31Мар

Степень затяжки головки блока цилиндров: Момент затяжки головки блока цилиндров

Головка блока цилиндров: чем важен момент затяжки болтов

Головка блока цилиндров, чье название часто сокращают до аббревиатуры “ГБЦ”,  защищает двигатель, камеры сгорания, ГРМ и свечи. В ее конструкции предусмотрены отверстия для заливки масла и замены свечей. Между блоком цилиндров и головкой проложена прокладка, которая служит для герметизации соединения.

Узнать больше о конструкции ГБЦ, функциях и наиболее часто встречающихся поломках можно на сайте etlib.ru.

Пример моментов затяжки болтов ГБЦ из мануала

Для ремонта или замены практически любой детали авто (за редкими исключениями), приходится откручивать гайки, винты, болты и тому подобное. Об этом не часто вспоминают, но многие важные узлы имеют правильные моменты затяжки болтов. Для разных авто они отличаются, поэтому всегда прописаны в дополнении к руководству по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Казалось бы, что такого? Затянул плотненько и делов то. Но не все так просто. Особенно, если речь идет о моменте затяжки болтов головки блока цилиндров — тут эта, вроде бы “ерундовина”, может значительно повлиять на работу всего силового аппарата.

Если водитель сам занимается столь серьезным ремонтом, что приходится снимать ГБЦ, он просто обязан учитывать такой нюанс, как момент затяжки. Безразличие к этом вопросу может быть только у тех, кто отдает свою машину на ремонт в сервис.

Впрочем, адептам ремонта своими руками обольщаться и полагаться на опыт в этом деле тоже не стоит, если есть практические знания снятия/установки ГБЦ на каком-нибудь древнем изделии отечественного автопрома — отнюдь не факт, что пригодятся при аналогичной процедуре на современной иномарке. Поэтому предварительно стоит изучить документацию, узнать нюансы и обязательно — момент затяжки болтов.

Чем чреват неправильный момент затяжки болтов ГБЦ? К примеру, повреждениями прокладки — если одни болты головки будут затянуты слишком слабо, а другие слишком сильно, прокладка не будет выполнять свои обязанности по уплотнению, быстрее износится и прогорит.

Регулировка затяжки болтов здесь будет актуальной и при обнаружении подтеков масла, следов влаги и конденсата в местах соприкосновения ГБЦ с блоком. В таком случае затяжку нужно привести в норму, ориентируясь на данные мануала и динамометрического ключа. Момент затяжки может нарушаться при сильном перегреве двигателя и нарушении параметров формфактора блока цилиндров, но это одной регулировкой не исправить.

Подтек масла из под ГБЦ

Что касается периодичности регулировки затяжки болтов ГБЦ, то здесь никаких предписаний нет. Хотя особо рьяные мастера предпочитают контролировать момент затяжки каждую 1000 км пробега, внося коррективы по мере необходимости.

А вот здесь вы можете прочитать о непосредственном впрыске и ГБО.

Момент затяжки гбц ЗИЛ-130 | порядок затяжки головки ЗИЛ-130

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

Будь в курсе

Новости, обзоры и акции

29. 01.2021

Указанный в инструкции по эксплуатации порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 — не пустая прихоть разработчиков. Пренебрежение требованиями технического регламента становится причиной возникновения серьезных, подчас неустранимых неисправностей. Зная это, квалифицированные специалисты, занимающиеся обслуживанием двигателей внутреннего сгорания, используют в процессе ремонта только информацию, взятую из достоверных источников.

Конструктивные особенности ДВС

Силовой агрегат, устанавливаемый на грузовые автомобили ЗИЛ-130 разных модификаций, надежен и неприхотлив. Особенностями традиционной для шестидесятых годов двадцатого века компоновки являются:

  • Архитектура V8 с углом развала цилиндров 90°, обеспечивающее удобство компоновки мотора в подкапотном пространстве.
  • Блок цилиндров, отлитый из серого ковкого чугуна.
  • Нижнее расположение распределительного вала, соединенного с коленвалом передачей из двух косозубых шестерен.
  • Раздельные головки блоков цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава АЛ4 и упрочненные до максимальной твердости HB 70 с помощью технологий закалки и старения.
  • Верхнее расположение клапанов. Усилие открытия передается на них посредством толкателей и установленных на валах коромысел.
  • Жидкостная система охлаждения, способная быстро отводить излишки тепла и поддерживать оптимальную для работы ДВС температуру даже при высоких нагрузках.

Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 определены при выполнении расчетов и подтверждены в ходе натурных испытаний.

Перечисленные технические решения хорошо зарекомендовали себя на практике. Разработчикам завода имени Лихачева удалось создать надежный и неприхотливый силовой агрегат, пробег которого, до капитального ремонта, составляет 500 тыс. км и более. Но это не означает, что выпускавшийся с 1962 по 2010 год движок стерпит откровенно варварское обращение. Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 необходимо соблюдать для сохранения ресурса двигателя и достижения расчетных характеристик.

Вероятные поломки

При нагреве до рабочей температуры алюминиевый сплав, из которого изготавливаются головки блока цилиндров V-образного восьмицилиндрового мотора, используемого на грузовиках популярной модели, расширяется. Если порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 не соблюден, это может стать причиной прогорания прокладки головки блока, образования трещин в стенках цилиндров, каналов смазки, рубашки охлаждения. Как следствие, возникают предпосылки для утечки охлаждающей жидкости и ее попадания внутрь:

  • Цилиндров. В небольших количествах вода или содержащиеся в антифризе спирты, присутствующие в составе топливной смеси, не способны причинить двигателю вред. Но увеличение их концентрации становится причиной сильной детонации, приводящей к прогоранию клапанов и компонентов цилиндропоршневой группы.
  • Системы смазки. При смешивании лубриканта и охлаждающей жидкости образуется эмульсия цвета кофе с молоком, не обладающая необходимой для работы ДВС консистенцией.
    Давление масла падает, что становится причиной разрушения сопрягаемых деталей, требующих постоянной подачи смазочных материалов.

Возможно и обратное. В отдельных случаях отработавшие газы или моторное масло попадают в систему охлаждения, ухудшая отвод тепла, и двигатель перегревается. Чтобы этого не происходило, необходимо соблюдать порядок затяжки головки ЗИЛ-130, закручивая болты с усилием, оговоренным в технической спецификации.

Последовательность действий и необходимые инструменты

Прежде чем приступать к работе, следует убедиться, что на сопрягаемых поверхностях отсутствуют загрязнения. Если детали ранее находились в эксплуатации, их следует очистить, используя специальный инструмент, растворители и моющие средства. Головку обязательно проверяют на плоскость и, если есть необходимость, шлифуют. После этого:

  • Проверяют целостность резьбы в отверстиях блока.
  • Укладывают прокладку головки блока.
  • Устанавливают узел на штатное место.
  • Ставят вал коромысел и шайбы.
  • Наживляют крепеж.
  • Соблюдая порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130, закручивают болты с моментом 90 – 110 Нм.

Чтобы развить необходимое усилие не повредив ответственные детали, рекомендуется использовать:

  • Динамометрический ключ с длинным, не менее 1 метра, воротком. Как вариант – вороток, оснащенный динамометрической насадкой.
  • Шестигранную торцевую головку соответствующего размера, изготовленную из хромованадиевой стали. Применяя многогранные ключи из стали, упрочненной методом наклепа, вы рискуете слизать грани на болтах и повредить руки.

Тяните плавно, обеспечивая равномерный момент затяжки двигателя ЗИЛ-130. Рывки и ударные нагрузки недопустимы! Целесообразно выполнять все операции, закрепив мотор на специальном стенде. Но можно, если другого выхода нет, производить ремонт без снятия силового агрегата с автомобиля. Для удобства имеет смысл демонтировать крышку капота.

Порядок затяжки головки ЗИЛ-130

Если смотреть сверху, заворачивать болты начинают от центра, двигаясь против часовой стрелки по расходящейся спирали. Для наглядности порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 показан на рисунке ниже.

Подобная последовательность позволяет обеспечить плотное прилегание сопрягаемых поверхностей и снизить риск возникновения остаточных напряжений в конструкции. В том же порядке рекомендуется ослаблять болты при демонтаже узла.

Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 одинаков для обеих головок блока, зеркально расположенных на V-образном моторе. Лишь после того, как все указанные операции завершены, приступают к установке впускного коллектора, так называемого паука, и дополнительного оборудования.

Автомобилистам на заметку

В заключение несколько дельных советов, полезных и для начинающих автослесарей, и для опытных специалистов по ремонту техники:

  1. Не пытайтесь выучить порядок затяжки головки блока ЗИЛ-130 наизусть. Ошибки случаются со всеми, даже с теми, у кого хорошая память. Лучше держать необходимую информацию под рукой и проверить данные перед началом работ.
  2. Не используйте при ремонте двигателя пневматические или электрические гайковерты. При работе такого оборудования создаются значительные ударные нагрузки.
  3. Не превышайте указанный в инструкции момент затяжки головки ЗИЛ-130. Вы можете повредить деталь или сорвать резьбу в блоке.

Если в вашем распоряжении нет необходимых инструментов, воспользуйтесь услугами специально оборудованных мастерских.

Другие статьи

Смотреть

ещё

Гипоидный мост ЗИЛ-130

24.02.2021 14:03:00

Номер двигателя ЗИЛ-131

20.02.2021 22:46:00

Как прокачать гидроусилитель руля ЗИЛ-130

20.02.2021 15:14:00

Шкворень для ЗИЛ-130. Размеры и особенности

20.02.2021 14:04:00

Назначение электрооборудования трактора

18.

02.2021 21:44:00

Самодельная кабина на трактор Т-40

17.02.2021 12:45:00

Двигатель на ЗИЛ-131 на дизеле

31.01.2021 21:08:00

Сборка сцепления трактора МТЗ-80

31.01.2021 20:27:00

Масло Тотал. Как определить подделку

29.01.2021 05:34:00

Устройство двигателя ЗИЛ-130

29.01.2021 05:01:00

Неисправности ГУР ЗИЛ-130

29.01.2021

Устройство рулевого управления трактора МТЗ-80

29.01.2021

Схема подключения генератора ЗИЛ 130

28.01.2021

Как отрегулировать клапана на тракторе Т-25

28.01.2021

JCB двигатель погрузчика-экскаватора

27.01.2021

Аккумулятор автомобильный

30. 12.2020

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

30.12.2020

Двигатель ММЗ 245. Технические характеристики

30.12.2020

Лебедка ЗИЛ-131. Технические характеристики

30.12.2020

Устройство компрессора ЗИЛ 130

16.12.2020

Смотреть

ещё

Возврат к списку

Объяснение и демонстрация угла крутящего момента

Если вы когда-либо восстанавливали двигатель LS (среди прочего), вы сталкивались со спецификацией, называемой углом крутящего момента. Проще говоря, угол крутящего момента заменяет максимальное значение крутящего момента для крепежа с определенным количеством поворотов крепежа. После установки низкого базового крутящего момента, просто для того, чтобы убедиться, что застежка установлена, застежка поворачивается на точную величину, чтобы установить конечное положение и усилие зажима.

Если все, о чем вы заботитесь, это следовать инструкциям и двигаться дальше, посмотрите приведенное выше видео от Summit Racing, и все готово. Однако, если вам вообще интересно, что происходит на самом деле и почему измерение угла крутящего момента становится все более и более распространенным в руководствах по обслуживанию в отрасли, тогда читайте дальше.

Почему угол крутящего момента?

Прежде чем двигаться дальше, нам нужно развеять распространенное заблуждение. В то время как многие крепежные изделия, используемые OEM-производителями, требуют измерения угла крутящего момента, этот процесс не является специфичным для крепежа T-T-Y. Тем не менее, это удивительно точный способ растянуть болт на определенную величину, что абсолютно необходимо для крепежа с предельным усилием затяжки.

Поскольку мы возвращаемся к основам, давайте рассмотрим основное назначение застежки. Болт используется для соединения двух предметов. В автомобильных приложениях часто существуют спецификации относительно того, насколько плотно вы хотите, чтобы две конкретные детали были скреплены вместе. Слишком сильно, и вы рискуете повредить детали или сам крепеж. Слишком слабое соединение, недостаточная нагрузка зажима, и две части могут протекать или смещаться под нагрузкой.

Величина зажимной нагрузки (насколько застежка «сжимает» два объекта, которые она соединяет) определяется диаметром застежки, материалом и степенью растяжения застежки. Поскольку мы не можем измерить фактическое растяжение болта (за исключением стержневых болтов, обсуждаемых в статье по ссылке ниже), нам нужно найти другой способ измерения растяжения болта.

На протяжении многих лет автомобильная промышленность использовала в качестве эталона значения крутящего момента. Мыслительный процесс заключался в том, что путем расчета величины сопротивления вращению можно было определить, какая сила воздействует на нити. Хотя это по-прежнему очень эффективный метод определения нагрузки на зажим, у этого метода могут быть некоторые недостатки и несоответствия.

Здесь вы можете увидеть, как используется недорогой измеритель угла крутящего момента. Нога слева удерживает корпус на месте, в то время как квадратный хвостовик перемещает указатель при повороте ключа.

В предыдущих статьях (таких как эта и эта) мы обсуждали некоторые тонкости затяжки крепежа. Хотя с ними можно заблудиться, они иллюстрируют некоторые проблемы, связанные с использованием сопротивления застежки движению в качестве меры ее растяжения.

Несмотря на то, что существуют «сухие» и «мокрые» значения крутящего момента, чтобы принять во внимание отсутствие или наличие смазки для резьбы, а также смазки для резьбы таких компаний, как ARP, разработанные специально для устранения недостатков сухой резьбы или резьбы с использованием 30w моторного масла, дело в том, что существует большое количество переменных, которые вступают в игру с методом внешнего крутящего момента. Появились современные инженеры, которым нужен был более точный способ обеспечить точное растяжение крепежа.

Как работает угол крутящего момента

Чтобы объяснить, как работает угол крутящего момента, нам нужно работать в обратном порядке. Инженеры сначала определяют желаемую нагрузку зажима для предметов. Как только они узнают об этом, они смогут вычислить числа в зависимости от размера и материала крепежа, чтобы определить необходимое растяжение болта для достижения этой нагрузки на зажим. Оттуда нужно просто взять шаг резьбы застежки и определить, сколько градусов поворота требуется, чтобы застежка растянулась на желаемую величину.

Хотя это кажется сложным, реальность такова, что все расчеты большого мозга выполняются инженерами приложения заранее. Все, что вам нужно сделать, это иметь возможность точно установить крутящий момент первой ступени (который обычно относительно низок, чтобы иметь возможность лучше выдерживать любые изменения условий), а затем правильно измерить вращение от этой точки вперед.

Для этого есть инструменты на обоих концах ценового диапазона, начиная от самодельных шаблонов, изготовленных из транспортира, маркера и бумаги, и заканчивая недорогими циферблатными индикаторами, которые помещаются между трещоткой и головкой вверх. к цифровым динамометрическим ключам со встроенными угловыми датчиками.

Увидим ли мы, как измерение угла крутящего момента захватит автомобильную промышленность? Вероятно, не в ближайшее время. Однако спецификации угла крутящего момента становятся все более и более распространенными, поэтому понимание и знание того, как правильно их использовать, станет ценным навыком в вашем умственном наборе инструментов.

Резьба крепежа SAE измеряется в витках на дюйм. Предположим, это был болт с мелкой резьбой диаметром 3/8 дюйма. Это означало бы, что на дюйм приходится 24 нити. Если мы разделим единицу на количество TPI, мы получим расстояние, которое болт проходит за один оборот (0,0416 дюйма). Если инженеры рассчитали, что им нужно, скажем, 0,010 дюйма растяжения болта сверх того, что вызвано базовой линией в 15 фунт-футов, математика вычисляет до 86,4 градуса угла крутящего момента.

Болты головки блока цилиндров недостаточно затянуты | БиммерФест Форум BMW

Я только что заменил головку блока цилиндров на своем 93 525i. Я купил новые болты, прочистил отверстия под болты в блоке и слегка смазал новые болты. Я затянул их до 22 футо-фунтов. в соответствии с инструкциями, а затем затянуть каждый еще на 90 градусов, как указано, но я не смог затянуть каждый еще на 90 градусов в соответствии с инструкциями. Пытаясь получить вторые 90 градусов, я изо всех сил пытался получить даже 45 градусов с 18-дюймовым храповым механизмом. Я боялся, что они затормозят, поэтому я установил крутящий момент на храповике на 60 футо-фунтов. Я затянул их все до 60 футо-фунтов. вместо того, чтобы рисковать сломать болты, пытаясь затянуть их на второй 90 градусов. Кто-нибудь знает, какой крутящий момент выдерживают эти болты, прежде чем сломаться? Если бы я затянул болты только до 60 футо-фунтов и примерно до 45 градусов при затяжке второго угла крутящего момента, готов ли я продуть прокладку головки блока цилиндров?

Сохранить Делиться

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.

1 — 6 из 6 Сообщений

У меня слишком большой опыт в затягивании болтов с головкой, и я должен сказать….гррррррррр.

Вы действительно должны следовать правильной процедуре затяжки. Однако мой опыт показывает, что второй этап 90-градусного крутящего момента не прост. Тем не менее, у вас может не быть проблемы. И, эй, если вам нравится делать прокладку ГБЦ, ничего страшного :eeps:

Сохранить Делиться

Ничего себе, быстрый ответ, хороший форум. Вы когда-нибудь ломали головной болт на втором 90 или сдирали резьбу блока? Я посмотрел, до какого момента может быть затянут обычный болт T12 и около 57 футо-фунтов. был максимум в моей черной книжке.

Сохранить Делиться

Я этого не делал, но болты с головкой не являются «обычными» болтами T12. Они предназначены для однократного использования при растяжении, поэтому они могут выдерживать более высокую крутящую нагрузку, чем стандартный болт.

Как говорят большинство моих друзей-гонщиков/строителей: «Просто запусти, пока не сломается, а потом переделай»

Удачи!

брат М сказал:

Ничего себе, быстрый ответ, хороший форум. Вы когда-нибудь ломали головной болт на втором 90 или сдирали резьбу блока? Я посмотрел, до какого момента может быть затянут обычный болт T12 и около 57 футо-фунтов. был максимум в моей черной книжке.

Нажмите, чтобы развернуть…

Сохранить Делиться

+1 к FFEJ. Я провел кучу исследований по крутящему моменту головных болтов, когда у меня была Supra и взорванный HG.

Болты с головкой рассчитаны на предел текучести и не подлежат повторному использованию. Вы их не сломаете.

Сохранить Делиться

Вы уверены, что отверстия под болты сухие и чистые? Масло, оставшееся в глухих отверстиях, создаст гидравлическое давление и помешает правильному затягиванию.
Более важным, чем конкретное показание крутящего момента, является равномерное давление зажима.