24Мар

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи: Техническое обслуживание (ТО) аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Срок службы аккумуляторной батареи при надлежащем уходе за ней составляет примерно 3-4 года, или 75 000-100 000 км пробега автомобиля. В некоторых случаях при малых годовых пробегах срок службы аккумуляторной батареи может увеличиться до 6 лет. Однако если не соблюдать правила эксплуатации и хранения, срок службы аккумуляторной батареи может составлять менее трех лет. Особенно сильно на снижение срока эксплуатации влияют загрязнение электролита, работа и хранение аккумуляторной батареи при низком уровне электролита и повышенной его температуре, нарушение режима заряда батареи на автомобиле, заливка электрода повышенной плотности. Вышеперечисленные причины приводят к следующим неисправностям: повышенному саморазряду, к короткому замыканию разноименных пластин, а также к сульфатации пластин. Кроме этого все эти неисправности приводят к снижению емкости батареи, падению ее напряжения и ЭДС под нагрузкой. Характерным признаком неисправности аккумуляторной батареи является замедленное вращение коленчатого вала стартером при запуске двигателя, а также ослабленный звуковой сигнал или тусклый свет фар. Кроме этого в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи происходит окисление полюсных штырей и наконечников проводов. Очень часто эта неисправность становится причиной нарушения нормальной работы стартера при запуске двигателя. Также в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи возможно появление трещин, которые приводят к протеканию электролита и определяются при визуальном осмотре. Однако необходимо помнить, что нарушение нормальной работы стартера может быть вызвано не только неисправностями аккумуляторной батареи, но также и неисправностью стартера и элементов системы пуска двигателя.

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может являться следствием следующих причин: внутреннее короткое замыкание; загрязнение поверхности батареи; применение при доливке недистиллированной воды, которая содержит соли и щелочи; попадание внутрь аккумулятора частиц, которые способствуют образованию гальванических пар. Саморазряд батареи является неизбежным процессом, который возникает вследствие образования в активной массе пластин местных токов. Эти токи появляются за счет образования между окислами активной массы и решеткой пластин ЭДС. Кроме этого следует учитывать, что при длительном хранении происходит отслаивание электролита в аккумуляторе и плотность электролита в нижних слоях становится больше, чем в верхних. Это приводит к возникновению разности потенциалов и образованию уравнительных токов на поверхности пластин. В среднем саморазряд нормальной исправной аккумуляторной батареи при нормальных условиях эксплуатации и хранения составляет 0,2-0,3% в сутки.
Короткое замыкание разноименных пластин происходит из-за разрушения сепаратора, коробления пластин, а также в результате выпадения пластин из активной массы, что, в свою очередь, может произойти в результате частого перезаряда батареи на автомобиле и в результате повышенной вибрации из-за ослабления креплений. Короткое замыкание чаще всего сопровождается снижением емкости и напряжения аккумуляторной батареи, а также «кипением» в ней электролита. Если произошло короткое замыкание пластин внутри аккумуляторной батареи, то она подлежит замене.

Сульфатация пластин представляет собой образование на них крупнозернистого сернокислого свинца в виде белого налета. Основными причинами сульфатации являются: длительное хранение батареи без подзарядки; слишком большая плотность электролита; разряд батареи до величины ЭДС меньше 10,5 В; оголение пластин из-за понижения уровня электролита; длительная работа стартера при пуске двигателя. При образовании на пластинах налета значительно увеличивается сопротивление аккумуляторов. Кроме этого крупные кристаллы сульфата свинца могут закрыть поры активной массы, тем самым создавая препятствие проникновению электролита и формированию активной массы при заряде. Благодаря этому происходит уменьшение активной поверхности пластины и снижение емкости батареи. Признаками сульфатации пластин являются быстрое повышение напряжения и температуры электролита при заряде батареи, а также незначительное повышение его плотности; быстрая разрядка батареи при эксплуатации из-за малой емкости.
Незначительная степень сульфатации может быть устранена при помощи проведения восстановительного заряда батареи. При значительной степени сульфатации аккумуляторную батарею невозможно восстановить, и она должна быть заменена на новую.

Окисление полюсных штырей аккумуляторной батареи приводит к повышению сопротивления во внешней цепи, а также может привести к прекращению протекания электрического тока. Для устранения этой неисправности нужно снять со штырей клеммы, зачистить их до металлического блеска, а затем поставить их на исходное место. После зачистки наружные поверхности клемм нужно смазать тонким слоем технического вазелина ВТВ-1 или другой кислотостойкой консистентной смазкой.

Подтекание электролита через трещины в корпусе аккумуляторной батареи обнаруживается при визуальном осмотре. Трещины чаще всего появляются из-за неаккуратного демонтажа клемм проводов, а также в результате механических повреждений корпуса. Небольшие трещины можно заплавить полиэтиленом. При значительных повреждениях аккумуляторная батарея подлежит замене. При временной эксплуатации поврежденной батареи в неисправный отсек нужно периодически добавлять электролит.

Для обеспечения наибольшей полноты и наиболее продолжительного срока службы подзарядку аккумуляторной батареи рекомендуется производить с применением специальных зарядных устройств при постоянной величине зарядного тока 0,05 С20. Заряд батареи считается полным, если напряжение на ее концах остается постоянным в течение 2 часов, при этом в каждом аккумуляторе аккумуляторной батареи должно наблюдаться газовыделение — «кипение». Плотность электролита во всех аккумуляторах не должна отличаться более чем на 0,01 г/см3. Если разница в плотности электролита превышает допустимые значения, то ее необходимо откорректировать.

Для восстановления снизившейся в результате сульфатации или в результате загрязнения электролита емкости батареи проводят восстановительный цикл заряда-разряда батареи. Для этого из разряженной током батареи необходимо слить старый электролит, потом промыть ее дистиллированной водой. После этого в батарею заливают новый электролит пониженной плотности 1,1 г/см3 и заряжают малым током, равным 0,02 С20. После зарядки из батареи сливают электролит пониженной плотности и заливают электролит нормальной плотности, затем батарею полностью заряжают током 0,05 С20. Для полного слива электролита, а также при промывке батареи дистиллированной водой ее необходимо держать в перевернутом вниз отверстиями положении в течение 5-10 минут.

Такой восстановительный цикл рекомендуется совмещать с контрольным циклом заряда-разряда, изменяя при этом ее фактическую мощность. Эта процедура позволяет точно определить техническое состояние батареи, а также избежать излишней потери времени на проведение восстановительного заряда в том случае, если батарея окажется неисправной.

Во время зарядки аккумуляторной батареи происходит выделение вредных для человека газов, поэтому заряжать аккумулятор нужно в отдельном, хорошо проветриваемом помещении. Кроме этого при зарядке аккумуляторной батареи нельзя допускать вблизи нее появления огня или искр (например при проведении сварочных работ).

Аккумуляторная батарея должна содержаться в чистоте, поскольку загрязнение ее поверхности приводит к повышенному саморазряду. В процессе технического обслуживания следует протирать поверхность аккумуляторной батареи 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после протирания батарею нужно вытереть сухой ветошью. В процессе заряда в результате химической реакции выделяются газы, которые сильно увеличивают давление внутри батареи. Поэтому необходимо своевременно прочищать тонкой проволокой вентиляционные отверстия в пробках. Кроме этого при работе батареи образуется гремучий газ, который представляет собой смесь кислорода и водорода, поэтому нельзя осматривать батарею вблизи источников огня.

Необходимо проверять уровень электролита, а также его плотность. Для более точного определения состояния и пригодности батареи к дальнейшему использованию необходимо производить ее полную проверку. Для длительного хранения аккумуляторную батарею нужно снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в сухом месте при температуре не выше 0 °С и не ниже -30 °С. Через каждые три месяца необходимо проверять заряд батареи и плотность электролита. При необходимости аккумуляторную батарею подзаряжают. При хранении батареи на автомобиле необходимо отсоединить провод от полюсного штыря. Не допускается замерзание электролита, поскольку оно приводит к появлению трещин в баке и выходу из строя аккумуляторов батареи.
При наличии на выводах аккумуляторной батареи зеленоватого или белого налета необходимо отсоединить клеммы, удалить налет влажной тряпкой, при помощи металлической щетки или шлифовальной шкурки зачистить контакты до металлического блеска и после установки клемм на исходное положение нанести на них тонкий слой смазки ВТВ-1 или другой кислотостойкой консистентной смазки. При снятии клемм не нужно прилагать больших усилий и наносить удары, так как это может привести к повреждению выводов и к появлению трещин на крышке батареи. Для того чтобы легко снять клемму, необходимо отпустить стяжной болт крепления и раздвинуть ее щечки при помощи отвертки.

7. Диагностика и техническое обслуживание аккумуляторных батарей

В зависимости от модели автомобиля аккумуляторы могут быть требующими обслуживания, необслуживаемыми или требующи­ми минимального обслуживания, а также такими, которые мож­но или нельзя заряжать от устройства быстрого заряда.

В необслуживаемые аккумуляторы не нужно регулярно доли­вать дистиллированную воду. Такими аккумуляторами оснащено большинство современных автомобилей. Необслуживаемые ак­кумуляторы следует хранить при температуре от 0 до 27°С. Их клеммы необходимо регулярно чистить и смазывать техническим вазелином или смазкой. Перед зарядкой батарею нужно немного встряхнуть.

Заряжают аккумулятор в хорошо проветриваемом помеще­нии или на воздухе. Если аккумулятор хранится в заряженном состоянии, его следует подзарядить не позже чем через три меся­ца, иначе он придет в негодность. Батарея 6СТ-55А и аккумуля­торы европейского производства могут храниться без подзарядки до года.

Обслуживая аккумуляторную батарею, необходимо соблюдать следующее правило безопасности: при работе аккумуляторной батареи образуются опасные газы, поэтому нельзя осматривать ее, освещая открытым огнем. При интенсивной эксплуатации в летнее время обслуживаемые аккумуляторы следует раз в месяц проверять на уровень электролита и доводить его до нормы, до­ливая дистиллированную воду, так как при нагревании электро­лита испаряется только вода.

Раз в год или через каждые 15 тысяч км необходимо прове­рять крепление батареи, а также чистоту и надежность крепле­ния наконечников проводов на полюсных штырях батареи. Белый налет со штырей удаляют шлифовальной шкуркой, после чего наружные, но не контактные поверхности смазывают тон­ким слоем технического вазелина.

Раз в месяц или через каждые 2500—3000 км пробега необхо­димо прочищать вентиляционные отверстия в пробках. Затяги­вать или отвертывать плоскогубцами гайки наконечников прово­дов нельзя.

Эти операции выполняют только гаечным ключом; нельзя ударять по наконечнику провода и дергать за него. При запуске двигателя стартер включают не более чем на 15 с и лишь 3 раза подряд, делая между включениями паузу не менее 30 с.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

В аккумуляторе уровень электролита проверяют через заливные отверстия с по­мощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 5 мм. Трубку следует опустить в аккумулятор до упора в пре­дохранительный щиток, затем плотно закрыть пальцем или гру­шей ее наружное отверстие и вынуть. Столбик электролита в труб­ке покажет его уровень в аккумуляторе.

В батареях с индикатором электролит должен быть на одном уровне с ним или чуть выше. В батареях без индикатора (тубуса) уровень электролита должен быть на 10 мм выше предохрани­тельного щитка или верхнего края сепараторов. В случае пони­жения уровня электролита из-за испарения воды следует добавить в батарею дистиллированную воду.

Если на поверхности корпуса ак­кумулятора обнаружен электролит, значит, он выливается либо из-за повышенного уровня в батарее, либо из-за появления тре­щин в корпусе и заливочной мастике аккумулятора. Необходимо установить нормальный уровень или отремонтировать батарею. Если первая и вторая причины исключаются, нужно проверить и отрегулировать напряжение генератора, а также проверить, не сульфатирована (происходит при эксплуатации ав­томобиля с очень низким уровнем электролита в батарее, а также при долгом пребывании батареи в разряженном или не полнос­тью заряженном состоянии, на поверхности плас­тин батареи образуются нерастворимые в электролите крупные кристаллы сернокислого свинца) ли батарея.

Советы по обслуживанию аккумулятора

| Батарейщик

Перейти к содержимому

Техническое обслуживание Tipsbilly shaw2020-11-15T15:43:51-07:00

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Осмотр

Осмотрите внешний вид аккумулятора. Верхние части батарей и клеммные соединения должны быть чистыми, без грязи и коррозии и сухими. См. раздел «Очистка» 3. 3.
Если жидкости находятся на верхней части залитой/влажной батареи глубокого цикла, это может означать, что батарея переувлажнена или перезаряжена. Обратитесь к разделу 3.2 «Полив» для получения информации о правильной процедуре полива. Если жидкость находится на верхней части AGM или гелевой батареи глубокого цикла, это означает, что батарея перезаряжена, и производительность и срок службы будут снижены.
Проверьте кабели и соединения аккумуляторной батареи. Замените все поврежденные кабели. Затяните любые ослабленные соединения. См. раздел 2.2.2 «Значения крутящего момента».

Полив (только для аккумуляторов глубокого цикла с заливкой/жидкостью)

Никогда нельзя добавлять воду в аккумуляторы AGM или гелевые аккумуляторы глубокого цикла, так как они не теряют воду во время использования. Аккумуляторы глубокого цикла затопления/увлажнения необходимо периодически поливать. Частота зависит от использования батареи и рабочих температур. Проверяйте новые батареи каждые несколько недель, чтобы определить частоту полива для вашего применения. Батареи нуждаются в большем поливе по мере их старения.
Полностью зарядите батареи перед добавлением воды. Добавляйте воду в разряженные или частично заряженные аккумуляторы, только если открыты пластины. В этом случае добавьте воды ровно столько, чтобы она покрыла пластины, а затем зарядите аккумуляторы и продолжите процедуру полива, описанную ниже.
Снимите вентиляционные крышки и переверните их так, чтобы грязь не попала на нижнюю сторону крышки, а для батарей Plus Series™ просто откройте крышку. Проверьте уровень электролита.
Если уровень электролита намного выше пластин, доливать воду не нужно.
Если уровень электролита едва покрывает пластины, добавьте дистиллированную или деионизированную воду до уровня на 1/8 дюйма (3 мм) ниже вентиляционного отверстия (это пластиковый экран внутри вентиляционного отверстия) для стандартных батарей и до уровня индикатор максимального (MAX) уровня для аккумуляторов Plus Series™.
После добавления воды закройте аккумуляторы вентиляционными крышками.
Водопроводную воду можно использовать, если уровень примесей находится в допустимых пределах. См. Таблицу 3 для предельных значений содержания примесей в воде.

Очистка

Регулярно проверяйте чистоту аккумулятора и защищайте клеммы и разъемы от коррозии. Коррозия клемм может неблагоприятно сказаться на работе аккумулятора и представлять угрозу безопасности.
Убедитесь, что все вентиляционные крышки надежно закреплены на аккумуляторе.
Очистите верхнюю часть аккумулятора, клеммы и соединения тканью или щеткой и раствором пищевой соды и воды (1 стакан пищевой соды на 1 галлон воды). Не допускайте попадания чистящего раствора внутрь аккумулятора.
Промойте водой и протрите чистой тканью.
Нанесите тонкий слой спрея для защиты клемм, который можно приобрести у местного продавца аккумуляторов.
Содержите область вокруг батарей в чистоте и сухости.

Зарядка

Правильная зарядка необходима для обеспечения максимальной производительности аккумулятора. Как недостаточная, так и чрезмерная зарядка аккумуляторов могут значительно сократить срок их службы. Для правильной зарядки см. инструкции, прилагаемые к вашему оборудованию. Большинство зарядных устройств автоматические и предварительно запрограммированы. Некоторые зарядные устройства позволяют пользователю устанавливать значения напряжения и тока. Рекомендации по зарядке см. в таблице 4. См. рекомендации по зарядке геля глубокого цикла.
Убедитесь, что зарядное устройство настроено на соответствующую программу глубокого цикла с заливкой/увлажнением, AGM или гелем, в зависимости от типа заряжаемой батареи.
Аккумуляторы следует полностью заряжать после каждого использования.
Свинцово-кислотные аккумуляторы (залитые/мокрые глубокого цикла, AGM или гелевые) не имеют эффекта памяти и
Перед зарядкой проверьте уровень электролита, чтобы убедиться, что пластины покрыты водой (только аккумуляторы глубокого цикла/жидкие электролиты). См. раздел 3.2.
Перед зарядкой убедитесь, что все вентиляционные крышки надежно закреплены на аккумуляторе.
Залитые/влажные аккумуляторы глубокого цикла будут выделять газ (пузырьки) ближе к концу заряда, чтобы обеспечить правильное перемешивание электролита.
Никогда не заряжайте замерзший аккумулятор.
Избегайте зарядки при температуре выше 120°F (49°C).

Хранение

Перед помещением на хранение зарядите батареи.
Хранить в прохладном, сухом месте, защищенном от непогоды.
Отключитесь от оборудования, чтобы исключить потенциальные паразитные нагрузки, которые могут разрядить аккумулятор.
Аккумуляторы постепенно саморазряжаются во время хранения. Контролируйте удельный вес или напряжение каждые 4-6 недель. Аккумуляторы, хранящиеся на хранении, должны быть подвергнуты ускоренной зарядке, когда они находятся на уровне заряда 70% (SOC) или ниже. См. Таблицу 7 для измерения удельного веса и напряжения.
Если батареи вынуты из хранилища, перезарядите их перед использованием.

Хранение в жаркой среде (выше 90°F или 32°C)

По возможности избегайте прямого воздействия источников тепла во время хранения. Батареи саморазряжаются быстрее при высоких температурах. Если аккумуляторы хранятся в жаркие летние месяцы, чаще контролируйте удельный вес или напряжение (примерно каждые 2-4 недели).

Хранение в холодных условиях (ниже 32°F или 0°C)

Во время хранения по возможности избегайте мест, где ожидается отрицательная температура. Батареи могут замерзнуть при низких температурах, если они не полностью заряжены. Если батареи хранятся в холодные зимние месяцы, очень важно, чтобы они были полностью заряжены.

5 Как увеличить производительность батареи Trojan

Следуйте всем процедурам, описанным в данном руководстве пользователя, для правильной установки, обслуживания и хранения.
Не разряжайте аккумулятор более чем на 80%.
Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу ухода за аккумулятором, обратитесь к инженерам службы технической поддержки компании Trojan Battery по телефону 800-423-6569 доб. 3045 или +1-562-236-3045 до возникновения проблемы.

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

Пошаговое руководство по обслуживанию автомобильного аккумулятора

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Мы можем получить небольшую комиссию бесплатно для вас, если вы совершите покупку по ссылке.
Спасибо, что поддержали нас в нашем приключении!! Узнать больше

Последнее обновление: Thierry 8 декабря 2022 г. вашего автомобиля на неопределенный срок или до тех пор, пока внутри него не сломается элемент питания.
Могу ли я самостоятельно обслуживать автомобильный аккумулятор? Конечно, прочитайте руководство по обслуживанию автомобильного аккумулятора ниже!

Сначала немного о технике…

Типичная свинцово-кислотная батарея на 12 В состоит из 6 элементов, состоящих из чередующихся пластин из сеток из свинцового сплава, либо заполненных губчатым свинцом, либо покрытых диоксидом свинца. Каждая ячейка погружена в электролит, представляющий собой смесь серной кислоты (до 40%) и дистиллированной воды.

При нормальной работе часть воды теряется в процессе электролиза и испарения. Серная кислота остается в аккумуляторной ячейке. Уровень электролита со временем снижается.

Если уровень электролита слишком низкий, пластины подвергаются воздействию воздуха и начинается процесс, называемый сульфатированием. Сульфатация — это химическая реакция, которая мешает нормальной работе элементов и сокращает срок службы батареи, а также может привести к тому, что вы застрянете в глуши!

Таким образом, если ваша батарея не является герметичной (имеется в виду крышка заливной горловины сверху или какая-либо крышка), вы можете проверить уровень электролита и при необходимости долить его, чтобы ваша батарея работала на полную мощность.

Пример негерметичного аккумулятора, от нашей Mitsubishi Delica. Да он грязный!

Важно: для обычных операций по доливке используйте только дистиллированную воду и ничего больше, так как это может мгновенно повредить аккумулятор. Никакой соленой воды, пищевой соды или любого другого типа электролита. Нет даже серной кислоты!

… А теперь пошаговая инструкция по уходу за автомобильным аккумулятором!

Итак, большой вопрос. Как выполнить эту операцию обслуживания? Это сложно?

Не паникуйте, это довольно просто, будьте уверены!

Однако, если вы не уверены в выполнении действий, описанных ниже, обратитесь за помощью к знающему человеку или профессионалу. Кроме того, этот пост предназначен для предоставления основной информации и рекомендаций и представляет то, что работает для меня. Вы используете это руководство под свою ответственность.

Можно выполнять проверки и техническое обслуживание непосредственно с аккумулятором, установленным в автомобиле, или вне автомобиля, как в примере, представленном в этом посте. Если вы решите вынуть аккумулятор из своего автомобиля, вы можете ознакомиться с этим подробным руководством. Какой бы ни был ваш выбор, вы должны принять некоторые меры предосторожности :

  • Если установлено на автомобиле => автомобиль должен быть полностью выключен
  • Если установлено на автомобиле => отсоедините отрицательную клемму (черную)
  • Носите защитное снаряжение, такое как перчатки, защитные очки и старую одежду,… так как серная кислота в аккумуляторе очень едкая!
  • Не курить
  • Наконец, будьте осторожны, чтобы не коснуться электродов батареи.

Уборка!

Вам необходимо начать это обслуживание с хорошей очистки аккумулятора . Важно удалить любые следы аккумуляторной кислоты, грязь и пыль. Вы не хотите, чтобы что-то упало в аккумулятор, так как это может повредить его непоправимо. Более того, грязь, пыль и кислотные отложения на аккумуляторе заставляют его разряжаться, создавая токи утечки. Нужен чистый аккумулятор.

Та же батарея, очищенная

Проверка уровней

Чтобы долить воду в ячейки стандартной негерметичной свинцово-кислотной батареи, сначала откройте одну из заливных пробок (пластиковая завинчивающаяся крышка или какая-либо крышка). Заглянув внутрь, вы увидите металлические элементы, составляющие ячейку, и, возможно, немного жидкости. Жидкость является электролитом.

верхняя часть металлических пластин видна и сухая = недостаточно электролита!

Добавьте немного дистиллированной воды

Если металлические пластины не подвергаются воздействию воздуха, перейдите к следующему шагу.
Если металлические пластины подвергаются воздействию воздуха, добавьте дистиллированной воды ровно столько, чтобы покрыть металлические компоненты (2-3 мм) . Не более. Это связано с тем, что электролит будет расширяться во время зарядки и, скорее всего, переполнится, если вы уже долили его до зарядки.

Добавлен электролит, ровно столько, чтобы покрыть пластины

Наконец, вытрите все пролитые жидкости, установите на место и затяните крышку заливной горловины и переходите к следующей ячейке.

Зарядите аккумулятор

После того, как вы проверили каждую ячейку, вы можете зарядить аккумулятор (см. уведомление об используемом зарядном устройстве).

Вы можете проверить необходимость зарядки аккумулятора с помощью вольтметра, подключив отрицательный вывод (обычно черный) к отрицательному выводу аккумулятора, а положительный вывод (красный) к положительному выводу аккумулятора.

Отображаемые показания могут дать вам полезную информацию. Все значения от 12,4 до 12,8 вольт указывают на то, что батарея в хорошем состоянии. Все ниже 12,4 или выше 12,9вольт — признак проблемы. Вы должны зарядить аккумулятор, если показания ниже 12,4 вольт.

Измеренное напряжение аккумуляторной батареи 12,57 В после установки аккумуляторной батареи на автомобиль

Проверьте уровни… Еще раз!

Как только ваша батарея полностью заряжена (это означает, что напряжение теперь в норме, и вы отключили зарядное устройство и дали батарее отдохнуть в течение нескольких минут), вы можете повторить цикл пополнения . На этот раз покройте пластины слоем электролита примерно на 1 см или в соответствии с отметками на внешней стороне батареи, если таковые имеются/видны. Некоторые аккумуляторы имеют пару маленьких выемок в нижней части заливных трубок. При этом жидкость должна едва касаться дна пробирки.

Последнее предупреждение: будьте осторожны, не заливайте слишком много жидкости , иначе она вытечет из аккумулятора в моторный отсек!

Последняя проверка после зарядки аккумулятора.