Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях
Замена охлаждающей жидкости или необходимость ее долить ставит перед автомобилистом или мастером-ремонтником массу вопросов:
● Лучше долить антифриз такого же цвета или дистиллированную воду?
● Антифриз какого цвета нужно залить в расширительный бачок?
● Как выбирать охлаждающую жидкость: по цвету или надписям на этикетке?
Чтобы каждый мог найти ответы на эти и другие вопросы, мы подготовили обзор по охлаждающим жидкостям.
Что представляет собой охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость (далее ОЖ) – одна из главных функциональных жидкостей в автомобиле, по значимости ее можно сравнить с тормозной жидкостью, моторным маслом или даже топливом. Именно от ОЖ зависит теплоотвод от ДВС – это ее основная задача.
Современные ОЖ эффективно защищают детали ДВС от накипи, кавитации и коррозии, обеспечивают смазку сальника насоса системы охлаждения, исключают образование осадка в системе охлаждения.
Несмотря на всю важность этой жидкости, многие автомобилисты и мастера по ремонту авто относятся к выбору ОЖ весьма халатно, что приводит к проблемам с двигателем.
В система охлаждения ДВС используются антифризы (разновидность ОЖ) – это низкозамерзающие теплоносители, которые практически не расширяются и эффективно работают при низкой температуре. В состав большинства автомобильных антифризов входит примерно 90% этиленгликоля и 10% пакета присадок.
Именно пакет присадок определяет свойства ОЖ защищать детали ДВС от коррозии, кавитации, накипи, образования осадка и т.д. Именно пакетом присадок отличаются друг от друга антифризы разных производителей.
Формула этиленгликоля
Необходимо отметить, что некоторые недобросовестные производители заменяют дорогой этиленгликоль более дешёвым глицерином. Из-за высокой вязкости глицерина его приходится разбавлять метанолом.
Глицерин термически нестабилен, при длительном нагреве свыше 90°С разлагается с образованием летучих веществ, в т.ч. акролеина. Продукты разложения токсичны, коррозионно- агрессивны. Глицерин сильно пенится, по этой причине ухудшается отвод тепла.
Метанол – простейший одноатомный спирт, образующий ядовитый формальдегид при определенных реакциях с водой. Начинает кипеть при 85°С, связывает воду и «съедает» алюминий. Запрещен законом для использования в антифризах. Горит при нагреве.
В концентрированном виде (этиленгликоль + присадки) использовать антифриз нельзя: такая смесь кристаллизуется уже при -16С и плохо отводит тепло от узлов двигателя. Для эффективной работы концентрат смешивают с водой – теплоемкость у нее в 4 раза выше, чем у этиленгликоля.
Получается, что чем выше % воды в составе антифриза, тем лучше он отводит тепло. Температура кристаллизации жидкости также изменяется в зависимости от количества воды. Наглядно это видно на графике:
Наиболее эффективный вариант концентрации в соответствии с графиком достигается, если смешать концентрат антифриза с водой в соотношении 2:1. В таком случае смесь выдерживает температуру до -54С. Важно помнить, что при снижении температуры кристаллизации, температура кипения повышается.
Многочисленные исследования показали, что для нормальной работы смеси количества концентрата антифриза в системе охлаждения должно составлять от 30 до 60%. Если % концентрата меньше, то улучшаются показатели теплоотведения, но другие свойства антифриза, особенно защита узлов от коррозии, значительно снижаются.
Если доля концентрата более 60%, то температура кристаллизации будет выше, как и температура кипения антифриза. При этом теплоотведение ухудшится, что негативно сказывается на ДВС. В качестве идеального варианта с точки зрения сохранения всех свойств антифриза рассматривается соотношение 1:1 – одна часть концентрата и одна часть воды. При таком соотношении t кристаллизации смеси около 37 С, кипения – 107 С, а эффективность пакета присадок сохраняется полностью.
К потребителям антифриз поступает в виде концентрата или уже готовой смеси, которую можно сразу же заливать в систему охлаждения. Концентрированный антифриз состоит из этиленгликоля, а воду в него должен добавлять сам потребитель: он же и определяет, в каком соотношении они должны смешиваться.
Готовые смеси содержат нужное количество деминерализованной воды, чаще всего это концентрация 1 к 1 с температурой замерзания до -37 С.
Помните, что для антифриза % объема и % массы отличаются: плотность этиленгликоля составляет 1,112 кг/л, поэтому 1 литр концентрата весит 1,112 кг. Учитывайте это при покупке: на канистре может быть написан вес, а не объем, тогда как при указанном весе в 5 кг по объему в канистре будет всего 4,5 литра.
Какие бывают ОЖ?По составу пакета присадок все существующие антифризы делят на:
- Традиционные или классические
- Гибридные
- Карбоксилатные
- Лобридные
Так же существует классификация охлаждающих жидкостей, используемая автоконцерном Volkswagen:
G11 – спецификация VAG TL-774C, относится к антифризам, произведенным по гибридной технологии (об этом в продолжении статьи)
G12 – спецификация VAG TL-774D, относится к антифризам, произведенным по карбоксилатной технологии
G12 Plus – спецификация VAG TL-774F, отличается от предшественника усовершенствованным пакетом присадок
G12 Plus Plus – спецификация VAG TL-774G, так называемый лобридный антифриз на основе этиленгликоля
G13 – спецификация VAG TL-774J, лобридный антифриз на основе пропиленгликоля
Такая классификация получила широкое распространение среди российских покупателей, а обозначение охлаждающих жидкостей Volkswagen стало нарицательным для описания видов антифризов.
Классические антифризы
К этой группе относятся антифризы, которые производят по неорганической технологии. Присадки у таких антифризов включают в себя соли неорганических кислот:
● Фосфаты
● Силикаты
● Бораты
● Нитриты
● Нитраты
● Амины
Техническое обозначение таких ОЖ — Traditional, Conventional и IAT (Inorganic Acid Technology).
Традиционные антифризы работают следующим образом: ингибиторы покрывают всю поверхность системы охлаждения изнутри, образуется пленка, которая не дает смеси из воды и этиленгликоля напрямую контактировать с металлическими узлами и деталями. Защитный слой останавливает коррозию, но ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения ДВС.

Если своевременно не поменять охлаждающую жидкость, то она станет мутной и приобретет бурый оттенок. Также присадки могут спровоцировать появлением накипи, отложений и осадка.
«Тосол» является одним из традиционных антифризов, который был разработан в СССР в 1960-1970 гг. Название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС» — «Технология Органического Синтеза» о окончания «-ол», которое в химии обозначает спиртовые соединения. Его разработали для замены в системах охлаждения двигателей ВАЗ итальянской охлаждающей жидкости Paraflu 11.
Важно знать, что «Тосол» — это всего лишь название антифриза, а не его отдельный вид. В его первоначальном составе по утвержденной технологии он производился вплоть до 1990 гг. а затем под таким названием стали производить антифризы с совершенно разным составом. Современные силикатные ОЖ с названием «Тосол» с оригинальным Тосолом ничего общего не имеют.
Традиционные ОЖ вытеснили с рынка уже в 1990 гг – на смену им пришли более современные смеси. Связано это с большим количеством недостатков:
- Появление гелей и абразивных частиц, которые засоряют всю систему и выводят из строя помпу, мешают теплоотведению
- Образование осадка при смешивании с минерализованной водой
- Быстрое окисление нитритов
- Из-за быстрого расхода органических присадок срок эксплуатации таких ОЖ составляет не более 2 лет и 60000 км пробега.
Еще одна причина отказа от традиционных ОЖ кроется в эволюции ДВС: с ростом их производительности увеличивается и температура их работы, поэтому требовались антифризы с более высокой точкой кипения. Из-за усиленного режима работы присадки срабатывали еще быстрее, к тому же традиционные ОЖ несовместимы с радиаторами из алюминия.
Гибридные антифризы
Гибридные антифризы были разработаны уже в 1990 годах, как замена традиционным. В их состав входит более стабильный пакет присадок, в котором между собой сочетаются карбоксилаты (карбоновые кислоты) и соли неорганических кислот. Такой состав присадок действует на очаги коррозии и кавитации эффективнее, чем у традиционных ОЖ и недостатки выражены намного меньше.
В технической документации гибридные ОЖ обозначают HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology Coolants, Hybrid Coolants, NF (Nitrite Free), или антифриз класса G11.
Гибридные антифризы активно использовались с 1990-х по 2006 год, затем на смену им пришли более совершенные составы. Но некоторые автоконцерны, например, BMW и Mitsubishi, (до 2010 года также Mercedes-Benz и Volvo), продолжали использовать гибридные антифризы при заправке системы охлаждения при производстве автомобиля. Срок службы гибридного антифриза составляет около 3-х лет.
К охлаждающим жидкостям, изготовленным по гибридной технологии, относится Антифриз Carville Racing гибридный. Благодаря многофункциональному пакету присадок, содержащему ингибиторы коррозии, регуляторы пенообразования и pH этот антифриз демонстрирует стабильность эксплуатационных свойств на протяжении всего срока эксплуатации – 3 года или 150000км пробега.
Карбоксилатные антифризы
В середине 1990-х был разработан карбоксилатный антифриз, который и сейчас является лучшим вариантом по своим полезным свойствам и сроку эксплуатации. Многие мировые автопроизводители, включая АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ, используют карбоксилатные антифризы для первой заправки системы охлаждения.
От всех остальных антифризов данный вид отличается технологией производства пакета присадок: его основой являются соли карбоновых кислот: в составе нет аминов, боратов, фосфатов, нитратов, нитритов и силикатов.
Карбоновые соли точечно воздействуют на очаги возникновения коррозии, а образованная защитная пленка толщиной до 1 микрона, покрывает не все поверхности, а только проблемный участок. Благодаря этому пакет присадок расходуется экономно, а теплоотведение проходит эффективнее. Карбоновые кислоты стабильны при температуре до +135 С, поэтому подходят для высокооборотистых и термонагруженных ДВС.
Особое отличие карбоксилатных ОЖ в полном отсутствии неорганических присадок, поэтому в антифризе даже при длительном использовании не появляются гели, отсадки и иные отложения.
В технической документации карбоксилатные антифризы обозначают OAT (Organic Acid Technology), Carboxylate coolants, LLC (Long Life Coolant), ELC или XLC (Extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), G12 (по спецификации VW TL 774-D) и G12+ (по спецификации VW TL 774-F, с 2006 года). Карбоксилатные ОЖ могут эффективно работать 5 и более лет.
Антифриз Carville Racing карбоксилатный изготовлен по технологии OAT (Organic Acid Technology) и по классификации VAG соответствует классу G12+ (VW TL 774-D / VW TL 774-F). Карбоксилатный пакет присадок не содержит силикаты, амины, фосфаты, бораты, нитриты и нитраты.
Данный антифриз особенно эффективен при защите алюминиевых элементов от высоких температур. Увеличивает срок службы помпы, радиатора и резиновых уплотнителей. Обладает увеличенным ресурсом эксплуатации — до 5 лет или 250 000 км пробега и сохраняет эксплуатационные свойства на всем его протяжении.
Лобридные антифризы
Лобридные антифризы появились в 2005 году. По классификации Volkswagen G12++. Они являются средним звеном между гибридными и карбоксилатными антифризами. В составе пакета присадок лобридной охлаждающей жидкости не более 10% солей неорганических кислот (силикаты или фосфаты), более 90% состава занимают карбоновые кислоты, поэтому по характеристикам такой антифриз лучше гибридного.
Позже появились лобридные антифризы на основе пропиленгликоля. Функционально эта жидкость аналогична лобридному антифризу на основе этиленгликоля, но менее ядовита и быстрее разлагается, соответственно наносит меньший вред окружающей среде при её утилизации, но её цена значительно выше. Соответствует классификации VAG TL-774J – G13
Что означает цвет охлаждающей жидкости?
Многие автовладельцы и даже продавцы автомагазинов ошибочно полагают, что цвет антифриза указывает на его тип: так антифриз голубого цвета означает самый «простой» вариант со сроком использования не более 2х лет, зеленый – антифриз получше со сроком службы до 3х лет, а красный – самый лучший со сроком использования до 5 лет. Также многие ошибочно полагают, что антифризы одного цвета идентичны между собой, а потому их можно доливать друг в друга или без опаски заменять один на другой.
В реальности на цвет охлаждающей жидкости влияет лишь краситель, который добавили в состав, и никакой информации о качественных свойствах этот цвет не несет. Все антифризы поначалу не имеют цвета, краситель в них добавляют по следующим причинам:
- Чтобы лучше видеть количество антифриза в охлаждающем бачке и контролировать ее испарение
- Требование производителя – каждый автоконцерн может использовать свой специальный цвет для обозначения антифриза
- В качестве отличительного признака охлаждающей жидкости, которая была залита при первой заправке еще на конвейере
- Для поиска протечек.
Например, в антифризы Carville Racing добавлены флуоресцентные красители чтобы было легче обнаружить течь системы охлаждения в ультрафиолетовом цвете.
Таким образом антифризы одного цвета могут полностью отличаться между собой по составу, но при этом общепринятые тенденции говорят о следующем:
- Антифризы голубого цвета чаще всего относятся к традиционным ОЖ
- Гибридные антифризы чаще всего бывают зеленого, бирюзового или синего цвета
- Карбоксилатные антифризы зачастую имеют оттенки красного, оранжевого или желтого цвета
Несмотря на это, встречаются и исключения из правил, поэтому нужно опираться на тип антифриза, который используют в конкретной модели автомобиля. Если таких данных нет, нужно опираться на допуски и спецификации антифриза. Рекомендации производителя указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Концентрированный антифриз всегда ярче, чем готовая смесь. В процессе использования охлаждающая жидкость «линяет» и ее цвет становится бледнее – это нормальное состояние, которое не является признаком брака.
Допуски и спецификации антифриза
Для антифризов существуют национальные стандарты, нормирующие основные показатели охлаждающих жидкостей: это внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозийное воздействие на металлы, вспениваемость и другие. Например, в Российской федерации существует ГОСТ 28084. К слову, он не описывает состав и концентрацию присадок, смешиваемость, или цвет жидкости – это решает производитель.
Среди признанных международных стандартов разных стран один из наиболее известных – ASTM. Американское общество по испытаниям материалов. Спецификации и методы испытаний, утвержденные ASTM, применяются во всем мире. Например, практически все современные автомобильные охлаждающие жидкости должны соответствовать ASTM D3306. Это стандартная спецификация на охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля и пропиленгликоля (концентраты и предварительно разбавленные с водой 50/50) для двигателей автомобилей и легких грузовиков. ASTM D4985 -Стандартная спецификация на охлаждающие жидкости, которые содержат ограниченное число силикатов, предназначенные для тяжело нагруженных двигателей.
Абсолютное большинство автоконцернов указывают спецификации (требования) на жидкости и масла для автомобилей, включая и антифриз. Выглядит это так: BMW GS 94000; MAK A4.05.09.01; MWM 0199-99-2091 / 11; Cummins IS series u N14 / CES 14603 / 14439; Mercedes-Benz MB 325.3 / MB 325.5; Detroit DFS93K217; Deutz DQC CB-14, Audi / Seat / Skoda / Volkswagen/Porsche TL-774 D / TL-774 F. В спецификациях указаны требования, которым должен соответствовать антифриз, чтобы его можно было использовать для автомобилей этой марки. Чтобы автомобиль работал долго и исправно, то выбирать антифриз нужно в соответствии с рекомендациями производителя.
Долив охлаждающей жидкости
В расширительном бачке есть отметки уровня ОЖ с метками «MIN» и «MAX». При холодном двигателе в норме уровень жидкости будет находится между этими отметками. Количество ОЖ не должно быть выше отметки «MAX», так как при нагревании жидкость может сорвать крышку бачка и повредить клапан (в бачках проточного типа). Долить жидкость необходимо, если ее уровень находится на 1 и более см ниже отметки «MIN».
Нужно знать, какой именно антифриз доливать. Есть несколько вариантов развития ситуации. Если известно, какой антифриз залит в систему, нужно купить такой же и компенсировать недостающий объем.
Если сведений об антифризе нет и долить нужно всего 100-200 мл, можно использовать деминерализованную воду. Такое небольшое количество воды практически не меняет концентрацию смеси и не сказывается на температуре замерзания и свойствах антифриза.
Если долить требуется более 200 мл, то обязательно подобрать такой же антифриз с допуском от производителя: в традиционный антифриз только традиционный, в гибридный только гибридный, а в карбоксилатный только карбоксилатный. Смешивать разные типы между собой нельзя, как нельзя полагаться только на цвет охлаждающей жидкости. При этом сохраняется шанс, что жидкости одного типа, но от разных производителей при смешивании дадут появление осадка и засорят систему из-за несовместимости пакетов присадок.
Если неизвестно, какой антифриз уже залит в систему, когда есть протечка или требуется долить более 30% от общего объема ОЖ, нужно полностью заменить весь антифриз в системе. Для этого нужно слить старую ОЖ, промыть всю систему и залить новый, а в сервисной книжке ТС внести информацию о типе залитого антифриза.
Когда менять антифриз?
Присадки в составе охлаждающей жидкости имеют приоритетное значение. С течением времени они срабатываются и не могут больше обеспечить защиту узлов системы охлаждения: смесь этиленгликоля и воды запускает процесс коррозии. Частицы ржавчины могут повредить сальник и привести к разгерметизации подшипника помпы, заклиниванию термостата, разрушениям крыльчатки насоса, засорам радиатора и закупорке каналов системы охлаждения. Результатом станет дорогостоящи ремонт автомобиля.
Чтобы этого не допустить нужно вовремя менять отработавший антифриз. Срок его службы устанавливает сам производитель автомобиля с учетом типа ОЖ, особенностей автомобиля и результатов тестов антифриза. Разные марки могут устанавливать разное время использования для одного и того же антифриза. На упаковках производители антифризов также указывают срок эксплуатации антифриза, усредняя рекомендации автоконцернов по результатам проведенных тестов. Периодически нужно заглядывать в расширительный бачок и проверять вид антифриза: если он мутный, бурый или появился осадок, лучше заменить его сразу же.
Что использовать на замену?
Антифриз меняют после ремонта автомобиля или после того, как ОЖ отработала свой ресурс. Выбирать антифриз на замену отработавшему нужно из жидкостей, соответствующих рекомендациям автопроизводителя – это указано в руководстве по эксплуатации, другой технической документации на автомобиль или на сайте автоконцерна.
Помните, что одна спецификация может подходить сразу к нескольким маркам авто: например, спецификации VW TL 774 (G 11, G12+, G12++, G13) распространяются на Audi, Porsche, Seat и Skoda, а спецификация Hyundai MS 591-08 на Kia. Российские автоконцерны АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ не делят антифризы на типы, а указывают все традиционные, гибридные и карбоксилатные антифризы.
Если выявить нужный тип антифриза так и не получилось, можно полностью промыть систему охлаждения и залить в нее карбоксилатный антифриз в качестве универсального.
Как промыть систему охлаждения?
Промывать систему охлаждения нужно обязательно, если в отработавшем антифризе были осадки, масло, частицы коррозии, гели и т.д. или вы переходите с одного типа антифриза на другой. Промывать систему не нужно только в том случае, если вы заливаете в систему точно такую же охлаждающую жидкость, которая использовалась ранее, и загрязнений в отработавшем антифризе нет.
Промывка очищает всю систему от осадков, загрязнений и остатков старой ОЖ. Остатки старого антифриза могут вступить в реакцию с новым, что может ослабить действие пакета присадок. Если промывка не проводилась, то все отложения смоются новым антифризом при его заливке в систему, однако все осадки тогда останутся в трубках и каналах радиатора, засоряя их.
Простой вариант промывки: в расширительный бачок залейте дистиллированную (деминерализованную), после чего запустите двигатель на холостых оборотах и дайте ему поработать 10-15 минут. Если же добавить в воду около 20% антифриза или 10% концентрата, очистка будет эффективнее: в процессе будет удален налет от старых присадок, а присадки из нового антифриза частично покроют металл, что увеличит срок службы охлаждающей жидкости.
Если слитая вода будет грязной, процедуру промывки стоит повторить. Не заливайте холодную жидкость при горячем двигателе: он может расколоться от теплового расширения, дайте двигателю остыть!
Выводы и итоги
От выбора антифриза зависит срок и качество работы двигателя. Чтобы двигатель прослужил как можно дольше, а дорогостоящего ремонта системы охлаждения можно было избежать, нужно придерживаться следующих правил:
- Полагайтесь на рекомендации производителя автомобиля по спецификациям и типу ОЖ, сроке ее замены
- Если вы не можете найти антифриз с допуском от своего автопроизводителя, используйте антифриз с допусками от других производителей
- Не мешайте между собой охлаждающие жидкости разных типов – это приведет к появлению осадков, которые забьют трубки системы охлаждения и нарушит теплообмен
- У хорошего производителя антифриза обязательно есть сайт, где указана информация о продукции и указаны все спецификации
- Если старый антифриз мутный или бурого цвета, а также если предстоит замена типа антифриза, обязательно промойте всю систему охлаждения
Будьте в курсе. Подписывайтесь на официальные каналы:
Файлы
Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях — 1
Как правильно выбрать охлаждающую жидкость?
Многие автолюбители даже не задумываются над этим вопросом, пока уровень охлаждающей жидкости не упадет до минимума или машина не «закипит» в пробке. И тогда совершается вторая ошибка – выбор антифриза чисто по цвету уже залитой жидкости. Как узнать, какой антифриз подходит для вашего автомобиля для полной замены или долива – рассказываем в этой статье.
В первую очередь, нужно выяснить, какой тип антифриза рекомендует автопроизводитель – эта информация есть в сервисной книжке автомобиля. Выбирать жидкость только по цвету не имеет смысла. Сам антифриз бесцветный, и цвет красителя не влияет на его химический состав и характеристики. Дело в том, что цветную жидкость легко обнаружить при утечке, а изменение цвета антифриза говорит о необходимости его замены.
Каждый производитель выбирает цвет антифриза по своему усмотрению или исходя из установившихся традиций на рынке. Например, карбоксилатные антифризы класса G12+ обычно окрашивают в красный цвет. Однако красный цвет антифриза одной марки может не соответствовать красной жидкости другого производителя по своему типу. Их смешивание грозит выпадением осадка и серьезными проблемами в системе охлаждения.
Давайте разберемся, какие охлаждающие жидкости бывают и из чего состоят.
Антифриз на 50% состоит из моноэтиленгликоля, на 47% — из обессоленной воды, а оставшиеся 3% приходится на присадки. Именно вид присадки определяет тип охлаждающей жидкости: традиционный, гибридный, карбоксилатный, лобридный.
Традиционные антифризы (IAT). Тип присадок в них — соли неорганических кислот: фосфаты, силикаты, амины, нитриты, нитраты и бораты. Используется в качестве ингибиторов коррозии. После заливки такого антифриза в систему, присадки образуют сплошную защитную пленку по всей площади системы охлаждения. Эта плёнка предохраняет металлические детали от коррозии, но ухудшает теплообмен между двигателем и охлаждающей жидкостью, поэтому этот тип антифризов подходит не для всех современных двигателей. Ресурс таких антифризов два года или 60 000 км.
Гибридные антифризы (HOAT). Представляют собой развитие традиционной технологии. У этих охлаждающих жидкостей пакет присадок состоит из солей карбоксилатных и неорганических кислот. Неорганические присадки создают сплошную защитную плёнку, а карбоксилатные действуют только в том месте, где защитная пленка истончается и начинается процесс коррозии.
За счёт этого микса получилось увеличить ресурс использования антифриза до 2-3 лет или 120 000 — 150 000 км.
Карбоксилатные антифризы (OAT). Наиболее популярный тип антифризов на сегодняшний день. Пакет присадок в них состоит из солей карбоновых кислот. Еще их называют «умными» присадками: они не создают сплошную защитную пленку (как традиционные и гибридные антифризы), но как только в системе появляются очаги коррозии, присадки образуют локальный защитный слой и сдерживают дальнейшее разрушение. Преимущество данного типа антифризов состоит в максимальной передаче тепла от стенок двигателя к антифризу. У ОАТ срок эксплуатации достигает 5 лет или 250 000 км.
Лобридные антифризы — Lobrid (гибридный антифриз с пониженным содержанием неорганических ингибиторов) — в них пакет присадок которых состоит из 90% карбоксилатов и 10% неорганических компонентов — силикатов или фосфатов. Появление этой технологии продиктовано решением автопроизводителей найти баланс между защитой системы охлаждения от коррозии и теплопередачей. Лобридные антифризы тоже создают сплошную защитную плёнку, как IAT и HOAT жидкости, но в данном случае она тоньше; карбоксилатные присадки работают так же, как в OAT-антифризах.
Такое решение позволяет, обеспечивать длительную антикоррозионную защиту и не нарушать теплообмен.
Лобридные антифризы становятся всё более популярными и поддерживаются (заливаются) автопроизводителями гигантами: концерном Volkswagen, Kia/Hyundai и другими.
Карбоксилатные и лобридные антифризы наиболее адаптированы к двигателям современных иномарок. Дело в том, что система охлаждения — это комплекс материалов: резиновые патрубки, пластик и металл из которого сделан двигатель (алюминий, сталь, чугун; металл может быть разных сортов с различными добавками). Эти материалы определяют необходимый тип антифриза. Автопроизводитель подбирает его и составляет техническое требования — допуск.
Долив или замена?
Если вы полностью меняете охлаждающую жидкость, учитывайте только её тип. В этом случае цвет не важен.
Если вы доливаете, учитывайте тип и цвет охлаждающей жидкости, которая уже залита в ваш автомобиль. Смешивание антифризов одного типа, но разных цветов — например, зелёного и красного, приведет к невозможности отслеживать его изменение (напомним: изменения цвета говорит, что антифриз выработал свой ресурс).
Не смешивайте антифризы разных типов, даже если они одинакового цвета и от одного производителя, чтобы избежать непредсказуемой химической реакции при взаимодействии присадок (образование накипи, выпадение твердых осадков, образование гелей и т.д.).
Не тратьте время на изучение составов,(воспользуйтесь автоподборщиком антифризов FELIX на главной странице сайта). Мы проанализировали спецификации ведущих автопроизводителей со всего мира, провели множество тестов и испытаний, в результате чего появилась линейка профессиональных антифризов для разных марок авто. Антифризы полностью соответствуют требованиями автопроизводителей. Всё что вам нужно сделать — ввести марку и модель своего автомобиля и выбрать антифриз из линейки FELIX.
Понимание типов охлаждающих жидкостей важно для вашего двигателя и системы охлаждения
Брэд Джордан, менеджер по техническому обслуживанию OEM, Shell Global Solutions
В качестве менеджера по техническому обслуживанию OEM компании Shell Lubricants одной из моих основных обязанностей является работа с производителями транспортных средств и двигателей, а также с автопарками для обеспечения надлежащего применения охлаждающей жидкости. Это включает в себя устранение неполадок, определение потребности в новых продуктах и оценку применения продуктов для отрасли большегрузных перевозок.
Мы видели, что по мере развития дизельных двигателей и материалов, из которых они изготавливаются, технология охлаждающей жидкости должна следовать их примеру. В частности, более широкое использование алюминия в современных двигателях сделало необходимым изменение охлаждающих жидкостей. Однако существует давнее заблуждение, что все охлаждающие жидкости одинаковы и взаимозаменяемы друг с другом. Использование неподходящей охлаждающей жидкости может привести к проблемам с системой охлаждения грузовика.
Существует два совершенно разных типа охлаждающей жидкости. Первый представляет собой более старую обычную полностью разработанную технологию или технологию неорганических кислот (IAT), а второй — новую охлаждающую жидкость с увеличенным сроком службы (ELC) с технологией органических кислот (OAT). Каждый тип охлаждающей жидкости по-разному защищает двигатели от коррозии, поэтому при смешивании разных типов охлаждающих жидкостей обе разбавляются, и их эффективность может быть значительно снижена.
Основное различие между полностью разработанными охлаждающими жидкостями и охлаждающими жидкостями с увеличенным сроком службы заключается в продолжительности времени и/или пройденных милях, в течение которых каждая из них будет оставаться полностью эффективной. Присадки IAT в обычных охлаждающих жидкостях являются жертвенными и будут израсходованы, поскольку они обеспечивают защиту от коррозии. В то время как ELC с добавками OAT служат намного дольше и обеспечивают значительную экономию затрат на техническое обслуживание в течение всего срока службы охлаждающей жидкости.
Ниже приведены некоторые сведения о различных типах охлаждающих жидкостей.
- Полностью готовые охлаждающие жидкости содержат силикат и другие неорганические добавки, которые вместе с дополнительными присадками к охлаждающей жидкости (SCA) обеспечивают защиту двигателя и системы охлаждения. Они предлагают стабилизированную формулу с низким содержанием силикатов, которая помогает уменьшить отложения и риск образования накипи в жесткой воде. Полностью разработанные охлаждающие жидкости обычно содержат нитрит и часто молибдат для предотвращения коррозии, которая может возникнуть в результате кавитационной точечной коррозии в гильзах цилиндров дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях.
Полностью разработанные охлаждающие жидкости могут обеспечить защиту на срок до 200 000–250 000 миль или два-три года в тяжелых условиях эксплуатации при нормальных условиях эксплуатации. Пользователь должен следить за состоянием охлаждающей жидкости и регулярно добавлять присадки SCA для поддержания уровня присадок.
- Охлаждающие жидкости с увеличенным сроком службы обеспечивают полную защиту компонентов системы охлаждения и не содержат силикатов. Они помогают уменьшить количество отказов водяных насосов, отложений жесткой воды и силикатного геля (зеленую слизь, которую вы часто видите). В них используется технология органических присадок и добавление нитритов и молибдатов, которые защищают гильзы цилиндров от повреждения точечной коррозией. ELC помогают снизить затраты на техническое обслуживание и увеличить срок службы водяного насоса, а также устранить необходимость в дорогостоящих дополнительных присадках к охлаждающей жидкости. Масла Shell Rotella ELC разработаны для обеспечения высокоэффективной защиты современных дизельных двигателей большой мощности.
Они обеспечивают эффективную теплопередачу, защиту от замерзания и кипения, а также защиту от коррозии для системы охлаждения. ELC рассчитаны на пробег от 600 000 до 1 000 000 миль по шоссе и даже больше при надлежащем контроле.
- Не содержащие нитритов масла ELC разработаны для более тяжелых условий эксплуатации современных двигателей с более высокими температурами. Охлаждающие жидкости, не содержащие нитритов, обеспечивают улучшенную защиту алюминиевых компонентов, включая современные паяные алюминиевые теплообменники, и соответствуют многим последним спецификациям OEM. Универсальная формула также может использоваться в автопарках, включающих легковые автомобили и малотоннажные грузовики. Охлаждающая жидкость проверена на длительный срок службы в дизельных, бензиновых, газовых и дизельных транспортных средствах и двигателях средней и большой мощности. (ELC NF) обеспечивает выдающуюся теплопередачу, которая превосходит обычные охлаждающие жидкости. Охлаждающая жидкость имеет увеличенный срок службы — до 1 200 000 миль по шоссе или 24 000 часов в грузовых автомобилях класса 8 1 и до 600 000 миль или 12 000 часов в других коммерческих целях.
Если были смешаны разные охлаждающие жидкости или охлаждающая жидкость не соответствует спецификации, это не всегда означает, что охлаждающую жидкость необходимо слить и заполнить всю систему заново, что может составлять дюжину галлонов или более для более крупных автомобилей. Концентрат Shell Rotella ELC позволит техническим специалистам довести охлаждающую смесь до рекомендуемого уровня. Таблица корректировки точки замерзания для охлаждающих жидкостей покажет, как отрегулировать охлаждающую жидкость, чтобы она достигла надлежащей точки замерзания.
Вот несколько советов по охлаждающей жидкости:
- Рекомендуется проверять охлаждающую жидкость при каждой замене масла или профилактическом обслуживании.
- Водители, возможно, захотят взять с собой в дорогу галлон надлежащей предварительно смешанной охлаждающей жидкости для своего грузовика.
- Помните, не смешивайте охлаждающие жидкости. IAT и ELC по-разному защищают ваш двигатель от коррозии.
Shell Lubricants предлагает тест-полоски, которые позволяют пользователю в полевых условиях убедиться, что уровень присадок OAT в их охлаждающей жидкости достаточен для защиты от коррозии.
Shell Rotella также предлагает корректирующие жидкости ELC, которые используются для восстановления рекомендуемых уровней содержания присадок. Эти процедуры позволяют вернуть охлаждающую жидкость вашего оборудования в соответствие с техническими характеристиками без слива всей системы охлаждения. Для получения дополнительной информации об охлаждающих жидкостях посетите сайт rotella.com.
1 Требуется полное использование безнитритной охлаждающей жидкости Shell Rotella® ELC 50/50 + антифриз в системе и надлежащее техническое обслуживание. Надлежащее техническое обслуживание, как описано на странице shell.us/coolants. Следуйте рекомендациям OEM по указанному техническому обслуживанию.
Какой тип охлаждающей жидкости использовать для вашего автомобиля?
Какой тип охлаждающей жидкости использовать для вашего автомобиля?
Двигатели вырабатывают энергию за счет сжигания бензина, который выделяет тепло. Если вы ведете машину на более высокой скорости, вы сжигаете больше топлива, и двигатель может перегреться. Однако в вашем автомобиле есть система охлаждения, которая снижает температуру двигателя. Радиатор является частью системы охлаждения, заполненной охлаждающей жидкостью и водой. Чтобы защитить двигатель вашего автомобиля от перегрева, радиатор должен быть заполнен охлаждающей жидкостью правильного типа. Но большой вопрос в том, какой тип охлаждающей жидкости использовать для вашего автомобиля? Читайте дальше, чтобы знать.
Типы охлаждающих жидкостей
На рынке доступно несколько марок охлаждающих жидкостей. Большинство из них можно разделить на четыре типа.
Охлаждающие жидкости IAT: IAT — это аббревиатура от Inorganic Additive Technology. Охлаждающие жидкости IAT считаются массовыми охлаждающими жидкостями, которые в основном имеют зеленый цвет. Это обычные охлаждающие жидкости с низким содержанием силикатов, но охлаждающая жидкость названа в честь содержащегося в ней пакета ингибиторов, технологии неорганических добавок. Охлаждающие жидкости IAT широко используются в легковых автомобилях и легких грузовиках.
Охлаждающие жидкости OAT: OAT — это сокращение от Organic Additive Technology. Эти охлаждающие жидкости не содержат нитритов. Охлаждающие жидкости OAT имеют длительный срок службы, и вам не нужно менять охлаждающую жидкость через 600 000 миль или 12 000 моточасов.
Охлаждающие жидкости HOAT: HOAT — это аббревиатура от Hybrid Organic Acid Technology. Эти охлаждающие жидкости содержат комбинацию двух ингибиторов, силикатов и органических кислот. Как и охлаждающие жидкости IAT, охлаждающие жидкости HOAT нуждаются в добавлении дополнительных охлаждающих присадок для защиты двигателя.
Охлаждающие жидкости NOAT: NOAT — это аббревиатура от Nitrited Organic Acid Technology. Охлаждающие жидкости NOAT не требуют добавления дополнительных присадок до 6000 моточасов, чтобы достичь полного срока службы в 12 000 моточасов. Это охлаждающая жидкость с увеличенным сроком службы, имеющая пакет ингибиторов, содержащий органические кислоты и нитриты.
Цветовые ключи
Многие автовладельцы используют цветовой ключ, чтобы определить, какая охлаждающая жидкость подходит для их автомобиля, а какая неправильная. Краситель добавляется в охлаждающую жидкость с определенной целью, а именно для того, чтобы антифриз и вода были бесцветными. Цветной краситель в охлаждающей жидкости позволяет обнаруживать утечки охлаждающей жидкости. Вы никогда не должны ориентироваться на цвет, чтобы выбрать правильную охлаждающую жидкость для вашего автомобиля. Если вы смешаете два разных типа охлаждающих жидкостей одного цвета, это может привести к перегреву двигателя, так как после смешивания охлаждающие жидкости не будут работать должным образом. Вместо этого вам следует искать пакет ингибиторов в охлаждающей жидкости, чтобы определить, какая охлаждающая жидкость подходит для вашего автомобиля.
Какая охлаждающая жидкость подходит для вашего автомобиля?
Каждый производитель автомобилей дает рекомендации по правильному типу жидкостей для использования в автомобиле.