9Май

Состав тосола для авто: Химический состав тосола. Таблица | АвтоЖидкость

Химический состав тосола. Таблица | АвтоЖидкость

Главная / Антифриз / Состав тосола и его свойства

Александр 30.10.2018 Антифриз Комментировать 12,923 Просмотров

ТОСОЛ — аббревиатура группы охлаждающих жидкостей отечественного производства. Происходит от заглавных букв «Технология Органического Синтеза», а окончание «ол» указывает на класс спиртов. Подробно опишем химический состав тосола и роль компонентов.

Общее описание и свойства

Качественный состав тосола не отличается от зарубежных аналогов. Расхождения заключаются лишь в процентном соотношении компонентов. В основу охлаждающей жидкости входит дистиллированная или деионизированная вода, спирты этандиол или пропандиол, антикоррозионные присадки и краситель. Дополнительно вводят буферный реагент (гидроксид натрия, бензотриазол) и пеногаситель — полиметилсилоксан.

Подобно другим ОЖ тосол понижает температуру кристаллизации воды и минимизирует расширение льда при замерзании. Тем самым исключает повреждение рубашки охлаждающей системы двигателя в зимнее время. Обладает смазывающими и антикоррозионными свойствами.

Что входит в состав тосола?

Известно несколько десятков «рецептов» тосола — как на неорганических ингибиторах, так и на карбоксилатных либо лобридных аналогах. Ниже описан классический состав антифриза, а также процентное содержание и роль химических компонентов.

  • Гликоли

Моноатомные или многоатомные спирты — этиленгликоль, пропандиол, глицерин. При взаимодействии с водой понижают точку замерзания конечного раствора, также увеличивают температуру кипения жидкости. Содержание: 25–75%.

  • Вода

Используется деионизированная вода. Главный теплоноситель. Отводит тепло от нагретых рабочих поверхностей. Процентная доля — от 10 до 45%.

  • Красители

Тосол А-40 окрашен в синий цвет, что указывает на температуру замерзания (-40 °C) и точку кипения, равную 115 °C. Также встречается красный аналог с точкой кристаллизации -65 °C. В качестве красителя используется уранин — натриевая соль флуоресцина. Процентное содержание: менее 0,01%. Назначение красителя заключается в визуальном определении количества ОЖ в расширительном баке, а также служит для определения протечек.

Присадки — ингибиторы коррозии и пеногасители

В силу дешевизны обычно применяются неорганические модификаторы. Также встречаются марки ОЖ на основе органических, силикатных и полимеркомпозитных ингибиторов.

ПрисадкиКлассСодержание
Нитриты, нитраты, фосфаты и бораты натрия. Силикаты щелочных металлов

 

Неорганические0,01–4%
Двух-, трёхосновные карбоновые кислоты и их соли. Обычно применяют янтарную, адипиновую и декандиовую кислотыОрганические2–6%
Кремнийорганические полимеры, полиметилсилоксанПолимеркомпозитные (лобридные) пеногасители0,0006–0,02%

Пеногасители вводят для снижения вспениваемости тосола. Пенообразование препятствует теплоотводу и создаёт риск загрязнения подшипников и других конструкционных элементов продуктами коррозии.

Качество тосола и срок службы

По изменению цвета тосола можно судить о состоянии охлаждающей жидкости. Свежий антифриз обладает ярко-синей окраской. В процессе эксплуатации жидкость приобретает желтоватый оттенок, а затем окраска полностью исчезает. Происходит подобное вследствие деградации ингибиторов коррозии, что сигнализирует о необходимости замены ОЖ. На практике срок службы тосола составляет 2–5 лет.

Похожие статьи

Предыдущий Как проверить уровень тормозной жидкости?

След. «Реагент 3000». Ассортимент присадок на все случаи

Состав тосола – что необходимо знать об охлаждающей жидкости?

8 октября 2018

Карельские вести

Тосол – это название охлаждающей жидкости отечественного производства, которая применяется в системе охлаждения двигателей легковых и грузовых автомобилей. Название было введено в обиход еще в советское время и с тех пор стало именем нарицательным.

Фото: Карельские вестиКарельские вести

Рекомендуем к прочтению:

Видео дня

Аудиосистема в вашем автомобиле — путешествуйте с музыкой!

Колонки для авто – звук должен быть идеальным!

Автомагнитолы Mystery – обзор качественной и бюджетной автомобильной электроники

Автомобильный сабвуфер – мощный звук поможет скоротать дорогу!

Тюнинг Нива 4×4 для бездорожья – обзор возможностей

Тюнинг подвески ВАЗ 2107 – модернизируем автомобиль

Как подключить сабвуфер к автомагнитоле – создаем мощный звук

1 Химический состав и свойства автомобильного тосола

Тосол используется для охлаждения двигателя автомобиля при различных температурах. В основном его используют в системе старых грузовиков советского производства (ПАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ и т. д), а также для старых моделей Жигулей. Заливать охлаждающую жидкость данного типа в автомобили иностранного производства и в новые двигатели не рекомендуется, так как химический состав может навредить различным элементам системы из-за отсутствия качественных антикоррозийных и антипенных присадок.

Тосол для охлаждения двигателя автомобиляНа сегодняшний день состав всех видов тосола, которые представлены на нашем рынке, имеет в основе этиленгликоль, а отличается лишь степенью разбавленности водой и количеством использованных в нем присадок.

Тосол на основе этиленгликоля

Этиленгликоль – это сложный спирт двухатомной структуры, который не имеет цвета, обладает сладким привкусом, а температура его замерзания доходит до –196 градусов. Данное вещество обладает вязкой плотностью и стойкостью к замерзанию.

Главным свойством этиленгликоля является способность понижать температуру замерзания воды в диапазоне от –1 до –90 градусов. Таким образом, при оптимальном соотношении водного раствора и этиленгликоля можно получить состав жидкости с температурой замерзания до 75 градусов Цельсия.

2 Технические требования к охлаждающей жидкости

Состав качественного тосола в современных условиях должен иметь:

высокую степень теплоемкости и теплопроводности,

максимально низкую температуру замерзания,

оптимальную температуру кипения жидкости (для обеспечения работы двигателя в теплое время года),

невысокую степень вспениваемости (предотвращение перегрева двигателя и образования паровой пробки в системе),

оптимальную вязкость состава (для обеспечения качественной циркуляции в системе и снижения свойств теплопередачи).

Качественный тосолПомимо представленных выше обязательных требований, качественный тосол также должен полностью соответствовать нормам ГОСТа 28084-89, в котором прописаны основные требования к составу и использованию незамерзающей жидкости в нашей стране.

Чтобы получить полную информацию о физико-химических свойствах той или иной охлаждающей жидкости, необходимо провести комплекс лабораторных мероприятий, однако некоторые показатели тосола можно определить и подручными средствами. С помощью ариометра можно определить степень замерзания и плотность тосола. Кроме того, в состав охлаждающей жидкости могут входить различные присадки и элементы, которые можно определить посредством обычной лакмусовой бумажки. Если после опускания в тосол она не изменила цвет, значит, жидкость обладает неплохим качеством, если цвет стал зеленым – скорее всего состав содержит большое количество ингибиторов, при этом уровень плотности находится в норме. Розовый цвет говорит о переборе кислотосодержащих веществ в составе и отсутствии каких-либо присадок.

Определение плотности тосола ареометромВажно помнить, что с течением времени тосол теряет часть своих свойств, повышается пенообразование, уменьшается число ингибиторов, ухудшается теплопроводность и т. д. Поэтому специалисты рекомендуют проводить заменять хладагент не реже, чем раз в 2-4 года или каждые 25-30 тысяч километров пробега. Так вы сохраните в норме все элементы системы охлаждения, а двигатель будет работать в оптимальном режиме независимо от времени года.

Читайте НАС ВКонтакте

Другое,Завод имени И.А. Лихачева,

Из чего состоит охлаждающая жидкость двигателя?

Вам когда-нибудь приходилось кому-то объяснять охлаждающую жидкость? Если это так, вы, возможно, сказали что-то вроде: «Охлаждающая жидкость — это специальная смесь жидкости со сладким запахом, которая проходит через двигатель. Он поглощает палящее тепло от двигателя, чтобы поддерживать его при управляемой температуре. Далее он рассеивает тепло через радиатор. Также не замерзает при минусовых температурах. И не позволяйте своим питомцам приближаться к нему. Для них это приятно пахнет, но это их убьет».

Звучит неплохо, не правда ли? Охлаждающая жидкость волшебная. Другой такой жидкости нет. Если вы здесь, вам может быть интересно, что, черт возьми, входит в охлаждающую жидкость, чтобы сделать ее такой полезной в двигателе.

Каждая марка охлаждающей жидкости имеет собственную запатентованную смесь жидкостей и химикатов. Тем не менее, все они используют одни и те же основные ингредиенты. Давайте обсудим три основных компонента охлаждающей жидкости.

Охлаждающая жидкость содержит три основных компонента:

  1. Вода
  2. Антифриз
  3. Краситель

Поговорим о каждом ингредиенте подробнее.

1. Вода

Любопытный факт: в 1930-е годы некоторые автовладельцы охлаждали свои двигатели только водой. Неудивительно, ведь вода — лучший способ охлаждения двигателя. Вы можете задаться вопросом: «Если вода — лучший способ охлаждения двигателя, то почему вообще существует охлаждающая жидкость?»

То, что вода — лучший способ охлаждения двигателя, не означает, что она полезна для двигателя. Вода довольно агрессивна, что плохо для компонентов внутри двигателя. Люди еще в 1930-е пытались уменьшить проблему, используя дистиллированную воду. Но это все еще было недостаточно хорошо, потому что это все еще вызывало ржавчину. Еще одна большая проблема с водой заключается в том, что она замерзает в холодную погоду. Все мы знаем, что лед не может пройти через двигатель. Наконец, вода будет перегреваться при высоких температурах и создавать давление пара внутри двигателя.

Поэтому люди решили найти надежное решение, которое:

  • Не ржавело компоненты внутри двигателя
  • Не замерзнет на морозе
  • Не будет перегреваться и создавать давление пара в двигателе
  • Может охлаждать двигатель в любом состоянии

В конце концов, они нашли способ вывести воду на новый уровень, и они не ожидали, что это будет так просто. Решение? Просто добавьте антифриз.

2. Антифриз

Антифриз — другое название этиленгликоля. Охлаждающая жидкость содержит антифриз, потому что он снижает температуру замерзания охлаждающей жидкости и повышает ее точку кипения.

Другими словами, антифриз дает возможность охлаждающей жидкости не замерзать при отрицательных температурах, а при высоких температурах не рассеиваться в пар.

Состав антифриза следующий:

  • Более 90% этиленгликоля (в большинстве случаев, в зависимости от производителя)
  • Собственная смесь химикатов производителя, защищающая компоненты двигателя (например, водяной насос) от ржавчины и коррозии:
    • Фосфаты (защищающие железо от ржавчины)
    • Силикаты (защищающие алюминий от ржавчины)
    • Растворитель, эмульгирующий жидкости

3. Краситель


Вы заметили, что охлаждающая жидкость бывает разных цветов? На это есть причина. Сначала охлаждающая жидкость всегда бесцветна, но затем производитель добавляет в нее краситель. Каждый цвет представляет определенный тип охлаждающей жидкости. Некоторые из наиболее распространенных цветов охлаждающей жидкости включают:

  • Зеленый
  • Синий
  • Фиолетовый
  • Розовый
  • Желтый
  • Оранжевый
  • Красный

Здесь важно отметить, что никогда не следует смешивать разные охлаждающие жидкости. Этот пост хорошо объясняет, почему.

Если у вас есть какие-либо вопросы о компонентах охлаждающей жидкости, вы знаете, где нас найти.

Антифриз для автомобиля: история, состав и советы

Содержание

  • История антифриза
  • Антифриз в автомобиле: мифы и реальность
    • Зачем производители разрабатывают яркие охлаждающие жидкости?
  • Советы по обслуживанию

Охлаждающая жидкость как известно, наряду с антифризом, — это совокупность химических веществ, протекающих по различным каналам автомобиля, с целью отвода тепла от тех участков, которые генерируют высокую температуру, в основном от двигателя, поддерживать его нормальную температуру (до 90⁰С).

При условии исправной работы контура охлаждения уровень и качество жидкости соответствуют рекомендациям — это не позволит жидкости достичь точки кипения при повышении температуры.

Свойство антифриза с другой стороны предотвращает замерзание жидкости при низких температурах. Кроме того, это вещество также отвечает за защиту узлов автомобиля от коррозии и предотвращает появление известковых образований.

История антифриза

Вода была первой жидкостью, используемой в охлаждающих двигателях. Тем не менее необходимо было найти решение, позволяющее избежать ее замерзания. Первым антифризом, добавленным в воду для этой цели, был метиловый спирт, также известный как «древесный спирт», химическая формула которого Ch4-OH.

Хотя температура замерзания смеси была ниже, чем у воды, ее больше не использовали, поскольку она вызывала чрезмерную коррозию и легко испарялась, поскольку использовались открытые автомобильные системы.

В 1959 год , французский химик Адольф Вюртс разработал этиленгликоль. Сначала он не пользовался большой популярностью, но во время Первой мировой войны послужил основой для разработки антифриза, который использовался в танках и военных самолетах. Состав антифриза. Хотя состав охлаждающей жидкости может варьироваться в зависимости от страны и производителя, основной состав смеси следующий:

  • 45-75% деионизированная или деминерализованная вода.
  • 25-50% этиленгликоль.
  • 3-8% добавки (противовспениватели, консерванты, красители, антиоксиданты, ингибиторы коррозии и др.).

В настоящее время в теплоносителях наиболее часто используется в составе 50% деминерализованная вода. Эта формула выдерживает экстремальные температуры от -37⁰C до 108⁰C. В зависимости от веществ, используемых для их производства, их тип можно разделить на органический, неорганический или гибридный; последний также известен как OKT (технология органических кислот).

Антифриз в автомобиле: мифы и реальность

Почему производители разрабатывают охлаждающие жидкости с высокими эксплуатационными характеристиками?

В некоторых случаях водители предпочитают «антифриз» определенного цвета, связывая этот цвет с качеством смеси. Эта идея широко распространена, но это заблуждение. Охлаждающая жидкость прозрачна, как вода, и реальность такова, что производители добавляют в ее состав красители, чтобы идентифицировать себя с брендом. Это всего лишь маркетинговый ход.

Однако выразительный цвет этой жидкости имеет решающее значение для мастерской, так как облегчает определение места утечки в контуре.

Советы по обслуживанию

Рекомендации производителей по контролю и замене зависят от характеристик каждого автомобиля, хотя обычно рекомендуется заменять его регулярно (обычно каждые 40 000 или 60 000 км или два года спустя).

Тем не менее, вам следует подумать о его замене каждый раз при смене сезона, так как, например, при повышении температуры жидкость может испаряться. Кроме того, следует учитывать следующие соображения:

  • Необходимо выбрать тип охлаждающей жидкости, соответствующий техническому паспорту и рекомендациям производителя, иначе можно нанести вред автомобилю.
  • Следует учитывать, что охлаждающая жидкость со временем теряет свои свойства и эффективность. Если смесь потеряет свои свойства, двигатель может перетереться, что может привести к серьезным повреждениям.

  • Низкий уровень охлаждающей жидкости также очень вреден для автомобиля. Поэтому в случае протечки необходимо отправиться в мастерскую для выяснения причины протечки и заполнения бака.

Основной причиной течи является преждевременный износ уплотнительных колец и втулок, которые рассыхаются и трескаются. Еще одной возможной причиной неисправности может быть негерметичность колпачкового ограничителя давления.

  • Антифриз Основной компонент для правильного охлаждения двигателя и водяного насоса. В нем может содержаться причина неисправности двигателя из-за потери охлаждающей жидкости, окисления или неисправности термостата. В некоторых случаях ремонт зубчатого ремня также может привести к неисправности насоса, так как чрезмерное натяжение ремня вызовет чрезмерное радиальное усилие, что более чем вероятно приведет к утечке жидкости или даже к повреждению лопастей гребного винта.