Шипы на асфальте: не пора ли менять зимнюю резину на летнюю — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото avtovzglyad.ru
Синоптики перестали морочить водителей страхами о похолодании и уже пообещали скорую и теплую весну. И в головах тысяч автомобилистов мгновенно возникла одна и та же идея: а может пора переобуться, пока нет очередей? Портал «АвтоВзгляд» готов поумерить пыл тех, кто вперед весны полезет в пекло. В смысле, за летней резиной.
Эдуард Раскин
Зима 2019—2020 нанесла серьезнейший урон в рядах поклонников шипованной резины: в центральной России за три месяца «холодов» случилась лишь пара-тройка дней, когда шипы были уместны. Все остальное время можно было обойтись и без лязга при движении. Сибирь и Урал — другое дело, там и зима была настоящая, и дороги сложнее. А вот столичный водитель, стоящий в своей пробке по ступицы в реагенте, наверняка уже считает дни и внимательно смотрит на термометр. Очередей в шиномонтаже пока нет, так может сделать ход конем? Такие мысли стоит гнать из головы «поганой метлой» сразу по нескольким причинам.
Во-первых, любой опытный водитель знает, что железо дороже резины. Другими словами, ночные заморозки могут устроить на улицах такой каток, что даже зимним шинам будет сложно. Про летние и упоминать стыдно. Во-вторых, синоптики предполагают, а Господь — располагает. Никакие увещевания Гидрометцентра не дают гарантий, что завтра не наступит полноценная зима, которая запросто может продлиться до самого мая. Кто на День Победы снег с машины не сметал?
Ну и, наконец, в-третьих: согласно Техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», в зимние месяцы — декабрь, январь и февраль — легковые автомобили обязаны быть оснащены зимними шинами. Покрышками, имеющими индекс «снежинка» и буквенное обозначение, содержащее литеры «M» и «S». Речь идет про все транспортные средства категории «В», в том числе грузовые.
Фото avtovzglyad.ru
Изучив документ, получаем достаточно понятное руководство к действию: согласно закону, водители могут использовать летние шины с марта по ноябрь, шипованные — с сентября по май, а фрикционные — круглогодично. Однако стоит помнить, что сезонные покрышки отличаются не только наличием шипов, но и составом резиновой смеси.
Любые зимние шины начинают «плыть», когда среднесуточная температура пересекает отметку в +7 градусов по шкале Цельсия, а летняя шина, какой бы фирменной и дорогой она не была, уже при «нуле» начинает дубеть. Сцепление с покрытием ухудшается, машина теряет управляемость и становится «санками» даже в легком повороте. Воистину, оно того не стоит.
Весна, какой бы ранней она в этом году не стала, наступит только 1 марта. Именно в этот миг стоит задуматься не только о подарках к близящемуся — марта, но и о смене зимних шин на летние. И не минутой раньше. Впрочем, подарки дамам лучше приобрести заранее.
154356
- Автомобили
- Тест-драйв
133626
- Автомобили
- Тест-драйв
133626
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.
Дзен
безопасность дорожного движения, летние шины, авария, ДТП, шины, зимние шины, лайфхак, шиномонтаж
Когда пора менять резину?
В регионах с ярко выраженной зимой автовладельцы вынуждены иметь 2 комплекта резины – зимнюю и летнюю. Нет сомнения в необходимости два раза в год менять резину. Но когда это делать? Погода может быть непредсказуема, и порой выбрать момент, когда сезон сменился окончательно, непросто.
Почему так важно менять резину?
Летние и зимние покрышки имеют не только совершенно разный протектор, но и различающийся состав резины. Зимняя покрышка сделана из более мягкой резины, которая не затвердевает на морозе и не теряет сцепных свойств. Летние же покрышки более жесткие, они начинают стремительно терять свои свойства, если температура воздуха опускается ниже +7 градусов.
Зимняя шипованная резинаЕсли же температура поднимается выше +7 градусов, зимняя резина становится излишне мягкой, автомобиль «плавает» по дороге, износ шин увеличивается. Более того, если резина шипованная, сильно возрастает тормозной путь, шипы стираются и вылетают. При этом существует заблуждение, что шипованная резина, потерявшая шипы, работает как аналогичная, но изначально не шипованная. Это совершенно не так. Шипованная резина нормально работает только при наличии шипов. Ее свойства существенно ухудшаются, если отсутствует более 30% шипов.
Различные точки зрения на вопрос смены резины
Автовладелец принимает решение о смене резины по одной из множества причин. Например, резкое изменение погоды, приближение календарной зимы или весны, сезонное снижение загруженности пунктов шиномонтажа и т.п. Многие меняют резину интуитивно или исходя из долгосрочного прогноза погоды.
Существует мнение, что менять резину на летнюю нужно не раньше 15 марта, но, учитывая изменения в климате, а также погодные различия регионов, можно сказать, что «рубеж» этот весьма относителен. Его можно считать актуальным лишь для средней полосы России, при условии, что нет никаких климатических аномалий и температура воздуха находится в пределах климатической нормы.
В вопросе смены резины не стоит ориентироваться исключительно на календарь
Наиболее разумный подход – комбинированный. Нужно изучить прогнозы синоптиков на несколько недель вперед, но при этом ориентироваться как на дневную, так и на ночную температуру. Дело в том, что ночные заморозки приводят к образованию наледи, которая исчезает лишь ближе к полудню, так что в утренний час пик дороги могут оставаться скользкими. Среднесуточная температура должна быть не ниже +7 градусов.
Замена резиныДополнительные поводы вовремя сменить резину
Резину нужно менять, в первую очередь, из соображений безопасности. Экономические причины также немаловажны: зимняя резина быстро приходит в негодность при эксплуатации в теплую погоду, а езда на летней резине в мороз может привести к серьезному ДТП и, соответственно, расходам. Однако есть и другие причины.
Так, страховые компании могут отказать в выплатах по страховому случаю, если на момент ДТП на автомобиле были установлены не соответствующие сезону шины. В случае если в договоре страхования указаны конкретные периоды замены шин, автовладельцу придется решать, чем руководствоваться – погодными условиями или договорными обязательствами.
Срок смены резины также зависит от условий эксплуатации автомобиля. Например, если весной автомобиль эксплуатируется преимущественно утром и вечером, можно не спешить со сменой резины, так как в это время суток возможны заморозки. Если осенью автомобиль эксплуатируется утром и вечером, лучше заменить резину на зимнюю пораньше.
Владельцам шипованной резины приходится «переобуваться» весной раньше, а осенью – позже, чем владельцам «липучки» (зимней резины без шипов). Связано это с тем, что шипованная резина очень быстро изнашивается в теплую погоду, а тормозной путь на сухом прогретом асфальте очень велик.
Шипованную резину нужно ставить как можно позже осенью и менять как можно раньше весной
География использования также имеет значение, так как за городом разница между дневными и ночными температурами обычно больше, чем в городе, соответственно, выше вероятность образования льда. Снег за городом тает дольше, чем в городе.
Законодательство и резина
В настоящее время законодательство не обязывает водителей устанавливать соответствующую сезону резину, соответственно, отсутствуют и санкции за езду летом на зимней резине, а зимой – на летней. Однако законопроект об обязательном использовании соответствующей сезону резины в настоящее время рассматривается.
Законодательство не обязывает автовладельца менять резину на соответствующую времени года
Существует перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Среди прочих, этот перечень содержит следующие пункты:
- 5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм.
- 5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
С 1 января 2015 года в России вступает в действие технический регламент Евразийской экономической комиссии «О безопасности колесных транспортных средств». С момента вступления в силу техрегламента «эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими установленным требованиям в зимний период (декабрь, январь, февраль) будет запрещена»
Рекомендации по замене покрышек
Существует мнение, что регулярно менять покрышки на диске вредно как для резины, так и для диска. На самом деле, это не так, но только при условии, что покрышки хранятся надлежащим образом: покрышки без дисков должны храниться только вертикально — в противном случае возможна деформация.
Предыдущее фотоМенять нужно все 4 покрышки сразу, причем крайне желательно, чтобы все они были совершенно одинаковыми. Касается это не только модели, но даты выпуска колес.
Если автомобиль имеет привод на одну ось, резину с ведущей оси в новом сезоне желательно установить на не ведущую. Чтобы не запутаться, покрышки можно пометить мелом.
Подводя итоги
Своевременная замена резины необходима, в первую очередь, в целях безопасности. Резину нужно менять, исходя из климатических условий, а также особенностей эксплуатации автомобиля.
Следует помнить, что использование всесезонной резины допустимо лишь в регионах с мягким климатом, где зимой не очень холодно, а снег выпадает редко. Всесезонная резина уступает по характеристикам зимней зимой, а летней – летом.
Когда в штате Мэн должны быть сняты шипованные шины?
Перейти к основному содержаниюСкрыть Показать
По умолчанию Мы хотим купить вашу машину, даже если вы не купите нашу! | Свяжитесь с «Хондой Чарли» сегодня по телефону (207) 622-4776.
Короткий ответ: сейчас! Если на вашем автомобиле все еще есть шипованные зимние шины, вы можете быть оштрафованы в соответствии с законодательством штата Мэн. В период с 1 мая по 1 октября шипованные зимние шины не допускаются на дорогах штата Мэн, поскольку они способствуют преждевременному износу дорожного покрытия и даже могут нанести вред вашему автомобилю.
В «Хонде Чарли» в Огасте, штат Мэн, мы поможем вам соблюсти закон, если на вашем автомобиле все еще установлены шипованные зимние шины. Тем не менее, есть больше, чем просто юридические причины для того, чтобы сбрасывать эти шипованные шины, когда погода становится теплее.
Зимние шины, к которым крепятся шипы, изготовлены из гораздо более мягкой резины, чем всесезонные и летние шины. Причина этого в том, что они предназначены для работы и сцепления при гораздо более низких температурах, чем шины других категорий, а более мягкая резина позволяет им изгибаться и эффективно сцепляться с поверхностью дороги при гораздо более низких температурах.
При температуре выше 40 градусов эта резина подвержена сильному износу, поскольку становится слишком мягкой, чтобы сцепляться с дорогой без этого. Представьте себе карандашный ластик на листе бумаги, и как быстро вы можете его изнашивать. То же самое относится и к вашим зимним шинам, и в некоторых случаях резина настолько мягкая, что блоки протектора могут быть оторваны из-за экстремальных нагрузок.
Но всего этого и потенциального штрафа можно избежать, посетив наш сервисный центр уже сегодня! Наша команда профессионалов установит на ваш автомобиль подходящие всесезонные или летние шины, которые обеспечат стабильную управляемость, надежное сцепление с дорогой и, самое главное, смогут выдержать жару наступающего лета без преждевременного износа. Так что приходите к нам сегодня и сохраните шипованные зимние шины еще на один сезон!
Категории: Сервис, запчасти
Метки: Замена шин в штате Мэн, летние шины, шипованные зимние шины в штате Мэн
- Запросить дополнительную информацию
Поиск по блогу
Поиск по блогу
Подпишитесь на наш блог
-
RSS 2.
0
- Видео — RSS 2.0
Популярные теги
Хонда Чарли Новые модели Хонда Дилер Огаста Хонда новый инвентарь подержанные автомобили Хонда Новые специальные предложения Хонда новая Хонда CR-V подержанный инвентарь 2016 модели согласие транспортные средства CPO подержанная Хонда Хонда Августа МЭ Хонда подержанные автомобили Augusta ME Специальные предложения Хонда Подержанный хонда кр-в б/у грузовики Augusta ME Используемый инвентарь Дилер Honda в штате Мэн сертифицированная подержанная Honda Финансирование подержанные внедорожники Augusta ME новые модели подержанные автомобили побережье штата Мэн сервисный центр подержанные грузовики прибрежные штат Мэн сертифицированный подержанный; ;
Автомобильные шины — Проверяйте автомобильные шины
Регулярно проверяйте свои шины. Площадь контакта между шиной и поверхностью дороги примерно размером с ладонь, но она определяет сцепление с дорогой и ваш контроль над автомобилем. Сцепление шин особенно важно в дождливую осеннюю погоду и при движении по мокрым, заснеженным или обледенелым дорогам.
Зимние шины
Зимние шины следует использовать в зависимости от погодных условий или условий вождения в ноябре, декабре, январе, феврале и марте. В этот период основные канавки протектора должны иметь глубину не менее 3 мм.
Зимние шины могут быть шипованными и нешипованными. Нешипованные зимние шины часто называют фрикционными. Существуют различные фрикционные шины, предназначенные для условий северной и центральной Европы. Если вы приобрели автомобиль из-за границы и он оснащен фрикционными шинами, убедитесь, что они предназначены для скандинавских условий.
На снегу и слякоти сцепление в первую очередь определяется рисунком шины и фрикционными свойствами. На мокром и гладком льду тяга самая плохая. В этом случае его можно улучшить заклепками или другими противоскользящими аксессуарами (например, цепочками).
Если шипованные шины используются в легковом автомобиле или фургоне, они должны использоваться на всех колесах, а количество шипов на шину не должно отличаться более чем на 25 процентов. Однако разница может быть больше, если количество шипов на каждой шине соответствует не менее 75 % эквивалентной новой шины.
Помимо легковых автомобилей и фургонов, требования к зимним шинам также распространяются на прицепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг (класс O 2 ), т. е. обычно буксируемые караваны и тяжелые прицепы. Если на транспортном средстве установлены шипованные шины, такие прицепы должны иметь как минимум зимние шины, но не обязательно шипованные. И наоборот, если на прицепе установлены шипованные шины, автомобиль может быть оснащен нешипованными зимними шинами. Для легких прицепов зимние шины не требуются, но все же рекомендуется использовать зимние шины на скользкой дороге.
Требование к зимним шинам распространяется также на квадрициклы и другие легкие четырехколесные автомобили, а также на мопеды и мотоциклы. Для мопедов и мотоциклов в качестве зимних шин принимаются шины с грубым рисунком, пригодные для зимнего использования.
Период зимних шин
Зимние шины следует использовать в зависимости от погодных условий или условий движения с 1 ноября по 31 марта. В этот период разрешается использовать шипованные шины, а также их можно использовать вне сезона, если этого требуют погодные или дорожные условия.
В период с ноября по март можно использовать летние шины, если местные дорожные условия не являются скользкими или могут стать скользкими, в том числе с учетом проселочных дорог. В отдельных случаях органы дорожного движения определяют, требуют ли условия использования зимних шин. Водитель несет ответственность за то, чтобы автомобиль имел зимние шины в зимних условиях.
Маркировка зимних шин
Зимняя шина имеет маркировку M + S, M.S или M & S (буквы M и S обозначают грязь и снег). Зимние шины с маркировкой 3PMSF (3PeakMountainSnowFlake) («горная маркировка») одобрены для использования в сложных зимних условиях и соответствуют требованиям стандарта по сцеплению со снегом.
С 1 декабря 2024 года одной маркировки M + S будет недостаточно для зимних шин. Все зимние шины должны быть одобрены для сложных зимних условий, т.е. иметь горную маркировку или быть шипованными. Шина с маркировкой POR для внедорожного использования также допускается в качестве зимней шины. В классе O 2 прицепа зимние шины с маркировкой M+S принимаются до 30 ноября 2029 года.
Летние шины
Основные канавки летних шин должны иметь глубину не менее 1,6 мм.
Маркировка TWI на боковой стороне шины показывает, где в канавке рисунка протектора находится индикатор износа. Когда протектор изнашивается до индикатора износа, шина изношена и больше не соответствует требованиям законодательства в размере 1,6 мм. Даже до этого сцепление шины с дорогой значительно снижается, что повышает риск аквапланирования, особенно во время дождя.
Летние шины в новом состоянии обычно имеют около 8 мм протектора. Когда изношено более половины, в дождливую погоду тяговое усилие снижается и может создать опасность.
Нешипованные зимние шины также можно использовать вне разрешенного периода для шипованных зимних шин. Изношенные фрикционные шины часто имеют относительно плохие ходовые качества, особенно в сырую погоду, и они не предназначены для летних условий.
Изношенные шины увеличивают риск аквапланирования
Поведение шин на мокрой, заснеженной или обледенелой поверхности значительно ухудшается даже до того, как они приближаются к минимальному законному требованию 1,6 мм для летних шин или 3,0 мм для зимних шин. Способность шины сохранять необходимое сцепление с дорогой особенно сильно зависит от скопления дождевой воды в канавках протектора и слякоти от таяния или слипшегося снега.
Аквапланирование означает, что шина не способна достаточно быстро вытеснить слой воды или слякоти с поверхности дороги. Шина отрывается и движется по водной подушке, которая действует как своего рода смазка между шиной и поверхностью дороги. Сцепление между шиной и поверхностью дороги полностью исчезает, и шина больше не передает рулевое или тормозное усилие для изменения направления или скорости. Во время аквапланирования даже небольшое боковое усилие может привести к боковому скольжению автомобиля.
Если вы чувствуете, что передние колеса начинают аквапланировать, держите руль прямо и отпустите педаль газа. Если вы слишком сильно повернете рулевое колесо во время аквапланирования, автомобиль может резко изменить направление, когда сцепление с дорогой восстановится. Сохраняйте спокойствие и избегайте необдуманных маневров рулем. Снизьте скорость, чтобы снова избежать аквапланирования.
На аквапланирование влияет скорость автомобиля, а также шины, их модель, ширина и износ. Снижение скорости — лучший способ избежать аквапланирования. Если шины в плохом состоянии, во избежание аквапланирования требуется снижение скорости на 20–30 км/ч по сравнению с ездой на исправных шинах. Также следует избегать езды по колеям, поскольку в них скапливается вода. Во влажных, снежных или обледенелых условиях плохое сцепление изношенных шин также значительно увеличивает тормозной путь и затрудняет управление автомобилем на поворотах.
Автомобиль наиболее отзывчив, когда все шины обеспечивают примерно одинаковое сцепление с дорогой. Чтобы шины изнашивались равномерно и сохраняли одинаковый уровень сцепления с дорогой, во время обслуживания их можно менять местами с передней на заднюю. Если во время обслуживания шины показывают явно разные степени износа, но все еще находятся в рабочем состоянии, рекомендуется установить на заднюю ось самые лучшие шины. Лучшее заднее сцепление снижает риск бокового заноса автомобиля, а лобовой удар, как правило, безопаснее, чем боковой удар в случае столкновения. Однако направление вращения менять нельзя, так как шины обычно рассчитаны на вращение в одном направлении. На это указывает стрелка сбоку шины. Например, если поменять местами заднюю и переднюю шины, каждая шина должна оставаться на одной (правой или левой) стороне автомобиля. Если есть больший износ на внутренней или внешней кромке или если есть пилообразный износ, вероятно, необходимо отрегулировать выравнивание схождения. Для этого требуется регулировка сход-развала, которую должен выполнить специалист по обслуживанию.
Проверяйте летние шины как минимум осенью, а зимние шины во время зимних каникул
Хорошая возможность проверить состояние шин есть при смене летних шин на зимние и наоборот. Особенно весной летние шины изнашиваются быстрее, так как дорожное покрытие становится шероховатым после того, как всю зиму они подвергались воздействию шипованных шин. Летом жара также увеличивает износ. Регулярная проверка протекторов убережет вас от неожиданностей. Например, несмотря на то, что вы все еще используете летние шины, вам следует осматривать их, когда осенью начинается сезон дождей.
Аналогичным образом зимой, особенно если вы много ездили по бесснежным асфальтированным дорогам, рекомендуется проверить шины к началу зимнего курортного сезона. Существует риск «второй зимы» в начале весны, и такие аварии, как столкновения нескольких транспортных средств, как правило, случаются во время неожиданных снежных бурь в конце зимы или ранней весной.
Давление в шинах
Давление в шинах важно для обеспечения безопасности, экономичности и экологичности.
При слишком низком давлении в шинах
- транспортным средством трудно управлять в непредвиденных ситуациях,
- руль начинает тянуть в одном направлении, может проколоться шина,
- расход топлива увеличивается на 3–6%,
- срок службы шины будет снижается на 25–50%.
Давление в шинах следует проверять не реже одного раза в месяц в соответствии с рекомендациями производителя шин или транспортного средства. Рекомендуемое давление в шинах можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля и часто в других местах, которые легче проверить, например, на крышке топливного бака, двери со стороны водителя или ее стойке. Рекомендуемое давление в шинах обычно также зависит от загрузки автомобиля. Давление в шинах следует проверять при перевозке необычных грузов или большого количества людей.
Давление в шинах обычно держится хорошо. Колебания температуры оказывают некоторое влияние на давление. Если давление начинает постепенно падать только в одной шине, обычно с ней что-то не так. Например, в шину может быть вбит гвоздь или шуруп. Первоначально утечка может быть минимальной, и единственным признаком является медленное падение давления. Следует выяснить фактическую причину аномального давления, чтобы избежать спущенной шины в середине поездки.
Новые автомобили имеют систему контроля давления в шинах. Некоторые автомобили автоматически «узнают» различные комплекты шин и их правильное давление, но в некоторых автомобилях их необходимо указывать вручную после замены шин. Сигнальная лампа указывает на падение давления в шине, и следует немедленно выяснить причину.
Новые шины и маркировка шин
Изношенные шины следует заменять новыми задолго до того, как будет достигнут минимальный установленный законом предел. Существует огромный выбор как летних, так и зимних шин, и большой выбор может сбить с толку. Одним из хороших источников информации являются автомобильные журналы, в которых публикуются результаты последних весенних и осенних испытаний шин. Консультировать покупателей могут и специалисты по шинам в автомагазинах.
В легковых автомобилях и фургонах шины, установленные на одной оси, должны иметь одинаковые размеры, структуру и другие свойства. В случае прокола шины временно можно использовать запасную шину, отличную от других шин. Запасное колесо часто представляет собой облегченную специальную шину с максимально допустимой скоростью и разрешено только для временного использования. На многих новых автомобилях запасное колесо было заменено комплектом для ремонта шин для экономии места и веса. Наборов вполне достаточно для устранения небольших проколов. На наборах указан срок годности, а заправочный флакон следует периодически менять, обычно через несколько лет.
При покупке новых шин первым определяющим фактором является размер шины. Утвержденные типоразмеры шин указаны в регистрационных данных транспортного средства. Если регистрационное свидетельство отсутствует, регистрационные данные можно проверить по регистрационному номеру в разделе «Транспортные вопросы в Моих электронных услугах» онлайн-сервиса Агентства транспорта и связи Финляндии. (Открывается в новом окне)
Новые шины должны иметь маркировку энергоэффективности ЕС. В нем указывается сопротивление качению, которое влияет на расход топлива, рейтинг сцепления на мокрой дороге, который влияет на безопасность, шум качения, а с 1 мая 2021 года рейтинг сцепления на льду и снегу. Рейтинг сцепления на льду и снегу должен быть указан на всех нешипованных зимних шинах, предназначенных для условий Северной Европы. Новая маркировка улучшает сопоставимость различных моделей шин и упрощает их покупку в Интернете. Новый регламент не распространяется на шипованные шины.
С 1 мая 2021 года класс сцепления на мокрой дороге обозначается буквами от A до E; Класс A обеспечивает наилучшее сцепление, а класс E — наихудшее. Классы D и G больше не используются. Классификация основана на тесте по измерению тормозного пути на мокром асфальте при скорости 80 км/ч. Разница в тормозном пути между соседними классами составляет от 3 до 6 метров, т. е. приблизительно равна длине автомобиля.
На боковой стороне шины имеется следующая маркировка:
- Название производителя или товарный знак
- Размер и тип, напр. 185/65 R 14 88 Q: (ширина 185 мм, соотношение сторон: высота составляет 65% от ширины, R означает радиальную конструкцию, размер колеса 14 дюймов, индекс нагрузки 88, индекс скорости Q)
- бескамерный
- TWI , индикатор износа шин
- зимняя шина, M или MS
- «горная этикетка» 3PMSF для зимних шин, которые соответствуют требованиям испытания на сцепление на снегу
- производственный код неделя/год, например. 2520 (неделя 25 2020 года)
Кроме того, шины должны быть модели, одобренной e, E или DOT, или иметь маркировку с текстом «Retread» или «Pinnoitettu — Regummerad».