какое авто можно признать раритетным по новому ГОСТу
С 1 марта 2020 года действует гост, по которому можно пройти специальную экспертизу и признать автомобиль раритетным или классическим. Гост утвердили еще в 2019 году, но вступил в силу он только сейчас.
Дмитрий Сергеев
знает все про автомобили
Профиль автора
Новый гост не коснется большинства автовладельцев. Можно и дальше ездить на старых Москвичах и «копейках», их не заставят пригонять на проверку. Все по-прежнему: если машина прошла обычный техосмотр, на ней можно передвигаться по дорогам общего пользования.
Автомобильные издания по-разному описывали этот гост. Некоторые рассказывали чуть ли не о запрете эксплуатации старых автомобилей. На самом деле этот гост ничего не запрещает. Расскажу, почему он появился и зачем нужен.
- Источник:
- ГОСТ Р 58686-2019
Главные понятия нового госта
В новом госте появляется понятие «раритетные автомобили». Вот что это такое:
- Легковые автомобили, прицепы и мотоциклы, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет.
- Грузовые автомобили и автобусы, которые не работают в коммерческих перевозках и с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом, рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
Раритетный автомобиль — это про возраст. Также в госте есть понятие «классический автомобиль»: он тоже раритетный, но прошел экспертизу и получил специальный паспорт классического транспортного средства.
Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителей
Как было раньше
Раритетные машины были и раньше, но этого понятия не было в законах. Никто не разбирался, по каким признакам автомобиль можно признать таковым. Ретромашиной или раритетом можно было назвать любой старый автомобиль.
В нормативных документах не было термина «классический автомобиль». Условно классическим считали любой старый автомобиль в хорошем состоянии. Критериев для определения степени сохранности не было. Это создавало трудности для коллекционеров и реставраторов. Было сложно определить историческую ценность такого автомобиля.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» устанавливает единые технические требования ко всем колесным транспортным средствам, которые эксплуатируются на территории Таможенного союза. Например, требования к ремням безопасности, к сиденьям и даже к рулю: если на нем есть болты, они не должны выступать над поверхностью.
Но не все автомобили подходят под требования технического регламента — поэтому старые машины и вывели из-под его действия. На руках у автовладельцев много машин, которые не соответствуют требованиям. Закон не заставляет их переделывать. Например, если у такого автомобиля конструкцией не предусмотрены ремни безопасности, их можно не ставить. Пункты 2.1.2 и 5.1 ПДД обязывают водителя и пассажиров пристегиваться — но только если автомобиль оборудован ремнями. Так было и раньше — и гост ничего не меняет.
Это Москвич-402. В нем не предусмотрено ни ремней безопасности, ни подголовников на сиденьях, ни травмобезопасного рулевого колеса. Но нарушений ПДД нет, можно передвигаться по дорогам общего пользования. Источник фотоСтарые автомобили было сложно поставить на учет из-за проблем с таможенным оформлением. Гост позволяет избежать обязательной сертификации, если эксперты признают машину классической. В техническом регламенте была такая возможность, но не было критериев для проведения экспертиз.
подп. 3 п. 3 технического регламента
Как признать автомобиль раритетным или классическим
На раритетное транспортное средство можно будет оформить идентификационную карту. Выдать ее имеет право общероссийская спортивная федерация по виду спорта «Автомобильный спорт».
п. 3.11 ГОСТ Р 58686-2019
О ценах на эту услугу и о сложности ее получения говорить пока трудно: гост начал действовать совсем недавно, а пандемия коронавируса отодвигает на некоторый срок его практическое применение.
Бланк идентификационной карты раритетного транспортного средстваРаритетный автомобиль можно признать классическим после историко-технической экспертизы. Это может сделать только эксперт по классическим транспортным средствам, аккредитованный при Российской автомобильной федерации. Данные обо всех таких экспертах есть в реестре экспертов по классическим транспортным средствам, аккредитованных РАФ. На момент публикации статьи в реестре всего пять экспертов. Их станет больше, как только заработает гост. Пока что сложно сказать, сколько может стоить такая экспертиза.
Положение об экспертном совете по классическим транспортным средствам РАФPDF, 0,98 МБ
Эксперт должен осмотреть автомобиль, определить марку, модель и модификацию, установить год выпуска. А еще он должен провести проверку соответствия требованиям к классическим транспортным средствам. Если в конструкции будут найдены изменения — эксперту придется выяснить, зачем их внесли.
По результатам эксперт должен будет подготовить заключение историко-технической экспертизы. Если он не признает автомобиль классическим, заказчик может попросить эксперта указать признаки несоответствия конструкции и дать рекомендации по устранению недостатков. Если все будет в порядке, на автомобиль оформят паспорт классического транспортного средства.
Бланк паспорта классического транспортного средстваТакой паспорт не заменяет ПТС. Он свидетельствует, что машина имеет историческую ценность и в ней нет существенных изменений конструкции по сравнению с оригиналом. Российская автомобильная федерация планирует добиваться для владельцев таких автомобилей льгот по налогам и по страховке — но это в проекте. Никаких законов на этот счет еще не принимали. Мы обязательно расскажем, как только они появятся. Пока что для ФНС и страховщиков раритетный автомобиль ничем не отличается от любого другого.
Также в госте есть регламент экспертизы старых самодельных транспортных средств. Это работа не менее чем для двух экспертов по классическим транспортным средствам. Иногда такие автомобили представляют не меньшую историческую ценность, чем те, что сошли с конвейера. Любой самодельный автомобиль существует в единственном экземпляре, тогда как его ровесники, выпущенные на автозаводе, производились в огромном количестве.
Гост будет полезен коллекционерам и любителям старины. Им будет проще отличить автохлам от автомобиля, который представляет историческую ценность.
Теперь можно изучать и сохранять раритетные транспортные средства, а также использовать их на дорогах общего пользования. На дорогах будет больше интересных автомобилей: у автолюбителей появился стимул восстанавливать их и содержать в достойном состоянии.
Инструкция по ввозу олдтаймеров на территорию Российской Федерации, по получению идентификационной карты РТС и паспорта КТСPDF, 58 КБ
Требования к раритетным автомобилям
Раритетные и классические автомобили не могут передвигаться по дорогам общего пользования, если они не соответствуют требованиям безопасности. Им в любом случае придется проходить техосмотр — и только после этого их могут допустить к движению по дорогам. Гост устанавливает требования для такого техосмотра, и они гораздо мягче, чем к обычным автомобилям. Техосмотр обязателен для каждого транспортного средства, зарегистрированного как классическое. При этом раритетный автомобиль по-прежнему должен быть безопасен для окружающих.
Проверяют тормозную систему: она должна быть исправна. Если на заводе тормоза установили только на одной оси, их не заставят менять. Рулевое управление должно обеспечивать возможность поворота и не иметь деталей со следами деформации, трещинами и повреждениями. Но в старые жигули не потребуют поставить руль с подушкой безопасности.
п. 1 и п. 2 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств
Шины должны быть без повреждений и соответствовать времени года. На креплении колеса должны быть все болты и гайки. На одной оси нельзя устанавливать шины разного размера или с разным рисунком протектора. Большинство современных автомобилей не имеют камер в колесах — но сложно представить, например, Форд Т или ГАЗ-АА на бескамерной резине. Поэтому если шины комплектуются камерами — все можно оставить как есть.
п. 5 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств
Должны работать фары и габаритные огни, указатели поворотов — если они вообще когда-то были на таких автомобилях. Они должны соответствовать конструкции, предусмотренной заводом-изготовителем для этого транспортного средства. Если в них не предусмотрено переключение с ближнего света на дальний, менять ничего не нужно. Если фар и поворотников нет — ездить придется только днем.
Лобовые и боковые стекла тоже есть не на всех старых машинах. Но если они имеются — затонировать лобовое и передние боковые стекла нельзя. Они должны пропускать не менее 70% света. Сиденья должны быть закреплены в предусмотренных конструкцией местах, а двери — надежно закрываться замками. Это если стекла и двери в машине вообще есть.
А еще на автомобиле должен быть государственный регистрационный знак. В нем запрещено сверлить дополнительные отверстия для крепления — возможно, для того чтобы закрепить его на автомобиле начала прошлого века, придется проявить изобретательность и изготовить специальную рамку.
Новый порядок ввоза классических автомобилей на территорию РФ
Порядок ввоза таких машин на территорию РФ упростили. После 1 октября для ввоза раритетного автомобиля потребуется пройти историко-техническую экспертизу. Если она пройдет удачно, автомобиль получит паспорт классического транспортного средства.
Для машин, которые ввозят из-за рубежа, сейчас требуется экспертиза безопасности конструкции транспортного средства и установка системы ЭРА-ГЛОНАСС. Но для автомобилей с паспортом КТС все это будет не нужно.
/japanese-car/
Как я заказал машину из Японии
Как это будет работать на практике, мы увидим только после 1 октября — и обязательно вам об этом расскажем.
Что в итоге
Новый гост не запрещает эксплуатацию старых автомобилей — наоборот, он допускает на дороги автомобили, которые признают раритетными. Это добровольная процедура.
Раритетные автомобили теперь проходят техосмотр по более мягким правилам.
На автомобили, которые на таможне получают статус коллекционных, больше не нужно ставить ЭРА-ГЛОНАСС, им не требуется экспертиза безопасности конструкции транспортного средства.
Пока что новый гост не работает в полную силу. Мало экспертов, которые имеют право признать машину коллекционной, и непонятно, сколько стоят их услуги.
Если автомобиль все же удастся признать коллекционным — возможно, в будущем его стоимость будет выше. А может, и нет.
В перспективе могут появиться льготы для коллекционеров, но это слухи. Опубликованных законопроектов пока что нет.
Автоэксперты объяснили, через сколько лет надо менять автомобиль
По достижении какого возраста пора менять автомобиль? На этот вопрос ответили эксперты Автотеки (пресс-релиз имеется в распоряжении портала Tarantas.news). Так, по их мнению, ответ на этот вопрос зависит от ряда параметров, среди которых ключевыми являются техническое состояние ТС, гарантийный срок автомобиля, ликвидность, рост затрат на ремонт и прочие. Разбираемся, в каких случаях, автомобиль точно стоит продавать, и в каких торопиться не стоит.
Согласно опросу Автотеки, проведенному в сентябре 2021 года среди 10 000 респондентов, российские автовладельцы начинают задумываться о смене автомобиля после достижения им пробега в 100 тыс. км. Более трети участников исследования (37%) считают, что при пробеге от 100 до 200 тыс. км авто пора менять.
По данным «Автостата», средний срок владения автомобилем в России составляет 5 лет. Для машин различных ценовых сегментов сроки могут варьироваться. Так, например, автомобиль премиального сегмента в среднем продается владельцем раньше, примерно через 3,9 года.
«Максимальный ресурс автомобиля зависит от производителя, пробега, интенсивности эксплуатации и многих других параметров, — отмечают эксперты Автотеки. — При этом важно обращать внимание на качество обслуживания авто и его реальное техническое состояние. Если машина часто ломается в течение гарантийного срока, то от неё, конечно, лучше поспешить избавиться».
Гарантийный срок
Любые автомобили с течением времени изнашиваются и требуют ремонта, гарантия производителя, как правило, заканчивается через 2–3 года (или 80–100 тыс. км пробега). Однако кроме общей технической гарантии на автомобиль, производители предоставляют гарантию на сквозную коррозию кузова. Для корейских и японских автомобилей эта гарантия составляет около 6–7 лет, а для европейских марок ‒ от 10 до 12 лет.
При этом следует учитывать, что даже в основной гарантийный срок на агрегаты, подверженные естественному износу, например, на тормозные диски и барабаны, амортизаторы, аккумуляторную батарею гарантия распространяется с ограничениями или вовсе отсутствует. На фильтры всех типов, приводные ремни, свечи, тормозные колодки, эксплуатационные жидкости, лампочки и предохранители гарантия не распространяется в принципе.
После окончания гарантийного срока все последующие ремонты придется оплачивать из собственных средств. И именно этого хотят избежать автомобилисты, считающие нужным продавать авто через 2–3 года после покупки.
Ликвидность
С другой стороны, при продаже авто такого возраста владелец несет значительные финансовые издержки. За три года эксплуатации автомобиль может потерять в цене от 10% до 50% в зависимости от его марки, модели, комплектации и даже цвета. Так, например, Hyundai Creta теряет около 8,3% за три года после покупки, Mazda CX-5 — 10,5%, Toyota Corolla — 13,9%, Kia Sorento — 11,6%.
В дальнейшем процесс снижения стоимости замедляется, поэтому многие россияне считают возможным менять машину примерно через 6–8, а то и даже 10 лет после покупки. Если автомобиль быстро теряет в цене, то это может послужить сигналом к его продаже.
Марки и частота обновления моделей
Автовладельцу также следует учитывать то, что появление новых автомобилей в модельном ряду и рестайлингов, а также развитие технологий удешевляет стоимость текущей модели на рынке. Для того, чтобы не упустить лучший момент для замены автомобиля, автовладельцу следует следить за обновлениями модельного ряда бренда.
Регулярное прохождение техобслуживания
Затраты на содержание автомобиля после 7–8 лет эксплуатации резко возрастают, так как чаще возникает необходимость в ремонте. По данным опроса Автотеки, проведенного в сентябре 2021 года среди 10 000 респондентов, при достижении пробегом отметки в 50–100 тыс. км 23% россиян отмечают неисправности в своих автомобилях. При пробеге в 100–150 тыс. км и более на поломки указали 22% и 24% респондентов, соответственно.
Таким образом, для автовладельца возникает выбор: вкладываться в ремонт текущего автомобиля или заменить его. Однако, в любом случае, регулярное прохождение техобслуживания не только поможет обезопасить себя от внезапных поломок, но и сэкономить на дорогостоящих ремонтах. Более того, при продаже автомобиля исправность всех его систем — существенный фактор, влияющий на конечную стоимость при сделке.
Подводим итоги
Для состоятельных автовладельцев оптимальным сроком замены автомобиля является период пользования ею до 3 лет. А преобладающее большинство автомобилистов может отсрочить это событие на 5–8 лет после покупки.
В условиях же, когда автомобиль не доставляет владельцу хлопот в первые несколько лет, то и решиться на его замену только из-за заканчивающегося срока гарантии или неминуемого роста расходов на обслуживание и ремонт уже сложнее.
На принятие решения о замене машины на новую могут повлиять также вопросы престижа, увеличение семьи, переезд или просто желание порадовать себя новым, более современным автомобилем.
На сегодняшний день для продавца автомобиля есть смысл не торопиться с совершением сделки и наблюдать за ситуацией на рынке.
Для подержанного автомобиля, сколько лет слишком старо? Вот идеальный возраст, по мнению автомобильных экспертов.
Скотти Рейсс, основательница «Путеводителя по автомобилям для девочек», покупает подержанный автомобиль. «Мне нужно кое-что купить для моей дочери, которая учится на втором курсе колледжа, — говорит она. «Она живет за пределами кампуса, и ей нужна машина».
Есть из чего выбрать, говорит она, но ее бюджет не так велик, как она думала. «Мы ищем что-то менее 20 000 долларов», — говорит она. «То, что мы хотим получить за наш бюджет, вероятно, возвращает нас на модельный год старше, чем мы хотели бы».
Еще от Grow:
5 «финансовых средств защиты», которые вы можете использовать для создания богатства
Я заработал более 120 тысяч долларов с помощью приложений за последние 6 лет: мой лучший совет Как этот 29-летний мужчина превратился из «разорителя» в миллионера
Средняя цена подержанного автомобиля резко возросла с начала пандемии, согласно данным сайта автомобильных ресурсов Edmunds. В мае 2020 года средняя цена, которую потребители заплатили за подержанный автомобиль, составляла 20,9 доллара США.23. Год спустя это было 25 091 доллар — рост примерно на 20%. «Высокий» — не то слово, чтобы описать ежемесячные изменения, которые мы наблюдаем, — говорит Иван Друри, старший менеджер отдела аналитики в Edmunds. «Возможно, это неслыханно».
Перебои в производстве из-за пандемии привели к нехватке автомобилей. По его словам, это привело к тому, что потребители, которые покупали новый автомобиль, теперь хотят получить следующую лучшую вещь, и спрос ведет к росту цен: «К сожалению, все ищут подержанные автомобили, потому что нет никакой замены новым автомобилям, кроме Подержанные автомобили.»
Если у вас, как и у Райсса, возникли проблемы с поиском нужного автомобиля в рамках имеющегося у вас бюджета, возможно, вы задумались о покупке подержанной машины, которая старше на несколько лет. Вот сколько лет вы должны пройти, по мнению автомобильных экспертов.
К сожалению, все ищут подержанные автомобили, потому что нет замены для новых автомобилей, кроме подержанных автомобилей.
Иван Друри
старший менеджер отдела аналитики в Edmunds
Купить подержанный автомобиль в «золотой зоне»
«Я думаю, что лучшее место [для подержанных автомобилей] — это возраст от 3 до 4 лет с пробегом от 30 000 до 40 000 миль», — говорит Рейсс.
По словам Эдмундса, средняя цена трехлетнего автомобиля составляет 28 289 долларов. Средняя цена 5-летнего автомобиля – 23 110 долларов США, что позволит вам сэкономить чуть более 5000 долларов США.
Покупка автомобиля, которому всего несколько лет, по сравнению с автомобилем, которому десять лет, имеет свои преимущества, говорит Рейсс. «У него не было износа двигателя и салона», — говорит она. «У него также, вероятно, более новые технологии. Такие вещи, как Apple CarPlay и камера заднего вида. У него могут быть датчики парковки. Некоторые из этих премиальных функций на 10-летней машине вы можете не найти».
Действительно старые автомобили могут не иметь необходимых вам функций безопасности, говорит Эмили Восс, представитель CARFAX. «Подушки безопасности или антиблокировочная система тормозов — некоторые из этих вещей не стали стандартом до конца 1990-х или начала 2000-х», — говорит она.
Старые автомобили тоже могут быть хорошей покупкой
Это не означает, что автомобиль старше трех-четырехлетнего возраста всегда плохая покупка. Если за старым автомобилем хорошо ухаживали, вполне возможно, что это хорошая покупка для вас.
«Если вы ищете что-то временное в промежутке между настоящим моментом и через год, когда вы планируете купить новую машину, может быть неплохо купить машину за 3000 или 4000 долларов с пробегом 100 000 миль. «, — говорит Рейсс.
Просто убедитесь, что у него нет тысяч и тысяч долларов необходимого ремонта. Вы должны посмотреть, какие детали были заменены, а какие нет, как давно, а также сколько будет стоить вам любой ремонт, который вы можете ожидать. В руководствах по эксплуатации автомобилей будет указано, что необходимо заменить при каком количестве пройденных миль.
«Если вы тратите более 4000 долларов в год на техническое обслуживание, вам, вероятно, следует поискать что-то более глубокое и найти что-то, что не потребует 4000 долларов в год на техническое обслуживание», — говорит Рейсс.
3 совета, как избежать «сюрпризов» при покупке подержанного автомобиля
Независимо от того, сколько лет вашему автомобилю или какой пробег он проехал, перед его покупкой необходимо провести исследование. Восс говорит, что перед покупкой подержанного автомобиля каждый должен сделать три вещи:
- Проверить историю автомобиля. Это позволит вам узнать, сколько человек ранее владело автомобилем, сколько аварий он побывал, или есть ли какие-либо открытые отзывы о нем. Когда у автомобиля есть открытый отзыв, это означает, что у него есть проблема, которая не была решена. Если вы покупаете автомобиль с открытым отзывом, вам придется решать проблему самостоятельно.
- Отнесите на независимую проверку. Выберите механика, которому вы доверяете. Осмотр будет стоить от 50 до 100 долларов, но он может сказать вам, правильно ли был сделан недавний ремонт, а также какие новые работы должны быть выполнены.
- Тест-драйв. Это поможет вам увидеть любые недостатки в работе автомобиля, например, работают ли стеклоочистители и кондиционер или возникают ли странные звуки при ускорении или торможении. Вы также можете увидеть, насколько комфортно вы чувствуете себя за рулем автомобиля.
«Многие люди делают одну или две из этих вещей, но вы хотите делать все три», — говорит Восс. «Это лучший способ избежать сюрпризов в будущем».
Статья «Сколько лет для подержанного автомобиля слишком старо? Вот «лучшая точка», по мнению автомобильных экспертов»
Средний возраст автомобилей и грузовиков, находящихся в эксплуатации в США
Уведомление о местоположении
Уведомление сайта
Министерство транспорта США Департамент транспорта IconUnited States Department of TransportationМинистерство транспорта США
Встроенный набор данных Excel:
Набор данных Excel:
table_01_26_042022.xlsx (16,29 КБ)
Примечания:
Данные о среднем возрасте автомобилей приведены на 1 июля каждого года, за исключением 2009 года, данные приведены на 1 октября. U = данные недоступны.
a Обследования 1969, 1977, 1983 и 1990 годов не включают отдельную категорию для внедорожников (SUV), в то время как обследования 1995, 2001, 2009 и 2017 годов включают ее. В 1990 году большинство внедорожников относили к легковым автомобилям.
Источник:
Средний возраст автомобилей:
1995-2001: IHS Markit Co., Средний возраст легковых и грузовых автомобилей в США , (Ежегодный выпуск), доступно на https://news .ihsmarkit.com/новости-релизы.
2002–2016 гг.: Министерство энергетики США, Управление транспортных средств, Средний возраст автомобилей и легких грузовиков, 2002–2016 гг., доступно по адресу https://www.energy.gov/sites/prod/files/2017/09/f37/. fotw%23997_web.xlsx по состоянию на 17 сентября 2019 г.
2017: Wolf Street Co., Средний возраст легковых и грузовых автомобилей в зависимости от дохода домохозяйства и типа транспортного средства с течением времени , доступно на https://wolfstreet. com/2018 /08/21/средний-возраст-автомобилей-грузовиков-транспортных средств по типу транспортного средства с доходом домохозяйства/ по состоянию на 17 сентября 2019 г.
2018-19: IHS Markit Co., Средний возраст автомобилей и легких грузовиков в США снова вырос в 2019 году до 11,8 лет, сообщает IHS Markit , доступно по адресу https://news.ihsmarkit.com/press-release/automotive /average-age-cars-and-light-trucks-us-rises-again-2019-118-years-ihs-markit- по состоянию на 17 сентября 2019 г.
2021: IHS Markit CO., Средний возраст Легкие грузовики и легковые автомобили США приближаются к 12 годам , доступно по адресу https://ihsmarkit.com/research-analysis/average-age-of-us-light-trucks-and-cars-approaches-12-years.html по состоянию на март. 29, 2022.
Средний возраст бытовых транспортных средств:
1969, 1977, 1983, 1990, 1995: Министерство транспорта США, Федеральное управление автомобильных дорог, Бюро транспортной статистики, 1995 г.