильтра – Измеряет температуру, при которой в топливе образуются кристаллы парафина до такой степени, что они закупоривают фильтры.
Загрязнение
Затем Хилл перешел к подробному описанию различных типов загрязнения топлива. «Это будет одна из самых больших проблем в вашей задней части», — сказал он.
Вода и осадок – И то, и другое может засорить топливные фильтры и вызвать значительную потерю мощности, коррозию, износ компонентов топливной системы и способствовать росту микроорганизмов. Количество воды в топливе не должно превышать 500 частей на миллион или 0,05 процента. Осадок не должен превышать 100 частей на миллион, или 0,01 процента.
Бактерии, грибки и плесень – Наличие бактерий, грибков и плесени указывает на то, что резервуары для хранения топлива не обслуживались должным образом. При наличии вода отделяется от топлива и скапливается на дне резервуаров для хранения, создавая прекрасную питательную среду для биологического роста. Первоначально дизельное топливо стерилизуется благодаря высоким температурам, связанным с переработкой на заводе, но топливо может быстро загрязняться микроорганизмами, присутствующими в воздухе или воде, которые содержат бактерии и грибы.
Советы по обслуживанию
Имея в виду всю эту информацию, Хилл рассмотрел несколько советов по обслуживанию, чтобы гарантировать, что эти проблемы не замедлят вашу работу. Во-первых, он предложил убедиться, что вы покупаете топливо у надежного поставщика. Для этого попросите поставщика предоставить сертификат предварительного анализа для каждой поставки. Это должно охватывать содержание серы, цвет (краситель), если таковой имеется, и гарантии в отношении транспортного средства, независимо от того, была ли его цистерна очищена от других продуктов перед хранением или транспортировкой.
Компания Hill также предложила проверять каждую полученную вами партию и каждый топливный отсек партии, чтобы убедиться, что они соответствуют сертификату анализа и не содержат избытка воды и осадка. После этого рекомендуется взять образец груза и отправить его в лабораторию для тестирования.
Когда дело доходит до хранения вашего дизельного топлива, Hill рекомендует проверять резервуары для хранения и топливные системы не реже одного раза в месяц.
Сливайте воду из резервуара(ов) по мере необходимости, что помогает предотвратить микробное загрязнение. Держите бак(и) максимально заполненным топливом, чтобы уменьшить объем поступающего наружного воздуха. Это уменьшает влажность, так как воздух конденсируется. Наконец, установите сапун с влагопоглотителем, чтобы уменьшить попадание влаги и отложений в топливную систему.
Модель для коррекции удельного веса биодизеля из остаточной нефти
ANP. (2012) Sítio da Agência Nacional de Petroleo, Gas Natural e Biocombustíveis — ANP. Постановление № 7 от 19 марта 2008 г.
АБУ-ДЖРАИ, А.; РОДРИГЕС-ФЕРНАНДЕС, Х.; ЦОЛАКИС, А.; МЕГАРИТИС, А.; ТЕИННОЙ, К.; КРЭКНЕЛЛ, РФ; КЛАРК, Р. Х. (2009) Производительность, сгорание и выбросы дизельного двигателя, работающего с реформированной системой рециркуляции отработавших газов. Сравнение заправки дизельным топливом и GTL. Топливо, н. 88, с. 1031-1041.
АЛЬПТЕКИН Э.; CANAKCI, M. (2008) Определение плотности и вязкости смесей биодизеля и дизельного топлива.
Возобновляемая энергия, н. 33, с. 2623-2630.
АЛТУН, С.; БУЛУТ, Х .; ÖNER, C. (2008) Сравнение характеристик двигателя и характеристик выбросов выхлопных газов смеси кунжутного масла и дизельного топлива с дизельным топливом в дизельном двигателе с прямым впрыском. Возобновляемая энергия, н. 33, с. 1791-1795 гг.
АТАДАШИ И. М.; АРУА, М.К.; АЗИЗ А.А. (2010) Высококачественное биодизельное топливо и его применение в дизельных двигателях: обзор. Обзоры возобновляемых и устойчивых источников энергии, n. 14, с. 1999-2008.
БАЛАТ, М.; БАЛАТ, Х. (2010) Прогресс в переработке биодизеля. Прикладная энергия, н. 87, с. 1815-1835 гг.
КАСТРО, М.П.П.; АНДРАДЕ, А.А.; ФРАНКО, RWA; МИРАНДА, PCML; СТЕЛ, М.; ВАРГАС, Х .; КОНСТАНТИНО, Р.; BAESSO, ML (2005) Измерение термических свойств биодизельных масел с использованием фототермических методов. Письма по химической физике, н. 411, с. 18-22.
ДАБДУБ, М.; БРОНЗЕЛЬ, Дж.; RAMPIM, M. (2009) Биодизель: критический обзор статуса и перспективы в академических кругах и промышленности.
Кимика-Нова, н. 32, с. 776-779.
ДАНТАС, М.Б.; АЛЬБУКЕРК, А.Р.; БАРРОС ФИЛЬЮ, А.К.; РОДРИГЕС ФИЛЬЮ, М.Г.; АНТОНИОСИ ФИЛЬО, Н. Р.; SINFRÔNIO, FSM; РОЗЕНХЕЙМ, Р.; SOLEDADE, LEB; САНТОС, IMG; SOUZA, AG (2011)Оценка окислительной стабильности кукурузного биодизеля. Топливо, н. 90, с. 773-778.
DEMIRBAS, A. (2009) Политическое, экономическое и экологическое воздействие биотоплива: обзор. Прикладная энергия, н. 86, с. С108-С117.
ЭНСИНАР, Дж. М.; САНЧЕС, Н.; МАРТИНЕС, Г.; GARCÍA, L. (2011) Изучение производства биодизельного топлива из животных жиров с высоким содержанием свободных жирных кислот. Технология биоресурсов, н. 102, с. 10907-10914.
ХААС, М. Дж.; МАКАЛУН, Эй Джей; YEE, WC; FOGLIA, TA (2006) Модель процесса для оценки затрат на производство биодизеля. Технология биоресурсов, н. 97, с. 671-678.
ХУКМАН, С. К.; БРОХ, А .; РОББИНС, К.; СЕНИСЕРОС, Э.; НАТАРАДЖАН, М. (2011) Обзор биодизельного состава, свойств и спецификаций. Обзоры возобновляемых и устойчивых источников энергии, n.
16, с. 143-169.
ХОРХЕ Н.; СОАРЕС, Б. Б. П.; ЛУНАРДИ, В. М.; MALACRIDA, CR (2005) Alterações físico-quimicas dos óleos de girassol, milho e soja em frituras. Кимика-Нова, н. 28, с. 947-951.
KNOTHE, G. (2005) Зависимость свойств биодизельного топлива от структуры алкиловых эфиров жирных кислот. Технология переработки топлива, н. 86, с. 1059-1070.
KNOTHE, G. (2007) Некоторые аспекты окислительной стабильности биодизеля. Технология переработки топлива, н. 88, с. 669-677.
ЛАМ, М.К.; ЛИ, К. Т.; МОХАМЕД, А. Р. (2010)Гомогенный, гетерогенный и ферментативный катализ переэтерификации масла с высоким содержанием свободных жирных кислот (отходы кулинарного масла) в биодизель: обзор. Достижения биотехнологии, n. 28, с. 500-518.
МОНТГОМЕРИ, округ Колумбия (2001) Планирование и анализ экспериментов, Нью-Йорк, Wiley.
МОРОН-ВИЛЛАРРЕЙЕС, Дж. А.; СОЛЬДИ, К.; ДЕ АМОРИМ, А. М.; ПИЦЗОЛАТТИ, М.Г.; ДЕ МЕНДОНА МЛАДШИЙ, А.П.; D’OCA, MGM (2007) Соотношение дизельного и биодизельного топлива для двигателей с воспламенением от сжатия.
Топливо, н. 86, с. 1977-1982 гг.
НАМАСИВАЯМ, А. М.; КОРАКЯНИТИС, Т.; КРУКС, Р. Дж.; БОБ-МАНУЭЛЬ, К.Д.Х.; ОЛСЕН, Дж. (2010) Биодизель, эмульгированное биодизельное топливо и диметиловый эфир в качестве экспериментального топлива для двигателей, работающих на природном газе. Прикладная энергия, н. 87, с. 769-778.
РОДРИГЕС-АНТОН, Л. М.; АПАРИСИО, К.; ГИНЬОН, Б.; SANZ, PD (2008) Объемные свойства метилового эфира отработанного масла при высоком давлении по сравнению с дизельным маслом. Топливо, н. 87, с. 1934-1940 гг.
САНТОС, А. Д. К.; VIEIRA, DF (2010) Определение коэффициента расширения термального биодизеля и влияние системы на объемную медицину. Эклетика Кимика, н. 35, с. 107-112.
ШАРМА, Ю.К.; СИНГХ, Б.; UPADHYAY, S.N. (2008) Достижения в разработке и характеристике биодизеля: обзор. Топливо, н. 87, с. 2355-2373.
СКООГ, Д. А.; ЗАПАД, Д. М.; ХОЛЛЕР, Дж. Ф.; CROUCH, SR (2007) Fundamentos de Química Analitica. Tradução da 8ª изд. norte-americana, Сан-Паулу, Editora Thomson
TAT, M.


Вязкость кинематическая, мм2/с, не более:
Массовая доля механических примесей, %, не более
Коксуемость, %, не более
Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (небраковочная), кДж/кг, не менее, для мазута с содержанием серы, %:
Класс 1
70
99
88