Опасная бравада. Зачем автолихачи отключают систему стабилизации? | Об автомобилях | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 4 минуты
679
Shutterstock.com
Нашумевшая авария с блогером Саидом Губденским подсветила часть проблем, свойственных таким людям. BMW M-серии, скорее всего, была переведена в режим Sport+, при котором деактивируются система стабилизации и контроль тяги. Зачем они нужны и почему уличные гонщики не доверяют этим системам?
Как работает ESP?
На подавляющем большинстве новых автомобилей с 2016 года устанавливаются так называемые системы стабилизации Electronic Stability Program (ESP), которые включают массу иных устройств различного назначения. Там есть ABS с распределением тормозных усилий в поворотах, контроль тяги, а также электронные имитаторы блокировок дифференциала.
На разных автомобилях они называются по-разному — ASR, A-TRAC, ETS, — но все выполняют похожие функции, а именно работают на удержание автомобиля на траектории во время движения.
ESP предназначена для предотвращения срыва автомобиля в занос и компенсации бокового скольжения. Поэтому ESP еще называют «системой поддержания курсовой устойчивости» или «противозаносной системой». Правда, в экстремальных условиях электроника не позволяет выполнить ряд контраварийных маневров, которые хорошо известны спортсменам.
Перед скользким поворотом водитель сбрасывает скорость до 40-45 км/ч, проходит вершину виража без рывков под сброс газа, прижимаясь к внутреннему краю дороги, а дальше давит на педаль газа и ускоряется, постепенно выправляя траекторию. В этот момент колеса немного буксуют и тянут автомобиль за собой, позволяя кузову немного сползать боком. Развивается небольшой занос задней оси, однако передние ведущие колеса тянут транспортное средство за собой.
Однако если электроника начнет «душить» мотор, то машина потеряет стабильность.
Таким образом, на заснеженных участках дорог преимущества системы курсовой устойчивости превращаются в недостатки.
Инженеры знают об особенностях езды по скользким дорогам, поэтому предусмотрели отключение ESP специальной кнопкой на центральной консоли.
Практически каждый уличный гонщик слышал об этом и уверен, что система стабилизации только вредит при активном драйве и ее необходимо отключать. Ездить с отключенной стабилизацией стало модным и в какой-то мере даже престижным. Причем опыта вождения у таких водителей мало, и им не всегда удается вывернуться из сложной ситуации на дороге, которую они сами и спровоцировали.
Как отключать ESP?
Многие спортивные автомобили имеют ступенчатое отключение электроники. При однократном нажатии на кнопку перестает действовать противобуксовочная система, она же так называемый контроль тяги. Водитель получает возможность на скользком покрытии тянуть машину небольшим газом. В этом случае электроника позволяет колесам немного пробуксовывать.
Если нажать на кнопку повторно и удерживать ее еще около трех секунд, то ослабляет хватку не только контроль тяги, но и ESP. Электроника позволяет машине скользить и не вмешивается в работу тормозов. Однако не всегда и не везде она отключается полностью, и при развитии сильного заноса система вновь начинает действовать.
Между тем на спорткарах полное отключение электроники возможно. К примеру, в BMW эта функция выведена в отдельную спортивную программу Sport++, которая предназначена не для спортивного трека, а для дрифтовой площадки. В этом случае водитель остается один на один с необузданной мощностью двигателя. Колеса срываются в пробуксовку неожиданно, из-за чего машина может потерять управляемость. Для дрифта это хорошо, но для дорог общего пользования — плохо.
Такой режим опасен для скоростной езды, и многие опытные водители не применяют его не только на дорогах общего пользования, но и на спортивных автодромах, считая, что для езды по ним вполне достаточно режима Sport, то есть программы, где электроника продолжает действовать.
Однако некоторые лихачи, склонные к браваде, отключают электронику до конца и разгоняются без контроля тяги до очень высоких скоростей. В итоге происходят аварии. Поэтому на спортивных машинах нужно быть аккуратным с кнопками, назначение которых известно не до конца. Заигрывание с отключением систем контроля за движением приводит к печальным последствиям.
система стабилизацииэкстремальное вождениебезопасное вождение
Следующий материал
Новости СМИ2
Что такое система стабилизации ESP
На автомобилях электронную систему стабилизации ESP устанавливают уже в течение пятнадцати лет. Ее аббревиатура в зависимости от производителя может отличаться (DSC, VDC, DSTC, VSC, ESC), но назначение у нее одно, во время маневров на больших скоростях и при езде по скользкому покрытию сохранять контроль управления автомобилем.
Многие автолюбители, не смотря на наличие данной системы на их автомобиле так толком и не знают, как работает ESP (ЕСП). Одни утверждают, что лишняя электроника на автомобиле ни к чему, им вполне хватает системы ABS, хотя ESP, это, по сути, расширенный вариант ABS, другие же полностью доверяют данной системе, при этом, совершенно не вникая в принцип ее работы.
Так что данный обзор рассчитан на тех, кому действительно интересно как работает это электронное устройство.
Система КСУ (контроль курсовой устойчивости) массово начала применятся в конце 90-х годов после скандального случая с автомобилем Mercedes-Benz A-класса. Водителю нужно было на большой скорости объехать внезапно появившееся препятствие, и вернутся на свою полосу, но машина во время маневра потеряла управление и перевернулась. Именно этот случай и послужил толчком для снабжения автомобилей системой электронной стабилизации.
Сначала ESP устанавливали только на автомобили бизнес-класса, затем они стали доступны на бюджетных моделях.
В 2011 году КСУ, это уже неотъемлемая часть электронного обеспечения автомобиля. Сейчас в планах Европы, Америки, Канады и Австралии снабжать ESP все новые модели автомобилей.
И все же давайте вернемся к теме, как работает ЕСП (ESP)? Задача электронной системы удерживать автомобиль в экстремальной ситуации в том направлении, куда движутся передние колеса. Конструкция данного устройства состоит из электронного блока управления, насоса, который раздельно управляет тормозными механизмами каждого колеса и нескольких датчиков, контролирующих автомобиль в пространстве.
Кстати, насос задействован еще и в работе системы ABS, которая предотвращает блокировку колес. Задача установленных на каждом колесе датчиков считывать угловую скорость колес (работают датчики с частотой 25 раз в секунду). Еще один датчик установлен на рулевой колонке, его задача отслеживать угол поворота руля. Последний датчик ЕСП (Yaw sensor) устанавливается в максимальной близости с осевым центром автомобиля, его конструкция выполнена в виде гироскопа (на современных системах устанавливаются акселерометры), задача данного датчика фиксировать вращения автомобиля вокруг вертикальной оси.
Все показатели с датчиков (скорость вращения колес, боковое ускорение) сравниваются в электронном блоке, и если нет синхронности, то тогда автоматически происходит корректировка давления в тормозных магистралях подачи топлива. Помните, что система ESP не предупреждает водителя о безопасной траектории, а только направляет автомобиль тута, куда поворачивается руль. Зато система делает то, что невозможно сделать физически, то есть начинается независимое друг от друга торможение колес и ограничивается подача топлива, благодаря чему автомобиль прекращает ускорение и мгновенно стабилизируется.
Стабилизация происходит в двух случаях, во время заноса, когда теряется сцепление с дорогой и задние колеса начинают боковое скольжение и снос, это боковое скольжение передних колес, возникающее при потере сцепления. Снос может произойти при резком нажатии пендали газа и при выходе из поворота, особенно когда на автомобиле задний привод. В случае с заносом система КСУ затормаживает переднее внешнее колесо и занос прекращается.
Сносы случаются при маневрах на большой скорости, когда передние колеса начинают терять сцепление с дорогой и машина движется по прямой, не реагируя на рулевое колесо. В этом случае, чтобы предотвратить снос, система начинает затормаживать заднее внутреннее к повороту колесо. В некоторых случаях для динамической стабилизации система одновременно тормозит два, а то и три колеса, кроме переднего внешнего.
Так что зря некоторые водители считают, что система ЕСП только мешает движению. Мешать она может только в том случае, если вы хотите с эффектом покрутится или на гоночной трассе установить новый рекорд. В данном случае установленная система стабилизации не позволит вам совершить управляемый занос. Иногда ESP может мешать владельцам внедорожников или кроссоверов во время езды по пересеченной местности, в тот момент, когда вы увязли в грязи и необходимо вращение колес, чтобы хоть за что-нибудь зацепиться и выехать, система ESP начинает тормозить и перекрывать подачу топлива. Хотя данную проблему можно легко исправить в нужный момент систему стабилизации можно просто отключить.
Конечно, если производителем не предусмотрено ручное отключение системы, то тогда единственный выход отключить на одном из колес датчик скорости, либо с насоса ABS снять предохранитель. Но помните, что тогда не будет работать система антиблокировки тормозов.
Понимание электронного контроля устойчивости: значение, причины и устранение неполадок
Электронный контроль устойчивости (ESC) — жизненно важная функция безопасности современных автомобилей, позволяющая повысить устойчивость и предотвратить несчастные случаи. Он использует датчики для отслеживания направления, в котором водитель намеревается двигаться, и фактического движения автомобиля. Если транспортное средство начинает отклоняться от намеченного пути, ESC вмешивается, автоматически притормаживая отдельные колеса и регулируя мощность двигателя, чтобы помочь удержать транспортное средство на намеченном курсе. Несмотря на свою эффективность, ESC может работать со сбоями по разным причинам, таким как неисправные датчики, проблемы с программным обеспечением или поврежденные модули управления.
Устранение неполадок ESC включает в себя использование полного сканера системы и устранение основной причины, начиная от простых решений, таких как обновление программного обеспечения, до более сложных ремонтов, таких как замена неисправного компонента. Понимание значения ESC, причин и устранения неполадок может помочь обеспечить оптимальное функционирование этой важной функции безопасности, повысить стабильность и снизить риск несчастных случаев.
ESC Значение
ESC расшифровывается как Electronic Stability Control, система безопасности, которая повышает устойчивость автомобиля, обнаруживая и уменьшая потерю сцепления с дорогой (занос). Он работает, применяя отдельные тормоза к колесам и регулируя мощность двигателя, чтобы помочь удерживать автомобиль на заданном курсе.
Система ESC повышает устойчивость при вождении и помогает предотвратить аварии, вмешиваясь в ситуации, когда автомобиль теряет управление, тем самым помогая водителю сохранить контроль над автомобилем.
В зависимости от производителя автомобиля индикатор контроля тяги может быть помечен как ESC/ESP/DSC. Это руководство применимо к автомобилям, оборудованным любой из следующих систем:
- ESC — электронный контроль устойчивости
- ESP – Электронная программа стабилизации
- DSC — система динамического контроля устойчивости
ESC, ESP и DSC — это аббревиатуры, которые относятся к одной и той же технологии в транспортных средствах, известной как электронный контроль устойчивости. Эти термины часто используются взаимозаменяемо, но их точное определение может незначительно отличаться в зависимости от автопроизводителя. Основная функция ESC, ESP и DSC заключается в том, чтобы помочь улучшить устойчивость автомобиля, обнаруживая и уменьшая потерю сцепления с дорогой (занос) во время внезапных маневров или в условиях скользкой дороги.
Система использует датчики для отслеживания направления, в котором намеревается двигаться водитель, и фактического движения автомобиля. Если транспортное средство начинает отклоняться от намеченного пути, система вмешивается, автоматически задействуя отдельные тормоза для колес и регулируя мощность двигателя, чтобы помочь удержать транспортное средство на намеченном курсе. Независимо от названия, все эти системы служат одной и той же цели — улучшению управляемости, устойчивости и безопасности автомобиля.
Общие проблемы
Существует несколько технических проблем, которые могут вызвать проблемы с системой электронного контроля устойчивости (ESC):
- Неисправные датчики: ESC полагается на датчики для контроля движения и направления автомобиля; любая неисправность или повреждение этих датчиков может привести к неправильной работе ESC. Датчик скорости колеса ABS является наиболее распространенной проблемой, которая вызывает сообщения об ошибках системы стабилизации.

- Проблемы с программным обеспечением: ESC использует модуль управления, работающий на программном обеспечении; любые ошибки или сбои в программном обеспечении могут привести к неисправности ESC.
- Поврежденный модуль управления: Модуль управления, являющийся мозгом системы ESC, может быть поврежден по разным причинам, таким как проблемы с электричеством, повреждение водой или физическое повреждение, что может привести к проблемам с ESC.
- Проблемы с проводкой: ESC использует сеть проводов и разъемов для связи с другими частями автомобиля; любые проблемы с проводкой или разъемами могут привести к неправильной работе ESC.
- Неправильная калибровка: ESC требует надлежащей калибровки для правильной работы; любые проблемы с калибровкой могут привести к неправильной работе ESC.
- Неисправные компоненты: Система ESC содержит несколько компонентов, таких как приводы, клапаны и соленоиды, которые со временем могут выйти из строя, что приведет к проблемам с ESC.

- Выключатель стоп-сигнала — Неисправный выключатель может привести к срабатыванию лампы ESC. Это распространенная проблема. Легко заменить и недорого.
- Датчик угла поворота рулевого колеса – Датчику может потребоваться калибровка.
- Низкий заряд батареи – Низкое напряжение батареи.
Важно диагностировать и устранять первопричину любых проблем с системой ESC, чтобы обеспечить оптимальное функционирование этой важной функции безопасности и снизить риск несчастных случаев.
Поиск и устранение неисправностей
Система курсовой устойчивости, в большинстве случаев, срабатывает из-за неисправного датчика скорости вращения колеса ABS. Другие проблемы могут вызвать загорание индикатора системы стабилизации. Если индикатор контроля устойчивости горит постоянно, система отключена или работает неправильно.
Ниже приведены несколько простых способов проверить, горит ли индикатор системы стабилизации.
Проверьте кнопку контроля устойчивости
На приборной панели могла быть случайно нажата кнопка ESC. Вы можете вручную выключить индикатор ESC, если это так. Заводить машину. Найдите переключатель с надписью ESC, ESP или DSC на приборной панели и нажмите его на три секунды. Посмотрите на комбинацию приборов, чтобы увидеть, выключен ли свет.
Диагностика системы устойчивости
Самый быстрый способ определить, почему горит индикатор системы курсовой устойчивости, — это использовать диагностический сканер для считывания кодов модулей стабилизации и ABS. У вас должен быть сканер ABS для диагностики проблем ESC и ABS. Базовые считыватели кодов OBD-II не могут обмениваться данными с модулем ABS. Используйте диагностический сканер, такой как YOUCANIC Full System Scanner, для сканирования нескольких систем вашего автомобиля через порт OBD-II.
Если на ваш автомобиль все еще распространяется гарантия, обратитесь к дилеру, чтобы правильно диагностировать проблему с ESC.
Плата за устранение проблем со стабильностью не взимается, если на автомобиль действует гарантия.
| Шаг 1: Подключите сканер к порту OBD-II под приборной панелью. |
| Шаг 2: Включите зажигание. Не заводите машину. |
| Шаг 3: Доступ к меню ESC и ABS и чтение кодов неисправностей. |
Почему загорается индикатор контроля устойчивости?
8 из 10 раз загорается лампочка контроля устойчивости из-за неисправного датчика скорости вращения колеса или датчика ABS. Эти датчики могут со временем выйти из строя, загрязниться и повредить провода или разъемы. Это распространенная проблема, и ее относительно легко решить. Неисправный датчик угла поворота рулевого колеса является второй наиболее распространенной проблемой, которая вызывает срабатывание индикатора системы стабилизации.
Вы можете заметить, что индикаторы АБС и стабилизации загорелись одновременно.
Система устойчивости зависит от правильной работы модуля ABS. Поэтому, если есть проблема с модулем ABS, система устойчивости не будет работать.
Почему мигает индикатор системы стабилизации?
При нормальной работе индикатор ESC должен гореть только тогда, когда вы заводите автомобиль на пару секунд, а затем выключите его. Если индикатор ESC мигает во время движения, система включена и пытается удержать автомобиль под контролем.
Это не значит, что с системой ESC что-то не так. Это означает, что вы, возможно, едете слишком быстро и должны замедлиться. ESC будет мигать, если вы слишком быстро проходите поворот. Индикатор гаснет при нормальных условиях движения.
Как узнать, есть ли в моей машине система стабилизации?
На большинстве автомобилей установлена система курсовой устойчивости, но она может называться по-другому. Электронный контроль устойчивости (ESC) также может называться электронной программой стабилизации (ESP) или динамическим контролем устойчивости (DSC).
Вот список того, как ESC называется на разных производителях.
| Acronym | Make |
|---|---|
| ESC | Hyundai, Kia, Chevrolet, Dodge, Chrysler, Audi, Saturn |
| ESP | Mercedes-Benz, VW, Sprinter, Suzuki, BMW, Renault, Jeep |
| DSC | Mazda, BMW, Jaguar |
| StabiliTrak | General Motors, Cadillac, Chevrolet, Buick, GMC, Holden, Opel, Vauxhall, GM |
Индикатор стабильности загорелся после замены батареи.
Если индикатор ESC продолжает гореть после замены батареи, не паникуйте. Все, что вам нужно сделать, это завести автомобиль и несколько раз полностью повернуть руль влево и вправо. Затем проедьте минуту, и индикаторы ABS и ESP должны вернуться в исходное состояние. Как только система выполнит самопроверку, она должна сбросить индикатор стабильности.
Включают ли разные шины сигнальные огни устойчивости?
Если вы установите шины разных размеров на переднюю и заднюю часть, это может привести к неисправности ESC.
ESC также может сработать при использовании запасного колеса другого диаметра, чем другие шины автомобиля.
Надеемся, вы найдете электронный контроль устойчивости (ESC) | Руководство по устранению симптомов полезно. Ознакомьтесь с этими руководствами по устранению неполадок и ремонту, чтобы получить дополнительную помощь по вашему автомобилю.
Что такое контроль устойчивости? — carsales.com.au
Алан Суонсон —
28 июня 2022 г.
Совет
Несмотря на то, что они часто упоминаются и объединяются, противобуксовочная система и контроль устойчивости — это не одно и то же.
Противобуксовочная система — это электронная система, которая останавливает или ограничивает пробуксовку ведущих колес транспортного средства. Система может быть применена к любой конфигурации трансмиссии; задний привод, передний привод или даже полный привод.
Электронный контроль устойчивости (ESC) — это усовершенствованная система стабилизации автомобиля, помогающая водителю сохранять управляемость автомобиля.
Автоматически подтормаживая отдельные колеса и регулируя распределение крутящего момента, система влияет на управление направлением движения автомобиля в ситуациях, когда сцепление с дорогой или сцепление с дорогой ухудшаются и обнаруживается потенциальная потеря управления.
Система курсовой устойчивости всегда будет включать в себя функцию контроля тяги, а также комплекс сложных датчиков и компьютерных алгоритмов, позволяющих избежать потери контроля при недостаточной или избыточной поворачиваемости.
По сути, противобуксовочная система поддерживает движение автомобиля по прямой линии, а система курсовой устойчивости удерживает автомобиль на поворотах в соответствии с потребностями водителя.
С 2013 года все новые легковые автомобили, продаваемые в Австралии, должны быть оснащены ESC. С ноября 2017 года каждый легкий коммерческий автомобиль, продаваемый в Австралии, также должен будет иметь систему ESC в качестве стандартной комплектации.
Зачем нам это нужно?
Чтобы водитель мог эффективно контролировать транспортное средство, важно, чтобы транспортное средство было устойчивым и находилось в пределах сцепления (или сцепления) шин.
Будь то внезапное изменение сцепления с дорожным покрытием или необходимость маневра для предотвращения аварийной ситуации, автомобиль слишком легко может выйти из-под контроля.
Подсчитано, что обязательное внедрение систем ЭКУ на все новые пассажирские и легкие коммерческие автомобили снизит количество аварий с участием одиночных транспортных средств на 30%.
Как это работает?
Противобуксовочную систему можно рассматривать как противоположность антиблокировочной системе торможения. В то время как антиблокировочное торможение снижает тормозное усилие на проскальзывающем колесе, чтобы выйти из заноса, контроль тяги снижает крутящий момент на пробуксовывающем колесе, чтобы восстановить сцепление с дорогой.
Датчики скорости вращения колес измеряют скорость вращения каждого колеса. Бортовой компьютер постоянно сравнивает данные, и если ведущее колесо резко ускоряется по сравнению с другими, фиксируется пробуксовка.
Автоматически за доли секунды компьютер принимает меры по ограничению крутящего момента, прилагаемого к этому колесу.
Электронный контроль устойчивости — значительно более сложная система, чем контроль тяги, и использует обширный набор датчиков и алгоритмов. Это сравнение сигналов от датчиков скорости вращения колес, положения дроссельной заслонки, угла поворота рулевого колеса и рыскания автомобиля, которые позволяют бортовому компьютеру решать, когда и в какой степени нужно вмешиваться.
Датчик рыскания является одним из наиболее важных компонентов. Он измеряет фактическую скорость, с которой транспортное средство вращается вокруг своей центральной оси. Это важная часть информации, которая затем сравнивается со скоростью вращения колес и действиями водителя, управляющими рулем. Система может рассчитать разницу в том, как автомобиль реагирует на конкретную ситуацию, по сравнению с намерениями водителя и, в конечном счете, есть ли необходимость в помощи водителю.
Какие примеры систем в действии?
Чтобы проиллюстрировать, как работает контроль устойчивости, рассмотрим автомобиль, въезжающий в крутой поворот на недопустимо высокой скорости. Водитель поворачивает руль, но сцепление передних шин преодолевается, и автомобиль начинает недостаточно поворачиваться.
В этот момент система может определить, что автомобиль поворачивает не так, как предполагал водитель. Затем система ESC может приложить повышенное тормозное усилие к внутренним колесам, чтобы помочь вращению автомобиля и, как мы надеемся, избежать потенциальной аварии.
Система курсовой устойчивости также может корректировать избыточную поворачиваемость, когда задние колеса теряют сцепление с дорогой и задняя часть автомобиля начинает скользить.
В автомобиле с открытым дифференциалом (не самоблокирующимся и не блокируемым) одно колесо будет бесполезно пробуксовывать в грязи или на льду, без контроля тяги. Такова природа дифференциалов, они позволяют любому колесу вращаться с разной скоростью для прохождения поворотов.
Но как только они начинают поворачивать с разной скоростью по прямой, тяга, а значит и ускорение, снижается. Система контроля тяги снизит крутящий момент на пробуксовывающем колесе, а дифференциал передаст больший крутящий момент на колесо с более высоким сцеплением. Ускорение улучшается на поверхностях с низким коэффициентом трения.
Конечно, законы физики изменить нельзя, поэтому системы контроля тяги и устойчивости могут добиться лишь ограниченного результата. Тем не менее, скорость и точность, с которой эти системы могут реагировать, намного выше средних способностей водителя, а возможность независимого торможения отдельных колес — это то, что водитель не может сделать, что делает эти технологии бесценными для современного автомобилиста.
Связанный: Почему мою машину трясет?
Связанный: Что такое предупреждение о выходе из полосы движения?
Связанный: Что такое избыточная поворачиваемость?
Автомобильная консультация
Написано
Аланом Суонсоном
Наша команда независимых автомобильных обозревателей и журналистов
Познакомьтесь с командой по продаже автомобилей
Отказ от ответственности Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими Редакционными правилами и Кодексом этики (в том числе для получения дополнительной информации о спонсируемом контенте и платных мероприятиях).


